Иконы божьей матери тихвинская

Память Тихвинской иконы Божией Матери празднуется в Православной Церкви 9 июля по новому стилю.
История Тихвинского образа
Тихвинская икона Божией Матери пользуется особой любовью и почитанием на русской земле, считаясь по праву одной из национальных святынь страны. Предание называет автором образа апостола и евангелиста Луку, который подарил его правителю Антиохии Феофилу, послав вместе с текстом своего Евангелия. О том, как икона оказалась в Константинополе, ничего не известно, однако в V веке для нее был построен Влахернский храм, в котором также были собраны многочисленные святыни Византийской империи. В 1383 году древний образ оказался на Руси, хотя нет достоверных сведений о том, кем он был перенесен. Летописцы, упоминая об этой иконе, говорят, что за гордость и грехи жителей Византии Пресвятая Богородица отняла у них эту святыню, и икона была чудесным образом перенесена в древнюю столицу Руси, Старую Ладогу. По преданию, икона несколько раз появлялась в разных местах северной Руси, которые еще не были христианизированы и где проживало множество языческого населения. Таким образом, Божия Матерь благословляла и освящала русские земли. Позже икона была перенесена в город Тихвин, недалеко от Великого Новгорода, где для нее по повелению князя Василия III был построен каменный храм. Именно с этого времени икону начинают именовать Тихвинской. После падения Константинополя в 1453 году и присоединения Новгорода к Московскому княжеству Тихвинская икона и ее значение для русского государства получили новое осмысление. По известным словам инока Филофея, Русь стала духовной преемницей Византии, и таким образом, Тихвинская икона, покинувшая Константинополь и перенесенная чудом на Русь, стала символом этого преемства и образом единства русских земель. Именно с этого времени начинается всенародное почитание Тихвинской иконы Божией Матери, к которому совершают паломничества не только простые верующие, но и цари. Так после паломнической поездки Иоанна Грозного в Тихвин там был по его повелению основан Успенский мужской монастырь, в который и перенесли образ.
После революции обитель была закрыта, а древний образ передан в качестве экспоната в краеведческий музей.

После того, как Тихвин оккупировали в 1941 году немцы, икона была передана в Псков, где находилась до 1944 года в Псковской православной миссии. Еженедельно по воскресным дням перед ней совершались богослужения.
Дальнейшая история Тихвинского образа протекала за пределами России. Переданная из Пскова в Ригу, она оказалась сначала в Германии на территории американской оккупации, а после окончания войны была вывезена в США. Хранителем иконы стал архиепископ Рижский Иоанн Гарклавс, эмигрировавший после войны из Европы в Америку. По его завещанию икона должна была быть возвращена в Россию только после падения безбожного режима и восстановления Тихвинского Успенского монастыря. Лишь в 2004 году состоялось торжественное возвращение Тихвинского образа в обитель.
Чудеса, явленные от Тихвинской иконы
Тихвинская икона Божией Матери издавна почиталась как чудотворная. Невозможно описать все чудеса, совершенные по молитвам перед образом, потому следует упомянуть только самые значительные случаи помощи и заступничества Царицы Небесной, которые Она явила от своего образа.
В 1613 году Тихвинскому Успенскому монастырю грозило нападение от шведов, и казалось, что уже ничто не может спасти обитель от поругания и разорения. Однако послушнику монастыря было явление Пресвятой Богородицы, Которая явилась вместе с некоторыми святыми и обещала избавить монастырь от вражеского нападения. Вскоре после этого шведские войска без видимой причины сняли осаду, словно гонимые какой-то силой. В 1941 году Тихвинский образ, обнесенный возле Москвы на самолете, также спас столицу от немецких завоевателей.
Кроме заботы о хранении русской земли, Тихвинская икона оказывает помощь и в хранении семьи. Существует множество случаев, когда по молитвам перед иконой исцелялись дети, а также восстанавливались отношения в семье. Также перед Тихвинской иконой Божией Матери молятся об исцелении душевных и телесных болезней, а также о помощи во время беременности и родов.
Иконография Тихвинской иконы и ее чтимые списки
По своей иконографии Тихоновский образ Божией Матери относится к типу «Одигитрия», то есть «Путеводительница». В композиции иконы Дева Мария и Богомладенец обращены друг к другу, причем Божия Матерь указывает рукой на Своего Сына, Которого держит на левой руке. Ножки Богомладенца согнуты в коленях, а правая стопа находится под левой. Младенец Христос держит одной рукой свиток, а другой благословляет молящихся. Эта композиция очень сходна с иконографией Смоленской иконы Божией Матери, и главное отличие состоит лишь в наклоне головы Богоматери.
Существуют также многочисленные списки с чудотворного образа. Одна из копий именуется «Тихвинской-Ополченной» и находится в том же Тихвинском монастыре, что и древняя икона. Свое название она получила во время войны с французами в 1812 году, когда ее брали с собой ополченцы. Этот же образ сопровождал русские войска во время Крымской войны.
Случаи заступничества и помощи Пресвятой Богородицы, являемые через чудотворные иконы с Ее изображением, в наше время уже не представляется возможным перечислить по причине их великого множества. Наверное, практически каждый христианин может вспомнить из своей жизни хотя бы один такой случай. Важно не забывать и хранить в своем сердце память о помощи Владычицы Небесной и чувство благодарности к Ней.
Тропарь, глас 4:
Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/ и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся Его Божественному/ и Твоему пречистому образу,// Дево Неискусобрачная.
Кондак, глас 8:
Притецем, людие, к Девей Богородице Царице,/ благодаряще Христа Бога,/ и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:// радуйся, Дево, мира спасение.
Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва:
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День почитания — 9 июля.

Тихвинской иконе Божией Матери молятся о прозрении слепых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, от нашествия иноплеменных.

Считается покровительницей младенцев, ее еще называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

Согласно древнему сказанию, чудотворная Тихвинская икона Божией матери была написана святым апостолом Лукой в жизненные годы Девы Марии и переслана им с Евангелием в Антиохию. В V веке икону помпезно переместили в Константинополь, где в честь нее воздвигнут Влахернский храм, который впоследствии стал хранилищем важнейших святынь Византии.

В 1383 году икона непостижимым образом исчезла, что посчиталось предзнаменованием краха Византийской империи, которая пала в 1453 году от турок-османов. Но в том же году произошло чудо — икона объявилась на Руси. Изумленные рыбаки, промышлявшие в Ладожском озере, увидели ее парящей над водами озера. И вот она снова появляется в окрестностях того же озера!

Образ Божией Матери еще много раз показывался в разных местах, пока не выбрал наконец-то себе богоугодное — около будущего града Тихвина, куда он явился по воздуху и повис над горой. Узревшие это чудо люди пали перед ней ниц с молитвами о прощении, милости и помощи. Икона вняла мольбам и плавно спустилась вниз, где ее восторженно встретили местные жители и на этом месте впоследствии построили для нее часовню. Константинопольский патриарх, выслушав показания новгородских купцов, подтвердил достоверность иконы и благословил ее.

Строительство началось незамедлительно, и до вечера уже был готов сруб. Но утром оставленные на ночь стражники не увидели ни начатого сруба, ни образа. Срочно собрали народ и приняли все действия для поисков пропавшей иконы, молясь и горько оплакивая пропажу. И вдруг чудесным образом икона вместе с начатым срубом нашлась на другом берегу реки Тихвинки – так икона указала место для своего окончательного пребывания. В этом месте и возвели ей храм, а икону назвали в честь местности Тихвинской. Этот храм однажды ночью спустя семь лет сгорел, но икона нашлась в ближайших зарослях целой и невредимой. Еще три раза был пожар, и все три раза икона чудесным образом спасалась.

Слава о свойствах Чудотворной иконы разнеслась далеко за границы края, а в 1613 году, когда Россия воевала за свою независимость и свободу, икона спасла своими чудесными свойствами Тихвинскую обитель. Когда к власти пришел царь Романов Михаил Федорович и его отважные отряды освободили Новгородские земли от коварных шведов, те решили отомстить и уничтожить святыню Тихвинского монастыря. Послушнице Марии, которую в свое время икона исцелила от слепоты, в вещем сне явилась Богородица и наказала взять ее икону и обойти вокруг стен городских. И пошел народ, гордо неся образ перед собой. Когда шведы увидели это шествие, их обуяла такая паника, что они сбежали без оглядки. Когда вражеские войска второй раз решили напасть на Тихвинский монастырь, они увидели громадное войско, напирающее прямо на них, и снова в страхе сбежали с места боя. И снова шведские войска под предводительством жестокого полководца Далагарди все силы бросили на то, чтоб не только разрушить монастырь, но и обязательно уничтожить икону. Тогда защитники обители решили увезти и схоронить ее в Москве, но икона как будто вросла в стену – ее не смогли подвинуть и на миллиметр. И снова наступающим шведам привиделось многочисленное войско русское, идущее в их сторону, и они окончательно бросились в бегство.

Что знаменательно – ровно через год именно в Тихвинском монастыре, перед иконой Божией Матери, был подписан договор о перемирии со шведами. С этого времени началось всемирное почитание Тихвинской иконы Божией Матери, и день ее празднества стал 26 июня (9 июля).

После октябрьской революции в 1924 году Тихвинский монастырь закрыли, а чудотворную икону переместили в один из храмов Тихвина.

После второй мировой войны чудотворная Тихвинская икона заняла в иконостасе почетное место справа от Спасителя, и только раз в году, в престольный праздник, ее достают для великого богослужения и проносят крестным ходом кругом храма.
По сказаниям, именно из Тихвинской церкви Сталин перед битвой за Москву взял чудесную икону и приказал обогнуть на самолете столицу, благодаря такому благословению враг был побежден.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн и мирянин по имени Сергий, спасая чудотворную икону, увезли ее в Европу, а потом и вообще США. Перед своей смертью архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну хранить икону как зеницу ока и вернуть её в Россию только тогда, когда в стране произойдет почитание советской властью Церкви и будет реконструирован Тихвинский монастырь.

В 2004 году свершилось долгожданное возвращение чудотворной иконы на свою родину. И поныне перед иконой молятся те, кто страдает тяжкими душевными заболеваниями, параличами, болезнями суставов, слепотой, но особо Божия Матерь оберегает и исцеляет детей и женщин, страдающих от бесплодия.

Издревле Русь славиться своими чудотворными и намоленными образами. Не удивительно, что к каждой из Святых икон, хранящихся в соборах и монастырях, прихожане относятся с благоговением и трепетом. И одним из таких образов является икона Богородицы, которая имеет очень большое значение для нашей страны на протяжении всей ее истории.

Фото:

Тихвинская икона Божией Матери — Одигитрия, или по другому «Путеводительница», является творением евангелиста Луки. По преданию этот святой созерцал воочию Пресвятую Богородицу во время ее земного существования. На иконе Мать разговаривает с Сыном, склонив свою голову к Младенцу. А Иисус изображен в образе царя и судьи — левой рукой он сжимает священный свиток, а правой творит благословляющий жест.

Чем помогает?

Икона Тихвинской Божьей Матери считается покровительницей младенцев и подростков. Поэтому испокон веков перед ней произносили молитвы родители о здоровье и благоразумии своих чад. Просьбы, произносимые перед Иконой «Одигитрия» помогают наладить отношения детей с родителями, уберечь ребенка от негативного влияния окружающих, сохранить от насилия и жестокости. А так же помочь сберечь или возвратить здоровье больному малышу.

Тихвинская икона так же помогает молодым родителям в исцелении бесплодия и зачатии новой жизни. Многие женщины, обратившись с молитвой к Богородице, получали долгожданное исцеление, и возможность насладится чудом материнства.

Кроме того, икона обладает мощным исцеляющим действием и являет чудеса всем верующим. Не единожды люди, страдающие от неизлечимых болезней, обращались к Божией Матери с просьбой исцелить и продлить жизнь. После чего врачи с удивлением констатировали исчезновение злокачественной опухоли у пациента или нормализации уровня сахара в его крови.

О чудесах, явленных иконой Тихвинской Божией Матери можно говорить бесконечно. Вот несколько фактов из истории:

  • Легенда гласит, что при осаде Успенского мужского монастыря шведами в 1613 году Богородица явилась послушнику Мартиниану и возвестила о чудесном спасении от захватчиков. Обойдя с иконой вокруг обители, монахи увидели необъяснимое зрелище — шведы, побросав оружие, стремительно убегали прочь от стен монастыря.
  • Еще одна легенда относится ко времени Великой Отечественной войны. В 1941 году, когда на околицах Москвы были слышны раскаты боев, один из списков иконы Тихвинской Божией Матери был поднят на борт самолета и обнесен вокруг столицы. С этого момента советские войска стали побеждать в боях под Москвой. А 9 декабря во время контрнаступления был освобожден от немцев и город Тихвин.

Где сейчас находится?

Тихвинская икона Одигитрия более века украшала деревянную церковь Успения на берегу речки Тихвинки. И даже при пожарах, когда церквушка сгорали дотла, икона чудесным способом оставалась невредима. В 1515 году в Тихвине был возведен собор из камня, а в 1560 — основан Тихвинский Успенский Богородичный мужской монастырь. Здесь и хранилась реликвия до 1910 года, после чего на долгие 30 лет стала экспонатом в местном музее.

В 1941 году чудотворный образ попал в руки к немецким оккупантам и в 1944 был вывезен в Германию.

После длительных странствий и скитаний икона была привезена в 1950 году в город Чикаго. Где и находилась до 2003 года в Свято-Троицком соборе. А в начале 2004 года Тихвинская икона, наконец-то, возвратилась в родные стены Успенского мужского монастыря, где и храниться до сих пор.

Списки, сделанные русскими иконописцами с чудотворного образа, находятся во многих храмах, как в Москве, так и далеко за пределами столицы. Эти иконы так же наделены чудесными возможностями и, довольно часто, являют чудеса прихожанам. Образ почитают в таких храмах:

  1. Успенском соборе Московского Кремля;
  2. Троицком соборе;
  3. Храме Богоматери в Сущеве;
  4. Новодевичем женском монастыре;
  5. На Лыщиковой горе в храме Покрова Пресвятой Богородицы;
  6. В Зюзине в храме Благоверных князей Глеба и Бориса;
  7. Храме Спаса Преображения в Богородском.

Следует отметить, что намоленные образа помогают верующим в решении многих проблем, являя чудо Господней любви.

День памяти: Июнь 26

По преданию этот Святой образ был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукой. В 1383 году за 70 лет до падения Византийской Империи икона исчезла из Константинополя и, несомая по воздуху Ангелами, в начале появилась над водами Ладожского озера, освящая водную и воздушные стихии, напаивая благоуханным ароматом пространство, где процветали и готовились к устроению монашеские обители.

Чудотворная икона, шествуя по воздуху вдоль Валаамского архипелага, задержалась над островом Вощаным, в 25 километрах к юго-западу от Преображенской обители, где святыню впервые увидели рыбаки. Отмеченным посещением чудотворного образа был и остров Восковой, принадлежащий Коневецкой обители.

Пришествием своим чудесным икона Пресвятой Владычицы принесла на Русь благословение святых градов Иерусалима и Константинополя. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери — защитница Северо-западных рубежей Российской Державы — одна из самых почитаемых православными, наряду с Владимирской, Смоленской, Иверской и Казанской иконами Пресвятой Богородицы.

Тихвинская икона Божией Матери
Лука Евангелист

Первоначальные списки сказания о явлении иконы после ее шествия над Ладожским озером повествуют:

“В лето 6891-е (1383 год) во дни благоверного Великого Князя Димитрия Ивановича, Святейшего Митрополита Пимена, при Архиепископе Новгородском Алексии, явилася икона Пречистой Одигитрии (Путеводительницы) в Обонежской пятине, на реке Ояти, в Вымоченицах, что в ста верстах от Тихвина (до этого на горе Смолковой, у реки Оять, она опустилась на землю, и ее поместили в специально возведенную Успенскую часовню. Местные жители устремились к месту явления, падали на колени и усердно молились Царице Небесной. По молитвам к Ней исцелилось множество народа и на том месте поставили церковь Рождества Богородицы.

По прошествии малого времени оттуда невидимо перешла и явилась в Кожели на Куковой горе ненадолго, за 20 поприщ от Тихвина (в течение часа стояла она в воздухе, чем произвела неописуемую радость в сердцах верующих). И в том месте поставили церковь Покрова Божией Матери.

После этого оттуда явилася в Тихвине, над рекою высоко стояла в воздухе икона Пречистой, у Ней на руках изображен Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И собралось множество народа на зрение великого этого чуда, непрестанно молящегося Пречистому Образу ее и из нее рождшемуся Христу Богу нашему. И на том месте, на горе, заложили церковь в честь Успения Святой Богородицы”.

26 июня (9 июля) 1383 года в сиянии явилась над берегом реки Тихвинки Святая икона. Сюда со множеством народа пришли с Крестным Ходом священники.

Все вместе они молились Пресвятой Богородице, чтобы икона с Ее святым образом низошла к ним. И свершилось чудо — икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников.

Все с благоговением лобызали икону. В тот же день по благословению священников все начали строить храм, и в первый же день устроили три венца. На ночь святую икону и венцы оставили охранять стражу. Но утром следующего дня свершилось новое чудо — народ не узрел на месте ни иконы, ни венцов. Ночью икона невидимо неслышимо Ангельской силой перенеслась на 2 версты, на другую сторону реки Тихвинки. Вместе с иконою чудесно перенесены и начатый храм и сруб с бревнами, приготовленный для постройки храма, и даже самые щепы, — как будто перенесено незримо было само место.

На оном, окончательно избранном благодатном месте, угодном Царицей Небесной для пребывания Ее образа, и был достроен православными храм. Икону поставили в нем.

Устроенная в честь двунадесятого праздника — Успения Божией Матери деревянная церковь простояла 7 лет и сгорела от “свещи ночию”.

То же несчастье случилось, по воле Божией, и с вновь построенными храмами в 1390-м и 1395 годах.

В 1510 году, Великий Князь Московский Василий III Иванович повелел, по благословению Митрополита Московского Симона и Архиепископа Новгородского Серапиона на милосердно пожертвованные им средства, заложить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы:

“…повелением Василия Иоанновича поставиша церковь пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с камением чудну вельми и велику и паперти нарядиша”.

Так было положено начало величественному Успенскому собору.

Строительство грандиозного возвышенного храма, свидетельствовало о глубоком, искреннем и богобоязненном отношении великих Государей Московских к небесной Защитнице земли Русской — Матери Божией. Эту любовь и благодарность к Пречистой Богородице правители Отечества нашего пронесли через всю свою жизнь и историю Государства Русского от времени Великого Князя Василия III Иоанновича (1505-1533 гг.) до Святого Государя Мученика Императора Николая II (1894-1918 гг.).

По воле Божией, после падения в 1454 году под ударами турок великой православной столицы Царьграда, возросло до необычайности значение Московского государства — последней надежды Христианского мира, не отпавшего в ересь латинства. Вот как писал о том в 1471 году Митрополит Московский Филипп:

“Разумейте, дети, царствующий град Константинополь и церкви непоколебимо стояли, пока благочестие в нем сияло, как солнце. А как оставил истину единился Царь и Патриарх Иосиф с латиною, да подписали папе золота ради, так и скончался безгодно свой живот Патриарх, и Царьград впал в руки поганых турок”.

По промыслу Божиему, за 70 лет падения Царьграда, признанного после уклонения Рима в ересь, второй Христианской столицей, святой образ Богоматери чудесно явился на Новгородской земле. Икона названная по месту обретения Тихвинскою в одночасье стала ярким символом избранности и подтверждением Русской духовной и государственной идеи — “Москва — третий Рим”.

Явление иконы невидимо перенесенной из Царьграда в Тихвин истолковывалось святыми старцами и иерархами Русской Церкви как один из небесных знаков избранности Руси и ее столицы Москвы, провозглашенной последним в истории человечества мировым центром Вселенского Православия.

Не случаен и выбор Царицей Небесной мирского владыки и устроителя каменного Успенского собора в Тихвине. По выбору самой Пречистой Девы, им стал сын верного ревнителя Православия — Государя Иоанна III Васильевича, рожденного 22 января, в день памяти Святого Апостола Тимофея, и получившего имя свое на шестой день, когда празднуется перенесение мощей Св. Иоанна Златоустаго. Младенец его и наследник был рожден 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, и получил имя Архангела Гавриила, Собор которого празднуется на следующий день. И лишь потом наследнику дано было имя Василий в честь деда — Василия II Темнаго (1425-1463 гг.), признававшего себя преемником павших от агарян православных Византийских Императоров.

Василий III Иоаннович (1505-1533 гг.), по свидетельству современников, “…поборол по Божьей церкви и по законе, и по всем Православном христианстве и по древнему благолепию”. Сей ревностный Государь в 1522 году получил от старца Псковского Елиазарова монастыря Филофей особое послание, в котором были и такие пророческие слова:

“…Святая Вселенская Церковь вместо Рима и Константинополя сияет светлее солнца в Москве. Два Рима пали, третий — Москва — стоит, а четвертому не быть. Все Христианские Царства пришли в конец и сошлись в одно Царство нашего Государя; все христианские Царства потопишася от неверных, только Царство одного нашего Государя благодатию Христовою стоит. Подобает Царствующему Великому Князю держать это с великим опасением и обращением к Богу, и уповать не на золото и богатство исчезающе, но на дающего всего Бога”.

С той самой счастливой минуты явления Пречистого образа и до наших дней к святой чудотворной иконе Пресвятой Владычице молитвенно обращаются за благословением и помощью в защите Отечества и просвещении языческих народов. Горячо молятся о мире, благополучии и здравии всеми любимого Государя и его семьи. Со времени чудесного явления иконы в Тихвине Пречистенский погост превратился в одно из любимейших мест великокняжеского, а затем и царского внимания, стал особым местом паломничества высших мирских владык и духовных иерархов.

Успенский собор, построенные на месте явления Тихвинской иконы был и остается наиболее значительным храмом, возведенным в XVI веке по Государеву указу. Образцом для его создания служил Успенский собор Московского Кремля, возведенный в 1475-1479 годы итальянским зодчим Аристотелем Фиоравенти и ставший, со времени правления царя Иоанна IV, храмом всея Руси. Строителями Тихвинского Успенского собора были “нарядчик” Дмитрий Сырков — представитель известной династии “гостей московских”, переселившихся в Великий Новгород в конце XV века, и итальянский мастер Фразин. По воле Божией, примерно в одно и то же время, они и были освящены; Успенский собор в Московском Кремле — по окончании стенной росписи, и каменный храм в Тихвине по окончании строительства. Сообщением об освящении двух великих святынь воздавалась хвала Богу за дарованную в июне 1514 года, после упорной борьбы победу над Литвой, увенчанную взятием Смоленска.

Великий князь Московский Василий III Иоаннович посетил храм в 1526 году и молился у чудотворного образа Тихвинской иконы “о здравии и о спасении, и чтобы Господь плод чрева даровал”. Годом ранее Митрополит Московский Даниил (1522-1539 гг.) и Собор 1525 года постановили во имя сохранения династии развести Василия III с супругой Соломонией Сабуровой. Прожив с нею 20 лет, государь не имел детей, и потому, желая иметь прямого наследника, пожелал жениться вторично. В 1525 году, с благословения Митрополита Московского Даниила, Соломония была против воли пострижена в монахини, а Василий III Иоаннович избрал в супруги племянницу литовского князя Михаила — Елену Васильевну, из княжеского рода Глинских, чей род шел от одного из сыновей Мамая, владевшим в Приднепровье городом Глинским.

После усердных молений пред иконой Пречистой в Тихвине, менее чем через 2 года царица “понесла”, разрешившись от бремени мальчиком — будущим первым Царем всея Руси Иоанном IV (1533-1584 гг.). Но государю, “искателю учительных монашеских бесед”, не суждено было долго пребывать в мире — перед кончиной он пожелал принять постриг. Брат его Андрей Иванович и боярин Михаил Воронцов старались не допустить этого. Митрополит Московский Даниил тогда сказал Андрею:

“Не будь на тебе нашего благословения ни в сей век, ни в будущий; хорош сосуд серебряный, а лучше позолоченный”.

Троицкий игумен Иоасаф совершил последнюю волю Великого князя — пострижение, дав умирающему имя Варлаама. Сыну его, вымоленному у Пречистой Госпожи Богородице, шел четвертый год. Супруга Великого князя Василия III Елена ушла вслед за мужем в 1538 году.

Эта история появления на свет Божий, вероятно, стала известна Иоанну. Иначе нельзя объяснить причину спешного приезда 17-летнего Государя в Успенский собор Тихвина на поклонения чудотворной иконе. Тем более что случилось это за несколько дней до торжественного на благо всей Руси венчания Иоанна Васильевича на Царство в Успенском Соборе Московского Кремля 16 января 1547 года.

Оное Таинство было совершено “…по древнему цареградскому чиноположению” с прибавлением миропамазания. Митрополит Московский Макарий возложил на Иоанна знаки царского сана — Крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, а затем золотую цепь Мономаха. После приобщения Святых Христовых Таин Иоанн был помазан миром. Так свершилось равенство пред императорами Священной Римской империи.

Государь совершил паломничество в Успенский собор Тихвина, как и его благочестивый родитель накануне (3 февраля 1547 года) браковенчания. Избранницей Иоанна была дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Видимо, решение вступить в брак с боярышней Анастасией Романовной Иоанн Васильевич принял, с одобрения Митрополита Московского Макария, 13 декабря 1546 года. Как повествует летопись, в тот год, когда Государю было 16 лет, среди ребяческих игр он, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да, как пишет историк В. О. Ключевский, “говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что Царь так молод, а уже так много подумал, ни с кем не посоветовавшись, от всех утаившись”.

Совершенное вслед за оным поклонение Святому образу и испрошение милости и помощи у Царицы Небесной было необходимо еще и потому, что Иоанн искал прародительских обычаев: “…как прародители его, цари и великие князья и сродник его Владимир Всеволодович Мономах на Царство, на великое княжение садились”. В то время первым помыслом Иоанна при выходе из правительственной опеки бояр было, по особому внушению, принять титул Царя и Венчаться на Царство торжественным церковным обрядом. Это уподобляло Иоанна Васильевича Византийскому Императору, и воспринималось всем Православным народом и Христианским миром, как Божественное благословение.

Иоанн IV Васильевич, по словам историка Ключевского:

“…был первый из Московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное я сделалось для него предметом набожного поклонения”.

Иоанн первым из Государей Российских возвысил идею Царской власти. Он писал о себе: “Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению”.

Через 150 лет подтвердил и возвысил традицию преемственности Царской власти в России от Византии Государь Император Павел I Петрович (1796-1801 гг.). На коронации в Москве 5 апреля 1797 года, в первый день Светлого праздника Воскресения Христова Государь, прежде чем облечься в порфиру, приказал возложить на себя далматик — одну из царских одежд Византийских Императоров, сходственный с архиерейским саккосом (священной одеждой).

Была и другая причина прибытия в Успенский собор Тихвина государя Иоанна IV Васильевича — он смиренно брал у Взбранной Воеводе благословение на военный поход против Казани, задуманный двумя годами ранее, о чем Иоанн откровенно поделился со святителем Новгородским Феодосием. Покоряя язычников, Иоанн исполнял долг перед своим прадедом Василием II Васильевичем (1425-1462 гг.), который весной 1445 года, во время борьбы с армией казанских татар хана Улу-Махмета, был схвачен ими в плен. Великий Князь полагая, что безопасность временно обеспечена, возвращался в Москву встретить Светлое Христово Воскресение, но армия татарского хана напала на Василия II у города Юрьева и пленила его на долгие три месяца. Освободиться из неволи великий князь сумел лишь за огромный выкуп в 200 000 рублей.

Потомки Василия Темного неоднократно пытались отплатить язычникам.

Отец Иоанна IV дважды, в 1506 и 1524 годах безуспешно пытался покорить басурман — пришел черед сына. Поход был задуман правнуком ровно через сто лет после унизительного пленения и выкупа Василия II. В апреле 1545 года войска Князя Василия Серебряного с ратями других воевод на стругах поплыли к Казани, но действуя без благословения, разрозненно, воеводы опустошили лишь окрестности татарской столицы. На том поход и завершился. Благоразумным было одно объяснение — покорить язычников и исполнить отеческий долг, обратясь за помощью к Владычице Богородице, было под силу только Православному Царю и Великому Князю Иоанну IV. С этим намерением Государь и прибыл в 1547 году в Успенский собор Тихвина.

Молитвы молодого Иоанна были услышаны Заступницей земли Российской — по прошествии 5 лет, в 1552 году, пала Казань под ударами Христолюбивого воинства. И по взятии ее, в трех верстах от города, на левом берегу реки Казанки, в месте погребения русских воинов, павших при осаде Казани, по указу Царя Иоанна IV Васильевича, был заложен Успенский монастырь — первый на территории завоеванного и присоединенного к России Казанского ханства. В 1560 году после затопления водами реки, монастырь — прообраз Тихвинского, был перенесен на вершину горы Зилант (Змеиная) и стал именоваться Зилантовым. Так, по промыслу Божиему, змий был повержен копьем христианских дружин, при помощи Пресвятой Владычице нашей Богородицы. Сие свершилось позже.

С 1560 по 1764 годы посад управлялся обителью, и был отделен от нее по разрушительному для русского монашества Указу Государыни Императрицы Екатерины II. По смерти грозного родителя его, все в государстве и именитые и простые люди со слезами на глазах молили Феодора Иоанновича венчаться на Царство и 31 мая 1584 года Феодор принял Царский венец.

В минуты грозящей Руси опасности, как это случилось в 1591 году, при появлении под Москвой крымского хана Казы Гирея, при общей панике и страхе, великий молитвенник — Царь Феодор был спокоен и невозмутим, ибо всегда полагался на заступничество Пресвятой Богородицы.

Царь Феодор Иоаннович скончался 7 января 1598 года, в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

С блаженной кончиной Феодора Иоанновича — последнего Царя из династии Рюриковичей, прекращалось потомство Святого благоверного князя Александра Невского, сына его князя Даниила Московского и внука Иоанна Калиты.

Царь Феодор Иоаннович много сделал для украшения Тихвинской обители. Ко времени его царствования относились находившиеся здесь иконы и низкий двухъярусный иконостас. Службы в этой церкви совершались трижды в году — в мае, в праздник Вознесения Господня и в дни памяти Святого Феодора Стратилата (8 февраля и 8 июня по ст. с.). Церковь и придел первоначально имели ступенчатое покрытие и завершались главами с крестами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *