Йога нидра

Йога Нидра

Аудио

Йога Нидра с чашей (24,8Мб, 35 мин)

Йога Нидра с флейтой (33,5Мб, 35 мин)

Рекомендуемый материал

Статья: Йога-Нидра. О намерении.
Статья: Йога-Нидра. Практика и применение.

Хари Ом Тат Сат. Хари Ом Тат Сат. Хари Ом Тат Сат.
Пожалуйста, приготовьтесь к практике «йога-нидра”.
Ложитесь на спину в позу Шавасана: тело вытянуто, ноги врозь, руки расслаблены, лежат вдоль туловища ладонями вверх.
Глаза закрыты.
Голова лежит прямо.

Полностью расслабьте всё тело: каждую его часть.
Примите удобную позу, чтобы вам было максимально комфортно.

И как только вы выбрали позу, больше не должно быть никаких движений.
Помните, что вы собираетесь практиковать йога-нидру.
Йога-нидра означает психический сон: состояние, когда тело и ум полностью расслаблены, а сознание продолжает быть активным.
Единственное, что от вас требуется — осознавать то, что вы слышите и чувствуете. Тело спит, ум отдыхает, а сознание — бодрствует.
Следите за тем, чтобы не засыпать.
Скажите себе: “Я не буду спать, я буду бодрствовать”.
Сделайте глубокий вдох и почувствуйте, как со вдохом свежесть и спокойствие растекаются по всему вашему телу, а с выдохом все ваши заботы и тревоги покидают ваше тело.
Мысленным взором охватите всё свое тело, полностью его расслабьте, пусть ваше физическое состояние станет спокойным и стабильным. Почувствуйте, что у вас расслаблены руки, ноги, туловище, голова.
Мысленно продолжайте рассматривать всё ваше тело от макушки головы до кончиков пальцев ног. Вы полностью осознаете всё свое тело.
Мысленно расслабьте тело с помощью естественного дыхания. Осознайте своё дыхание: как воздух движется между пупком и горлом. Не контролируйте своё дыхание, не пытайтесь дышать глубоко и протяжно. Вам нужно только наблюдать естественный поток вашего дыхания, нормальный поток дыхания между пупком и горлом. Пребывайте в состоянии осознанности и почувствуйте, как всё больше и больше расслабляетесь, успокаиваетесь и умиротворяетесь. Помните, что вы практикуете йога-нидру.

Пришло время сформулировать намерение. Будьте последовательным, вы должны поместить намерение в одном месте, в области третьего глаза, — и больше не менять его. Намерение, конечно же, осуществится, если почва будет плодородной. Повторите своё намерение трижды, с чувством и непреклонностью.

Сейчас мы будем путешествовать по своему телу. Сознание последовательно движется в теле от одной его части к другой. Просто следуйте моим инструкциям мысленно, не нужно делать никаких физических движений. И если я говорю “Большой палец правой руки”, вам нужно представить большой палец правой руки. Так мы систематически пройдем по всем и каждой части вашего тела. Движения сознания в теле превращается в прану, энергию жизни в форме потока энергии. Вам не нужно глубоко концентрироваться ни на какой отдельной части тела, просто позвольте вашему сознанию свободно двигаться от одной части тела к другой в том темпе, в котором я произношу слова.
Не спите.

Большой палец правой руки.
Указательный палец.
Средний палец.
Безымянный палец.
Мизинец.
Ладонь.
Тыльная сторона ладони.
Запястье.
Предплечье.
Локоть.
Плечо.
Подмышка.
Бок.
Талия.
Тазобедренный сустав.
Бедро.
Колено.
Икроножная мышца.
Лодыжка.
Пятка.
Подошва правой стопы.
Большой палец ноги.
Второй палец ноги.
Третий палец ноги.
Четвёртый палец ноги.
Пятый палец ноги.
Пять пальцев ноги вместе.
Осознаём всю правую сторону тела. Всю правую сторону тела. Всю правую сторону тела.
Большой палец левой руки.
Указательный палец.
Средний палец.
Безымянный палец.
Мизинец.
Ладонь.
Тыльная сторона ладони.
Запястье.
Предплечье.
Локоть.
Плечо.
Подмышка.
Бок.
Талия.
Тазобедренный сустав.
Бедро.
Колено.
Икроножная мышца.
Лодыжка.
Пятка.
Подошва левой стопы.
Большой палец ноги.
Второй палец.
Третий палец.
Четвёртый палец.
Пятый палец.
Пять пальцев ноги вместе.
Осознаём всю левую сторону тела. Всю левую сторону тела. Всю левую сторону тела.

Теперь внимание к задней стороне тела.
Правая ягодица.
Левая ягодица.
Правая сторона спины.
Левая сторона спины.
Талия.
Правая лопатка.
Левая лопатка.
Позвоночник.
Затылок.
Макушка.
Вся спина целиком. Вся спина целиком. Вся спина целиком.

Внимание на переднюю сторону тела.
Лоб.
Правый висок.
Левый висок.
Правое ухо.
Левое ухо.
Правая бровь.
Левая бровь.
Точка между бровями.
Правый глаз.
Левый глаз.
Переносица.
Правая ноздря.
Левая ноздря.
Кончик носа.
Правая щека.
Левая щека.
Верхняя губа.
Нижняя губа.
Подбородок.
Горло.
Правая ключица.
Левая ключица.
Правая грудина.
Левая грудина.
Центр груди.
Верхняя часть живота.
Нижняя часть живота.
Пупок.
Правая часть паха.
Левая часть паха.
Вся передняя часть тела целиком. Вся передняя часть тела целиком. Вся передняя часть тела целиком.
Вся правая нога.
Вся левая нога.
Вместе обе ноги.
Вся правая рука.
Вся левая рука.
Вместе обе руки.
Вся задняя часть тела.
Вся передняя часть тела.
Целиком всё тело.
Целиком всё тело.
Целиком всё тело.
Представьте себе всё тело целиком.
Усильте осознанность всего тела целиком.
Всего тела целиком.
Всего тела целиком.
Обратите внимание, как ваше тело касается пола.
Почувствуйте точки соприкосновения тела с полом.
Почувствуйте пол, как будто он является вашей колыбелью, которая поддерживает вас бережно, словно малое дитя.
Постарайтесь посмотреть на свое тело со стороны, как будто вы смотрите на него извне.
Увидьте ваше тело как посторонний объект, как отображение в воображаемом зеркале.
Вы смотрите на собственное отражение в зеркале и видете себя на полу.
Свои ноги, живот, грудь, руки, одежду, лицо, волосы.
Всё отображается в этом зеркале.
Осознайте свое тело целиком как объект.
Не спите.
Не спите.

Теперь представьте себе океан. Представьте темно-голубую стихию океана и волн. Этот океан находится в вашем внутреннем пространстве Чидакаша. А накатывающиеся волны — это ваш сон, проявление бессознательного состояния ума. Осознайте, что это сон. И постарайтесь представить это состояние бессознательного внутри себя подобно волнам океана. Наверху прекрасное голубое небо, а внизу простирается безграничный океан с бесконечными волнами, проявляющийся бессознательно.

Вообразите, что перед вами колодец, и вы всматриваетесь в его глубину.
Колодец темный и глубокий, циллиндрический тоннель, уходящий в чрево земли.
К цепи привязано ведро.
И вы опускаете его в колодец.
И оно двигается в темноту.
Вы не видите ведро на цепи, уходящее в темноту, но чувствуете его.
А теперь вытаскиваете ведро наверх.
Наверх, из тьмы к свету.
Спросите себя: “О чем я сейчас думаю?”
Не нужно думать, просто осознайте спонтанный мыслительный процесс.
Станьте свидетелем этого процесса. Не подавляйте никакую мысль.
Наблюдайте за своими мыслями и еще раз спросите себя: “О чем я сейчас думаю?”.
И в то же время сохраняйте осознанной любую мысль, приходящей в зону ясного сознания.

Сейчас нам предстоит совершить путешествие в прошлое. Тем же маршрутом, как мы обычно путешествуем из прошлого в настоящее. Теперь мы заново оживим в памяти следы нашего сознания в обратном порядке от настоящего момента. Прошлое — составная часть времени. Время — составная часть нашего сознания. Постарайтесь вспомнить, что происходило с вами от настоящего момента до того момента, как вы проснулись сегодня утром. Вам нужно перемещаться во времени так, будто вы прокручиваете фильм назад в режиме перемотки. Вспомните начало практики йога-нидра. Затем вспомните, что вы делали за полчаса до этого. Вспомните важные предметы, события, чувства в это время. А затем продолжайте движение с получасовым или часовым интервалом к тому моменту, когда вы проснулись сегодня утром. Шаг за шагом с полной осознанностью представьте и вспомните, что вы делали, думали, чувствовали. Не задерживайтесь ни на каком отдельном моменте, ни на каком отдельном событии. Просто смотрите: как фильм в режиме перемотки. Верните ваше внимание к тому моменту, как вы проснулись сегодня утром.
Перенесите ваше внимание в настоящее и убедитесь, что вы не спите. Не спите.

Я буду называть вам объекты, и вам нужно будет как можно лучше оживить их на уровне ощущений, мыслей, эмоций и воображения. Двигайтесь с той скоростью, с какой я называю эти объекты. Не коцентрируйтесь ни на одном из образов, просто продолжайте движение.
Шивалингам.
Мерцающая свеча.
Ива.
Высокая пальма.
По дороге мчится автомобиль.
Собираются разноцветные облака.
Желтые облака.
Голубые облака.
Звёздная ночь.

Смотрите на эти образы как на слайды. Слайды, которые вспыхивают в вашем сознании, как только я называю их.

Полная луна.
Собака, стоящая на лапах.
Шагающий слон.
Солнце, восходящее за горами.
Солнце, которое садится в море.
Волнующийся океан.
Большое озеро с кристально чистой водой.
Голубой лотос.
Белый лотос.
Розовый лотос.
Золотая паутина.
Песчаный берег широкой реки.
Лодка, плывущая по реке.
Дым, поднимающийся из трубы старого дома.
Холодная зима.
Огонь, пылающий в камине.
Рассвет нового дня.
Йог, сидящий в глубокой медитации.
Станьте свидетелем вашей осознанности. Ни телом, ни чувством, ни разумом, лишь вниманием. Осознайте, что вы наблюдаете за собой. Посмотрите внутрь себя и постарайтесь осознать, кто тот, кто смотрит, осознает всё это, что вы испытываете сейчас.
Идите в Чидакаша, область третьего глаза. Там находится яркий источник света. Отыщите этот свет, — и вы увидите небольшое золотое яйцо в центре этого света. Очень яркое, блестящее и повсюду переливающееся светом.

Намерение. Вспомните ваше намерение: с полной осознанностью и внутренней непреклонностью мысленно повторите его три раза.

Теперь оставьте все усилия. Расслабьтесь. И направьте внимание на естественное дыхание. Поток дыхания, втекающий и вытекающий через ноздри. Сохраняйте внимание на дыхании и в то же время начинайте осознавать физическое расслабление. Осознайте расслабление. И осознайте существование физического тела.

Осознайте присутствие физического тела и представьте своё тело лежащим на полу. Вы занимаетесь практикой йога-нидра. Оставайтесь неподвижными и спокойными до тех пор, пока внимание полностью не станет внешним. Медленно подвигайте пальцами ног, пальцами рук, руками, головой из стороны в сторону. Подвигайте телом и потянитесь. Используйте для этого столько времени, сколько вам необходимо. Не нужно никуда спешить. И когда вы будете уверены, что находитесь в состоянии бодрствовования, тогда осторожно сядьте и медленно откройте глаза.

Практика йога-нидра окончена.

Хари Ом Тат Сат. Хари Ом Тат Сат. Хари Ом Тат Сат.

ВВЕДЕНИЕ

Йога Нидра — божественное расслабление.

Обычно люди не расстаются со своими стрессами и проблемами даже во сне. Это — просто нидра. Но есть йога нидра, сон, свободный от бремени.

Когда сущность души отделяется от модификаций ума, когда бодрствование, сновидения и сон без сновидений устраняются с лица души, ее сияющий свет проникает в самосознание, пропитывая его высшим блаженством йога нидры.
Нидра (или сон) — всего лишь отдых и подобие расслабления для ума и чувств.
Йога нидра — высшее расслабление и высшее блаженство, подлинное освобождение души из мрака заточения. Тантра определяет йога нид-ру, как врата в самадхи.
Свами Сатьянанда Сарасвати
Йога нидра, восходящая к Тантре, является мощной техникой сознательного расслабления, которое не имеет ничего общего с погружением в сон. Такое расслабление нельзя сравнить и с т.н. «отдыхом», когда мы удобно располагаемся в кресле, вооружившись чашкой кофе, напитком, сигарой и газетой перед телевизором. Это скорее чувственное развлечение, чем релаксация (или расслабление), т.к. йога нидра — это осознанный сон, особый систематический метод полного физического, умственного и эмоционального расслабления. Термин «йога нидра» состоит из двух слов: «йога» — союз, единство (или однонаправленное сознание) и «нидра» — сон. Внешне, со стороны, может показаться, что человек, практикующий йога нидру, просто погружается в сон, в то время как в действительности его сознание продолжает функционировать, проникая в подсознание. Вот почему йога нидру часто называют психическим сном, глубокой релаксацией с внутренним осознанием, когда на грани сна и бодрствования происходит спонтанный контакт со сферой подсознательного и бессознательного. Йога нидра приводит к состоянию релаксации благодаря отвлечению сознания от внешних впечатлений и погружения его в сокровенные недра психики. Если сознание отделить как от внешнего восприятия, так и от сна, оно наполняется силой, которую можно использовать в различных целях: укрепление памяти, накопление знаний, повышение творческих способностей, преобразование всей личности. В Раджа йоге Патанджали упоминается состояние, называемое пратьяхарой, когда разрывается связь между воспринимающим умом и чувственными каналами. Йога нидра олицетворяет такую пратьяхару, которая приводит к высшим состояниям концентрации сознания и к самадхи.
Рождение йога нидры

Около 35 лет назад, когда я еще жил в Ришикеше с моим гуру Свами Шиванандой, мне было поручено по ночам охранять ашрам. Я должен был бодрствовать всю ночь, пока не придет Учитель, но обычно к 3 часам я засыпал, а к 6 просыпался, а тем временем ученики пробуждались к 4 часам, принимали омовение и начинали распевать мантры, которых я не мог слышать, т.к. крепко спал. Однажды в ашраме было большое торжество, на которое пригласили учеников из санскритской школы, чтобы они пропели свои мантры. И вдруг во время их пения я почувствовал, что эти мантры мне знакомы: чем больше я слушал, тем больше убеждался в том, что я их знаю! Но — откуда? Где я мог слышать эти знакомые вибрации?.. И я обратился за помощью к Учителю, который мне разъяснил, что эти мантры воспринимало и усваивало мое тонкое тело в то время, когда я крепко спал. Это меня буквально ошеломило, т.к. я знал, что знания усваиваются лишь в состоянии бодрствования посредством внешнего восприятия. Так родилась йога нидра, новые открытия и новый опыт. Впоследствии я убедился в том, что сон вовсе не является абсолютно бессознательным состоянием, — скорее, это состояние потенциальной осознанности, которая постоянно дремлет в каждом из нас и готова отреагировать на внешнюю ситуацию. Это означает, что при помощи особой тренировки можно плодотворно использовать это состояние.
Тантрические истоки
После своего неожиданного открытия я стал пристально изучать тантрические тексты, надеясь извлечь практическую пользу для нашего времени. Я перепробовал много важных и малоизвестных практик, но после долгих поисков все же решил сконструировать новую систему, которую назвал йога нидрой, квинтэссенцией всех этих практик или наукой, не отягощенной сложными ритуалами. Характерная черта йога нидры — постоянная ротация (вращение) сознания в теле согласно тантрической практике ньяса, т.е. фиксация сознания в определенной точке. Ньяса практикуется в сидячей позе, требует использование специальных мантр, которые перемещают и ощущают в различных частях тела. Вначале называется часть тела, затем она визуализируется и к ней прикасаются рукой и наконец, туда перемещается мантра. Ньяса обычно использовалась в тантрических ритуальных практиках для освящения физического тела и проникновения в него при помощи внушения высшего божественного сознания. Так, например, Ангуштади-шаданга-ньяса использовалась для перемещения мантр по руке в такой последовательности:
Большой палец — храмангуштабхьям намаха
Указательный — хрим тарджьянибхьям сваха
Средний — хрум мадхьямабхьям вашат
Безымянный — храйм анамикабхьям вашат
Мизинец — храум каништхабхьям вашат
Ладонь и тыльная часть руки — храх караталаприштабхьям пхат.
Точно так же определенные мантры перемещались по различным частям тела и в Хридайи-шаданга-ньясе. Ныне йога нидра обрела современный облик и может использоваться даже теми, кто еще не знаком с санскритскими мантрами и ритуалами, и тем не менее способен понять традиционную ньясу независимо от того, к какой культуре он принадлежит, какая у него раса, язык или вера. Эту практику я назвал «йогическим сном», но впоследствии переименовал в йога нидру, ибо йога нидра является йога нидрой, как бы ее ни называть.
Мои эксперименты
Прежде, чем йога нидра нашла свое место под солнцем, мне пришлось испытать ее на себе, эльзасском доге, на моих учениках и добровольцах. Суть моих экспериментов заключалась в том, что я произносил вслух различную информацию, пока мои «клиенты» спали. Особенно мне запомнился эксперимент с одним маленьким мальчиком, который пришел в мой ашрам и заявил, что ОН хочет стать саньясином. Я пытался убедить его, что ему сначала надо окончить школу, но он упорно настаивал на своем… О, это было весьма непослушное и избалованное существо. Он то и дело портил и разбивал что-нибудь, беспокоил окружающих, провоцировал конфликты. Он так накалил атмосферу в ашраме, что я решил испытать на нем йога нидру.
Дождавшись пока он уснет, я в течение трех минут читал над ним 15 главу Бхагавад гиты, а после его пробуждения вновь прочитывал те же места, предлагая ему мысленно повторить их. Через неделю он уже мог декламировать всю главу. Так как мой опыт удался, я решил работать и с другими текстами, вовлекая его в изучение Шримад Бхагаватам, Упанишад, Библии, Корана, английского, хинди и санскрита. Сейчас этому юноше уже 21 год и направил его в США, т.к. он говорит на 11 языках, пишет и читает по-английски лучше меня, хотя никогда не посещал школы. Всему этому он научился в тот двухлетний период, когда информация усваивалась посредством йога нидры, о которой он даже и не подозревал. Еще один пример. Однажды я проводил сеанс йога нидры с 30 практикантами, из которых по крайней мере 10 уснули и громко храпели. Выбрав удобный момент, я мысленно всем приказал: «Когда я скажу: ХАРИ ОМ ТАТ CAT — вы должны проснуться». Этот приказ я опять же мысленно повторил дважды. Когда сеанс йога нидры заканчивался, я про себя произнес: ХАРИ ОМ ТАТ CAT — и все внезапно проснулись! Вот тут-то и кроется самое главное: даже во время глубокого сна наша сущность бодрствует и сознает. Таким образом, т.н. глубокий сон вовсе не является сном по существу. Быть может, это состояние является наиболее подходящим для изучения и усвоения вследствие его бдительной природы и потенциальной осознанности. Именно для этого и предназначена йога нидра.
Секрет внушаемости ума
Как развить в себе внушаемость, если ум почти постоянно активен, что-то анализирует, принимает или отвергает, если он обусловлен природой наших чувств и способностью логически мыслить? Даже во сне он не оставляет нас в покое своим мифотворчеством. Как же обуздать этого дикого мустанга? И возможно ли это? Да, возможно при помощи йога нидры. Эта практика способна сбалансировать беспокойный ум. Но каким образом? Посредством психофизической релаксации. Это состояние нельзя назвать ни бодрствованием, ни глубоким сном, — скорее всего, это некое сумеречное промежуточное состояние между ними, когда все наше существо освобождается от всякой напряженности и становится проницаемым даже для таких тонких энергий, как энергия мысли. Здесь включается уже иная система, система нашего подсознания, которое не способно анализировать, сопоставлять или отвергать. Все, что входит в эту сферу, любое впечатление, прорастает и дает плоды, расширяя возможности нашего существа. Вот почему нет нужды беспокоиться, если вы заснули в йога нидре: и хотя это для вас полезно, постарайтесь все-таки не засыпать, ибо . сон — это уже не йога нидра. Предположим, что вы включили магнитофон и легли спать. Магнитофон предлагает вам информацию, но вы уже спите и не слышите ее. После вашего пробуждения включите опять магнитофон и внимательно прослушайте прежнюю запись, которую вы не слышали. Сейчас вы перебрасываете мостик между сознанием и подсознанием. Именно этот метод широко используется для изучения языков. Так можно изучить все. Если вы желаете избавиться от определенных привычек, посейте в почву подсознания семена иных желаний и тогда они взойдут над почвой сознания. Эта наука йогической самотрансформации особенно актуальна в наше время, ибо семена, посеянные сегодня, дадут завтра обильные всходы.
Гипнойогическое состояние
Как уже говорилось выше, сознание, погруженное в йога нидру, покоится между сном и бодрствованием. Современная психология определяет это состояние как гипнойогическое, т.е. предшествующее засыпанию. Я же называю это состояние гип-найогическим, а если проще — йога нидрой, когда ум становится исключительно восприимчивым и к изучению языков, и к усвоению различной информации, и к устранению вредных привычек, и, наконец, к реконструкции характера в целом. Совершенно очевидно, что йога нидру можно и нужно использовать для расширения и совершенствования наших возможностей, как это успешно делают с незапамятных времен великие йоги и свами, достигшие сверхчеловеческих способностей. Йога нидра извлекает интуицию из недр подсознания, подлинного источника художественного, поэтического и научного вдохновения. Благодаря этому источнику лауреат Нобелевской премии Нильс Бор открыл знаменитую планетарную структуру атома, Альберт Эйнштейн -теорию относительности, а Кекул — молекулярную структуру бензина. Интуитивные подсказки йога нидры могут помочь каждому найти в себе самом ответы на все вопросы. Кто в себе обнаружил подлинную и цельную природу, тот может жить полнокровной и осмысленной жизнью в любом окружении. Это и есть т.н. «открытие третьего глаза», которое овладевает сознанием человека независимо от того, насколько человек был обусловлен запретами, комплексами и предрассудками. С этих пор нет больше расщепленного сознания, а есть цельная человеческая личность, пропитанная божественным сознанием. Об этом хорошо сказано в Трипура Рахасья:

Кто понимает, где ему искать свою подлинную природу, тот проникнет умиротворенным взором к корню сознания, которое представляет единое целое с мирозданием во всем его многообразии.

Такое однонаправленное сознание нельзя назвать ни сном, ни бодрствованием. Оно пропитано собственной сущностью, которая есть сама Абсолютная Реальность. Здесь нет заблуждений.

Занятия йога нидрой в Харькове.

Йога-нидра — это сумеречное состояние ума между бодрствованием и засыпанием.

Постигая науку йога нидры, вы постепенно проникаете в сокровенную природу вашего сознания и освобождаетесь от многих ментальных наслоений, ущемляющих ваше подлинное Я. Характерно, что в обычной обстановке бодрствования активизируется сознательный ум, но когда вы расслабляетесь, пробуждаются подсознательные и бессознательные сферы вашего ума, предоставляющие вам возможность воздействовать на корни тех болезней, комплексов и страхов, которые плодоносят в сознательном уме. Именно эти сферы вашего ума являются подлинными резервами вашей мощи. По существу, весьма простая техника йога нидры позволяет проникнуть в т.н. «мертвые» зоны сознания. Подсознание — прилежный и исполнительный ученик, который немедленно выполняет любые приказания.
Регулярно практикуя йога нидру, вы научитесь управлять подсознательным умом, за которым послушно последуют и ваш сознательный, рациональный ум.
Термин «йога-нидра» часто переводят как «психический сон» или «йога сна», но это не полностью отражает суть метода, так как собственно сна в ней нет.
С одной стороны, действительно, человек, который пришел на сеанс йога-нидры, полностью расслаблен, его разум находится на грани между сном и явью. Но, с другой стороны, он должен совершать множество вполне осознанных, контролируемых действий: следуя указанием ведущего, скользить вниманием по различным частям своего тела, а также формулировать внутреннее намерение, которое он хочет реализовать в жизни, и еще представлять различные ощущения и образы, создавать подчас достаточно сложные, объемные визуализации… Голова все время занята! На деле, йога-нидра предполагает большую осознанность, активную работу сознания, можно даже сказать – полную пробуждённость!

Поэтому если и сравнивать йога-нидру со сновидениями, то с осознанными, а там, где начинается обычный сон, йога-нидра заканчивается.
Первое правило практикующего йога-нидру – не спать!
На Запад этот метод принес известный деятель йоги Свами Сатьянанда Сарасвати, который учел особенности современного человека и создал эту технику на основе тантрического искусства ньясы (сочетание физических движений с мыслеобразами и звуками). Свами удалось приспособить эту изначально тайную практику, использовавшуюся в ритуалах поклонения, к нуждам западного общества.
В итоге то, что мы сейчас имеем – совершенно не относящаяся к религии и вообще в высшей степени открытая практика, доступная всем, без ограничений по здоровью и возрасту.
Йога-нидра не требует никакой специальной подготовки, не нужно даже опыта практики йоги. В принципе, все что требуется – это внимательно слушать голос ведущего и не спать. Вы лежите в шавасане (позе расслабления на спине), и не двигаетесь, глаза закрыты. В какой-то момент вы начинаете подсчет своего дыхания, потом последовательно и детально «сканируете» изнутри все тело внутренним взором, представляете различные образы и ощущения, а также несколько раз повторяете свое намерение (санкальпу) – так сказать, загадываете желание. Считается, что намерение, высказанное в йога-нидре, обязательно реализуется – ведь практикующий раз за разом закладывает его в свое подсознание! Так можно избавиться от вредных привычек или приобрести желаемые качества. Но опять же, сравнения здесь не уместны: йога-нидра – холистический, целостный метод, и не является ни гипнозом, ни аутотренингом.
В основе ее лежит не закладывание мысленных установок, а повышение внутреннего самоосознания, благодаря чему происходит избавление от того багажа различных впечатлений (самскар), который каждый из нас носит в себе. То есть мы в основном занимаемся не намереванием чего-то нового, а разрушением старого, отжившего и нежизнеспособного – немаловажная деталь, выгодно отличающая метод йога-нидры.
Йога-нидра создает состояние, близкое к пратьяхаре – отключению восприятия внешних воздействий (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Возникает однонаправленность сознания, и практикующий испытывает состояние глубокого умиротворения, единства и полноты, тот самый долгожданный отдых, который «почему-то» не приходил ни во сне, ни в самом роскошном отпуске.
Автор метода йога-нидры, Св. С. Сарасвати, утверждает, что средний современный человек не умеет толком спать: ночью он погружается в забытье, все еще мучимый насущными проблемами и страхами, раздираемый желаниями и погруженный в мечты и воспоминания. Йога-нидра, даже в самом первом приближении, гарантированно возвращает в «здесь и сейчас», что уже само по себе способно оказать целительное воздействие.
Регулярные сеансы йога-нидры рекомендуются людям в состоянии депрессии, навязчивого страха, патологическим обжорам, алкоголикам и наркоманам. А также всем тем, кто не способен полностью справиться со стрессом.
Объем стресса у человека зачастую так велик, что во время сеанса йога-нидры – когда, наконец, наступает полное, качественное расслабление – организм просто засыпает.
Поэтому тем, кто собирается пойти на такое занятие, важно принять твердое решение не заснуть во время практики и дослушать сеанс до конца.
А результат того стоит: один час йога-нидры равен по качеству отдыха четырем часам обычного сна!
Кроме того, если вы уже освоили эту практику на занятиях в йога-центре, под руководством опытного инструктора, короткий (20-30 минут) вариант йога-нидры можно делать самостоятельно, дома перед сном.
Так можно сократить время ночного отдыха при повышении его качества: утром человек встает полностью отдохнувшим, бодрым и в отличном настроении.
Однако йога-нидра – не просто супер-эффективный метод расслабления. Благодаря этой технике мы способны прикоснуться к своему подсознанию, встретиться лицом к лицу со своими страхами, навязчивыми желаниями и повторяющимися негативными шаблонами. И не только осознать их, как на кушетке психоаналитика – но и разорвать с ними отношения навсегда!
В ходе сеанса йога-нидры энергия, которая питала патологические шаблоны и блоки, безопасным образом высвобождается, тело приходит в оптимальное состояние, ментальные ограничения растворяются, и сознание, освобожденное от многолетнего багажа самскар, становится гармоничным – а ведь не к этому ли мы стремимся, занимаясь йогой?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *