В борьбе обретешь ты

В главе 9 «Двенадцати стульев» читаем:

– Этот ребус трудненько будет разгадать, – говорил Синицкий, похаживая вокруг столовника. – Придется вам посидеть над ним!
– Придется, придется, – ответил Корейко с усмешкой, – только вот гусь меня смущает. К чему бы такой гусь? А а а! Есть! Готово! «В борьбе обретешь ты право свое»? (…) А для чего вы этот ребус приготовили? Для печати?
– Для печати.
– И совершенно напрасно, – сказал Корейко (…). – «В борьбе обретешь ты право свое» – это эсеровский лозунг. Для печати не годится.
– Ах ты боже мой! – застонал старик. – Царица небесная!

До большевистского переворота социалисты революционеры (эсеры) были самой многочисленной и самой влиятельной революционной партией, а с весны по октябрь 1917 го – фактически правящей. Девиз «В борьбе обретешь ты право свое» печатался в их газетах, листовках, помещался на знаменах и прочей символике. Его знал чуть ли не каждый, кто в сознательном возрасте встретил Февральскую революцию. По известности он соперничал с лозунгом большевиков и меньшевиков «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». И то, что Синицкий его не знал, говорит о его абсолютном политическом невежестве.

Эсеровский девиз впервые появился в январе 1902 года в газете «Революционная Россия» – центральном органе партии. Однако взят он был не из сочинения какого нибудь социалиста революционера. Это эпиграф к книге выдающегося немецкого правоведа Рудольфа фон Иеринга «Борьба за право»:

Im Kampfe sollst du dein Recht finden.

Трактат Иеринга, опубликованный в 1872 году, два года спустя вышел в России в переводе П. П. Волкова.
Главные идеи трактата актуальны и в наше время: «Право есть непрерывная работа, притом не одной только государственной власти, но всего народа»; «Защита права есть обязанность перед обществом»; «Кто защищает свое право, тот (…) защищает право вообще».

До московского восстания левых эсеров в июле 1918 го эсеровский лозунг использовался в Советской России наравне с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

С лета 1918 года под лозунгом «В борьбе обретешь ты право свое!» эсеры боролись против большевиков в Гражданской войне. Во время Антоновского восстания в Тамбовской губернии 1920–1921 гг. к этому лозунгу был добавлен другой: «Долой власть насильников коммунистов!»
В октябре 1917 го режиссер Е. Петров Краевский по заказу частной фирмы снимал в Петрограде фильм хронику «В борьбе обретешь ты право свое». Фильм не был закончен из за Октябрьского переворота. А в 2007 году под тем же названием в Москве был показан документальный фильм Якова Назарова. Здесь уже речь шла о борьбе «отказника» Иосифа Бегуна за право выезда в Израиль.

Источник: Душенко К. В., История знаменитых цитат, М., КоЛибри, 2018

Близкие темы

  • Вся рубрика «Немецкие авторы»
      • Больше света!
      • Бог умер
      • Бог – в деталях

РАПСИ продолжает публикацию цикла исторических расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко о событиях, случившихся в России сто лет назад. Тридцать четвертая глава посвящена наиболее крупной и влиятельной политической партии 1917 года – социалистов-революционеров. В ней рассказывается о том, как эсеры более десятилетия обретали свой статус флагмана революции и почему потеряли его практически в одночасье.

Партия социалистов-революционеров была самой большой, самой популярной, самой революционной и самой влиятельной политической силой в России 1917 года. По численности она с большим отрывом опережала другие партии, насчитывая в своих рядах около миллиона членов (второе место было у большевиков – 350 тысяч). На выборах в Учредительное собрание за эту партию проголосовало более половины избирателей России.

Степень влиятельности можно определить по тому, что и главой правительства был эсер, и многие из ключевых министров, а в органах местного самоуправления эсеры занимали господствующее положение. А то, что она была «самая революционная», доказала вся история этой партии, и особенно ее действия в период Первой русской революции 1905-1907 годов.

Еще до революционных событий Боевая организация эсеров открыла охоту на представителей царской власти. Создание своей партии эсеры «отметили» в том же 1902 году убийством министра внутренних дел Д. Сипягина. Через два года ими был убит преемник Сипягина — министр В. Плеве. Затем очередь дошла и до членов царствующего дома. В феврале 1905 года эсер Каляев убил великого князя Сергея Александровича, Главнокомандующего войсками Московского военного округа и бывшего московского генерал-губернатора.

Всего Боевая организация партии социалистов-революционеров совершила, в основном в годы Первой революции, 263 террористических акта. Кроме двух министров внутренних дел, эсерами было убито 33 генерал-губернатора, губернатора и вице-губернатора, 16 градоначальников, 7 адмиралов и генералов, 26 разоблачённых агентов полиции.

К смертной казни эсеры, прежде всего, приговаривали тех представителей власти, которые «отличились» в преследовании революционеров. Так, к смерти был приговорен полковник Мин, командир лейб-гвардии Семеновского полка, который со своими батальонами подавил в 1905 году декабрьское вооруженное восстание в Москве. При этом он издал приказ «Арестованных не иметь, пощады не давать». За эту операцию Мин был произведен в генералы, стал членом Свиты императора и получил денежную премию «с присовокуплением царского поцелуя». Но эсеры послали ему свой «смертный поцелуй»: прямо на перроне Петергофа, на глазах у жены и дочери он был убит четырьмя выстрелами в упор.

Ясно, что эту партию царские власти боялись больше других. Из всех революционеров больше всего смертных приговоров было вынесено судами именно эсерам, они составляли большинство в тюрьмах, в ссылке и на каторге.

Эсеры были прямыми наследниками и продолжателями народников. Они были сторонниками «демократического социализма», который надеялись построить, базируясь на крестьянских общинах. Эти сельские общины с их традицией уравнительного землепользования эсеры считали ячейками социализма. И всё государство они хотели построить по образу и подобию крестьянской общины – «мира».

Что было социалистического в общине? Многое, считали эсеры. Крестьяне периодически делили все свои угодья поровну на каждую душу, все общественные дела решали на общем сходе, свободно выбирали своего старосту и другие органы самоуправления, заботились о сиротах и престарелых «бобылях», содержа их за свой счет. На случай неурожая в селах существовали «хлебозапасные магазины», из которых нуждающимся бедным семьям выдавались хлебные ссуды на пропитание и на посев. За счет общественных средств строились школы и храмы, ремонтировались дороги и близлежащие мосты. Вот такое же свободное и демократическое устройство эсеры мечтали учредить в масштабе всей России.

В 1917 году, после свержения монархии, по мнению эсеров, уже никакой новой «социалистической» революции не требовалось. В условиях полной демократии и отсутствия насилия над народом все социалистические преобразования можно было провести эволюционным путем, опираясь на волю народа. А народ — это ведь, главным образом, крестьяне, менталитет которых якобы был отроду социалистическим.

Отсюда, отталкиваясь от представлений крестьян, эсеры выстроили свою концепцию «социализации земли». Начинается она как раз со стародавнего крестьянского принципа: «Земля ничья, земля – Божья». Следовательно, никакой частной собственности на землю вообще не может быть. И здесь речь не о национализации: земля не может быть и собственностью государства. Землею можно только владеть, и владеть ею может только тот, кто ее обрабатывает.

Пользование землей должно было быть уравнительно-трудовым. В этом пункте содержалась «антикапиталистическая», «антикулацкая» направленность эсеровской концепции. Никто не должен был получить надел меньше потребительной нормы, но и не мог получить угодья больше трудовой нормы, т.е. обрабатывать землю семья должна была исключительно своим трудом, никаких батраков. Регулировать все земельные отношения должны были демократически выбранные местные и центральные органы самоуправления.

В политической части своей программы эсеры выступали последовательными демократами. Они предлагали установление демократической республики с широкими и неотъемлемыми правами человека: свободой слова, совести, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенностью личности и жилища.

Социалисты-революционеры выступали за всеобщее и равное избирательное право без различия пола, религии и национальности. Самыми первыми из всероссийских политических партий эсеры высказались за федеративное устройство России при широкой автономии областей, сельских и городских общин.

Почему же, имея такие громадные социально-политические преимущества, партия эсеров проиграла борьбу за власть? Казалось бы – самая боевая партия, имеющая большой опыт вооруженной борьбы и решительных лидеров, фактически – правящая, и почему-то не смогла справиться с переворотчиками.

Возможно, дело было как раз в том, что эта партия полностью настроилась уже только на эволюцию и с марта месяца «расслабилась» и разоружилась: демократическая революция победила, и ее завоевания были прочны. Контрреволюция была слаба, и быстрое бескровное подавление корниловского мятежа это подтвердило.

Поэтому никаких «боевых организаций», как раньше, у эсеров не было; они не создавали, как большевики, отряды «красной гвардии», не запасались оружием, не настраивали солдат, находившихся под их влиянием, на боевой лад, не готовили их к выступлению с оружием в руках.

В общем, в военном смысле они не отмобилизовались для отпора мятежу слева. До самого последнего момента эсеры не верили, что такой мятеж случится. Они не могли поверить в то, что социал-демократы большевики, их соратники по многолетней борьбе против царизма, с которыми они вместе сидели в тюрьмах и страдали на каторге и в ссылках, которых они искренне называли «товарищами», вдруг пойдут на них с оружием в руках. К такому коварству со стороны большевиков эсеры были совсем не готовы.

Не готовы они оказались и к тому, что большевики перехватят у них их главный козырь: радикальную аграрную программу, по которой помещичья земля должна была без всякого выкупа перейти в пользование крестьян.

Различие в применении этого лозунга между двумя партиями состояло в том, что эсеры, понимая сложность вопроса, готовились к законодательной разработке серьезной аграрной реформы, которую могло принять только будущее Учредительное собрание, а большевики «отдавали» землю крестьянам «немедленно», призывая их самовольно и противозаконно захватывать помещичьи угодья.

Второй вариант был ближе крестьянам по причине его «оперативности» и отсутствия ограничений и формальностей. Эсеры же, будучи правительственной партией, не могли поддерживать аграрные беспорядки и незаконные насильственные захваты земли, сопровождавшиеся часто разгромом помещичьих имений, поджогами, грабежом и убийствами.

Проиграли эсеры большевикам и во втором важнейшем вопросе: в вопросе о войне. Многие из них тоже были за скорейшее окончание войны, но способы ее завершения у них с большевиками существенно различались: став «государственниками», они не могли сочувствовать стихийным процессам в войсках, разложению армии и призывать к дезертирству. И здесь социалисты-революционеры лишились мощной поддержки со стороны солдат.

Таким образом, исчерпав весь свой революционный потенциал, и, став сторонниками стабилизации, организованности и эволюционного развития, эсеры вдруг оказались в глазах масс уже недостаточно радикальными. «Красное колесо» революции раздавило и их, покатившись к самым левым пределам. Левее эсеров оставались лишь большевики и анархисты, левее которых была только стенка.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 13 октября.

Фандом «Гарри Поттер»
Название: «В борьбе обретёшь ты… (часть 2)»
Описание: Каким бы вырос Гарри Поттер, будь Дурсли нормальными здравомыслящими людьми? Мерлин знает, но уж точно не героем. Продолжение истории о неправильном герое Гарри Поттере. Второй курс.

Фанфик «В борьбе обретёшь ты… (часть 2)» — работа автора Кукулькан, набравшая более 2116 нажатий на кнопку «нравится».
sofitel00, KitiarkaWeilon, Jacob, Niamary, Narcissus Cannibal, SeekerOfTruth, Lizzy-Malfoy, lelik87.m, ArtaNiko, Niamary, Bessyonok, Niamary, Fallen from the sky, Mile, НЕрыжая, мюмла2009, Наташка61рус, мюмла2009, willemu, Заплутавшая на войне, nok, Лина_Слизарин, Наоми Каллен, Mad Evan, dhampir, Ksaf, Niamary, Чей-то там режиссер, Dollis, Niamary, afalina66, Boa_Hankock, lukretsia, sharhi, NikaSon, elen32, Kriss-kun, Animiada, ToRiKuZ, Наоми Каллен, Ruby Rummy, Sinlar25, Brynn, Assala, Девчонка, arno13, Dey Shark, Angel yaoi, kaury4, Zzuma, AlenaOb, Kyksikk, Kapcikam, shikarnuy_kamar, B_Rivers, Sonata7, НеЗмеяна, Анна Хайм, NaNaZ, Рагдемезегес, Fyka, Petite_Ame, sequoia207, Black Void, Капаю на нервы, Sandsoftime, Линей, goto, Неведомка, aleks_kutina, Alanna, __Nikta__, tataчка, Rex_Noctis, irina22_60, юkи, sowjed помогали при написании работы..
В качестве основных героев здесь обозначены Гарри Поттер, Драко Малфой, Теодор Нотт.
Драко Малфой / Гарри Поттер главный пэйринг этого фанфика.
Это фанфик категории Слэш, следовательно, описывает романтические взаимоотношения между двумя или несколькимимужчинами.
Рейтинг этого фанфика R. Вкратце напомним нашим дорогим читателям, что означают рейтинги, а вы уж решайте, что будете читать, а что – не будете. G – нет ограничений по возрасту! Хоть малышу на ночь напевайте этот фанфик. Но мы рекомендовали бы вам воспользоваться настоящими колыбельными или сказками… PG-13 – как правило, имеются легкие намеки на романтику, абсолютно невинные, или же наоборот – на страдания, но обозначенные тоже без подробностей. Словом, ничего, что способно нанести вред неокрепшей детской психике. Рейтинг R – уже все несколько серьезней. Могут быть эротика и насилие, но без детальности. допустимый возраст для этого рейтинга – 16 лет. Рейтинг NC-17 – все то же самое, что в рейтинге R, но только с графичным описанием. И, наконец, NC-21. Чаще всего в фанфиках с этим рейтингом присутствуют графическое насилие или сексуальные девиации. Мы советуем читателям предварительно оценивать проставленный рейтинг фанфика!
Размер фанфика Макси. Какие бывают размеры: драббл – небольшая история, без логической завязки и развязки; мини – маленький фанфик не свыше двадцати листов машинописного текста; миди – средний фанфик, не более 70 страниц текста; макси – большой фанфик, начиная от 70 страниц текста.
Жанры фанфика Экшн (action), AU, Учебные заведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *