Иудаизм это христианство

Сходство и различие

Термин «еврей» впервые зафиксирован в Ветхом Завете, который у последователей иудаизма носит название «Танах». Прародитель евреев Авраам назван там «Авраам ха-иври». Слово «иудей» также впервые встречается в Танахе –Ветхом Завете. Происходит оно от имени четвертого сына Яакова – Иегуды, что значит «лев». Имя клана Иегуды после разрушения Первого храма (6 век до н. э.) и увода в рабство десяти колен (родов) Израилевых было перенесено на всех евреев, так как потомки Иегуды стали количественно преобладать.

Потом, когда Ближний Восток стал частью Римской империи, евреи расселились по ее просторам, положив начала «диаспоре» – то есть рассеянию или расселению, по дословному переводу с греческого. В то время отличие иудея от еврея было еще неактуально, поскольку значения этих слов тесно переплетались; пожалуй, даже можно сказать, что тогда они были синонимами. Казалось бы – сравнительно малочисленные группы евреев, живущие далеко друг от друга и от исторической Родины в окружении других народов, неизбежно должны быть ассимилированы. Однако этого не произошло. Почему?

Во-первых, в еврейской религии – иудаизме – заложен постулат о богоизбранности народа. Согласитесь, этот фактор дисциплинирует человека и укрепляет национальную идентичность. Кроме того, в традиционном еврейском праве – Танахе – заложены четкие критерии, кого можно считать евреем, а кого нет. Например, стать евреем можно, пройдя специальный обряд – гиюр.

Сравнение

Еврейская диаспора издавна существовала во многих странах. Учитывая, что в древности и в Средние века отношения между странами нередко были затруднены – по причине отдаленности, из-за непрекращающихся войн или из-за религиозных разногласий титульных наций, –общины долгое время существовали замкнуто, забывая язык предков и создавая новые языки (например, когда при образовании государства Израиль в конце 1940-х годов туда приехали евреи со всего мира, оказалось, что они являются носителями нескольких десятков языков). Часто менялся даже антропологический тип: например, внешне евреи Северной Африки и Европы различаются, так как последние веками жили в окружении германцев и славян и вследствие смешивания с ними приобрели несколько иной облик. Хотя количество смешанных браков было все же невелико из-за предубеждения к евреям и из-за их замкнутости.

Интересно, что с точки зрения ортодоксальных (то есть религиозных) евреев разницы между евреями и иудеями не существует. Людей, незнакомых с еврейской культурой, сбивает с толку, что у тех не существует разницы между национальностью и религией. Например, еврей-атеист является полноправным евреем, а вот еврей, искренне принявший христианство или ислам – нет. Потому что с точки зрения иудейской религии Христос не является мессией, а Мухаммед – пророком, и человек, утверждающий обратное, не может являться евреем (или иудеем, что для них одно и то же). Такая вот еврейская логика.

Еврей? Израильтянин? Иудей? Галилеянин?

Вольфганг Акунов

REX LUPUS DEUS
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
Кем был Иисус Христос (в своей земной жизни) «по национальности»? Для большинства современных русских (да и не только русских) людей ответ на этот столь простой, на первый взгляд, вопрос, кажется столь же, на первый взгляд, простым. В Евангелиях приведено Его подробное родословие, согласно которому происхождение Иисуса восходит напрямик к царю объединенного Израиля (Исраэль) пророку-псалмопевцу Давиду, от которого и должен, как это было предсказано ветхозаветными пророками, произойти Мессия — Машиах, Мешиех, Мошиах, то есть «Помазанник (Божий)», в значении «Царь» (перевод слова «Мессия на греческий — «Христос»).
Отсюда обычный русский человек делает, казалось бы, сам собой напрашивающийся вывод, что, раз Иисус происходил от Давида, царя Израиля (а Израиль, как написано во всех сегодняшних учебниках и справочниках — «еврейское государство»), то Он был «евреем». Иные (не вдаваясь особо в вопросы Единосущности, Троичности, Нераздельности, Неслиянности и в другие тонкости Христианского Учения о взаимоотношениях между Ипостасями Божественной Троицы) полагают, что Отцом Иисуса был Сам Господь Бог, то есть, выражаясь языком профанов, по Отцу Он «был Лицом без определенной национальности», но по Матери все равно был «евреем».
Между тем, при ближайшем рассмотрении, ответ на этот, казалось бы, простой вопрос, оказывается не таким простым, как представляется порой на первый взгляд, даже если сравнить соответствующие русские этнонимы с английскими (все-таки английский считается наиболее употребительным в современном мире языком межнационального общения, как говаривали в советские времена). Английские слова Hebrew (хибрю, гебрай, эбрай, еврей, ибри, иври, хибри; в древнеегипетском Пророчестве Ипувера, или Ипусера — хевер, и т.д.) и Jew (джю, иудей, иегуди, иехуди, йехуди, иде, юде и т.д.) сегодня переводятся на русский язык одинаково: «еврей», «иудей» (как если бы они были синонимами, чем они в действительности отнюдь не являются). В английском языке словом Jews (джюз, иудеи=евреи) обозначаются потомки одного из двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова (Яакова, он же — Израиль, Исраэль), носившего имя Иуда (Иегуда, Йехуда). Судя по Священному Писанию, признаваемому как современными иудеями=евреями (талмудистами) и караимами (иудеями-неталмудистами), так и последователями учения Иисуса Христа — христианами, исторические евреи (Hebrews, хибрюз, ибрим, ибримы, иврим, ивримы — скорее всего, данный этноним идентичен аперу, хаперу, хабиру, хабири, упоминаемым в переписке древнеегипетских фараонов с подвластными им князьками Ханаана, т.е. Сирии и Финикии, жалующимися на набеги этих кочевых «заречных» племен, нападающих на них «из-за реки», т.е. из-за Евфрата), потомки патриарха Авраама (Абраама) — первого (если не считать Евера, упоминаемого только вскользь среди потомков праотца Адама) ветхозаветного персонажа, прямо названного в Священном Писании (устами жителей Ханаана — той Земли Обетованной, куда Авраам переселился из Харрана=Арам-Нахараин, ибо Бог обетовал, т.е. обещал отдать ему и его потомкам во владение землю Ханаанскую), «евреем» (иври) — никогда не называли себя «иудеями» (Jews, джюз, йехудим, иегудим), ни во дни ветхозаветных патриархов, ни во время пребывания в Египте (Египетского пленения), ни впоследствии, после исхода из Египта под предводительством пророка Моисея (Моше, Мосе), ни при завоевании Земли Обетованной (Ханаана, Кенаана или Канаана; называть эту землю «Палестиной» до прихода в нее одного из индоевропейских «морских народов», или «народов моря», а именно — филистимлян=пеластов=пеласгов=плиштим — исторически некорректно, ибо именно по поселившимся в ней филистимлянам греки стали называть Обетованную Землю Филистеей, римляне — Палестиной, а арабы — Филастян, или Филястын) под предводительством пророка Иисуса Навина (Иешуа бен Нуна, Иегошуи, Иегошиягу).
После покорения выходцами из Египта населенного языческими племенами преимущественно семитского происхождения (родственными, в этом плане, поеорившим их евреям=израильтянам) Ханаана (египтяне называли эту землю Па-Хурру, Па-Гурру или Па-Сурру — вероятно, данное название этимологически связано с жившими там племенами хурритов-гурритов, и с позднейшим названием Сирии) расселившиеся там двенадцать племен («колен») потомков Иакова-Израиля стали именовать эту завоеванную ими территорию «Эрец Исраэль» («Земля Израиля», «Земля Израилева»), или, сокращенно, «Га-Арец» («Земля»). Впервые земли двенадцати колен-племен объединил в одно единое Израильское царство Саул (Савл, Шауль) из колена Вениаминова (Беньямин), погибший в войне с язычниками-филистимлянами. Потомков царя Саула сменил у власти отпрыск колена Иудина царь и пророк Давид. Собственно говоря, его звали Елкана, Эльханан, «Давид» — прозвище, означающее «Возлюбленный», «Любимец (Бога)». Именно царь Давид, завоевав город языческого племени иевуссеев Иерусалим (Иерушалаим — Уру-Салиму переписки ханаанскуих правителей с египетским фараоном), сделал его столицей объединенного Израильского царства, которое вскоре после смерти сына Давида — царя Соломона (Шломо, Шеломо), построившего в Иерусалиме задуманный еще его отцом Давидом «Дом Божий» — Храм Единого Всевышнего Бога (Бога Израилева) — распалось на два царства, а именно: Южное (Иудейское, Иуду, Иудею, Иегуду, Йехуду) со столицей в Иерусалиме, и Северное (Израильское, Исраэль) со столицей в Самарии (Шамроне). Северное царство сохранило за собой название «Израиль», поскольку в него вошли территории большинства (десяти) колен-племен Израилевых, в то время как Южное царство охватывало лишь территории двух колен Израилевых — Иудина и Вениаминова. Поскольку колено Вениаминово стало к тому времени крайне малочисленным (будучи почти полностью истреблено в междоусобной войне с другими коленами израильскими), его название никак не отразилось в названии Южного царства, вошедшего в историю, как Иудейское.
После завоевания Северного царства царем Ассирии (Ашшура, Ассура или Субарту) Саргоном (Шаруккином) II в 722 г. до Р.Х., разрушившим Самарию, угнавшим в плен десять колен Израилевых и поселившим на их месте народности (как семитского, тапк и не семитского происхождения) из разных частей Ассирийской (Субарейской) державы, Южное (Иудейское) царство сохранило на некоторое время свою самостоятельность. Поскольку угнанные ассирийцами в плен десять колен-племен Израилевых растворились в многочисленном населении Ассирийской державы, иных израильтян, кроме жителей Иудейского царства, не осталось. Так слова «иудей» («иегуди», «йехуди») и «израильтянин» («исраэли») постепенно стали синонимами, хотя Иудея (Иуда, иудеи) изначально всегда была только частью Израиля, как целого, отнюдь не равнозначной этому целому.
После завоевания Иерусалима халдейским (нововавилонским) царем Навуходоносором (Небукаднецаром)II и начала так называемого семидесятилетнего «Вавилонского пленения колен Иудина и Вениаминова», Южное царство (Иудея, Иуда, Иегуда, Йехуда) было разрушено (в 597-586 гг. до Р.Х.) и его политическое влияние приостановилось. Однако в Вавилонию была угнана халдеями только наиболее знатная и влиятельная часть населения Иудейского царства. Оставшиеся в Эрец Исраэль на положении подданных вавилонских царей менее знатная и богатая часть населения продолжала именовать себя иудеями, иегудим, йехудим, Jews.
Британский исследователь Дуглас Рид (Douglas Reed) в своей известной книге «Спор о Сионе» («The Controversy of Zion») использует этнонимы Israelites (израилиты, т.е. израильтяне) и tribe of Judah (племя Иуды, племя Иудино, племя Иудейское, племя иудеев, иудеи), проводя между ними четкое различие.
Во времена земной жизни Иисуса различие между иудеями (от этого этнонима происходит считающиеся в настоящее время в русском языке «неполиткорректными», но широко употребительные в русской литературе с древнейших времен до ХХ века слова «Жиды», «Жидове», «Жидова», сохраняющие, тем не менее, по сей день «все права гражданства» в других славянских языках — например, польском, чешском, словацком и т.д.), галилеянами и самарянами (cамаритянами, шамроним) было весьма ощутимым. Галилеяне исповедовали иудейскую религию, но предками их (как и предками самарян) были не выходцы из египетского плена, а ассирийцы (субарейцы, ассирияне), халдеи, мидийцы (мидяне) и другие племена, как семиты, так и не семиты, переселённые ассирийским царём Саргоном II на территорию Галилеи (Галиль, Гелиль) после завоевания Ассирией Северного (Израильского) царства.

Они признавали Бога Израилева (Бога Израиля), но во многом придерживались обычаев своих не израильских (и, уж тем более, не иудейских), хотя, возможно, «еврейских» (в указанном выше изначальном значении — «заречных», «заевфратских») предков. В расовом отношении галилеяне больше походили на самарян (таких же переселенцев из Ассирии, как и они сами, но поселенных завоевателями на других территориях бывшего Израильского царства), чем на иудеев, в религиозном – более на иудеев, чем на самарян. Отношения между этими тремя народами были довольно напряженными, если не враждебными. Иудеи называли обитателей Самарии и Галилеи язычниками, или иноземцами (гоями, гоим), а саму Галилею — «Галилеей языческой» (Галиль-га-гоим).
Неприязнь между народами, казалось бы, одной веры в Единого Всевышнего Бога, доходила до такой степени, что когда самаряне и галилеяне вознамерились принять участие в восстановлении иудеями, возвратившимися из Вавилонского пленения, с разрешения завладевшего Вавилонией очередного завоевателя — персидского царя Кира (Куруша) -, разрушенного семьдесят лет тому назад халдеями-вавилонянами Иерусалимского Храма Бога Израилева, их предложение было с негодованием отвергнуто иудеями, вернувшимися из Вавилона.
Самаряне (крайне немногочисленные в наше время, но когда-то весьма многочисленные) были (и остаются по сей день) сходны с ассирийцами (также крайне немногочисленными в наше время и известными под названием айсоров; впрочем, многие авторы считают современных айсоров потомками не древних ассирийцев, а древних сирийцев-арамеев) в большей степени, чем любая иная этническая группа, населяющая Палестину. Их предки, как и предки галилеян, были поселены в Земле Израильской ассирийскими завоевателями, и лишь впоследствии покорены царями восстановленного в эпоху эллинизма Иудейского царства из династии Хасмонеев (Хашмонаим), или Маккавеев (Маккаби), поэтому и отношение иудеев (де-факто оставшихся «единственными израильтянами» в Земле Обетованной, или, во всяком случае, считавших себя таковыми) к ним было довольно враждебным. Галилеяне же были удалены от иудеев еще больше, чем самаряне (как в чисто территориально-географическом, так и в других отношениях).
Иудеи не поддерживали тесных контактов с самарянами. Галилеян они также презирали, поскольку те не следовали священным иудейским традициям, как то: омовение рук перед едой, посты, строгое соблюдение субботы. Галилейский Пророк Иисус чаще всего получал упрёки от иудеев, строго придерживавшихся всех этих обычаев.
В среде Иудеев ходила поговорка: «Нет пророка из Галилеи».
Если мы внимательно прочтём Евангелия, то обнаружим, что Иисуса в основном знали и воспринимали как Галилеянина и, соответственно, чаще всего именовали Галилеянином. Только однажды Он был принят за иудея, да и то самарянкой. «Царём Иудейским» Он был назван только в издевательской надписи на Голгофском кресте, да и то по настоянию римского наместника Иудеи Понтия Пилата, против чего сами иудеи решительно возражали и крайне негодовали, настойчиво требуя, чтобы Пилат приказал изменить надпись, указав на ней, что Иисус только «называл себя Царем Иудейским» (в чем, однако, не преуспели). Очевидно, иерусалимских иудеев оскорбляла сама мысль о том, что чужак, иноплеменник, инородец, выходец из «Галилеи языческой», может, благодаря надписи на кресте, войти в память собравшихся посмотреть на распятие людей, в большинстве своем — иудеев, как действительный «Царь Иудейский». Все апостолы Иисуса были родом из Галилеи. Единственным исключением был Иуда, родом из иудейского городка Кириафа (Кириат-Арба), который и предал своего Учителя.
Большинство первых христиан, уверовавших в Иисуса при Его земной жизни, были также галилеянами. Не случайно этнические иудеи называли и Иисуса, и Его учеников именно галилеянами. Желая оскорбить, иудеи даже уничижительно называли Его «самарянином» (Ин. 8:48), что с одной стороны, указывает на желание принизить Иисуса, а с другой — на большее сходство галилеян с самарянами (ведь и те, и другие, были потомками ассирийских переселенцев в Эрец Исраэль), чем с иудеями: «На это Иудеи отвечали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в тебе?»
Иисус проповедовал главным образом в Галилее и Сирии. Он совершал странствие и в Иудею, но был враждебно встречен местными религиозными деятелями. «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» (Ин. 7:1).
Только после Пятидесятницы, когда апостолы исполнились Духа Святого и заговорили на иных языках, учение Иисуса стало набирать силу непосредственно в Иудее. Но даже тогда во главе движения стояли выходцы из Галилеи. Последователи Иисуса в Антиохии, столице Сирии, называли себя галилеянами или назарянами (назареями, ноцрим) вплоть до 50 года по Р.Х., когда они приняли название «помазанников», то есть – «христиан».
Различие между жителями Галилеи и Иудеи не исчезло по сей день. В одном из современных описаний израильского (фактически — иудейского) города Хайфы написано, что в тексте Талмуда содержится следующая характеристика: «галилеянин любит честь, а иудей (в данном случае — житель Иудеи — В.А.) — деньги».
Процитируем такого знатока вопроса, как Дуглас Рид («Спор о Сионе»): «Кем был Он? Пред нами ещё один парадокс в истории Сиона: христианские богословы неустанно подчеркивают, что «Иисус был евреем (иудеем — в оригинальном тексте книги Рида — Jew, а не Hebrew — В.А.)», в то время как раввины (раввин — в талмудическом иудаизме ученое звание, обозначающее знатока в области толковании Торы и Талмуда, могущего в силу своей квалификации возглавлять иудейскую религиозную общину, но не являющегося священнослужителем — В.А.) это начисто отрицают».
Иисус никогда не говорил своим последователям о необходимости обрезания. Он не проповедовал святость традиционных иудейских церемоний, не обсуждая ни кошерность пищи, ни многие другие предписания или запреты, обязательные для евреев=иудеев.
Здесь конец и Господу нашему слава!

© Copyright: Вольфганг Акунов, 2014
Свидетельство о публикации №214092801367

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Вольфганг Акунов

Рецензии

Написать рецензию

«Хам пшеницу сеет, Сим молитву деет, Яфет власть имеет» Почему Хам (товарищ негоро)сеет пшеницу?- А потому, что иначе он будет сеять смерть в беспределе желаний! Пущай, и дальше сеет! Пчему Сим молитву деет?- Да потому, что на его территории окромя песков, неба и Аллаха больше ничего нет! Именно поэтому их в во Всемирной Орде сделали священниками и…финансистами. Средневековое европейское и русское оружие — сплошь в арабских заклинательно-священных письменах — для надёжности:) Почему Яфет имеет власть? Арии и тюрки (раньше такие же русые и нераскосые, но более брахикефальные)- культуртрегерские северные народы. На севере не выжить, если не умеешь самоорганизоваться на уровне личном или общественном. Север, отнимая первобытный комфорт, даёт рукотворный. Может быть, я разочарую Вас, но я — сторонник НХ. И считаю, что И.Х. и Андроник Комнин — одно лицо. «Дедушку ленина» из него сделали греческие попы позднего разлива. ..Но традиция — Великое Дело! — Куда без неё? Сам крест православный ношу, в Храм иногда хожу…Но по натуре я — патологический самоучка. Уважая мистический опыт Церкви, я не могу поставить его выше своего мистического (ведовского) опыта…учусь я плохо..А воцерковлённый должен «учиться, учиться, и ещё раз учиться», читая Священные тексты.
Клонсмен 20.04.2015 22:00 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Я — не сторонник «Новой Хронологии», но Вы меня вовсе не разочаровали. Каждому — свое))) http://www.proza.ru/2015/01/23/1020
Вольфганг Акунов 21.04.2015 00:28 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Вольфганг Акунов

Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения — это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.
Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев — в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.
Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские церкви, в большинстве своем, призывают к пониманию Б-жьей миссии еврейского народа в этом мире. О нынешней позиции православия по этому вопросу судить трудно, так как эта позиция просто не высказывается.
Говорить о проблемах, возникших между христианами и иудеями, надо, начиная с анализа противоречий, в которые попала церковь, объявив себя Новым Израилем. Первые христиане заявляли о том, что они не новая религия, а последовательные продолжатели иудаизма. Все концепции христиан взяты из обещаний и пророчеств еврейского Святого Писания (ТаНаХа). Сам центральный образ христианства Иисус, не просто спаситель, но и обещанный еврейскому народу Мошиах, потомок царя Давида. Кстати, представленное в Новом Завете происхождение Иисуса вызывает массу справедливых вопросов.
Церковь настойчиво заявляла, что она являлась непосредственным продолжением того Б-жественного действия в истории, основной частью которого есть избранность народа Израиля. Тем временем евреи продолжали существовать, утверждая, что Библия принадлежит им, что их понимание Библии является единственно законным, и клеймя христианское трактование, как ересь, ложь и идолопоклонство. Эта взаимная оппозиция и создала климат враждебности и неприятия, который сделал и без того сложные иудейско-христианские отношения еще более противоречивыми.
Нежелание евреев принимать новое учение породило много проблем для христианской теологии, в том числе и для одной из главных доктрин — миссионерской, суть которой в том, чтобы донести Евангелие, т.е. «Благую весть», до тех, кто не знает о ней. Евреи, однако, изначально относились к другой категории, будучи первыми получателями Б-жественного обещания, но отклонившие его. В глазах христиан евреи стали живым свидетельством упрямства и слепоты.
Еврейская история в христианском мире отмечена чередованием более или менее жестоких притеснений, относительной терпимости, изгнаний и периодических погромов. Идейно же христианство полностью проникнуто философией иудаизма. В основу предлагаемых христианством ответов на вопросы о смысле бытия, структуре Вселенной, душе человеческой, о рождении и смерти, о вечности положены представления, сформулированные задолго до появления Иисуса Христа. Они даются в Торе.
Неоспорим тот факт, что большинство людей до сих пор не знают о столь тесном духовном родстве двух религий и о том, что в основу всех моральных ценностей западного мира положены не просто христианские ценности, а ценности, заимствованные у иудаизма. Даже десять основных заповедей, предлагаемых в Евангелии и ставших основой западной морали, известны каждому еврею как десять главных заповедей, данных Б-гом народу Израиля на горе Синай.
И все же христианство отличается от иудаизма, иначе оно не может быть другой религией. Выдающийся ученый нашего времени рабби Нахум Амсель приводит десять таких отличий.
Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем. В число этих заповедей входят: 1) верить, что мир создан и управляется одним Б-гом (не обязательно еврейским); 2) учредить суды закона; 3) не воровать; 4) не совершать прелюбодеяний; 5) не поклоняться идолам; 6) не есть части от живого животного; 7) не богохульствовать. Каждый, кто соблюдает эти основные принципы, получает место на Небесах (Синедрион, 56б).
Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека — это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры. В Торе есть строфа, гласящая: «Он Б-г мой, и прославлю Его». В обсуждении того, как человек может прославить и превознести Б-га, Талмуд отвечает, что именно посредством действий. Следовательно, высочайшей формой уподобления Б-гу — совершение действия, а не чувства или вера. Вера должна проявляться в поступках, а не в словах.
Третье различие. Основным убеждением иудаизма является вера в одного Б-га. Не может быть в мире никакой иной высшей силы кроме Б-га. Кроме веры в концепцию Бога христианство верит в концепцию Сатаны как источник зла, который является силой, противоположной Б-гу. Иудаизм весьма конкретен по поводу убеждения в том, что зло, как и добро, происходит от Б-га, а не от иной силы. Строфа из Святого Писания гласит: «Я творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7). Талмуд говорит еврею, что, когда наступает беда, еврею надлежит признать Б-га Справедливым Судьей. Так, еврейской реакцией на очевидное зло будет приписать его происхождение Б-гу, а не какой-либо иной силе.
Четвертое различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.
Пятое отличие. В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.
Шестое отличие. Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.
Седьмое отличие. В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он — пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).
Восьмое отличие. Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.
Девятое отличие. Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.
Десятое отличие. Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие.

Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.
Осмелюсь дополнить рабби Нахума Амселя одиннадцатым отличием.
В христианстве человек несет ответственность за совершенные им грехи перед Б-гом, исправить их может покаяние и исповедь перед священником, который наделен властью, именем Б-га и Иисуса Христа, отпускать с миром. В иудаизме же грехи делятся на две категории: грехи против Б-га и грехи против человека. Грехи, совершенные против Б-га, прощаются после искреннего покаяния человека перед самим Всевышним (никакие посредники в этом деле не допускаются). А вот преступления против человека даже сам Всевышний не прощает, простить такие преступления может только обиженная сторона, то есть другой человек. Таким образом, человек обязательно несет ответственность перед Б-гом, но это не освобождает его от ответственности перед людьми.
Еврейские корни христианства. В первую очередь, надо отметить форму богослужения в христианстве, которое имеет признаки еврейского происхождения и влияния. Сама концепция церковного ритуала, а именно собрание верующих для молитвы, чтение Святого Писания и проповедь, следует примеру богослужения в синагоге. Чтение отрывков из Библии является христианской версией чтения Торы и Книги Пророков в синагоге. Псалмы, в особенности, играют очень важную роль, как в католической, так и в православной литургии. Многие ранние христианские молитвы являются выдержками или обработкой еврейских оригиналов. А что уж говорить о многих формулировках в молитвах, наподобие «Амен», «Алилуйя» и т.д.
Если мы обратимся к одному из центральных событий Нового Завета — Тайной вечере, то увидим, что там идет описание самого настоящего пасхального седера, обязательного для каждого еврея в праздник Песах.
Нет нужды говорить, что само существование сходств не просто обостряло конфликт. Для евреев стало невозможным считать христиан просто носителями незнакомой и абсолютно чуждой религии, поскольку они предъявили права на наследие Израиля, склоняясь к тому, чтобы лишить еврейский народ действительности и подлинности его религиозного существования.
ПАВЕЛ АРЬЕ

В религиозном сознании иудаизма приоритетными являются шесть основных компонентов:

1) учение о. Боге, сущность. Вселенной и человека;

2) концепция богоизбранности еврейского народа;

3) комплекс законов религиозного и светского права;

4) порядок религиозного ритуала;

5) система религиозных институтов;

6) кодекс нравственных отношений

Центральной является вера в. Бога, его бессмертие, вечность, всемогущество, бесконечность. Иудеи его называют то. Яхве, то. Саваоф, то. Иешуа — всего около семьюдесятью именами часто употребляется имя. Элохим м, что в переводе с древнееврейского означает»боги»- то есть свидетельством того, что у древних евреев был период политеизма. Возможно, именно по этой причине, говорить вслух имя. Бога иудаизм запрещает прием нято обращаться к нему со словами»Адонай мой»-. Хозяин мыій» —. Господарю мій.

Человеческий разум в иудаизме адекватный образу. Бога, следствием чего является вера иудеев в бессмертие души. Согласно учению иудаизма, связь с. Богом верующие поддерживают через молитву, а воля. Божия открывается им через. Танах.

Иудаизм стремится к признанию. Бога всем человечеством время он всегда осуждал ассимиляцию евреев. Еще в 444 г иудейское духовенство настояло на принятии закона о запрете среди евреев смешанных ш браков. Свою дезинтегративну функцию эта религия выполняла и выполняет сегодня открыто и строго. Во всей человеческой истории только. Химьяритське царство в. Южной. Аравии в 617-525 гг и. Хазарский каганат в VIII в, население которых не было еврейским, провозглашали иудаизм государственной религией. Иудаизм не имеет широкого признания в мире через религиозный национализм. Вместе с тем этническая замкнутость этой религ ее, безусловно, является важным фактором ее жизнеспособности и исторического долголетияовголіття.

Доктрина иудаизма объявляет евреев богоизбранным народом, на-родом-мессией, который призван осуществить цивилизаторскую миссию, установить на планете царство мира и справедливости. Согласно библейской легенде ю, такое назначение евреев установлено договором между. Богом и»отцом всех евреев»Авраамом. По этому договору евреи пользуются особым покровительством. Бога как»избранный народ», но при условии верности и единобожию и божественным заповедям, что есть в иудаизме моральным и культовым законом, гарантом его неизменной сути. Преданность. Богу и выполнение его заповедей — главная обязанность иудеев, залог и условие спасения их посланником. Бога,. Помазанником,. Мессией, установить на земле царство без вражды и народных страданий, где преданы. Богу найдут мир и счастье, а грехи будут наказаны на. Страшном м сударані на. Страшному суді.

Закон содержится в двух вариантах — в»Второзаконии»и»Исходе»Согласно библейской легенде,. Моисей получил его от самого. Бога при бегства евреев из египетского плена на землю обе-руемого. В нем в выделяют три частиокремлюють три частини.

Содержанием первой является десять заповедей иудеям. В. Библии рассказывается, как однажды, когда израильский народ оказался у горы. Синай,. Моисей поднялся на гору. Там. Господь дал ему каменные скрижали, на которых были написаны десять заповедей. Бога еврейскому народу:

«Я -. Господь. Бог твой,. Который вывел тебя из земли. Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем. Моим

. Не создавай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде и под землей. Не поклоняйся им и не служи им

. Не произноси имя. Господа,. Бога твоего, напрасно, ибо не оставит. Господь того, кто произносить имя. Его напрасно

. Помни день субботний, чтобы святить его!

. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую. Господь,. Бог твой, дает тебе

. Не убивай

не прелюбодействуй

. Не кради

. Не произноси ложного свидетельства на ближнего

. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его — ничего, что у ближнего твоего»(Исход, 20)

Вторая часть. Закона составляет собрание положений о жертвоприношении, места богослужений, праздники, чувство достоинства, права, обеты и даже одежда священнослужителей. В третьей части говорится о способе жизни иудеев, их безопасность, отказ от некоторых видов пищи и другие правила их поведенияи.

В основе трех частей. Закона лежит принцип мести («Ты должен отдать жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, ожог за ожог, рану за рану»), защиты бедных, вдов, сирот, милостивого отношения к борж жникив, рабов и животных («Ты не должен закрывать рта волу, когда он молотит»); поклонение единому. Богу («Бог был, есть и будет царем и правителем. Все принадлежит. Богу»Выход, 20). Закон провозглашает ров ность всех иудеев, среди них не может быть различий по состоянию, разницы по происхождению, только священники выделяются из общей массы верующих как посредники между. Богом и иудеями, государство. Израиль ь. Загалота іудеями, державою Ізраїль загалом.

Религиозная деятельность в иудаизме сосредоточена в синагогах. Это молитвенные дома и общины верующих. В диаспоре синагоги выполняют также функцию управления обществом. Синагога является главной формой религиозной орган ции в иудаизме. В синагогах осуществляют богослужения, читают и комментируют. Тору. Здание синагоги характеризует прямоугольная форма, у входа — портик, за которым расположено главное помещение. Оно разделение яеться рядами колонн на 3 или 5 нефов, в восточной стене находится. Ковчег. Завета с копиями скрижалей, манны небесной, жезла первосвященника. Аарона со свитками. Торы, впереди — возвышение для их чтения. Помещение для женщин отделено от помещения для мужчин. При синагогах обычно создаются религиозные школы, в которых изучают текст. Торы и истории иудаизміудаїзму.

Основным видом религиозной деятельности в иудаизме молитва. Она для иудея — заповедь, святое, долг перед. Богом. Традиционно в синагогах совершаются три богослужения в день — утром, днем ??и надвечи ир, богослужения сопровождается рядом символов, особенно весомыми из которых есть трии:

-. Талис — молитвенное покрывало, надевают во время молитвы и до краев прикрепленными бахрома согласно инструкции книги. Чисел;

— филактерии, или тефилин, — кожаные молитвенные коробочки кубической формы с четырьмя фрагментами из. Священного. Писания, привязываются к голове и к левой руке молящегося;

— ермолка (кипа) — молитвенная шапка для мужчин. Считается, что молитва и обучения с непокрытой головой выражают неуважение к. Богу. Наиболее законопослушные иудеи носят яр-илистое не снимая, большинство надевает ее во время молитвви.

служителей культа в иудаизме есть раввины. Они не только следят за ходом богослужения, но и объясняют установки. Талмуда, приспосабливают их к социальным условиям, стремятся доминировать во всем духовной жизни еврейских общин. Так, активно вмешивается в светскую жизнь современного. Израиля. Верховная раввинской совет страны ее интересы в парламенте (кнессете) представляет национально-религиозная политическая партия. Мафд ал. Иудаизм в. Израиле не имеет законодательного статуса государственной религии, но его институты финансируются из государственного бюджета. В городах и поселках. Израиля действуют религиозные совета. Большинство раввинов находятся на государственной службе, занимаются оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль за системой религиозных правил хранения, приготовления и употребления пищи, проводят работу в армии, принимают учас во в раввинской судах, имеют сильные позиции в системе образования страны, выступают инициаторами приспособления вероучения и культа иудаизма к новым потребностям и интересов государства и всего современного еврейских ого населения планетланети.

Иудаизм в наши дни характеризуется большим разнообразием, чем раньше. Типичным стал факт, когда в некоторых городах функционируют несколько синагог, причем каждая из них предлагает свою версию»истинного иудаизма»С основном такие обсуждения превращаются в бурные дебаты, вплоть до насилия, особенно в. Израиле.

В современном иудаизме существует не менее пяти движений: ортодоксальный, консервативный, реконструктивистский й, хасидистський и реформистскиееформістський.

. Ортодоксальные иудеи считают себя последователями традиционного раввинского иудаизма, единственными верными его сторонниками. Абсолютными авторитетами для них. Танах и. Талмуд ультраортодоксы требуют от верующих исполнение 6 613 заповедей. Торри.

. Консервативный иудаизм зародился в 40-х годах XX века, распространен главным образом среди американских евреев. Он отрицает институт раввината,. Талмуд и все комментарии к. Торе, признает. Тору неприкосновенным и неизменным авторитетом

. Реконструктивизм был основан в 20-х годах XIX в в. США раввином. Мордехаем. Кап. Ланом. Это движение признает иудаизм скорее культурным, чем религиозным феноменом. Он отрицает идею. Бога, который все знает, заключил договор с ев евреями. Авраама даровал своему народу вечные законы. Торори.

В середине XIX века в иудаизме сформировалась реформистская течение ее сторонники отделяют в своей религии, что составляет вечные ценности, от того, что является непостоянным, переменным. Они считают также, что иудаистська традиция должна быть пересмотрена в соответствии с требованиями с современности, однако корректируют ее в главном, а во второстепенном, в некоторых правилах культа, совершении обрядов. Так в реформистских синагогах во время богослужения мужчины и женщины могут находиться в в дном помещении, к тому же женщины могут быть раввинамами.

В. ХП-XIII вв в иудаизме также возникло течение кабалы (от древнеевр — перевод). В священной книге кабалы»Зохар»(Сияние) речь идет о поисках каббалистов ответов на вопрос о создании. Вселенной и люди дины на пути эманации божественного в материальный мир. От кабалы, которая основывается на принципах философской логики, отличается так называемая практическая кабала его последователи ищут пути поощрения людей к божественного откровения через мистицизм, спиритизм, созерцания, систему специальных тренировок, способствующих достижению состояния транса, экстаза и и, екстазу та ін.

Кабала оказала существенное влияние на распространение хасидизма (от древнеевр — благочестивый), особенно в. Восточной. Европе. Это откровенно мистическое течение в иудаизме. Его основоположником считается. Израиль. Бешт (1700-1760). Согласно его представлениям,. Бог присутствует в вс этому, поэтому во время молитвы происходит прямой контакт верующего с ним, что исключает необходимость талмудистськои образованности и раввинского посредничества. В хасидов есть свои объекты особого почитания и паломничества. Один из них расположен на территории Украины в городе. Умань. Ежегодно. ЗО сентября сюда на могилу цадика (святого). Нахмана приезжают тысячи хасидов из многих стран мира для молитвы и осуществим ения своих обрядеобрядів.

С конца XIX в в иудаизме функционирует влиятельная религиозно-идеологическая и политическая течение — сионизм (от названия горы. Сион, где был основан это течение). Возникновение сионизма связывается с публикацией брошюры еврейского журналиста. Т. Герцля»Еврейское государство»(1896). В 1897 г состоялся первый сионистской кий конгресс в. Базеле (Швейцария), где сионизм конституировался во. Всемирную сионистскую организацию (ВСО) ее идеологическую базу образуют идея богоизбранности евреев и идея о том, что у каждого еврея, какой же иве за пределами. Израиля, есть две родины: по месту жительства и государство. Израиль, основная из них -. Израиль. Поэтому каждый еврей обязан способствовать развитию, росту могущества и закреплению авторитета своей настоящей родины, то есть государство. Израиль. Держави Ізраїль.

Сионизм четко структурированный. Высшим органом управления организацией является. Всемирный сионистский конгресс (ВСК). Для решения текущих дел конгресс создает. Всемирный сионистский исполком (ВСВ). При испол. Нкомо функционируют отделы различного назначениння.

Все течения в современном иудаизме объединяются в два основных направления: традиционный консервативный и модернистский, представители которого предлагают новые варианты приспособления иудаизма к конкретно-историческим них условий, места и времени. Все они характерны и для религиозной жизни иудеев в Украині.

Первые свидетельства об иудаизме на территории Украины приходятся на IX-X вв, когда еврейские купцы в поисках сбыта своих товаров достигли территорий славянских племен. Известна полемика митрополита. Киево ого. Илариона с представителями иудаизма, а также обстоятельства пребывания в. Киевской. Руси талмудистов и знатоков каббалы. Моисея. Киевского, ешь. Черниговского и. Исаака. Русского. Интенсивное распространение иудаизм в в Украине произошло в XIV в в связи с прибытием сюда евреев, изгнанных из. Германии во времена правления императора. Максимилиана I. Первая еврейская община в Украине была основана в 1356 г во. Львове. Затем такие же общины возникли в. Дрогобыче (1404) и. Луцке (1410), а в XVI в в Украине уже существовало немало синагог. В. ХУЛ-XIX вв количество иудеев в Украине постоянно увеличивалась, однако после 1917 г иуд аизм на ее территории разделил судьбу всех других религиозных конфессий. Советское правительство, считая любую религию пережитком прошлого в сознании и поведении людей, осуществлял в бывшем. СССР политику по самостоятельному вытеснение религии из жизни общества. Только после провозглашения Украины независимым и самостоятельным государством здесь были созданы необходимые условия для функционирования иудаизма, как и всех других религ й. Сегодня на территории Украины действуют более 120 еврейских культурных обществ, более 90 еврейских общин. Руководство ими осуществляют два объединения:»Религиозная союз иудейского учения»и»иудей йськи религиозные организации Украинырелігійні організації. України».

Ни одна из религий в мире не осталась неизменной. Однако ни одна из них не получила такого влияния внешних факторов, как иудаизм. Более. ЗО% мирового еврейского населения погибло во. Второй мировой войне. М. Масштабы уничтожения евреев в фашистских концентрационных лагерях были настолько ужасными, что эту трагедию назвалили . Холокостом, что означает»жертвоприношения сожжением»(евреи предпочитают названии»Шоа»- отчаяние, опустошение). Существовало 28 таких лагерей нацистской бесчеловечности, среди них -. Дахау,. Бухенвальд,. Освенцим,. Белзен н. В 1944 г только в. Освенциме за один день было уничтожено более 6 тыс. евреев. Всего во время. Холокоста было уничтожено 6 млн евреев только за то, что они были евреями. Нацисты объявили тогда, что еврейское н аселення представляло угрозу для немецкой нации: евреи преданийцької нації: євреї віддані

Богу, а не государству, они опасны для расовой чистоты немцев, поэтому им нет места в. Третьем рейхе. Мир осознал масштабы этой катастрофы только после окончания. Второй мировой войны. Одним из. Найва важных проявлений этого осознания стало создание в 1948 г. еврейского государства. Израиль — центра современного иудаизмзму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *