Хлебная икона божьей матери

Хлеб жизни

Хлебная икона Божией Матери

Едва ли в истории России найдется столетие мирное и во всем благополучное. Господь, «просвящая и освящая всякого человека, грядущего в мир», не случайно допускает скорби, нестроения и трудные времена. Но, желая каждому спасения, Бог посылает и силы, и чудесную помощь, и надежных заступников, первейшей из которых является Его Пречистая Матерь.

Смерть за плечами

В блокадную зиму 1941 года Ленинград выживал. Тысячи семей голодали и замерзали. О себе уже мало кто думал… Но как же дети? Все мыслимые и немыслимые усилия были направлены на их спасение. У Натальи Васильевны Федоровой было двое детей. Когда закончились скромные запасы черного хлеба, замешанного на опилках и земле, она вынуждена была кормить своих чад газетами. В отчаянии мама отправилась на поиски хоть какой-то помощи. Ее дочь, Нина Михайловна Федорова, впоследствии рассказывала:

“Мама упала, а когда поднялась – под ней оказались три иконы”

«Мама пошла, чтобы получить хоть какое-то пособие на детей, и в это время начался обстрел… Пробегавший мимо матрос закричал: “Ложись все!” – и толкнул маму. Мама упала, а когда поднялась, под ней оказались три иконы. Когда мама шла – там ничего не было, а поднялась – вдруг иконки. Она пришла в смущение, подумала: “Боже мой, что же это такое?! Как мне быть?” Поняла, что находка была не случайной, – это было явление. И тогда она решила пойти к одной благочестивой старушке, спросить у нее. Пришла и говорит: “Как мне быть, как поступить? Вот три иконки нашла”. Та ответила: “Ты думала, у тебя смерть за горами, а она была за плечами”, – и посоветовала ей оставить иконы у себя и хранить бережно».

Блокадный Ленинград

Это были иконы Пресвятой Богородицы, святого евангелиста Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца. На образе Царицы Небесной была надпись: «Хлебная Пресв. Богородица». Надежда на спасение теперь не покидала сердце матери.

Чудеса не заставили себя долго ждать: уже на следующий день незнакомый мужчина в солдатской форме отдал Наталье Васильевне мешок овса, который, без преувеличения, и спас семью от мучительной голодной смерти. А уже через неделю по «Дороге жизни» началась поставка продуктов в осажденный город.

Особое заступничество Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих чувствовали не только мама с детьми, но и все, кто бывал в их доме: все они выжили в страшные дни блокады. Образ Пресвятой Богородицы, так чудно названный «Хлебным», до самого недавнего времени бережно хранился в доме Нины Михайловны Федоровой.

Град Китеж

Русская Православная Церковь всегда разделяла с Россией ее тяжелую судьбу. Тысячи новомучеников, разоренные храмы и монастыри – таков итог совсем недавнего прошлого… Многие обители – большие и малые, богатые и бедные – так и не смогли восстановиться после семи десятилетий строительства коммунизма. Особая история у Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Основана обитель в 1875 году недалеко от реки Шексны между городами Череповцом и Рыбинском. Расцвел монастырь благодаря мудрому настоятельству игумении Таисии (Солоповой) и молитвенному покровительству отца Иоанна Кронштадтского. Обитель даже называли одной из трех крупнейших «женских лавр» России (наряду с Дивеево и Шамордино). Накануне 1917 года в обители проживало около 700 насельниц.

Леушинский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский

Матушка Таисия, сподобившаяся явления Божией Матери, во всех делах обители видела благую и промыслительную помощь Царицы Небесной.

В конце 1880-х годов один богомолец принес из Соловецкой обители в Леушинский монастырь список чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Сестры торжественно встретили святую икону и, пройдя с ней крестным ходом, поместили в пекарню. Заступничеством Царицы Небесной монастырь, знавший разные времена, никогда не оставался без хлеба.

В Леушинской обители был уникальный обычай – чтение Неусыпающего акафиста перед иконами Богородицы

Позже по благословению игумении Таисии для «Хлебной» иконы была устроена особая келья, куда стали собирать и списки других явленных икон Божией Матери. Перед образами Пресвятой Богородицы сестры читали Неусыпающий акафист. Так матушкой Таисией был учрежден уникальный обычай – «Чин чтения Неусыпающего акафиста». Подобной традиции не знал ни один монастырь ни в России, ни даже на Афоне.

Почти 40 лет в Леушинском монастыре немолчно возносились к Небу хвалебные пения Царице Небесной, возглашалось архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная».

В 1931 году монастырь был закрыт

А через некоторое время сбылся пророческий сон матушки Таисии:

«Видится мне следующий сон. Иду я где-то и подхожу к ржаному полю; рожь так высока, густа и хороша, что на редкость, а мне предстоит все это поле пройти, именно рожью, так как дороги никакой нет, а идти я должна». Некий голос с неба открыл ей, что она должна «выжать все это поле».

После ржаного поля матушка Таисия увидела «огромное пространство воды, которому и конца не видно; но я почему-то знала, что это вода наливная, а не самобытная, что тут – луг, сенокос… И я пошла; между тем оказалось довольно глубоко, чем дальше, тем глубже, и я стала бояться утонуть, так как плавать не умею, а вода покрывала меня по шею…»

С 1941 по 1946 годы началось медленное затопление бассейна реки Шексны. Рыбинское водохранилище, возникшее на этом месте, стало самым большим искусственным морем в мире. Монастырь, словно древний легендарный град Китеж, ушел под воду.

«Хлебная» икона, как и многие другие святыни обители, была безвозвратно утеряна.

Потомок знатного рода

Фёдор Колычёв покидает родительский дом Около 1538 года в Соловецкий монастырь прибыл удивительный странник, облаченный в простую, ветхую одежду, уставший и изможденный. Несмотря на убогий внешний вид, поведение его выдавало человека глубоко образованного и далеко не крестьянского рода. Тайну знали, по-видимому, только двое в обители: монах, ставший духовником странника, и настоятель.

Подвижником был Федор Колычев, выходец из старинной семьи московских бояр, славившейся богатством и влиятельностью. «Захарьины (Романовы), Шереметевы, Колычовы вели свои роды от общего предка. Веками они строили, вместе с потомками Калиты, государство Московское и, потеснившись перед удельными князьями, переезжавшими на московскую службу со времени Ивана III, продолжали служить своим государям…» Не было никаких сомнений в том, что рожденного в 1507 году Федора ждет блестящее будущее.

К сожалению, о детстве и молодости будущего святителя мало что известно. Житие подчеркивает отчужденность юноши от игр и обычаев сверстников, любовь к чтению, к житиям «досточудных мужей». Отец, Степан Иванович, находился при дворе (был ближним боярином при великом князе Василии Ивановиче) и заседал в Боярской Думе. Степан Иванович, «муж просвещенный и исполненный ратного духа», особое внимание уделял подготовке сына к государевой службе: владению оружием, верховой езде и другим самым различным воинским навыкам. Мама, Варвара (в иночестве Варсонофия), пеклась о том, чтобы сын вырос истинным христианином.

Федор получил самое лучшее образование для того времени: «учился грамоте по церковным книгам, приобрел и сохранил до конца жизни любовь к душеполезному чтению», должен был знать иностранные языки, владеть большинством видов холодного оружия, изучать военное искусство, основы фортификации. Это притом, что далеко не каждый боярин того времени знал даже грамоту. Повзрослев, он ожидаемо пошел по стопам отца: служил при дворе, по некоторым данным был даже «дядькой» будущего царя Иоанна Грозного. «Житие» об этом говорит так: Федор «со прочими благородными юноши въ служение царское учиняетъся…»

Отдых для души, работа для тела

Соловецкий монастырь

В 1537 году, когда Федору исполнилось 30 лет, бояре, недовольные правлением Елены Глинской, объединились вокруг младшего сына Ивана III и Софьи Палеолог Андрея Старицкого. Бунта не получилось, Андрей сдался и был помещен в тюрьму, где через несколько месяцев скончался. Его сторонников кого заточили, а кого и умертвили. У Федора Колычева казнили многих родных. Эти обстоятельства ускорили выбор Федора, и он, по всей видимости и без того уставший от придворных интриг и лицемерия, решает резко изменить свою жизнь.

«…случилось ему, по особому Божиему Промышлению, призревшему на него, войти в церковь во время совершения Божественной Литургии. Здесь он услышал слова Евангелия: “Никто не может служить двум господам” (Мф. 6: 24). Пораженный этими словами, он размышлял в себе, что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь».

Не простившись с родными, без денег и припасов, в простой одежде Федор пешком отправляется на Север. Цель его трудного пути – Соловки, где он чаял отдыха для души и работы для тела. В деревне на берегу Онежского озера он остановился у местного поселенца, где «не мало дней» пробыл пастухом. Так, замечает Житие, будущему пастырю «словесных овец» надо было прежде попасти овец бессловесных. Достигнув вожделенного Соловецкого монастыря, Федор полтора года проходил искус в качестве послушника, «дрова убо секий и землю копая в ограде (огороде) и каменье пренося, овогда же и гной (навоз) на плещу своею носяще», «многожды же уничижаем и бием от неразумных».

Филипп не хотел расставаться с чудесно ниспосланной иконой и поставил ее там же, где и трудился, – в пекарне

После принял постриг с апостольским именем Филипп. Нес послушание сначала на поварне, потом в пекарне: для того, чтобы изготовлять просфоры и печь хлебы на братскую трапезу, нужно было ежедневно рубить дрова, носить воду, топить печь… Тяжелая работа не смущала инока, в недавнем прошлом знатного боярина. Несмотря на все тяготы, он никогда не оставлял молитвы, особенно к Божией Матери, Чье покровительство он чувствовал всегда. Пресвятая Владычица утешила его явлением Своего чудотворного образа. Филипп не хотел расставаться с чудесно ниспосланной иконой и поставил ее там же, где и трудился, – в пекарне, рядом с печью, а все свежевыпеченные хлеба и просфоры с молитвой ставил перед образом – на благословение. Скоро в обители икону стали называть «Хлебной» или «Запечной».

Монах Филипп позже стал игуменом Соловецкого монастыря. На этом поприще он подвизался около 20 лет, без устали трудясь во славу Божию, развивая и благоукрашая обитель. При нем была обустроена гавань и положены дороги, вместо деревянных основаны каменные храмы, создана сеть каналов между многочисленными озерами на острове, на которых были поставлены мельницы; введены механические усовершенствования в монастырские промыслы, на камнях был создан фруктовый сад. До игуменства Филиппа Соловецкий монастырь практически всегда голодал, а при нем, по словам летописца, «прибыли шти с маслом, да и разные масляные приспехи, блины и пироги, и оладьи, и крушки рыбные, да и кисель, да и яичница… стали в монастырь возити огурцы и рыжики…» В то же время игуменом Филиппом был разработан строгий устав, который не поощрял стяжательства. Молитвенная жизнь обители была примером для других монастырей Беломорья.

«Как предстанешь на суд Его?»

В 1566 году игумен Филипп стал митрополитом Московским и всея Руси. Царь надеялся, что найдет в нем благорасположенного советника. Филипп долго не соглашался принять высокий сан. «Не могу, – говорил он со слезами, – принять на себя дело, превышающее силы мои. Отпусти меня Господа ради; зачем малой ладье поручать тяжесть великую?», но в итоге вынужден был подчиниться воле царя. Святитель «дал свое слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять».

Незадолго до отъезда из Соловков в пустыне, которую ныне называют «Филипповой», святителю в укрепление было видение: израненный Христос стоял в терновом венце как бы перед выходом на Голгофу. Когда видение прошло, там, где стояли ноги Спасителя, появилась вода. Игумен Филипп устроил на том месте родник.

В Москве стало ясно, что Спаситель призывал теперь уже митрополита Московского на крестный путь.

Святитель Филипп, митрополит Московский

Опричнина первоначально не имела таких ужасающих масштабов и характера, которых достигла позже. Какое-то время отношения между главой Церкви и главой государства были вполне добрыми. Митрополит, отправляя из Москвы милостыню в Соловецкий монастырь, просил братию молиться за государя и его семью. Послание оканчивалось словами, много говорящими о душевном складе святителя: «А яз вас благословляю и много челом бью… Бога ради, живите любовно».

Но постепенно опричный террор, возглавляемый Грозным царем, становился все беспощаднее и бессмысленнее.

Митрополит Филипп несколько раз пытался вразумить царя: «нача молити, дабы государь престал от такого неугодного начинания Богу и всему православному християнству. И воспомяну ему евангельское слово: “Аще царство на ся разделится – запустеет”. И ина многа глагола со многими слезами…» Видя, что увещевания не имеют никакого воздействия, митрополит обличил воинство опричников прилюдно.

Подробности первого открытого противостояния известны не только из Жития святителя, но и по рассказам иностранных наемников на русской службе: царь вместе с опричниками, одетыми в черные ризы и монашеские шапки, как то и подобало их «опричному уставу», пришли на богослужение в Успенский собор Кремля. После Литургии царь подошел к Филиппу за благословением. Митрополит сперва сделал вид, что не замечает царя. Чуть позже святитель произнес: «В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю царя православного; не узнаю и в делах царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу столь ужасно! В самых неверных, языческих царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям – а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства – и совершаются именем царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? Ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!» (Карамзин Н.М. История государства Российского).

Безусловно, митрополит знал, чем ему грозят такие слова. Царский ответ не заставил себя долго ждать. Вскипев гневом, Грозный «ударил своим жезлом оземь и сказал: “Я был слишком милостив к тебе, митрополит, к твоим сообщникам в моей стране, но я заставлю вас жаловаться”».

«…дара Божиего не получают обманом»

Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Художник: Яков Турлыгин

Иван Грозный не сразу решился поднять руку на всенародно почитаемого митрополита, но расправа была уже делом времени.

По указу Ивана Васильевича, в ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля состоялся суд над митрополитом Филиппом. Прямо в храме во время богослужения с него были сорваны архиерейские одежды и заменены на рваную рясу. Первоиерарха Церкви на основе клеветнических показаний признали виновным в «порочной жизни» (клеветников нашли в Соловецкой обители, стольким обязанной своему бывшему игумену) и приговорили к ссылке в тверской Отроч монастырь (первоначально царь ратовал за казнь через сожжение). Святитель произнес: «Дети! Все, что мог, сделал я. Если бы не из любви к вам, и одного дня не оставался бы я на кафедре… Уповайте на Бога, терпите».

В декабре 1569 года царь со своею дружиною отправился карать Новгород и Псков за мнимую измену, а своего верного служаку, Малюту Скуратова, отправил к святителю.

Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал: «Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород». Но святой отвечал Малюте: «Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом». Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою» (Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. 9 января).

Святитель Филипп окончил свой земной путь 23 декабря 1569 года.

Через 20 лет, в 1590 году, по горячим просьбам братии родного монастыря святителя, его мощи были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий, где и были упокоены под «Хлебной» иконой Божией Матери.

В 1652 году, по воле царя Алексея Михайловича, под громкие рыдания соловецкой братии патриарх Никон с великими почестями перевез мощи святителя Филиппа в Успенский собор Московского Кремля. Там и сегодня можно поклониться мощам святителя, пребывавшего на Московской митрополичьей кафедре всего два года, но оставившего неизгладимый след в памяти не только современников, но всех грядущих поколений.

“Не Московскому великодержавию служили русские святые, а тому Христову свету, который светился в царстве, – и пока этот свет светился”

«Он был почти одинок в своем протесте среди современных ему иерархов, одинок и на фоне целых веков. Но его голос спас молчание многих; его подвига достаточно, чтобы выявить для нас новую черту в лике Православия. Церковь, канонизировавшая святого, взяла на себя его подвиг, столь редкий – быть может, даже единственный вплоть до грозных событий наших дней. Подвиг митрополита Филиппа дает настоящий смысл и служению его сопастырей на Московской кафедре Успения Богородицы: святителя Алексия и святителя Гермогена. Один святитель отдал труд всей жизни на укрепление государства Московского, другой – самую жизнь, обороняя его от внешних врагов. Святитель Филипп отдал жизнь в борьбе с этим самым государством в лице царя, показав, что и оно должно подчиниться высшему началу жизни. В свете подвига Филиппова мы понимаем, что не Московскому великодержавию служили русские святые, а тому Христову свету, который светился в царстве, – и лишь до тех пор, пока этот свет светился» (Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. Париж, 1928).

После мученической кончины святителя Филиппа образ «Хлебной» Богоматери стал одним из самых чтимых в Соловецкой обители.

После закрытия монастыря икона была утрачена.

Услышанные молитвы

Нина Михайловна Федорова с «Хлебной» иконой Богородицы Лето 2002 года выдалось сухим. Вода в Рыбинском водохранилище опустилась ниже обычного уровня более чем на три метра. Место, где находился Леушинский монастырь, впервые за многие десятилетия почти полностью показалось из-под воды. 10 октября епископ (тогда Вологодский и Великоустюжский) Максимилиан (Лазаренко) отслужил молебен на месте бывшего монастыря.

В настоящее время в Санкт-Петербурге действует Иоанно-Богословское подворье Леушинского монастыря, основанное в 1894 году по благословению праведного Иоанна Кронштадтского.

Прихожане подворья долго искали образ «Хлебной» Божией Матери. Нина Михайловна Федорова, узнав историю Неусыпающего акафиста, согласилась дать икону на три дня. Все три дня без перерыва перед образом шло чтение акафиста, а также происходило освящение хлебов.

Чудотворный “Хлебный” образ был передан в храм иконы Божией Матери “Взыскание погибших” – и начал обновляться

В сентябре 2008 года Нина Михайловна, приняв предсмертное причастие, отошла ко Господу. А чудотворный образ по ее завещанию был передан в храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Попав в церковь, образ начал обновляться.

В Успенском соборе Санкт-Петербурга, возведенном в знак вечной памяти жертвам блокады, также есть список иконы Богородицы «Хлебная», сделанный в наши дни.

***

В сегодняшние непростые времена к спискам чудотворной иконы Богородицы «Хлебная», как и прежде, тянутся вереницы прихожан, вознося молитвенные просьбы о помощи в материальных и духовных нуждах. Ведь «Хлебной» икону стали называть не только по ее чудесному явлению в пекарне или помощи в добывании «хлеба насущного», но и в память о том, что именно Пресвятая Богородица стала той Плодородной Землей, Которая вырастила Хлеб, сошедший с Небес. Каждый раз, готовясь ко Святому Причастию, мы читаем: «Божественный Хлеб жизни во чреве Твоем, Богомати, истинно испечеся».

Кто-то однажды сказал: «Жизнь легче, чем кажется: нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого и выносить невыносимое». Жизнь христианина еще легче: Пресвятая Богородица оставила нам всего одну заповедь. Но в ней – весь смысл истинной христианской жизни. На Брачном пире в Кане Галилейской Пречистая сказала служителям, а вместе с ними и всем нам: «Что скажет Он вам, то сделайте».

Господь, по предстательству Пречистой, не оставит не услышанной ни одну просьбу, молитвенно обращенную к Ней. Но когда Господь спросит: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу?..» – не оказаться бы в числе тех девяти.

Икона Богородицы Хлебная (Запечная)

Чудотворная икона Богородицы «Хлебная» связана с Соловецким монастырем и именем Московского митрополита Филиппа, тогда еще простого инока. В тридцатилетнем возрасте будущий святитель Руси удалился в монастырь и стал послушником. По прошествии некоторого времени он был пострижен в монахи и отправлен нести послушание в монастырскую пекарню. Трудиться в пекарне было очень тяжело, поскольку в ней ежедневно изготавливались просфоры и большое количество хлеба для братии и для паломников. Однако Филипп нес свое послушание без ропота. За его кротость Матерь Божья чудесным образом даровала будущему митрополиту свою икону. Филипп поставил ее в пекарне и всегда молился перед ней, прося благословение на работу. Со временем братия монастыря стала именовать эту икону «Хлебной», а также «Запечной». Через несколько лет Филипп стал настоятелем обители, а еще через 18 лет царь Иван Грозный назначил его московским митрополитом. Московский митрополит Филипп в 1569 году принял мученическую кончину, а Хлебная икона Богородицы прославилась далеко за пределы Соловецкого монастыря.

На сегодняшний день известно три чтимых списка Хлебной иконы: в Соловецком монастыре, на Соловецком подворье в Москве (информация требует уточнения), в храме святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Леушинском подворье в Санкт-Петербурге), в храме иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших».

ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ХЛЕБНАЯ» («ХЛЕБЕННАЯ»)

Память образу 21 (8) сентября

Перед иконой Божьей Матери «Хлебная» («Хлевенная») молятся:

для ниспослания хлева насущного,

для избавления от материальных трудностей,

для помощи в сохранении или поиске равоты,

для успокоения и овретения веры в будущее.

В одной северной деревушке сиротой остался мальчик Филя. Так и жил он один в пустом доме, доставшемся ему от родителей. Все лето он перебивался как-то – то одному соседу по хозяйству поможет, то другому в огороде, так и подкармливали его все понемногу.

А деревня та бедная была, и как зима началась, никто уж не мог мальчишку кормить – в каждой семье своих таких семеро по лавкам. Тогда священник местный его пожалел – поселил в каморке при церкви, чтобы не замерз мальчик в своей избенке нетопленной, за стол со своей семьей сажал, а по вечерам учил читать да молитвы петь.

Филипп мальчик смышленый оказался, грамоту быстро освоил и стал сам уже книги у батюшки просить, а тот и рад – жития святых да поучения отцов церкви ему все дает.

И вот читал как-то паренек о Соловецкой обители, да дошел до жития святого Филиппа, митрополита Московского, которому чудесным образом чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Хлебная» явлен был. Тут на него как озарение нашло – так он же тоже Филиппом крещен. Так вот какой у него покровитель святой! Сама Божья Матерь его отметила.

Стал он тогда у батюшки просить икону ему эту чудесную показать. А у того и не было такого образа. Расстроился мальчишка, да решил, как снег растает, на Соловки отправиться, чтобы образ этот увидеть. Но не прошло и трех дней, как икона сама мальчика нашла. В один из морозных вечеров постучали в дверь три странника. Священник впустил их – оказалось, что идут они по Русской земле, поклоняются святыням православным. Вот сейчас из Соловецкого монастыря движутся.

Стал их тогда Филиппка расспрашивать об обители, да о святынях ее, и об образе «Хлебной» Божьей Матери. Тут один из странников полез за пазуху, да маленький список с той иконы и вытащил. Мальчишка вцепился в нее обеими руками – не оторвать. Батюшка стал оправдываться:

– Филиппом паренька зовут, да как прочитал он о Филиппе Московском, так теперь только спит и видит, как бы ему образу этому святому поклониться.

Переглянулись странники, да и решили икону мальчику оставить – знать, нашла она свое место. Пусть на мальчишке благодать Матери Божьей и святого Филиппа пребывает.

Каждый вечер подолгу молился мальчик перед святым образом, просил помощи ему послать – возможности в город отправиться учиться. И не раз снилось ему, что приходит за ним сама Богородица Пречистая, берет его за руку и ведет по дивному саду, среди цветов и деревьев, в их краю северном невиданных.

А весной судьба его решилась. Помещик, который землями этими владел, собрался поохотиться в окрестностях деревеньки, да друга своего, южанина, с собой прихватил – показать ему северную природу.

Устали охотники, да завернули в домик священника – отдохнуть да воды напиться.

И так им сметливый мальчишка приглянулся, что решили они – не дело такому в глуши северной прозябать, надо его в город забрать, да работе какой-нибудь обучить.

У барина в доме Филипп быстро с садовником сошелся, да удивительно легко стал науку перенимать. Заметили это помещики, и когда стал гость домой собираться, он и мальчика с собой забрал – за садом южным да оранжереями ухаживать.

Когда же впервые вошел Филипп в тот сад, сразу узнал он те цветы чудесные, среди которых Богородица его в снах водила.

По материалам фольклорной экспедиции 1897 г.

В шестидесятые годы приехал я из деревни в Москву поступать в университет. Поступил, поселился в общежитии и учиться начал. Все бы хорошо, да только жить приходилось на одну стипендию. У родителей дома еще четверо моих младших братьев и сестер оставалось, да бабушка старенькая, так что помогать деньгами они мне не могли.

В течение семестра я умудрялся как-то подработать, но как экзамены начались – не до работы стало. А нет работы – нет и денег, хоть зубы на полку клади.

Лежал как-то ночью – уснуть не мог, так есть хотелось. И стал дом вспоминать, родителей, бабушку… И тут всплыл в голове ее рассказ о том, как они голодные годы в деревне переживали – всем приходом молились перед иконой Богоматери «Хлебная». И какие чудеса по молитвам этим происходили.

Думаю – мне только молиться и осталось. Только молитв не знал я никаких. И стал Богородицу просить мне помочь – не дать с голоду умереть, помочь выучиться, чтобы работать я смог, зарабатывать хорошо, отцу и матери помогать. С такими мыслями я и уснул.

А утром проснулся – на столе кусок хлеба лежит. Да такой странный – у нас в округе в магазинах такого никогда не видел. Подумал еще, что, может, кто-то из соседей посылку из дома получил да пожалел меня – занес кусок, пока я спал.

Съел этот кусочек, а он довольно небольшой был, надо сказать, но вот удивительно – наелся хорошо, весь день потом голода не чувствовал. Жаль, не знал я, кого за это благодарить.

А на следующее утро снова на столе кусок появился. Когда же неделя так прошла, понял я, что это не товарищи меня подкармливают. И стал просить Богородицу открыть мне – кто же хлеб мне посылает. И после этого во сне увидел я саму Матерь Божью, шла она ко мне навстречу и протягивала кусочки хлеба – точь-в-точь как у меня на столе каждый день появлялись. Стал я благодарить Богородицу за помощь. А утром письмо домой написал – просил бабушку ту икону старинную мне прислать, «Хлебную», чтобы она все время у меня перед глазами была.

Так я сессию сдал, и настало утро, когда я проснулся и хлеба на столе не обнаружил. Зато когда я пришел в университет, то меня ждал сюрприз – заведующий кафедрой пригласил меня к себе работать лаборантом. А это означало пусть небольшую, но стабильную зарплату. Конечно, я сразу же согласился. Вот так вот Богородица обо мне позаботилась.

Столько лет прошло с тех пор, я уже давно сам профессор. И, надо сказать, всегда стараюсь бедным студентам помочь, особенно, если они явные способности проявляют – как бы долг отдаю. А икону ту я до сих пор храню у себя.

Емельян Николаевич, Москва

Описание иконы Пресвятой Богородицы Хлебенная (Запечная)

Икона Божией Матери «Хлебная» явилась святителю Филиппу Московскому, когда тот подвизался в Соловецкой обители. В миру боярин Феодор Колычев, в 30-летнем возрасте он покинул государственную службу и в простых одеждах тайно удалился на Крайний Север. Не открыв своего имени, он трудился на общих послушаниях как простой монах. Вскоре благоговейного послушника назначили в пекарню — изготовлять просфоры и хлебы на братскую трапезу.

Нелегко было знатному боярину на этом весьма тяжелом послушании, однако, несмотря на все тяготы, он не оставлял молитвы. Матерь Божия, к Которой всегда с особым усердием прибегал инок Филипп, утешила послушника явлением ему Своего чудотворного образа. Случилось это в 1540-х гг. Новую икону Богоматери Филипп поставил на месте своего послушания — близ хлебопекарной печи и с тех пор имел обыкновение все новоиспеченные просфоры и хлебы поставлять перед ней, как бы принося Самой Матери Божией. Братия, приходя за просфорами и хлебом, взимала их от образа, как от рук Самой Пречистой. Икону стали именовать также «Запечной» или «Хлебной».
После мученической кончины св. Филиппа в 1569 г. (память — 22 января н.ст.) образ «Хлебной» Богоматери стал одним самых чтимых в Соловецкой обители и прославился во многих концах Святой Руси.
Начало Неусыпающего акафиста в Леушинском монастыре
Началом «чину Неусыпающего акафиста» послужило принесение в конце 1880-х гг. одним благочестивым богомольцем в Леушинский монастырь из Соловецкой обители списка чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Эта святая икона была торжественно встречена сестрами за две версты от обители, крестным ходом внесена в святые врата и помещена в пекарне. По благословению Настоятельницы сестры, получая хлеб, должны были положить три поклона Хлебной Богоматери, принимая хлеб как бы из Ее рук, а каждый вечер читать пред нею Акафист. После этого, несмотря на скудость, монастырь никогда не оставался без хлеба. У игумении Таисии возникла мысль устроить для Хлебной иконы особую келию, в которой она благословила собирать списки других явленных икон Божией Матери и читать пред ними Неусыпающий Акафист.
Очевидно, Матушка Таисия знала о существовании в Дивеево благословленной Батюшкой Серафимом часовни, в которой собирались все иконы Богоматери и где Преподобный заповедал читать Неусыпающую Псалтирь. В подражание дивеевской часовне иг. Таисия благословила в 1905г. воздвигнуть подобную в Леушино. Материалами для строительства послужили остатки от новосооруженного зимнего Троицкого собора с приделом Преп. Серафима Саровского. В новую часовню, воздвигнутую рядом с Похвальским собором, была перенесена чтимая икона Хлебной Богоматери и другие списки Ее икон. Часовня была освящена 10 июля 1906 г. о. Иоанном Кронштадтским. Сам горячо почитая Пречистую Богородицу, Дорогой Батюшка, вознеся в Часовне хвалу Божией Матери, в духовном восторге воскликнул: «Если бы я жил здесь в монастыре, я не ушел бы отсюда из этой часовни, — как вожделенно славить Владычицу». Почти сорок лет вплоть до закрытия в 1931г. в Леушино немолчно возглашалось архангельское приветствие Богоматери: «Радуйся, Благодатная». «Согласно благоговейному желанию настоятельницы святое Имя Богоматери, Неусыпной Заступницы и Покровительницы этой пустынной обители не переставало славиться ни на минуту».
К сожалению, чтимый Леушинский список Хлебной Богоматери в советское время был утрачен. После затопления великой обители его местонахождение неизвестно. В наши дни в Санкт-Петербурге действует подворье Леушинского монастыря.

Прихожане храма Леушинского подворья долго искали образ «Хлебной» Божией Матери. Списков с этого чрезвычайно редкого образа делали немного. Маленькое черно-белое изображение в известной книге Поселянина «Чудотворные иконы Матери Божией» давало только общее представление о его иконографии — близкое к «Скоропослушнице». Наконец, спустя полтора года после возобновления традиции Неусыпающего Акафиста по субботам на Леушинском подворье, в храме явилась «Хлебная» икона. Оказалось, что список редкого образа на золоте хранится в одной из петербургских квартир как семейная святыня. Об этом нам сообщила председатель совета фонда «Радетель» Нина Яковлевна Чаленко, пригласив причастить хранительницу иконы.
Нина Михайловна Федорова — коренная петербурженка. Родилась в 1935 г. и всю жизнь прожила в Петербурге. Не покидала его и в страшные годы блокады. О том времени Нина Михайловна до сих пор не может спокойно рассказывать: сразу наворачиваются слезы.
В блокаду она и трехлетний брат Анатолий остались вдвоем с мамой Натальей Васильевной. Осенью и зимой 1941 г. было особенно тяжело. «Ни воды не было, ни еды», — вспоминает Нина Михайловна. 125 грамм хлеба — «он такой черный был, с землей и опилками» — не могли поддерживать жизнь. Наступил момент, когда три дня пришлось есть одни газеты. «Поели три дня газеты и говорим: мама, больше не хотим, кушай сама». В этот страшный момент Божия Матерь явила Свое неожиданное заступничество. Приводим рассказ Нины Михайловны Федоровой о явлении «Хлебной» иконы:
«Мама пошла, чтобы получить хоть какое-то пособие на детей, и в это время начался обстрел. Это произошло на Малой Морской улице около института Авиаприборостроения, на углу. Ужасный свист начался — когда снаряды летят близко, они свистят. На земле появились выбоины. Пробегавший мимо матрос закричал: «Ложись все!» — и толкнул маму. Мама упала, а когда поднялась, под ней оказались три иконы. Когда мама шла — там ничего не было, а поднялась — вдруг иконки. Она пришла в смущение, подумала: «Боже мой, что же это такое?! Как мне быть?» Поняла, что находка была не случайной — это было явление. И тогда она решила пойти к одной благочестивой старушке, спросить у нее. Пришла и говорит: «Как мне быть, как поступить? Вот три иконки нашла». Та ответила: «Ты думала, у тебя смерть за горами, а она была за плечами», — и посоветовала ей оставить иконы у себя и хранить бережно».
Прочитав название на одной иконе — «Хлебная Пресвятая Богородица» — Наталья Васильевна почувствовала надежду и вернулась домой.

На другой день незнакомый солдат дал ей килограмм овса. «Хлебная» Богоматерь послала хлеб. «Это была первая помощь от иконы, — говорит Нина. — Мама овес на буржуйку положила и по зернышку мы клевали, тем и спаслись. С тех пор эти три иконы у нас дома: Хлебная Божия Матерь, Иоанн Богослов и святитель Николай — бронзовая. Мама молилась перед этими иконами и никогда их не оставляла».
Узнав историю Неусыпающего акафиста, Нина Михайловна согласилась дать образ на три дня, чтобы перед ним, как в прежнем Леушино, был воспет Акафист Божией Матери. Подруга Нины Михайловны — Нина Яковлевна принесла святыню в храм Леушинского подворья.
5 марта 2003 года впервые после закрытия Леушинского монастыря чтение Неусыпающего акафиста совершалось перед Хлебной иконой Божией Матери. В течение трех дней непрерывно читались акафисты, совершалось освящение хлебов и сухариков. Богородица в эти дни явила особе знамение. В храм пришла раба Божия по имени Людмила, которая рассказала, что ей три дня назад приснилась Матерь Божия и повелела испечь пирожки, вручив при этом накладную, в которой значились 150 пирожков. Раба Божия, проснувшись, недоумевала, для чего и для кого нужно испечь эти пирожки. Вечером она услышала по радио рассказ о Хлебной Богоматери и принесении Ее иконы в храм Леушинского подворья. Она решила, что именно Богоматери она и должна приготовить пирожки. Каково же было ее удивление, когда она, увидев икону Божией Матери Хлебную, узнала в ней явившуюся ей в этом образе Богородицу. Принесенные 70 пирожков были священны и благословлены всем богомольцам. На другой день Людмила принесла еще 80 пирожков, исполнив таким образом послушание, данное ей во сне. Кто-то вспомнил, что преподобный Серафим Саровский благословил на канавке в Дивеево читать именно 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Наверное и количество пирожков Хлебной Божией Матери было не случайным.
В наши дни был написан список иконы Божией Матери «Хлебная» для Успенского храма Санкт-Петербурга, построенного в память жертв блокады на месте массовых захоронений горожан, умерших и погибших в эти страшные годы. Он так и называется в народе «блокадный». Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии иконописец Валентина Жданова написала образ на серебре. На нем Божией Матери предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец. По благословению строителя и настоятеля Успенского храма протоиерея Виктора этот образ был написан в память о тех иконах, которые нашла женщина в суровую блокадную зиму и которые спасли жизнь ее детям».
Ужасным оказалось то событие, когда от напора ураганного ветра упали строительные леса Успенского храма, под которыми погиб отец Виктор, похороненный у стен построенного им храма. В нем и находится икона Божией Матери «Хлебная», написанная по благословению батюшки. Прихожане Успенской церкви просят молитв об упокоении протоиерея Виктора, усердием которого и по милости Божией к петербуржцам снова вернулась старинная Соловецкая икона.
В самой Соловецкой обители до наших дней не было даже ни одного списка чудотворной иконы. И вот на Соловецкое подворье в Москве пришла информация о том, что список Хлебной иконы видели в антикварном магазине на Арбате. Очень скоро нашелся благотворитель, икону выкупили. Это случилось накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, который является престольным на Соловецком подворье в Москве. Примечательно то, что на месте явления иконы в Соловецкой обители еще в годы святителя Филиппа в 1859 г. был устроен храм также в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время этот список с чудотворной иконы находится на Соловецком подворье в Москве и открыт для поклонения каждый день.
Все эти благодатные события стали новым явлением и прославлением образа, которым Божия Матерь в наше время практического материализма всеобщих рыночных ценностей напоминает о Хлебе насущном и дарует нам Хлеб Вечной Жизни — Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа.

Светлана БАЙБИКОВА.
Список используемой литературы:
— Сказание о Хлебной иконе Божией Матери. — Сост. Свящ. Геннадий Беловолов. Леушинское подворье. — СПб. — 2003. — 28 с.
— Материалы сайта Петрозаводской и Карельской епархии.

Статья опубликована участником 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел ‘Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская Хлебенная (Запечная)’.

Икона Божией Матери, именуемая “Спорительница хлебов”, написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия (23.XI. 1812 – 10.X.1891). Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери.

Матерь Божия – «всех стихий земных и небесных освящение». Её образ «Спорительница хлебов» связан с двумя природными стихиями: землей и водой.

Неслучайно Владычица изображена сидящей на облаке – символе небесных вод и, соответственно, плодородия. Это облако орошает землю, дающую урожай хлебных колосьев, собранных в снопы.

На иконе Матерь Божия благословляет землю, рождающую хлеб, нужный нам в повседневной жизни для поддержания сил телесных.

Старец Амвросий, дав этому образу наименование «Спорительница хлебов», этим подчеркнул, что Матерь Божия заботится не только о душевном спасении, но и помогает в земных трудах каждого человека.

К иконе обращаются в нуждах житейских, моля Пресвятую Богородицу о ниспосла-нии хлеба насущного, пропитания и благословения на труды праведные, о покровительст-ве посевов и о плодородии. Молитва Божией Матери перед иконой Ее «Спорительница хлебов» помогает в бедности и житейских делах.

Первое чудо от иконы «Спорительница хлебов» произошло в 1891 году. По всей России был большой голод из-за неурожая, а на полях Калужской губернии и на наделах Казанской обители в Шамордино хлеб уродился как всегда. Говорят, крестьяне, жившие рядом с Оптиной пустынью, вешали списки этой иконы по своим избам и тем спаслись.

В 1892 году, когда преподобного Амвросия Оптинского уже не стало, послушник Иван Черепанов отослал список с иконы «Спорительница хлебов» в Воронежскую губернию, в Пятницкую женскую обитель, где в тот год была большая засуха. После того как перед иконой отслужили молебен, пошли дожди, и хлеб был спасен. И подобных чудес было предостаточно.

С тех пор принято считать, что «Спорительница хлебов» хранит дом от голода, особенно ей молятся об урожае во время засухи.

Любовь и доверие к старцу, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону в России, стране преимущественно земледельческой, истинно народной.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлевов»

Тропарь, глас 3

Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению. Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения, и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

ЧУДЕСНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ХЛЕБНАЯ» («ХЛЕБЕННАЯ»)

Чудотворная икона Божьей Матери, получившая название «Хлебная», появилась в XVI веке в Соловецком монастыре. В те годы жил там насельником святитель Филипп Московский, мирское имя которого было Феодор Колычев. Этот боярин, достигнув 30 лет, вдруг оставил службу государеву, покинул Москву и удалился в Соловецкую обитель. Скрыв свое имя, Феодор благоговейно нес послушание наравне со всей братией.

Игумен вскоре отметил усердие нового послушника, счел его достойным принять постриг и, дав ему новое имя – Филипп, отправил его трудиться в пекарню. Каждый день в обители выпекалось огромное количество просфор и хлеба, предназначенного для монастырских трапез, работа эта была тяжела для знатного человека, однако он с молитвой терпеливо сносил все тяготы и никогда не жаловался на усталость. С особым трепетом молился Филипп Пречистой Матери Божьей.

И однажды Царица Небесная явила ему свое расположение, ниспослав в 1540 г. чудотворный Свой образ. Филипп не хотел расставаться с чудесной иконой и поэтому поставил ее там же, где и трудился – в пекарне, рядом с печью.

С этого дня все свежевыпеченные хлеба и просфоры послушник с молитвой ставил перед иконой Богородицы, прося ее благословить священный хлеб. И тот, кто приходил забирать хлеба и просфоры, как бы получал их из рук Самой Матери Божьей. Очень скоро в обители икону стали называть «Хлебной» или «Запечной». Из послушника Филипп превратился в монаха, а позже и в игумена обители. В течение 18 лет был он настоятелем Соловецкого монастыря, после чего Иоанн Грозный призвал его на Всероссийскую митрополию. Мученическая кончина была уготована митрополиту, но он принял смерть с верой и молитвой.

После его кончины в 1569 г. икона Божьей Матери «Хлебная» стала одной из главных святынь Соловецкого монастыря, прославившейся на всю Россию. Ее поместили в Спасо-Преображенском соборе, где чудесный образ и пребывал до закрытия обители.

Сама икона была безвозвратно утрачена, однако на протяжении веков с нее были сделаны несколько списков. Одна из таких икон с конца XIX века хранилась в Леушинской обители. Принес ее сюда с Соловков один благочестивый паломник. Следуя обычаю соловецкой братии, насельницы монастыря поместили чудотворный образ в пекарне, и пришедшие за хлебом, положив три земных поклона, с молитвой принимали хлеб, благословленный Самой Пречистой Богородицей.

И в самые трудные времена, в самые голодные годы монахини никогда не оставались без хлеба насущного – Матерь Божья «Хлебная» заботилась о нуждах обители. Именно здесь, в Леушинском монастыре, было положено начало уникальному чину Неусыпающего акафиста.

По воле настоятельницы Леушинской обители для чудесного образа была сооружена отдельная часовня, которую в 1906 г. освятил сам Иоанн Кронштадтский. День и ночь, не прерываясь ни на минуты, шло в часовне прославление Матери Божьей – все насельницы монастыря поочередно читали Каноны и Акафисты Богоматери. Обычая, подобного этому, не было ни в одной православной обители ни на Руси, ни на Афоне.

В годы правления советской власти при создании Рыбинского водохранилища монастырь был затоплен, и чудесный образ долгие годы считался утраченным. Однако Царица Небесная не оставила народ православный без своего покровительства. Как и в первый раз, образ ее «Хлебный» был чудесным образом явлен в середине XX века.

Случилось это в суровые дни блокады – в страшную зиму 1941 г. Тысячи семей голодали тогда в промерзшем городе. Наталья Васильевна Федорова, когда кончился черный хлеб, замешанный на опилках и земле, и вода, стала кормить двух своих детей газетами. На третий день доведенная до отчаяния женщина отправилась просить хоть какой-то помощи для маленьких сына и дочери.

На Малой Морской улице ее застиг артобстрел. Бежавший мимо матрос, спасая, толкнул ее на землю. Поднимаясь, Наталья Васильевна вдруг увидела на снегу три святых лика. Чудо было явлено несчастной женщине – перед ней лежали три иконы: святого Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая и Пресвятой Богородицы. На образе Матери Божьей увидела она надпись – «Хлебная Пресв. Богородица», и в сердце ее затеплилась надежда на спасение.

По совету своей знакомой – благочестивой старушки, женщина бережно отнесла иконы домой.

Чудеса начались на следующий же день – незнакомый мужчина в солдатской форме отдал Наталье Васильевне мешок овса. Этим овсом, сберегая каждое зернышко, она и выкормила своих детей в те страшные дни. А неделю спустя по Дороге жизни началась поставка продуктов в осажденный город. Все три иконы с благоговением хранила женщина в своем доме, вознося перед ними молитвенные просьбы о помощи. И заступничество святых угодников Божьих и Пречистой Его Матери спасло всю семью – они пережили блокаду. Спаслись и все те, кто в эти годы бывал в их доме и обращался с молитвами к святым иконам.

До наших дней святой список древней иконы хранился в доме дочери Натальи Васильевны – Нины Михайловны Федоровой. Насельницы же Леушинского монастыря все эти годы не оставляли надежды вновь обрести чудотворный список «Хлебной» иконы и в начале нового века возобновили регулярное чтение Неусыпающего Акафиста. И молитвы их были услышаны – Матерь Божья чудесным образом указала им дом, в котором хранился ее спасительный образ.

Владелица иконы на три дня отдала его в храм Леушинской обители, где в течение всех трех дней без перерыва шло чтение акафиста, а также происходило освящение хлебов.

После того, как в сентябре 2008 г. Нина Михайловна приняла предсмертное причастие, она передала чудотворный образ протоиерею Валерию Швецову, настоятелю храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Духовенство и прихожане храма рассказывают о том, как, попав в церковь в самом начале кризиса, чудотворный образ начал обновляться.

Новый список иконы Богородицы «Хлебная» был сделан в наши дни и помещен в Успенском соборе в Санкт-Петербурге, который был возведен в знак вечной памяти жертвам блокады. Справа и слева от фигуры Богоматери на этой иконе помещены изображения апостола Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца – в память о святых образах угодников Божьих, чудом обретенных Натальей Васильевной зимой 1941 года.

В дни кризиса к спискам чудотворной иконы потянулись вереницы прихожан. С молитвенными просьбами помочь справиться с материальными трудностями, сохранить или найти работу, унять тревогу и обрести веру в будущее.

Например, каждый, кто подходит к иконе в храме «Взыскание погибших», получает из рук батюшки кусочек освященного хлеба. Многие относят его домой и хранят, как святыню – ведь издавна на Руси хлеб считался символом достатка и процветания, а хлеб, освященный во имя Матери Божьей, несущий на себе ее благословение и благодать, обязательно принесет человеку не только финансовое, но и духовное благополучие.

Она являет нам Христа как хлеб жизни. Это икона хлебная. Христос – это хлеб жизни и, если человек встречается с Христом, он утоляет свой главный голод – духовный.

Валерий, настоятель церкви иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Икона Божией Матери «Хлебная»

Икона Божией Матери «Хлебная» явилась святителю Филиппу Московскому, когда тот подвизался в Соловецкой обители. В миру боярин Феодор Колычев, в 30-летнем возрасте он покинул государственную службу и в простых одеждах тайно удалился на Крайний Север. Не открыв своего имени, он трудился на общих послушаниях как простой монах. Вскоре благоговейного послушника назначили в пекарню — изготовлять просфоры и хлебы на братскую трапезу.

Нелегко было знатному боярину на этом весьма тяжелом послушании, однако, несмотря на все тяготы, он не оставлял молитвы. Матерь Божия, к Которой всегда с особым усердием прибегал инок Филипп, утешила послушника явлением ему Своего чудотворного образа. Случилось это в 1540-х гг. Новую икону Богоматери Филипп поставил на месте своего послушания — близ хлебопекарной печи и с тех пор имел обыкновение все новоиспеченные просфоры и хлебы поставлять перед ней, как бы принося Самой Матери Божией. Братия, приходя за просфорами и хлебом, взимала их от образа, как от рук Самой Пречистой. Икону стали именовать также «Запечной» или «Хлебной».

После мученической кончины св. Филиппа в 1569 г. (память — 22 января н.ст.) образ «Хлебной» Богоматери стал одним самых чтимых в Соловецкой обители и прославился во многих концах Святой Руси.

Начало Неусыпающего акафиста в Леушинском монастыре

Началом «чину Неусыпающего акафиста» послужило принесение в конце 1880-х гг. одним благочестивым богомольцем в Леушинский монастырь из Соловецкой обители списка чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Эта святая икона была торжественно встречена сестрами за две версты от обители, крестным ходом внесена в святые врата и помещена в пекарне. По благословению Настоятельницы сестры, получая хлеб, должны были положить три поклона Хлебной Богоматери, принимая хлеб как бы из Ее рук, а каждый вечер читать пред нею Акафист. После этого, несмотря на скудость, монастырь никогда не оставался без хлеба. У игумении Таисии возникла мысль устроить для Хлебной иконы особую келию, в которой она благословила собирать списки других явленных икон Божией Матери и читать пред ними Неусыпающий Акафист.

Очевидно, Матушка Таисия знала о существовании в Дивеево благословленной Батюшкой Серафимом часовни, в которой собирались все иконы Богоматери и где Преподобный заповедал читать Неусыпающую Псалтирь. В подражание дивеевской часовне иг. Таисия благословила в 1905г. воздвигнуть подобную в Леушино. Материалами для строительства послужили остатки от новосооруженного зимнего Троицкого собора с приделом Преп. Серафима Саровского. В новую часовню, воздвигнутую рядом с Похвальским собором, была перенесена чтимая икона Хлебной Богоматери и другие списки Ее икон. Нина Михайловна Федорова

с «Хлебной» Богородицей 1) Часовня была освящена 10 июля 1906 г. о. Иоанном Кронштадтским. Сам горячо почитая Пречистую Богородицу, Дорогой Батюшка, вознеся в Часовне хвалу Божией Матери, в духовном восторге воскликнул: «Если бы я жил здесь в монастыре, я не ушел бы отсюда из этой часовни, — как вожделенно славить Владычицу». Почти сорок лет вплоть до закрытия в 1931г. в Леушино немолчно возглашалось архангельское приветствие Богоматери: «Радуйся, Благодатная». «Согласно благоговейному желанию настоятельницы святое Имя Богоматери, Неусыпной Заступницы и Покровительницы этой пустынной обители не переставало славиться ни на минуту».

К сожалению, чтимый Леушинский список Хлебной Богоматери в советское время был утрачен. После затопления великой обители его местонахождение неизвестно. В наши дни в Санкт-Петербурге действует подворье Леушинского монастыря.

Прихожане храма Леушинского подворья долго искали образ «Хлебной» Божией Матери. Списков с этого чрезвычайно редкого образа делали немного. Маленькое черно-белое изображение в известной книге Поселянина «Чудотворные иконы Матери Божией» давало только общее представление о его иконографии — близкое к «Скоропослушнице». Наконец, спустя полтора года после возобновления традиции Неусыпающего Акафиста по субботам на Леушинском подворье, в храме явилась «Хлебная» икона. Оказалось, что список редкого образа на золоте хранится в одной из петербургских квартир как семейная святыня. Об этом нам сообщила председатель совета фонда «Радетель» Нина Яковлевна Чаленко, пригласив причастить хранительницу иконы.


Нина Михайловна Фёдорова
с «Хлебной» Богородицей

Нина Михайловна Федорова — коренная петербурженка. Родилась в 1935 г. и всю жизнь прожила в Петербурге. Не покидала его и в страшные годы блокады. О том времени Нина Михайловна до сих пор не может спокойно рассказывать: сразу наворачиваются слезы.

В блокаду она и трехлетний брат Анатолий остались вдвоем с мамой Натальей Васильевной. Осенью и зимой 1941 г. было особенно тяжело. «Ни воды не было, ни еды», — вспоминает Нина Михайловна. 125 грамм хлеба — «он такой черный был, с землей и опилками» — не могли поддерживать жизнь. Наступил момент, когда три дня пришлось есть одни газеты. «Поели три дня газеты и говорим: мама, больше не хотим, кушай сама». В этот страшный момент Божия Матерь явила Свое неожиданное заступничество. Приводим рассказ Нины Михайловны Федоровой о явлении «Хлебной» иконы:

«Мама пошла, чтобы получить хоть какое-то пособие на детей, и в это время начался обстрел. Это произошло на Малой Морской улице около института Авиаприборостроения, на углу. Ужасный свист начался — когда снаряды летят близко, они свистят. На земле появились выбоины. Пробегавший мимо матрос закричал: «Ложись все!» — и толкнул маму. Мама упала, а когда поднялась, под ней оказались три иконы. Когда мама шла — там ничего не было, а поднялась — вдруг иконки. Она пришла в смущение, подумала: «Боже мой, что же это такое?! Как мне быть?» Поняла, что находка была не случайной — это было явление. И тогда она решила пойти к одной благочестивой старушке, спросить у нее. Пришла и говорит: «Как мне быть, как поступить? Вот три иконки нашла». Та ответила: «Ты думала, у тебя смерть за горами, а она была за плечами», — и посоветовала ей оставить иконы у себя и хранить бережно».

Прочитав название на одной иконе — «Хлебная Пресвятая Богородица» — Наталья Васильевна почувствовала надежду и вернулась домой. На другой день незнакомый солдат дал ей килограмм овса. «Хлебная» Богоматерь послала хлеб. «Это была первая помощь от иконы, — говорит Нина. — Мама овес на буржуйку положила и по зернышку мы клевали, тем и спаслись. С тех пор эти три иконы у нас дома: Хлебная Божия Матерь, Иоанн Богослов и святитель Николай — бронзовая. Мама молилась перед этими иконами и никогда их не оставляла».

Узнав историю Неусыпающего акафиста, Нина Михайловна согласилась дать образ на три дня, чтобы перед ним, как в прежнем Леушино, был воспет Акафист Божией Матери. Подруга Нины Михайловны — Нина Яковлевна принесла святыню в храм Леушинского подворья.

5 марта 2003 года впервые после закрытия Леушинского монастыря чтение Неусыпающего акафиста совершалось перед Хлебной иконой Божией Матери. В течение трех дней непрерывно читались акафисты, совершалось освящение хлебов и сухариков. Богородица в эти дни явила особе знамение. В храм пришла раба Божия по имени Людмила, которая рассказала, что ей три дня назад приснилась Матерь Божия и повелела испечь пирожки, вручив при этом накладную, в которой значились 150 пирожков. Раба Божия, проснувшись, недоумевала, для чего и для кого нужно испечь эти пирожки. Вечером она услышала по радио рассказ о Хлебной Богоматери и принесении Ее иконы в храм Леушинского подворья. Она решила, что именно Богоматери она и должна приготовить пирожки. Каково же было ее удивление, когда она, увидев икону Божией Матери Хлебную, узнала в ней явившуюся ей в этом образе Богородицу. Принесенные 70 пирожков были священны и благословлены всем богомольцам. На другой день Людмила принесла еще 80 пирожков, исполнив таким образом послушание, данное ей во сне. Кто-то вспомнил, что преподобный Серафим Саровский благословил на канавке в Дивеево читать именно 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Наверное и количество пирожков Хлебной Божией Матери было не случайным.

В наши дни был написан список иконы Божией Матери «Хлебная» для Успенского храма Санкт-Петербурга, построенного в память жертв блокады на месте массовых захоронений горожан, умерших и погибших в эти страшные годы. Он так и называется в народе «блокадный». Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии иконописец Валентина Жданова написала образ на серебре. На нем Божией Матери предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец. По благословению строителя и настоятеля Успенского храма протоиерея Виктора этот образ был написан в память о тех иконах, которые нашла женщина в суровую блокадную зиму и которые спасли жизнь ее детям».

Ужасным оказалось то событие, когда от напора ураганного ветра упали строительные леса Успенского храма, под которыми погиб отец Виктор, похороненный у стен построенного им храма. В нем и находится икона Божией Матери «Хлебная», написанная по благословению батюшки. Прихожане Успенской церкви просят молитв об упокоении протоиерея Виктора, усердием которого и по милости Божией к петербуржцам снова вернулась старинная Соловецкая икона.

В самой Соловецкой обители до наших дней не было даже ни одного списка чудотворной иконы. И вот на Соловецкое подворье в Москве пришла информация о том, что список Хлебной иконы видели в антикварном магазине на Арбате. Очень скоро нашелся благотворитель, икону выкупили. Это случилось накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, который является престольным на Соловецком подворье в Москве. Примечательно то, что на месте явления иконы в Соловецкой обители еще в годы святителя Филиппа в 1859 г. был устроен храм также в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время этот список с чудотворной иконы находится на Соловецком подворье в Москве и открыт для поклонения каждый день.

Все эти благодатные события стали новым явлением и прославлением образа, которым Божия Матерь в наше время практического материализма всеобщих рыночных ценностей напоминает о Хлебе насущном и дарует нам Хлеб Вечной Жизни — Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа.

Полнится земля русская святыми образами Богродицы, многие из которых являются чудодейственными и приносят благо православным верующим, да и всей стране на протяжении много времени. Подобных фактов чуда зафиксировано немало и везде есть чему удивиться. Интереснейшей является история иконы «Спорительница хлебов» содержание и глубокое значение этого образа.

История святой иконы

Иеросхимонах Амвросий, старец Введенской Оптиной пустыни, при своей жизни благословил написать икону божией Матери «Спорительница хлебов» и именно этой иконой он благословил женскую обитель, которую и основал в честь Казанского образа Божией Матери. Речь идет о Шамординской обители, которая была организована поблизости от Оптиной пустыни.

Старец Амвросий лично сказал, что должно быть изображено на иконе Божией Матери Хлебная и сказал, что 15 октября — день празднества. Именно поэтому образ Божьей Матери и назвали «Спорительницей хлебов». Зная о своей скорой смерти, отец Амвросий раздал и разослал всем своим духовным детям фотографии иконы, которые заказал в огромном количестве. Также старец создал припев для акафист иконе «Спорительница хлебов», который и до нашего времени считается чем-то особым и используется в богослужениях. При самых сложных делах или опасностях, его духовные дети часто произносили вслух этот припев, что прибавляло им уверенности и защиты Господа.

Так вышло, что день захоронения отца Амвросия сошелся с самим днем празднования — 15 октября. Известно, что погребен он в Шамординской обители.

Значение иконы «Спорительница хлебов»

На изображении можно увидеть, как Божия Матерь сидит на облаках и благословляет всех людей, о чем говорит положение ее рук. Внизу картины можно увидеть снопы ржи, разбросанные по всему полю, усеянному разными травами и цветами.

С одной стороны, значение иконы «Спорительница хлебов» указывает на благодать, которая простирается от Богоматери ко всем ее духовным детям, ко всем искренне верующим.

Многие ассоциируют данный образ с хлебом насущном и связь тут действительно есть. Более того, чудеса, о которых будет сказано далее во многом были связаны с материальным благополучием верующих, обеспечиваемых иконой.

Тем не менее, следует отметить и символическое значение пшеничного колоска как символа возрождения и воскрешения. Этот символ на протяжении длительного времени указывал на возрождение человеческой истинной сути. В христианской символике символ указывает на достижение Царства Небесного и Воскрешения. Ведь в самом писании встречаются такие образы зерна, которому нужно оказаться в земле чтобы прорасти.

В чем помогает икона «Спорительница хлебов»

Как и со всеми иконами, со «Спорительницей хлебов» так же происходили чудеса на благо всего народа. Так, во время голода всей территории России, когда всю страну охватил неурожай, в Калужской области впервые было выявлено чудо от святого образа — в Шамординской обители, а точнее, на ее полях, родился хлеб. Конечно много, о чем молятся Хлебенной иконе Пресвятой Богородицы, но часто просят именно и том чтобы избавиться от различных материальных невзгод и бед.

Ровно через год после описанного ранее чуда Черепанов Иван Федорович отправил в Воронежскую область, а именно, в Пятницкую женскую обитель, иконный список. Зная о прошлогоднем чуде, перед иконой сразу же был отслужен молебен, в надежде, что такая затянувшаяся засуха наконец-то прекратится. И она прекратилась — на следующий день пошел дождь, а после этого вырос богатый урожай. Вот для чего верующие хранят кусочек хлеба за иконой, они таким образом стремятся получить особое благословение, для того чтобы в доме всегда был хлеб и достаток.

Есть и относительно недавние свидетельства того в чем помогает икона «Споручница хлебов» — Среднеуральский женский монастырь, который был основан в начале нового тысячелетия. До поры до времени на этой территории был простой луг, который буквально за считанные годы стал развитой обителью с многочисленными зданиями. Как говорят верующие, именно «Спорительница хлебов», которой посвящен монастырь, помогла создать в такие короткие сроки обитель.

Молитва иконе «Хлебная»

Днем почитания данного образа является 15 октября.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Спорительница хлебов

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Икона Запечная (Хлебенная) — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников
Икона получила такое необычное название, так как явилась святителю Филиппу митрополиту Московскому (память 22 января по новому стилю) во время молитвы, за печью в хлебопекарне Соловецкого монастыря в те времена, когда он, будучи иноком, исполнял в монастыре послушание пекаря. После мученической кончины святителя Филиппа в 1569 году от рук царского опричника Малюты Скуратова образ Богородицы «Хлебенная» стал одним из самых чтимых в Соловецкой обители и прославился во многих концах Святой Руси. В наши дни был написан список иконы Божией Матери «Хлебенная» для Успенского храма Санкт-Петербурга, построенного в память жертв блокады на месте массовых захоронений горожан, умерших и погибших в эти страшные годы. Он так и называется в народе – «блокадный». Образ написала на серебре преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии иконописец Валентина Жданова. На иконе Божией Матери предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец.

Описание иконы Пресвятой Богородицы Хлебенная (Запечная)
Икона Божией Матери «Хлебная» явилась святителю Филиппу Московскому, когда тот подвизался в Соловецкой обители. В миру боярин Феодор Колычев, в 30-летнем возрасте он покинул государственную службу и в простых одеждах тайно удалился на Крайний Север. Не открыв своего имени, он трудился на общих послушаниях как простой монах. Вскоре благоговейного послушника назначили в пекарню — изготовлять просфоры и хлебы на братскую трапезу. Нелегко было знатному боярину на этом весьма тяжелом послушании, однако, несмотря на все тяготы, он не оставлял молитвы. Матерь Божия, к Которой всегда с особым усердием прибегал инок Филипп, утешила послушника явлением ему Своего чудотворного образа. Случилось это в 1540-х гг. Новую икону Богоматери Филипп поставил на месте своего послушания — близ хлебопекарной печи и с тех пор имел обыкновение все новоиспеченные просфоры и хлебы поставлять перед ней, как бы принося Самой Матери Божией. Братия, приходя за просфорами и хлебом, взимала их от образа, как от рук С

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *