Красивые еврейские имена

Еврейские имена для мальчиков

Главная \ Выбираем имена \ Еврейские имена \ Еврейские имена для мальчиков

Еврейские имена для мальчиков

А

Аарон — светлый
Аба (Або) — «отец»
Абрам (Абраха) — Великий отец народа
Аввакум (Аббакум) — Любовь Божия, обнимающий
Авенир — Отец света
Авив — зеленый колос
Авигдор — отец мой — защита
Авид — Работник, отец знания
Авим — Беззаконный или собрание
Авиноам — отец мой — приятность
Авирам — отец мой велик
Авиэль — отец мой — Бог
Авдей (Авдий) — Раб Господен
Авдиес — слуга Иисуса
Авдон — слуга Бога
Авнэр — «отец — свеча»
Аврам — великий
Авраам — отец многих народов
Авшалом — отец — мир
Агав — саранча
Агавва — Вода
Аггей (Аггий, Ангий) — праздничный, торжественный
Адам — человек из красной глины
Ади — украшение редк.
Адин — нежный, изысканный редк.
Адир — могучий
Адиэль — украшение Бога редк.
Азар — Огонь
Азарий — Помощь Божья
Аззис —
Азриэль — моя помощь — Бог
Акива — производное от Яаков
Аким — Поставленный Богом
Алон — дуб
Альтер — ?
Ами — мой народ
Амикам — мой народ поднялся
Амир — принц, князь, начальник
Амирам — мой народ возвышен
Амитай — правдивый
Амихай — мой народ жив
Амиц — смелый
Амнон — верный, преданный
Аммун — художник
Амос — Нагруженный
Амрам — народ возвышенный
Ананий — Отмеченный Божей милостью
Ариан — Львиный
Арий — Воинственный
Ариэль — Бог — лев
Арье — лев
Аса — исцеление
Асаф — Бог собрал
Ахаз — Владетель
Ахаик — Печальный
Ахия — Брат Господень
Ашер — счастливый

Б

Бахадир — герой
Барак — молния
Барух — благословенный
Биньямин — «любимый сын (букв, «»сын правой руки»»)»
Боаз — в Нем — сила
Бэн-ами — сын моего народа
Бэн-цийон — сын Сиона
Бэхор — первенец
Бэцальэль — в тени Бога
Бээри — мой колодец

В

Варнава — Сын утешения
Варул — Раб Божий
Варух — Благословен
Варфоломей — Сын полей
Вениамин — Любимый сын
Виль — Владимир Ильич Ленин, Волевой Защитник

Г

Габриэль — мощь моя — Бог
Гай — ущелье
Гавриил — Муж Божий или крепость Божия
Гамалиил — Божий заступник
Гамлиэль — Эрец-Исраэль воздаст Бог
Гарьэль — гора Бога
Гдалья — возвеличит Бог
Гершель — олень
Гидьон — рубящий
Гийора — прозелит
Гилель — славящий
Гиль — радость
Гильад — 1) обелиск 2) название области
Гошеа — спас
Гур — детеныш
Гэршом — пришелец там
Гэршон — изгнанный

Д

Давид — «любимый»
Дан — судья, правосудие, знающий, умеющий, данный, слава, известность, гордость
Даниил — Суд Божий
Даниель — Бог — мой судья
Дауд — любимый
Дов — медведь
Дорон — дар, подарок
Дрор — свобода, воробей

Е

Елеазар — Помощь Божия
Елизар — «Бог помог»
Елисей — Богом спасаемый
Еремей — Возвышенный Богом
Ефрем — плодовитый

З

Закария — памятный
Залман — неуклюжий, бестолковый
Захария — Память Господня
Звулун — преданный, честь, хвала
Зевин — приобретенный
Зерах — сияние
Зив — волк
Зоар — свет
Зхарья — посвящённая
Зеэв — волк

И

Иаков (Яков) — запинатель, препона (второй по рождению из

двух близнецов)
Ибрагим — Пророк
Идо — украшение
Иезекииль — превозможет Господь
Иеремия — Возвышен от Господа
Измаил — «Да услышит Бог»
Иисус — Божья помощь
Илан — дерево
Илья — верный, крепкий, неподкупный
Иммануил — С нами Бог
Имануэль — с нами Бог
Иоад — брат
Иоаким — востановление, утверждени
Иоанн — Благодать Господня
Иоанникий — Божия победа
Ион — голубь
Иона — голубь
Иоасаф — Господь есть Судья
Итамар — финиковая пальма

Й

Йегонатан — Бог дал
Йегорам (йорам) — Бог возвысил
Йегоханан — Бог сжалился
Йегошафат (йошафат) — Бог судил
Йегошуа — Бог — спасение
Йегояким — Бог совершит
Йегуда — будет восхвалять Бога
Йегуди — Еврей, из рода Иегуды
Йедидья — друг Бога
Йекутиэль — ?
Йерахмиэль — сжалится Бог
Йерахмээль — сжалится Бог
Йерохам — сжалится Бог
Йехиам — да будет жить народ
Йехиэль — даст жизнь Бог
Йехэзкэль — укрепит Бог
Йешаягу — спасёт Бог
Йигаэль — будет освобождён
Йигьаль — освободит
Йизгар — будет сиять
Йирмэягу — Возвысит Бог
Йисахар — получит вознаграждение
Йисраэль — будет властвовать Бог
Йицхак — будет смеяться
Йишай — богатый
Йоав — Бог — отец
Йом-тов — праздник, хороший день
Йосэф — Бог прибавит, увеличит
Йотам — Бог совершенен
Йохай — Бог — жив
Йоханан — Бог сжалилился
Йоэль — Всевышний — Бог

К

Кадиш — молитва, святой
Калман — доброе имя
Калонимос — доброе имя
Катриэль — Корона моя — Бог

Л

Лазарь — Бог помог
Леви — сопровождающий
Лиор — мне свет
Лисимах — разрушет брань, прекратит бой
Лот — благоухание

М

Максимилиан — посланник Божий
Мальахи — подобный Ангелу
Малькиэль — царь — мой Бог
Малх — царь
Маруф — лишенный волос
Матитьягу — подарок Бога
Матвей (Матфей, Матфий)- Дарованный Господом
Мануил — Определение Божие
Машиях — Мессия
Мисаил — Испрошенный у Бога
Миха — приниженный, бедный
Михаил (сокр. Михей) — Кто равен Богу
Михаэль — кто подобен Богу
Моисей — взятый от Бога
Мордэхай — ?
Моше — вытащенный из воды
Мэир — излучающий свет
Мэлех — царь
Мэнахэм — утешитель
Мэнаше — помогающий забыть плохое
Мэшулам — получающий воздание
Н

Нааман — приятный
Наор — просвещённый
Натан — тот, кого дал Бог
Наум — Утешающий
Нафтали — борющийся
Нафанаил — Дар Божий
Нахман — утешитель
Нахум — утешенный
Нахшон — змейка
Нир — свет, пашня
Нисан — нисан (название месяца)
Нисим — чудеса
Ноам — приятность
Ноах — утешитель
Ной — Спокойный
Нуриэль — Свет мой — Бог
Нэта — росток, молодой побег
Нэтаньэль — дал Бог
Нэхэмья — утешение — Бог
Нээман — верный

О

Оад — любимый
Овадья — раб Бога
Овед — служащий Богу
Одэд — поддержанный Богом
Оз — сила
Озэр — помогающий
Омри — мой сноп
Оскар — божье копьё, любящий оленей
Ор — свет
Орэн — сосна
Офир — серый
Офэр — оленёнок

П

Пинхас — ?
Птахья — начал Бог
Пэрэц — прорывающийся
Пэсах — праздник

Р

Раанан — свежий, бодрый
Равиль — ученик Бога
Раз — тайна, мистика
Разиэль — тайна Бога
Рам — высокий, возвышенный
Ран — поющий, пение
Рафаил — Бог исцелил
Рафаэль — Бог исцелил
Рахамим — жалость, милосердие
Рахамиэль — сжалься надо мной, Бог
Рон — песня, радость, ликование
Ронэн — поющий
Рэувэн — смотрите: сын
Рэхавьам — легче стало народу

С

Савватий — Субботний
Савелий — Испрошенный у Бога
Садок — Оправдан
Саламан — Мирный
Самеи — Кого услышал Бог
Самон — Толстый, крепкий
Сампсон — Малый сын
Самсон — солнечный
Самуил — Бог услышал
Сасон — радость
Семен — Услышанный
Серафим — Огненный ангел
Симан-тов — добрый знак
Симеон — Услышание
Симон — Послушлив
Симха — радость, счастье
Сионий — от названия горы Сион
Сисой — Шестой
Соломон — Мирный
Солохон — Засыпающий, убивающий камнями
Сруль — богоборец
Сулейман — Защищенный
Сысой — Беломраморный
Сэадья — Бог помог

Т

Таль — роса
Там — совершенный
Тамир — скрытый, таинственный; стройный, высокий, грациозный
Танхум — утешение
Теофиль — любящий Бога
Тихик — Благополучный
Товия — моё благо — Бог
Томэр — пальма

У

Узи — моя сила
Узиэль — Бог — моя сила
Ури — светлый
Уриил — свет мой — Бог
Уриэль — Бог — мой свет

Ф

Фадей — достойный похвалы
Фома — Близнец

Х

Хагай — празднующий
Хай — живой
Хайим — жизнь
Ханан — сжалился, пожалел
Хананьэль — помиловал Бог
Хананья — Бог помиловал
Ханох — освящённый
Хизкиягу — укрепи меня, Бог

Ц

Цадок — праведный
Цви — олень
Цийон — из земли Сиона
Цфанья — спрятанный Богом

Ш

Шабтай — субботний
Шай — подарок
Шалом — мир
Шамай — оценщик
Шарон — название области в Эрец — Исраэль
Шауль — испрошенный
Шахар — заря
Шахна — обитающий у Бога
Шевах — хвала
Шем-тов — доброе имя
Шимшон — Солнечный
Шимон — услышанный
Шломо — мир
Шмарьягу — охранил Бог
Шмуэль — имя его — Бог
Шнэур — сеньор, господин
Шрага — свет
Шальтиэль — я испросил у Бога

Э

Эхуд — любимый
Эзра — помощь
Эйзер — помощь
Эйран — резвый, бдительный
Эйтан — сильный
Элимэлех — мой Бог — Царь
Элиша — Бог — спасение
Элиэзэр — мой Бог — помощь
Элиягу — он — мой Бог
Эльмут
Эльдад — ?
Элькана — Бог мой
Эльханан — Бог сжалился
Эльяким — Бог совершит
Эльяшив — Бог вернёт
Эммануил — С нами Бог
Эрэз — кедр
Эфрайим — плодовитый
Эяль — смелость

Происхождение и смысл некоторых из наиболее распространенных еврейских имен для мальчиков

Читайте так же: Как правильно выбрать еврейское имя. Инструкция

Мужские еврейские имена

ААРОН
Аарон был первым первосвященником и братом Моисея. Он был знаменит также тем, что «любил мир и стремился к миру». «Аарон» означает «гора» или «сияющий».

АББА
«Абба» означает «отец». Это имя стало популярным во времена Талмуда. Самым знаменитым Аббой был мудрец, рожденный в 4 в. в Вавилонии и переехавший затем в Эрец-Исраэль (Талмуд — Брахот 24 б).

АВИ
«Ави» означает «мой отец». «Ави» — сокращённое от «Авраама» (см.).

АВИГДОР
«Авигдор» означает «установивший границы» для еврейского народа. Поэтому «Авигдор» в традиции — одно из имен Моисея. Имя «Авигдор» упоминается в Танахе, в Диврей, а-Йамим I, 4:4).

АВНЕР
Авнер означает «мой отец — свет». Авнер в Танахе — двоюродный брат царя Шауля и военачальник (Шмуэль I, 14:50). Варианты: Абнер, Авинер.

АВРААМ
Авраам был первым евреем. Он посвятил свою жизнь распространению учения о едином Б-ге. Это первый праотец еврейского народа. Главным качеством Авраама был хэсэд — милосердие. «Авраам» означает «отец многих народов» (см. Берешит 17:5). Варианты имени: Абрам, Авраам.

АДАМ
Адам был первым человеком. Адам означает «земля» (см. Берешит 2:7).

АЗРИЭЛЬ
«Азриель» – имя ангела, которое означает «Моя помощь – Б-г». Азриель в Танахе – отец одного из глав колена Нафтали (Диврей а-Йамим I, 27:19), см. также Ирмияу 36:26.

АКИВА
Имя «Акива» состоит из тех же букв, что и «Яаков», и означает «удержанный за пятку». Знаменитый раби Акива жил во времена Талмуда. Он был пастухом и в возрасте 40 лет ещё не знал алфавита. Однажды он проходил мимо камня, в котором постоянно падавшие капли проделали отверстие. Он подумал: «Если вода, такая мягкая, в силах проделать отверстие в твердом камне, то тем более в силах Тора — которая подобна огню — оставить вечный отпечаток на моем сердце». Рабби Акива решил изучать Тору и стал самым великим мудрецом своего поколения, у него было 24,000 учеников (вариант: Акиба).

АЛЕКСАНДР
Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, он сошел с лошади и преклонился перед ним (Александр редко преклонялся перед кем-либо, а возможно, никогда и не перед кем). Царь объяснил, что видел первосвященника во сне и счёл это добрым знаком. Поэтому Александр мирно включил Землю Израиля в свое растущее царство. В знак благодарности мудрецы постановили, чтобы еврейские мальчики, родившиеся в том году (333 до н.э.), получили имя «Александр». Оно до сих пор остаётся популярным еврейским именем (вариант: Сендер)

АЛОН
«Алон» означает «дуб». Имя «Алон» встречается в Торе — так звали внука Яакова (Диврей, а-Йамим I, 4:37).

АЛТЕР
«Алтер» означает «старый» на идиш. По традиции, если ребенок рождался слабым, он получал имя «Алтер». Его давали как благословение ребёнку, желая ему дожить до старости.

АМОС
Амос был одним из 12 малых пророков (см. Нэвиим). «Амос» означает «нагруженный» или «наполненный»; имеется в виду «исполненный мудрости».

АМРАМ
Амрам был отцом Моисея и главой еврейского народа в поколении перед выходом из Египта. Амрам означает «могучий народ» (см. Шмот 6:18).

АРИЭЛЬ
Ариэль означает «лев Б-га» (Исайя 29:1). Ариэль — имя алтаря в Святом Храме (Йехезкель 43:15), ставшее одним из имён Иерусалима в целом. Ариэль — также имя ангела мира (Исайя 33:7).

АРЬЕ
Арье означает «лев», царь зверей. Лев символизирует энергию, силу. Такое имя дают ребёнку, желая, чтобы он вырос человеком, который использует каждую возможность сделать мицву (см. свод еврейских законов Шулхан Арух, раздел Орах Хаим 1). Арье — имя, данное Йеуде как благословение: еврейские цари будут из колена Йеуды (см. Берешит 49:9). Вариант: Ари.

АШЕР
«Ашер» означает «благословленный» или «счастливый». Ашер — родоначальник одного из 12 колен, сын Яакова (см. Берешит 30:13). Вариант: Ошер.

БАРАК
«Барак» означает «молния». Барак в Танахе — муж великой пророчицы Дворы (см. Шофтим 4).

БАРУХ
«Барух» означает «благословленный». Барух в Танахе — помощник пророка Ирмияу (см. Ирмияу 32).

БЕНЦИОН
«Бен Цион» означает «сын Циона» или «сын великолепия». Имя «Бен Цион» встречается в Талмуде (Эдуйот 8:7).

БЕНЯМИН
«Биньямин» переводится как «сын правой руки», что значит — «сила». По другому мнению «сын правой руки» означает «любимый сын». Биньямин — родоначальник одного из 12 колен Израиля, младший сын Яакова (Берешит 35:18).

БЕРЛ
«Берл» — уменьшительное от имени «Бер» — «медведь» на идиш. Оно ассоциируется с силой; соответствует ивритскому имени Дов (медведь).

БЕЦАЛЕЛЬ
«Бецалель» означает «в тени Б-га». Бецалель в Торе — строитель Скинии, переносного святилища, которое евреи несли с собой во время 40-летних странствий по пустыне (Шмот 31:2).

БОАЗ
«Боаз» означает «быстрота». По другому мнению — «в Нём — сила». Боаз в Танахе — муж Рут и прадед царя Давида. (Рут 2:1).

ВЕЛВЕЛ
«Велвел» означает «волк» на идиш. Имя «Велвел» часто ассоциируется с коленом Биньямина, который описывается в Торе как «волк», т.е. могучий и бесстрашный воин (Берешит 49:27).

ГАВРИЭЛЬ
«Гавриэль» означает «Б-г — моя сила». Гавриэль в Торе — ангел, который возвестил рождение Ицхака (Берешит 18:10) и перевернул Сдом (Берешит 19). Он же явился Даниэлю (Даниэль 8:16). Традиция говорит, что этот ангел стоит слева от нас, охраняя нас во время ночного сна (вариант: Габриель).

ГАД
«Гад» означает «удача», «счастье». Гад в Торе — родоначальник одного из 12 колен Израиля, сын Яакова (Берешит 30:11).

ГАМЛИЭЛЬ
«Гамлиэль» означает «Б-г моя награда». Гамлиэль в Торе — вождь колена Менаше (Бемидбар 1:10). Рабан Гамлиэль — выдающийся еврейский лидер, мудрец Мишны.

ГЕДАЛИЯ
«Гедалия» означает «Б-г велик». Гедалия в ТаНаХе — правитель, поставленный царём Вавилонии над евреями, оставшимися в Эрец-Исраэль после разрушения Первого Храма. Его убийство повлекло за собой окончательное изгнание евреев из Эрец-Исраэль и гибель многих тысяч из них (Млахим II, 25:22; Ирмияу 40- 43).

ГЕРШОМ
«Гершом» означает «чужеземец», «пришелец там». Гершом в Торе — сын Моисея (Шмот 2:22).

ГЕРШОН
«Гершон» означает «изгнанный». Гершон в Торе — сын Леви (Берешит 46:11).

ГИДОН
«Гидон» означает «могучий воин», «рубящий». Гидон в Торе — один из судей Израиля и военачальник, победивший мидьянитян (Судьи 6:11). Вариант: Гидеон.

ГИЛЛЕЛЬ
«Гиллель» означает «хвала», «славящий (Б-га)». Гиллель в Торе — отец судьи Авдона (Судьи 12:13). «Гиллель» также — имя одного из величайших еврейских мудрецов эпохи Мишны.

ГИЛЬ
«Гиль» означает «радость» на иврите.

ДАВИД
«Давид» означает «любимый», «друг». Давид был вторым царём Израиля, от него происходят еврейские цари, и царь Машиах будет из дома Давида.

ДАН
«Дан» означает «судья». Дан в Торе — родоначальник одного из 12 колен, пятый сын Яакова (Берешит 30:6).

ДАНИЭЛЬ
«Даниэль» означает «Б-г — мой судья», ассоциируется с милосердием и справедливостью Б-га. Даниэль служил вавилонскому царю Невухаднецару и был спасен из клетки со львами и из печи огненной, см. книгу Даниэля.

ДОВ
«Дов» означает «медведь». Медведь упоминается в Танахе как олицетворение ловкости и силы (Эйха 3:10).

ДОРОН
«Дорон» означает «подарок».

ЗАЛМАН
«Залман» — форма имени «Шломо» на идиш. Шломо в ТаНаХе — знаменитый еврейский царь, сын царя Давида, строитель Первого Храма.

ЗЕВУЛУН
«Зевулун» означает «привязанный», «преданный». Зевулун в Торе — родоначальник одного из 12 колен, сын Яакова и Леи (Берешит 30:20).

ЗЕЛИГ
Зелиг означает «душа», «душенька» на идиш.

ЗЕРАХ
«Зерах» означает «сияние». Зерах в Торе — сын Йеуды (Берешит 38:30).

ЗЕХАРЬЯ
«Зехарья» означает «вспомнил Б-г». Зехарья — один из двенадцати малых пророков.

ЗЭЕВ
«Зэев» означет «волк» на иврите. Имя «Зэев» часто ассоциируется с коленом Биньямина. Биньямин описывается в Торе как «волк», т.е. могучий и бесстрашный воин (Берешит 49:27). Вариант: Зев, Зеев, Зээв

ИГАЛЬ
«Игаль» означает «он избавит». Игаль в Торе — один из 12 разведчиков, посланных разведать Землю Израиля (Бемидбар 13:7).

ИРМИЯУ
«Ирмияу» означает «Б-г возвысит». Ирмияу — пророк, предупреждавший о разрушении Иерусалима, см. книгу Ирмияу.

ИСРАЭЛЬ
«Исраэль» означает «боролся с Б-гом» или «будет властвовать Б-г». «Исраэль» в Торе — новое имя, данное Яакову, отцу родоначальников 12 колен (Берешит 32:28). Варианты: Йисроель, Израиль.

ИССАХАР
«Иссахар» означает «получит награду». Иссахар в Торе — родоначальник одного из 12 колен, сын Яакова и Леи (Берешит 30:18). Вариант: Йиссахар.

ИССУР
«Иссур» — уменьшительное от «Исраэль» на идиш (вариант: Иссер).

ИТАМАР
«Итамар» означает «остров пальм» или «финиковая пальма». Итамар в Торе — младший сын Аарона (Шмот 6:23).

ИЦХАК
«Ицхак» означает «он будет смеяться» (см. Берешит 21:6). Ицхак в Торе — второй из троих праотцев еврейского народа. Его отец Авраам собирался, по велению Б-га, принести его в жертву у горы Мория, но Б-г остановил Авраама (Берешит 22). В соответствии с каббалистической традицией, имя Ицхак означает способность подниматься над материальным миром и контролировать его (варианты: Ицик, Исаак).

ЙЕДИДИЯ
«Йедидия» означает «любимый Б-гом», «друг Б-га». «Йедидия» в ТаНаХе — имя, которым Б-г называет царя Шломо (Шмуэль II, 12:25).

ЙЕОШУА
«Йеошуа» означает «Б-г — спасение». Йеошуа в Торе — ученик Моше и глава еврейского народа после смерти Моше (Дварим 31). Йеошуа отвоевал Землю Израиля у кнаанейцев, см. книгу Йеошуа.

ЙЕРАХМИЭЛЬ
«Йерахмиэль» означает «Б-г помилует». Йерахмиель в Торе — сын еврейского царя (Ирмияу 36:26).

ЙЕУДА
«Йеуда» означает «будет восхвалять (Б-га)». Слово «иудей» произошло от имени «Йеуда». Йеуда в Торе — родоначальник одного из 12 колен, того, которое получило благословение царства (Берешит 29:35). Династия царей Давида и Шломо — потомки Йеуды. Из колена Йеуды будет и царь Машиах. Йеудой звали также одного из героев тех событий, которые мы отмечаем в Хануку, — Йеуда Маккавей.

ЙЕХЕЗКЕЛЬ
«Йехезкель» означает «Б-г укрепит». Йехезкель — пророк времён вавилонского изгнания. Он предсказывает восстановление Иерусалима, см. книгу Йехезкеля (6 век до н.э).

ЙЕХИЭЛЬ
Йехиэль означает «даст жизнь Б-г». Йехиэль в Торе — глава семейства потомков Йоава во времена Вавилонского изгнания (Эзра 8:9).

ЙЕШАЯУ
«Йешаяу» означает «спасёт Б-г». Йешаяу — пророк в Иерусалиме времён Первого Храма (8 век до н.э.), см. книгу Исайи.

ЙОМ-ТОВ
«Йом Тов» означает «праздник».

ЙОНА
«Йона» означает «голубь». Йона — один из двенадцати малых пророков. Он отказывался пророчествовать, опасаясь, что это принесёт вред народу Израиля. Йона бежал, был сброшен с корабля и проглочен огромной рыбой, затем извергнут на сушу, — и в результате ему всё-таки пришлось пророчествовать.

ЙОНАТАН
«Йонатан» означает «Б-г дал». Йонатан в Нэвиим — сын царя Шауля, лучший друг царя Давида (Шмуэль I, 18-20). Варианты: Йеонатан, Йони, Йонасон).

ЙОРАМ
«Йорам» означает «Б-г возвысит». Йорам в Торе — сын царя (Шмуэль II, 8:10).

ЙОСЕФ
Йосеф означает «(Б-г) добавит». Йосеф в Торе — один из двенадцати сыновей Якова. Братья продали его в рабство в Египет, где он позднее стал правителем, «правой рукой» фараона (Берешит 30:24). В соответствии с каббалистической традицией, Йосеф олицетворяет силу объединения, так как он объединил всех 12 братьев в Египте.

ЙОХАНАН
Йоханан означает «Б-г — великодушный». Йоханан в Нэвиим — военачальник (Млахим II, 25:23; Ирмияу 40:13). Имя «Йоханан» носил также первосвященник времён Маккавеев. Он руководил очищением Святого Храма.

ЙОЭЛЬ
«Йоэль» означает «Всевышний — Б-г». Йоэль — один из 12 малых пророков.

ЙУВАЛЬ
«Йуваль» означает «поток», «ручей». Йуваль в Торе — сын Лемеха (Берешит 4:21).

КАЛЕВ
«Калев» означает «как сердце». Калев в Торе — один из 12 разведчиков, посланных в землю Израиля (Дварим 13:6). Калев был мужем Мириам, сестры Моисея (вариант: Калеб).

КАЛОНИМОС
«Калонимос» — имя греческого происхождения, означающее «доброе имя».

КАЛЬМАН
«Кальман» — сокращённое от «Калонимос», имени греческого происхождения, означающего «доброе имя».

КАРМИ
«Карми» означает «мой виноградник». Карми в Торе — внук Яакова (Берешит 46:9).

ЛЕВИ
«Леви» означает «сопровождающий» или «прислуживающий»; здесь содержится указание на роль Левитов как слуг в Святом Храме. Леви в Торе — родоначальник одного из 12 колен, сын Яакова и Леи (Берешит 29:34).

ЛЕЙБ
«Лейб» — «лев» на идиш. Лев — символ Йеуды, колена, из которого происходят еврейские цари (вариант: Лейбел).

МАНОАХ
«Маноах» означает «покой», «отдых». Маноах в ТаНаХе — отец Шимшона (Судьи 13:2).

МАТИТЬЯУ
«Матитъяу» означает «подарок Б-га». Матитъяу — ключевая фигура в истории Хануки, глава Маккавеев. В соответствии с каббалистической традицией, имя «Матитъяу» имеет то же цифровое значение (861), что и слова «Бейт Амикдаш», Святой Храм (вариант: Матисъяу).

МЕДАД
«Медад» означает «друг». Медад в Торе — еврей, пророчествовавший в стане во времена Моисея (Бемидбар 11:26).

МЕИР
«Меир» означает «излучающий свет». Рабби Меир — великий мудрец Мишны (вариант: Майер).

МЕНАХЕМ
«Менахем» означает «утешитель». Менахем в ТаНаХе — еврейский царь (Млахим II, 15:14). Традиция говорит, что имя Машиаха будет Менахем.

МЕНАШЕ
«Менаше» означает «помогающий забыть (плохое)». По каббалистической традиции, имя «Менаше» имеет силу устранять зло. Менаше в Торе — сын Иосифа (Берешит 41:51). Вариант: Манассе.

МЕНДЕЛЬ
«Мендель» — форма имени «Менахем» на идиш, означает «утешитель».

МЕШУЛАМ
«Мешулам» означает «получающий воздаяние» или «совершенный».

МИХА
«Миха» означает «приниженный», «бедный». Миха в Торе — один из 12 малых пророков.

МИХАЭЛЬ
«Михаэль» означает «Кто подобен Б-гу?» Михаэль в Торе — представитель колена Ашера (Бемидбар 13:13). «Михаэль» — также имя ангела и посланника Б- га, задача которого — защищать еврейский народ. Михаэль стоит справа от нас во время ночного сна, защищая. Правая сторона всегда ассоциируется с милосердием и добром (вариация: Михоэль).

МОРДЕХАЙ
«Мордехай» — точное значение неизвестно. По некоторым мнениям означает «воин». Мордехай в ТаНаХе — пророк и дядя (муж) царицы Эстер, которая спасла евреев от уничтожения во времена персидского царя Ахашвероша (вариант: Мордекай, Моти).

МОШЕ
Моше — величайший пророк всех времен, возглавивший еврейский народ при выходе из Египта и получении Торы на горе Синай. Моше означает «тот, кого вытащили (из воды)» (Шмот 2:10), потому что, в более глубоком смысле, предназначение Моше было вывести еврейский народ из рабства. (варианты: Мойше, Моисей).

НАТАН
«Натан» означает «(Б-г) дал». Натан в Торе — пророк, живший во времена царя Давида (Шмуэль II, 5:15). Вариант: Носон.

НАФТАЛИ
«Нафтали» означает «борющийся». Нафтали в Торе — родоначальник одного из 12 колен Израиля, шестой сын Яакова (Берешит 30:8).

НАХМАН
«Нахман» означает «утешитель». Рабби Нахман — один из великих мудрецов Талмуда, живший в Вавилонии. В соответствии с каббалистической традицией, имя «Нахман» имеет то же цифровое значение (148), что и слово «Нецах» — «вечность».

НАХУМ
«Нахум» означает «утешенный». Нахум в ТаНаХе — один из малых пророков.

НАХШОН
«Нахшон» означает «предсказатель». Нахшон в Торе — зять Аарона. Согласно мидрашу, он первым среди евреев вошел в Красное Море — до того, как оно расступилось (Шмот 6:23).

НЕТАНЕЛЬ
«Нетанель» означает «дал Б-г». Нетанель в ТаНаХе — брат царя Давида (Диврей а-Йамим I, 2:14). Вариация: Натаниэль.

НЕХЕМЬЯ
«Нехемья» означает «утешенный Б-гом». Нехемья был главой еврейского народа во времена возвращения из Вавилонского изгнания, см. книгу Нехемьи.

НИССАН
«Нисан» — название весеннего месяца, на который выпадает Песах. «Нисан» означает «знамя».

НИССИМ
«Ниссим» означает «чудеса».

НОАМ
«Ноам» означает «приятность».

НОАХ
«Ноах» означает «спокойствие» (Берешит 5:29). Ноах в Торе — праведник, спасшийся от потопа, строитель ковчега; родоначальник нынешнего человечества. В соответствии с каббалистической традицией, «Ноах» — другое название Шабата, дня отдыха и тишины.

ОВАДЬЯ
«Овадья» означает «слуга Б-га». Овадья в ТаНаХе — один из 12 малых пророков (варианты: Овадия, Обадия)

ПАЛТИЭЛЬ
«Палтиэль» означает «спасённый Б-гом». Палтиэль в Торе — вождь сынов колена Иссахара (Бемидбар 34:26).

ПЕРЕЦ
«Перец» означает «прорывающийся». Перец в Торе — сын Йеуды (Берешит 38:29).

ПЕСАХ
«Песах» означает «пропустить». Песах — еврейское название Пасхи, праздника, выхода евреев из Египта, когда Б-г «пропустил» (пасах) дома евреев во время казни первенцев.

ПЕСАХЬЯ
«Песахья» означает «Б-г пропустил» — перед выходом евреев из Египта Б-г «пропустил» (пасах) еврейские дома во время казни первенцев. Песахья упоминается в Талмуде как ответственный за коробки для сбора пожертвований для Храма.

ПИНХАС
Пинхас в Торе — первосвященник, внук Аарона. Благодаря поступку Пинхаса прекратился мор среди сынов Израиля в пустыне. За то, что Пинхас отвратил гнев Б-га от сынов Израиля, Б-г заключил с ним Союз Мира (см. Бемидбар 25). Традиция говорит, что у пророка Элияу была душа Пинхаса.

РАФАЭЛЬ
«Рафаэль» означает «исцелил Б-г». Рафаэль — ангел исцеления, он навестил Авраама после обрезания (Берешит гл. 18). Традиция говорит, что Рафаэль стоит позади нас во время ночного сна, охраняя нас.

РАХАМИМ
«Рахамим» означает «милосердие».

РЕУВЕН
«Реувен» означает «Смотрите, сын!» Реувен в Торе — родоначальник одного из 12 колен, первый сын Яакова (Берешит 29:32).

СИМХА
«Симха» означает «радость».

ТАНХУМ
«Танхум» означает «утешение». Танхум — один из великих мудрецов Талмуда, живший в Вавилонии.

ТУВИЯ
«Тувия» означает «благо моё — Б-г». Тувия в ТаНаХе — один из изгнанников, вернувшихся в Эрец Исраэль из Вавилонии (Зехарья 6:10). В соответствии с каббалистической традицией, имя «Тувия» имеет то же цифровое значение (32), что и слово «лев», сердце. Традиция говорит, что Тувия — одно из имен Моисея. (варианты: Товия, Тобия, Тевье).

ТХИЯ
«Тхия» означает «возрождение».

УЗИЭЛЬ
«Узиэль» означает «Б-г — моя сила». Узиэль в Торе — внук Леви (Шмот 6:18).

УРИ
«Ури» означает «мой свет». Ури в Торе — отец Бецалеля, представитель колена Йеуды (Шмот 31:2).

УРИЭЛЬ
«Уриэль» означает «Б-г — мой свет». Уриэль в ТаНаХе — потомок Леви (Диврей а-Йамим I, 6:9). «Уриэль» — также имя ангела, ответственного за одну из четырёх стихий — воздух. Традиция говорит, что этот ангел стоит перед нами, охраняя во время ночного сна.

ФАЙВЕЛ
«Файвел» означает «сосунок» или «кормить грудью» на идиш. Имя «Файвел» также ассоциируется со «светом» и «свечой» (вариации: Файвиш, Фэйвиш, Фейшив, Фэйвел).

ФИШЕЛ
«Фишел» означает «рыбка» на идиш. Имя «Фишел» часто ассоциируется с именем «Эфраим», потому что Эфраим полуичил библейское благословление «расплодиться как рыбы» (Берешит 48:16).

ХАГАЙ
«Хагай» означает «празднующий». Хагай — один из 12 малых пророков (см. Нэвиим). Вариант этого имени — Хаги (Берешит 46:16). Это имя носит внук Яакова.

ХАИМ
«Хаим» означает «жизнь». Это имя впервые встречается в 12 веке. Так звали одного из тосафистов — авторов комментария «Тосафот» на Талмуд. Традиция говорит, что имя Машиаха будет Хаим.

ХАНАН
«Ханаан» означает «помиловал (Б-г)». Ханан в Танахе — глава колена Биньямин (Диврей а-Йамим I, 8:23).

ХАНАНЕЛЬ
«Хананель» означает «помиловал Б-г». Имя из Танаха — см. «башня Хананеля» (Ирмияу 31:37).

ХАНАНЬЯ
«Хананья» означает «Б-г дает очарование». По другому мнению также «Помиловал Б-г». Хананья в Танахе — один из пророков (Ирмияу 28:1).

ХАНОХ
«Ханох» означает «освященный». Ханох в Торе — сын Каина (Берешит 4:17, 5:18).

ХИЗКИЯУ
«Хизкияу» означает «Б-г — моя сила». Хизкияу в Танахе — праведный царь Израиля (Млахим II,19-20).

ХИРШ
«Хирш» означает «олень» на идиш. Это имя часто ассоциируется с библейским «Нафтали» — т.к. Нафтали сравнивается с быстрым оленем (Берешит 49:21). Вариации: Хершел, Херш, Хешел.

ЦАДОК
«Цадок» — «праведный». Цадок в Нэвиим помогает царю Давиду усмирить восстание (Шмуэль I, 15:27).

ЦВИ
«Цви» означает «олень». Это имя часто ассоциируется с библейским именем «Нафтали», т.к. Нафтали сравнивается с быстрым оленем (Берешит 49:21).

ЦЕМАХ
«Цемах» означает «растение». Цемах упоминается в ТаНаХе в пророчестве Зехарии (Зехария 3:8).

ЦЕФАНИЯ
«Цефания» означает «защищенный Б-гом», «спрятанный Б-гом». Цефания — один из 12 малых пророков.

ЦИОН
«Цион» означает «превосходство». Слово «Цион» употребляется в Торе нескольлко десятков раз — для обозначения Иерусалима.

ЦУРИЭЛЬ
«Цуриэль» означает «Б-г моя скала». Цуриэль в Торе — глава колена Леви (Бемидбар 3:35).

ШАБТАЙ
«Шабтай» — производное от «Шабат». Шабтай в Торе — Левит времён Эзры (Эзра 10:15).

ШАЙ
«Шай» означает «подарок»; также «Шай» — сокращённое от Йешаяу (Исайя). Йешаяу — пророк времён Первого Храма (в 8 веке до н.э.) в Иерусалиме, см. книгу Исайи.

ШАЛОМ
«Шалом» означает «мир». Шалум (производная форма) в Торе — царь Израиля (Млахим II, 15:13). Традиция говорит также, что «Шалом» — одно из имен Б-га.

ШАУЛЬ
Шауль в Торе — первый царь Израиля (Шмуэль I, 9:2). «Шауль» означает «испрошенный» (вариант: Саул).

ШЕТ
Шет означает «назначенный». Шет в Торе — сын Адама, рожденный после смерти Авеля (Берешит 5:3).

ШИМОН
«Шимон» — «услышанный», от корня «шама» — «слышать». Шимон в Торе — родоначальник одного из 12 колен, второй сын Яакова (Берешит 29:33). Вариант: Симон.

ШИМШОН
Шимшон означает «солнечный». Шимшон — в Торе судья, назир, сила которого была в его волосах. Успешно воевал против филистимлян (Судьи 13:24). Вариант: Самсон.

ШЛОМО
«Шломо» — производное от «мир». Шломо в Торе — знаменитый еврейский царь, сын царя Давида. Царь Шломо построил первый Святой Храм в Иерусалиме. Годы его правления — годы мира, невиданного процветания и богатства (см. Млахим I). Вариант: Соломон.

ШМАРЬЯУ
«Шмарьяу» означает «охранил Б-г». Шмарья (сокращённая форма) в Торе — один из сторонников царя Давида (Диврей а-Йамим I, 12:6).

ШМУЭЛЬ
«Шмуэль» означает «Б-г Его имя». В Нэвиим рассказано о том, как Хана, жена Эльканы, усердно молилась и просила Всевышнего послать ей ребёнка. У неё родился сын Шмуэль, который стал великим пророком. Ему выпала честь помазать на царство двух первых царей Израиля, Шауля и Давида, см. книгу Шмуэля.

ШНЕУР
«Шнеур» — производят от испанского «сеньор», «господин». На идиш звучит (и понимается) как «два светильника», «два света».

ШРАГА
«Шрага» — арамейское слово, означающее «свет» или «свеча». Встречается в Талмуде.

ЭЗРА
«Эзра» означает «помощник». Эзра возглавил возвращение еврейского народа из Вавилонского изгнания и восстановление Святого Храма, см. книгу Эзры в Ктувим.

ЭЙТАН
«Эйтан» означает «сильный» (см. Дварим 21:4). Эйтан в Торе — внук Йеуды (Диврей а-Йамим I, 2:6). Мидраш говорит, что «Эйтан» является также именем Авраама, первого еврея.

ЭЛАЗАР
«Элазар» означает «Б-г помог». Элазар в Торе — сын первосвященника Аарона (Шмот 6:23).

ЭЛИ
«Эли» означает «подняться» или «возвышенный». Эли в Торе — первосвященник и последний из судей во времена Шмуэля (Шмуэль I, 1).

ЭЛИМЕЛЕХ
«Элимелех» означает «мой Б-г — царь». Элимелех в Торе — муж Наоми (Рут 1:2).

ЭЛИША
«Элиша» означает «Б-г — спасение». Элиша в Торе — пророк, главный ученик пророка Элияу (см. вторую книгу Млахим).

ЭЛИЭЗЕР
«Элиэзер» означает «мой Б-г помог». Элиэзер в Торе — слуга Авраама (Берешит 15:2). Так же звали и сына Моисея (Шмот 18:4). Варианты: Лейзер, Лазарь.

ЭЛИЯУ
«Элияу» означает «Он — Б-г мой». Элияу в Торе — пророк, который поднялся на небеса живым и незримо присутствует на каждом обрезании и каждом Пасхальном седере (см. Млахим).

ЭЛЬДАД
«Эльдад» означает «возлюбленный Б-га». Эльдад в Торе — еврей, пророчествовавший в стане во времена Моисея (Бемидбар 11:26).

ЭЛЬХАНАН
«Эльханан» означает «Б-г смилостивился», Эльханан в Торе — воин в армии царя Давида, выигравший ключевую битву с филистимлянами (Шмуэль II, 21:19).

ЭЛЬЯКИМ
«Эльяким» означает «Б-г установит». Эльяким в Торе — управляющий царским дворцом (Млахим II, 18:18).

ЭММАНУЭЛЬ
«Эммануэль» означает «с нами Б-г». Эммануэль в Торе — имя избавителя евреев (Исайя 7:14); оно связано с коленом Йеуды (Исайя 8:8). Традиция говорит, что имя Машиаха будет Эммануэль (вариант: Имануэль).

ЭФРАИМ
«Эфраим» означает «плодовитый». Эфраим в Торе — второй сын Йосефа, внук Яакова (Берешит 41:52).

ЭХУД
«Эхуд» означает «возлюбленный». Эхуд в Танахе — один из судей Израиля (Судьи 3:15).

ЯИР
«Яир» означает «он будет светить». Яир в Торе — внук Иосифа (Дварим 3:14).

ЯКОВ
«Яков» означает «удержанный за пятку». По другому мнению — «обойдёт», «обгонит». Яков в Торе — третий праотец, отец родоначальников 12 колен (Берешит 25:26). В соответствии с каббалистической традицией, Яков символизирует совершенство и гармонию (варианты: Яаков, Якоб, Янкель, Янки).

Еврейские имена

Выбор еврейского имени

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени .

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима…

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге .

Скрытый смысл

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет…

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *