Стихи про платки

Подари мне платок —
голубой лоскуток.
И чтоб был по краям
золотой завиток.

Не в сундук положу —
на груди завяжу,
и что ты подарил,
никому не скажу!

…Пусть и лёд на реке,
пусть и ты вдалеке.
И платок на груди —
не кольцо на руке.

Я одна — не одна.
Мне тоска — не тоска,
мне и день не велик,
мне и ночь не горька.

Если ж в тёмную ночь
иль средь белого дня
ни за что ни про что
ты разлюбишь меня —

ни о чём не спрошу,
ничего не скажу,
на дарёном платке
узелок завяжу.

Агашина Маргарита

*****

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной
Мы распрощались с тобой…
Нет прежних ночек.
Где ты платочек,
Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.

И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной, —
Знаю: с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.

Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.

И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую: рядом
С любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

Галицкий Яков, Максимов Михаил

*****

Пуховой платок, свет улыбки знакомой,
Глаза, что умеют простить и понять,
Что вечно в тревоге:
— Ну, где мы и что мы?
Такою нам с детства запомнилась мать.
В беде отогреет, закроет собою,
Порой пожурит и забудет тотчас…
Спасибо вам, мамы, спасибо большое —
За все, что вы сделали в жизни для нас!
Спасибо за вашу заботу и ласку,
За добрую жизнь, что семье отдана,
За первую песню, за первую сказку,
За годы тревоги, за ночи без сна.
Мы поздно у вас замечаем порою
Снежок на висках, паутинку у глаз…
Спасибо вам, мамы,
Спасибо большое — за все,
Что вы сделали в жизни для нас!

Финк И.

*****

Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.

Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;

Прелестная дева ласкала меня,
Но скоро я дожил до черного дня.

Однажды я созвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей;

«С тобою пируют (шепнул он) друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя».

Я дал ему злата и проклял его
И верного позвал раба моего.

Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.

Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог…

В покой отдаленный вхожу я один…
Неверную деву лобзал армянин.

Не взвидел я света; булат загремел…
Прервать поцелуя злодей не успел.

Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.

Я помню моленья… текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!

С главы ее мертвой сняв черную шаль,
Отер я безмолвно кровавую сталь.

Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.

С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю веселых ночей.

Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.

Александр Пушкин

*****

Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин павло-посадский платок,
Что-то важное, вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.

А в платке то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!

В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.

А с платка улыбаясь, ткачиха глядит:
«Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет: промозгло и больно!»

Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павло-посадский платок…

Моисеева Ольга

*****

Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять —
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи платок.

*****

От христовой плащаницы
Через древние века
Шла по сёлам и станицам
Слава русского платка.

Где вы, кики и убрусы?
Стёрты в памяти, вас нет.
Изменилась мода, вкусы,
Но платков цветёт букет.

Расписное семицветье
И печатаный узор
Лёг на узенькие плечи
И ласкает чей-то взор.

Многодневный стук коклюшек,
Хитроумный труд крючков
Паутинкой нежных кружев
Обрамляет вам лицо.

Шаль, подшальник, полушалок —
Всё платок, такой как есть.
Самый лучший он подарок,
Вековых традиций честь.

Рогочая Людмила

*****

Бабушка моя хворает,
Очень плохо ей больной.
Не смеётся, не играет,
Не беседует со мной.
Дам ей вкусный чай с малиной:
«Выпей, бабушка, глоток».
Принесу платок старинный
И укутаю в платок.
И наутро будет снова
Моя бабушка здорова.

*****

Шаль шаловливая,
Шалые, милые позы,
Взоры счастливые,
Метаморфозы…

Плеч одиноких убранство,
Жаркая лава,
Красок шаманство
Золотоглаво!

Ткань на тебе горяча,
Гордая зрелость.
Это скольженье с плеча,
Оторопелость…

Пышный цветной лабиринт —
Глазу угроза.
Шали рукой не бери —
Колется роза!

Сцены усталость,
Выдох беззвучного хора.
Все, что осталось, —
Занавес без актера.

Все, что осталось от жизни,
Смелой и жгучей…
Шаль шаловливая, брызни
Ливнем из тучи!

*****

У Посада, у Посада вьётся синяя река,
Нет на всём на белом свете,
Краше нашего платка.
Все цвета вобрал красавец:
С голубых небес до звёзд,
Кроны дуба, кроны ели,
Милой Родины, берёз.
Кинь на плечи, кинь на куд,
Загляни — ка в зеркала,
Зацветёшь и улыбнёшься,
До чего ты в нём мила.
Ты без слов приносишь счастье
Целой армии подруг,
Золотых деяний рук.
И в театре, и на свадьбе
Сеешь щедро красоту,
Загораешься дубравой,
Белой чайкой на лету.
Нет на свете уголка,
Где б не видели платка
Из Посада, из Посада,
Там, где синяя река.
Прямо чудо, прямо чудо,
Сотворили на века,
Рукодельницы Посада,
Рукотворницы платка.

Чухонцев Олег

*****

Как русские великие просторы,
Необозрим по красоте своей платок,
На нём начертаны родной земли узоры,
Её живительный и благодатный ток.
На плечи русской женщины накинут,
Как крылья у богини за спиной,
С ним все напасти и печали сгинут,
С ним станешь, как и прежде, озорной.
Пройдёшься в танце, как лебёдушка, как пава,
С душою песню звонкую споёшь,
Прохладой освежишь, как летняя дубрава,
Как светом солнечным, округу всю зальёшь.
Платок, как поле, из цветов и трав пахучих,
В котором дышится так вольно, во всю грудь,
Как лес из сосен и дубов могучих,
Дающим силы горы все свернуть.
С рекой сравним он с полноводной, что красиво,
Неспешно по земле родной плывёт,
С царицей-лебедью, что дома терпеливо,
Царевича из странствий дальних ждёт.
Как крылья, руки в танце распахнулись,
Узором живописным мир маня,
Над вольною Россиюшкой взметнулись,
Ей краски сочной красоты даря.

Подцветова Татьяна

*****

Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет —
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек —
Повяжи себе платочек.

*****

Я о прошлом теперь не мечтаю,
И мне прошлого больше не жаль.
Только много и много напомнит
Эта тёмно-вишнёвая шаль.

В этой шали я с ним повстречалась,
И любимой меня он назвал.
Я стыдливо лицо прикрывала,
А он нежно меня целовал!

Говорил мне: «Прощай, дорогая,
Расставаться с тобою мне жаль.
Как к лицу тебе, слышишь, родная,
Эта тёмно-вишнёвая шаль!»

Я о прошлом теперь не мечтаю,
Только сердце затмила печаль.
И я молча к груди прижимаю
Эту тёмно-вишнёвую шаль.

*****

Я надолго тебя покидаю –
Уезжаю на Дальний Восток,
На прощанье с собой забираю
Этот павлопосадский платок.

Буду там без тебя одиноким –
Край суровый, а климат жесток! –
Мне напомнит пороки, упрёки
Этот павлопосадский платок…

В каждой встрече платком восхищался,
Целовался без удержу впрок
И с собою забрать я собрался
Этот павлопосадский платок.

Когда трудно мне будет и больно,
Целовать стану каждый цветок,
Разукрашен весь ими невольно
Этот павлопосадский платок.

Издалёка тепла пожелаю,
А любовь завяжу в узелок,
На прощанье взамен оставляю
Оренбургский пуховый платок…

Марута Николай

*****

«Синий платок», «лоскуток голубой» –
Песен немало сложено-спето.
И у меня теперь будет с тобой
Песня своя, своё тёплое лето.
Плечи закутаю в пёструю ткань,
И затрепещет на ней цветочек.
Степью пройдусь я в рассветную рань –
Душу согрей мне, синий платочек.

*****

Ветер
Откуда-то
Взялся —
И вдруг
Вырвался
Мамин платочек
Из рук.
Мама успела лишь
Выкрикнуть:
«Ах!»
Глядь —
А платочек
Уже в облаках.
К нам
Возвращаться
На землю
Не хочет…
Так почему ж это
Мама
Хохочет?
Странно —
Взмахнула
Руками,
Как птица,
Но удалось
Мне
В плечо ей
Вцепиться.
Если бы я
Не успел,
Знаю точно, —
Вслед
Улетела б
Она
За платочком.

Островский Семен

*****

Мне расставаться с тобою больно,
Зачем разлука нам суждена?
Ведь у цыганки так сердце вольно
Одной любовью вся жизнь полна.

Припев:
Меня не греет шаль
Сырой, осенней ночью
В душе моей печаль,
Слеза мне выжгла очи
Ах, в душе моей печаль,
Слеза мне выжгла очи.

Туманным утром уйду далеко
А ночью вспыхнут огни костров
Но сердцу будет так одиноко
Никто не скажет заветных слов.

Припев:
Меня не греет шаль
Сырой, осенней ночью
В душе моей печаль,
Слеза мне выжгла очи
Ах, в душе моей печаль,
Слеза мне выжгла очи.

Баянова Алла

*****

Я увидела платок в каталоге,
Сразу как-то подкосились ноги…
Ах, спасибо, каталог, удружили!
Сразу голову мою закружили!
Закружили, закружили…
Память всю разворошили…
И заначку в миг достали,
И платочек мне прислали!
Не могу теперь ни дня без мечтаний,
Тихих, нежных, робких обещаний…
Обещаний в том, что это последний,
Самый лучший мой платочек осенний!
Ведь, платки, как и года, шли понемногу…
Вот и осень вдруг стоит у порога.
Ту, которую зовут Бабьим летом…
Но не об этом, здесь, друзья, не об этом…

*****

Мамин газовый платок,
Нарисованный цветок.
Мамы нет — платок остался
Мне в наследство, как богатство.

Легче лёгкого – пушинка,
Как перо воздушной птицы
Ей на голову ложится.

Тяжела была судьба,
А платочек — хоть куда.
Невесомый и воздушный
Был в ее руках послушный.

Так любила одевать
Маме нравилось опять
До последних дней носить…

Модный был в шестидесятых,
Он до старости остался
Самым стильным и удобным
И родным, и теплокровным.

Ушаков Виктор

*****

Я наконец нашел подарок
Расшитый бисером платок,
Востока чудный лоскуток
Cторгую в лавке между арок.

Он будет точно как из зказки
Ты б его выбрала сама,
Как будто осень свои краски
Залюбовавшись пролила

Этой зимой, в холодный вечер,
В самом начале января
Накинь его себе на плечи,
Представь что я обнял тебя.

*****

Мне платок подарили пуховый,
Оренбургский пуховый платок
Он согреет, как тёплое слово,
Даст мне силы, как влаги глоток.

Этот пух оренбургские козы
Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.

Чтоб тончайшую ткань отбелила,
Расчесала искусной рукой,
Людям сердце своё подарила,
И тепло, и уют, и покой.

Я изящным движением накину
Паутинки ажурный наряд,
Распрямлю свои плечи и спину,
И окрашу лукавостью взгляд.

На избыток проблем невзирая,
На вечернюю глядя зарю,
Завернусь в это облако Рая
И к блаженству душой воспарю.

Выскубова Лариса

*****

Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.

Ночь пройдет – и спозаранок
В степь, далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы ее, с тобою
Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!

Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.

Полонский Яков

*****

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать.
Я готова тебе, дорогая,
Не платок, даже сердце отдать!

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу.
Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Всё равно пред тобой я в долгу.
Пусть буран всё сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог.
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок!

Боков Виктор

*****

Тарелка радио на стенке.
Ещё войны лютует смерч,
но о платке поёт Шульженко,
хранящем память женских плеч.

Поёт про связь войны и тыла,
про завязь будущих судеб
в той песне о платочке милом,
необходимом, словно хлеб.

Платок — надежды добрый вестник,
что обещает радость встреч,
мечтали женщины, как в песне,
к себе примерить и сберечь.

Хоть счастье выпало немногим,
когда пришли с войны отцы,
платочек синенький помог им
зарубцевать вдовства рубцы.

Средь женщин выросшие дочки
в душе копили чувства впрок,
на старом мамином платочке
завязывали узелок,

чтоб развязать его попозже,
когда придёт влюбиться срок
и станет ближе и дороже
тот скромный синенький платок.

Не властно время над узором
простосердечных скромных слов,
над безыскусным перебором
в душе настроенных ладов.

Ася Сапир

*****

На Тихорецкую состав отправится
Вагончик тронется перрон останется
Стена кирпичная часы вокзальные
ПЛАТОЧКИ БЕЛЫЕ!!!
ПЛАТОЧКИ БЕЛЫЕ!!!
ПЛАТОЧКИ БЕЛЫЕ!!!
ПЛАТОЧКИ БЕЛЫЕ!!!
Глаза печальные
Одна в окошечко гляжу негрустная
И только корочка в руке арбузная
Ну что с девчонкою такое станется
Вагончик тронется
Вагончик тронется
Вагончик тронется
Вагончик тронется
Перрон останется
Начнет выпытывать купе курящее
Про мое прошлое и настоящее
Навру с три короба
Пусть удивляются
С кем распрощалась я
С кем распрощалась я
С кем распрощалась я
С кем распрощалась я
Их не касается
Откроет душу мне матрос в тельняшечке
Как тяжело на свете жить бедняжечке
Сойдет на станции и распрощается
Вагончик тронется
Вагончик тронется
Вагончик тронется
Вагончик тронется
А он останется
На Тихорецкую состав отправится
Вагончик тронется перрон останется
Стена кирпичная часы вокзальные
ПЛАТОЧКИ БЕЛЫЕ!!!
ПЛАТОЧКИ БЕЛЫЕ!!!
ПЛАТОЧКИ БЕЛЫЕ!!!
ПЛАТОЧКИ БЕЛЫЕ!!!
Глаза печальные.

Львовский Л.

Светлана Капутская
Праздник русского платка (старшая группа)

Действующие лица: хозяюшка (воспитатель)

Коробейники (1) и (2)

Зал украшен шарами, лентами, цветами, плакатами.

Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Хозяюшка: Дорогие друзья!

Коробейник 1:Сударыни и судари!

Парни и молодицы!

Коробейник 2:Поклон вам, гости званые

Да желанные!

Коробейник 1Здравствуйте, лебедушки!

Коробейник 2:Здравствуйте, молодушки!

Хозяюшка:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Чудесный праздник всех зовет!

Дети играют в народную игру «Ручеек».

Коробейник 1: Вижу улыбки на ваших лицах, вижу праздничное настроение!

Эх, полным — полна моя коробушка! Есть и ситец и платки!

Коробейник 2: А у нас в коробушке лежит «предмет одежды — кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы».

Хозяюшка: Хорошо расхваливаете. Мне по нраву вот этот платочек.

Коробейник 1: Да много песен, стихотворений знаем мы о русском платке-платочке.

Стихи читают дети:

Ребенок 1:

Что за чудо узор,

Что за краски вокруг?

Это поле, цветы,

Словно солнечный луг.

На посадском платке –

Россыпь разных цветов,

Ароматы весны,

Дуновенье ветров!

Ребенок 2:

Эту русскую сказку

Каждый видеть здесь рад,

Это сказка с названием

Павлов Посад

Словно счастья букеты

На посадском платке

Их теплей и роднее

Не найти нам нигде

СЛАЙД-ШОУ «ПАВЛОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ»

Во время показа Хозяюшка читает стихотворение

Стихотворение «Павлопосадский платок»

Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла

Мамин павлопосадский платок,

Что-то важное вспомнила сразу душа

Как свободы глотнула глоток.

А в платке-то самом: поле, поле цветёт!

И цветы в нём безумно красивы…

В каждой нитке Россия родная живёт:

Реки…горы…дороги и нивы!

В каждой нитке небесная тянется высь!

Домотканым, цветастым узором,

Он теплом и любовью тебя защитит,

Когда станет промозгло и больно!»

Не смогла удержаться надела, кручусь

Возле зеркала, как лепесток…

Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –

В мамин павлопосадский платок…

Хозяюшка: Меняются время и мода, неизменными остаются платки на плечах русских красавиц. И если вспомнить, то на Руси ни одно народное гуляние, не обходились без нарядного, узорчатого платка. Давайте и мы с вами устроим веселые игрища с платочками. Приглашаю всех в круг на русскую народную игру.

Игра «Гори, гори ясно»

Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям.Затем играющие хором поют считалку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три!

На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.

Игра повторяется.

Коробейник 2: Русский платок издавна связан с представлением о женском национальном наряде.

Коробейник 1:Азачем нужен платок?

Коробейник 2: Ясное дело, чтоб им махать!

Коробейник 1: А зачем махать?

Коробейник 2: Парней созывать.

Хозяюшка:

Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Исполняются частушки

1. Вы, подружки дорогие, 4. Снова красненький платочек

В стороне не стойте, На кудрях своих ношу.

А частушки про платки На кого взгляну разочек —

Веселее пойте. Вмиг того приворожу.

2. На платочке два цветочка – 5. Ой, подруженька моя,

Голубой да синенький. В красненьком платочке.

Про любовь никто не знает – Перед милым вертится,

Только я да миленький. Как змея на кочке.

3. Повяжу платок я туго, 6. Я иду, иду, иду –

Чтобы ветер не порвал. Платок валяется на льду.

Поведу машину лугом, Какого ты себе нашла,

Чтобы милый увидал. Такого я себе найду.

Вместе: Мы девчата боевые,

Не видали вы таких.

А платки на нас какие –

В ярких красках расписных!

У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

Хозяюшка: Всем павловские платки к лицу. Накинет девица на плечи праздничный платок, взглянет в зеркало и улыбнётся. Красавица! Посмотрите, сколько красавиц у нас в зале.

Коробейник 1: Как во нашей, во деревне

Да на каменном мосту,

Коробейник 2: На высоком, на счастливом,

Девки водят хоровод.

Танец с платками «Русская красавица»

Коробейник 1:Хороши наши красавицы в русских платках! Трудно выбрать лучшую.

Коробейник 2:Не забывайте русские народные традиции! Носите русские платки: в них пир, и в мир, и в добрые люди.

Ребенок 1:

Россия — танец-хоровод

Березок на полях,

Россия – синий небосвод,

В плывущих облаках.

Ребенок 2:

Россия – вьюга – завитки

Серебряной реки.

Россия – нежные цветки –

Ромашки, васильки.

Ребенок3:

Россия – солнца аромат,

И скошенной травы.

Россия – горько-терпкий вкус

Рябины и ирги.

Ребенок 4:

Россия – пенье-ручеёк:

От ласточки привет.

Россия – милый уголок,

Что вечно дарит свет.

Хозяюшка :

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай – ка!

Ну, конечно (балалайка)

Танец с балалайками.

Хозяюшка : Спасибо вам за танец. А знаете ли вы какие-нибудь пословицы, поговорки, о платках?

На чужой роток не накинешь платок.

Бабы бранятся, так платки с головы валятся.

Шесть досок да холстинки платок.

Не к роже платочек, утрешься и рукавичкой.

Хозяюшка: Не зря в народе говорится, что конец — всему делу венец! Пусть наш праздник получит достойное завершение. Ничто так не поднимает настроение, как озорная, задорная пляска

Музыкальный танец-игра:

В зал под музыку выходят Коробейники.

Коробейник 1: Делу время – потехе час!

Коробейник 2: Надеемся, что не скучали вы у нас!

Хозяюшка: Вот и подходит к концу наш праздник. А на память примите, пожалуйста, от нас куклы-обережки из маленьких платочков. Эти обережки будут оберегать вас от всего плохого и принесут удачу.Коробейники с Хозяюшкой:

Спасибо за внимание.

До скорого свидания!

Платок в России: путь в революцию

Семиотический статус платка в мировой культуре всегда был чрезвычайно высок. Этот предмет играл важную роль в традиционных костюмных комплексах многих народов России. Ему отводилась значительная обрядовая роль, которая сохранялась на протяжении столетий. Особенно широкое применение платок нашел в свадебной и поминальной традиции. С ним были связаны различные суеверия, и его использовали в гаданиях, он часто упоминался в народных песнях и частушках. Наиболее дорогие платки передавали по наследству от матери к дочери, от свекрови к невестке.

К концу XIX века в крестьянской среде в России большое распространение получили набивные ситцевые платки, которые дополнили или заменили старинные головные уборы замужних женщин — кички, сороки, кокошники. Платочные изделия в огромном количестве производились текстильными фабриками Московской, Санкт-Петербургской и Владимирской губерний. Их продукция отличалась узорами и качеством ткани, размерами и ценой, отвечая самым разнообразным вкусам покупателей. Однако платки носили не только в деревнях, но и в городе — переехавшие туда жить крестьянки. На улицах крупных городов можно было увидеть «разносчиц ситцев», предлагающих платочный товар (ил. 1). Торговля, как правило, была успешной — ведь основная масса населения России представляла собой крестьянство и рабочий класс, а обычай покрывать голову молодых девушек и замужних женщин в первые десятилетия XX века еще сохранялся. Таким образом, сотни тысяч платков ежегодно расходились по всей России, попадая даже в самые отдаленные уголки огромной страны.

Вместе с тем Первая мировая война и последовавшие затем Февральская и Октябрьская революции 1917 года оказали значительное влияние на российскую текстильную промышленность. Некоторые фабрики стали производить ткани исключительно для фронтовых нужд, но бóльшая часть предприятий остановила производство в связи с серьезными трудностями экономического характера.

Однако, несмотря на огромный дефицит текстильной продукции, наблюдавшийся в первые десятилетия советской власти, именно платок превратился в обязательный предмет повседневной жизни, став одним из важнейших символов революции и маркером принадлежности к новому строю. Так, например, Н. Н. Берберова вспоминала о первых послереволюционных годах: «Женщины теперь все носили платки, мужчины фуражки и кепки, шляпы исчезли: они всегда были общепринятым российским символом барства и праздности, теперь могли в любую минуту стать мишенью для маузера».

Красный платок — символ революции

Особый статус в послереволюционной России получил платок красного цвета, который носили наиболее революционно настроенные представительницы прекрасного пола. Способ ношения платка имел свою особенность — вместо традиционного завязывания узла спереди, как правило, его делали сзади.

Красный цвет всегда был одним из самых важных в русской народной культуре, символизируя плодородие и богатство. В дореволюционной России были широко распространены платки с красным фоном и крестьянки их очень любили. Обычно такие платки украшались растительным узором или имели орнамент в виде восточных «огурцов». Наиболее яркие платочные изделия, окрашенные в красный «адриа-нопольский» цвет, производились Товариществом мануфактур Барановых во Владимирской губернии Архангельского уезда в селе Карабаново. Они были очень популярны среди крестьянского населения и органично вошли в комплекс народного костюма.

После установления советской власти и в городе, и в деревне распространение получил платок красного цвета без какого-либо узора. Безусловно, он напоминал о революционном знамени, которое большевики сделали символом борьбы за свободу. Красный цвет приобрел уже другое значение и стал олицетворением крови угнетенных классов, пролитой за свое освобождение. В начале знамя большевиков представляло собой простое красное полотнище в виде прямоугольного куска ткани. На нем иногда писали или вышивали лозунги, а также портреты В. И. Ленина и других революционных деятелей. После образования СССР в соответствии с Конституцией 1924 года красное знамя было утверждено в качестве государственного флага. В верхнем углу у древка добавилось изображение серпа и молота, а над ним размещалась красная пятиконечная звезда.

Кроме того, красный платок в советской культурной среде вызывал ассоциации с фригийским красным колпаком эпохи Великой французской революции (Лебина 2016: 133). Так, например, В. В. Вересаев в романе «Сестры» писал о юной работнице с резинового завода «Красный витязь»: «Бася… сейчас одевалась. Не по-всегдашнему одевалась, а очень старательно, внимательно гляделась в зеркало. Черные кудри красиво выбивались из-под алой косынки, повязанной на голове, как фригийский колпак» (Вересаев 1990: 198).

Интересна история этого головного убора. Он появился еще у древних фригийцев и представлял собой мягкий закругленный колпак со свисающим вперед верхом. В Древнем Риме похожую шапку носили освобожденные рабы, получившие римское гражданство. Называлась она «пилей» (pileus). После того как Марк Юний Брут убил Цезаря и поместил pileus на реверсе монеты между двумя клинками, шапка стала символом свержения тирании. Это во многом объясняет факт появления фригийского колпака в революционной Франции в 1789–1794 годах. В связи с распространением культа личности Брута, вполне вероятно, что во времена Великой французской революции фригийский колпак стал общепринятым символом свободы, и поэтому красная шапочка стала использоваться якобинцами в качестве головного убора. Позже выдающийся французский художник Э. Делакруа в своей знаменитой картине «Свобода, ведущая народ» изобразил женскую фигуру, олицетворяющую Францию, во фригийском колпаке красного цвета.

Следует отметить, что во времена революционных потрясений в разных странах возникала необходимость в определенном опознавательном знаке бунтовщиков, который был бы им понятен и хорошо виден. Именно таким и стал фригийский колпак во Франции, а позже красный платок в России.

Итак, небольшой прямоугольный кусок ткани яркого красного цвета стал важным атрибутом новой советской власти. Так, например, фрезеровщица московского завода «Динамо» Е. Пылаева вспоминала, что в 1923 году «самой модной одеждой для комсомолки была черная юбка в складку, белая блузка, красный платок и кожаная тужурка» (Всегда в борьбе 1978: 105). Известная советская поэтесса О. Берггольц также часто появлялась в редакциях ленинградских газет в красном платочке.

Картины русских художников 1920-х годов знакомят нас с галереей ярких женских образов в красных платках. Одним из наиболее ранних является «Портрет артистки Т. В. Чижовой» кисти Б. Кустодиева 1924 года (ил. 1 во вклейке), а также полотно К. Петрова-Водкина «Де-вуш ка в красной косынке» 1925 года (ил. 2 во вклейке). Знаменитый еще до революции художник К. Юон в 1926 году написал картины «Подмосковный молодняк» и «Комсомолки», где юные активистки изображены в красных косынках. Живописное произведение «Международный юношеский день», посвященное новому революционному празднику молодежи, создал художник И. Куликов в 1929 году (ил. 3 во вклей ке). Он изобразил шеренги идущих молодых людей в юнгштур-мовках. Головы многих девушек были покрыты красными платками, которые вместе со знаменами в руках у юношей выступали в роли уже традиционных символов советской власти и служили яркими акцентами в многофигурной композиции произведения.

На плакатах первых революционных лет также часто можно увидеть изображение красного платка, который дополнял образ женщины, отстаивающей идеалы революции. Известный советский художник А. Самохвалов в 1924 году создал плакат «Бессмертный вождь октября. Ленин указал нам путь к победе. Да здравствует ленинизм!» (ил. 4 во вклейке). В качестве главного идеологического и композиционного решения были выбраны три женские фигуры, две из которых изображены в красных платках.

Плакат оперативно отзывался на злободневные события и мог в доходчивой, выразительной форме отразить радикальные перемены общественной жизни. Так, например, в собрании Государственного Русского музея сохранился эскиз плаката уже упомянутого выше А. Са-мохвалова «Расти, кооперация!», созданного в 1924 году. Художник представил молодую работницу в красном платье, платке и со знаменем в руке, агитирующую за введение потребительской кооперации.

Неизвестный художник на знаменитом плакате «Ты помогаешь ликвидировать неграмотность?» создал один из самых выразительных женских образов, в котором красный платок является важным атрибутом новой власти (ил. 5 во вклейке). Активистка одета в блузку в красный горошек и красный платок — она грозно и настойчиво призывает выполнять «заветы Ильича» и вступать в «Общество долой неграмотность».

Агитационный платок конструктивистов

Однако в начале 1920-х годов появились головные платки с узором в виде серпа и молота. В музейных и частных коллекциях сами платки не сохранились, но о том, что они существовали и их носили, свидетельствует картина Н. А. Ионина «Женщина в платочке» (ил. 6 во вклейке). Предположительно автор написал ее в 1926 году. Представлена она была публике на выставке «Картина, стиль, мода», организованной Государственным Русским музеем в 2009 году. Женский лик обрамлен платком таким образом, что вызывает очевидное сходство с образом Богоматери. Моделью послужила жена художника — Екатерина Николаевна Ионина (Самохвалова). Чистый спокойный и немного отстраненный взгляд женщины обращен в сторону, а за ее спиной художник изобразил покосившиеся старые деревенские избы, напоминающие о дореволюционном прошлом. Ткань платка и платья с серпами и молотами, несомненно, выступала здесь в качестве нового символа жизни в Советской России.

После революции скрещенные серп и молот являлись одними из самых важных государственных символов и должны были олицетворять единство рабочих и крестьян. Еще со второй половины XIX века пролетарские организации избрали молот своим классовым знаком. Накануне первой русской революции он стал общепринятым атрибутом в рядах русского революционного движения. В свою очередь серп был массовым общекрестьянским орудием труда, символизируя жатву и урожай. Он часто использовался в дореволюционной геральдике в России. В советское время серп и молот стали главной эмблемой Советского Союза, а также одним из символов коммунистического движения. В гербе СССР серп всегда изображался наложенным на молот. Это означало, что молот предшествовал как геральдический знак серпу и был старше его по назначению. В узоре платка и ткани платья на картине Н. Ионина «Женщина в платочке» соблюдены эти важные формальности гербовой символики.

Текстиль с рисунком в виде серпа и молота начали производить фабрики Москвы, Иванова и других городов в первой половине 1920-х годов. Известный мастер агитационного рисунка на тканях С. В. Бурылин включал их изображения в свои раппортные текстильные композиции. Однако узор, состоящий исключительно из серпа и молота, можно увидеть на эскизе ткани Л. Поповой — известной художницы русского авангарда. Они вместе с еще одной выдающейся художницей той эпохи В. Степановой работали на 1-й ситценабивной фабрике Москвы (бывшей Цинделя) в 1923 году. Ими был разработан особый тип геометрической орнаментации, которую искусствовед Ф. Рогинская назвала «первой советской модой».

Следует напомнить, что в начале 1920-х годов началось возрождение текстильной промышленности и вновь открытые предприятия остро нуждались в новых рисунках для тканей. 11 марта 1923 года в Москве открылась Первая Всероссийская художественно-промышленная выставка. Одновременно с выставкой состоялась и всероссийская конференция, посвященная вопросам художественной промышленности. Среди организаторов и активных участников этих мероприятий был известный русский ученый-искусствовед Я. Тугендхольд, который подчеркнул важность поднятия качественного уровня художественной промышленности, так как именно она, по его мысли, способна осуществить мечту русской революции — внедрить искусство в жизнь. Анализируя изделия индустриального отдела выставки, Тугендхольд особо выделил образцы текстиля, подчеркнув, что им очень не хватало новых орнаментов и ритмов. Профессор П. Викторов 29 ноября 1923 года на страницах газеты «Правда» обратился к художникам с призывом прийти работать на текстильное производство и дать новые рисунки для ситцев (Викторов 1923). Эта публикация нашла живой отклик у Л. Поповой и В. Степановой, которые в течение 1923–1924 годов создавали рисунки для набивных тканей.

В их ярких оригинальных узорах превалировали в основном геометрические мотивы, в которых нашли отражение живописные искания художниц в области конструкции и цвета. Однако Л. Попова в нескольких текстильных рисунках вместо геометрических форм использовала уже распространенные к тому времени революционные символы — серп и молот, а также пятиконечную звезду. О том, что ткани Л. Поповой покупались и из них шились различные костюмы, свидетельствовали слова Тугендхольда: «Этой весной женщины Москвы — не нэпманки, но работницы, кухарки, служащие поприоделись. Вместо прежних мещанских цветочков замелькали на тканях новые неожиданно крупные и броские узоры. Л. Попова пробила брешь в той китайской стене, которая существовала между промышленностью и искусством» (Тугендхольд 1924: 77). Ионин в своей картине «Женщина в платочке» изобразил женское платье и платок с рисунком, очень напоминающим эскиз ткани Л. Поповой с серпом и молотом. Их отличала изысканная графика линий и четкий ритм раппортной композиции.

Агитационные платки и символы советской эпохи

Вместе с тем в начале 1920-х годов на текстильных фабриках стал создаваться новый тип платков, который получил название «агитационных». Они стали наглядным средством пропаганды, заняв особое место в истории художественного текстиля. Портреты деятелей революции, элементы государственной символики, аббревиатуры, лозунги и памятные даты, а также темы коллективизации сельского хозяйства и индустриализации экономики нашли самое непосредственное отражение в художественном оформлении платочной продукции тех лет. Сюжетные и орнаментальные композиции агитационных платков, их колористическое решение сначала демонстрировали следование текстильной традиции. Однако постепенно в промышленное производство стали внедряться новые художественные приемы, показывавшие тесную связь с искусством авангарда. Таким образом, платок превратился в яркий символ эпохи, став мощным оружием борьбы за идеалы революции.

Бóльшую часть головных платков, производившихся фабриками Москвы, Ленинграда и Иванова в первые десятилетия после революции, необходимо отнести к так называемой памятной продукции. Подобные изделия в большом количестве выпускались еще до революции и посвящались различным памятным датам: восшествию на престол Николая II в 1896 году, 100-летнему юбилею войны 1812 года, 300-летию дома Романовых в 1913 году и т.д. Традиция создания таких памятных платков восходит еще к XVII веку1, когда на английских мануфактурах начали печатать географические карты, а затем появились изделия с сюжетными изображениями на тему определенных исторических событий, военных побед и т.д. Считается, что первый памятный платок в России появился в 1818 году ко дню открытия знаменитого памятника К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве2.

Как показало изучение вопроса, после окончания Гражданской войны, когда началось возрождение текстильной промышленности, в числе первых примеров новой советской продукции оказались именно агитационные платки. Следует напомнить, что Ленин еще в 1918 году определил главные идеологические ориентиры развития искусства в знаменитом плане монументальной пропаганды3. Советская власть настойчиво требовала от художников создания особой предметной среды, которая не должна была вызывать ассоциаций с бытом дореволюционной России. Важное место в глобальной идеологической перестройке отводилось именно текстильной орнаментации. А. Карабанов на страницах специализированного приложения к периодическому изданию «Известия текстильной промышленности» писал о необходимости «…дать новые расцветки и рисунки тканей, которые, будучи беднее по волокну, победят мировую конкуренцию богатством своего замысла, смелостью и революционной красотой мысли» (Карабанов 1923: 1). Однако автор статьи при этом не уточнял, какой конкретно образностью, композиционным и колористическим решением должны были обладать новые революционные текстильные узоры. Известный теоретик производственного искусства Б. И. Арватов также призывал «уничтожить цветочки, гирлянды, травки, женские головки, стилизаторские подделки» и ввести в дизайн промышленных изделий новую орнаментацию (Арватов 1926: 84).

Однако в то время, когда дискуссия о новых орнаментальных мотивах в советском текстиле только разворачивалась, некоторые российские предприятия стали выпускать набивные платки, которые в полной мере соответствовали идеологическим задачам, поставленным руководством страны перед промышленностью.

Например, на Тейковской фабрике Иваново-Вознесенского текстильного треста в 1922 году была выпущена серия головных платков к 5-й годовщине октябрьской революции. Известны два платка из этой серии под девизом «Вся власть Советам!» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», выполненных по рисункам художника Л. М. Чернова-Плёс-ского4 (ил. 7 во вклейке). Первый из них демонстрировал сложнейшую орнаментальную композицию с центральным рисунком «Разгон Учредительного собрания большевиками», помещенным в декоративную рамку в форме пятиконечной звезды и круглый медальон. Он был дополнен поясняющими надписями «Вся власть Советам!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и т.д. В углах платка размещались сюжетные композиции «Удачный бой в дни октябрьской революции», «Взятие Перекопа», «Присоединение Дальневосточной республики», «Уничтожение знаков самодержавия». В верхнюю часть обрамления сюжетных сцен художник включил портретные изображениями В. И. Ленина, Я. М. Свердлова, М. И. Калинина, Л. Д. Троцкого. Как центральное поле, так и каймовый рисунок платка отличались сложностью композиции и обилием декоративных элементов.

Второй платок, сделанный на Тейковской фабрике в 1922 году, также демонстрировал портреты вождей мирового пролетариата в круглых декоративных медальонах по углам — Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого5. Центральное поле изделия декорировано изображением обелиска Свободы, представляющего собой архитектурно-скульптурную группу, посвященную Советской Конституции. Обелиск по проекту Н. Андреева и Д. Осипова был установлен на Советской (Тверской) площади в Москве в 1918–1919 годах. Памятник не сохранился до наших дней, и поэтому платок с его видом имеет особое историко-культурное значение. В композиции платка Чернов-Плёсский поместил по сторонам обелиска монументальные фигуры стоящего рабочего на фоне промышленного пейзажа и крестьянина со сценами уборки урожая (Карева 2011: 64). Каймовый рисунок платочного изделия отличала изысканная графика линий с включением одного из самых главных советских символов — серпа и молота. В верхней части платка помещалась надпись «Февраль 1917 — Октябрь 1917» с пятиконечной звездой, а в нижней — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (ил. 8 во вклейке). Это один из самых известных интернациональных коммунистических лозунгов. Впервые он был высказан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии». В 1923 году Центральный исполнительный Комитет СССР определил элементы государственной символики Советского Союза, к которым относился и девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Он присутствовал на гербе СССР, а фабричные художники неоднократно впоследствии использовали его в создании агитационных композиций в художественном оформлении тканей.

В 1924 году на фабрике «Пятый Октябрь» Владимиро-Алексан-дровского треста по рисунку художника Н. С. Демкова был изготовлен памятный платок с портретом Ленина. Композиция платка была традиционна и состояла из пяти частей, связанных с общим фоном. Центральное поле, украшенное погрудным портретом Ленина в круглом медальоне, окружал декоративный фриз с изображением шагающего будущего поколения советских людей и пояснительными надписями о денежной реформе, культурной революции и т.д. Темный коричневый фон изделия покрывал изысканный кружевной рисунок с включением портретов Маркса, Энгельса, Калинина и Троцкого. В октябре 1924 года была сначала изготовлена пробная партия, а в ноябре запущено массовое производство этого изделия. Его вручали всем рабочим предприятия как памятный подарок, а также почетным гостям праздничных мероприятий фабрики, посвященных 7-й годовщине Октября. В январе 1925 года такие платки Н. К. Крупская дарила делегатам Первого Всесоюзного учительского съезда в Москве (Кусковская и др. 2010: 79) (ил. 9 во вклейке).

Платки с агитационной тематикой не только хранили как памятные подарки или использовали в качестве плакатов, но и носили. Так, например, в Центральном государственном архиве кинофотофоно-документов Санкт-Петербурга сохранилась фотография 1925 года, запечатлевшая рабочих на экскурсии. В центре кадра за столом сидит молодая женщина, на ее голове можно рассмотреть платок с революционной тематикой (ил. 2)6.

В 1928 году на одной из фабрик Иваново-Вознесенского треста был выпущен платок к 10-летнему юбилею Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). В центре изделия помещена пятиконечная звезда с портретом видного революционного военачальника М. В. Фрунзе. Каймовое оформление платка включало изображение красноармейцев и различные сюжеты на тему «Взятие Уфы», «Освобождение Дальнего Востока», «Крейсер Аврора на Неве». Фон центрального поля платка и каймы был заполнен сценами сражений, военной техникой: пушками, самолетами в черно-белой цветовой гамме. В качестве колористического акцента художник использовал красный цвет, имеющий собственную символику в советском искусстве.

Следует отметить, что композиционное решение и художественные приемы заполнения основного поля и каймы многих агитационных платков, производившихся российскими фабриками в 1920-е годы, в значительной мере повторяли дореволюционные изделия подобного типа. Советские художники, так же как и их предшественники, обращались к реалистической манере изображения и заимствовали мотивы из печатной графики и живописных полотен, а также включали в композицию памятники и скульптуры. В качестве декоративного оформления часто использовались пышные барочные и древнерусские орнаменты, характерные для стиля историзм.

Однако в конце 1920-х — начале 1930-х годов наметилось новое направление в дизайне агитационных платков. Оно демонстрировало тесную связь с искусством русского авангарда, а именно — конструктивизмом. Так, например, на Шлиссельбургской фабрике в первой половине 1930-х годов выпускался платок красного цвета с оригинальным оформлением каймы. Художник оставил центральное поле изделия не заполненным, а в углах поместил изображение крейсера «Аврора». При этом показывалось не силуэтное изображение корабля, а его более интересный ракурс — вид спереди. Вверху над «Авророй» были размещены серп и молот. В каймовой композиции автор рисунка создал развернутую панораму Ленинграда 1930-х годов — работающие фабрики и заводы, жилые и общественные здания, возведенные после революции в стиле конструктивизма. Горизонтальные и вертикальные черные линии выразительными штрихами буквально «конструируют» изображения видов города на Неве. Одно из зданий вполне узнаваемо — это Дом Советов Московско-Нарвского района, построенный архитектором Н. А. Троцким. Там и сейчас располагается администрация Кировского района г. Санкт-Петербурга. Здание занимает южную часть площади города, оформленной на основе генерального плана реконструкции, который был составлен в 1924 году архитектором Л. А. Ильиным. Художественное оформление платка с развернутой панорамой города отличает изысканная графичность и колористический контраст (ил. 10 во вклейке).

К платочным изделиям Шлиссельбургской фабрики можно причислить еще один платок красного цвета, посвященный 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Центральное поле изделия украшено по диагонали двумя орнаментальными полосами в зеркальном отражении с изображением колосьев пшеницы и цветов, а также надписью «1917–1927». Между юбилейными датами в центре расположены серп и молот с цветочными гирляндами. Края платка украшены аналогичными орнаментальными полосами, а также надписью «Да здравствуют рабочие и работницы, идущие к мировому Октябрю». Детали рисунка платка отличаются графичностью и оригинальным колористическим решением (ил. 11 во вклейке).

Еще один платок, производившийся на Краснопресненской Трехгор-ной мануфактуре в Москве в 1927 году, демонстрировал новые художественно-стилистические приемы в оформлении платочной продукции. Средник платка заполнен динамической композицией из летящих самолетов на фоне прожекторов. Следует отметить, что руководство страны чрезвычайно заботилось об обороноспособности страны. Значительное внимание уделялось авиации, которая должна была надежно защищать в небе первое в мире государство рабочих и крестьян. Для этой цели за границей приобретались наиболее совершенные модели истребителей. Судя по характеру формы и конструкции самолета, на платке изображен истребитель Фоккер D.XIII, который был специально разработан по заказу Советского Союза голландскими авиаконструкторами (ил. 12 во вклейке).

Особым динамическим характером изображения отличается широкая кайма платка, представляющая разнообразные индустриальные мотивы: работающие заводы и фабрики, шестеренки, различные механизмы, а также серпы и молоты. Необходимо подчеркнуть, что тема заводов и фабрик была одной из самых важных в сюжетных рисунках агитационного текстиля. И это не удивительно, так как советское правительство в эти годы проводило политику масштабного строительства промышленных предприятий. Наиболее часто в текстиле 1920-х — начала 1930-х годов изображался мотив работающих фабрик с трубами, а также производственные детали. Именно они и были использованы в декоре каймы платка, который выделяется на фоне других изделий оригинальной художественной манерой с превалированием линейных построений, где акцент сделан на конструктивные особенности изображенных предметов. Платок, безусловно, показывает влияние искусства авангарда на его декоративное оформление.

Таким образом, мы видим, что история революционных преобразований в России 1920–1930-х годов оставила яркий отпечаток на платках с агитационной тематикой, превратив традиционный предмет костюма в мощное идеологическое средство борьбы за новые идеалы. Платочная продукция тех лет демонстрировала, с одной стороны, преемственность текстильных узоров, а с другой — инновационный подход в декоративном оформлении текстиля с использованием художественных средств наиболее передовых течений современного искусства.

Подобные платки надевались по особым случаям или использовались в качестве агитационных плакатов, а также хранились как памятные изделия. Сегодня агитационные платки служат важным материальным памятником эпохи и свидетельствуют о традициях и новациях, существовавших в текстильном дизайне в 1920–1930-е годы.

Литература

Арватов 1926 — Арватов Б. Искусство и промышленность // Советское искусство. 1926. № 1.

Блюмин 2010 — Блюмин М. Искусство одеваться: агиттекстиль от 1920-х — 1930-х годов до наших дней // 100% Иваново: агитационный текстиль 1920-х — 1930-х годов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. М.: Проектное бюро Легейн, 2010.

Вересаев 1990 — Вересаев В. Сестры. М., 1990.

Всегда в борьбе 1978 — Всегда в борьбе. М., 1978.

Карабанов 1923 — Карабанов А. Новые ситцы // Приложение к «Известиям текстильной промышленности». 1923. № 6.

Кусковская и др. 2010 — Кусковская З., Вышар Н., Карева Г. Рожденные революцией: Нетиражные произведения из коллекции музея // 100% Иваново: агитационный текстиль 1920-х — 1930-х годов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. М.: Проектное бюро Легейн, 2010.

Лебина 2016 — Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое литературное обозрение, 2016.

Викторов 1923 — Викторов П. Художники, откликнитесь! // Правда. 1923. 29 ноября.

Тугендхольд 1924 — Тугендхольд Я. Памяти Л. Поповой // Художник и зритель. 1924. № 6–7.

Примечания

  1. Самый ранний памятный платок датируется 1685 годом и хранится в собрании музея Виктории и Альберта (Великобритания).
  2. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому был сделан по проекту скульп тора И. Мартоса и установлен перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля (4 марта) 1818 г.
  3. Задачи плана монументальной пропаганды были определены Декретом Совнаркома 14 апреля 1918 г.
  4. Чернов-Плёсский Н. Л. (1883–1943) — живописец, родился в Кинеш-ме (Ивановская область). В 1913 г. окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. После революции писал плакаты, оформлял книги, а также работал декоратором в Кинешемском драматическом театре им. А. Н. Островского, расписывал декорации и рисовал эскизы костюмов; стал автором первых агитационных платков. Репрессирован в 1937 г., расстрелян.
  5. Троцкий Л. Д. — один из главных участников революционных событий в октябре 1917 г. В 1927 г. снят со всех постов, в 1929 г. выслан из страны и объявлен врагом народа. В связи с этим все портретные изображения Л. Д. Троцкого на агитационных платках были вырезаны.
  6. Фотография опубликована в: Блюмин 2010: 122.

Александра Мальцева
Развлечение на тему «Праздник русского платка»

Ведущий: — Здравствуйте, гости дорогие, и малые, и большие! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике – празднике русского платка. С незапамятных времён женщины России носят платки. Это квадратный кусок ткани, который в качестве головного убора обязательно дополнял русский народный костюм. Сегодня вы узнаете много нового о платках, о том, какие они бывают, как их используют. Также вы послушаете стихи, песни, частушки о платках, увидите красивые танцы с платками.

-Ребята, как вы думаете, какое время года в старину было самое богатое праздниками? Правильно, зима. Зимой устраивали вечеринки, праздновали Новый год. Рождество, Святки, Масленицу. И мороз не страшен, и снег не помеха. О весёлых днях русской зимы поётся в песне «Русская метелица» (дети танцуют по показу воспитателя)

-Выходи играть, кто метели не боится!

Игра «Метелица»

(Взрослые создают имитацию крыши при помощи платка. Под русскую народную мелодию дети разбегаются по залу, по окончании музыки прячутся под платок).

Ведущий:- Ребята, скажите, ваши мамы, бабушки носят платки? Издавна Россия славилась платками, красивыми, яркими. Их носили и богатые и бедные. Русские платки были признаны лучшими в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров. Особенно славились павлово — посадские платки.

Стихотворение о Павло- посадском платке нам прочитает Даша:

Что за чудо узор,

Что за краски вокруг?

Это поле, цветы,

Словно солнечный луг.

На посадском платке-

Россыпь разных цветов,

Ароматы весны,

Дуновенье ветров!

Эту русскую сказку

Каждый видет здесь рад.

Это сказка с названьем

Павлов Посад.

Словно счастья букеты

На посадском платке.

Их теплей и роднее

Не найти нам нигде!

Воспитатель: В старину платки не только носили как украшение- с ними играли. Приглашаю вас в круг на русскую игру.

Игра «Наш платочек голубой»

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок, по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

(Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произносят слова игры. У кого платок окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет).

Воспитатель:- Издавна по народной традиции платок был самым желанным подарком. Платок — не только головной убор, а символ любви и красоты. О нем слагали стихи, песни и не только.

Воспитатель: — Девочки, а зачем вам нужен платок?

1-я девочка: — Ясное дело, чтобы им махать.

Воспитатель: — А зачем махать?

2-я девочка: — Мальчишек созывать!

Воспитатель: — Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки исполняют частушки).

Вы, подружки дорогие,

В стороне не стойте,

А частушки про платки

Веселее пойте.

На платочке у меня

Розы распускаются.

Не могу стоять на месте,

Пчёлы все слетаются.

Я платочком помашу,

Покружусь немножко,

Пусть посмотрит на меня

Озорник Серёжка.

Свой платочек подарю

Я соседу Саше,

Чтобы съел на завтрак он

За меня всю кашу.

Мы девчата Боевые,

Не видали вы таких.

А платки на нас какие-

В ярких красках расписных!

Воспитатель: — Хорошо, поют наши девчонки, задорно! А сейчас будем играть и наряды примерять.

Игра: «Примерь наряды»

(Участвуют двое детей.Перед каждым из них раскладывают одежду: юбку и платок. По сигналу дети должны быстро их надеть поверх своей одежды. Выигрывает ребёнок, одевшийся первым).

Воспитатель:- Не только платками славилась наша Русь Матушка, но и традиционной зимней обувью, валенками. Про валенки, как и про платки, тоже слагали стихи и песни. Выходите, друзья танцевать, будем ноги разминать!

Танец: «Валенки»

Воспитатель: — Всем русские платки к лицу. Накинет девица на плечи праздничный платок, взглянет в зеркало и улыбнётся. Красавица! Хороши наши девочки в русских платках! Трудно выбрать лучшую. Носите русские платки: в них и в пир, и в мир, и в добрые люди. А сейчас прошу отведать угощения!

(Раздача сладких подарков).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *