Как правильно читать стихотворение?

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Учить стихотворения – не всегда самое любимое занятие для школьников. Но, зная некоторые правила, вы сможете даже в рекордно короткое время выучить довольно большое поэтическое произведение.

Как правильно учить стихи

Рассмотрим для начала, как правильно следует учить стихи.

Предлагаемый способ считается классическим и позволяет запоминать стихотворения надолго, что непременно пригодится в дальнейшем, например, при написании сочинения.

1. Учить стихотворение следует начать заранее, когда в запасе есть дня 2-3.

2. Для начала прочитайте все стихотворение вслух и желательно не один раз.

3. Мысленно нарисуйте себе картину описываемых в произведении событий. В любом стихотворении, даже в описании пейзажа, есть сюжет. Если есть способности к рисованию, можно даже набросать эскиз.

4. Выделите главных героев стихотворения, проникнетесь теми чувствами, которые старается передать поэт.

5. Перепишите стихотворение. Так вы задействуете еще один вид памяти.

6. Прочитайте стихотворение еще раз вслух, но медленно, мысленно представляя себе героев и события и акцентируя внимания на словах, их форме и времени.

7. Теперь переходим непосредственно к заучиванию. Читаете первую строчку несколько раз и запоминаете. Потом к первой добавляете вторую строку. Запоминаете уже две. Так, постепенно, заучиваете все стихотворение, каждый раз добавляя по одной строке.

8. Напишите шпаргалку, в которой будут обозначены первые слова каждой строфы.

Как выучить стих быстро наизусть

Бывает, что требуется срочно выучить стихотворение. Конечно, за 5 минут вы его не осилите, если память не натренирована. Но за относительно короткий промежуток времени запомнить несколько рифмованных строк не сложно.

Советы:

1. Задействуйте сразу все виды памяти. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух, перепишите его, запишите на диктофон и слушайте, пока не надоест. Этот прием работает, если нужно заучить и стихотворение на английском, смысл которого вы не улавливаете.

2. Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно.

3. Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени. Не важно, если вы пропустите несколько строк. Восстановите пробелы позже, прочитав стих еще раз. И продолжайте эти действия, пока не выучите все стихотворение.

Как выучить очень большое стихотворение

  • — Любые стихотворения, а тем более объемные, лучше учить перед сном. Прочитайте стихотворение вслух перед сном несколько раз. Чем больше, тем лучше.
  • — Выпишите первые слова каждой строки. Теперь попробуйте рассказать стихотворение. Постепенно убирайте слова-подсказки. Например, сначала оставьте только первые слова каждой второй строки, затем – каждой четвертой и так далее.
  • — Учите вслух! Не шепотом, не про себя, не бормоча, а именно вслух, громко и сразу с выражением.
  • — Многим помогает, если стихотворения заучивать, читая их как рэп – речитативом. Можно и биксов добавить, чтобы уловить ритм поэтической сроки. Единственная опасность – есть риск перейти на речитатив, когда вы рассказываете стих перед учителем.

Самые распространенные ошибки

  • — Никогда не старайтесь запомнить все стихотворение сразу. Лучше разбивать стих построчно, и повторять, каждый раз добавляя по строке. Метод «снежного кома» – очень действенный.
  • — А вот читать стихотворение перед заучиванием следует полностью, иначе потеряется связь между строфами.
  • — Не напрягайтесь и не пытайтесь вспомнить забытое слово или строку самостоятельно. Подобные паузы мешают. Сразу подсмотрите, чтобы не прерывать декламирование.

И самый главный совет – тренируйте память. Чем больше стихов вы знаете, тем легче запоминать новые.

Интерактивная кукла M 3957 (Ника) UA 48 см – идеальный выбор в качестве подарка для любой девочки. Каждая маленькая принцесса мечтает о такой красивой, интересной куколке, с которой можно придумывать различные истории, разыгрывать любимые сценки из мультсериалов и кинофильмов.

Используя в своих ежедневных забавах эту очаровательную куколку, Ваш ребенок будет развивать коммуникативные навыки, воображение, ассоциативное мышление и мелкую моторику. Игрушка, выполненная из экологически чистых, гипоаллергенных материалов, с применением специальных красителей, не имеющих неприятных запахов, не навредит детскому здоровью.

Кукла «умеет» не только рассказывать стихи, о и петь веселые песенки, что поможет Вашей непоседе пополнить словарный запас и расширить кругозор.

Если Вы искали оригинальный презент для девочки старше трех лет, который не только поднимет ей настроение, но и поможет в развитии полезных навыков, то эта красавица кукла отлично Вам подойдет.

Характеристики:

Рекомендуемый возраст: 3+

Лицо, руки и ноги – ПВХ

Руки и ноги на шарнирах

Рост куклы: 48 см

Размер коробки: 50 х 18 х 12,5 см;

Текстология.руЛитератураИнтересные факты литературыИзучение литературыКак научится читать стихи?

Навык выразительного чтения нужно осваивать с самых ранних лет, когда происходит формирование произношения. Декламация стихов вслух как нельзя лучше служит этой цели. Рифмованные строки делает чтение более простым, а сам текст – более эмоциональным.

Проникновение в глубинную суть стихотворения – необходимое условие выразительного чтения. Не лишним будет выучить поэтический текст наизусть, полностью сосредоточившись на его эмоциональном и смысловом «окрашивании» впоследствии.

Художественная схема как необходимое условие для выразительного чтения

Понимание того, как читать стихотворение, невозможно без определения художественной схемы и ее построения. В нее входят:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

Не меньшую значимость имеет темп чтения (скорость речи). Медленное прочтение говорит о торжественности и важности момента. Быстрый темп передает глубокие эмоции, переживаемые рассказчиком.

Еще один не менее важный способ выразительного чтения стихотворений – пауза. С ее помощью в однотонном потоке звука можно выделить на смысловые части. Так поэтический текст, иногда довольно сложный для устного восприятия, станет более понятным слушателям. В начальной школе часто используют короткие рифмованные пословицы и поговорки для демонстрации значения паузы.

В письменном тексте паузу обозначают многоточием, которое передает эмоциональное волнение, задумчивость или переживания. При устном прочтении пауза имеет совершенно другой смысл: она привлекает слушателя, позволяет заострить внимание на основных моментах: событиях или действиях, происходящих в тексте.

Навык выразительного чтения невозможен без умения передавать смысл текста с помощью интонации. Это краеугольный камень выразительности и показатель высокой культуры устной речи.

Несколько практических советов

Напишите схему стихотворения. Это нечто, похожее на музыкальную партитуру, в которой обязательно отмечаются паузы, логические ударения и слова с максимальной смысловой нагрузкой. Отметьте короткими линиями интонационные изменения и длительность паузы. Сделанные пометки помогут воспроизвести задуманное при устном прочтении.

Необходимо контролировать дыхание. Не делайте слишком глубоких вдохов: избыток воздуха может привести к появлению неуместных пауз.

Самый важный момент – дикция. Если стремитесь красиво читать поэтические тексты, непременно проработайте дикцию. Только ясное произношение всех звуков языка поможет вам развить способности.

Уже отмечалось, что необходимо в полной мере проникнуть в суть стихотворения, осознать и почувствовать его эмоциональный посыл. Не зазубривайте стихи, не спешите. Добейтесь полного понимания текста и наслаждайтесь моментом.

Необходимо создание подходящего эмоционального фона, используйте жесты и мимику. Для оттачивания артистического мастерства можно тренироваться перед зеркалом

Мария Ватутина
Прежде всего, хочется сказать, что, по-моему, автор, пишущий стихи, конечно, должен проверять их на слух. С этим соглашается и мой мастер, профессор Литературного института, Игорь Волгин, он нас учил этому в золотые годы учебы в его семинаре. Для чего нужно звуковое испытание своего сочинения? Ответ прост: проверить на благозвучие. И дело не в том, что стихотворение должно быть обязательно легко произносимым, простым в декламации и состоять из двухсложных слов, а желательно, одних гласных, вовсе нет. У Вознесенского, у Маяковского, у Хлебникова, у Мандельштама, у множества поэтов звуковая конструкция стихотворения может быть весьма замысловатой. А если поэт с помощью звукового оформления (например, аллитерации (повтор согласных звуков) и ассонанса (повтор гласных звуков) иллюстрирует сюжет? Тут не обойтись без умения производить эти звуки, если вдруг придется читать эти стихи на публике.
Речь здесь о другом. Нужно проверять стихотворение на отсутствие звуковой дисгармонии, когда звук не проходит, не летит, а застревает в нагроможденных согласных, без всяческих намеренных утяжелений строки. Кроме того, бывают некрасивые, а порой и смехотворные стыки слов, напоминающие или прямо воспроизводящие грубые и низкие слова. Бывают стыки слов на одну и ту же букву, и либо сливается гласная, либо съедается согласная (мужик купился – мужик упился). Однажды на семинар Игоря Волгина пришел выступить Дмитрий Быков, и в конце я попросила его прочесть стихотворение, которое мне тогда очень нравилось. Он долго отнекивался, и я лишь потом поняла — почему. Первая строчка этого стихотворения звучала так: «Как-то спокойно я вышел из ада».
При всем при том, мне все равно это стихотворение кажется прекрасным, но сам автор понимал, что напортачил: последние предлог и слово звучат неприлично, и дело не в испорченности слушателя, а в том, что пока слушатель или читатель будет слушать/читать, эта заноза будет ломать все впечатление от стихотворения. А это впечатление должно быть цельным, непрерывным, внимание слушателя не должно ничто отвлекать. Вот это лично для меня главное правило для публичного выступления. Потому что когда вы читаете со сцены стихи – работают законы музыки, музыкального исполнения. Вы же не станете, будучи виолончелистом или солистом оперы, забыв ноты, переигрывать заново, пренебрегать паузами, тактами, петь урывками. Музыкальное произведение – монолит в этом плане. Стихотворение, по сути, тоже, потому что в нем огромную роль играет внутренняя мелодия стиха, ритм, гармония звука, цельная подача смысла. Нельзя прочесть три строки сегодня, а остальные пять завтра. Не будет достигнут эффект проникновения читателя в творческий замысел, эффект посвящения в механизмы языка и не произойдет возникновения смыслов, которые по-особому рождаются в поэзии, потому что стихи так устроены, в них Вселенная сжата до размера спичечного коробка (кажется, я взяла это у Бродского).
Но тема наша немного другая. Я специально начала с того, что прочитывать стихотворение надо дома, пока оно пишется или чуть позже, когда отлежится, и в любом случае, автор начнет понимать недостатки и достоинства своего творения. И если о недостатках мы уже сказали, то достоинства своего текста как раз нужно увидеть для того, чтобы понять, как правильно читать его на публике.
Зачем стараться прочесть свои стихи «позабористей»? Это необходимо по нескольким причинам. Во-первых, хотите – не хотите, а нам надо «выгоднее подать» наше произведение слушателю. Ведь мы слышали выражение, что мелодия может спрятать все огрехи текста песни. Так вот ваш голос и должен создать ту мелодию, которая нивелирует некоторые угловатости и шероховатости, без которых вы не смогли обойтись.
Также вы можете задать свой тон, запоминающийся слушателю как авторская манера чтения, вы при большом желании можете пробить стену между вами и слушателем, с тем, чтобы последний проникся, присвоил себе действо и стал соучастником вашего стихотворения. Вообще, у меня есть одно наблюдение: поэты, которые лучше остальных читают свои стихи, очень хорошо поют. И – соответственно – наоборот, и это даже важнее. Многие из них поют почти профессионально, разве что не выступают в этом жанре. Пение очень помогает научиться интонировать, управлять голосом при чтении вслух. Кстати, оно помогает со звуком и в творчестве, ты начинаешь автоматически понимать, какие слова гармонируют друг с другом, а какие «торчат и топорщатся».
Во-вторых, вы и только вы прочтете свое стихотворение, вложив при чтении именно те смыслы, которые вы вкладывали при написании. Очень часто, например, актеры читают стихи внешне правильно, но интонации расставляют не так. Кроме того, актеры не владеют некоторыми поэтическими приемами: мало кто умеет справляться с анжамбеманами, переносами слов из одного стиха в другой, актер прочтет слово в конце строки так, как положено по грамматике, а поэт прочтет так, как угодно ритму, актер прочтет архаичное слово по-современному, не глядя на рифмовку и т. д.
Особенно сложно у актеров с синтаксическими знаками: они не обращают внимания на запятые, тире, двоеточия, я уж молчу про многоточия, а автор ими рисует свое полотно, он регулирует смыслы знаками препинания, как постовой на движение на дороге. Зачастую молодые актеры понимают, что им делать, только с вопросительным и восклицательным знаком. У автора есть прекрасный шанс преподать правильное понимание его стихотворения, прочитав его лично.
Но тут-то и встает главная проблема: автор своим чтением может и испортить стихотворение, а то и весь свой вечер, потому то мало донести смыслы до зрителей и слушателей. Нужно, чтобы они не заснули, все услышали и получили катарсис от литературного и декламационного содержимого вашего выступления. Грубо говоря, вам надо победить зрителя, поразить его, вам надо, чтобы ваши стихи ему понравились. Ваша задача донести до слушателя каждое слово, донести смысл каждой фразы и объяснить своим чтением – про что ваше стихотворение, что вы хотели сказать.
И поэтому неплохо знать некоторые актерские приемы.
Дело в том, что я, как многие девочки, поступала и почти поступила после школы в театральные вузы. Конечно, это мне пришло в голову не просто так. Я всю школьную жизнь очень любила читать стихи – и программные, и внепрограммные, и свои – вслух. Я читала их очень эмоционально и совсем не так, как остальные, явно на первое место ставя смысл стихотворения и ту «игру» в театральном смысле, которая в них заложена. И конечно, выбирались «Бесы» Пушкина, Маяковский, Симонов, Самойлов, то есть стихи с эмоциональной энергией. А перед самым поступлением я успела получить начальные навыки актерского мастерства от актрисы, которая ставила со мной отрывок для творческого конкурса. Что-то я вычитала у Станиславского, огромный опыт дали мои постоянные походы в театр, который я очень люблю. И, кроме того, очень помогли советы моей бабушки, которая всю жизнь занималась пением, училась этому.
Какая бы аудитория перед вами не собралась, выходя перед ней на сцену, вы собираетесь показать им свой «номер». Это отдельное событие, и все должны это почувствовать. Попросите, чтобы вас объявили, или сделайте это сами, уважайте себя. Не надо произносить название стихотворения, если у него нет названия. Не называйте стихотворение первой его строкой. Встав перед зрителем, сделайте паузу и осмотрите зал, подключите к себе нескольких слушателей, спокойно посмотрев прямо на них. Тон и темп вашего выступления, конечно, продиктует вам само стихотворение, но надо учесть следующее. Ни то, ни другое не должно быть однообразным, то есть одинаково повторяющимся.
Раскрасьте свое чтение – повышая и понижая тон, ускоряя и замедляя темп, читайте, где нужно – тише, где можно – громче. Учтите, что главное в вашем выступлении – нерв, напряженность, энергия, с которой вы читаете. Если развитие стихотворения идет по восходящей, вы должны это проявить голосом, делайте паузы, читайте то резче, то плавней. И вспомните о тех, на кого вы смотрели в начале, когда вышли на сцену – читайте им. Завоюйте их. Вы не можете себе позволить не любить свое детище, покажите, насколько оно достойное.
Перед выступлением постарайтесь не пить газированную воду, не есть семечки, мороженое, черствое печенье, а лучше вообще не есть за час-два. Лучше всего, особенно, если выступление большое, позаботиться о том, чтобы под рукой была бутылочка простой воды. Если у вас бывают скованность, спазмы от волнения, сердцебиение и повышается давление, можно выпить совсем немного коньяка или виски. Обязательно возьмите с собой бумажную салфетку, если вы потеете, чтобы промокнуть ею лицо. Оденьтесь стильно, хотите – концертный вариант, хотите современный, но не отвлекайте своей одеждой от своих же стихов, она не должна мешать. Выбирайте стихотворения, которые идут одно за другим, разных поэтических размеров. Выбирайте стихи, которые имеют ясное запоминающееся содержание, яркую концовку, сильный смысл.
Публика очень любит юмор, веселые стихи. Я к этому призывать не могу, но если у вас есть такие стихи, хорошо бы прочесть их где-то после середины, чтобы снять напряжение и приободрить слушателя, ведь слушать стихи – это отдельный труд и умение, не всем это дано.
Очень важный вопрос: читать с листа или по памяти. Я не знаю, откуда пошло поветрие, что чтение автором стихов с листа – это неуважение к слушателям в зале. С этим странным мнением я зачастую сталкиваюсь в небольших городах, в дальних от столицы регионах. Оно совершенно ничем не обосновано. Я писала выше, что для меня главное – не нарушить музыку стихотворения, его цельность, и поэтому я чуть ли не физически страдаю, если чтец запинается. Я думаю, что, если вы не обладаете уникальной памятью на свои стихи, то лучше держать в руках тексты и читать по ним. Другое дело, как это делать. Непременно надо обкатать чтение, чтобы иметь возможность отрываться от листа и поднимать глаза на зал. Поначалу вы можете лишь имитировать, что вы поглядели в зал, на самом деле – лишь поднимайте лицо и тут же ищите брошенную строку. Но в идеале хорошо бы смотреть в этот момент именно на людей, и хоть изредка обращать свое чтение конкретному зрителю. Это очень подкупает, это всегда выстраивает контакт, это удочка для зрителя. После такого зрительного контакта – он у вас на крючке.
Очень трудное для начинающих актеров умение – это управление своими руками. Вы стоите перед стойкой микрофона, не берите его в руки. В одной руке вы будете держать подборку, другой вы будете жестикулировать и менять листы подборки. Двигайтесь. Используйте мимику и язык тела. Все должно быть органичным, но ваше тело и ваши руки точно должны участвовать в действе, помогать стихотворению. Попробуйте дома.
Хорошо знать хронометраж своего выступления, а в некоторых случаях иметь представление, сколько минут вы читаете каждое стихотворение. Первое, что я спрашиваю, когда меня приглашают читать стихи: сколько у меня будет времени? Хорошо бы еще знать, что за публика, и, если есть, тематику вечера.
Не объясняйте стихи. Не рассказывайте ничего скучно и долго, а если вам нужно поблагодарить издателей или что-то прокомментировать, сделайте это коротко. Однако учите следующее: стихотворения – одно за одним подряд – слушать очень утомительно. От монотонности люди могут заснуть, пойти курить, начать переговариваться, как бы прекрасны и интересны ваши стихи не были. От этого может спасти либо гениальное чтение, либо специально придуманный сценарий вечера. Вариантов множество. Музыкальный проигрыш между текстами, приглашенные с коротким выступлением другие авторы или музыканты и т. д. Музыка во время чтения стихов и слайд-шоу не приветствуются, я слышала много критических откликов о таких вечерах. Хотя мне порой нравится читать под музыку, людям это мешает сосредоточиться на стихах. Очень хороший прием я видела на вечере Веры Павловой, когда она между своими обычно короткими стихами рассказывала истории, как-то связанные с созданием стихотворения, которое они предваряли. Эти истории тоже были стремительными, как правило, смешными. Но это было подготовленное шоу, не уверена, что кому-то еще такое под силу и подходит в принципе.
И еще. На сцене – вы не только поэт. Там вы еще и артист. Это из уважения к подмосткам и к зрителям. Если бы они хотели просто ознакомится с вашими стихами, они бы почитали книгу. А они пришли слушать и видеть.
Если обобщать и делать какие-то выводы, следует сказать вот о чем. В настоящее время, когда читателя завоевать очень сложно, поэзия выходит на сцену. Это, конечно, не обязательно настоящая театральная сцена, но литературных площадок очень много, да и поэта без выступлений, презентаций книг, участия в фестивалях и поэтических вечерах представить сейчас как-то трудно. Это становится составной частью творчества, если хотите. Потому что публичность – это своего рода способ добиться признания своего творчества. А привлечь к себе какое-то внимание аудитории можно только яркими достойными выступлениями. Признание – это не поиск славы, а способ реализовать свой талант, показать миру свои произведения. Поэтому о стеснительности, робости или неумении тут не может быть речи: вам нужно всеми способами дать жизнь своим стихам, и я вам желаю добиться успеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *