Стихи о хорошем настроении

Хорошее настроение с утра – залог успешного дня! Хорошее настроение нужно дарить друг другу каждый день, говорить приятные слова и почаще обнимать.
Что бы быстрее развеселить себя или своих любимых, мы собрали для Вас множество стихов для поднятия настроения.

Все будет: и улыбки, и цветы,
И обязательно все сбудутся мечты,
И жизнь наша, как в сказке расцветет,
Душа в груди, как в детстве запоет.

И старые друзья поддержат нас,
И новые найдутся в добрый час.
Судьба, нам улыбнувшись, подмигнет,
Удачу тут же в гости к нам пришлет.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Из анекдотов, свежих шуток, острых фраз
Сварю я терпкое веселое варенье,
Оно для блинчиков из юмора как раз,
Чуть-чуть отведаешь — вернется Настроенье!
И не отпустим никуда бродягу вновь —
Пусть охраняет от тоски тебя и скуки.
К нему подтянутся Улыбка и Любовь,
Да и Везение возьму я на поруки!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Этот мир нам с тобой по плечу,
Мы добьемся всего, что хотели,
Будут в жизни у нас: и Париж,
И Майями, и кофе в постели.
Будут принцы на белых конях
Наш с тобою покой возмущать,
Будут недруги наши от злобы
И от зависти только пищать.
Мы с тобою полны оптимизма,
И с улыбкой по жизни идем,
Наше счастье уже совсем близко
Очень скоро его мы найдем.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Отчего тебе, мой друг, грустится?
Ты вокруг быстрее оглянись!
Ничего плохого не случится —
Главное, ты сердцем улыбнись!
И не важно, что вокруг творится —
Снег ли, солнце, или, может, мгла…
Настроенье пусть парит, как птица!
А в душе чтоб радуга взошла!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Это кто повесил нос
Кто без настроения?
Я сейчас опять начну
Ангельское пение!
Ну и пусть, что мне медведь
По ушам проехал,
Я сегодня не стремлюсь
К громкому успеху!
Я хочу, чтоб близкий друг
Просто улыбнулся,
Чтобы к жизни, наконец
Радостной вернулся!
Пусть к тебе пришла хандра,
С кем же не бывает?
Знаю точно, что ее
Песней разгоняют!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Не печалься, не грусти, —
Настроение в пути!
Мчится, ножек не щадя,
Чтоб порадовать тебя!
На камазе, на мопеде,
На олене, на медведе,
Притворяется пилотом,
Добираясь самолетом,
Прыть свою оно не сбавит,
Хохотать тебя заставит,
Петь, плясать и улыбаться,
Чтобы жизнью наслаждаться!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Хочу, чтобы солнечный лучик украдкой
Скользнул по щеке твоей к алым губам —
Он от меня поцелуй самый сладкий
Тебе передал бы, и по волосам
Нежно погладил бы, чтобы улыбку
Ты не смогла бы уже отпустить,
Ты согласись, было б глупой ошибкой
В это прекрасное утро грустить!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Настроения тебе боевого,
такого, чтобы хотелось свернуть горы!
Такого, чтобы боялись подчиненные
и уважало начальство… а лучше наоборот!
Такого, чтобы деньги сами приходили
и послушно укладывались в кошелек.
Такого, чтобы грандиозные идеи возникали
с космической скоростью,
а воплощались еще быстрее!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть настроение будет классным,
Сегодня, завтра, постоянно!
Путь на работу — безопасным,
Сама работа — без изъяна.
Вообще весь день пройдет «как надо»,
Без форс-мажора и эксцессов.
Промчатся огненным торнадо,
Мимо тебя проблемы, стрессы.
И светит солнце над тобою,
Пусть даже рядом дождь идет.
Поддайся бодрому настрою
И день удачу принесет!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ты знаешь, что сегодн
Закон нам утвердили,
Чтоб за твоим настроем
Мы бдили и следили!
Ведь наверху считают,
Что без твоей улыбки,
Во всех морях и реках
Потопнуть смогут рыбки…
Поэтому скорее
Тоску давай отбросим,
А вдруг на самом деле
Придет конец лососям?!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я желаю, чтобы было
Настроение — огонь.
Солнце ярко чтоб светило
И спускалось на ладонь.
Чтобы принц на Мерседесе
На Бали тебя увез,
Песни пел такой принцессе
И катал тебя до звезд!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть станет настроение чудесным,
Как будто после премии большой,
Как в праздник или просто днем воскресным,
И словно в миг свидания с мечтой,
Пусть светятся глаза твои задором,
В улыбке расплываться будешь ты,
А счастье удивительным узором
Украсит в книге жизни все листы!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Не вешай нос, дари улыбки
И улыбайся бедам вслед:
Мы все способны на ошибки,
Но для унынья места нет!
Пусть все, что ловит слух и зренье,
Приятным будет для души!
Чтоб лучшим было настроенье,
Не торопись и не спеши:
Бесценно каждое мгновенье,
И в каждом — радость и любовь!
И синей птицей настроенье
В твоих руках забьется вновь!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Хорошего настроения тебе!
Напоминаю, что создать его
ты можешь сам: улыбнись, громко спой
любимую песенку, энергично потанцуй!
И не важно, где ты это сделаешь —
на улице, на работе или дома:
окружающим, коллегам и себе
ты улучшишь настроение на все сто!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Какое было настроение у деда,
Когда златую рыбку в невод он поймал?
Или у Золушки, когда была одета
Она в парчу, чтобы отправится на бал?
Конечно, классное! Такого же желаю,
Чтоб веселиться и смеяться от души,
Тебе я радость и удачу обещаю,
Ты только в жизнь войти им щедро разреши!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чтобы все легко давалось,
Надо знать один секрет —
Улыбайся! Сделай малость
Ради будущих побед.
С настроением хорошим
Утром встань, тепло даря.
Если день с улыбкой прожит,
Значит, прожит он не зря.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Если утром настроенье ниже плинтуса опять,
За окном — туман и слякоть и не хочется вставать,
Ты хорошие приметы в каждом деле подмечай
И, конечно, только с правой за порог переступай!
По дороге на работу дождь застал нас — не беда:
Можно в луже искупаться, если кончится вода.
Если утром без причины шеф в нас молнии метал,
Значит, будет день спокойным — ведь от крика он устал.
Кризис, пробки, град, простуду ты в удачу обрати,
И тогда вдруг повстречаешь Птицу Счастья на пути.
Все, что послано судьбою, как подарок принимай
И с хорошим настроеньем каждый новый день встречай!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чтобы стресс не беспокоил,
Не коснулось раздражение,
Фарт вниманьем удостоил,
Будь в хорошем настроении.
Счастье ты включи погромче,
Выпусти талант на сцену,
Смех звучит пускай твой звонче,
Радости настрой антенну.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Улыбайся! Жизнь чертовски хороша!
Даже если за душою ни гроша,
В небесах червонец солнца золотой
До прихода вечерка-менялы — твой!
Улыбайся! Позитивом будь привит
От коллапса скуки, насморка обид.
И от хереса веселья не трезвей!
Пусть стучит мотор сердечный твой резвей,
Оптимизма постоянный в теле ток
Не дает пустить дела на самотек,
И несется сквозь проблемы напролом
Жизнь не зеброй, а малиновым слоном!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Мой светлый лучик, моя нежность,
Мой ненаглядный Ангел во плоти,
Моя душа и безмятежность.
Прошу, родная, не грусти.
Пусть будет светлым настроенье,
Таким же ласковым, как ты.
Пусть посетит сегодня вдохновенье
И расцветут на сердце райские цветы.
Пусть увлекает счастье за собою,
Лучи заботы, нежности даря.
Пускай объятья сладкого покоя
Тебя согреют, милая моя.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть улыбаются глазки и губки,
Нежные, словно цветы незабудки.
Пусть настроение будет прыгучим,
День же — счастливым и очень везучим.
Пусть с вдохновением все удается,
Песня с утра в сердце смело ворвется.
Пой ее громко, танцуй до упаду —
Радостный день ты получишь в награду!
l
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть день твой начинается прекрасно:
С улыбки, с настроения хорошего.
Не думай о проблемах ежечасно —
Несладко жить с тяжёлою их ношею.
А если вдруг в неласковой судьбе
Всё заметёт назойливой порошею,
Я искренне, настойчиво тебе
Желаю настроения хорошего!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть сегодня твое настроенье
Улетает, кружась в небесах,
Счастье станет пускай отраженьем
В твоих нежных, красивых глазах.
Пусть весь мир для тебя улыбнется,
Станут люди немного добрей,
Пусть в тебе вдохновенье проснется
И мечты воплотятся скорей.
Самых сказочных неторопливо
Пусть мгновений идет череда,
Я желаю тебе быть счастливой
В этот час, в этот день и всегда!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть ничто, любимый, не сумеет
Вдруг тебе испортить настроенье,
Солнце пусть лучами нежно греет,
Птицы веселят задорной трелью.
Пусть на сердце груз тревог не ляжет,
И улыбка глаз не покидает,
И внезапно вдруг начальник скажет,
Что тебя по службе повышает.
Пусть, любимый мой, не омрачают
День твой ни тревоги, ни ненастье,
Будет в жизни то, что называют
Ёмким и коротким словом — счастье.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть будет настроение хорошим,
Пусть будет бесконечный позитив,
От счастья пусть душа твоя смеется
И напевает радостный мотив!
Ты знаешь, для поднятья настроенья
Все средства абсолютно хороши!
Желаю тебе, солнышко родное,
Почаще улыбаться от души!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я сниму сегодня, милый,
Ночью все ограничения.
Пусть мечты, что станут былью
Приподнимут настроение.
Пусть фантазии волнуют,
Драгоценный мой, тебя.
Сердце пусть твое ликует
От такой программы дня.
Я желаю, чтоб был весел,
Выбрал правильный настрой,
Чтоб о встрече сладкой грезил,
Не грустил, мой дорогой.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть будет день сияющим и ярким,
А ночь любви нам счастье принесёт,
Встречай судьбы заветные подарки,
Пусть каждый миг тебя удача ждёт!
Чтоб настроенье было «на отлично»,
Чтоб сердце пело и пылало вновь,
Венец победы дарит в жизни личной
Моя святая, верная любовь!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Любимый мой, пусть этот чудный день
Тебе подарит радость, настроенье,
Смелей взойди на новую ступень
И ощути приливы вдохновенья!
Пускай сегодня ждет тебя успех,
Собою будь, не думай о престиже
И покори умом, талантом всех,
Пусть станут цели на порядок ближе…
Но только в беге будничного дня,
Среди забот и в суете привычной
Ты вспомни на минуточку меня,
Я по тебе скучаю безгранично!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Постой, ты что-то потерял.
Похоже, ценные вещицы:
Твой озорной, смешливый взгляд,
Самоиронии крупицы.
Позволь, с тобой я поделюсь
Своим чудесным настроением?
И в твоей грусти растворюсь
Теплом живительным весенним.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Желаю утром неги сладкой,
Проснуться, слыша трели птиц.
Рассвету улыбнись украдкой.
Желаю счастья без границ!
Желаю творчества, везенья,
Приятных встреч, любимых глаз.
Поднять тебе я настроенье…
Хочу и завтра и сейчас!
Не поддавайся пессимизму,
Пусть в каждом деле ждет успех.
Давай разгрузку организму —
Пусть восстановит силы смех!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я желаю настроенья выше облаков,
Ты к труду и развлеченьям будь всегда готов.

Всем невзгодам улыбайся, а печаль гони,
Пусть наполнены любовью будут твои дни.
Позитива, и побольше, с самого утра,
Для побед и достижений уж пришла пора.
Бодрость духа, силу воли в тонусе держи,
Чтоб была всегда успешной и красивой жизнь.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я желаю, чтоб Фортуна
Непрерывно улыбалась,
Чтоб душа беспечно-юной
Очень долго оставалась,
Чтоб успехами рассветы
Лучезарно пробуждали,
Чтоб удачи-первоцветы
Лепестками щекотали.
Чтобы сразу, без помарок,
У тебя все получалось,
Каждый час был, как подарок,
Настроенье повышалось!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Тебе желаю настроенья!
Оно ведь силы придает.
И веру дарит, и терпенье,
Вперед к мечте всегда ведет.
В себе не нужно замыкаться:
Улыбка, радость, позитив —
Вот с чем не нужно расставаться,
И будет мир тогда красив!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть хорошее настроение
Направляет тебя весь день,
Чтоб ни трудности, ни сомнения
На лицо не бросали тень.
Пусть улыбка твоя сиянием
Озаряет весь мир вокруг,
Привлекая к себе внимание
Всех прохожих, друзей, подруг.
Пусть глаза на всё смотрят с радостью,
И пусть сердце твоё поёт —
Заряжайся с запасом шалостью,
Чтобы вместе встречать восход!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Желаю денёчка погожего,
А с ним — настроенья хорошего.
Дела чтобы весело спорились,
Задумки и планы исполнились.
Пусть всё, мой родной, получается,
Мечты непременно сбываются,
Пусть будут все встречи приятными,
С контрактами далекоглядными.
Пусть день пролетит, как мгновение,
В мажоре держа настроение.
А вечером вновь для порядочка
Тебя ждёт моя подзарядочка.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Путь светятся твои глаза,
Душа от радости поет,
А неприятностей гроза
Тебя не тронув пусть пройдет.
И мысли о любви моей,
Пусть настроенье поднимают.
Становится в душе теплей,
И бабочки вокруг порхают.

Стихи для поднятия настроения девушке

Что случилось, детка, почему грустишь,
Где твоя улыбка? Я ее не вижу!
Милая, родная, нежный мой малыш —
Поделись со мною, я ведь не обижу!
Ободрись немного, подними глаза,
Посмотри на небо — птицы в нем летают!
Ты отбрось печали далеко назад,
Пусть в твоем сердечке радость расцветает!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ты не грусти, жизнь за окном прекрасна.
Ты молода, собою хороша.
Все происходит с нами не напрасно,
И живы мы, пока поет душа!
Ты улыбнись, ведь в грусти нет совета,
Как надо все мечты осуществить.
У счастья нет особого секрета,
Любить и верить — вот что значит жить!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Улыбнись, моя родная.
Ведь сегодня чудный день.
Ждет тебя, я точно знаю,
Счастья новая ступень.
Небо я готов и море
Сделать ниже для тебя.
Ждет удача тебя вскоре.
Шлю привет тебе любя!
Настроение поднять я
С удовольствием готов.
Приходи в мои объятья!
Для тебя мир из цветов!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Хоть люблю тебя я даже грустной,
Ты не вздумай никогда грустить,
Ведь с улыбкой на лице прекрасной
Проще в мире и приятней жить.
Отгони ты от себя печали,
И тоске не надо поддаваться,
Нужно с гордостью шагать по жизни,
И в ответ всем бедам улыбаться.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я люблю, когда твои глаза сияют,
И ты словно светишься от счастья!
Ну не хмурься, милая, родная,
Улыбнись, и вместе скажем «здрасти»
Настроенью «все по барабану,
День сегодня будет самый лучший!»
Потому что вместе мы, желанный,
Самый светлый, самый яркий лучик!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Улыбнись и не печалься,
Ни к чему тебе грустить,
Посмотри, как я стараюсь,
Чтоб тебя развеселить!
Я готов плясать мазурку,
Петь частушки до утра,
Лишь бы только в настроении
Ты, красавица, была!
Если будешь улыбаться,
В жизни все пойдет на лад
И она похожа станет
На волшебный, райский сад!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Дорогая! Нет причины грусти предаваться!
Дам тебе совет, как твой сердечный друг:
Постарайся не хандрить и чаще улыбаться
И прекрасен сразу станет мир вокруг!
Вольны мы сами выбирать и выбор тут «тяжелый»…
Смеяться или тосковать? Конечно, быть веселой!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть будет прекрасным твое настроение,
Веселой — улыбка и радостным — взгляд,
Пусть вместе с надеждой придет вдохновение
Стремиться вперед и ни шагу назад.
Пускай расцветают таланты, как розы,
К тебе, моя радость, придет пусть успех,
Исполнятся сразу мечты все и грезы,
Пусть слух мой ласкает задорный твой смех.
Будь солнышком ясным и звездочкой яркой,
И ночью, и днем ты сверкай красотой,
Пусть будет от чувств наших искренних жарко,
Всегда будь отрадой моей и мечтой!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть развеется грусть, словно дым!
Ты не вздумай, родная, скучать!
Настроенье пусть будет таким,
Чтоб хотелось кружить, танцевать,
Песни петь и над шаром земным,
Словно бабочка просто порхать,
Позитивом огромным своим
Всех вокруг без конца зажигать!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть будет настроение прекрасным,
Таким же чудным, ярким, как и ты.
Пусть каждый миг твой будет классным
В объятьях счастья, неги, доброты.
Пускай улыбка нежная блистает
И нотки смеха будут пусть слышны.
Я все в тебе, мой Ангел, обожаю,
Ведь для меня весь мир — лишь только ты.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
На старте прекрасного, нового, светлого дня
Прими пожеланья, любимая, ты от меня.
Пусть радостно будет тебе на душе и легко,
Проблемы уходят пускай далеко-далеко.
Желаю встречать только добрых людей на пути,
Желаю тебе неприятности все обойти.
Чтоб планы сбывались и в жизнь воплощались мечты,
Чтоб самой счастливой могла ощущать себя ты.
Чтоб свой оптимизм ты дарила и радость вокруг,
Чтоб весело было в кругу самых близких подруг,
И в час, когда солнце заменит на небе луна,
Ты вдруг осознала, что день испила свой до дна.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть будет настроенье до небес,
Пусть стороной тебя обходит стресс,
Чтоб жизнь играла радугой твоя,
И радость чтоб лилась через края.
В глазах чтоб неподдельный был азарт,
Чтоб на душе царил прекрасный март,
И чтоб июля жаркого тепло
В твое сердечко женское вошло.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чтоб настроенье твое, дорогая,
Мне удалось на весь день сохранить,
Буду обязан я, не умолкая,
Просто с тобой без конца говорить.
Тема тебе не важна совершенно.
Понял я, главное — это процесс.
Этот проверенный способ мгновенно
Напрочь сведет и тревогу и стресс.
Так что давай, ангел мой говорливый,
Выпьем с тобою коктейльчик из слов.
Чтоб ты веселой была и счастливой,
Я и к таким испытаньям готов.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Хватит кукситься, малышка,
Без причины губки дуть,
В жизни радостей — с излишком,
Поводов грустить — чуть-чуть!
Хвост трубою, нос повыше,
Отраженью улыбнись,
Пусть от счастья едет крыша,
И душа стремится ввысь!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чтоб даме настроение поднять,
Считаю я, немного, в общем, надо:
Ну, платьев новых штук хотя бы пять,
И к платьям туфли, сумку и помаду.
Мороженого вкусного ведро
И много роз и плюшевых медведей,
А если грустно даме все равно,
Везти к морям, где солнце вечно светит.
Все это, дорогая, обещать
Тебе не буду, врать мне неохота,
Путь будут настроенье поднимать
Тебе мое вниманье и забота.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Подними повыше нос,
До ушей тяни улыбку,
И не принимай всерьез
В жизни каждую ошибку.
Знай, что ты — моя звезда,
Буду я всегда с тобой,
Остальное — ерунда,
На нее махни рукой!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Пусть настроенье будет фееричным,
Пусть будет много в нем тепла!
Сеньор Успех повсюду лично
Сопровождает пусть тебя!
Пускай улыбок ярких вспышки
Тебя согреют нежно, милая моя!
И скачет счастье за тобой вприпрыжку,
В объятьях тесных озаряет доброта.
Пускай заботы, впечатленья
Добавят вдохновения чуток.
И ветер бархатистым дуновеньем
Тебе подарит свежести глоток.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ангел мой! Ты, как роза, красива.
Нет причины для грусти твоей,
Так добавь в свою жизнь позитива,
Ведь с улыбкой твой образ милей!
Свет звезды не сравнится со взором,
Что пленяет вновь сердце мое.
Пусть искрит самым добрым задором
Настроенье, малышка, твое!

Стихи для поднятия настроения парню

Истлела ночь, как сигарета,
И солнце, щуря рыжий глаз,
Подарит пусть тебе с рассветом
Взрывной энергии запас,
Растормошит твои желанья,
Взведя дня нового курок.
Пли! Расточай же обаянье,
Жги шутками забот клубок!
И салютуя позитивом,
Улыбки раздавая вслед,
Задорным будь, жизнелюбивым!
И улыбнется мир в ответ!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ты же знаешь: я непостоянна —
Вот решила быть сегодня феей,
И в объятьях мягкого дивана
Я лежу колдую, как умею.
В сладкий чай печеньку раскрошила,
Нашептав над нею заклинанье,
Чтоб сегодня все тебя смешило,
Радость шилом тыкалась в сознанье.
Доедая третью шоколадку,
Шебаршу оберточной фольгою —
Будет пусть твоя улыбка сладкой
И такой блестящей, но большою!
А для завершенья ритуала
Подолью коньяк, ну, грамм так тридцать…
Я великий маг! Наколдовала,
Чтоб душа твоя день ликовала!
Как же в меня можно не влюбиться!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Тебе желаю первоклассного настроя,
Удачи радужной в твоих мужских делах,
Улыбка скрашивает жизнь, поверь мне, втрое,
Так улыбнись, ведь позитив в твоих руках!
Ты согласись, как много поводов для счастья:
Рассвет, друзья, мечтания, роса,
Так игнорируй даже толику ненастья,
Пусть замечают только светлое глаза!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Пусть настроение твое
Сегодня взмоет ввысь,
И за удачи хвост сильней
Руками ты держись.
Пусть сбудутся сегодня все
Желанья и мечты,
Чтобы легко и весело
Мог улыбаться ты,
Чтобы душа твоя цвела
Духовной красотой,
И радость безграничная
Была всегда с тобой.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Тебе чудесного желаю настроения,
Чтоб был сегодня, парень, ты на высоте!
Пускай хорошими лишь будут впечатления,
Купайся нынче в красоте и доброте!
Пусть не оставит твою душу чувство радости,
И в начинаниях сегодня пусть везет!
Пускай Судьба тебе подарит только сладости,
И этот день тебе удачу принесет!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Пусть солнца свет и птичек пение
Тебе поднимут настроение,
Чтоб был от счастья ты хмельной,
И чтоб хорошим день был твой.
Чтоб радостно душа смеялась,
Тебе удача улыбалась,
Чтобы глаза твои сияли,
И мотыльки в груди порхали.
Легко чтоб находил ответ
На каждый жизненный секрет,
Чтоб доброю судьба была,
И удавались все дела.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Пожелание мое вполне обычное,
Но надеюсь, что исполнится оно:
Настроенье будет пусть твое отличное,
Чтобы день прошел, как кадры из кино!
Как по щучьему волшебному велению,
Не сходила бы улыбка чтоб с лица!
Чтоб ты радовался каждому мгновению,
От начала дня и до его конца!
Небо ясное и солнышко пригожее
Пусть подарят положительный мотив!
Пусть же ждет тебя сегодня лишь хорошее,
Впечатления приносят позитив!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Какая ж это тучища посмела
Закрыть собою солнце от тебя?
Из стран каких бесстыже прилетела,
Твою улыбку, милый мой, сгубя?
Давай пальнем по ней мы доброй шуткой
И ласковым объятием моим?
Уверена, уже спустя минутку
Растает мыслей туча, будто дым.
Расправь во всю ширь плечи, лев могучий,
Трясине грусти шанса не давай,
С прекрасным настроением кипучим
Легко любых дел двери открывай.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Хороший мой, тебе желаю,
Чтоб встал сегодня с той ноги.
Не перепутай, заклинаю,
Чуть-чуть фортуне помоги!
Желаю сил и вдохновенья,
Удачно сложится пусть день!
Хорошим будет настроенье,
И сила воли, как кремень!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Случается что-то всегда необычное,
Когда настроение просто отличное,
Когда улыбаешься миру открыто,
Когда все обиды давно позабыты.
Останутся в прошлом твои пусть ошибки,
Начни свое утро с доброй улыбки —
Чтоб было хорошим твое настроение,
Зажглось чтоб в душе, как огонь, вдохновение!
Иди с ним по жизни, борись, побеждай,
Люби, восхищайся, твори и мечтай,
Не бойся меняться и рисковать,
Чтоб жизнь бриллиантом смогла засверкать!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Мой любимый, я желаю в этот день тебе успеха,
Озорного настроения, силы, бодрости и смеха,
Пусть порадует денечек ярким солнцем, небом ясным,
Будет день твой интересным, многогранным и прекрасным.
Чтобы ты сегодня, милый, все свои решил проблемы,
Для приятных разговоров, чтоб нашел ты время, темы,
Моя нежность пусть подарит тебе крылья для полета,
Чтоб вершин своих блестящих нынче ты достиг в два счета!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Здоровый, сильный, заводной —
Все есть для сочного везенья,
И мне довериться, родной,
Всегда ты можешь, без сомненья.
Ты к сердцу близко не бери:
Сегодня — град, а завтра — солнце,
За опыт мир благодари,
Верь, постучит успех в оконце!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Я всегда тебя поддержу.
Стану крепостью, тылом, преградой,
Потому что тобой дорожу,
Ты являешься счастьем, наградой.
Я всегда на твоей стороне.
Если надо — я буду сражаться,
Прислонившись спиною к спине,
И победой с тобой наслаждаться!
Я всегда тебя буду любить,
Разделяя с тобою все будни,
Я готова с тобой всегда жить
Полноценней, полней, безрассудней!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Пускай у женщин хрупкое плечо,
Но нет его вернее и надежней.
Ведь нам двоим проблемы нипочем,
Хоть жизнь порой бывает очень сложной.
Поэтому готова разделить
Я поровну с тобой любую ношу.
И раз уж мне дано твоею быть,
То в трудный миг тебя, родной, не брошу.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Держись, любимый, нам ли быть в печали,
Ведь мы с тобой команда, хоть куда.
Мы всякого по жизни повидали,
Но сделали лишь крепче нас года.
Держись, родной, ведь я с тобою рядом,
А значит, все проблемы — на двоих.
И многого от жизни мне не надо —
Тонуть всегда в глазах родных твоих.
Держись, мой друг, ведь мы непобедимы,
Сломаем все преграды на пути.
Я знаю, что тебе необходима,
И я готова все с тобой пройти.

Мир принадлежит тому, кто ему рад. 16

Чтобы жить и радоваться нужно всего две вещи: во-первых жить, а во-вторых, радоваться. 22

Как же хорошо, когда всё хорошо! 22

Жизнь прекрасна — это факт! И этот факт я обожаю! 32

Счастливый человек тот, кто смотря в никуда, улыбается… ) 37

Если вы увидели меня без улыбки, значит это была не я. 25 — Статусы про хорошее настроение

Акция: всем, кто улыбнётся — в подарок хорошее настроение! 24

Время дружить со счастьем! 18

А жизнь прекрасна! (антидепрессанты содержатся в шоколаде) 16

Светит солнце и нет больше туч в голове. 22

Улыбнись! Открой глаза пошире! Не всё хреново в этом мире! 11

Прекрасный возраст: дуpь выветрилась, дo маразма еще далеко! 9

Пользуйся хорошим настроением, оно приходит так редко. 16

Улыбка – самый недорогой способ выглядеть лучше. 24

Дай этому дню шанс стать самым прекрасным в жизни! 23

Хочется разнообразия до безобразия… Безобразия для разнообразия… 15

Улыбнись утром, выпей кофе, оденься, включи весну в наушниках и иди туда, где хорошо. 12

Не позволяй миру изменить твою улыбку 28

Иногда такие сны снятся, что можно позволить себе проспать весь день! 10

Счастливых музыка делает еще счастливее, несчастных — еще несчастнее. 15

Настроение на букву Х … Хорошее, хорошее 🙂 28

Хорошее настроение обязательно кто-то испортит. Вопрос только в том, сколько оно продержится. 16

Легко на сердце от музыки, от зарплаты, вечера пятницы и отпуска. 7

Музыка. 10000 лет на рынке хорошего настроения. 12

Как ни странно, иногда хорошее настроение берется откуда-то, просто так, без причины. 8

Улыбка, юбка, каблуки и хорошее настроение 11

Просто поразительно, как музыка может абсолютно изменить настроение. 11

Почему-то именно плохие привычки способствуют хорошему настроению. 7

Сумасшедше-хорошее настроение, хочется забраться на крышу и кричать! 6

Что ты вчера делала? – Я была счастлива. 20

Идеальное утро: ты выспался, настроение хорошее и за окном солнце. 19

Даже в самую паршивую погоду настроение может быть солнечным, если рядом те, кого ты рад видеть. 22

Оказывается, мое настроение зависит полностью от тебя… 9

Смех без причины — признак отличного настроения) 11

Дела как обычно — то хорошо, а то отлично! 17

Настроение, как у Карлсона! Хочется сладкого и пошалить! 17

Ну здравствуй, настроение, а я думал, в этом году уже и не увидимся! 17

Хорошее настроение лучше всего передается половым путем 12

Слишком хорошее настроение, чтобы сидеть дома. 20

Никогда не отказывайся от того, что заставляет тебя улыбаться. 11

Солнце. Радость. Счастье. Улыбка на лице. Джинсы. Позитив. Любовь. 18

Придет дeнь, и кошки на душе будут не скрести, а громко мурлыкaть от счастья. 14

Важнее всего иметь хорошее настроение. Остальное – вопрос мозгов и денег. 13

Радуйся этому дню, он больше никогда не повторится! 22

Чувство юмора, оптимизм и хорошее настроение спасут мир. 15

Отличная погода! Отличное настроение! Счастье! 16

Вы не вполне одеты, если на вашем лице нет улыбки. 11

В конце концов всё будет хорошо. Сахар на дне! 17

Хотите, чтобы жизнь улыбалась вам? Подарите ей сначала свое хорошее настроение. 4

Если нет причины для веселья — веселись в кредит! 20

Лучшее украшение — отличное настроение 16

Сегодня дождь, так что солнышком буду Я! 14

Утро должно быть добрым, день — полезным, а вечер — запоминающимся! 19

Настроение — игристое… 15

Даю в долг, под проценты, хорошее настроение. -12

Ссылки по схеме анализа стихотворения: otvet.mail.ru›

Вопросы к анализу стихотворения

Тема стихотворения:

пейзаж;

общественно-политическая;

любовная/интимная;

философская.

Сюжет:

есть сюжет: образы событий (…каких именно…);

без сюжета: образы чувств (…).

Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм.

Размер:

_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;

‘_ _ _ дактиль;

_ _’ _ амфибрахий;

_ _ _’ анапест.

Рифма:

аабб – парная;

абаб – перекрестная;

абба – кольцевая.

Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

эпитет – художественное определение;

сравнение;

аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

ирония – скрытая насмешка;

гипербола – художественное преувеличение;

литота – художественное преуменьшение;

олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» – отсутствуют;

паралеллизм.

Стилистические фигуры:

повторы/рефрен;

риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;

антитеза/противопоставление;

градация – например: светлый – бледный – едва заметный;

инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика:

аллитерация – повторение одинаковых согласных;

ассонанс – повторение гласных;

анафора – едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Образ лирического героя, авторское «Я».

Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

Как делать анализ стихотворения

Для начала следует сказать пару слов о самом авторе. Если вы хорошо знаете его биографию, пишете, что типично для этого поэта в его стихах, какое направление лирики доминирует в его поэзии и т д. и т. п. В общих словах о личности поэта.

Дальше о самом стихотворении. Приводите примеры похожих стихотворений. Раскрываете тему стихотворения (с какой целью написано, о чем). Далее идут менее весомые вещи: предположения или факты о том, что повлияло на автора при написании стиха, какие эмоции и ассоциации вызывает это стихотворение.

Важно помнить, что стихотворение это зеркало души поэта, попытайтесь понять какие эмоции переживал автор в момент написания, что он чувствовал, и запишите это в свой анализ.

После основной части анализа, его можно дополнить теоретическими сведениями, например, каким размером написано стихотворение (хорей, ямб, дактиль и проч.), какими средствами выразительности богато творение (тропы, стилистические фигуры), как называется такая форма стиха и т. п.

В завершении нужно сказать в целом о лирике поэта, пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение, ваш стиль жизни.

Схема анализа стихотворения

Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихо­творения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.

Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ стихотворения сродни искусству. Не случайно М. И. Цветаева, говоря о беззащитности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет содержательный смысл (так, хорей баллады В. А. Жуковского «Мщение» передает зловещий топот лошадиных копыт), в другом метр является формальным элементом, безучастным к сокровенным смыслам художественного текста, в одном стихотворении разворачивается новеллистический сюжет (цикл стихотворений Н. А. Некрасова «На улице»), в другом — лирический сюжет свернут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения (А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»). Главные задачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха. Так, важнейшая художественная задача А. С. Пушкина в элегии «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…» — передача тончайших изменений настроения лирического героя, тоскующего по возлюбленной, с которой он разлучен. Его душа рвется к ней, он мысленно созерцает ее образ и бесконечно страдает от невольных ревнивых подозрений, почти не выраженных в слове: об этой душевной муке можно лишь догадаться по лавине точек, которые обрывают стихотворение:

Никто ее любви небесной не достоин.

Не правда ль: ты одна… ты плачешь…

………………………………………………….. я спокоен;

Но если………………………………………………………..

В апокалипсической зарисовке Ф. И. Тютчева «Последний катаклизм» наиболее существенным оказывается философская мысль, которая утверждает существование Бога и трагическую для человека невозможность его познать:

Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

Стихотворение А. А. Блока «В углу дивана», прежде всего, завораживает своеобразной мелодией стиха, которая создается не только размером, но и своеобразным синтаксическим членением стиха.

Но в камине дозвенели Угольки.

За окошком догорели Огоньки.

И на вьюжном море тонут Корабли.

И над южным морем стонут Журавли.

Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наиболее общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интерпретировать. Предложенная в схеме последовательность разбора стихотворения условна, хотя и обладает определенной логикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нем можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте.

1. Историко-биографический материал

Глубокое понимание стихотворения порой требует знания даты его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания художественного текста. Так, при анализе «Эле­гии» (1874) Н. А. Некрасова важно помнить, что в стихотворении поэт спорит с известным филологом О. Ф. Миллером, который, читая лекцию о нем, заявил, что Некрасов повторяется, постоянно обращаясь к одной и той же теме народных страданий. Важным представляется и некрасовская оценка собственного стихотворения, прозвучавшая в письме к А. Н. Еракову: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то и посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Биографический контекст поможет понять и полемическую заостренность «Элегии», и ее программный характер. Однако подобного рода сведения о стихотворении часто отсутствуют или не имеют принципиального значения для анализа текста. В этом случае историко-биографический комментарий не является обязательным.

2. Место стихотворения в творчестве поэта

При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры. Так, написанное А. С. Пушкиным в 1821 г. послание «В. Л. Давыдову» отражает бунтарский на­строй поэта, особенно ясно выразившийся в финале стихотворения:

Народы тишины хотят,

И долго их ярем не треснет.

Ужель надежды луч исчез?

Но нет! — мы счастьем насладимся,

Кровавой чаши причастимся —

И я скажу: Христос воскрес.

Однако это стихотворение начала южной ссылки не является характерным для творчества поэта в целом, в отличие от других произведений на созвучные темы («Пир Петра Первого», «Из Пиндемонти» и др.). При определении места стихотворения в твор­честве поэта важно понять, носит ли оно программный характер, т. е. является ли оно таким произведением, в котором выявились важнейшие цели и принципы творчества художника (к программным пушкинским стихотворениям относятся «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт» и др.)

3. Ведущая тема

Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического).

Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика (М. Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…», Б. Л. Пастернак «Зимний вечер»), пейзажная лирика (А. А. Фет «Чудная картина…», С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц…»), лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б. Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня»), гражданская и патриотическая лирика (Н.А.Некрасов «Родина», А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»), философская (медитативная) лирика (Ф. И. Тютчев «Последний катаклизм», И. А. Бунин «Вечер»), тема поэта и поэзии (Е. А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…», М. И. Цветаева «Роландов Рог»). Выделение этих групп в большой степени условно, однако позволяет начать разговор о стихотворении, т.е. может служить отправной точкой анализа произведения. К примеру, отнесение стихотворения И. А. Бунина «Вечер» к философской лирике представляется бесспорным. Поэт задается вопросами: почему «о счастье мы всегда лишь вспоминаем…», что дарует человеку ощущение счастья, что мешает осознать в настоящую минуту полноту и гармонию бытия. Но это стихотворение по праву может быть отнесено и к пейзажной лирике, поскольку Бунин не просто говорит о красоте мира, но и пластично ее изображает, описывая вечереющий день, «чистый воздух, льющийся в окно», «бездонное небо», в котором «легким белым краем встает, сияет облако».

Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При ее определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося ее с «вечными» для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов. В отличие от темы, мотив имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте и является устойчивым формально-содержательным компонентом произведения. Мотив изгнанничества, характерный для лирики М. Ю. Лермонтова, дает о себе знать в конкретном лексическом выражении в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…»: «изгнанник», «гонимый миром странник». Тот же мотив присутствует в стихотворении «Тучи» и также находит в нем словесное выражение: «Мчитесь вы, будто как

я же, изгнанники». Выявление мотива помогает понять подтекст произведения. Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества, встречи, пути и др. Для обозначения ведущего мотива в одном или во многих произведениях используется понятие «лейтмотив». Например, тоска одиночества является лейтмотивом ранней лирики В. В. Маяковского. В стихотворении «Несколько слов о себе самом» поэт создает трагический образ, который мог бы стать эпиграфом к значительной части его лирики: «Я одинок, как последний глаз / У идущего к слепым чело­века!»

4. Лирический сюжет

Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом к лирическому переживанию, порождают особое эмоцио­нальное состояние героя.

Наличие в стихотворении развернутого сюжета переводит произведение в лироэпический жанр. Сюжет лирического произведения может быть ослаблен, как в стихотворении А. А. Фета:

Облаком волнистым

Пыль встает вдали;

Конный или пеший —

Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

Искусство анализа стихотворения заключается, в частности, в деликатном прикосновении к лирическому сюжету, в умении подобрать слова, способные передать события, вызвавшие к жизни конкретный сюжет. Убеждая в невозможности напрямую передать содержание стихотворения Фета, А. А. Потебня проводит эксперимент — пересказывает его сюжет: «Вот что-то пылит по дороге, и не разберешь, едет ли кто или идет. А теперь видно… Хорошо бы, если бы заехал такой-то!» Точность соблюдена, но суть сти­хотворения таким пересказом полностью уничтожается. В. Г. Белинский остроумно сравнил пересказ лирического стихотворения с бабочкой, с крыльев которой сняли пыльцу.

5. Проблемы

Проблематика стихотворения определяется постановкой вопросов в тексте или подтексте произведения. Проблематика стихотворного произведения не имеет принципиального отличия от проблематики других родов литературы: поэты задаются этическими и социальными вопросами, дают свой отклик на «вечные» философские проблемы. Для художественной литературы характерно выведение проблемы в подтекст произведения, как это делает, например, Г. Р. Державин в завещательном стихотворении:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

Более редким является прямая формулировка проблемы в художественном тексте:

С горы скатившись, камень лег в долине. Как

он упал? никто не знает ныне — Сорвался ль

он с вершины сам собой, Или низринут волею

чужой! Столетье за столетьем пронеслося:

Никто еще не разрешил вопроса.

(Ф. И. Тютчев)

Однако и такая постановка вопроса нуждается в читательском осмыслении, ведь речь идет об основополагающей философской проблеме: существует ли сверхразум, высшая воля Бога, определяющее все, даже падение камня, или миром правит стихия случая, а человек «покинут на самого себя»? Тютчев оставляет вопрос без ответа, что создает колоссальное драматическое напряжение стиха. Искусство анализа проблематики стихотворения заключается в умении видеть и формулировать проблему, организующую поэтическую мысль.

6. Композиция

Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесенность всех его частей. В ряде случаев деление на смысловые части невозможно в силу особой содержательной цельности стихотворения или его миниатюрности. Приведем стихотворение В. Хлебникова:

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

Этот своеобразный поэтический реквием всему прекрасному, но обреченному на гибель нельзя членить на части, поскольку стихотворение равно одному предложению, которое вмещается в единственный катрен, а мысль, выраженная в нем, предельно спрессована.

В отличие от философской миниатюры Хлебникова стихотворение И. А. Бунина позволяет вычленить композиционные части.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав.

Принцип композиционного членения подскажут строфы. В первом катрене разворачивается тема признания любви к жизни через утверждение красоты природы. Однако эта тема почти без смыслового перехода трансформируется в трагическую тему неизбежного ухода из жизни и преобразуется в философский мотив пути, судьбы, счастья и страдания. Второй катрен развивает темы словно бы с остановкой, с паузой, в которой сосредоточены не высказанные героем горькие раздумья о страданиях, выпавших ему на долю, иначе нельзя объяснить начало первой строки: «И забуду я всё…» Герою есть о чем забывать, однако приговор жизни не произносится, ибо человеку даровано счастье узнать «полевые пути меж колосьев и трав», почувствовать красоту вселенной. Последние две строки позволяют читателю вместе с лирическом героем пережить высокий миг благодарности, «сладостных слез» за дар жизни, в которой есть скорби, но есть и гармония, явленная человеку в природе.

7. Лирический герой

Содержание и границы понятия «лирический герой» спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведет к постижению образа поэта. Характер героя эпического или драматического произведения раскрывается через его действия и поступки, через отно­шения с другими персонажами. Психологизм лирики сопряжен с характером лирического героя, который обнаруживается через внутреннее эмоциональное состояние, особенности картины мира, воссозданной его глазами часто в форме исповеди, лирического дневника. В итоге читателю явлена непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый голос поэта. Так, лирический герой поэзии Н. А. Некрасова предъявляет высокие требования как к миру, так и к самому себе. Это человек с раненым сердцем, тонко чувствующий чужую боль и свою вину, способный заражать силой своей страсти. Лирическое «я» порождает интонацию скорби или гнева, упрека или самообличения, мольбы или жесткого требования, ему чуждо бесстрастное созерцание, философское спокойствие при столкновении с различными проявлениями зла. Герой Некрасова, от лица которого ведется повествование, не стремится уйти от над­рывающих душу картин мрачной повседневности, он страстно желает достижения идеала справедливости и гармонии.

При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесенности лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать поэтическим «двойником» автора. В этом случае можно говорить о лирическом «я» как о способе раскрытия авторского сознания. Характерным примером может служить фрагмент стихотворения А. А. Ахматовой:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Иногда в стихотворении мир предстает сквозь призму вымышленного «я». В этом случае следует говорить не о лирическом герое, а о лирическом субъекте, который порожден авторской фантазией и является способом раскрытия чужого сознания. Таковы многие стихотворения Ахматовой. Приведем фрагмент одного из них:

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Понятие «лирический герой» актуально не для любого стихотворения. О лирическом герое трудно говорить, если художественной задачей стихотворения является постановка философской проблемы, а не изображение состояния души человека.

8. Преобладающее настроение, его изменение

В стихотворении конкретный план может совмещаться с символическим и аллегорическим, но главным для лирического рода литературы является эмоциональное содержание, которое связано с переживаниями лирического героя. Восприятие поэтического текста предполагает подключение к настроению, которым проникнуто произведение, умение чувствовать переливы душевных состояний героя, объяснять их мотивы. Как правило, чувства лирического героя явлены в динамике. В этом отношении ярким примером может служить стихотворение А. С. Пушкина «Сожженное письмо».

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадные листы твои приемлет…

Минуту!., вспыхнули! пылают — легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утраты впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась.

Пепел милый, Отрада бедная в судьбе

моей унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Дважды повторено в первой строке слово-приговор «прощай». Оно утверждает бесповоротность принятого решения, что создает высокое эмоциональное напряжение еще на подступах к теме. В этом «прощай» есть решимость, но нет согласия, есть понимание неизбежного, но нет воли лирического героя: «Она велела…» Тема от первой строчки к следующим двум развивается словно бы вспять: «Как долго медлил я! как долго не хотела / Рука предать огню все радости мои!..» Многоточие в этой строке — отзыв на многоточие первой строки, являющейся знаком чрезвычайной эмоциональной выразительности, смысл которого нужно почувствовать. Какая-то мучительная мысль остановила слово поэта или это спазм душевной боли, для которой нет слов, или, напротив, так обозначена тема воспоминаний о светлом образе возлюбленной, о минутах «радости»? А может быть, в этом обрыве первой строки есть указание на собранность воли перед решительным шагом: «Но полно, час настал. Гори, письмо любви». Настроение вновь меняется: душевные страдания героя столь велики, что он утрачивает чувствительность — «ничему душа моя не внемлет». Но это лишь временное оцепенение, которое вновь сменяется острым ощущением непоправимой утраты того, что безмерно дорого: «Уж пламя жадные листы твои приемлет… / Минуту!., вспыхнули! пылают — легкий дым, / Виясь, теряется с молением моим». Остроту переживаний передают в этих строках не только многоточия, как бы «разряжающие» текст, но и нагнетание глаголов, и высокая лексика вроде слов «моление» (слово остается до конца не проясненным в тексте) и «провиденье». Следующий эмоциональный поворот означен словом «свершилось». С этого момента в поэтический текст входят слова, которые прямо передают эмоцию скорби, беззвучного плача: «Грудь моя стеснилась. Пепел милый, / Отрада бедная в судьбе моей унылой, / Останься век со мной на горестной груди…» Тема не закрыта, ибо боль разлуки не может быть изжита, но все же в последней строке звучит не отчаяние, а верность вечному чувству любви.

Вместе с тем далеко не всегда в лирическом стихотворении прослеживается изменение настроения, ибо запечатленная поэтом эмоция может быть устойчивой, а чувства статичны. Для иллюстрации обратимся к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…»

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Автор передает целую гамму чувств, острых переживаний героя, но развитие поэтической мысли не приводит к изменению настроения, поскольку чувства даны в их предельном напряжении. В стихотворении нашла свое отражение философия абсолютного приятия жизни со всеми ее радостями и горестями, счастьем и страданием. Другой пример из творчества В. В. Маяковского покажет, что стихотворение колоссального эмоционального накала может пронизывать только одно чувство:

ГОРЕ

Тщетно отчаянный ветер бился нечеловече.

Капли чернеющей крови стынут крышами кровель.

И овдовевшая в ночи вышла луна одиночить.

9. Жанр

Уже в XIX в. в лирике шел процесс разрушения жанровой системы. Этому способствовала подвижность границ между жанрами, неопределенность жанровых признаков, творческая воля художника. Чаще всего строгое отнесение стихотворного произведения к какому-либо жанру невозможно, но деление на жанры сохраняется, хотя является условным. Анализ жанровой формы стихотворения помогает глубже понять его содержание, точнее описать своеобразие его формы: увидеть совмещение нескольких жанров, новаторское изменение традиционного жанра — его трансформацию.

По мере развития литературы интерес к некоторым жанрам утрачивался: такова судьба дифирамба (жанр античной лирики: гимн в честь бога Диониса), и мадригала (жанр панегирической поэзии: небольшое стихотворение о любви, построенное на компли­ментах). В литературе нового времени дифирамб и мадригал существуют как подражания.

Основным жанром лирики является лирическое стихотворение — произведение небольшого объема, написанное стихами. Понятие «стихотворение» стало универсальным и обозначает произведение любого жанра лирики. Однако в ряде случаев поэты предпочитают конкретизировать жанр своих стихотворений. Так, знаменитое стихотворение А. С. Пушкина «Осень» имеет подзаголовок «Отрывок», что указывает на жанр, предполагающий намеренную незавершенность стихотворения философского содержания. Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» Пушкин сопровождает подзаголовком «Элегия». Этот жанр получил в поэзии гораздо большее распространение, чем отрывок.

Древние греки элегиями называли произведения, откликающиеся на широкий круг тем, написанные строго определенным размером. Позднее римские поэты сузили жанр до изображения любовных переживаний. В новое время жанр элегии оказался тесно связан с глубоко личными темами (любовными переживаниями, созерцанием природы, раздумьями о своей судьбе), которые сопровождаются настроением печали, сожаления, меланхолии. В трактате «Поэтическое искусство» Н. Буало дает такой комментарий жанру элегии:

В одеждах траурных, потупя взор уныло,

Элегия, скорбя, над гробом слезы льет.

Не дерзок, но высок ее стиха полет.

Она рисует нам влюбленных, смех и слезы,

И радость, и печаль, и ревности угрозы;

Но лишь поэт, что сам любви изведал власть,

Сумеет описать правдиво эту страсть.

Элегия В. А. Жуковского «Вечер» проникнута смешанным чувством светлой печали и обращена к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, о проблемах бытия (неизбежность смерти и роковая предрешенность судьбы, подлинные и мнимые цен­ности). Романтическая элегия писалась, как правило, ямбом, использовала определенный поэтический словарь, однако со временем она утратила эти признаки, сохранив в качестве жанрового признака определенную тональность стихотворения и характерные для элегии темы.

Некоторые жанры, подобно сонету, обладают четкими жанровыми признаками, поэтому их относят к твердым стихотворным формам.

Форма сонета предполагает определенный объем (14 стихов), специфическую систему рифм, строгую строфическую композицию. Рекомендовались, но не стали обязательными и другие правила: строфы должны кончаться точками, слова — не повторяться, последнее слово должно быть ключевым. Особое требование касалось смысловой соотнесенности строф: поэтическая мысль от строфы к строфе развивается следующим образом: тезис — развитие — антитезис — синтез. Возможен и другой вариант: завязка — развитие — кульминация — развязка. Сонет возник в XIII в. и получил широкое распространение благодаря Ф. Петрарке. Жанр имеет две разновидности.

Итальянский сонет состоит из двух катренов и двух терцетов (трехстиший). Так построено пушкинское стихотворение «Поэту». Английский сонет состоит из трех катренов и одного двустишия, такова форма многих сонетов У. Шекспира.

Сонет остается живым жанром поэзии на протяжении многих веков. К нему обращались русские поэты и XIX, и XX вв. (И. А. Бунин «Ритм», К. Д. Бальмонт «Сонеты солнца, меда и луны»).

Существуют и другие твердые стихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения. Так, во французской поэзии XV в. появился триолет, ставший особенно популярным в культурах барокко и рококо. Триолет — восьмистишие с характерной рифмовкой (abaaabab): первое двустишие повторяется в конце строфы, а четвертый и седьмой стих воспроизводят первый стих, т. е. текст первой строки трижды повторяется в стихотворении, создавая определенный мелодический рисунок. В русской поэзии жанр освоен поэтами XVIII в., но широкое распространение полу­чил благодаря поэтам серебряного века:

Рудо-желтый и багряный,

Под моим окошком клен

Знойным летом утомлен.

Рудо-желтый и багряный,

Он ликует, солнцем пьяный,

Буйным ветром охмелен.

Рудо-желтый и багряный,

Осень празднует мой клен.

(Ф. К. Сологуб)

Некоторые твердые стихотворные формы сложились в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока. Рубаи — четверостишие в лирической и философской поэзии с расположением рифм: аааа или aaba, или abab. Мировую известность получили рубай персидского и таджикского поэта и философа О. Хайяма, жившего примерно в XI—XII вв.:

Мы источник веселья — и скорби рудник.

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, — многолик.

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

(Перевод Г. Плисецкого)

Газель — лирическое стихотворение, состоящее из 12—15 двустиший (бейтов) на одну рифму:

Замедли, караван, шаги. Покой души моей — уходит.

Уходит милая моя, и сердце тоже с ней уходит.

(Саади. Перевод Бану)

В японской поэзии получили распространение короткие нерифмованные стихотворения танка (пятистишие, состоящее из 31 слога) и хокку (17-сложное трехстишие). Танка — древнейший жанр японской поэзии (VIII в.). Главная мысль сосредоточена в первых трех строках, заключение — в двух последних. Для танка характерны темы любви, разлуки, странствия, времен года:

За выросшей травой

Мне сада не видать

Мне недосуг ухаживать за ним.

Я размышляю,

Вот моя отрада!

(Мибу но Тадаминэ)

Пустое, брось!

Нет тем для разговора.

Нет продолженья там,

Где мы остановились.

Любовь прошла, и нам пора расстаться!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *