Если говорить о религии в РФ, то можно отметить, что на нашей территории достаточно широко представлены все основные мировые конфессии. Кроме того, имеют место быть и религиозные ответвления, характерные только для России (старообрядчество). Думаю, что у каждой из религий на территории РФ есть свои здания культа, которые давно уже приобрели культурно-историческое значение.
Духовные центры России
В РФ представлены все крупнейшие мировые религии, однако, по отношению друг к другу их доля неравномерна. Сюда можно отнести:
- Православное христианство.
- Ислам.
- Иудаизм.
- Старообрядчество.
Православие в РФ представлено Московским патриархатом, управляется Патриархом Московским и всея Руси. Его резиденция находится в Даниловом монастыре в Москве. С мусульманскими организациями сложнее. Существует Духовное управление мусульман РФ, которое управляется Верховным муфтием России. Резиденция находится в Московской соборной мечети. Но в каждом отдельном субъекте федерации может существовать собственное духовное управление, которое в меньшей степени подчиняется ДУМ РФ (например, Чечня, Татарстан). За вопросы еврейской веры (иудаизма) на российской территории отвечает Конгресс еврейских религиозных общин — раввинат, главой которого является главный раввин России. Его резиденция расположена в Московской хоральной синагоге.
Центром старообрядчества в РФ является Московская старообрядческая архиепископия (г. Москва), глава ее — древлеправославный патриарх.
Объекты культа в РФ
Каждая из вышеуказанных религий имеет свои здания культа, где отправляются религиозные обряды, но не все они подпадают под понятие монастыря. Но упомяну для каждой религии по одному-два значимых объекта:
- Православие — Троице-Сергиева Лавра и Валаам.
- Ислам — мечети «Сердце Чечни» и «Кул-Шариф» в Казани.
- Иудаизм — синагога «Бейт-Давид» в Волгограде.
- Старообрядчество — поморская церковь Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород).
Старообрядцы на Руси всегда были гонимы, поэтому объектов культа у них, хоть и достаточно, но они не поражают своими величинами.
УДК 91:339.48- 6:2
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕНТРОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ОБЪЕКТОВ РЕКРЕАЦИИ
© 2007 г. Т.А. Прокопенко
В России, Украине, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры не только религиозной, но и культурной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей Русской православной церкви (РПЦ) оказались закрытыми, часть из них — разрушены. В уцелевших храмах и монастырях размещались различные хозяйственные объекты (склады, гаражи) или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Так, например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в 20-30-е гг. XX в. существовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, более 300 тыс. священников и монахов были репрессированы.
С конца 80-х гг. XX в. наблюдается возрождение православия в России. Указом президента России Б.Н. Ельцина церковное имущество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. В большинстве монастырей возрастает число монахов и монахинь, послушников и послушниц.
Сегодня в России действует 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В бывших республиках СССР насчитывается 183 монастыря РПЦ, из них в Украине — 111 (и 6 пустыней), Белоруссии — 15, Казахстане — 7, Латвии — 3, Литве — 2, Молдавии — 33, Узбекистане — 5, Эстонии — 1. В дальнем зарубежье располагаются 13 монастырей .
В России имеется 8 мест упокоения святых угодников, являющихся особо чтимыми, наиболее известными и посещаемыми:
1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.
2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.
3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.
4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.
5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.
6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская область.
7. Покровский кафедральный собор (свт. Митро-фан), Воронеж.
8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург .
Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных группах. Однако разработка классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников поможет, на наш взгляд, сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ в географическом аспекте:
— по страновой принадлежности;
— по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности;
— по господствующим конфессиям в странах, где расположены монастыри РПЦ
— по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.
По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:
1) на территории России;
По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей:
1. Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев
Посад Московской области), Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиальный мужской монастырь (Киев) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом, поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), автобусом, метро или пешком. Следует отметить, что в силу их местонахождения в крупных городах (или вблизи их) эти объекты являются элементом обычной среды для значительного числа посетителей — жителей этих городов и их окрестностей. Например, в Новодевичьем Смоленской иконы Пречистой Богородицы женском монастыре (Москва) регулярно совершаются богослужения, в том числе литургии, отмечаются религиозные праздники. На эти мероприятия собирается большое число прихожан, в основном москвичей, которых нельзя отнести к туристам. Одновременно эти культовые объекты привлекают православных паломников из других городов, а также туристов-экскурсантов.
2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях, относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спа-со-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещении объектов в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве или начинаются и заканчиваются в этих городах.
3. Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. Типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенские Валаамский и Соловецкий ставропигиальные мужские монастыри (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство паломников или туристов-экскурсантов.
4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете,
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
что и обусловливает практическое отсутствие паломников и туристов.
По господствующим конфессиям в странах, где расположены монастыри РПЦ, можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:
— в странах с преобладающим влиянием православия (Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Греция);
— в государствах с преобладающим влиянием ислама (Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан);
— в иудейском государстве (Израиль).
Что касается возраста монастырей в контексте исторической эпохи, отметим, что история основания монастырей теснейшим образом переплетается с территориальной экспансией российских государств (Киевская Русь, Московская Русь, Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация), хотя часть культовых объектов православия, впоследствии перешедших под юрисдикцию РПЦ, была основана задолго до появления первого русского государства. В первую очередь это относится к православным центрам Северного Причерноморья (греческие колонии) и Северного Кавказа (селения аланов и касогов).
Таким образом, по дате основания можно выделить следующие группы монастырей:
1. Основанные до татаро-монгольского нашествия. До середины XIII в. было основано 38 монастырей, причем часть из них — греками в Северном Причерноморье, а часть — словянами в Киевской Руси. Наряду со Свято-Успенской Киево-Печерской Лаврой (г. Киев, Украина), к ним относятся Иоанно-Богословский мужской монастырь (г. Рязань), Богородице-Рождественский мужской монастырь (г. Владимир) и др.
2. Основанные с середины XIII до XVIII в. Историческая эпоха включает в себя период татаро-монгольского ига, формирования, возвышения и расширения Московской Руси. Именно в эту эпоху было основано большинство монастырей РПЦ, обусловленное ростом территории и населения Московии (206 монастырей).
3. Основанные в период с 1700 по 1917 г. Этот период характеризуется освоением русскими переселенцами просторов Урала, Сибири, Средней Азии, Кавказа, что обусловило появление монастырей, храмов РПЦ в этих окраинных для Российской Империи землях. Необходимо отметить, что часть объектов была основана в исламских регионах (Средняя Азия, Северный Кавказ), на территориях, где господствовали традиционные национальные верования (Сибирь, Дальний Восток), в зоне распространения католичества и протестантизма (Прибалтика) и на Святой Земле -Духовная миссия РПЦ (Иерусалим). Всего было основано 139 монастырей (73 из них на территории современной России).
С 1917 по 1985 г. церковь переживала трудный период своего развития: большая часть храмов, монастырей была закрыта, разграблена и разрушена, священнослужители подвергались гонениям и репрессиям. Только с 1985 г., с приходом к власти М.С. Горбачева, начинается постепенное возрождение Русской православной церкви.
4. Основанные с 1985 г. по настоящее время. Особенно активным процесс возрождения РПЦ становится в канун празднования Тысячелетия крещения Руси (1988 г.). За период с 1985 по 2001 г. было восстановлено богослужение в большинстве закрытых в советский период монастырей, а также основано 123 новых монастырских обители (почти половина из них — за пределами России).
Предложенная классификация религиозных центров РПЦ по географическим признакам в условиях возрождающейся духовности россиян поможет паломническим службам, субъектам туристического бизнеса в формировании паломнических, познавательных туров и планировании своей деятельности. Учитывая страновые региональные особенности, со-
Кубанский государственный университет_
стояние транспортной инфраструктуры, историко-географическую специфику религиозных центров, туроператорам удастся создать максимально подготовленные туры, представляющие собой качественный турпродукт, избежать различного рода накладок (обусловленных вышесказанной спецификой) и в полной мере удовлетворить требования и ожидания паломников и туристов.
Литература
1. Монастыри Русской православной церкви: Справочник-путеводитель. М., 2001.
2. Народы и религии мира / Под ред. В.А. Тишкова. М., 2000.
Религиозные организации, в зависимости от территориальной сферы своей деятельности, подразделяются на местные и централизованные (п.2 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций. Закон не устанавливает какой-либо определенный порядок учреждения централизованной религиозной организации, отнеся эту процедуру к «собственным установлениям религиозных организаций». Таким образом, решение об учреждении централизованной религиозной организации может быть принято как местными религиозными организациями (не менее чем тремя одного вероисповедания), так и уже существующей централизованной религиозной организацией в порядке, предусмотренном их уставами.
В данном издании впервые опубликован перечень зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации централизованных религиозных организаций, являющихся конфессиональными центрами существующих в России религиозных общин. В него включены данные о 48 религиозных центрах, содержащие наименование централизованной религиозной организации, сведения об ее руководящих органах, руководителях, месте нахождения, номерах телефонов и т.п., а также официальных сайтах в Интернете и адресах электронной почты.
В качестве критерия их отбора для включения в перечень избран всероссийский характер (или, по крайней мере, заявка на общероссийский статус) религиозного центра или центров. В случае, если централизованная религиозная организация осуществляет духовно-каноническое руководство всеми или подавляющим большинством последователей данной религии (конфессии) на территории Российской Федерации, то только она и указывается в перечне. Если тот или иной религиозный центр (как правило, расположенный за границей), осуществляет каноническое руководство на территории Российской Федерации несколькими централизованными религиозными организациями, каждая из которых осуществляет духовно-каноническое руководство последователями данной религии (конфессии) на части территории Российской Федерации, они включаются в перечень с пояснением, что все они принадлежат к одной и той же религиозной организации . В том же случае, если в рамках одной конфессии учреждено несколько религиозных центров, причем среди последователей той или иной религии или конфессии не сложилось организационно-канонического единства и на статус всероссийских претендует ряд религиозных центров, зарегистрированных Министерством юстиции России, все они включаются в данный перечень.
Такой подход не охватывает всех имеющихся централизованных религиозных организаций, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации (всего их более шестисот и в подавляющем большинстве они принадлежат к Русской Православной Церкви), но позволяет представить конфессиональное разнообразие религиозной жизни страны и выделить при этом наиболее крупные и влиятельные (в рамках своих религий и конфессий) религиозные центры.
Религиозные центры, включенные в перечень, имеют различные названия. Наименование централизованной религиозной организации, в силу требований ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно содержать указание на ее организационно-правовую форму (т.е. «религиозная организация» или «централизованная религиозная организация») и, кроме того, согласно требованиям п.8 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», — сведения о ее вероисповедании. При этом следует отметить, что часто используемые централизованными религиозными организациями в своем наименовании такие самоопределения, как «духовное управление», «союз», «ассоциация» и т.п., какого-либо правового значения не имеют, поскольку все эти организации имеют одну и ту же организационно-правовую форму – централизованная религиозная организация.
Правом на использование в своем наименовании слов «Россия», «российский» и производных от них, согласно п.5 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», обладают исключительно централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет.
По отношению к некоторым из включенных в данный перечень централизованных религиозных организаций в публикациях средств массовой информации употребляются самые разнообразные термины и наименования, включая такое отсутствующее в российском законодательстве понятие, как «секта», которое в силу сложившихся в обществе представлений несет негативную смысловую нагрузку и способно оскорбить чувства верующих. В ряде случаев утверждается, будто бы «секты» наносят вред обществу и личности, нарушают российские законы.
Следует иметь в виду, что государственная регистрация религиозных организаций, решение о которой принимается Министерством юстиции Российской Федерации и его органами, носит отнюдь не уведомительный характер, поскольку включает оценку соответствия уставных положений и деятельности организации российскому законодательству. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит целый ряд оснований для отказа в государственной регистрации религиозных организаций. К их числу относится, например, противоречие ее целей и деятельности Конституции России и законодательству Российской Федерации, непризнание организации в качестве религиозной и др. Так, в 2003 году, по данным Министерства юстиции Российской Федерации, в течение года поступило 28 заявлений о государственной регистрации от централизованных религиозных организаций и 687 – от местных религиозных организаций. При этом получили решение об отказе в государственной регистрации 24 централизованные и 233 местные религиозные организации.
Если у органа, принимающего решение о государственной регистрации религиозных организаций, возникают сомнения в религиозном характере деятельности обратившейся по вопросу регистрации религиозной организации или достоверности заявленных ею основ вероучения, в отношении этой организации проводится государственная религиоведческая экспертиза (п.8 ст.11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Статус государственной религиоведческой экспертизы базируется на п.8 ст.11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (эта норма закона получила конкретизацию в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года №565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы»).
Основными задачами государственной религиоведческой экспертизы являются:
• определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
• проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах относительно основ ее вероучения.
Министерство юстиции Российской Федерации создало Экспертный совет для проведения религиоведческой экспертизы , который проводит экспертизу только при государственной регистрации централизованных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух или более субъектов Российской Федерации. В состав Экспертного совета вошли 15 авторитетных ученых-религиоведов и сотрудники правоохранительных органов. Высокий уровень религиоведческой компетентности проявился в вынесении Экспертным советом при Министерстве юстиции Российской Федерации взвешенных и объективных экспертных заключений по 14 религиозным организациям: Управленческого Центра Свидетелей Иеговы в России, Ассоциации Церквей Объединения, Церкви Последнего Завета, Православной Церкви Божией Матери Державная, «Армии Спасения» в России, Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов и др.
Учитывая выводы Экспертного совета, Министерство юстиции России отказало в регистрации Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов, в том числе в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма (пропаганда и публичная демонстрация атрибутики, сходной с нацистской до степени смешения, проповедь превосходства граждан определенной расовой принадлежности и пр.) и направило необходимые материалы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для соответствующего реагирования в отношении 50 религиозных организаций, входящих в структуру Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов.
В настоящее время экспертные советы по проведению государственной религиоведческой экспертизы созданы в 59 субъектах Российской Федерации. В подавляющем большинстве случаев религиоведческая экспертиза проводилась в отношении малоизученных или новых для данного региона религиозных движений.
Отсюда следует, что в отношении каждой из указанных в опубликованном перечне централизованных религиозных организаций либо была проведена государственная религиоведческая экспертиза и ее выводы были положительными, либо регистрирующий орган, обладая достаточной информацией о деятельности той или иной организации, не посчитал необходимым назначение экспертизы.
В период с 1997 по 2000 годы, в соответствии с требованиями п.4 ст.27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», все ранее зарегистрированные религиозные организации проходили государственную перерегистрацию. При прохождении данной процедуры вопрос о перерегистрации той или иной религиозной организации опять-таки не решался автоматически, поскольку, согласно требованиям п.3 ст.27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых на тот момент имелись основания для их ликвидации и запрета деятельности, не производилась.
Таким образом, все религиозные организации, прошедшие государственную регистрацию (перерегистрацию), являются легитимными. Факт государственной регистрации религиозной организации, с одной стороны, означает приобретение религиозным объединением статуса юридического лица и, с другой стороны, фактическое признание государством его легитимности. Ведь в случае, если бы у органов юстиции в отношении какой-либо обратившейся по вопросу государственной регистрации (перерегистрации) религиозной организации имелись бы компрометирующие ее сведения, то в государственной регистрации ей было бы отказано.
Контрольные функции государства за деятельностью религиозных организаций не ограничиваются исключительно рассмотрением вопроса об их регистрации. Ведь на орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, возложен контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка деятельности (п.2 ст.25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Кроме того, указанному органу, а также органам прокуратуры и органам местного самоуправления предоставлено право вносить в суд представление о ликвидации уже зарегистрированных религиозных организаций, если их деятельность нарушает закон.
Как отмечается в сводном отчете Министерства юстиции Российской Федерации по регистрации религиозных организаций, представительств иностранных религиозных организаций и контролю их деятельности за январь-декабрь 2003 года, в течение 2003 года была проведена проверка деятельности 56 централизованных религиозных организаций и 2217 местных религиозных организаций. По их результатам было направлено 33 уведомления об устранении выявленных нарушений в централизованные религиозные организации и 1872 – в местные религиозные организации. В тех случаях, когда установленные нарушения носили серьезный характер, информация о допущенных религиозными организациями в их деятельности нарушениях была направлена в органы государственной власти относительно 5 централизованных религиозных организаций и 142 местных религиозных организаций.
В 2003 году, по сведениям Министерства юстиции Российской Федерации, в суд было направлено 3 заявления о ликвидации централизованных религиозных организаций и 153 – о ликвидации местных религиозных организаций, а также о ликвидации и запрете 2 местных религиозных организаций. В целом в течение 2003 года из реестра Министерства юстиции Российской Федерации было исключено 253 религиозных организации, в том числе ликвидировано решением уполномоченного органа религиозной организации – 28, ликвидировано по решению суда – 253. Из них 1 централизованная и 8 местных религиозных организаций было ликвидировано по решению суда за неоднократное нарушение норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, за грубое нарушение норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства была ликвидирована 31 местная религиозная организация, за систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям, были ликвидированы по решению суда 1 централизованная и 12 местных религиозных организаций.
Таким образом, из анализа норм российского законодательства, регулирующих вопросы государственной регистрации религиозных организаций и контроля их деятельности, а также работы органов юстиции, осуществляющих реализацию этих норм на практике, следует, что деятельность всех религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию (и особенно — централизованных, подлежащих более серьезной проверке в ходе решения вопроса об их государственной регистрации), в отношении которых нет вступившего в законную силу судебного решения об их ликвидации и запрете деятельности, может презюмироваться как законная.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что религиозное объединение имеет право создавать и осуществлять свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим собственным установлениям (статья 4 пункт 5), а «государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации» (статья 15 часть 2).
Опубликовано: аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ №17 (237)
описание:
Данный проект предполагает реконструкцию здания, находящегося в аварийном состоянии, под мусульманский религиозный центр. Сегодня в современном мусульманском мире искажаются основные принципы ислама и неправильно толкуются молодым поколением, поэтому основная задача проектируемого религиозного центра будет заключаться в единстве и правильности толкования исламской религии и препятствовать зарождению экстремистских настроений среди мусульман.
Градостроительные решения
Религиозный центр расположен на участке площадью 0.1 гектара. Данный объект удален от центра деловой, политической, культурной жизни города. Основным критерием при выборе места стала недопустимость конфронтации с другими религиями. В пределах пешей доступности имеются станции наземного общественного транспорта. Организация территории предусматривает надземную парковку на 13 машиномест.
Объемно-планировочное решение
Основной объем здания делиться на два основных блока. Первый блок – с административными и складскими помещениями. Заходя в здание посетители попадают в распределительный вестибюль, из которого могут сразу попасть в гардеробную и санузлы, оборудованные душевыми. Все санузлы расположены на первом этаже, в которые можно попасть сразу из вестибюля для возможности процедуры омовения перед посещением других зон религиозного центра. Расположение второго санузла обусловлено разграничением прихожан на мужчин и женщин. Также предусмотрена небольшая библиотека площадью 24 м2, класс для обучения молодежи, комната Корана и комнаты отдыха.
Второй блок считается основным в Исламе, «Молельный», Оба блока связанны общим пространством для удобства перемещения посетителей. Второй уровень делится на две части с помощью раздвижных перегородок, разделяя зону мужчин и женщин.
Архитектурное решение фасадов
Стилевая принадлежность основана на преемственности традиций исламской культуры. Вдоль главного входа расположен плоскостной бассейн, имитирующий процессию перехода из повседневного мира в священное царство. Отражающий бассейн светится ночью, создавая иллюзию, что все здание плавает над водой.
Фасадное решение выполнено в двух разных стилях, объединённых единым замыслом, обладающих истинными предпосылками истории религии. Это серия различных орнаментов, имеющих большое значение в истории данной культуры. Решение внутреннего пространства объединено общим архитектурным замыслом с экстерьером сооружения. За счет дневного освещения создается игра теней в интерьере, а за счет вечернего в экстерьере.
Конструктивное решение
Материал: сталь, железобетон. Общая устойчивость и пространственная неизменяемость конструкции обеспечивается совместной работой стволов жесткости и колонн, которые объединяются в единую конструкцию монолитными дисками перекрытий.