Информационная речь примеры текстов

ТЕМА 3. ЦЕЛИ И ВИДЫ РЕЧИ

Информирующая (информационная) речь — речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира. В классификации Аристотеля такой речи нет, так как он трактовал риторику «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.» Сегодня, однако, следует признать информационную речь одной из самых распространенных в человеческом общении. Собственно коммуникация многими исследователями определяется как передача информации или обмен информацией.

Среди информационных речей выделяются две смысловые разновидности. К первой относятся речи, имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй — речи, в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения.

Таким образом, цель первой разновидности информационной речи — это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности.

Основные жанры речи:

· представление — сообщение информации о себе,

· объяснение — сообщение информации о предмете или явлении,

· сообщение – информирование о событиях или фактах,

· инструкция – сообщение о способах выполнения действия.

Цель второй разновидности информационных речей — сообщение своей точки зрения. В этом случае оратор не имеет выраженного намерения повлиять на чувства или убеждения другого человека, а хочет рассказать о том, что он думает о ситуации, как относится к положению или как оценивает человека, предмет, обстоятельства.

Жанрами в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий.

Программная речь предполагает в официальной ситуации собрания сообщение о своем кредо, своем видении ситуации или своем понимании движения общества (организации) вперед.

Комментарий представляет собой разъяснение смысла актуального общественно-значимого события. Здесь должны быть освещены причинно-следственные связи между событиями, указаны возможные последствия происходящего и т. п. Характерной чертой комментария является открытая авторская позиция.

Таким образом, предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п.

Тезис информационной речи — это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует подумать, что и в какой степени известно слушателям о предмете. Новизна сообщаемого должна пробуждать интерес и любознательность, но при этом быть доступной для понимания и восприятия.

Интерес для информационной речи — настолько важная категория, что о ней следует сказать особо. «Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересная речь — это не столько содержащая занимательные и развлекательные элементы, сколько связанная с насущными проблемами слушателей.

Поэтому для информационных речей особенно важно деление на конвенциональные и инициативные. Для конвенциальных информационных жанров развернутое обоснование полезности предлагаемой информации не требуется, поскольку слушатели заранее настроены на нее и имеется запрос на те или иные сведения (академическая лекция, консультация, доклад и т. п.). Напротив, выступление с инициативной информационной речью должно предваряться более или менее пространным вступлением с обоснованием нужности и полезности предлагаемых сведений для слушателей

Основной принцип построения информационной речи — последовательное и ясное изложение содержания. Оратор должен стремиться к всестороннему и полному рассмотрению предмета речи. При этом логика изложения должна быть совершенно понятна слушателям, а предлагаемый материал — новым и небанальным. Для большинства информационных жанров (особенно это касается деловой речи) именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждение интереса.

Пример информирующей речи.

В природе существует явление, которое называется «цунами». Сущность его в следующем: в некоторых районах океана, особенно вблизи океанических впадин и в областях сейсмической активности, иногда наблюдаются сдвиги и сбросы в океаническое ложе. В результате на поверхности океана возникают громадные волны. Они подходят к берегам и при выходе на мелководье растут в высоту и, вторгаясь на сушу, сметают или, вернее, смывают все на своем пути. Из исторических хроник Японии мы знаем, что волны цунами при подходе к берегу достигали 40–45 м, а Крашенинников, например, называет цифру 60 м. В результате таких катастроф погибали десятки тысяч люде. Но теперь искусственно мы можем вызвать волны высотой до двух и более тысяч метров, т. е. буквально создать на океане водяные горы, движущиеся на сушу. Так как эти волны обладают большой длиной и громадным запасом энергии, то они способны пройти равнинные страны из конца в конец. Понятно, что ничего живого после прохождения такой волны уже не останется. Техника образования искусственного цунами довольно проста: в ложе океана или, скажем, на дне глубоководной части Восточно-Китайского моря прокладываются параллельно друг другу и берегу тоннели, в них устанавливаются элементарные термоядерные устройства и подрываются — только и всего. Если одновременно произвести взрывы вблизи Китая, Индии, Индонезии, Африки и со стороны Арктики у берегов России, то мы сможем вычеркнуть из списка живых до 5 миллиардов человек. (Г. Бирюлин)

Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения зависят от того, что выходит на первый план в сообщении – информация или контакт, в каких сферах общения одно подчиняется другому или одно берет верх над другим. Функционально можно выделить два основных вида речевого поведения говорящих и слушающих: фатическое речевое поведение (общение) и информативное речевое поведение (сообщение). С точки зрения коммуникативных ролей участников речевого акта, каждый из этих видов организуется по-разному.

Общая ситуативно-целевая задача фатического речевого поведения (иногда его называют ассоциативным способом общения) – говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью.

Пример из повседневных разговоров:

– Опять погода портится;

– У нас всегда так, после жары – грозы, а потом холодно;

– А что творилось в Москве – слышали? Какой страшный ураганище?

– Да, но это еще что. Вот когда я несколько лет назад был на Дальнем Востоке и т. д.

Правила, которые используются собеседниками, определяются ими, скорее, интуитивно. Это обмен мнениями и чувствами, не логичный, но достаточно искренний. Оба собеседника имеют равные права, они не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему. Поэтому не особенно соразмеряют и контролируют сказанное, не очень стараются подбирать «уместные» слова и фразы, сравнительно мало перебивают друг друга. Говорящий зачастую предпочитает сконструировать новое слово, чем отыскивать нужное обозначение в памяти. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и активно используются. Можно сказать, что фатическая речь максимально приближает слушающего к личности говорящего, одновременно несет на себе отпечаток сиюминутности, ситуативной связанности.

Фатическая речь частично варьируется в зависимости от оппозиции близкие – неблизкие отношения. Можно представить следующую шкалу:

• между незнакомыми людьми – завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания (в транспорте, в очереди);

• между малознакомыми – укрепить знакомство;

— при случайном знакомстве – соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко;

• между хорошо знакомыми людьми – сохранить сложившийся тип отношений, в то время как отказ от фатической речи является знаком желания их изменить;

• между близкими друзьями или в семье – отдать дань привычке к обмену мнениями, эмоциями.

Информативное речевое поведение в межличностном взаимодействии может проявляться несколькими различными способами. Обратим внимание на следующие три:

1) совместное решение задачи: речевые высказывания направлены на достижение общей точки зрения. Этот способ общения предполагает наличие общей цели, и это заметно ограничивает тематику. Набор адекватных для данного способа правил ведения разговора также ограничен: каждое высказывание тщательно взвешивается, каждое слово достаточно строго подбирается и оценивается, нарушение правил, непонимание со стороны собеседника или отказ от решения, может привести к смене способа общения. Допускаются повторения и уточнения. Решение вырабатывается совместно при обоюдном согласии собеседников. Выработкой решения взаимодействие заканчивается или начинается новый способ общения;

2) задавание вопросов, при котором один из собеседников – задающий вопросы – заинтересован в получении определенной информации. Его право задавать вопросы может определяться социальной ролью (отец, экзаменатор) либо соглашением о цели что-то узнать (тогда он получает разрешение задавать вопросы). Право спрашиваемого – уклониться от ответа, задать встречный вопрос, обсудить заданный вопрос. Обычно спрашивающий получает частичные ответы. Исчерпывающие, подробные ответы считаются нарушением правил, как и неадекватные ответы, неприемлемые способы уклонения от ответа, повторяющиеся ответы по ассоциации. Тема общения не всегда четко определена. Допустимы повторения и уточнения, т. е. избыточность. Слова и реплики обычно более тщательно взвешиваются, чем при ассоциативном способе общения:

3) уточнение понимания. Данный способ общения следует за другими способами. Он несколько напоминает решение задач (наличием цели, ограничением ассоциативных реплик), при этом как бы решается задача о причинах непонимания. Сходство с задаванием вопросов — в попытке выяснить путем переспросов, в чем состоит неправильное понимание, какие правила нарушены. Оба партнера имеют право в любой момент выйти из данного способа общения, заявив, что уже понятно, уже правильно, перейти к другому способу.

Можно указать следующие формы коммуникативной тактики, используемые в информативном виде речевого поведения:

• включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе;

• позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей;

• отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости).

Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Если это не удается сразу, то выбирается приемлемый способ общения или разговор прерывается по инициативе любого из партнеров

⇐ ПредыдущаяСтр 295 из 333

Язык дан человеку, чтобы излагать свои мысли.

(Ж.Б. Мольер)

Информирующая речь – один из видов устных выступлений, ее коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином объекте, пробудить интерес к предмету речи.

К особенностям информирующей речи можно отнести: удовле­творение потребности слушателей в получении полной и новой ин­формации; пробуждение их любознательности.

Речь любого говорящего содержит и передает информа­цию. Эта информация может быть разной: объектив­ная научная информация – логическая, информация о чувствах – эмоциональная и др. Один из жанров информирующей речи – информационный выпуск. Его цель – передать объективную и краткую ин­формацию о политических событиях, событиях культурной и спортивной жизни и т.д. Посмотрите, как строятся такие информационные выпус­ки: они содержат комментарий диктора, высказывания официальных лиц, высказывания других средств массовой информации (в том числе зарубежных агентств), включения с места событий в режиме online. Такая структура придает информации официальность и достоверность, позволяет воздействовать на чувства слушателя или зрителя.

Текст информирующей речи пишется заранее, диктор же только озвучивает его: материал официальный и никакие ого­ворки «от себя» не должны изменить его содержания.

Порядок расположения информации в выпуске таков: а) вступление – анонсирование события (В нашей про­грамме сообщение о…, Сегодня в нашей программе…, Репортаж с места событий…), б) основная часть – сообщение диктора, офици­альные комментарии, отклики агентств; сообщение специального корреспондента, отдельные высказывания других лиц. Информация здесь сообщается неоднократно, звучит «из разных уст»,
в) заключение (Итак, это был репортаж с места…).

Помимо жанра информационного выпуска, существует жанр научно-информативного типа, с которым приходится иметь дело всем студентам во время обучения в вузе, – доклад на науч­ную или научно-популярную тему. Доклад – это сообщение о постановке проблемы, возможных пу­тях ее решения, о ходе исследования, его результатах. Различают на­учный и учебный доклад. Научный доклад содержит объек­тивно новые сведения.
В учебном докладе эта новизна – понятие субъективное. Для учебного доклада может быть отобрана информа­ция, субъективно важная для студента. Его могут интересовать новые факты, подходы, своеобраз­ная их интерпретация, возможность самостоятельно сделать свои выводы, сформулировать свою позицию. Имея много общего с остальными информи­рующими жанрами вообще, и с жанром информационных выпусков в
частности, научно-информативный жанр обладает своими особенностями.

Для доклада обязательна тщательная предварительная подготовка. Еще одной его особенностью является учет того обстоятельства, что слушатели могут фик­сировать необходимую информацию по ходу прослушивания доклада. Отсюда – «порционная подача» этой информации, четкие формулировки, произнесение особо важных моментов под запись. Есть и другие особенности, которые будут сформулированы ниже.

Каковы характерные особенности подготовки доклада?

Доклады пишут практически по всем учебным предметам. Материал под­бирается из нескольких источников – чаще книг и статей. К сожалению, в наше время большое распространение получила практика «скачива­ния» рефератов и текстов докладов из Интернета, но к настоящей подготовке доклада она не имеет никакого отношения. Материал, «навязанный извне», не пропу­щенный через собственное сознание и понимание, ничего не может дать ни человеку, прочитавшему его, ни аудитории. «Скачивать» рефе­раты и доклады можно только в том случае, если вы совсем не заин­тересованы в собственном интеллектуальном и речевом росте и росте окружающих, если заранее запланировали доклад как работу «для га­лочки». Настоящий же доклад требует определенных усилий.

Каковы наиболее частотные ошибки при подготовке и чтении доклада? Как правило, они связаны со следующими моментами:

– в плане содержания: а) доклад представляет собой выписки из
од­ной или нескольких научных работ, докладчик не пропустил этот материал через свое сознание, не переформулировал текст, не проиллюстрировал примерами, более близкими аудитории; б) язык слишком сложный для восприятия на слух; в) доклад не структурирован, а ведь «публичное выступле­ние – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда» (Д. Карнеги); г) не высказаны собственные мысли по поводу изложенного, хотя это наиболее инте­ресная часть доклада;

– в плане воспроизведения: а) говорящий не может установить
кон­такт с аудиторией, он, не отрываясь от листа, читает свои записи, поднимает глаза к потолку или, что встречается достаточно часто, постоянно обращается взгля­дом к преподавателю; б) мешают руки: докладчик скрещивает их на груди, крутит предметы или стоит по стойке «смирно»; в) проявляются не­достатки дикции: голос излишне тихий, робкий, маловыразитель­ный в плане интонационного оформления, темп речи замедлен­ный или слишком быстрый; г) текст читается без каких бы то ни было отвлечений; д) не используются средства диалогизации, привлечения внимания аудитории: риторические вопросы, собственные примеры, непо­средственные обращения к слушателям.

Как грамотно построить работу над докладом?

Одна из главных проблем – правильно рассчитать время (на 7–10 минут). Как отмечают психологи, есть важная, на первый взгляд парадоксальная, закономерность, свя­занная с продолжительностью выступления: чем короче выступление, тем больше времени должно тратиться на его подготовку. Это связано с тем, что в коротком выступлении фразы должны быть хорошо про­думанными, необходимо отобрать самое главное, но так, чтобы не по­страдало содержание, не исчез иллюстративный материал. Как прави­ло, именно такие краткие доклады-сообщения используются на занятиях в студенческой аудитории, поэтому готовиться к ним необходимо в не­сколько этапов.

1-й этап–побудительно-мотивационный– выбор темы. Подумайте, чем привлекает вас эта тема, что вы лично знаете по данному предмету сообщения, каким жизненным опытом располагаете, где будете искать материал.

2-й этап– ориентировка– мысленный отбор наиболее инте­ресного, продумывание структуры доклада. Определите, какой будет главная мысль (те­зис), которую необходимо доказать, какие аргументы и примеры могут служить доказательствами; есть ли свои, жизненные, примеры; выработана ли собственная позиция согласия или несогласия с автором прочитанной книги (книг).

3-й этап– исполнительский– запись продуманного. Конечно, на этом этапе можно и необходимо воспользоваться материалом первоисточника, но целесообразно переформулировать его, излагая мысли более доход­чиво, «своим языком», используя средства повышения внимания и средства диалогизации: обращение к аудитории, риторические вопросы, активи­зацию общих воспоминаний. Студенты часто задают вопрос: нужно ли записывать свое будущее выступление или положиться на импровизацию? Давно известно, что самый лучший экспромт – тот, который заранее хорошо подготовлен. Текст доклада, безусловно, нужно записать. Написанный текст можно проверить, отточить формулировки, что позволит избежать оговорок, повторов. Думать, что устно скажешь лучше, что слова неожиданно сами польются рекой, – самонадеянно. Не случайно известные русские писатели (Л.И. Толстой, Н.В. Гоголь и др.) неодно­кратно переписывали целые куски своих произведений, добиваясь четкости и образности мысли. Трудно представить, что мы владеем языком лучше, чем они!

4-й этап–произнесение доклада вслух,репетиция последую­щего выступления. Здесь желательно уподобиться Демосфену и попробовать не только произнести текст, но и правильно проинтонировать его, проверить, как получается использование жес­тов, как устанавливается контакт с воображаемой аудиторией при по­мощи взгляда. Этот этап подготовки для того и существует, чтобы внести необхо­димые изменения как в текст, так и в поведение докладчика. Необходимо продумать места пауз (особенно если учесть, что слушатели могут записывать отдельные положения доклада, – им надо дать такую возможность), повышения или понижения голоса, выделения наиболее важных моментов. Особое внимание следует уделить взгляду и жестам. Какие изобразительные жесты можно использовать в докладе? Что записать на доске? Как обратить внимание слушателей на эту запись?

Единственное, что исключается, – чтение «с листа» написанного. Прочитанная целиком письменная речь – далеко не лучший доклад: его содер­жание в такой форме плохо воспринимается аудиторией, а поскольку глаза заняты чтением и не могут оторваться от текста, то зрительный контакт со слушателями исключен. К тому же зачитывание у многих слушателей ассоциируется с плохой подготовкой и некомпетентно­стью докладчика.

Какие средства наглядности целесообразно использовать, высту­пая с докладом?

Известно, что, по данным психологов, от 50 до 80% информации человек получает через зрение. Английский психолог Р. Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не сто­лько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследст­вие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их». Слушатель, воспринимающий речь без образов всё равно что «ребенок, перелистывающий книгу без картинок».

Наглядность может быть двух типов: а) об­разная речь; б) плакаты, таблицы, графики.

Последнее требует знания двух основных правил: во-первых, к средствам на­глядности можно и нужно прибегать лишь тогда, когда они дейст­вительно необходимы для пояснения или поддержания интереса к излагаемому материалу; во-вторых, их не должно быть слишком много.

Как средство наглядности в докладах нередко используется цифровой ма­териал, который обладает значительной убедительностью для аудитории.

Одной из важнейших составляющих любого доклада является диалогичность – сотрудничество оратора и аудитории. Диалогичность предполагает наличие доброжелательного, понимающего слушателя. Реализуется она в речи с помощью особых приемов: 1) об­ращение к аудитории с вопросами в начале и по ходу доклада; 2) апелляция к автори­тету слушателей; 3) использование риторических вопросов; 4) введение в речь афоризмов, пословиц и поговорок; 5) искреннее выражение оценки того или иного факта, ожидание ответного сопереживания от слушателей; 6) драмати­зация изложения, сопоставление всех «за» и «против» при решении поставленного вопроса. Самое правильное – когда докладчик воспринимает аудиторию в качестве равноправного партнера с предсказуемой реакцией.

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 556; Нарушение авторских прав

  • События в нашей стране

  • События за рубежом

  • Новости культурной жизни города

  • Спортивные новости

  • Новинки литературы

  • Системы ЭВМ

  • Как стать интересным собеседником

  • Зачем нужно изучать риторику

  • Как бороться с плохим настроением

  • Как я отделался от дурной привычки

  • Что делает нас привлекательными

  • Как ладить с родителями

  • Удивительный характер

  • Человек, который меня поразил (изменил мою жизнь

  • Самые трудные (счастливые) минуты в моей жизни

  • Случай, который помог мне узнать себя (своего друга

  • Как я утратил иллюзии

  • Новые достижения науки (медицины, техники )

  • Что дает реклама потребителю, и насколько она должна быть честной

  • Быть руководителем – это значит

  • Деньги в нашей жизни

  • А счастье, что оно…?

  • Хочу ли я стать политиком?

  • Что значит для меня свобода?

  • Семья или карьера?

  • Моя совесть и я.

II. Схема оценки информационной речи

1. Тема и цель

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление Интересно ли?

Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?

3. Главная часть

Продуман ли план?

Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

4. Заключение

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произношение

Уверен ли говорящий в себе?

Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Монотонно?

Есть ли контакт с аудиторией?

Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему.

III. Памятка

Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.

Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.

В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение (П. Сопер).

Задание 21. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5 минут. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Продумайте систему логических и психологических доводов.

Материалы к заданию

I. План агитационной речи

  1. Привлечь внимание, вызвать интерес.

  2. Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис.

  1. Привести аргументы для доказательства тезиса.

  2. Сделать вывод. Сформулировать призыв.

II. Примерные темы для агитационной речи

  • Можно научиться быть счастливым

  • Я люблю «русское кино»

  • «Вредные» фильмы

  • Жизнь – любовь

  • Не в деньгах счастье

  • Книга, которую каждый должен прочитать

  • Позвоните (напишите) родителям

  • Не будьте равнодушными (о понятии «чужое горе»)

  • Берегите здоровье

  • Занимайтесь спортом

  • Научитесь зарабатывать деньги

III. Схема оценки агитационной речи

  1. Тема и цель.

Подходят ли они аудитории?

  1. Введение. Интересно?

Вызывает ли желательную реакцию?

  1. Главная часть.

Интересен ли материал?

Правильны ли доводы?

Достаточны ли аргументы?

Целесообразны ли примеры?

  1. Заключение. Ясно?

Убедителен ли призыв к действию?

5. Произношение.

Произнесена ли речь с убеждением? Правильна ли поза?

Уместны ли жесты? Удачен ли темп речи? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему.

IV. Памятка

Агитационная речь требует от слушателей большего, чем другие виды речи. Если она не приводит к цели – это самая горькая из всех неудач оратора. Слушатели должны отозвать­ся на призыв тут же, на месте, и от всей души. Их нужно заставить проникнуться доверием к вам и к тому, что вы говорите, доверием безусловным и идущим от доброй воли. Слушатели должны понять вас и преисполниться нетерпением сделать все, что вы от них хотите.

Что бы ни было избрано вами во вступительной части речи, к каким бы убедительным планам и методам вы ни прибегали, каковы бы ни были ваши завершающие призывы, – все следует развивать в соответствии с той определенной реакцией аудитории, к которой вы стремитесь (П. Сопер).

Задание 22. Подберите доводы для доказательства тезиса: «Каждый должен заботиться о собственном здоровье» и запишите их. Расположите найденные вами доводы по группам, объединенным общей темой, например; «деньги», «долг». Сравните полученную вами систему доводов с приведенной ниже. Что определяет порядок расположения доводов, их количество?

Долг: 1. Человек получает здоровье от Бога (если хотите, от природы). Его долг – не портить то, что он получил, а пытаться это сохранить как дар, как богатство.

  1. Здоровый может помогать своим близким, больной сам нуждается в помощи, истощая силы окружающих.

  2. Здоровье нужно не только самому человеку, но и его родителям, его детям.

Труд: 1. Зачем Бог (природа) дает человеку здоровье? Чтобы он мог выполнить свое назначение в мире – трудиться на благо других и продолжать род человеческий.

2. Духовные усилия и труд не менее «требовательны» к здоровью человека, чем труд физический.

Материальные вопросы: 1. Быть здоровым выгодно. Бо­лезнь ведет к большим денежным потерям.

2. Затраты на здоровый образ жизни меньше по сравнению с нездоровым (расходы на табак, алкоголь, на лечение и пр.).

Радости жизни: Человек, погубивший свое здоровье, не может испытывать всю полноту возможного счастья А. К. Михальская. Основы риторики.

Задание 23. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «образованный человек – полезный человек».

Задание 24. Проведите ролевую игру «Ночное дежурство».

Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.

В офисе фирмы «С» вышла из строя сигнализация. В помещении офиса находится большое количество материальных ценностей (оргтехника, выставочные экземпляры товара и т. д.). На ремонт сигнализации потребуется неделя. Свободных средств для того, чтобы нанять вооруженную охрану, на счету фирмы нет. Нужно организовать ночное дежурство силами работников фирмы.

Директор фирмы (один из студентов группы) проводит собрание трудового коллектива (остальные студенты), информирует сотрудников о создавшейся ситуации и предлагает свой вариант выхода из нее. Цель директора – убедить сотрудников в необходимости организовать ночное дежурство, провести это дежурство по предлагаемой им схеме. Сотрудники выступают на собрании, соглашаясь/не соглашаясь с предлагаемым директором вариантом выхода из создавшейся ситуации в соответствии с предварительно выбранной позицией речевого поведения (конструктивная, соглашательская, демагогическая).

Собрание заканчивается голосованием, в ходе которого выясняется, удалось ли директору убедить сотрудников в правильности предлагаемого им варианта решения проблемы.

Задание 25. Проведите ролевую игру «Финансирование идей». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.

Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кредит, вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив директора банка (преподавателя), что именно ваша фирма достойна кредитования. В речь необходимо включить следующее: название фирмы, вид деятельности, имидж; состояние дел на сегодняшний момент, достижения, планы, перс­пективы; источники финансирования.

Коммерческий проект, набравший максимальное количество баллов (из 10 возможных), получает кредит.

Задание 26. Проведите ролевую игру «Благотворительность». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ниже ситуации.

Ораторы – представители благотворительных организаций – выступают перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие – по выбору выступающего), убеждая пожертвовать деньги на какой-либо проект – частная школа, коммерческий банк, рок-концерт и др. После выступления каждого оратора слушатели жертвуют определенную сумму денег – 10, 30 или 60 рублей (сумма записывается на листке бумаги). Можно жертвовать только эти суммы.

Побеждает набравший больше пожертвований.

Задание 27. Подготовьте небольшое (2-3 мин.) выступле­ние по одной из приведенных ситуаций. Ваша цель – воодушевить слушателей.

Ситуация 1. Вам необходимо произнести речь на торже­ственном собрании по случаю вручения дипломов. Оценивая значение студенческих лет в вашей жизни, выражая благодар­ность всем преподавателям и сотрудникам вуза, вы хотите создать у слушателей настроение радостного оживления, вызвать чувство гордости за результаты общего труда, вдохновить идеей духовного и экономического возрождения России.

Ситуация 2. Вы намерены сказать речь на презентации филиала фирмы. Оценив экономический рост фирмы, достижения трудового коллектива, вы желаете создать у слушателей ощущение уверенности в завтрашнем дне, вдохновить их перспективами развития фирмы, сплотить идеей общего дела и вызвать трудовой энтузиазм.

Задание 28. Подготовьте воодушевляющую речь на одну из предложенных тем:

  • Все еще только начинается! (Речь по случаю окончания школы, института).

  • Две судьбы – одно счастье (Речь по случаю годовщины свадьбы).

  • Мир вашему дому! (Речь по случаю бракосочетания).

  • Я верю в будущее России (Предвыборная речь кандидата в депутаты).

Задание 29. Подготовьте приветственную (воодушевляющую) речь (3-4 мин.). Выберите событие, которому будет посвящена ваша речь (ЮБИЛЕЙ ЛИЦА, ОРГАНИЗАЦИИ; ВСТРЕЧА ДЕЛЕГАЦИИ; ВРУЧЕНИЕ НАГРАДЫ; ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА, МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ; НАЧАЛО РАБОТЫ СЪЕЗДА, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМА; ПАМЯТНАЯ ДАТА И Т. П.). Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Так как главная задача приветственной речи – создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей, (обратите внимание на эмоциональность вашей речи,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *