Бытовые проблемы

Бытовые – ну это когда поломался водопроводный кран (дверной замок, выключатель и пр.) или нам нужно построить дом, забор, сделать ремонт в квартире…

О проблемах здоровья долго распространяться смысла нет, т.к. нет на земле человека, не знающего, что это такое. Единственное, что нужно сказать, то это только то, что проблемы со здоровьем тесно связаны с психологическими и духовными проблемами. А как именно вы можете узнать в разделах психические проблемы и духовные проблемы.

Социальные касаются сферы общения и групповой идентификации (мы выбираем себе так называемую референтную группу), а также принятия групповых норм поведения и морали, и наконец нашего места в данной конкретной социальной группе.

Психические проблемы – это проблемы нашей психики. Всё казалось бы просто, но есть один нюанс: при необходимости в посторонней помощи, нам в одном случае нужно обращаться к психологу, в другом – к психиатру. А всё потому, что психические проблемы бывают 2 видов:

1) психологическими и

2) психиатрическими.

Психологические проблемы бывают самыми различными. Это и

  • разнообразные зависимости (от мнения окружающих до алкогольной и наркотической); и
  • проблемы с самооценкой (завышенной или заниженной — см. Дети и их родители); и
  • семейные конфликты; и
  • проблемы общения; а ещё
  • различные страхи и фобические реакции; и ещё
  • самоопределение в жизни, выбор жизненных целей и поиск смыслов (см. О вере); а также
  • воспитание и проблемы взаимоотношений с детьми (см. Дети и их родители); а ещё
  • застревание на какой-либо одной роли (см. Роли, которые мы выбираем); и ещё
  • многое-многое другое…

А с психиатрическими я рекомендую вам ознакомиться по медицинскому справочнику.

Бывают ещё и пограничные состояния, которые находятся между нормой и патологией. Соответственно ими занимаются как психологи, так и психиатры.

Духовные проблемы требуют специального рассмотрения, т.к. большинство психологов, в силу атеистического воспитания или, может быть, недооценки важности этого аспекта жизни человека, замалчивают их и не уделяют им достаточного внимания.

Под духовным следует понимать взаимоотношение человека и Вселенной, человека и вечности, т.е. это та сфера жизни человека, в которой он начинает понимать, что не всё так просто на земле и существует много чего такого, что не объяснить словами и что выходит за границы нашего земного существования. И если психологическое – это уровень контакта человека с человеком (с другим или с самим собой), то духовное – это уровень контакта человека с чем-то большим себя (вечностью, красотой, Вселенной, временем, Богом и т.п.).

Жить духовной жизнью означает знать и учитывать в своей земной жизни духовные законы. Стало быть, духовные проблемы появляются тогда, когда мы нарушаем духовные законы. Тогда дело за малым – нам только остаётся узнать эти духовные законы и попытаться следовать им.

Духовные законы:

1. Закон любви, который гласит: только любовью можно преодолеть всё зло и несовершенство этого мира.

2. Закон прощения, который гласит: каждый может простить и имеет право быть прощённым, что бы не совершил, если

искренне раскаялся в содеянном.

3. Закон воздаяния или закон «бумеранга», который гласит: все пожелания, мысли и поступки обязательно возвращаются

к нам некоторое время спустя – «Что посеешь – то и пожнёшь».

4. Закон времени и места, который гласит: всему своё время и место.

5. Закон гармонии или сочетаемости, который гласит: Всё в этом мире должно сочетаться друг с другом, подходить одно

другому и гармонировать.

6. Закон пути, который гласит: Выбрав свой духовный путь, нужно следовать по нему без колебаний и не сворачивать в стороны. Нужно быть верным выбранному пути – тогда ты куда-нибудь обязательно дойдёшь. Хотя это совсем не значит, что мы не можем выбрать другой путь, если разочаровались в этом или переросли его.

7. Закон силы мысли, который гласит: мысль – материальна, и потому нужно быть очень осторожным в своих мыслях, т.к. они могут осуществиться в реальности.

8. Закон причин и следствий, который гласит: всё имеет свою причину и следствие, т.е. любое событие или действие имеет как свою причину (почему оно произошло или было произведено), так и следствие в виде результата действия и ответа на него со стороны окружающего мира.

10.Закон единства, который гласит: всё в этом мире соединено друг с другом и пребывает в постоянной связи.

11.Закон многообразия, который гласит: в мире нет 2-х одинаковых людей, звёзд, вещей, растений, животных и др. Поэтому,

нужно минимум стереотипов,сравнений. А также больше ценить индивидуальность и уникальность чего бы или кого бы то ни было.

12.Закон творчества, который гласит: люди тоже творцы вселенной, хоть и меньшего масштаба. Каждый добавляет своё в общий задум творца.

13.Закон свободы, который гласит: все в этом мире свободны и имеют право поступать так, как им хочется, но не имеют право ущемлять свободу других. «Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого».

14.Закон постоянства, который гласит: законы этого мира незыблемы.

15. Закон изменений, который гласит: «Всё течёт, всё изменяется» (Гераклит).

16.Закон совершенствования или эволюции, который гласит: всё должно развиваться от простого к сложному, иначе произойдёт застой, деградация и последующий распад.

17.Закон отражения внутреннего во внешнем и внешнего во внутреннем. Внешние события, без сомнения, отражаются в нашем внутреннем мире. Нельзя жить в мире, полном войн, насилия, зла, несправедливости и быть свободным от этого. Мы — часть этого мира и не можем его не ощущать и за него не переживать. Но, не менее важно, а в психологическом смысле даже более, — то, что происходит у нас внутри — сразу же проявляется и вовне в виде каких-то ситуаций; событий; людей, которых мы встречаем. Мы обязательно это заметим, если повнимательнее присмотримся ко всему, что нас окружает. И тогда станет ясно, почему вокруг нас так много грязи, беспорядка, агрессивных людей, ребят с зависимостями и др.

Духовные законы подобны воздуху – их не видно, но они пронизывают всё вокруг и оказывают незримое и определяющее влияние на все процессы жизнедеятельности человека.

Вот некоторые думают «поживу ещё чуток обыкновенно, посуечусь немного, порешаю неотложные бытовые проблемы, а уж потом как-нибудь займусь духовными вещами…».

А «потом» ведь может так никогда и не наступить…

И всё…

Гороскоп для всех знаков зодиака на 22 сентября.

Овен

Большую часть этого дня вам придется посвятить домашним делам и заботам. Может непредвиденно возникнуть какая-то проблема бытового плана, которую придется экстренно решать. Возможно, ради этого придется отменить какие-то дела и назначенные встречи. Если вы не будете тратить время зря, то успеете сделать многое. Также этот день подходит для шопинга – велика вероятность купить что-то нужное и полезное выгодно.

Телец

Подходящий день для творческих, аналитических работ и учебы. Может быть полезным посещение различных мастер-классов, семинаров и других мероприятий, где вы можете встретиться с единомышленниками, разделяющими ваши интересы и взгляды на жизнь. Не исключены весьма приятные знакомства, которые приведут впоследствии к дружеским или романтическим отношениям, которые сыграют важную роль в вашей жизни.

Близнецы

Благодаря удачным совпадениям сегодня вас ожидает успех в практически безнадежных делах. Не исключены разные приятные сюрпризы и неожиданные события, которые вас очень порадуют. Окружающие, как старые друзья, так и новые знакомые, будут вам с удовольствием во всем помогать. В решениях доверьтесь своей интуиции – сегодня ее подсказки могут оказаться куда полезнее, чем советы со стороны. Вероятна какая-то домашняя проблема, решить которую вы сможете, только изрядно потратившись.

Рак

Всеми важными делами, которые вы запланировали на этот день, лучше заниматься полностью самостоятельно. Лучше вас точно никто не справится, а если вы все-таки будете вынуждены просить о помощи, подготовьтесь к долгим объяснениям и спорам. Вполне вероятны трудности в общении с окружающими, а какая-то бытовая проблема может стать причиной серьезной ссоры с близкими людьми. Финансовая картина неблагоприятная – избегайте крупных покупок.

Лев

Сегодня с вами могут произойти неожиданные события, удивительные и странные. Может очень сильно что-то поменяться в вашей жизни, причем изменения эти начнутся буквально с пустяка, но после первого шага в нужном направлении вы вряд ли уже сможете остановиться. Сегодня у вас невероятно высокий творческий потенциал, и ваши новые идеи будут очень смелыми и оригинальными. Можете, не боясь, приступать к их реализации, а окружающие вам обязательно помогут.

Дева

Этот день будет наполнен приятными сюрпризами, подарками и неожиданностями. Вы сможете, наконец, повидаться с людьми, по которым сильно соскучились, и провести время незабываемо. Сегодня вы отлично справитесь с каким-то важным делом, но только, если сумеете объединиться с союзниками и сделать это вместе. После обеда наступает более спокойный, но не плодотворный период. Лучше всего посвятить это время наведению в делах порядка и завершению начатых дел.

Весы

Вас ожидает насыщенный и интересный день. Могут произойти какие-то неожиданные события, удачные совпадения и удивительные приятные сюрпризы. Улучшатся отношения с близкими людьми и друзьями, если они до этого складывались напряженно. Теперь же все споры и конфликты останутся в прошлом, и вы сможете объединить свои усилия, чтобы достичь каких-то общих целей. Не исключена незапланированная поездка и начало нового романтического увлечения.

Скорпион

Этот день обещает быть удачным и плодотворным. У вас многое получится хорошо, и вы добьетесь всех поставленных целей практически без усилий с вашей стороны. Представится шанс заняться чем-то интересным и увлекательным. Не бойтесь сложных задач – вы быстро учитесь, поэтому примете верные решения. Отношения с окружающими будут складываться хорошо. Сегодня вы поладите даже с теми, с кем прежде не могли найти общий язык. Возможно, что вы помиритесь с кем-то после долгой ссоры.

Стрелец

Вас ожидает довольно непростой день, хотя не будет таких преград, которые вы не сумели бы преодолеть. Благодаря завидному упорству вы непременно добьетесь всех поставленных целей, и даже без помощи окружающих. Главное – это верить в свои силы, а любые сомнения могут отбросить вас назад. Финансовая картина неблагоприятная – во второй половине дня вероятны напрасные траты.

Козерог

Скорее всего, этот день будет беспокойным и противоречивым. Многое пойдет вразрез с вашими планами, и на пути то и дело будут возникать препятствия. Вы обязательно справитесь со сложившейся ситуацией, и достигнете всех поставленных целей. Наиболее действенны и эффективны окажутся смелые, нестандартные методы. Окружающие будут порой пугаться ваших идей, но в конечном итоге признают, что они действительно хороши. Не исключено возникновение какой-то бытовой проблемы, решить которую помогут только незапланированные расходы.

Водолей

Сегодня у вас не будет грандиозных побед и успехов, зато день пройдет спокойно и приятно. Важных дел лучше не планировать – могут возникать задержки и затруднения, скорее всего, из-за людей, на которых вы рассчитывали, но которые не оправдали сегодня ваших ожиданий. Серьезных физических нагрузок лучше остерегаться и не испытывать свой организм на прочность. Именно сейчас невероятно пагубно воздействие на организм вредных привычек – постарайтесь хотя бы на время от них отказаться.

Рыбы

Сегодня вас ожидают трудности в общении. Разногласия будут возникать даже с теми, с кем вы всегда отлично ладили, а виной всему станет ваше упрямство и нежелание идти на малейшие уступки. Не следует ждать многого от окружающих, лучше сосредоточьтесь на том, на что вы способны и что можете сделать самостоятельно. Сегодня у вас может появиться много отличных идей, которые вряд ли удастся осуществить сразу, но к которым вы обязательно потом вернетесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы

Некрасова Н.А., Горяинов А.А. В статье даётся анализ основных типологических подходов к пониманию сущности человеческой телесности. В истории философии проблему телесности рассматривают в соотношении с душой и духом, а телесную жизнь только в сочетании с телесной смертью. Однако сегодня анализ феномена человеческой телесности нуждается в пересмотре. Поэтому в статье человеческая телесность анализируется на основе нового, биосферного, подхода к истолкованию бытия и созданию единой картины природы, куда человек будет включён как её органический элемент.

83 KB

Проблемы, так или иначе связанные с человеческим телом, на протяжении исторических эпох разрабатывались в различных сферах. Анатомия, физиология, антропология, биомеханика накопили огромный материал о теле как биологическом феномене, как природном фундаменте человеческого существования. Тысячелетняя история развития медицины связана с телом как объектом лечения. Весомую естественнонаучную базу накопила спортивно-физическая деятельность. Человеческое тело стало предметом изучения и в области гуманитарного познания. Вопрос о соотношении тела и духа человека является одним из фундаментальных вопросов онтологии.

В истории философии можно выделить четыре основных типологических подхода к проблеме человеческой телесности. Первый подход связан с представлением о первичности тела по отношению к душе, то есть тело служит фундаментом человеческой психики. Такой подход наиболее полно представлен в трудах 3. Фрейда и его последователей. Вторая группа исследователей отстаивает примат души по отношению к телу. При этом тело рассматривается как простое вместилище духа, которое «облагораживает» тело и позволяет человеку отличаться от животных. Элементы такого подхода можно выявить в философских работах М. Шелера. Третий подход к проблеме телесности связан с представлением о дуализме души и тела, который наиболее ярко прослеживается в трудах Спинозы. Наконец, последняя группа учёных утверждает, что и тело и душа не обладают статусом полной суверенности, первичности или автономности. Тело одухотворено, а душа телесна. Иначе, тело и душа — это взаимосвязанные начала единого человеческого существа, единой человеческой целостности.

Охватывая взглядом современную «человековедческую» науку, можно прийти к выводу, что феномен человеческого тела нуждается в своём переосмыслении.

Анализируя сущность человеческого тела, М. Мерло-Понти рассматривает его не как объективную вещь, не как внешнюю реальность, а как особый чувственно-смысловой феномен, который в христианстве именовали плотью. Человеческая плоть — это сложный природно-культурный феномен. Мы исходим из того, что человек — это эмоционально-чувственное существо. Если эмоция проявляет себя как способ реализации на мир, то чувства — это уже форма восприятия мира как своего окружения, внутри которого он находится и переживает его. Человеческое тело — это особая точка пересечения внешнего мира с внутренним миром, в которой осуществляется не просто их соприкосновение, но и осмысление сосуществования. Человеческая плоть — это чувственно-смысловая материальная оболочка человека, благодаря которой осуществляются рефлексия и ментальность путём предания всему временности и пространственной ориентации. Плоть позволяет человеку воспринимать мир и переживать эту вовлечённость как своё теперешнее бытие. В.А. Подорога пишет: «Субъек­тивность, или то, что мы иногда называем суверенностью человеческой личности, появляется из множества следов, оставленных на че ловеческих телах» . Поэтому можно с уверенностью говорить, что тело человека — это особый феномен, который лежит в ос новании нашего опыта и выстраивает наше отношение к миру, к самому себе и Другим. Так, В.П. Зинченко пишет: «Специальные исследования… показывают, что в движениях живого тела (или в живом движении) души не меньше, чем тела» .

Однако само тело человека — это лишь низший уровень его субъективного бытия. А. Бергсон обращает внимание на то, что «основной функцией тела, всегда направленного к действию, является ограничение, в целях действия, жизни живого духа. По отношению к представлениям оно — орудие выбора, и только выбора. Оно не может ни порождать, ни обуславливать ментального сознания» . А В. Франкл пишет: «Хорошо функционирующий психофизический организм является условием развития человеческой духовности. Важно лишь не забывать, что психическое, как бы ни обуславливало такую духовность, не может на что-либо воздействовать, не может породить эту духовность» .

Таким образом, противопоставлять человеческий дух и его тело нельзя, так как все телесные действия зависят от экзистенциальных структур, и все духовные акты основаны на телесности. Душа — это связующий мостик телесного и духовного в человеке.

Человек — не только телесное, но и мыслящее существо. Поэтому столь важно человека осмыслить своё родство с живой природой и почувствовать себя её необъемлемой частью и понять, каким образом человек воспринимает свою телесность, своё положение в соотношении с положением других людей, телесных объектов неживой и живой природы, влияет ли процесс осмысления телесности на формирование самосознания и личностных черт.

Тело — материальная основа человеческой природы, биофизическая реальность, которая связана с природой, подчиняясь её законам. Специфическими особенностями этой физической реальности являются: во-первых, её пространственная ограниченность, во-вторых, циклическое развёртывание биологической программы её существования в физическом времени (складывается из этапов зачатия, эмбриогенеза, рождения, физического и психического созревания, старения и естественного умирания) и в-третьих, полная зависимость от требований естественной необходимости.

Но физическая ограниченность тела человека не совпадает с ощущением и пониманием своего тела. Рассматривая своё физическое тело в качестве ядра, человек воспринимает себя как телесное существо больше, чем реально занимает его тело. Кроме того, временное его измерение соткано из разных времён, которые, переплетаясь, нарушают его обычную линейную последовательность, так как одновременно в жизненном пространстве человек может существовать прошлое, настоящее и будущее телесности человека. Помимо этого в телесное пространство человека входят явления сознания. Однако каждый человек мыслит себя как определённую целостность. При этом единство элементов, образующих целостность, наблюдается как непохожесть этих составляющих, вплоть до их противопоставлений, которые необходимы как важнейшее условие возможного развития целостности. Длящуюся целостность этих элементов объективно можно установить только при прослеживании процесса развития или иначе: процесс развития наглядно можно проследить только по отношению к некоторой зафиксированной целостности, обладающей в определённой мере устойчивостью. Таким образом, закономерность такова, что эволюция возможна лишь потому, что устойчивость живой системе базируется на способности её организации к изменениям, ведущих в конечном счёте к дальнейшему совершенствованию самих механизмов сохранения. Составляющими элементами синкретического единства человеческой организации является тождество объективно-субъективного, природного — социального, соматического и психического. Эти пары — различные ипостаси такого уникального явления, каким является человек. Именно они могут рассматриваться в качестве внутреннего источника развития целостной телесности человека. Этот постоянно действующий источник делает возможным развитие и саморазвитие телесной человеческой целостности при постоянном обмене её с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Наряду с этим основным источником развития существуют различные противоборства (например, внутри биологического или социального). Механизм разрешения этих противоречий в процессе развития телесной организации человека основан на снятии биологического социальным. Та форма снятия биологического социальным, которая не подавляет, а способствует развитию как низшего (биологического), так и высшего (социального), является обязательным условием оптимального и универсального развития человека. При этом средства достижения этой оптимальности и формы её выражения будут иметь свои особенности у различных людей на протяжении жизни каждого человека при сохранении и развитии данной целостности по причине её уникальности. Но поскольку полной мерой универсальности обладает только человеческий род в целом, то развитие отдельного человека будет настолько универсальным, насколько он развивается за счёт взаимодействия с универсальным. Таким образом, уникальность отдельного индивида, развиваясь за счёт взаимодействия с универсальным, обогащает и последнего.

Основой целостности человека является способ жизнедеятельности организма, каковым обладает человек. Особенностью этого способа является его рефлексивность, рефлексивная жизнедеятельность такой «вещи» как целостность организма, воспроизводящая в себе и собой общезначимость той или иной ситуации и любого её отдельного фактора. Именно значимое для всех и только поэтому и для меня (то есть по самой своей сути общественное) бытие этой «вещи» как предмета субъективной жизнедеятельности человека, как предмета его потребности или способности, есть одновременно и его, человека, собственное бытие. Такая способность опосредует все жизненно важные действия со своим организмом и его функциями. Она даёт возможность относиться к своему телу как «средству», которым можно управлять по собственному выбору.

Если провести анализ восприятия и осознания человеком собственной телесности, то можно отметить, что в ходе накопления внутренних и внешних чувственных восприятий уже в раннем возрасте у человека формируется ощущение своего тела как особой живой целостности, отделённой от объектов внешнего мира. На этой основе осуществляется становление нерефлексированных и невербализованных знаний о теле, о положении его частей и о физиологических состояниях организма. Такие знания выполняют важнейшие функции в процессах осуществления человеческой жизни и адаптации в мире: во-первых, телесная организация является основой пространственно-временного восприятия реальности и выработки умения человека определять собственное положение в пространстве; в эту схему мироздания включается и человеческое тело, и эти знания определяют возможности ориентации человека в телесном мире; во-вторых, образование этих схем связано с формированием навыков телесных движений и способности оперировать с предметами, что оказывает значительное влияние на повседневную жизнь человека; в-третьих, на основе сложного комплекса телесных ощущений у человека формируется представление тождественности себя с собственным телом — ощущение «само», которое живёт в теле и властвует над «Я» и направляет все поведенческие предпочтения человека, и, прежде всего, в стремлении человека к сохранению своей жизни. Поскольку телесная организация человека задаёт все нормы восприятия им мира и поведения в нём, знания о теле приобретают важную роль в формировании смысложизненных ориентиров человека. На основе неосознанных представлений о теле человек приобретает способность ощущать себя неотъемлемой частью физического мира в целом.

В реальном бытии человека тело выполняет двойственную функцию. С одной стороны, оно включает человека в реальность и делает его однородным с ней, а с другой стороны, оно отделяет его от мира, устанавливая границы, разделяющие его с миром. При этом границы эти не только пространственные и функциональные, но, главным образом, сущностные. Человек видит пространственный мир перед собой, но не может видеть себя окружённым этим пространством. При этом пределы границ своего тела каждый человек осуществляет особым образом, а индивидуальная жизнь человека связана с изменениями, которые во много коррелируют с физиологическими состояниями его организма и особенностями жизненных ситуаций. Постоянное перемещение границ тела — одна из характеристик жизнепроживания человека. В ней заложен механизм включения человека как в природную, так и в социокультурную реальность.

Телесность выступает в качестве социальной характеристики тела лишь в рамках ценностного отношения человека к миру. Следовательно, она выступает и как ценность. Последняя есть положительное значение того или иного предмета или его свойства для конкретного субъекта деятельности. Но все конкретные ценности относительны, причем эта относительность не абсолютна. При формировании ценностного отношения люди как бы переносят (объективируют, опредмечивают) свои потребности на предмет, соединяя их с его объективными свойствами, вследствие чего возникает иллюзорное отождествление ценности с предметом как таковым — явление. Человек в этом случае начинает жить в сфере своего представления, переставая различать представление и действительность.

Человеческая телесность, именно как социальная ценность, проявляется как раз в тот момент, когда мы отказываемся от прямой экстраполяции своей потребности на предмет. Ведь телесность, как социальная характеристика нашего тела, органическим образом связана с человечностью, т.е. с человеческим отношением к миру. Телесность как ценностное отношение существует лишь с того момента, когда предмет вовлекается в человеческую деятельность, в структуру ее разнообразных отношений. Только в человеческой деятельности телесность как социальная ценность приобретает свое актуальное существование.

Биологическое или эмпирическое «Я» человека постоянно сопротивляется силе социальности вообще как особой надприродной реальности. Социальность в свою очередь должна постоянно утверждать себя в борьбе с эмпирическим субстратом. Но необходимо учитывать и тот момент, что в отдельных случаях подавление низшего «Я» оказывается неоправданным с точки зрения высшей нравственности, проявлениями которой выступают честность, искренность, совесть. Эмпирическое «Я» здесь не должно подавляться во имя «высшего». Телесная красота или человеческая телесность в том и состоит, что она есть своеобразная поверхность, на которой общество стремится записать свои нравственные шифры. Телесность как социальная ценность есть единство тела и духа, причем такое диалектическое единство, в котором ни одно не подавляется другим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т., Т.1. М., 1991.

2.Зинченко В.П. Проблемы психологии развития //Вопросы психологии. № 3-4, 1992 С. 50-60

3. Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1995.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Библиографическая ссылка

Некрасова Н.А., Горяинов А.А. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24 (дата обращения: 06.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

А.М. БУШУЕВ,

профессор, доктор философских наук, профессор кафедры теории и социологии управления Академии управления МВД России

2264914@gmail.com 09.00.11 — социальная философия

Аннотация. Раскрывается авторский подход к проблеме, имеющей поистине непреходящее значение — вопросу о смысле жизни человека в его философской интерпретации.

Ключевые слова: индивид, личность, индивидуальность, смысл жизни, творчество, творческая самореализация.

PHILOSOPHICAL SENSE OF A PROBLEM OF THE PERSON.

Проблема человека — основная проблема философии. Еще древние греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в самом человеке. С точки зрения русского философа Н. А.Бердяева, философия есть власть человека над миром через творчество.

Проблема человека находилась и находится в центре различных типов философствования: натурфилософского, рационалистического, антропологического и др. С того времени, как философия сложилась в самостоятельную область духовной культуры, человеческие проблемы в ней рассматриваются постоянно уже потому, что философия исследует систему «человек — мир», место человека в мире, его отношение к миру и др. Родоначальником философии человека считают в античной традиции Сократа, совершившего поворот к антропологической теме. Наибольшее внимание человеческим проблемам уделяется в периоды крупных исторических трансформаций, когда происходит существенная переоценка ценностей.

В настоящее время проблема человека получила глобальное значение, обусловленное как противоречивым содержанием современной исторической эпохи, так и возникшим противоречием между бытием человека как части природы и как активным творческим субъектом. В силу не только дифференцированного, но и интегративного характера развития современной науки, эта проблема приобретает междисциплинарный общенаучный смысл. Новое видение проблемы человека определяется необходимостью осмысления природного, социального,

духовного, рационального и иррационального начал в его существовании, многообразия его отношений к окружающему миру и к самому себе, а также — важностью изучения форм развития человека в изменяющемся материальном и духовном бытии. Исследователи стремятся понять: какая тайна скрыта в человеке? Действительно ли человек занимает особе место в природе? Не случайно антропологический ренесанас стал одним из важных феноменов современной философской мысли.

Философская антропология — это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропологической картины мира (П. С. Гуревич).

Определенная философская концепция человека находится в основании исторической, социологической, психологической, лингвистической и других теорий. Но самостоятельное развитие этих теорий определяет необходимость пересмотра философских проблем человека.

В философии категория человек есть, во-первых, абстракция, которая отражает общие, существенные и повторяющиеся признаки, свойственные отдельным людям и отличающие их от других живых существ. Во-вторых, категория человек — это название человеческого рода. Человек — результат природной эволюции, субъект и объект общественно — исторического процесса и самой разнообразной творческой деятельности. В-третьих, категория человек — это на-

звание отдельного индивида — представителя человеческого сообщества.

Гуманистической и оптимистической является антропология Св. Фомы, так как она предполагает в человеке здоровую основу. Но, в целом, европейская средневековая философия утверждала, что природа человека является испорченной и двойственной: человек существо, способное и к добру, и ко злу. И современная философия (биологизм, фрейдизм, экзистенциализм и др.) обнаружила в человеческой природе множество дефектов.

В действительности, человек многогранное и сложное существо, заключающее в себе прямо противоположные амбивалентные качества: конечное и бесконечное, природное и социальное, сознательное и бессознательное, материальное и духовное.

Перед философами всегда стоял вопрос: каким существом является человек — материальным или духовным? В истории европейской философии были распространены представления о наличии в человеке двух ведущих начал: а) природного и б) духовного. На этих представлениях базировались две основные концепции человека: 1) натуралистическая, абсолютизировавшая в нем природные качества и 2) идеалистическая, выделявшая и абсолютизировавшая духовные качества человека. Ветхозаветная антропология трактовала человека, как сплетение души и тела (хотя тело рассматривалось, как темница души). В 20-м веке ряд антропологов пришел к выводу, что человек крайне плохо укоренен в природе, является не венцом творения, а биологически ущербным существом.

Необходимость различать природные и социальные начала в человеке, а также понимать их соотношение, связана с разработкой и разграничением таких понятий, как природа человека и сущность человека. Но тождественность этих понятий можно обнаружить уже в античной философии. Мыслители проводят между ними различие. Природа — основа жизненных качеств человека. Вне человеческой природы нет человеческого духа, человеческой души. Без телесности не существует духовности. Понятие «природа человека» указывает на природные качества человека (связь с неживой, живой природой, с космосом, на его генетические, физиологические, физико-химические и другие свойства), а также на его социальные качества. Оно отражает принадлежность человека к материальному миру. Понятие природы человека отражает историко- генетический, содержательный и структурный аспекты его бытия (не следует смешивать философский смысл понимания природы человека с конкретно научным смыслом).

Понятие сущность человека отражает его специфику с другими живыми существами. Таким образом, с точки зрения природы, человек является природно-социальным существом (не только биосоциальным), но сущность его имеет социальный, ду-

ховный характер. Сущность человека не совпадает по объему и значению с его природой.

Родовыми характеристиками человека являются: трудовой способ существования, общение с помощью второй сигнальной системы, сознание. Человек — это существо, знающее, что ему предстоит умереть. Разум, духовность, социальность, творчество — вечные человеческие качества, которые трансформируются в противоречивом процессе его исторического бытия. Противоречивость общественно-исторического бытия проявляется в противоречивости человеческих качеств. Сущность человека целиком не сводится ни к одной из следующих характеристик: homo sapiens

— человек разумный, homo faber — человек создающий, homo lagiens — человек говорящий, homo ludens

— человек играющий, homo sociologius — человек социологический, homo psihologius — человек психологический, homo agens — человек действующий и др.

Понятие человек шире, чем понятие сущность человека, а познание феномена человек неисчерпаемо, как неисчерпаемы формы и способы его существования, развития, отличающие его от других живых существ. Человек — существо универсально творческое, это — творческая жизнедеятельность в ее разнообразных проявлениях. Как нет материи, сознания, духа без движения, так нет и человека без способа его бытия. Человек есть феномен, который творчески развивается в процессе взаимодействия с окружающим миром. Поскольку мир многообразен, постольку многообразны способы взаимодействия, бытия человека, а следовательно — многообразны его определения.

Благодаря наличию творческого начала, человек находится в процессе постоянного преобразования. Творчество выражается, как способ бытия и реализации человека и, вместе с тем, как способ его формирования и развития. Творчество выступает и формой образования созидательного потенциала и способом его реализации.

Понятие «человек» отражает в своем содержании не только природу и сущность человека, но также конкретно исторические, социальные и национальные типы людей. В этом смысле можно говорить, например, о человеке античной и феодальной эпохи, о человеке эпохи Возрождения и Просвещения, о древнем греке, римлянине, о современном русском, украинце, узбеке, англичанине и т. д. Человек неисчерпаем, как неисчерпаема сама изменяющаяся жизнь. Наука, философия, религия, искусство будут всегда познавать человека, открывать его тайну.

Наряду с понятие человек в философии широко применяются понятия индивид, индивидуальность, личность. В смысле индивидуального феномена человек есть индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия взаимосвязаны, но, вместе с тем, не сводимы друг к другу.

Понятие индивид обозначает принадлежность к человеческому роду, социальной группе. Индивид — это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

единичный представитель социального целого («один из»). Но индивид — не просто особь, отдельный представитель человеческого рода, не содержащий никаких качественных характеристик. Он — носитель качеств человека как природно-социального существа, как индивидуальности и личности.

Понятие индивидуальности характеризует качества, отличающие одного индивида от других, его особенные, уникальные свойства. По мнению Э. Фромма, величайшим достижением современной культуры является уникальность и неповторимость каждого человека. По убеждению философов-экзистенциалисто в, мы неповторимы в этом мире, феномен индивидуальности образуется в результате синтеза природных, социальных и духовных различий между людьми. В природных различиях проявляется специфика соматических, психических, унаследованных и приобретенных в процессе онтогенеза свойств. Социальные различия между людьми обусловлены их принадлежностью к конкретной социальной и профессиональной структуре, местом проживания, условиями жизни и другими факторами. Индивидуальность проявляется в автономности индивида, в ее несводимости к социальному или профессиональному статусу, в способности к свободной творческой деятельности, к самостоятельному выбору форм поведения, общения и принятию собственного решения.

Понятие индивидуальности предполагает не только многообразие способностей, но и их органическую интегрированность.

Человек приобретает свою индивидуальность и неповторимость в процессе развития. Процесс индивидуализации носит динамический характер и связан с дифференциацией. Он начинается с обособления индивида, с выделения его из общего, вследствие чего человек приобретает свое собственное бытие. Вместе с тем, индивидуализация подставляет собой не только выделение себя, из общности, но и интеграцию, включение в систему социальных и духовных отношений, образующих основу индивидуального бытия.

Смысл человеческой истории во многом заключается в создании условий для формирования человеческой индивидуальности.

Препятствием для развития и сохранения индивидуальности может явиться конформизм, образующиеся в ситуации, при которой индивид, оказываясь в какой-либо малой группе, впитывает ее ценности таким образом, что целиком подчиняет им свое поведение и свою субъективность. При этом, теряя свою индивидуальность, индивид чувствует себя комфортно, приобретает «свободу от самого себя».

Слово личность (персона) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср.: русское «личина»), затем оно стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» употреблялось с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, царя,

судьи и т. д.) Превратившись в термин, в общее выражение, слово личность существенно изменило свой смысл и даже стало обозначать нечто обратное тому. Что понимали под ним в древности. Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, не является «лицедеем». Социальная роль принимается им всерьез.

В разные исторические эпохи в понимание личности вкладывался различный смысл. Так, в рабовладельческом обществе личностью считался рабовладелец, а раб отождествлялся с говорящим орудием. При этом для свободного грека рабом был каждый, кто не распоряжался сам собой и находился под властью других. В условиях феодализма под личностью понимался человек знатного происхождения. Известная элитарность в понимании личности сохранилась и в последующих исторических периодах развития общества, когда личностью признавался не каждый человек, а только выдающийся, действующий по своему свободному волеизъявлению индивид.

Философия анализирует место личности в мире, в бытии, ее отношение к миру. В античности личность понималась преимущественно как отношение, в христианстве — как особая сущность, как синоним нематериальной души, в новое время на первый план выступает самосознание и личность практически отождествляется с понятием «я». Родоначальник классической немецкой философии И.Кант полагал, что личность составляет духовное в человеке, принадлежащее, в отличие от природного, не к чувственно воспринимающему, а к умопостигаемому миру. По мнению Г. В. Ф. Гегеля, личность заключается в духовном, в самосознании. Немецкий философ сформулировал тезис о связи случайности с качествами личности, который имеет современное значение: в индивидуальной человеческой душе проявляется случайность, случайными качествами отличаются друг от друга индивидуальные души. В одном из основных философских направлений XX в. — экзистенциализме, человек рассматривается не как природное и социальное существо, а как духовная экзистенция. Философия обязана помогать индивиду искать и находить свое «я», смысл своей жизни в самых трагических ситуациях.

Мир един и многообразен. Его интегральной характеристикой является бытие, представляющее собой единство объективной и субъективной, материальной и духовной реальности, имеющей свои сферы и уровни. Материальный мир — один из видов бытия, обладающего системой многих атрибутов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Особую систему и целостность представляет собой человеческое общество, характеризующееся единством материальной и духовной величин.

Неотъемлемым компонентом человеческого общества, без которого его существование невозможно, является сознание. Феномен сознания многогранен,

многомерен и многоаспектен, поэтому исследуется различными науками. В философском плане сознание понимается, прежде всего, как всеобщая связь между субъектом и объектом. Оно представляет собой способность человека понимать окружающий его мир, происходящие в нем процессы, свои собственные мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и самому себе.

Сознание — особое состояние человека, в котором ему, во-первых, «дан» окружающий мир, во-вторых, он «дан» самому себе. В человеческом сознании содержатся как знания о мире, так и переживания своего бытия в мире. Далеко не случайно в Библии говорится о том, что «во многой мудрости много печали. И кто умножает познание — умножает скорбь». Человек — существо, переживающее познанную информацию; в реальной жизни многие люди, не желающие испытывать боль, обусловленную познанием, стремятся разными способами уйти от нее, в том числе и путем психического ухода в нереальный, иллюзорный мир.

Наряду с понятиями сознание и знание, в философии используются категории дух и душа. Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида, общий (объективный дух, например дух народа) и объективированный дух (система завершенных творений духа).

С точки зрения неверующих философов, психологов и естествоиспытателей понятие «дух» является близким по содержанию понятиям «сознание», «мышление», «разум», «психика человека», «нравственное чувство».

В целом философское понятие «дух» обозначает невещественное начало, отличное от материального, природного начала.

Душа (anima) — средоточение жизни человека; главное ее свойство в том, что она оживляет человека. Это — нематериальная субстанция.

Понимание души восходит к анимизму, представлявшему ее как особую силу, обитающую в теле человека, животного, в растении и способную их покидать во время сна и в случае смерти.

В современной философии душа зачастую определяется как органическое единство трех частей: разума, воли и чувств (А. Г. Спиркин и др.). Считается, что в душе выражаются две фундаментальные потребности: потребность познания и потребность делать добро. Понятие души отождествляется с понятием «психика».

Согласно одной из современных философско-гносе ологических концепций сознание есть способность к идеальному (психическому) отражению действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также социально-психические механизмы и формы отражения на разных его уровнях (А. Г. Спиркин и другие). Сознание — это: 1) функция (свойство)

не любой, а высокоорганизованной материи, функция человеческого мозга (состояние мозговых клеток); 2) высшая форма отражения действительности человеком, отражение объективной и субъективной реальности посредством головного мозга, отражение адекватное и активное. В конце 1960-х г. американский психолог и нейрофизиолог К. Прибрам, проводя эксперименты, пришел к выводу, что накопленная человеком информация фокусируется в любой клетке мозга по принципу голограммы: по любой части можно воспроизвести исходное изображение; 3) сознание — продукт длительного общественно-исторического развития человечества. Оно не является зеркальным отражением, а представляет собой творческий, конструктивный и целенаправленный процесс. Возникающий идеальный образ как инобытие предмета по своему содержанию не полностью совпадает с отраженным предметом. Кроме того, свойством сознания является опережающее отражение действительности.

Итак, сущность сознания проявляется в том, что оно есть свойство мозга творчески отражать действительность в идеальной форме.

Понятие идеальное имеет большое значение в осмыслении сущности сознания. Идеальность — существенное свойство индивидуального и общественного сознания. Это реальный факт, форма человеческой деятельности (но не ее результат), которая ориентирована и на отражение, и на преобразование действительности.

Понятие идеального имеет гносеологический и аксиологический смысл. В гносеологическом смысле оно противоположно материальному, существует в сознании, но не в материальной действительности. Вместе с тем идеальное не тождественно индивидуальному сознанию, хотя не существует помимо человека. По мнению Э. В. Ильенкова, идеальное никак не связано с «капризами личностной психофизиологии и является . . . чем-то гораздо более серьезным, чем-то стоящим над индивидуальной психикой и совершенно от нее не зависящим»3.

Под идеальным понимается:

1) способ бытия предмета (понятия, знания). Так, с точки зрения К. Маркса, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней;

2) система отношений между объективными явлениями и человеком. У идеального может быть искусственно созданный материальный носитель: например, такие части информации, как знаки, символы, ноты, не существуют без подобного носителя и могут не иметь никакого отношения к конкретным индивидам. Информация расшифровывается после специальной подготовки. Читая, ученый и специалист получают необходимые профессиональные знания. С помощью нот музыкант воспроизводит мелодию. С помощью карты путешественник уточняет свое местонахождение и т. д. В этом смысле идеальное явля-

ется не столько частью индивидуального сознания, сколько компонентом общественного, объективным феноменом культуры. Хотя идеального нет помимо человека, оно существует объективно как компонент мира, бытия;

3) модель, проект материального, первичное по отношению к конкретному материализованному продукту;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) результат идеализации — мысленный конструкт, абстрактный объект, отсутствующий в опыте (например, «точка», «идеальный муж» и т.д.). Идеализация есть также процесс мысленного приведения объективно существующего предмета в соответствие с идеей или идеальным объектом, заданным идеей;

5) соответствие идеалу;

6) образы, ценности, знания, идеалы.

В целом идеальное образует гносеологические образы, имеющие относительно самостоятельный характер.

Творческая личность обладает своеобразным ансамблем социальных и психических свойств, «определенной совокупностью именно ей присущих качеств, своим духовным миром», что делает ее уникальным социальным образованием. Творческая личность не является ни пассивным «слепком», механической персонификацией системы общественных отношений, в которых она находится, не феноменом, фатально обусловленным существующими социальными и политическими структурами.

В качестве необходимых факторов образования уникальной творчески личности выступают развитие и саморазвитие. Под развитием личности следует понимать процесс необратимых направленных изменений, ведущий к новому качественному уровню реализации ее человеческого капитала. Развитие конкретного человека осуществляется лишь при необратимых и направленных изменениях всей его структуры, а не отдельных, хотя и важных свойств. Источником и движущей силой этого развития являются противоречия между распредмечиванием и опредмечиванием, присвоением и реализацией человеческого капитала. Поскольку противоречия существуют не только между индивидом и внешними условиями его жизни, но и в структуре самой личности, постольку следует говорить не только о ее развитии но и о саморазвитии; т.е. саморазвитие личности можно рассматривать как ее развитие в результате действия, разрешения внутренне присущих ей противоречий. В более узком смысле под саморазвитием индивида можно понимать его творческую деятельность, направленную на изменение собственных качеств и преобразование условий своей жизни. В индивидуально-личностном аспекте эта деятельность выступает как процесс творения человеком своего духовного мира, своего «Я», как реализация и развитие им своих способностей, результат человеческого общения. В любом смысле, самораз-

витие личности- явление не абсолютно автономное, а обусловленное ее взаимодействием с различными общностями людей и другими индивидами. Таким образом, источником развития и саморазвития личности является как ее взаимодействие с внешним миром, с другими людьми, так и диалектика ее сущностных сил.

Творческое саморазвитие человека — это его диалектическое самоотрицание: самоотрицание одних качеств и приобретение других. Важное социальное и личностное значение имеет направленность данного процесса на то, чтобы выйти за свои собственные пределы и реализовать себя в разнообразных сферах бытия и духовной жизни. Гуманизация всего общества невозможна без способности конкретного человека творить самого себя в процессе саморазвития, без умения преодолевать устоявшиеся стереотипы и клише в собственном сознании. Она не мыслима и без созидания индивидом своей собственной жизни. Каждый творческий человек — это уникальное создание природы, общества и своего собственного жизнетворчества. Отсутствие в развитии и саморазвитии позитивного творческого начала приводит к воспроизведению в структуре личности одних и тех же качеств, реализующихся в стереотипных, устойчивых формах жизнедеятельности, к ее застою и даже деградации.

Актуальное научное и практическое значение имеет осознание того факта, что саморазвитие, будучи творческим процессом, ведущим к преобразованию всего ансамбля социально-психических качеств личности, не носит однозначного характера. Например, оно может иметь ценное значение только лишь для самого индивида /самоценность/. Вместе с тем, его результатом может выступать и самореализация, которая ведет как к разностороннему совершенствованию личности, так и к оптимальному преобразованию действительности, имеющему социально важное значение не только для самого творца, но и для взаимодействующих с ним людей.

В своей сущности творчество проявляется как двуединый процесс качественного изменения человеком окружающего его мира и качественного изменения им самого себя. Самотворение и творчество окружающей действительности- органически взаимосвязанные явления. Если личность творчески развивает самое себя, она относится и к окружающему миру и к другим людям. Не созидая самого себя, индивид не может творить окружающий мир. Только осуществляя самотворение он получает стимул для творчества окружающей действительности. Поэтому позитивное творчество проявляется в органической взаимосвязи интровертивного и экстра-вертивного процессов, как способ бытия, развития и саморазвития личности.

Итак, в процессе своего саморазвития человек созидает свою собственную жизнь, которая превраща-

ется в творческий процесс. Творчество обусловливает формирование уникальной и неповторимой личности. В нем жизнь конкретного человека приобретает смысл.

Литература

1. Арапова Э.А. Проблема человека в психоаналитической философии: краткий курс лекций по элективной дисциплине. М., 2009.

2. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология: учебное пособие. М., 2009.

3. Васильев В.М. Природа-культура-человек: учебно-методическое пособие. М., 2009.

4. Горелов А.А. Истина и смысл. М., 2010.

5. Гуревич П.С. Спектр антропологических учений. М., 2006.

6. Хрестоматия по западной философии. Под ред. А. Фокина. М., 2008.

7. ЗотовА.Ф. Современная западная философия. М., 2006.

8. Керимова Т.В. Человек риска: социально-философские проблемы. М., 2009.

9. Королькова Е.А. Немецкая философская антропология: учебное пособие. СПб., 2010.

10. Лебедев С.А. Философская антропология. Человек многомерный: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2010.

11. Лебедев С.А. Многомерный человек: онтология и методология исследования. М., 2010.

12. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века (истоки и итоги). М., 2007.

13. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. М., 2005.

14. Трофимова Л.И. Духовность в бытии человека: монография. Нижний Новгород, 2010.

15. Худякова Н.Л. Аксиологические основы поведения человека: учебное пособие. Челябинск, 2010.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

И.Н. СКРИПНИКОВА, соискатель Российской международной академии туризма старший преподаватель кафедры туризма Петрозаводского государственного университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Skripnikova-irin@mail.ru 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Научный руководитель доктор педагогических наук Э.Н. ПАВЛОВА Рецензент доктор педагогических наук Э.Н. ПАВЛОВА

Аннотация. Обосновывается необходимость творческого развития студентов туристского вуза, даются обзор технологии творческого развития студентов в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: творческое развитие студентов, организация самостоятельной работы студентов, технология создания ментальных карт.

THE CREATIVE DEVELOPMENT OF TOURIST UNIVERSITY STUDENTS IN THE COURSE OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

I.N. SKRIPNIKOVA

Система вузовского образования призвана помочь будущему менеджеру индустрии туризма приобрести общекультурные, профессиональные компетенции и развить качества, обеспечивающие успешность выполнения должностных обязанностей. К таким качествам относят способности, личностные качества, интересы и склонности.

Профессиограммы для менеджеров туризма, гостиничного дела и ресторана содержат общую способ-

ность: «высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий)» . По мнению психологов, такая способность связана с работой правого полушария и, согласно теории Дж. П. Гилфорда, получила название дивергентного, творческого мыш-

Проблемы с электрикой и сантехникой в доме или городской квартире не относятся к редким случайностям, как и эпизодически возникающие ситуации, когда требуется замена дверей, врезка замков, подвеска люстры, сборка мебели, установка или ремонт бытовой техники, замена напольных покрытий и, возможно, монтаж тёплых полов, а в жилье в новостройках или в новых частных домах — ещё и разводка инженерных систем по помещениям, обустройство канализации или финишная отделка.

Невозможно просто перечислить абсолютно все задачи, которые, по своему значению, относятся к сфере коммунального бытия как отдельно взятого жилья, так и любого другого объекта, будь он офисом, коммерческим или промышленным зданием.

Задачи существуют, они требуют решения, и способы их решения есть. В глобальном плане ими занимаются службы ЖКХ, но берутся они далеко за вопросы. Как бы то ни было, но именно от своевременного решения проблем, кажущихся слишком частными или мелкими, во многом зависит комфорт в доме и нормальный ритм работы коллектива любого предприятия.

Симферопольский идеал

В Симферополе есть интересное начинание в области коммунально-бытового обслуживания населения и компаний, которое было бы, однозначно, полезным и во всех других регионах.

Речь идёт о созданной и эффективно действующей специализированной компании — «Единой сервисной службе Симферополя”, оснащённой современными оборудованием, укомплектованной знающими и опытными профессионалами.

На её сайте ессс.рф можно ознакомиться с теми видами услуг, которые иначе, чем всеобъемлющей помощью в быту назвать крайне сложно. И это просто здорово! Не бегая по разным компаниям, не делая кучи звонков для вызова мастеров, можно всё решить в едином центре. Все специалисты в одном месте — электрики, сантехники, проектировщики водопроводных, электрических и канализационных сетей и систем отопления, монтажники, слесари, наладчики бытового оборудования, сборщики мебели, установщики газовых колонок и сотни других специалистов, способных быстро и качественно справиться с возникшими неприятностями.

Компания решает проблемы в огромном спектре направлений, включающием электромонтажные работы, профилактику и ремонт электросетей, установку электрики и замену участков повреждённой электропроводки, искрящихся розеток, вышедших из строя электроприборов, сломанных водонагревателей, дырявых водопроводных кранов, повреждённых труб под раковиной, прочистку забитых стоков, засорённых туалетов, установку отопительных котлов, монтаж и крепление трубопроводов и тысячу других неотложных задач, которые только можно представить и которые абсолютно посильны профессионалам из «Единой сервисной службы Симферополя”.

Что и говорить, повезло симферопольцам, ведь у них в городе появился такой надёжный и ответственный партнёр, с которым ни одна бытовая техническая проблема не станет бедой и жизнь не омрачится от неприятных неурядиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *