Драгунский и мы

Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

Задачи:

  • Раскрыть значение понятий «семья”, «счастливая семья”, «семейные ценности”;
  • Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
  • Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
  • Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Ход занятия

I. — Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе.

— Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на «ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам – визуализация для выведения темы занятия) СЛАЙД 1. Приложение 1.

— Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).

— Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему – «Семья и семейные ценности” СЛАЙД 2.

Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. В течение 3-х лет мы изучали свои семьи: составляли родословное дерево, составляли ленту времени «Я и время”, строили «Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки возникновения фамилии своей, создавали герб семьи, составляли «Летопись семьи”, ……

— Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня? СЛАЙД 3.

— Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные ценности?

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья”? (мама, папа, родители, дом, братья, сёстры, семейный праздник).

— Посмотрите на «ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: «Что такое семья?” СЛАЙД 4. (Приложение 1).

Слайд 5. «Семья — это то место, где человек должен учиться творить добро»

«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”.

«Семья – это родные друг другу люди”.

«Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.

«Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова).

— Как вы понимаете слова «люди, живущие рядом”? (члены семьи, соседи, друзья, окружающие родственники).

— А сколько в слове «семья” загадок и поучительных открытий! Слово «семья” можно разделить на два слова — КАКИЕ? («семь” и «я”).

— И тогда оно как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я”.

— И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

II. Притча о семье «Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).

Учитель наполняет баночку камнями (большими)

— Полна ли банка? (ДА, полна)

Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти немного (горошек занял свободное место между камнями).

— Полна ли банка? (ДА, полна)

— Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.

— Полна ли банка? (ДА, полна)

— Учитель выливает воду

— Полна ли банка? (ДА, полна)

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш ДОМ.

Камни — это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека — ..РОДИТЕЛИ Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни:… ДЕТИ.

Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков — …БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.

Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается …..СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.

— А когда же родилась её величество семья???? …..Ответы детей.

— Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но…

III. СЦЕНКА

Еве сказал перед свадьбой Адам:

Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихо ответила:

Ева: «Я!”

Адам: «Кто их воспитает, царица моя?”

И Ева снова ответила:

Ева: «Я!”

Адам: «Кто пищу сготовит, о радость моя?”

И Ева снова ответила:

Ева: «Я!”

Адам:

Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?”

«Я, я — снова вторила Ева, — я, я…”

Сказала она знаменитых семь «Я”
С этой поры родилась семья!

— Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нарекли именем. Слово «семья”, как и слово «хлеб”, «вода”, не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Счастливая семья — это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят уют, радость, душевный покой.

— Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?

— Учитель читает притчу. /СЛАЙД 6/

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.

— И все?

-Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: «И мира тоже».

— Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ)

— Дополните ответы на эти вопросы, работая по группам.

IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/ СЛАЙДЫ 7,8

Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 3/, клеим на кластер выбранные слова.

I группа. Используя «облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё. /Приложение 1/

II группа. Используя «облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё. / Приложение 1/

III группа. Выберите семейные ценности и составьте кластер./ Приложение 2/

Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам.

— Что мы не берём в счастливую семью?

— Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.

V. СЛАЙД 9. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

Семья.

Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.

Семья.

Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.

VI. Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, я взяла их из ваших летописей семьи.

А теперь задание группам: «Допишите девиз семьи на каждый герб”.

Можно использовать синквейн, пословицы, поговорки, облако слов……

/Приложение 4/.

VII. — Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?

— Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?

— Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/

— На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

— Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика «Молитва детей. Детские мечты со словами” (2.15) Слайд 10.

— Как вы думаете, о чем мечтают все дети?

— А у всех ли детей есть родители, семья?

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика «О детдоме” (0.51). Слайд 11.

О чем они мечтают?

— Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О счастье, мире в семье)

— Есть ли у них надежда?

VIII. Притча «Четыре свечи” (обыгрываем). Слайд 12.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

— Я — Мир… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.

И огонёк свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

— Я — Вера… К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.

Третья свеча опечалилась:

— Я — Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:

— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь !!!

— Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были счастливыми!

— В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное —
Домой так и тянет меня.

— Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Давайте подведем итог и построим дом «счастья”? С чего начать? /Приложение 5/. СЛАЙД 13.

Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у доски.

I группа. Строим фундамент. На «кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом”.

— «Дом” – это…кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют .

Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений?

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

— Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

IX. Слайд 14. Дети читают по цепочке.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

— Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.

— Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети — всё то, что необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль.

Песок — мелочи, все остальное. Что может дополнять семью.

— Если сначала наполнить банку песком…… Ответы детей, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.

И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.

X. РЕФЛЕКСИЯ.

— Интересно вам было строить дом, создавать кластеры?

— Работать в группах?

— Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

— Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии?

— Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле дома ромашки, выбранного цвета). СЛАЙД 16.

— Ответьте на мои вопросы

— Что на свете всего дороже? Семья.

— А что значит семья?

Это – семь я.

— Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

— А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

— Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!

Денискины рассказы Драгунского

Драгунский Виктор Юзефович — русский писатель детских повестей и рассказов.
В 1959 году автор начал писать «Денискины рассказы». Этот сборник повествует о забавных приключениях двух мальчишек . Его герои — Денис Кораблев и его лучший товарищ Мишка.
«Денискины рассказы» вышли внушительным тиражом в издательстве, и были «на ура» восприняты публикой. После такого феерического успеха Драгунский продолжил работу над сборником. Все эти рассказы так понравились детям, что по их историям сняли несколько фильмов.

Рассказы:

Девочка на шаре

Друг детства

Тайное становится явным

Заколдованная буква

Он живой и светится

Англичанин Павля

Если бы я был взрослым

Двадцать лет под кроватью

Где это видано, где это слыхано

Надо иметь чувство юмора

Что я люблю

Сестра моя Ксения

Сверху вниз, наискосок

Главные реки Америки

Ровно 25 кило

Профессор кислых щей

Красный шарик в синем небе

Зеленчатые леопарды

Расскажите мне про Сингапур

Одна капля убивает лошадь

Мотогонки по отвесной стене

Гусиное горлышко

Услышав название «Денискины рассказы» почти любой человек улыбнется. Вспомнятся веселые, короткие рассказы про изобретательного и шустрого Дениса Кораблева. Денис был на самом деле, только о фамилии Драгунский, а папа его, Виктор Юзефович Драгунский, был тем самым автором, поведывавший миру детские шалости сына.
Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в далекой стране, в городе Нью-Йорке, автор популярных рассказов для детей.
Родился в семье эмигрантов из России. Но жить за границей суждено было недолго, вскоре родители вернулись на родину и устроились в Гомеле.
Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1935 году начал выступать в Театре транспорта. В то же время Драгунский писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, цирковые клоунады, эстрадные монологи. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Виктор Юзефович Драгунский сыграл несколько ролей в кино и был принят в Театр киноактёра.
В годы Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении.
С 1959 года Виктор Драгунский начинает писать весёлые рассказы для детей про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых, позже были сняты фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979 г.) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.).
«Денискины рассказы» принесли их автору популярность. Его имя стало ассоциироваться с детскими рассказами.
«Денискины рассказы» веселые, задорные детские истории.

Виктор Юзефович Драгунский (30 ноября 1913 — 6 мая 1972) — русский советский писатель, автор рассказов для детей.
Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов из Гомеля, прибывших в США и поселившихся в Бронксе незадолго до рождения сына. Отец Юда Фалькович Перцовский (1894—1918) и мать Рита Лейбовна Драгунская (1896—1967, родом из уездного городка Старобыхова Могилёвской губернии) поженились 26 февраля 1913 года ещё в Гомеле. Не прижившись в Америке, в июле 1914 года семья вернулась в Гомель. В 1918 году отец Виктора умер от тифа (по другим данным, погиб при невыясненных обстоятельствах). Его отчимом стал ревком города Ипполит Иванович Войцехович, красный комиссар, погибший в 1920 году. В 1922 году появился другой отчим — актёр водевильного еврейского театра (труппы Клары Юнг) Менахем-Мендл Хаимович Рубин (1894—1962), вместе с которым семья ездила в гастрольные поездки по стране. В 1925 году переехали в Москву, где Рубин с Ильёй Триллингом (1895—1947) организовали собственную труппу. В дальнейшем Менахем Рубин оставил семью и стал режиссёром еврейского театра в Америке.
Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя).
Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Постепенно пришли роли. Он сыграл несколько ролей в кино (фильм «Русский вопрос», режиссёр Михаил Ромм) и был принят в Театр киноактёра. Но в театре с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвёзды, молодым и не очень известным актёрам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. Тогда у Драгунского возникла идея создания небольшой самодеятельной труппы внутри театра. Правда, самодеятельностью такую труппу можно было назвать условно — участниками были профессиональные артисты. Многие актёры с удовольствием отозвались на идею создания пародийного «театра в театре». Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», который просуществовал 1948—1958 годы. Туда стали приходить и актёры других московских театров. Постепенно маленькая труппа приобрела значимость и неоднократно выступала в Доме актёра (тогда: Всероссийское театральное общество), где в то время директорствовал Александр Моисеевич Эскин. Пародийные весёлые спектакли имели настолько шумный успех, что Драгунский был приглашён создать подобный коллектив с тем же названием в Мосэстраде. Для постановок в «Синей птичке» совместно с Людмилой Давидович сочинил текст к нескольким песням, которые впоследствии стали популярными и приобрели вторую жизнь на эстраде: «Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Берёзонька».
С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.
Во время Великой Отечественной войны был в ополчении. В 1943 году в боях у деревни Печки Людиновского района Калужской области погиб его сводный брат Леонид Михайлович Драгунский (Рубин) (1924—1943).
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы». В 1960-х большими тиражами выходят книги из этой серии:
«Девочка на шаре»,
«Заколдованная буква»,
«Друг детства»,
«Похититель собак»,
«Двадцать лет под кроватью»,
«Волшебная сила искусства» и др.
В 1970-е:
«Красный шарик в синем небе»,
«Разноцветные рассказы»,
«Приключение» и др.
По мотивам этих рассказов выходят фильмы «Весёлые истории», «Девочка на шаре», «Денискины рассказы», «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблёва», короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле», «Подзорная труба», сюжет «Ералаша» «Слава Ивана Козловского». Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно — так звали его сына. Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила», в котором в качестве героя также выведен Дениска Кораблёв.
Могила Драгунского на Ваганьковском кладбище Москвы.
Песни на стихи Виктора Драгунского были изданы его вдовой.
Однако Виктор Драгунский писал не только для детей. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Герой её, молодой художник, как и сам автор книги, несмотря на то, что его по инвалидности не призвали в армию, записался в ополчение. Повесть «Сегодня и ежедневно» (1964 г.) посвящена жизни работников цирка, главный герой которой — клоун; это книга о человеке, существующем времени вопреки, живущем по-своему.
Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *