Рука младенца

Содержание

Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке с любимым крохой? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит молодых родителей?

У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

Одно из проявлений физиологического гипертонуса – неполное разведение бедер у малыша. Такое состояние может быть до 4–6 месяцев, после данного срока ножки крохи должны разводиться. Если этого не происходит, надо показать ребенка врачу, так как затруднение разведения в бедрах может быть признаком патологии тазобедренных суставов

Да, это гипертонус – повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев. Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах. Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией – такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев. К 3,5–4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает, движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо, но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне. Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

У крохи дрожат руки, ноги, подбородок – может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

Сразу после рождения ребенка каждый месяц должен осматривать педиатр, а в 1, 3, 6, 12 месяцев – и врачи-специалисты: невролог, окулист, ортопед. Именно они достоверно оценят состояние малыша и помогут родителям проконтролировать его развитие

Дрожание, или тремор, это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни. Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки. Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка). Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго – всего несколько секунд.; если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

Это проявление одного из врожденных рефлексов – так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4–5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием. Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения. Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным; после 4–5 месяцев он должен исчезнуть.

Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец), может быть, он голодный и ему не хватает молока?

У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс, именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша. Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3–4 годам. Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2–4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2–3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.

Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

Срыгивания – очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3–5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией, так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям. Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем – всего 5–10 мл: вот почему нескольких капель молозива бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное. Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям.
Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом и почему он появляется у маленьких детей?

Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами). Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи.
Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, косоглазие, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад – это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет и кажется, что единственное, что малыш делает, – это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии – остается только терпеливо дождаться этого времени.

Дмитрий Николаевич Смирнов
детский невролог перинатальный центр ГКБ 7,
кандидат медицинских наук, врач высшей категории,
ассистент кафедры неонатологии РМАПО

Ребенок на руках во сне является скорее предупреждением, сулящим значительные перемены в жизни человека. Чтобы разобраться к чему снится ребенок на руках, нужно скрупулезно, во всех мельчайших деталях припомнить свое сновидение, а также его сюжет и собственные эмоции, сформировать осмысленную смысловую картинку и посмотреть ее значение в соннике.

Согласно большинству сонникам, малыш во сне, истолковывается по-разному. Эта картинка может обозначать наличие идей, вынашивание планов, работа над грандиозным проектом. Для женщин, подобный образ, сонник обозначает, как хлопоты, приятные заботы, кардинальное изменение жизненного расписания или приоритетов.

Чтобы понять к чему снится маленький ребенок на руках, нужно обратить внимание на его пол, внешний вид, поведение, а также следует вспомнить свои действия по отношению к малышу.

Некоторые сонники истолковывают данный образ как подсознательное желание холостых людей завести детей и обзавестись семьей. Однако реальные обстоятельства складываются таким образом, что у сновидца нет возможности осуществить свои рвения – отсутствие второй половинки или нежелание избранника обзаводится потомством, материальные или финансовые трудности, страх взять на себя ответственность.

Людям, связанным с творчеством, сновидение, в котором приходится держать грудного ребенка на руках, олицетворяет сонником наличие оригинальной идеи, которую впоследствии человек реализует, холя и лелея свое детище.

Внешность, пол и поведение дитя на руках

Ребенок — мальчик на руках, согласно соннику, обозначает появление проблем, которые сильно напугают спящего, однако на самом деле с ними удастся справиться неимоверно просто. Также картинка символизирует необходимость заняться трудом, отвлечься от суеты и завести хобби.

Небольшие хлопоты либо длительное общение с неприятными людьми, которые будут сильно влиять на настроение и работоспособность человека, вот, к чему снится ребенок — девочка на руках. Также, данный образ во сне, указывает сонником на то, что человеку нужно посвятить больше внимания своим родным и близким людям, навестить родственником и наладить со всеми контакт.

Беременным девушкам, приснившийся новорожденный ребенок на руках, по соннику, обозначает легкие роды и быстрое восстановление. К тому же, нередко после просмотра аналогичного видения, женщина может легко определиться с именем будущего чада.

Чтобы узнать, к чему снится подобное сновидение, является поведение и настроение малыша. Радостное и счастливое дитя — предвещает успех, счастье и благополучие, спокойное – предвещает уверенность в завтрашнем дне, материальную и финансовую стабильность, беспокойный – стрессовое состояние. Грустный или озабоченный малыш во сне является признаком грядущих неприятных событий, которые не на шутку огорчат сновидца.

Больные дети, предвещают проблемы со здоровьем или серьезное моральное потрясение. Чтобы избежать плачевных последствий, надо постараться найти время на отдых, только следует выбирать безлюдные и спокойные места, чтобы была возможность отдохнуть и душой и телом.

Чужой ребенок на руках во сне, свидетельствует о чужих хлопотах, которые человек добровольно взвалит на свои плечи. Также данное видение переводится как столкновение в реальной жизни с ситуацией, с которой человек никогда еще не сталкивался. На преодоление трудностей потребуется больше времени и сил, однако терпение и трудолюбие приведут все на свои места.

Избавление от проблем, терзавших душу привязанностей, ненужных вещей, людей, идей и планов, вот, к чему снится мертвый малыш.

Спящий ребенок на руках во сне, олицетворяет момент спокойствия и расслабления, который может себе позволить человек. Ностальгия, прошлые переживания или не свершившиеся надежды всплывут в памяти сновидящего. Некоторые сонники, объясняют данное видение как неожиданный удар в спину, надо всегда быть начеку и не подпускать людей близко.

Действия человека, направленные к малышу, сидящему на руках

Женщине, которой во сне довелось, чужого ребенка носить на руках, сонник трактует, как подсознательное желание и моральную готовность сновидицы иметь своих деток. Кормить детку, толкуется как выгодные денежные вложения и успех в том деле, где пришлось потратить немало сил и энергии.

Доставить немало хлопот своим родным и близким людям – это то, к чему сниться нести ребенка на руках. В данном сновидении очень важным является тот момент, кому сновидец принесет дитя. Если спящий человек отдаст его матери, которая наяву окажется знакомой сновидящего, значит, та, наяву окажет непосильную помощь или услугу в решении какого-либо вопроса.

Полезно знать, к чему снится укачивать ребенка на руках. Подобное сновидение является предзнаменованием того, что на пути к гармонии и спокойствию, человеку придется преодолеть немалые препятствия. Важно, чем заканчивается подобное видение. Если сновидцу удалось укачать малыша, значит, момент блаженства и спокойствия наступит быстро, если же все попытки остались тщетны, значит, грядут серьезные неприятности и стоит морально к ним подготовиться.

Качать ребенка на руках, который беспокойно себя ведет во сне, предвещает сонником, грядущую напряженную или стрессовую ситуацию. Для поднятия своей жизненной энергии и тонуса, нужно принимать витамины и пересмотреть свой режим питания.

Читать во сне, ребенку на руках или учить его Библии, сонник истолковывает, как желание человека повысить свой духовный уровень, заняться собственным образованием, познать мир. К тому же, сонник толкует данное сновидение, как возможность изменить свои планы и правильно расставить приоритеты.

Брать на руки ребенка во сне, по соннику Фрейда, означает стабильность и гармония отношений в семье, а также хорошее функционирование половой системы. Наказывать детей во сне – знак сексуальной неудовлетворенности либо склонность к самоудовлетворению.

Если пришлось во сне взять на руки ребенка, который плачет, то стоит опасаться интриг и коварства недоброжелателей. Если ребенок перестал плакать, как только оказался на руках, то, как истолковывает сонник, сомнения и преграды на пути к исполнению задуманного исчезнут сами собой. Если после длительных мучений, все-таки удалось успокоить детеныша во сне, значит, придется сильно постараться для того, чтобы вернуть себе доброе имя или выйти из сложной ситуации.

Попытка найти утраченное счастье – это то, к чему снится искать дитя, по соннику Нострадамуса. Найти и взять его на руки во сне – обретение покоя.

Ребенок на руках у другого человека

Если знакомый человек во сне держит ребенка на руках, то, сонник подсказывает сновидцу, что пора уделить внимание своим родным и близким людей, особенно детям. Поскольку в последнее время спящий увлекся решением собственных проблем, встречами с друзьями или работой.

Если во сне, чужой человек взял на руки и успокоил ребенка сновидца, то стоит задуматься о своем отношении к собственному чаду. Возможно дитя не получает того тепла и заботы, которая требуется для нормального развития и формирования чувства собственной значимости.

Если во сне, чужой человек держал на руках ребенка, баюкал его, успокаивал, кормил, то согласно соннику, нужно приготовиться к тому, что в реальной жизни кто-то плохо отзывается о сновидце. Скорее всего, речь идет о работе. Если во сне, ребенок был худым и вялым, то сплетни и интриги не смогут помешать спящему в исполнении заветной цели.

Есть похожие сны 👍

А теперь давай вместе узнаем сбудется ли твой сон? 🔮 Который приснился именно сегодня. Именно этой ночью️ 🌃.

Сны по теме 👇

Задайте вопрос или расскажите сон:

Используемая литература:

На вопрос, к чему снится ребенок на руках, может быть несколько ответов в зависимости от того, кто видит сон, ситуации, в которой отражены действующие лица, и состояния малыша. Толкование одного и того же сна у сновидцев разного пола также может быть разным. Сон для девушки с детьми или без детей может иметь совершенно противоположные значения, поэтому на этот момент стоит обращать внимание при обращении к соннику. Большое внимание при толковании уделяется и тому, какой ребенок во сне – например, веселый или плачущий.

К чему снится маленький ребенок на руках по соннику Миллера

В соннике Миллера можно найти объяснение практически каждому сну. Нашелся здесь и ответ на вопрос, к чему снится маленький ребенок на руках.

Если сон с укачиванием ребенка на руках приснился девушке или женщине, стоит ожидать от себя упрямства в достижении поставленных целей. Только при проявлении достаточной силы воли и упорности, желаемое будет получено.

По соннику, кормить младенца на руках объясняется как риск: в ближайшем будущем могут появиться сложности в работе, проблемы, связанные с одним из видов вашей деятельности, придется проявить о ком-либо заботу.

Сон с больным ребенком на руках предупреждает о напряженном периоде в жизни. Если вам приснилось подобное, стоит подготовиться к решению серьезных проблем. Сон, где вы берете на руки ребенка, у которого температура, предвещает душевную боль и сильные переживания из-за близкого человека.

Держать младенца на руках во сне по соннику Ванги

Ванга объясняет причину того, к чему снится ребенок на руках, по-своему. По мнению прорицательницы, если вам приснился сон, где вы держите на руках сильно плачущего ребенка и пытаетесь его успокоить, вас ожидает совершенно неожиданная новость или событие.

Сон, где вы берете на руки малыша, который сам тянется к вам, предвещает скорое пополнение в семье. Если сновидцем является мужчина, и он увидел себя с ребенком на руках, это говорит о скором решении каких-либо давних проблем.

Приснился грудной ребенок на руках: толкование по соннику Фрейда

Если снится маленький ребенок на руках, то в семье воцарится мир и согласие, а отношения заметно потеплеют. Особенно значимым такой сон может быть для пары, которая давно находится в натянутых отношениях. Сон означает, что можно смело делать первый шаг к примирению: ваша вторая половинка давно этого ждет.

К чему снится маленький мальчик на руках по соннику Цветкова

В соннике поясняется, к чему снится ребенок на руках у беременной девушки. Такой сон предупреждает о трудностях, которые могут возникнуть либо в семье, либо на работе. Если ребенок на руках у беременной плачет, возможно, будет ссора с одним из членов семьи или близким родственником. Подобный сон может также предвещать осуждение какого-либо поступка близкими. Если же беременная девушка держит смеющегося малыша, напротив, дела наладятся.

По соннику, ребенок на руках – мальчик обделанный – трактуется только для тех, у кого нет младенца, так как если он есть, сон всего лишь повторяет какое-то событие в реальной жизни. Для сновидцев без маленьких детей подобный сон сулит какую-то новую идею, которая воспримется с большим успехом и принесет хорошую прибыль.
Сон с младенцем на руках у мужа трактуется как появление в скором будущем в семье ребенка. Если малыш во сне голый, ожидайте поддержки в сложном деле со стороны. Если муж держит на руках чужого ребенка, остерегайтесь споров с родными и близкими людьми, так как они могут перейти в крупный скандал.

Держать на руках младенца девочку во сне: толкование по соннику Лоффа

У Лоффа свое мнение относительного того, к чему снится ребенок на руках. Сон, где ребенок на руках умирает, предупреждает о какой-либо угрожающей вам опасности. Если умерший ребенок ожил во сне, расценивайте это как знак того, что вы очень близко подошли к достижению своей цели и нужно прилагать все усилия.
Если во сне младенец на руках срыгнул, в реальной жизни, возможно, вы попадете в неловкую для вас ситуацию.

К чему еще снятся младенцы? Сонник Лоффа утверждает, что сон, в котором девушка держит ребенка на руках, может просто отражать ее желание стать матерью. Для мужчины подобный сон – это символ страха ответственности перед детьми или опять же желание стать отцом.

Чужой младенец на руках: толкование по соннику Хассе

Сонник объясняет: если ребенок на руках написал, вы получите приглашение на какое-то крупное торжество, возможно, на юбилей или свадьбу.

По соннику, ребенок на руках спит — вас ожидает светлый период в жизни. Если малыш чужой, незнакомый вам – придется столкнуться с трудностями, чтобы добиться намеченной цели.

При этом точная трактовка зависит от пола ребенка. Если приснился спящий мальчик, у вас будет хорошее повышение или трудоустройство на более престижную работу. Сон со спящей девочкой на руках сулит приятные хлопоты, связанные с какими-либо торжествами.

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Показатель 1 месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц 5 месяц 6 месяц
Зрительно-
ориентировочные реакции

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении Узнает мать Отличает чужих от близких
Слуховые
ориентировочные реакции
Вздрагивает при резком звуке и мигает Прислушива- ется Отчетливое слуховое сосредото- чение Поворачивает голову на звук Различает тон, с которым к нему обращаются
Эмоции Первая улыбка Улыбается в ответ на речь взрослого В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек Громко смеется
Движения общие Пытается держать голову лежа на животе Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. Поворачивает- ся со спины на живот Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке.
Движения руки и действия с предметами Захватывает подвешенную игрушку Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка Свободно берет игрушки из разных положений
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи Начинает гулить Продолжи-тельно гулит Продолжает долго гулить Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Показатели 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 10 месяцев 11 месяцев 12 месяцев
Движения общие Хорошо ползает Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее Ходит при поддержке за обе руки Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Самостоя-тельно стоит без опоры Самостоя-тельно ходит
Движения руки с предметами действия Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую Долго занимается игрушками

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки
Подготовитель- ные этапы развития речи Произносит слоги многократно (лепечет) Громко, повторно произносит различные слоги Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете Подражает разным слогам взрослого Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис» Произносит 8-10 слов
Понимание речи На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания» Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого Выполняет элементар- ные требования взрослых Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов
Навыки и умения в процессах Пьет из чашки, которую держит взрослый Сам держит сухарик или корочку хлеба Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. Пьет из чашки Пьет из чашки Сам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *