Икона неувядаемый цвет

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неувядаемый цвет»

О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона «Неувядаемый цвет» – значение

Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» была создана в 17 веке на горе Афон. Для примера использовались писания византийских акафистов, где Божья Матерь и Богомладенец сравниваются с цветами, которые никогда не вянут. На иконе Богородица держит своего Младенца в правой руке, а в левой у нее находится цветок лилии, который символизирует непорочность. Стоит заметить, что многие иконы «Неувядаемый цвет» непохожи друг на друга, но при этом на них обязательно в руках у Богородицы находится цветок либо лилия, либо роза. В некоторых источниках указывается, что ранее образ писался по-другому, и Богородица восседала на троне и держала в руках скипетр, овитый цветами.

Через время мелкие детали убрали с полотна, и скипетр заменили цветком.

Несмотря на то, что особое значение иконы «Неувядаемый цвет» имеет именно для женщин, к ней за помощью могут обращаться все желающие. Ежегодно паломники горы Афон могут стать очевидцами настоящего чуда. В течение года люди приносят к образу цветы белой лилии и перед праздником Успения Богородицы, засохшие стебли наполняются силой и начинают выпускать новые бутоны. Ежегодно проходит и празднование этой иконы, а происходит это 16 апреля.

Значение и молитва иконе «Неувядаемый цвет»

О силе этого образа было известно еще в древние времена. Люди носили его на груди, чтобы защитить себя от различных бед. Молитвенные обращения к иконе помогают сохранять целомудрие и праведную жизнь. Существует легенда, что именно этот образ Девы Марии позволяет представительницам прекрасного пола сохранить свою красоту и молодость на много лет. Эта информация в древности считалась тайной, и передавали ее из поколения в поколение по женской линии. Считается, что искренняя молитва поможет решить многие семейные проблемы.

Большое значение икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» имеет для одиноких девушек, поскольку они обращаются к ней с просьбой о выборе достойного спутника жизни. В своих молитвах девушки могут также просить об удачном замужестве и о семейном счастье. Часто именно этот образ используют для благословения невесты перед замужеством. Юные особы молятся о сохранении целомудрия. Существует огромное количество подтверждений, что образ помогает излечиться от многих заболеваний. Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» помогает справиться с существующими жизненными испытаниями и различными эмоциональными переживаниями. Можно обращаться к образу, чтобы получить любовь и признание у окружающих.

Цветок Благовещения

07.04.2016

На иконе Благовещения Пресвятой Богородицы архангел Гавриил нередко изображается с лилией в руках – символом чистоты и непорочности Девы Марии. Какое значение имеет этот цветок для разных народов? Об этом расскажет флорист Анна Бондаренко.

В преддверии большого праздника Благовещения спешу написать о прекраснейшем из цветов, о «принцессе флоры», как ее иногда называют — о лилии.

Начну, пожалуй, с древнегреческой легенды. Она повествует нам, что в цветы лилии превратились капли грудного молока матери богини – Геры, когда она пыталась покормить маленького Геракла, сына Зевса и царицы Алкмены. Непослушный Геракл во время кормления оттолкнул богиню, молоко брызнуло в разные стороны, и на небе появился Млечный путь, а на земле – лилии. Гораздо ранее, чем грекам, лилия была известна древним персам, у которых даже столица называлась Суза, что означает «город лилий». Немалую роль играла лилия у римлян, особенно в их цветочных празднествах, посвященных богине весны Флоре.

Этот цветок считается особенным у всех народов, а у народов, исповедующих христианство, – особенно, ведь именно этот цветок – символ Богородицы, символ чистоты и Боговоплощения. По преданию, юной Марии явился архангел Гавриил с веткой белоснежной лилии и благовестил Ей о том, что от Нее родится Мессия. У испанцев и итальянцев в венках из лилий идут девушки в первый раз к Святому Причастию, но нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции, где с ней связаны имена основателя французской монархии Хлодвига, королей Людовика VII, Филиппа III, Франциска I… Старинные предания повествуют о появлении лилии на знамени французских королей как эмблемы королевской власти. Франция называлась царством лилий, а французский король – королем лилий.

По преданию, король Хлодвиг одолел с ее помощью врагов христианства. Хлодвиг взял себе в качестве эмблемы лилию после того, как водяные лилии в Рейне подсказали ему безопасное место, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве. Людовик VII избрал лилию своей эмблемой. Три лилии красовались на знаменах Людовика IX Святого во время крестовых походов и обозначали три добродетели: милосердие, сострадание и правосудие. При Людовике XII лилия становится главным украшением всех садов Франции и называется цветком Людовика. Лилия пользовалась вообще большой любовью во Франции. Цветок этот считался искони выражением высшей степени благоволения и уважения, и потому в аристократических семьях было в обычае, чтобы жених посылал своей невесте каждое утро, вплоть до самой свадьбы, букет из живых цветов, среди которых должно было быть непременно несколько белых лилий.

В Германии с лилией связано немало сказаний о загробной жизни. Она служит у немцев свидетельством преданности. И у древних иудеев цветок лилии пользовался большой любовью. Евреи украшали им священные алтари, капители колонн храма Соломона. При строительстве храма великий тирский архитектор придал изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн, а также украсил изображениями лилии его стены и потолок, разделяя мнение с евреями, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению молитвенного настроения среди молящихся в храме.

О красной лилии рассказывают, что она поменяла цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда Спаситель проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед ним склонили головы все цветы, кроме лилии, которая хотела, чтобы он насладился ее красотой. Но когда страдальческий взор упал на нее, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с Его смирением разлился по ее лепесткам и остался навсегда.

Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших молодых египетских девушек. Подобная лилия была найдена на груди мумии молодой египтянки, хранящейся теперь в Луврском музее в Париже. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло — сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате «О природе женщины».

В христианской религии, где, как я уже писала, лилия символизировала Богородицу, чистоту, лилии еще была символом совершенства, идеального цветка и знаменовала также надежду на спасение и божественную награду праведникам. Сам Христос говорит о красоте этих цветов: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6. 28-29).

В Ветхом Завете Бог отождествляет с лилией Самого Себя: «Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн. 2. 1-2). Библия говорит о лилии как о прекраснейшем из цветов!

Снова Церковь переживает праздник Благовещения, вспоминает явление архангела с белоснежными соцветиями в руке… В храме в этот день служат в голубых одеждах, а в воздухе царит аромат лилий. Флористы украшают интерьер вытянутыми трубочками. Мир в ожидании праздника…

Анна БОНДАРЕНКО
Материал опубликован в блоге автора

Икона «Неувядаемый цвет» считается одной из самых красивых изображений Божьей Матери. Название «Неувядаемый цвет» произошло от цветов-бессмертников, которые считались символом чистоты. Эти цветы росли на склонах Святой горы Афон.

Есть несколько вариантов этой иконы, но обязательным атрибутом являются цветы. На одной из таких икон изображена Богоматерь, которая на левой руке держит младенца Христа, а в правой держит белые лилии, иногда изображают розы или другие цветы. В любом случае цветы символизируют чистоту и непорочность Марии, к которой обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». И Богородица, и младенец изображены в царских ризах, украшенных золотом. Именно лилии преподносит архангел Гавриил в день Благовещения.

Молитва перед такой иконой помогает людям при семейных неурядицах, при чувстве одиночества или потере близких людей, способствует сохранить праведность. Если горячо молиться, то Божья Матерь поможет преодолеть все невзгоды, придаст сил и мужества. Самой проникновенной молитвой считается

О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша.

О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Очень нежно и трепетно к иконе «Неувядаемый цвет» относятся молодые девушки, которые молятся о сохранении чистоты и непорочности. А также обращаются за помощью в выборе второй половинки. Когда девушка выходит замуж, эту икону берут в качестве венчальной.
Если искренне молиться, то икона помогает сохранить красоту и молодость, но в то же время благоприятствует и в исцелении болезней.

Богоматерь «Неувядаемый Цвет»

1691 год. Тихон Филатьев. Москва
Дерево, темпера. 47 × 41,5
Происходит из церкви Рождества Богородицы в Голутвинском переулке в Москве
ГТГ, инв. 28637

На иконе Богоматерь и Младенец представлены в образах Царицы Небесной и Небесного Царя. Дева Мария изображена по пояс в царском венце с процветшим жезлом в руке поддерживающей стоящего на престоле младенца Христа в царском облачении, со скипетром и державой в руках. Литературной основой иконографии явились тексты византийских гимнов-акафистов Богородице: Акафист Благовещению Георгия Писидийского (VII в.) и Успению патриарха Константинопольского Исидора Вухироса (ум. 1349), а также каноны Иосифа Гимнографа (IX в.). В Акафистах Богородица именуется «отрасли неувядаемыя розго», «цвете нетления» (Благовещению, икосы 3, 7), «жезле Ааронов, прозябший нетление», «крине неувядаемый, процветший безсмертие» (Успению, икос 5) и т. д. Одно из сравнений (цвете нетления, или Цвет неувядаемый) — образно-поэтический синоним именования Богородицы «Приснодевой», т.е. девой, не изменяющей своей природы, остающейся ею до и после Рождества Христова, — стало названием особой иконографии изображений Богоматери с Младенцем. Возникновение этого извода в России, очевидно, связано с обращением во второй половине XVII века к Богородичным акафистам при росписи главных храмов Московского Кремля — Успенского и Благовещенского соборов, а также церкви Ризположения. Икона Третьяковской галереи является одной из самых ранних среди подобных изображений.

Композиция иконы наполнена прообразовательными ветхозаветными символами Богородицы в акафистных эпитетах византийских гимнографов. Престолы под красными покровами — «…престоле Господень, от земли вознесенный в царствие небесное» (Успению, икос 3), в числе которых престол меньшего размера, жертвенник, — «…трапезе, носящее обилие очищения» (Благовещению, икос 3); скипетр в руке Христа — «…скипетр царский в Христовой деснице» (Успению, икос 5); небесный чертог с заоблачными райскими кущами, открытый красной с золотым орнаментом завесой, и закрытая книга на престоле — «…отверзающая райские двери» (Успению, икос 1), «…свете чертог и книга слова животнаго» (Служба на Рождество Богородицы). На фоне иконы: звезда и солнце — «…звездо, являющая солнце» (Благовещению, икос 1); горящая свеча — «…свеще неугасимая огня невещественнаго», «светоприемная свеща истиннаго света…» (Успению, икос 11); кадило — «приятное молитвы кадило» (Благовещению, икос 3).

Г. Сидоренко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *