Бог дает по силам

>Вопрос:

Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Об этом говорит св. апостол Павел: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:13). В приведенных словах выражена мысль, которая объясняет, почему некоторые люди падают под бременем искушений. Большинство людей навлекают на себя тяжелые искушения грехами (блудом, гордой и дерзкой самонадеянностью, попранием Божественных заповедей). Для многих эти искушения оказываются гибельными. Апостол говорит коринфянам: пока вы боролись с испытаниями, посылаемыми Богом, вы не подвергались опасности впасть в грех и отпасть от веры, потому что Бог не попускает нам искушений сверх сил. Но когда вы сами навлекаете на себя своим поведением искушения, тогда не можете быть уверены в победе над ними.

Св. апостол Иаков призывает благодушно переносить искушения: испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак.1:3-4). Иногда человеку кажется, что испытания превышают меру его сил. Преодолеть это можно полным доверием к Богу и упованием на Его Божественное милосердие. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24, 13–32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих» (Размышление смиренного сердца).

Испытания — по силам!

Нам испытанья Бог даёт по силам,
А если дал, то точно знал, что ты
Перенеся всё, станешь не спесивым,
А будешь строить, для Любви, мосты!
И пусть, пока, слезой дыханье спёрто,
А сердце часто устаёт от боли,
ОН не допустит, сверх того, увёрток,
Нам испытанья чистились…на Крови!
Укроюсь Словом Бога, как щитом,
Доспехи Неба — прочная защита,
Входи, любимый, в прочный крепость-дом,
Любви для всех там до краёв налито!
Нам кажется, что знали много горя,
Но всё, пока что, видимость одна…
Смиряемся, отдавшись Доброй Воле,
Вся наша, здесь, на мало что годна!
Год новый ждём и в нём Творца опору,
Один лишь Он изменит этот мир,
Кто создавал, тому проблемы впору,
Изменит враз калибры всех мортир!
Так встретим же проблемы дней, улыбкой,
Своей любовью сгоним Зла налёт,
Обиды злые мы сочтём ошибкой,
По нашим силам, жизнь нам, Бог даёт!
Всё настоящее давно идёт за нами,
Любовью плавятся все вековые льды,
Слова Любви мы превращаем в пламя,
С Творцом — Правителем мы избежим беды!
P.S. : Морти;ра (нидерл. mortier) — артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы

Елена Корикова: испытания даются по силам

Елена Корикова — одна из самых ярких молодых актрис театра и кино, нежная, хрупкая, красавица с проникновенными, лучистыми глазами… Настоящая Елена Прекрасная из сказки, в облике которой есть и чувственность, и чистота, и беззащитность, и романтичность, и трагичность, присущая утонченным барышням царской России. За такой можно идти на край света. Недаром, именно Елену выбрали на главную роль самого широкомасштабного совместного проекта российских кинематографистов и американских гигантов киноиндустрии «Columbia Pictures» — исторического сериала «Бедная Настя».

Елена исполняет роль доброй, очаровательной, талантливой, но… крепостной актрисы Анны Платоновой, которая борется с превратностями жизни за право быть счастливой… Сочетание лучших режиссеров, продюсеров, сценаристов и актеров делают «Бедную Настю» совершенно уникальным проектом. Например, только один производственный бюджет составляет 11 млн. 400 тыс. долларов США и является рекордным для российского кинематографа. Сериал будет состоять из 120 серий (тоже рекорд), причем съемки проходят параллельно с выходом в эфир уже готового материала, ежедневно снимается по серии. Такую схему работы в российской практике также используют впервые. Специально из Америки доставлено самое современное оборудование, демонстрирующее непревзойденное качество звука и изображения.

А одной из важнейших интриг сюжета остается само название телеромана. Кто же она — «Бедная Настя», если главную героиню зовут Анна? Но не будем забегать вперед, а лучше последим за непредсказуемыми судьбами героев! Смотреть сериал вы можете по будням в 20. 00 на телеканале СТС. Он уже полюбился множеству телезрителей и будет показан не только в нашей стране, но и за рубежом. Кстати, поклонникам рекомендуем заглянуть на официальный сайт сериала http://www.bednayanastya.ru/, содержащий большое количество разнообразной информации о «Бедной Насте». Ну и, конечно же, предлагаем интервью с самой Еленой Кориковой! Жизнь которой, также, как и у ее героини, складывалась по принципу «Через тернии — к звездам»…

СПРАВКА

Елена Корикова окончила актёрское отделение ВГИКа в 1995, где она училась в мастерской известного режиссёра и, в то время, председателя Союза кинематографистов России С. А. Соловьёва. Играла в фильмах «Ха-Би-Ассы», «Я обещала, я уйду», «Проклятие Дюран», «Три сестры», «Колечко», «Барышня-крестьянка», «Приятель покойника», «Му-Му», «Гипноз», «Алиса в подземелье».

Снималась в видеоклипах Аллы Пугачёвой («Позови меня с собой»), Филиппа Киркорова, Валерия Леонтьева, Дмитрия Маликова, Леонида Агутина, Игоря Крутого и др. В компании с Кориковой страна шагнула в ХХI век — Лена была ведущей новогодней ночи на ОРТ, участвовала в проекте «Старые песни о главном-4. Постскриптум».

Мужем Елены является популярный, широко известный оператор и режиссёр видеоклипов Максим Осадчий. Сына зовут Арсений. Одно время жила с семьёй в Нью-Йорке, где пробовала свои силы в качестве модели и актрисы. В настоящее время живёт в Москве и работает в театре «Современник», играет в спектаклях — «Три сестры» и «Три товарища».

В 1995 году получила приз за лучшую женскую роль на фестивале «Киношок» за фильм «Барышня-крестьянка».
В 1995 году в Санкт-Петербурге на фестивале российских молодежных фильмов Елена Корикова получила приз за роль в фильме «Колечко».
В 1996 году Елена получила «Нику» за работу в фильме Алексея Сахарова.
В 1999 году на фестивале «Золотой витязь» — приз за роль Танечки в фильме «Му-му».

Справка составлена по материалам Интернета.

-Елена, сейчас вы известная актриса, полюбившаяся многим зрителям, а расскажите, пожалуйста, как все начиналось? С детства мечтали об этой профессии?

-Моя карьера началась, когда я впервые снялась в фильме «Ха-Би-Ассы», на киностудии Довженко. Тогда я познакомилась с Вовой Машковым, это была его вторая роль, а моя — первая. Режиссером был Анатолий Матешко. На самом деле, никогда не мечтала стать актрисой, как мечтают многие девочки. В детстве я росла, как цветочек, росла и не понимала, что вообще надо кем-то становиться. И когда я заканчивала 10 класс, и у меня спросили: «Куда ты будешь поступать?» То этот вопрос поставил меня в тупик. Я даже не понимала, что я хочу. Но тогда я жила в Ростове на Дону и заканчивала школу в этом городе. Помню, что проезжала мимо драматического театра и увидела объявление по набору актерской студии. Приглашались актеры-профессионалы, любители и одаренная молодежь. Вот я и подумала: «Пойду в качестве третьих». Может быть, мне что-то удастся. Как только я зашла в студию, я узнала, что слишком молода для труппы, но мне сделали исключение и в итоге меня приняли в театр. Я поняла, что если я сюда поступила, значит можно пробовать и дальше. Как будто, это был первый рубеж.

-А как вас восприняла Москва? Трудно было добиться поставленной цели? Доказать самой себе, что вы это сможете?

-Я родилась в Сибири, и все детство провела там, а сибиряки, в принципе, добиваются всего, чего хотят. Мама сшила мне черное платье длинное с кружевным воротником и отправила меня в Москву поступать. Таким образом, поехала я в Москву одна одинешенька, мне было 17 лет… Доказывать, что я что-то стою мне приходится все время, если не Москве и не людям, так себе в первую очередь. Было жутко тяжело, потому что, учась во ВГИКе, я решила — если с первого раза не поступаю, то второй раз поступать не буду и артисткой не буду. Такая вот задача, такая я была упертая. Когда училась, мама мне снимала квартиру, мы делили ее с подругой, потому что в общежитии я жить не могла. У меня бесконечно не было прописки, постоянно возникали проблемы.

Я помню, меня пригласили на интервью на телевидение и просят паспорт, посмотрели и говорят: «Вы бомж!» — представляете? И это уже, когда я была достаточно известна. Мне было жутко обидно. Кроме мамы в тот момент мне никто помочь не мог, мама тянулась, как струна, и было очень тяжело, но я знала, что когда-нибудь я буду помогать ей. Так и вышло в скором времени. И уже с 17 лет начала зарабатывать достаточно хорошие деньги. Даже у народных артистов не было столько, сколько я заработала на первой картине. Я решила, что со всех зарплат буду покупать себе какие-то памятные подарки. С первой зарплаты я купила полное собрание Достоевского, со второй — шубу, а вот все, что касается дома… Но, тем не менее, расходы превышали доходы, даже, несмотря на то, что я хорошо снималась (две, три картины в год), денег все равно не хватало, чтобы купить квартиру. А квартира появилась, на самом деле, очень поздно, и ее мне подарил мой папа, с которым мы не общались, но в какой-то момент он появился в моей жизни. Появилась квартира, первое ощущение дома, но все-таки не заработанное мной. Но, все равно, я очень рада, что живу в престижном районе Москвы — на Кутузовском проспекте и жутко благодарна папе… В общем, если вспомнить, я прошла через такие тернии к звездам, что сейчас не могу понять, как мне это удалось!

-Не страшно было?

-Я как-то не думала об этом. Если бы я об этом задумалась, наверное, было бы страшно. Все в жизни не случайно, и раз так произошло, то так и должно быть. Я счастлива, что занимаюсь именно своим делом. В подтверждении этого могу рассказать, как я вообще сделала свои первые шаги в прямом смысле этого слова. Меня научила ходить моя собака. Когда я жила у бабушки с дедушкой в деревне, то я держалась за шерсть собаки и таким образом ходила. Оказалось, что собака в переводе с греческого означает — кино. Так что, мои первые шаги начались именно тогда. Можно сказать, промыслительно. Но в какой-то момент кино перестало существовать, был творческий застой, и были мысли сменить профессию, потому что надо было зарабатывать на жизнь, все складывалось очень не просто, и я подумала, может быть изменить все?

-А какую профессию вы тогда решили для себя выбрать?

-Совершенно не имеющую никакого отношения к искусству. Всякие разные были мысли, но это уже не важно. Хотела продолжить учиться, но, слава Богу, в моей жизни появился человек, который снял проблему именно зарабатывания денег, и я осталась актрисой. И очень благодарна ему за то, что могу делать то, что мне нравится.

-Ваш муж покорил вас сразу?

-Да. Я даже не представляла, что такое возможно.

-Расскажите, как это было, если не секрет?

-Мы с ним познакомились на съемках клипа Дмитрия Маликова «Золотой рассвет». Все это происходило в Суздале. Самое интересное, что я никогда в жизни не страдала бессонницей, но той ночью, когда он возвращался с очередной съемки, я вообще не могла уснуть. Я не знала, что со мной происходит. Слышала, как он приехал, а утром мы познакомились и уже друг от друга не отходили. Я поняла, что между нами все серьезно. У меня сложный характер, со мной очень трудно, но Макс — это тот человек, с которым мне легко и который меня понимает.

-А что за момент был в вашей жизни, когда вы переехали в Америку?

-Мы поехали в Америку с сыном на каникулы в Диснейленд. Оставаться там мы не собирались, но сложилось так, что Максу предложили интересную работу, и мы должны были на какое-то время остаться. Я тоже не люблю сидеть без дела, поэтому снялась в 40 минутном экспериментальном фильме, который получил не один приз, и стала лицом салона «Жак де санж» в Нью-Йорке.

-Тянуло обратно?

-Я очень люблю Москву, и вскоре поняла, что кроме России не хочу жить нигде. Я приезжала сниматься в «Старых песнях о главном», в «Гипнозе» у Гриши Константинопольского, но, все равно, душа была не на месте. К тому же возникли проблемы с языковым барьером, а я настолько люблю общаться, что для меня это очень важно. В итоге, мы вернулись. И моему ребенку было тяжело, потому что, приехав туда (а ему было пять лет), он не знал ни одного слова по английский, хотя ходил в интерколледж. Его целый год учили английскому, но кроме «здравствуйте», он ничего не знал. За все время платились деньги, но никто не понимал, на каком уровне у него английский. Но в Америке стало понятно — на каком. Мы его сразу отдали в школу (там в школу берут с пяти лет). Помню этот желтый автобус, который отходит от дома, а мой ребенок плачет, потому что не понимает ни слова по-английски, а вокруг американцы. Я плачу… Такая вот немая сцена. В итоге, я его вытаскиваю из этого автобуса, забираю домой… Так продолжалось очень долго. Конечно, ему было жутко трудно.

-А где ваш сын учится сейчас?

-Пока учится в американской школе, где все предметы на английском. Потому что в Америке он три года отучился и, приехав сюда, по-русски забыл то, что и знал. Говорит с небольшим акцентом, некоторые предложения строит неправильно. Нам пришлось нанять педагога, чтобы ему подготовили тест и перевели в русскую школу. Например, он не понимал, что такое слово «чаще», а у меня нет огромного количества времени, чтобы заниматься и объяснять. Поэтому все на самотеке, но я думаю, что все наверстаем. А вообще, у меня сын послушный, но жутко шустрый. Его зовут Арсений, и он у меня с длинными волосами.

Для меня он всегда маленький, а ведь он растет. Даже доходит до смешного — я иногда его майки ношу! Мне нравится такое ощущение: у него все такое маленькое и уютное. Правда, он иногда предъявляет мне претензии, говорит: «Мама, ну сколько можно мои майки носить!» А недавно собиралась его укладывать спать. Смотрю, в постели его еще нет. Захожу в ванную — там темнота, горят свечки, а он лежит в пене и балдеет, смотрит какой-то журнал при свечах. Было жутко смешно. Каждый день, как ураган! Как-то на восьмое марта подарил мне красный лак и помаду и сказал: «Теперь ты у меня будешь самая красивая, и тебя будут все любить!» Я, конечно, никогда не крашусь красной помадой, но дома для него накрашусь. Одним словом, было очень трогательно. Позаботился!

-Когда вам предложили играть в «Современнике», не было ли страха от того, что там звезды первой величины?

-Как только я приехала из Америки, мне позвонила Галина Борисовна Волчек и предложила мне роль. Однажды она мне уже предлагала поработать в «Вишневом саде», но я была вынуждена уехать в Америку. Подвести ее второй раз я уже не могла. А когда я узнала, что это Ремарк и «Три товарища», то обрадовалась, потому что очень люблю это произведение. Конечно, было жутко страшно, тем более, когда я согласилась, то не знала, что все мне придется сделать за семь репетиций, а на восьмую выйти на премьеру. Но произошло чудо, и все получилось! Со мной занимался помощник Галины Борисовны — Александр Иванович Севастьянов, которому я безумно благодарна. Так со мной никто никогда не работал. Он мне как папа в театральном поприще, а Галина Борисовна — театральная мама. В театре меня приняли прекрасно. Так что, все, касающееся сплетен, интриг — к нашему театру это не относится. Такие известные артисты, как Гафт, например, подходил и говорил мне хорошие вещи, типа: «Мы с тобой». Это очень сильно поддерживало, хотя до этого мы с ним не были знакомы.

-Вы довольны сегодняшней жизнью?

-Очень, но хочется большего. Хотя на спектаклях всегда переполненный зал. Правда, я сейчас и играю по-другому. Раньше я даже не понимала и не думала, что появится то, что я имею сейчас. Как-то на гастролях, мне подарили потрясающе красивые цветы, до сих пор никто мне не дарил таких красивых цветов! Я вернулась со спектакля, а меня ожидал огромный букет желтых подсолнухов, их было, наверное, штук 50! Я еле-еле его подняла, довезла в Москву, но так и не узнала, кто мне его подарил… В общем, очень довольна работой в театре, и с радостью могу сказать, что я актриса театра «Современник». У меня есть замечательные роли, в которых нужно постоянно искать что-то новое. А еще мне предлагали рекламу, но в ней я не снимаюсь, потому что не хочу просто так, где попало, светить свое лицо.

-А бывали в вашей творческой жизни какие-нибудь нестандартные ситуации, из которых вам доводилось выходить?

-Бывали. Однажды, так получилось, что я неудачно спрыгнула с лестницы во время репетиций, и у меня порвались связки. Послезавтра премьера, а я с костылями прыгаю все репетиции по четыре — три часа на сцене. Галина Борисовна была в шоке, а я сказала: «Несмотря ни на что, я буду играть!» И на премьере мне замораживали ногу и даже хотели гипс наложить, но тогда бы я не смогла работать. Все прошло не так просто. Но я люблю сложности, и терпение меня больше закаляет. Скучно, когда все просто. Иногда даже сама себе сложности создаю.

-Вы всегда великолепно выглядите. За внешностью следите, наверное, очень ответственно, много времени уделяете себе?

-Да, на себя любимую всегда остается время (смеется). Выглядеть всегда я должна хорошо, потому что я человек публичный, на меня смотрят люди. И, когда, например, подходят в конце спектакля поклонники за автографами, то я понимаю, что они обращают внимание на мой внешний вид. И куда бы ты ни шел, тебя все равно узнают. Поэтому, конечно, хочется быть в форме. И вообще, у меня двое мужчин в семье, я не могу позволить себе выглядеть плохо. Так что, я успеваю практически все: и в бассейн каждый вечер, и к косметологу регулярно, и по магазинам… Даже если покупаю что-то не себе, то делаю подарки другим.

-А как вы попали в новогодний проект «Старые песни»?

-Его снимал мой супруг, но он никоим образом не влияет на выбор актеров. Это был проект Константина Эрнста, первого канала, и никакой блат попасть бы туда не помог. Тем более, что в моей жизни этого никогда не было. Но есть Олег Гусев, с которым постоянно работает мой супруг, он меня очень любит как актрису, и как только что-то такое, игровое, нужно, то он звонит мне. Так же произошло с клипом Игоря Крутого, с клипом Аллы Пугачевой «Позови меня с собой». Инициатором был Олег Гусев, а не потому, что эти клипы снимал Максим.

На ОРТ я была кукольная, сильно загримированная. И себе в этом образе я не очень нравлюсь, но какая была, такая была. А вот в клипе Валерия Леонтьева я себе понравилась. Вообще, в некоторых прошлых картинах, насколько я помню, меня постоянно уродуют. Это минимум грима, добавляют веснушки, загар крестьянский, чернят ногти, все время происходит какой-то ужас! Почему-то у нас часто любят использовать артиста в совершенно противоположном амплуа и считают, что, если человек красив, его обязательно надо сделать уродом, а если некрасив — обязательно красивым. Кому это надо — непонятно, но это портит человека. Поэтому мне кажется, у нас нет таких актрис, как в Америке, например, уровня Шэрон Стоун, на кого приятно смотреть и говорить: «Моя любимая актриса», и не потому, что она такая гениальная актриса, а потому, что она очень клевая и хочется внешне быть похожей на нее, подражать ей, пусть даже тени купить такие, как у нее. Можно все-таки с кого-то брать пример.

-А кто для вас являлся примером?

-Мне очень нравилась актриса Одри Хепберн, Джессика Ланж, нравился фильм «Римские каникулы», «Почтальоне», нравится Шэрон Стоун. Но у меня нет чувства подражания, просто ты чувствуешь человека красивого, ухоженного, ты хочешь равняться.

-Почему вы часто играете трагических персонажей? Даже в клипах есть печальные сюжеты. Это как-то связано с вашей жизнью?

-Ой, у меня всю жизнь так со всеми ролями. Трагический образ подходит моей внешности. Режиссеры меня такой видят. На это все-таки нужно смотреть как на произведения, а не ассоциировать с жизнью. Я не суеверна. Конечно, хочется сниматься в чем-то жизненном, красивом, душевном.

-В свое время вы могли бы спокойно зайти в Голливудский мир. Что этому препятствовало?

-У меня на самом деле были огромные шансы в этом мире, потому что у меня есть подруга, которая общается именно в тех кругах. И у меня было много знакомств с самыми престижными агентствами в Нью-Йорке, и практически все они были заинтересованы. Но, к сожалению, на тот момент я не занималась английским, и, как выяснилось, сделала большую глупость, потому что просто не имела представления о том, что это мне может когда-нибудь понадобиться в жизни. Вот если бы мама меня в 17 лет отправила не в Москву, а в Нью-Йорк, то, наверное, сложилась бы Голливудская карьера.

-Но вы бы не нашли такого мужа…

-Был бы другой. Бред Питт, к примеру… (смеется). Зато мой ребенок хочет быть голливудским актером — комиком, как он говорит. Правда, он и певцом хочет быть тоже. Однажды, на мой день рождения, он меня удивил: взял в руки микрофон и пел караоке целый вечер на английском языке и очень здорово! Так увлекся, что мы его еле-еле домой спать увезли. Хотя некоторые песни он слышал впервые. Мне нравится, что он интересуется музыкой, всякими группами.

-Наверное, хочется еще и дочку…

-Да, хотелось бы.

-Вы верите в Бога?

-Да, я верю в Бога, и всегда чувствую Его помощь. Мой прадедушка был священником, и в страшное время, когда за веру ссылали в лагеря и расстреливали, его забрали и расстреляли. Прабабушка осталась одна с шестью детьми, без средств к существованию. У них отобрали все. Она очень много работала, не жалела себя, чтобы прокормить семью.
В моей жизни было все: и плохое, и хорошее, и все я принимаю как должное. Нельзя забывать, что испытания даются по силам и только тем, кто их может выдержать. Бог всегда ведет человека к лучшему. Главное — нам не отходить от Бога.

-Лена, а вы счастливый человек?

-Да, я вообще счастливый человек, но счастье создаю себе сама… (смеется).

Юлия Прус и Денис Бессонов

Правда ли, что Бог не дает испытаний не по силам?

Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
Пс. 30:25

В наше время создаются все условия для того, чтобы человек ни в чем не нуждался, культивируется образ «успешного и счастливого», без проблем, как в личной, так и в общественной жизни. Но иногда, нас настигают скорби, переживания и неприятности, и мы начинаем роптать и жаловаться на Бога. В материальном мире не принято считать скорби нормальным явлением, люди стараются поскорее от них избавиться, а главное – поскорее забыть. Но духовный мир, который не виден за плотской оболочкой человека, определяет скорби как обязательное условие духовного роста человека. Так являются ли скорби наказанием Божьим, или имеют более глубокую природу, чем мы привыкли думать?

Условно скорби можно разделить на три категории.

1. Скорби и страдания как последствия греха и глупости

Человек вышел из казино, где все проиграл, и застрелился. Вопрос: Это Бог его направил туда играть или кто? Как писал Антоний Великий: «Если мы стараемся жить по заповедям Евангельским, то мы соединяемся с Духом Божиим, и нам бывает хорошо, если же мы отвращаемся от Бога, не считаемся с заповедями Божиими, то мы соединяемся с демонами-мучителями, и тогда наступает беда для человека». Как видим, не следует во всех скорбях винить Бога.

Всем нам известно, что совершая грех, мы сознательно нарушаем Божьи заповеди, отходим от Бога, и тем самым наносим себе непоправимый вред. Пройдет время, кто-то осознает, кто-то нет, что он сделал, но тот вред, который мы нанесли себе при совершении греха, останется с нами до конца дней. Через искреннее покаяние Господь прощает человека, но то, что случилось с человеком в момент совершения греха и после, может оставаться с ним как напоминание об отступления от Бога. «Страдающий плотию перестает грешить», — пишет ап. Петр (1 Пет. 4, 1).

Как видим, все зависит от нас: соединяемся ли мы с Духом Божиим или с демонами-мучителями. Господь никого не наказывает, а наказываем мы себя сами, когда отходим от Господа.

2. Испытания, посылаемые Господом для поучения или назидания

Бог, как любящий Отец, попускает нам такие «скорби» в воспитательных целях – для вразумления и наставления. Господь не хочет нас погубить, ввести в уныние (это грех), вызвать обиду или гнев, а только помочь нам спастись! В своей проповеди Патриарх Кирилл указывает, что «Господь как мудрый и любящий родитель не балует своих детей. Он проводит их через скорби, потому что в скорбях мы растем, под тяжестью ответственности мы возрастаем, в преодолении трудностей оттачивается наш характер, рождаются мысли, которые могут поддерживать нас и других. Без этих трудностей нет духовного роста и нет спасения».

«А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского (игумен Никон Воробьев)».

И поэтому, как писал затворник Георгий Задонский: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит: скорби находящие бывают попущением Божиим; и когда скорбящие всей душой обратятся ко Господу, в тот же час щедротами Своими неизреченно утешит их Господь и подаст благую мысль слушающим Его, что когда надлежит делать к Его угождению».

Как видим, иногда испытания приходят в нашу жизнь по милости Божьей. Приходят они, как будто невидимая рука добавляет очередную ступеньку к лестнице нашего восхождения на Небо, на которую хлопотно всходить, но с которой далеко видно, и главное – ближе к Богу. Разумеется, никакие тварные силы не могут вмешиваться в этот сокровенный воспитательный процесс. Как поучает Исаак Сирин: «никакая тварь не может прикоснуться к человеку без воли Божией». Профессор МДА Осипов А.И. добавляет: «А воля Божия совершается в полном соответствии с тем, что хочет человек, к чему он стремится и как он живет».

3. Скорби и страдания за веру Христову

«И яко многими скорбьми подобает нам внити в царство Божие» (Деян. 14:22). Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет, что «в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога». Тот человек, который готов ради Христа пожертвовать своей жизнью, терпеть любые скорби и лишения получает мученический венец.

Святой Иоанн Златоуст писал: «Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от него почести. Это – великая честь, это – слава, выше которой нет ничего».

Следует понимать, что скорби и страдания за веру Христову есть удел избранных, они посылаются тем, кто уже прошел большой путь духовного развития и готов их достойно вынести.

Так как же достойно принять скорби, где взять силы их пережить и спастись?

Без терпения и вложения в руки Божьи нашей жизни мы ничего не достигнем. Терпением мы спасаем наши души. Профессор МДА Осипов А.И. указывает на то, что есть 4 ступени терпения: «Первая ступень: просто терпеть. Случилась неприятность, болезнь, скорбь – просто терпеть (не роптать, никого не винить). Вторая ступень: признать, что достойное по делам моим со мной происходит, а не потому, что кто-то мне желает плохого (винить только себя). Третья ступень: я не только сознаю, что это достойное по делам моим, а и благодарю тебя, Господи, что ты даешь мне возможность за эти свои дела, хоть немножко потерпеть (благодарить Бога за его участие в нашем спасении). Четвертая ступень: человек радуется и благодарит Бога за эти страдания (ощутить всю полноту любви Бога и всю его мудрость). Мы видим это в истории многих мучеников: когда они были рады сострадать вместе с Христом».

Фаддей Витовницкий, сербский старец, в конце своей жизни говорил: «Все святые отцы, которые прожили добрую, тихую жизнь, — все говорили, что совершенство христианской жизни в полном смирении. Значит, терпение — самая необходимая в жизни вещь. Все терпеть и все прощать!».

Так правда ли, что Бог дает столько, сколько можешь вынести?

На этот вопрос лучше ответить известной притчей для того, чтобы человек сам для себя решил, дает ли ему Бог столько, сколько может вынести или нет?

Однажды, стал человек роптать на судьбу. Не мог он вынести те скорби и страдания, которые были в его жизни. «Как же мне тяжело нести этот крест. За что, Господи?» – все не унимался человек. Неожиданно появляется Господь и предлагает: «Пошли со мной. Выберешь крест по своим силам». Человек с радостью пошел за Ним. Вот они заходят в помещение, где полно разных крестов – больших и средних; железных и деревянных. И вдруг человек видит в дальнем углу маленький деревянный крестик. Он подбегает к нему, берет в руки и с благоговением прижимает к своей груди, потом поворачивает к Господу и говорит: «Этот хочу!». «Бери, говорит Господь, – этот и был твой!»

Святые Отцы о терпении скорбей

«Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели».

Прп. Нил Синайский

«Ничто не может служить таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение».

Свт. Иоанн Златоуст

«Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средства отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него».

Прп. Исаак Сирин

«Переноси терпеливо удары, ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление».

Авва Фалассий

«Терпение в жизни есть дар Божий, и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах неполадках».

Прп. Феодор Студит

«Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева».

Прп. Ефрем Сирин

«Не полагайте, будто от других вам наносятся скорби; нет, они извнутрь вас происходят; а люди суть токмо орудия, коими действует Бог в деле нашего спасения, к нашему очищению».

Преподобный Макарий Оптинский

«Отец Небесный всемогущ, всевидящ: Он видит твои скорби, и если бы находил, что нужно и полезно отвратить от тебя Чашу, то сделал бы это непременно».

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *