Откуда казаки?

«Рич-Веда»: новое прочтение

Книга Е.П. Савельева «Древняя история казачества» – одно из наиболее обстоятельных и беспристрастных исследований малоизвестных страниц истории нашего прошлого, исходя из сохранившихся разрозненных источников. Важен, в частности, внимательный анализ таких древних письменных памятников, как «Авеста» и «Риг-Веда».
В гимнах «Риг-Веды» (правильно: Рич-Веда, реченные Веды, или гимны, т.е. произносимые нараспев) очень часто встречается термин Асур или Асуры (изначально Ас у Ра или Ас Ура, где Ас – воин, Ур – земные территории Ра). Отсюда: Астарта – древняя богиня земледелия Междуречья, имеющая аналог сибирской Тары; Гранд (Могол) Тартария – Великая Тара Ариев; Урарту – древняя Армения, заселенная изначально белыми людьми, которых впоследствии вытеснили представители аравийцев, присвоившие их древнюю историю.
Надо в связи с этим заметить, что современные армяне считают своими предками (этнически чистыми армянами) русоволосых (рыжеволосых) людей с голубыми глазами. Арарат – священная гора, сочетание земли и неба Ар Ра Ра т(ам), где двойное Ра означает близость к солнцу, небу.
Асурами называли полубогов. В этом нет ничего удивительного: когда местное дикое и мелкорослое население встречало высокорослых красивых людей в богато расшитых одеждах, в сияющих металлических шлемах, сидящих верхом на лошадях, то иных ассоциаций просто не могло быть. Рисуя их, вокруг головы изображали светящийся нимб как божественный признак. Поэтому в более поздних произведениях Ас стал божеством, что дошло и до нас в значении умелого, в совершенстве владеющего своим делом человека.
В большинстве языков народов мира континент Азия пишется Асия. И только в современном русском, оказавшемся под значительным влиянием навязанной нам извне культуры, это правописание отличается (из-за замены с на з).
Инды, саки, хеты

После очередной геологической катастрофы, постигшей земли ариев более чем за две тысячи лет до нашей эры, они стали искать новые места для поселения. Часть из них, более культурная (судя по сохранившимся письменным памятникам), переселилась на юг в Пенджаб, в Пятиречье и далее в Индию под именем индов (ИнДонов-поречан) и саков (или сакиев).
Другая осталась в соседней Бактриане под названием саков и гетов, или массагетов.
Третья группа пришла на территорию современного Ирана под именем иров, или аров (ариев), дав название этим местам, и далее двинулась в Месопотамию, где положила начало Халдейской и Ассирийской цивилизации. После ассимиляции ариев с местным населением данная местность и получила название «Смешанное потомство», или Месопотамия. Этим же объясняется наличие русско-славянских корней в языке семитских народов. Главное божество Ассирии (вернее, первые обожествленные завоеватели) называлось Асур, Ассур, или Ашур.
Еще одна группа переселенцев под именем гетов (хетов) создала сильную монархию на землях по восточным уступам Киликийских ворот, в долине Евфрата и Сирии. Она распространила позднее свое влияние на пространстве от берегов Черного моря до Средиземного (многие авторы эти моря называли «Русскими»), включая Палестину (от «Палены Стан» – древнерусское название данных земель за жаркую погоду). Неудивительно, что в языках персидском (как свидетельствует манифест Дария Гистаспа), халдейском, ассирийском, финикийском, и особенно в еврейском, много слов с русско-славянскими корнями, занесенными переселенцами с Севера, как народом более культурным, чем туземные племена.

Правда, государство гетов просуществовало всего несколько веков.

Кама от Хама

Помимо Савельева в России был издан ряд работ других скрупулезных исследователей, обративших внимание на то, что многие мифы народов мира (библейские в том числе) построены на «преданиях старины глубокой» наших пращуров. Например, в 1927 году в СССР был напечатан труд инженера Ф.М. Коняева. Он, изучая топонимику Среднего Урала (опять У Ра), обнаружил ряд географических названий, совпадающих с собственными именами и названиями из Ветхого завета.
Автор привел карту, на которой показаны река Меша и Сефарова гора, между которыми он обнаружил сохранившиеся останки древнейших поселений. Вспомним Ветхий завет: «Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной» (Бытие, 10:30).
Далее, река Кама названа по имени среднего сына Ноя – Хама. На карте видна речка Сим (это имя старшего сына Ноя) и река Уфа (Иафа) – по имени Иафета, младшего сына Ноя.
Коняев находит также речку Нойву и считает, что Ковчег строился Ноем около Бирска (Берска) на реке Белой, где удобно было собрать сплавленный лес и накосить много сена.
Местность эта находится вблизи известного многим исследователям Аркаима. Возможно, неожиданное исчезновение ариев из этих мест и появление нойманов (Ноевых людей) вблизи Алтая, являющегося былинным священным местом русов-ариев Беловодья, объясняется стихийным бедствием.
Приписывание же Симу, Хаму и Иафету, сыновьям Ноя, родоначалия трех различных рас — желтой, черной и белой – чистейшей воды вымысел. Ясно, что все сыновья Ноя были одного цвета кожи (такого же, как у их отца) – белого.
Впереди шли асы

Переселение ариев из древней их прародины, вызванное геологической катастрофой, иногда шло мирным путем, а чаще — завоевательным. Дорогу приходилось прокладывать через земли, уже занятые другими народами, мечами и копьями.
Впереди шли ассуры, т.е. военное сословие, или геты (от геть – идти вперед). За ними – мирные жители. Потому и остались в памяти народов именно участники сражений – асы. Вся Малая Асия, вплоть до Мраморного моря и архипелага (земля древних пеласгов), усеяна памятниками древних гетов в виде выбитых на скалах надписей, барельефов, статуй, развалин храмов (храм – хоромы Ра, как и Тера – терем Ра, или Земля).
Коняев пишет: «Культура древней Трои и недавно открытая археологом М. Эвансом доисторическая цивилизация на острове Крит (древнее название острова – Скрытень. – прим. авт.), а также этрусские памятники в Италии говорят о великом народе гетах-русах, стоявших за 20 веков до нашей эры на высочайшей ступени развития, имевших свою письменность и пользовавшихся ею в повседневной жизни».
Далее Коняев показывает, что вместе с именем гетов тесно связаны имена рос, рось, расы, рса, рша, расены, рсены, занесенные из древней Арианы, а также термин ас, означавший первоначально народных героев «Свята Расы», потом богов.
Книга Бытия Ветхого завета (10:10 и 11) говорит, что Ассур вышел из земли Сенаар и построил Ниневию. После этого Ассур стал богом и покровителем Ассирии. Имена первых царей этой монархии начинались со слова ас. Остров Кипр был известен египтянам под именем Аси. Царь гетов-русов, умирая в чужой стране, взывал к древнему арийскому богу Асменю (сохранившееся свидетельство — надгробная плита Энея).
В Индии (Индостан – Индон-стан, т.е. Речная страна), Персии (Парсии от слова пардус – рысь), Халдее (от холод дея) и в государствах Малой Асии слово ас означало бога, или господина (отсюда – господь), а также воина. Слово сарбаз (солдат-пехотинец в Персии) означало царский ас, воин.
Асы – боги древних скандинавов, переселившиеся туда из страны Свитиод – света. Перкуна, или Перкун-ас (главное божество у литовцев), то же, что у славян – Перун, а у индусов – Парана, бог грома и молнии (от глагола бить, переть, попирать). Асар (Ас-ар), или Язар, – языческий бог у мордвы. Витязь (вит-ас), князь (кон-ас), сербско-черногорское кньас, литовское Кунигас (т.е. конный ас) означало владыку или господина.
Это словесное и понятийное влияние, а также господство военного сословия над туземными сословиями были занесены из Арианы при переселении ариев в Восточную Европу, на Волгу, Дон, Кубань, Днепр и берега Балтийского моря.
Геты-асы, или геты-расы, т.е. руссы, оставили нам и древние названия рек – дан, по греческому выговору – тан, по осетинскому и русскому – дон. Днепр – дон апр, т.е. Дон порожистый; Днестр – Дон стремительный; Дунай – Дон ай, или Дон полноводный.
«Илиада» говорит, что Дарданос (дар дана) под покровительством Юпитера Идейского (горы Иды близ Трои) основал город Дарданию и сделался родоначальником дарданов, т.е. троянцев.
Арии под именем саков, гетов-руссов (искаженное – этруски), асов и индов (по греческим историкам – скифов) прошли всю западную и южную Асию (Азию) до Египта и вторглись в восточную и южную Европу под теми же названиями. Древнегреческий географ Страбон записал в первом веке нашей эры древние азиатские предания, согласно которым один скифский царь, именуемый Индотирсе (Инд-ти-рса – рос), победоносно прошел всю Азию и проник даже в Египет. О переселении тирсенов и сарданов из Малой Азии в Италию, на острова Средиземного моря, в Африку и другие страны говорил и Геродот.
Саки, или скифы (часть из них называлась сколоты – носители круглых щитов), из Азии переселились в восточную Европу и заняли почти всю нынешнюю европейскую часть современной России в XV веке до нашей эры. Переселение это шло не одномоментно, а в течение нескольких веков.
Скифы вытеснили из названных мест тамошних туземных жителей киммерийцев, ушедших в Азию через Кавказ и Фракию, и заняли земли вдоль рек Волга, Днепр, Днестр, Дон и Кубань, а затем и Дунай. Они вынесли из древней Арианы культ поклонения воде (вспомните Русалии, т.е. Руса лье – древнеславянские моления русалкам – духам дождя, растительности и плодородия) и росе (роса на санскрите означает свет и искрящийся), отчего стали именоваться расами, россами, ресою, рсою.
Посейдон, он же Посейвода

Весьма важен вопрос о происхождении народов, населявших берега Азовского и Черного морей от устья Днепра до Кавказа (значение этого названия также связано с проживанием здесь издавна казаков). Геродот говорит, что в его время (V-IV вв. до н.э.) на Таманском полуострове жили синды, или инды. О синдах, живших в том месте, упоминает и Страбон, а также об их соседях аспургах, чигах и керкетах (чер-гетах).

Инды имели много городов и высокую культуру. Их гавань на Таманском полуострове славилась торговлей. Они были рыболовами и земледельцами. Николай Дамасский (V век н.э.) говорит, что инды клали в могилы умерших столько штук рыбы, сколько те убили врагов. Подобные обряды погребения встречаются при раскопках могил в южнорусских степях и по берегу Окса (Аксу, Аму-Дарьи).
Синды, или инды (поречане, в «Энеиде» их зовут еще сидонцами, что совсем не противоречит современному донцы), пришли из страны Семи Индов, или Семиречья, с подножий Индукуша, или Индукоха (кохающие инды – любящие или почитающие реки). По «Рич-Веде», главным божеством арийцев, заведовавшим царством облаков и орошением, был Индра (Инд Ра), которому посвящены многие гимны. Греческий аналог – Посейдон, т.е. Посейвода, что только подтверждает первичность данного божества у арийских народов.
Аспурги, так называли их греки (от слов асы и пургос – башня по-гречески) – это асы, живущие в укрепленных городах с башнями. Этот принцип устройства славянских городов с укрепленным Кромом-Кремлем был известен издревле. За укрепленными стенами всегда могли спрятаться земледельцы ближайших сел в случае опасности. В азиатских странах крепость называлась арк, отсюда – Аркаим на Урале, Аркона – в Прибалтике.

Аланы, козары, бродники

В первые годы нашей эры аспурги овладели всем Босфорским царством, т.е. всем побережьем Азовского моря, и основали там сарматскую династию, которая владычествовала до 337 года н.э. – до образования Гуннской монархии.
Современные ученые бьются над «неразрешаемой» загадкой: что за народ такой эти сарматы и почему у них правили женщины? Если бы эти ученые захотели найти отгадку, то неученые «простые люди» (но знающие южнорусский говор) ответили бы им, что сарматы – это царствующие матери.
В тех же местах – по берегам Азовского моря и далее на запад – в первых веках нашей эры (по Страбону) жили роксоланы, или рос-аланы. Аланы – народ, называвший себя на своем языке асы, черкасы (Сар-Асы), джигеты (от чиги-геты – отсюда название джигит – конник, настоящий воин, аналог европейскому рыцарю), или просто геты. Они в те времена наводили страх на греков и римлян своими морскими набегами.
Об аланах, чигах, казаках, ясах (или асах), касогах (к-ас-агах), козарах (именно так в русских летописях называются хазары) или казахах (Ас-арах) Приазовья говорят и Константин Багрянородный, и русские летописи X-XI веках. Сами хазары, переселившиеся с Дона на Днепр в X-XII и XIV веках, называли себя асами и ясами, казахами и казаками, т.е асами-саками и черкасами.
Оставшиеся на Дону и Кубани асы, или казаки-черкасы, с появлением ордынских войск вошли в состав Золотой Орды под именем чигов, гетов и россов. Об этом свидетельствуют современники могущества Золотой Орды – греческие историки Никифор Григора и Георгий Пахимер, а также западноевропейские посланники к Батыю (от французского короля Людовика Святого – Рубруквисс, а от папы – Плано Карпини), которые называли этот народ славянами, аланами-ясами и «народом особенным».
Русские же летописи называют их бродниками, т. е. «свободными», а также черными клобуками (за ношение черных бараньих папах) и черкасами. Бродники ходили на службу к русским великим и удельным князьям, а в Орде они пользовались разными льготами, составляя в ханском войске передовую конницу.
Похищение памяти

Со второй половины XIII века начинается вовлечение казачьих вооруженных отрядов в княжеские междоусобицы на Руси и откровенные грабежи соседей. Значительная часть казаков покинула свои вежи (вежа, или бежа, на древне-славянском языке – башня на городских стенах, а также временное полевое укрепление. – Ред.) и направилась на чужбину искать удачи в ратных делах.
Этим не замедлили воспользоваться турки, которые неоднократно нападали на казачьи земли и уводили в полон множество мирных жителей. Из пленных мальчиков, прошедших многолетнюю подготовку, в Турции были созданы элитные армейские соединения (янычары). Славянских детей и воинов турки звали сакалибы, т.е. белолицые. Потомки саков в Европе назывались саксоны (саков сыны).
В 1471 году под натиском турецкого войска пал столичный казачий город Асов-град, который позже стал Азовом. Многие казаки перебрались за Днепр, основав на островах-сичах свои городки, в которых разместилось войсковое правление.
В 1721 году при государе Петре Алексеевиче войсками был изъят Донской архив – якобы для изучения. Впоследствии он таинственным образом исчез. Вскоре в Черкасске произошел ночной пожар, уничтоживший оставшиеся записные книги.
В жизни Всевеликого Войска Донского начался новый исторический этап. На земли казаков стекались беглые крепостные крестьяне из российских деревень. Именно этот этап был объявлен ортодоксальными историками началом становления казачества (как в насмешку над всем его великим прошлым).
Если верить большинству отечественных ученых, то складывается весьма интересная картина: беглые крепостные крестьяне в XVI веке начинают беспокоить турецкие границы. Турецкий султан упрекает в этом царя Московии, но тот отвечает, что таких подданных у него нет. И очень даже прав Иоанн Васильевич (он же Иван Грозный): в те времена власть московитов не распространялась на землю сопредельного казачьего государства. Спустя еще несколько столетий в Москве находилась зимовейская станица казаков, служившая посольством соседнего, казачьего, государя. А отсчет возраста казачьих войск, или, как принято называть, «старшинство», следует начинать для Донского казачьего войска не с 3 января 1570 года, а на две тысячи лет раньше…
На Соборе всей Русской земли в 1613 году во время обсуждения претендентов на престол в решающий момент донской казачий атаман Межаков подал свое писание о «природном царе Михаиле Федоровиче». Прочитав его, собравшиеся провозгласили царем Михаила, ставшего первым царем династии Романовых – династии, предавшей впоследствии забвению древнюю историю казачества.
В 1909 году Николай II, последний государь из династии Романовых, нашел «оригинальный» способ отблагодарить казачество. Один из храбрейших донских полков – 17-й лейб-гвардии Казачий полк — единственным из казачьих частей получил полковой флаг: черное полотнище с изображением Адамовой головы, а в начале 1914 года меховые папахи его казаков «украсили» металлические кокарды с изображением Адамовой головы. Это символизировало начало конца: знаменем казачества стал пиратский «черный Роджер».

Что стоит за возрождением казачества

Возрождение казачества, начавшееся в России с 1990-х гг., вызвало вполне понятный рост интереса к его истории, а естественными в наших условиях издержками этого явления стало нагромождение псевдонаучных теорий и откровенных мифов, прежде всего по вопросу о происхождении и этнической природе казаков. Давно устоявшаяся в историографии и опирающаяся на огромный конкретно-исторический материал точка зрения, согласно которой донские, яицкие и терские казаки (т.е. историческое ядро российского казачества) — это, при всей этнической пестроте ранних казачьих общин, в основном потомки русских людей, самовольно поселившихся в XVI-XVII вв. на Дону, Яике и Тереке, теперь решительно отвергается большинством активистов «казачьего возрождения», утверждающих, что казаки — это древний самобытный народ, генетически не связанный с русским народом.

Выдвигаемые в подтверждение таких взглядов аргументы, будучи основанными, главным образом, на дилетантских сочинениях политически ангажированных казачьих «автономистов» и «сепаратистов» первой четверти ХХ в. и на казачьей эмигрантской литературе, не выдерживают никакой научной критики и порой просто смехотворны1. Но один из доводов адептов этой «концепции» заслуживает особого внимания, поскольку, во-первых, рассматривается ими как наиболее «сильный» и, во-вторых, на самом деле отражает определенные исторические реалии. Речь идет о «феномене казачьего самосознания», об утверждениях, что казаки в массе своей всегда четко отделяли себя от русских, не считали себя русскими, «исторически никогда не связывали себя с московским народом» и т.д., и т.п.2

Есть ли у казаков «московские» корни?

Действительно, среди донских казаков мнение о своем происхождении не от «московских людей» было широко распространено уже в конце XVIII в., и хотя в других казачьих «войсках» подобные представления возобладали много позднее, казачьи идеологи толкуют их как бесспорное свидетельство принадлежности казаков к «особому этносу»: народная-де память не ошибается. Некоторые авторы, кроме того, заявляют, что казаки являются автохтонным населением традиционных мест своего обитания и никогда не связывали свою историю с какими-либо переселениями. «Казаки от казаков ведутся», — вот лейтмотив их заявлений по этому поводу (обычно в сопровождении ссылки на соответствующий эпизод из «Тихого Дона» М.А. Шолохова)3.

Насчет «никогда» — это просто неправда. Донские казаки в знаменитой «Повести об Азовском осадном сидении», созданной в 1642 г., так высказывались о своей родословной: «Отбегаем мы ис того государьства Московскаго, из работы вечныя, ис холопства неволнаго, от бояр и от дворян государевых, да зде прибегли и вселились в пустыни непроходней…»4 И это не было чье-то частное мнение, как пытаются доказать некоторые казачьи активисты: «Повесть» передавала настроения и чувства большинства казаков, иначе не была бы в свое время так широко (и в нескольких «редакциях») распространена в их среде, и написана была явно патриотом Донского края.

Яицкие казаки в 1721 г. по прибытии «по войсковому делу» в Москву рассказывали: «В прошлых давних годах прадеды и деды… то есть первыя яицкия казаки, пришли и заселись здесь, на Яике-реке… собравшись русския с Дону и из ыных городов, а татара из Крыму и с Кубани и из других магометанских народов», а от начала «их заселения или, паче, на Яик-реку приходу ныне будет гораздо более двухсот лет»5. Казаки Терека в XVIII в. тоже говорили, что «начались от беглых российских людей и от разных мест пришельцев от давних годов»6.

Эти факты давно известны профессиональным историкам и трактуются ими однозначно. А.Л. Станиславский подчеркивал, что в XVII в. казаки «осознавали себя частью русского народа, а места своих поселений считали частью России» («Московского государства»)7. О.Ю. Куц обратил внимание на то, как остро реагировали донские казаки на «росхищенье» православного населения Руси во время татарских набегов, и, подчеркивая кровное родство с угоняемыми с русских земель в «бусурманское» рабство полоняниками, называли их «отцами своими, и матерями, и сестрами единоутробными»8. Это находило поддержку и понимание у московского правительства, хвалившего казаков за то, что они государю служат, «помня …свою природу»9. При исследовании на солидной документальной базе социально-психологического облика донских казаков XVII в. О.Ю. Куц приходит к заключению, что в общем и целом им было присуще сознание своей принадлежности к православному миру, к Русскому государству и русскому населению10. «Будучи в массе своей выходцами из России, — пишет О.Ю.Куц, — казаки сохраняют сознание своей принадлежности к ней: донское казачье сообщество по своему мироощущению, зафиксированному как в казачьих войсковых отписках в Москву, так и в документах внутридонского характера… предстает перед нами в значительной мере как часть русского общества»11.

Историческая память и беспамятство

Н.А. Мининков, исследуя менталитет донских казаков XVII в., делает вывод, что они тогда «одинаково ощущали свою принадлежность и к России, и к Дону, и к русскому народу», что в исходивших от Войска Донского документах «никогда не проявлялось стремление противопоставить казачество русскому народу, а Дон — России», и донское казачество «ощущало себя частью общерусского единства»12.

Примечательно также, что потомки казаков-некрасовцев, покинувших российские пределы в 1708 г. после подавления Булавинского восстания и осевших в конце концов в Турции, сохранили историческую память о своем русском происхождении и вплоть до конца XIX в. считали себя русскими13.

В России же в XIX в. складывалась иная ситуация. Вспомним Л.Н. Толстого, его повесть «Казаки», написанную в 1863 г. Из нее следует, что уже в середине XIX в. на Тереке казаки смотрели на русского мужика как на «какое-то чуждое, дикое и презренное существо»14. В конце XIX в. аналогичные настроения отмечались исследователями у казаков на Урале и даже за Уралом, где казачьи войска формировались искусственно, по постановлениям правительства с массовым переводом в них именно крестьян. Там казаки тоже стали смотреть на «мужиков» свысока, «как на низшую породу», всячески дистанцировались от «русских», а браки с «мужиками» или «мужичками» вообще были у казаков неслыханным событием15. В дальнейшем утверждения о происхождении от беглых русских людей стали в казачьей среде порой восприниматься уже как прямое оскорбление, ибо трактовались как попытка вывести казачество из «московских отбросов»16.

Кто мог стать казаком?

Так что феномен казачьего самосознания действительно имеет место быть. Только он никак не может свидетельствовать в пользу «автохтонной теории» происхождения казачества, ибо причины «эволюции» казачьего самосознания вполне объяснимы и элементарны.

Уже давно приобрела хрестоматийный характер та справка о донских казаках, которую дал в своем сочинении в 1666 г. бывший подьячий Посольского приказа (ведавшего тогда связями и с вольным казачеством) Григорий Котошихин: «А люди они породою москвичи и иных городов, и новокрещеные татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр, и торговые люди, и крестьяне, которые приговорены были х казни в розбойных и татиных и в ыных делах, и покрадчи и пограбя бояр своих, уходят на Дон; и быв на Дону хотя одну неделю или месяц, а лучитца им с чем-нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому что Доном от всяких бед свобождаютца»)17.

Но и по множеству других источников хорошо известно, что в самой крупной области формирования русского казачества — на Дону — до начала XVIII в. казаком мог стать фактически любой дееспособный, годный к воинскому делу мужчина, а «Войско», будучи кровно заинтересованным в пополнении своих рядов, тающих в боях и походах, во взаимоотношениях с Москвой твердо придерживалось принципа «С Дона выдачи нет!..». О невозможности «службы великому государю» без пополнения извне казаки открыто говорили московским властям в ответ на требования выдать тех или иных беглецов. Такая ситуация была типичной и для других «казачьих рек», и она не могла не вызывать массового оттока на них населения из коренных русских областей, особенно усилившегося во второй половине XVII в.18

Этническое чванство

Но с подавлением Булавинского восстания (1707-1708 гг.), после того, как приток извне и свободный прием в казачество были прекращены и оно превратилось в замкнутое привилегированное сословие, казаки стали быстро забывать о своих корнях, а свое все более усиливавшееся и бросающееся в глаза отличие от «мужика» начали объяснять экзотическими родословными, тем более что и свое дворянство у казаков сформировалось, а ему претила мысль о «мужичьем» происхождении. Появилось сословное чванство, которое в свою очередь перерастало в чванство этническое.

Формированию такого мировоззрения, конечно, во многом способствовало элементарное невежество его носителей. В 1928 г. бывший есаул Донского войска, бывший мировой судья и член Донского войскового круга И.П. Карташев, отметив, что «у казачества воспитывались ненормальные отношения с неказачьим населением, к которому казачество относилось с чрезвычайным презрением», дал этому такое объяснение: «Казаки в прошлом ни в школах, ни на военной службе не изучали своей донской истории…»19

Скудость исторических познаний (сочетающаяся с абсолютной уверенностью в обратном) была характерной чертой казачьих идеологов. Общее впечатление от столь удручающей картины, конечно, несколько сглаживают отдельные представители казачьей интеллигенции — такие, как Е.А. Букановский, И.Н. Ефремов, Н.Ф. Рощупкин, М. А. Поликарпов, П.А. Скачков, К.И. Сычов, М.А. Караулов20. Они пытались донести до широких масс казачества научно обоснованные взгляды на его происхождение и этническую принадлежность, но, увы, остались в меньшинстве, следствием чего явились «независимые государства» на Дону и Кубани в годы Гражданской войны, «казакийское» движение в последующей за ней эмиграции, ставившее главной целью своей деятельности создании на юге и юго-востоке России «независимой Казакии», и сотрудничество многих «казакийцев» с гитлеровской Германией в годы Второй мировой войны21.

Метаморфозы казачьего самосознания в период с XVII по XX в. являют нам печальный парадокс: потомки тех, кто представлял собой наиболее активную, «пассионарную» часть народа, — ту, что предпочла подневольной жизни на родине «буйную волю» на полных опасностей окраинах страны — отреклись от него. Не из-за этого ли смертного греха столько бед в прошлом столетии обрушилось на казачество? И очень бы не хотелось, чтобы нечто подобное случилось у нас на новом витке исторической спирали…

Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры.

Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе, как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А. Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году.

Оказывается и там встречается «Земля Касак», которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896–956 годы), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами.
Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается еще в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился.

Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере — между Доном и Донцом, и на юге – в предгорьях Кавказа. В основном, именно эти два этноса — скифы и аланы, породнившиеся с приазовскими славянами — образовали народность, получившую название Казаки. Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *