Символ лютеранской церкви

ЛЮТЕРАНСТВО — од­но из основных на­прав­ле­ний про­тес­тан­тиз­ма, воз­ник­шее в хо­де Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии.

На­зва­но по име­ни М. Лю­те­ра.

Ис­то­рия

Тра­диционной да­той на­ча­ла Ре­фор­ма­ции в Ев­ро­пе счи­та­ет­ся 31.10.1517 года, ко­гда Лю­тер, ка­то­лический мо­нах-ав­гу­сти­нец и профессор Вит­тен­берг­ско­го университета, вы­ве­сил на две­рях церкви Всех Свя­тых в Вит­тен­бер­ге свои 95 те­зи­сов про­тив зло­упот­реб­ле­ний ин­дуль­ген­ция­ми. Ка­то­лической док­три­не (см. Ка­то­ли­цизм), со­глас­но ко­то­рой для спа­се­ния ду­ши в чис­ле дру­го­го тре­бо­ва­лось со­вер­ше­ние бла­го­чес­ти­вых дел, Лю­тер про­ти­во­пос­та­вил уче­ние о спа­се­нии толь­ко ве­рой (лат. sola fide). Ни­кто из греш­ных лю­дей, со­глас­но Лю­те­ру, не в со­стоя­нии вы­пол­нить все за­по­ве­ди, дан­ные Бо­гом, ни­ка­кие тру­ды не спо­соб­ны ис­ку­пить че­ло­ве­че­ские гре­хи. Их ис­ку­пил Сам Иисус Хри­стос че­рез му­че­ни­че­скую смерть на Гол­го­фе. Тем са­мым ста­ло воз­мож­но оп­рав­да­ние греш­ных лю­дей пе­ред Бо­гом: от­ны­не че­ло­век, ис­крен­не ве­рую­щий в Трои­цу и, в ча­ст­но­сти, во Хри­ста как сво­его Ис­ку­пи­те­ля, по­лу­ча­ет оп­рав­да­ние, а с ним и веч­ное спа­се­ние. Пре­сле­до­ва­ния Лю­те­ра со сто­ро­ны ка­то­лической Церк­ви, об­ви­не­ние его в ере­си вы­зва­ли со­чув­ст­вие оп­по­зи­ци­он­ных пап­ст­ву сил и спро­во­ци­ро­ва­ли дви­же­ние за ре­фор­му Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. Ока­зав­шись пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью обос­но­вать свою по­зи­цию, Лю­тер под­верг пе­ре­смот­ру многие по­ло­же­ния средневекового ка­то­ли­циз­ма, не на­хо­див­шие, по его мне­нию, обос­но­ва­ния в Биб­лии. Фак­ти­че­ски был про­воз­гла­шён при­ори­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния над Свя­щен­ным Пре­да­ни­ем и от­верг­ну­та по­сред­ни­че­ская роль Церк­ви в де­ле спа­се­ния.

Не­смот­ря на со­про­тив­ле­ние цер­ков­ных вла­стей, сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции взя­ли под свою за­щи­ту пра­ви­те­ли Сак­со­нии, Гес­се­на, Бран­ден­бур­га и других германских го­су­дарств, где цер­ков­ные струк­ту­ры пе­ре­шли из ка­но­нического под­чи­не­ния Ри­му под кон­троль свет­ских вла­стей. Про­грам­ма ре­фор­мационных пре­об­ра­зо­ва­ний бы­ла из­ло­же­на в Аугс­бург­ском ис­по­ве­да­нии, пред­став­лен­ном императору Свя­щен­ной Римской им­пе­рии Кар­лу V 25.6.1530 года. Мно­го­лет­няя ожес­то­чён­ная борь­ба ме­ж­ду немецкими князь­я­ми, при­няв­ши­ми Лютеранство, и князь­я­ми, со­хра­нив­ши­ми вер­ность ка­то­ли­циз­му, за­вер­ши­лась в 1555 году Аугс­бург­ским ре­ли­ги­оз­ным ми­ром, да­вав­шим пра­во ка­ж­до­му пра­ви­те­лю по сво­ему ус­мот­ре­нию вы­би­рать ка­то­ли­че­ст­во или Лютеранство как обя­за­тель­ную для его под­дан­ных ве­ру («чья власть, то­го и ве­ра»). По­сколь­ку в германских го­су­дар­ст­вах ка­то­лические епи­ско­пы к Ре­фор­ма­ции не примк­ну­ли, лю­те­ран­ские церк­ви там воз­гла­ви­ли кли­ри­ки, не имев­шие апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва. Их административные долж­но­сти (су­пер­ин­тен­дант, епи­скоп и др.) не рас­смат­ри­ва­ют­ся как сан. В 1527 году лю­те­ран­ская Ре­фор­ма­ция на­ча­лась в Шве­ции (и под­вла­ст­ной ей Фин­лян­дии), в 1536 — в Да­нии, Нор­ве­гии и Ис­лан­дии. Бóль­шая часть ка­то­лических епи­ско­пов в этих стра­нах пе­ре­шла в Лютеранство, со­хра­нив ти­тул, по­это­му современные лю­те­ран­ские скандинавские епи­ско­пы пре­тен­ду­ют на об­ла­да­ние епи­скоп­ским са­ном и апо­столь­ским пре­ем­ст­вом. В ре­зуль­та­те в Лютеранство про­изош­ло раз­де­ле­ние на 2 основные тра­ди­ции — гер­ман­скую и скан­ди­нав­скую.

Ещё при жиз­ни Лю­те­ра и осо­бен­но по­сле его смер­ти сре­ди его по­сле­до­ва­те­лей воз­ник­ли раз­но­гла­сия. В 1577 году около 8000 пас­то­ров под­пи­са­ли Фор­му­лу со­гла­сия, где бы­ло из­ло­же­но нор­ма­тив­ное ве­ро­уче­ние по спор­ным во­про­сам. Она бы­ла вклю­че­на в сбор­ник лю­те­ран­ских ве­ро­ис­по­вед­ных до­ку­мен­тов — Кни­гу со­гла­сия, впер­вые из­дан­ную в Дрез­де­не в 1580 году. Кро­ме Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния и Фор­му­лы со­гла­сия, в неё во­шли Апо­столь­ский, Ни­кей­ский (с Filioque) и Афа­на­си­ев сим­во­лы ве­ры, Апо­ло­гия Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния, Шмаль­каль­ден­ские ар­ти­ку­лы (с при­ло­жен­ным трак­та­том «О вла­сти и пер­вен­ст­ве па­пы»), «Боль­шой ка­те­хи­зис» и «Ма­лый ка­те­хи­зис» Лю­те­ра. Кни­га со­гла­сия ос­та­ёт­ся офи­ци­аль­ным ве­ро­учи­тель­ным стан­дар­том боль­шин­ст­ва лю­те­ран­ских церк­вей.

На про­тя­же­нии XVII века на ос­но­ве ари­сто­те­ли­ан­ской фи­ло­со­фии, дог­ма­ти­ки Кни­ги со­гла­сия и не про­ти­во­ре­ча­щих Лютеранству свя­то­оте­че­ских и ка­то­лических уче­ний сфор­ми­ро­ва­лась «лю­те­ран­ская ор­то­док­сия», или «лю­те­ран­ская схо­ла­сти­ка». Чрез­мер­ная со­сре­до­то­чен­ность на тон­ко­стях дог­ма­ти­ки вы­зва­ла про­тест по­бор­ни­ков со­ци­аль­но­го слу­же­ния и «жи­во­го ре­лигиозного чув­ст­ва», при­вед­ший к воз­ник­но­ве­нию пие­тиз­ма. В конце XVII — XVIII веков ор­то­док­саль­ное Лютеране под­верг­лось влия­нию ра­цио­на­лиз­ма (Х. фон Вольф, И. Кант). В XIX веке са­мым значительным яв­ле­ни­ем в Лютеранстве и в про­тес­тан­тиз­ме в це­лом ста­ло по­яв­ле­ние ис­то­ри­ко-кри­тического ме­то­да ис­сле­до­ва­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рый вме­сте с дос­ти­же­ния­ми ес­тественных на­ук и фи­лософских ис­сле­до­ва­ний дал тол­чок к воз­ник­но­ве­нию ли­бе­раль­но­го бо­го­сло­вия, т. е. пе­ре­ос­мыс­ле­нию в све­те современных зна­ний тра­диционных дог­ма­тических пред­став­ле­ний. Боль­шое влия­ние на ста­нов­ле­ние ли­бе­раль­но­го бо­го­сло­вия ока­за­ли идеи Ф. Шлей­ер­махе­ра, ис­сле­до­ва­ния Но­во­го За­ве­та Ф. К. Бау­ра и Д. Ф. Штрау­са. Клас­сические пред­ста­ви­те­ли немецкого ли­бе­раль­но­го бо­го­сло­вия — А. фон Гар­нак, А. Ричль, Э. Трёльч. В той или иной фор­ме ли­бе­раль­ные те­че­ния со­хра­ня­ют­ся в современном лю­те­ран­ст­ве.

В Прус­сии в 1817 году ко­роль Фрид­рих Виль­гельм III объ­е­ди­нил лю­те­ран и ре­фор­ма­тов в еди­ную Еван­ге­лическую цер­ковь (Прус­ская уния), в ко­то­рой бы­ло при­ня­то каль­ви­ни­ст­ское уче­ние (см. Каль­ви­низм) о Ев­ха­ри­стии. Эта ме­ра вы­зва­ла силь­ную оп­по­зи­цию, многие лю­те­ран­ские при­хо­ды Прус­сии не при­ня­ли унию. Ко­роль Фрид­рих Виль­гельм IV уза­ко­нил не­за­ви­си­мое су­ще­ст­во­ва­ние этих при­хо­дов, по­лу­чив­ших название «сво­бод­ные церк­ви», или «ста­рые лю­те­ра­не». В 1930-х годах в про­тес­тант­ских церк­вах Гер­ма­нии сто­рон­ни­ки на­цио­нал-со­циа­лиз­ма ак­тив­но под­дер­жи­ва­ли дви­же­ние «не­мец­ких хри­сти­ан», ко­то­рые сле­до­ва­ли арий­ской ра­со­вой тео­рии, по­чи­та­ли А. Гит­ле­ра как ни­спос­лан­но­го немецкому на­ро­ду мес­сию и стре­ми­лись «очи­стить» хри­сти­ан­ст­во от «еврейского ком­по­нен­та», т. е. фак­ти­че­ски от Вет­хо­го За­ве­та. В 1933 году бы­ла уч­ре­ж­де­на т. н. Германская еван­ге­лическая цер­ковь во гла­ве с до­ве­рен­ным ли­цом Гит­ле­ра пас­то­ром Л. Мюл­ле­ром. Про­тив­ни­ки этой по­ли­ти­ки — как лю­те­ра­не, так и ре­фор­ма­ты, и при­вер­жен­цы Прус­ской унии — в ию­ле 1933 года уч­ре­ди­ли кон­фе­де­ра­тив­ную Ис­по­вед­ни­че­скую цер­ковь (Bekenntnis­kirche) во гла­ве с лю­те­ран­ским пас­то­ром М. Ни­мёл­ле­ром. 31.5.1934 года она при­ня­ла Бар­мен­скую дек­ла­ра­цию, в ко­то­рой осу­ж­да­лись на­ци­ст­ские тео­рии и мес­си­ан­ст­во Гит­ле­ра. Ис­по­вед­ни­че­ская цер­ковь под­вер­га­лась пре­сле­до­ва­ни­ям, хо­тя фор­маль­но так и не бы­ла за­пре­ще­на. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны в Гер­ма­нии в основном вос­ста­но­ви­лось преж­нее цер­ков­ное уст­рой­ст­во: про­тес­тант­ские церк­ви дей­ст­ву­ют в пре­де­лах отдельных зе­мель, их ста­тус оп­ре­де­ля­ет­ся зе­мель­ны­ми за­ко­на­ми.

С XVII века лю­те­ра­не ста­ли эмиг­ри­ро­вать в Северную Аме­ри­ку, ор­га­ни­зуя там при­хо­ды и си­но­ды по эт­ническому прин­ци­пу (в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев в рус­ле герм. тра­ди­ции). К середине XX века Лютеранство в США раз­де­ли­лось на ли­бе­раль­ное кры­ло, ор­га­ни­зо­ван­ное в Еван­ге­лическую лю­те­ран­скую цер­ковь в Аме­ри­ке (окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась в 1988 году из трёх лю­те­ран­ских церк­вей), и лю­те­ран-кон­сер­ва­то­ров (ана­лог «ста­рых лю­те­ран» в Гер­ма­нии), об­ра­зо­вав­ших Лю­те­ран­скую цер­ковь — Мис­су­рий­ский си­нод и Лю­те­ран­скую цер­ковь — Вис­кон­син­ский си­нод. В США в 1970-х годах пе­ре­мес­тил­ся центр лю­те­ран­ских бо­го­слов­ских ис­сле­до­ва­ний.

Рас­про­стра­не­нию Лютеранства спо­соб­ст­во­ва­ла и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность, од­на­ко у лю­те­ран она все­гда бы­ла ме­нее ак­тив­ной, чем у других про­тес­тан­тов. В XIX веке мис­сио­нер­ст­вом за­ни­ма­лись в основном пие­ти­сты (мис­сио­не­ров го­то­вил университет Гал­ле). Мис­сио­не­ры ра­бо­та­ли в Ин­дии, Аф­ри­ке, Ост-Ин­дии и Ки­тае. Осо­бен­но эф­фек­тив­ной их дея­тель­ность ока­за­лась в Ин­дии, Эфио­пии, Ин­до­не­зии, Тан­за­нии и Ке­нии, где воз­ник­ли мно­го­чис­лен­ные, ди­на­мич­но рас­ту­щие церк­ви.

В 1923 году об­ра­зо­ва­на Все­мир­ная лю­те­ран­ская кон­вен­ция (ВЛК). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны церк­ви — чле­ны ВЛК со­труд­ни­ча­ли в ока­за­нии по­мо­щи по­стра­дав­шим в хо­де вой­ны в Ев­ро­пе. В 1947 году ВЛК бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на во Все­мир­ную лю­те­ран­скую фе­де­ра­цию (ВЛФ). 90% всех лю­те­ран при­над­ле­жат к церк­вам — чле­нам ВЛФ. Об­щее их чис­ло (2008) — свыше 70 млн. человек.

Круп­ней­шим объ­е­ди­не­ни­ем кон­сер­ва­тив­ных лю­те­ран яв­ля­ет­ся соз­дан­ный в 1993 году Ме­ж­ду­народный лю­те­ран­ский со­вет, в ко­то­рый вхо­дят 30 церк­вей-чле­нов (2007). Они объ­е­ди­ня­ют около 3,45 млн. человек. В 1993 году бы­ла ос­но­ва­на Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лическая лю­те­ран­ская кон­фе­рен­ция, ве­ду­щую роль в ко­то­рой иг­ра­ет Лю­те­ран­ская цер­ковь — Вис­кон­син­ский си­нод. По не­офи­ци­аль­но­му пра­ви­лу ка­ж­дая вновь воз­ник­шая лю­те­ран­ская цер­ковь мо­жет счи­тать­ся за­кон­ной толь­ко при ус­ло­вии её при­зна­ния од­ним из трёх объ­е­ди­не­ний (ВЛФ, Ме­ж­ду­народный лю­те­ран­ский со­вет, Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лическая лю­те­ран­ская кон­фе­рен­ция). В начале XXI века про­дол­жа­ет­ся рост чис­ла лю­те­ран в Азии, Аф­ри­ке и Латинской Аме­ри­ке, спад — в Ев­ро­пе и Северной Аме­ри­ке.

Мно­гие лю­те­ран­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в эку­ме­ническом дви­же­нии (см. Эку­ме­низм), яв­ля­ют­ся чле­на­ми Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей. Важ­ное ме­сто в жиз­ни лю­те­ран­ских церк­вей за­ни­ма­ют со­ци­аль­ное слу­же­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность, в т. ч. осу­ще­ст­в­ляе­мые совместно с пред­ста­ви­те­ля­ми других про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций.

Лю­те­ран­ст­во в Рос­сии

Пер­вые лю­те­ра­не — шве­ды, фин­ны, нем­цы, дат­ча­не — поя­ви­лись в Рос­сии в XVI веке (пер­вая кир­ха бы­ла от­кры­та в Мо­ск­ве в 1576 году). Это бы­ли главным образом вра­чи, ре­мес­лен­ни­ки, куп­цы, во­ен­ные. Чис­лен­ность лю­те­ран в Рос­сии рос­ла так­же в ре­зуль­та­те при­сое­ди­не­ния к ней тер­ри­то­рий со зна­чительным лю­те­ран­ским на­се­ле­ни­ем. В ре­зуль­та­те Се­вер­ной вой­ны 1700-1721 годов в Рос­сии по­яви­лось Лютеранство как скан­ди­нав­ской (фин­ны и шве­ды Ин­гер­ман­лан­дии), так и гер­ман­ской (нем­цы, эс­тон­цы, ла­ты­ши Эс­т­лян­дии и Лиф­лян­дии) тра­ди­ций. В 1703 году в Санкт-Пе­тер­бур­ге был ор­га­ни­зо­ван шведско- финский при­ход Св. Ма­рии, ко­то­рый со вре­ме­нем стал цен­тром Лютеранства скандинавской тра­ди­ции в Рос­сии и яв­ля­ет­ся та­ко­вым до­ны­не. Немецкую тра­ди­цию уси­ли­ли пе­ре­се­лен­цы, при­гла­шён­ные императрицей Ека­те­ри­ной II в По­вол­жье и в южные гу­бер­нии, скандинавскую тра­ди­цию — при­сое­ди­не­ние Фин­лян­дии (1743, 1808-1809). Лю­те­ран­ские при­хо­ды в Рос­сии бы­ли со­вер­шен­но не­за­ви­си­мы­ми до 1832 года, ко­гда все они (за ис­клю­че­ни­ем Великого кня­же­ст­ва Фин­лянд­ско­го и Цар­ст­ва Поль­ско­го) бы­ли объ­е­ди­не­ны в Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­скую цер­ковь в Рос­сии. Со­глас­но её ус­та­ву, гла­вой Церк­ви яв­лял­ся российский им­пе­ра­тор. Лю­те­ра­не — главным образом ост­зей­ские нем­цы — со­став­ля­ли зна­чительную часть по­ли­тической, во­енной и куль­тур­ной эли­ты Российской им­пе­рии. В 1914 году в Рос­сии, не счи­тая При­бал­ти­ки, Фин­лян­дии и Поль­ши, бы­ло не ме­нее 234 лю­те­ран­ских об­щин.

В 1919 году от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви от­де­ли­лись ин­гер­ман­ланд­ские при­хо­ды, ко­то­рые в 1923 году об­ра­зо­ва­ли Фин­скую еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­скую цер­ковь. В 1920 году немецкая Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь вы­ра­бо­та­ла «Вре­мен­ные по­ста­нов­ле­ния» о са­мо­управ­ле­нии еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ских об­щин в Рос­сии. В 1924 году её Ге­не­раль­ный си­нод при­нял Ос­нов­ной за­кон, рег­ла­мен­ти­рую­щий дея­тель­ность Церк­ви, по­лу­чив­шей название Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь Со­вет­ско­го Сою­за. В 1937 году боль­шин­ст­во фин­нов- ин­гер­ман­ланд­цев бы­ло вы­сла­но из Ле­нин­град­ской области в Среднюю Азию, Си­бирь и Ка­зах­стан. В ре­зуль­та­те ре­прес­сий в 1938 году вся­кая дея­тель­ность лю­те­ран­ских цер­ков­ных струк­тур в СССР пре­кра­ти­лась. Од­на­ко с при­сое­ди­не­ни­ем При­бал­ти­ки (ле­то 1940) в пре­де­лах СССР ока­за­лись лю­те­ран­ские церк­ви Эс­то­нии и Лат­вии. В августе 1941 года вла­сти осу­ще­ст­ви­ли на­сильственную де­пор­та­цию российских нем­цев, зна­чительное чис­ло ко­то­рых со­став­ля­ли лю­те­ра­не. До 1980-х годов функ­цио­ни­ро­ва­ли не­боль­шие немецкие лю­те­ран­ские об­щи­ны в мес­тах ссыл­ки, час­то не имев­шие пас­то­ров и не под­дер­жи­вав­шие кон­так­тов с еди­но­вер­ца­ми за ру­бе­жом. В 1980 году советская власть при­зна­ла су­ще­ст­во­ва­ние лю­те­ран­ских «брат­ских об­щин» и раз­ре­ши­ла соз­да­ние не­мец­ко-лю­те­ран­ско­го проб­ст­ва в со­ста­ве Еван­ге­ли­че­ско- лю­те­ран­ской церк­ви Лат­вии. В 1988 году со­зван Ге­не­раль­ный си­нод немецкой лю­те­ран­ской церк­ви, на ко­то­ром уч­ре­ж­де­на Немецкая еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (НЕЛЦ) СССР. По­сле 1991 года НЕЛЦ ста­ла фор­маль­но са­мо­стоя­тель­ной, фак­ти­че­ски на­хо­дясь в за­ви­си­мо­сти от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви Гер­ма­нии. В 1994 году она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ская цер­ковь в Рос­сии, на Ук­раи­не, в Ка­зах­ста­не и Средней Азии (ЕЛЦ). Уда­ле­ние из её на­зва­ния оп­ре­де­ле­ния «не­мец­кая» под­чёр­ки­ва­ло, что от­ны­не ЕЛЦ ори­ен­ти­ру­ет­ся в сво­ей пас­тор­ской дея­тель­но­сти не толь­ко на российских нем­цев.

В конце 1950-х годах боль­шин­ст­во фин­нов- ин­гер­ман­ланд­цев су­ме­ло вер­нуть­ся в Ле­нин­град­скую область. В Нар­ве и Пет­ро­за­вод­ске бы­ли соз­да­ны при­хо­ды Эстонской церк­ви с бо­го­слу­же­ни­ем на финском язы­ке. В 1977 году за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на об­щи­на в городе Пуш­кин. С рас­па­дом СССР Ин­гер­ман­ланд­ская лю­те­ран­ская цер­ковь — Цер­ковь Ин­грии ста­ла са­мо­стоя­тель­ной (1.1.1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лю­те­ра­не ста­ли ак­тив­но по­мо­гать сво­им еди­но­вер­цам в Рос­сии.

По­ми­мо Церк­ви Ин­грии, кон­сер­ва­тив­ное Лютеранство в Рос­сии пред­став­ля­ет Си­бир­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (СЕЛЦ), при­хо­ды ко­то­рой (в Но­во­си­бир­ске, Бар­нау­ле и др.) соз­да­ва­лись в со­ста­ве Эстонской лю­те­ран­ской церк­ви. В мае 2003 года СЕЛЦ ста­ла ав­то­ке­фаль­ной.

Осо­бен­но­сти ве­ро­уче­ния

Основные прин­ци­пы Лютеранства и про­тес­тан­тиз­ма в це­лом сво­дят­ся к 3 по­ло­же­ни­ям: ис­клю­чи­тель­ный ав­то­ри­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния, по­сколь­ку толь­ко че­рез Сло­во Бо­жие че­ло­век при­хо­дит к ве­ре; дос­ти­же­ние спа­се­ния лич­ной ве­рой; свя­щен­ст­во всех ве­рую­щих (ср. 1 Пет. 2:9) как от­ри­ца­ние ру­ко­по­ло­жен­но­го свя­щен­ст­ва в ка­че­ст­ве по­сред­ни­ка для спа­се­ния че­ло­ве­ка.

По­ни­ма­ние Пре­свя­той Трои­цы, Ии­су­са Хри­ста как Сы­на Бо­жия, ро­ж­дён­но­го от Де­вы Ма­рии, уче­ние о рае и аде в Лютеранстве сов­па­да­ют с об­ще­хри­сти­ан­ски­ми взгля­да­ми (ка­то­лическое уче­ние о чис­ти­ли­ще от­вер­га­ет­ся). В Лютеранстве де­ла­ет­ся ак­цент на ис­ку­пи­тель­ном под­ви­ге Ии­су­са Хри­ста. Лю­те­ра­не при­дер­жи­ва­ют­ся тра­ди­ци­он­но­го для западного хри­сти­ан­ст­ва уче­ния об ис­хо­ж­де­нии Свя­то­го Ду­ха (c Filioque). Лютеранство при­зна­ёт уче­ние о пре­до­пре­де­ле­нии к спа­се­нию, но, в от­ли­чие от каль­ви­низ­ма, от­вер­га­ет пре­до­пре­де­ле­ние к осу­ж­де­нию. Пол­но­стью от­ри­ца­ет­ся в лю­те­ран­ской тео­ло­гии уча­стие сво­бод­ной во­ли че­ло­ве­ка в спа­се­нии: спа­се­ние — дар Бо­га, ко­то­рый ни­чем нель­зя за­слу­жить — ни ас­ке­зой, ни мо­лит­вой, ни до­б­ры­ми де­ла­ми, т. е. при­ни­ма­ет­ся прин­цип Бо­жия мо­нер­гиз­ма (в от­ли­чие от пра­во­слав­но­го си­нер­гиз­ма — при­зна­ния со­ра­бот­ни­че­ст­ва Бо­га и че­ло­ве­ка в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка). Спе­ци­фи­че­ски лю­те­ран­ским, хо­тя и вос­хо­дя­щим к по­ле­ми­ке блж. Ав­гу­сти­на с Пе­ла­ги­ем (см. Пе­ла­ги­ан­ст­во), яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние все­го со­дер­жа­ния Биб­лии на За­кон (то, что Бог тре­бу­ет от лю­дей) и Еван­ге­лие (то, что Бог обе­ща­ет лю­дям).

Из та­инств при­зна­ют­ся кре­ще­ние и Ев­ха­ри­стия (Ве­че­ря Гос­под­ня, Та­ин­ст­во ал­та­ря). Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние рас­смат­ри­ва­ет ис­по­ведь и от­пу­ще­ние гре­хов как та­ин­ст­во, но ны­не боль­шин­ст­во лю­те­ран от­но­сят ис­по­ведь к об­ря­дам. Кре­ще­ние обыч­но со­вер­ша­ет­ся над мла­ден­ца­ми и вос­при­ни­ма­ет­ся как «спа­си­тель­ная ра­бо­та Бо­га», ко­то­рый че­рез нис­по­сы­лае­мую Им бла­го­дать тво­рит в при­ни­маю­щих кре­ще­ние спа­си­тель­ную ве­ру. В кре­ще­нии лю­ди омы­ва­ют­ся от грехов, от­вра­ща­ют­ся от смер­ти и дья­во­ла и по­лу­ча­ют веч­ное спа­се­ние в дар от Бо­га. Кре­ще­ние обыч­но со­вер­ша­ет­ся об­ли­ва­ни­ем или ок­ро­п­ле­ни­ем, но мо­жет про­из­во­дить­ся и трое­крат­ным пол­ным по­гру­же­ни­ем. Со­глас­но лю­те­ран­ской трак­тов­ке Ев­ха­ри­стии, хлеб и ви­но, ста­но­вясь ис­тин­ны­ми Те­лом и Кро­вью Хри­ста, вме­сте с тем со­хра­ня­ют свою сущ­ность, а не толь­ко ак­ци­ден­ции (т. о., от­вер­га­ет­ся уче­ние о пре­су­ще­ст­в­ле­нии). В от­ли­чие от цвинг­ли­ан (см. Цвинг­ли­ан­ст­во), лю­те­ра­не ка­те­го­ри­че­ски от­вер­га­ют пред­став­ле­ние о том, что Ве­че­ря Гос­под­ня име­ет толь­ко сим­во­лическое или «вос­по­ми­на­тель­ное» зна­че­ние. В од­них лю­те­ран­ских церк­вах Ев­ха­ри­стия со­вер­ша­ет­ся поч­ти еже­не­дель­но, в дру­гих — один раз в 2-3 месяца, в треть­их — лишь один раз в го­ду, в Ве­ли­кую пят­ни­цу. В от­личие от ка­то­лической прак­ти­ки, в Лютеранстве при­ча­ще­ние всех ве­рую­щих про­ис­хо­дит Те­лом и Кро­вью Хри­сто­вы­ми, что бы­ло вве­де­но ещё Лю­те­ром. Кон­фир­ма­ция, ор­ди­на­ция (ру­ко­по­ло­же­ние), брак и еле­ос­вя­ще­ние рас­смат­ри­ва­ют­ся обыч­но как об­ря­ды (ко­ли­че­ст­во та­инств в Лютеранстве не фик­си­ру­ет­ся).

Пас­то­ры во мно­гих лю­те­ран­ских церк­вах из­би­ра­ют­ся и ос­та­ют­ся в са­не по­жиз­нен­но. Кан­ди­да­ты в пас­то­ры долж­ны иметь специальное об­ра­зо­ва­ние и при­зва­ние к слу­же­нию. В конце XX — начале XXI века в ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских церк­вах рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка ру­ко­по­ло­же­ния в пас­то­ры жен­щин, а за­тем — и воз­ве­де­ния их в епи­скоп­ское дос­то­ин­ст­во. В Рос­сии един­ст­вен­ной про­тес­тант­ской Цер­ко­вью (по­ми­мо ме­то­ди­стов), при­знаю­щей жен­ское свя­щен­ст­во, яв­ля­ет­ся ЕЛЦ. В наи­бо­лее ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских со­об­ще­ст­вах по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние прак­ти­ка бла­го­сло­ве­ния т. н. од­но­по­лых бра­ков. В 2005 году по­сле ре­ше­ния Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ской церк­ви Шве­ции о до­пус­ти­мо­сти та­ких бла­го­сло­ве­ний ряд кон­сер­ва­тив­ных пас­то­ров вы­шли из под­чи­не­ния ар­хи­епи­ско­па церк­ви Шве­ции; РПЦ ра­зо­рва­ла все кон­так­ты с этой Цер­ко­вью.

В Лютеранстве от­сут­ст­ву­ет еди­ный тип цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: в различных церк­вах при­сут­ст­ву­ют епи­ско­паль­ные, пре­сви­те­ри­ан­ские и кон­гре­га­цио­наль­ные фор­мы. Гла­ва­ми церк­вей мо­гут быть ар­хи­епи­ско­пы, епи­ско­пы, ге­не­раль­ные су­пер­ин­тен­дан­ты или пре­зи­ден­ты. Де­ла­ми церк­вей управ­ля­ют си­но­ды, в со­став ко­то­рых вхо­дят как свя­щен­но­слу­жи­те­ли, так и ми­ря­не. Ка­ж­дая Цер­ковь соз­да­ёт своё ка­но­ническое пра­во, но не счи­та­ет его един­ст­вен­но вер­ным и то­ле­рант­но от­но­сит­ся к ка­но­ническому пра­ву других церк­вей.

Бо­го­слу­жеб­ная прак­ти­ка

В ли­тур­гии центральное ме­сто от­во­дит­ся Ев­ха­ри­стии (ес­ли она со­вер­ша­ет­ся в этот день), но важ­на и про­по­ведь Сло­ва Бо­жия. По­ют­ся гим­ны, чи­та­ют­ся мо­лит­вы и от­рыв­ки из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, стро­го оп­ре­де­лён­ные на ка­ж­дый день. Зна­чительная часть служ­бы от­во­дит­ся об­ще­му хо­ро­во­му пе­нию. Бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­ет­ся на национальных язы­ках. В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом оп­рав­да­ния толь­ко ве­рой от­вер­га­ют­ся цер­ков­ные мо­лит­вы за умер­ших и не при­зна­ёт­ся воз­мож­ность за­ступ­ни­че­ст­ва свя­тых пе­ред Бо­гом. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния воз­жи­га­ют­ся све­чи, ино­гда ис­поль­зу­ет­ся ла­дан. Пас­то­ры и епи­ско­пы на­де­ва­ют осо­бые об­ла­че­ния (в скандинавских церк­вах об­ла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей очень близ­ки к ка­то­ли­че­ским). В церк­ви име­ет­ся ал­тарь, одоб­ря­ет­ся на­ли­чие жи­во­пис­ных изо­бра­же­ний. По­кло­не­ние мо­щам и ико­нам от­вер­га­ет­ся. Ис­поль­зо­ва­ние в лю­те­ран­ской ли­тур­гии ор­гá­на ле­жит в ос­но­ве свя­зан­ной с Лютеранством бо­га­тей­шей музыкальной тра­ди­ции (И. С. Бах и др.).

Лютеранское учение об оправдании

Курс лекций д-ра Франца Пипера. Перевод с немецкого О. Марка Тангнера

Книга известного лютеранского богослова Франца Августа Отто Пипера представляет собой курс из 20 лекций, посвященных учению об оправдании верою.

Перевод на русский язык выполнен фондом «Лютеранское наследие», все права сохранены. Переводчик: Ольга Розенберг.

Аннотации глав:

Лекция первая

Поиски истинной церкви и истинного богословия

Лютеранское учение об оправдании, синодальный документ

Учение об оправдании и «Апология Аугсбургского Исповедания»

Христианство и другие религии

Рим и учение об оправдании

Синергисты и учение об оправдании

Синайская молния и благодать Божия

Лекция вторая

Военная служба или служение?

Шмалькальденские артикулы и учение об оправдании

Личная свобода или артикул об оправдании?

Нет истинной церкви без артикула об оправдании

Папство, дела и оправдание

Мирское благочестие

Вера в Бога, взгляды мира против взглядов христианина

Рост церкви

Лекция третья

Все церкви претендуют на славу Божию

Содержание чистой проповеди

Как мир почитает Бога

Почитание миром монашества

Папство идентично язычеству

Учение об оправдании – мерило церкви

Лютеран обвиняют в склонности к католицизму

Войны, болезни и катастрофы как результат отречения от Евангелия

Авель и пророки, погибшие за Евангелие

Труд Святого Духа

Паписты убивают Христовых свидетелей

Лекция четвертая

Что делает человека христианином?

Язычники могут вести достойную жизнь

Реформаты о соблюдении Заповедей

Gratia infusa лежит в основании учения реформатов и папистов

Сожаления Лютера по поводу своего ухода в монастырь

Естественный человек стремится к спасению по делам

Папистские индульгенции — прямая противоположность оправданию

Подложные реликвии, коллекция кардинала Альбрехта в Шаффхаузене

Танцевальное шествие в Эхтернаке

Лекция пятая

Многие дороги ведут в Рим

Герцог Александр, Винкельманн, Штольберг, Вернер, Хан-Хан

Католическое искушение благотворительностью

Учение об оправдании – противоядие от заблуждения

Христиане и неортодоксальные церкви

Застольные беседы Лютера и учение об оправдании

Разум, знание, просвещение

Цель изучения богословия

Лютеране-синергисты

Пророки, принесенные в жертву за учение об оправдании

Свидетельства о пророках

Оправдание — главное по отношению ко всем учениям

Рим заявляет, что лютеране отрицают дела

Лекция шестая

Духи-искусители и лжеучителя

Ложные запреты

Всякое заблуждение угрожает спасению

Оправдание и Комментарий Лютера к Посланию Галатам

Две, а не четыре основные религии

Платон, Аристотель, Кант и другие без Евангелия

Церковь призвана распространять Евангелие

Все другие евангелия прокляты

Папство, внешне величественное и властное

Лекция седьмая

Вычерпать океан, слетать на Луну

Безумие спасения делами

Без чистого учения об оправдании невозможна защита от ереси

Опасность удовольствоваться «основами»

Лютер в поисках спасения

Артикул, которым стоит или рушится церковь

Американские синергисты и самоопределение

Без артикула об оправдании невозможна защита от мусульман и иудеев

Лекция восьмая

Величайшее изо всех сокровищ

В отличие от папства, роль Марии в непорочном зачатии не подчеркивается особенно

Христос повсюду, прежде всего, в Писании

Песнь Захарии

Папство и поклонение делам

Лютеране превратились в кальвинистов?

Следствия пренебрежения артикулом об оправдании

Лакированная религия

Лютеранский спор о божественном избрании

Заблуждения в отношении артикула об оправдании ведут к заблуждениям в отношении всех других артикулов

Единственный главный Реформатор

Ковчег Завета и идол Дагона

Хемниц об оправдании

Герхард об оправдании

Мейснер об оправдании

Лекция девятая

Праведность по делам в природе человека

Стремление к Евангелию исходит от Святого Духа

Человек не может в совершенстве овладеть учением об оправдании

Период сомнений в жизни Лютера

Фанатики проповедуют праведность, как внутреннее переживание

Учение об оправдании трудно преподавать

Разделение Закона и Евангелия

Лекция десятая

Значение Реформации

Ужасная власть папства

Серьезность закона Божия

Как Лютер пришел к учению об оправдании

Формальное, реальное и пассивное оправдание

Лютер помещает abstractum в concretum

Праведный верою жив будет

Мытари и блудницы против фарисеев

Берегитесь путешествия «на север»

Все должны быть как Лютер

Науки не принесут спасения

Священный пыл в борьбе с еретиками

Лекция одиннадцатая

Кто такой миссуриец?

Простота Евангелия против хитрости интеллекта

Во времена Лютера немногие понимали оправдание, даже среди «лютеран»

Пасторы преследуются собратьями-лютеранами

Лекция двенадцатая

Мерзость убийства

Папское учение – величайшая мерзость

Тридентский собор об оправдании

Лекция тринадцатая

Туринская плащаница

Идолы просвещенного XIX века

Тридентский собор об уверенности в благодати

Лекция четырнадцатая

Плотское ощущение безопасности и духовная небрежность

Благодать не зависит от освящения

Грех убивает веру и оскорбляет Святого Духа

Тридентский собор: для оправдания соблюдайте заповеди

Лекция пятнадцатая

Большинство крестившихся отступаются от веры

Искупление против папской епитимьи

Вторая опора после кораблекрушения утраченной благодати у папистов

Лекция шестнадцатая

Добрые дела драгоценны для Бога

Тридентский собор: вера сохраняется даже при потере благодати

Лекция семнадцатая

Лютер на встрече в Шмалькальдене

Гнев и «ненависть» Лютера по отношению к папе

Легковозбудимый темперамент Меланхтона

Сложная ситуация с Карлштадтом

Лютер в Готе

Тридентский собор: анафема спасению по благодати

Лекция восемнадцатая

Цвингли и реформаты отрицают чистое учение об оправдании

Подобно папистам, реформаты учат вселяемой благодати

Среди реформатов есть христиане, несмотря на лжеучения

Лекция девятнадцатая

Объективное обещание Слова Божия

Некоторые лютеране испытывают неуверенность в благодати

Лютеране по знанию, паписты на практике

Лютер о Второзаконии, Бог использует внешние средства

Лекция двадцатая

Лютеранское отпущение грехов обвиняется в папистском уклоне

Отпущение грехов и исключительное право Бога

Евангелие, совершенное примирение Бога с человеком

Лютер о ключах (Отпущении грехов)

Для ознакомления со стилем повествования, здесь, на этой страничке предлагается небольшой фрагмент данного произведения. Полная версия книги в формате PDF также доступна на нашем сайте. Подробности — в разделе «Электронные книги», а также внизу этой страницы.

Лекция первая

В современном христианском мире широко распространено мнение о том, что разобраться в богословии весьма сложно. Оно стало настолько всеобщим, что большинство считает для христиан совершенно приемлемым расходиться в своих убеждениях. Когда мы, так называемые «миссурийцы», настойчиво утверждаем, что все христиане должны находиться в единстве веры, наши идеи часто называют странными.

Однако так ли уж трудно разобраться в богословии? Действительно ли совершенно невозможно среди множества церквей, претендующих на звание «христианских», узнать церковь, пребывающую в истине во всех отношениях? Может ли человек с уверенностью сказать: «Эта церковь всецело придерживается Слова Божия. А та, другая, в какой-то степени отклонилась от истины откровения»? Действительно ли положение дел таково, что нам приходится повторить вслед за Цицероном в его «Тускуланских беседах»: «Harum sententiarum quae vera sit, deus aliquis vederit; quae verisimilis, magna quaestio est»?

Если бы дело обстояло так, дорогие мои друзья, пожелавшие изучать богословие, я испытывал бы к вам сильную жалость. Более того, я посоветовал бы вам упаковать свои только что разложенные вещи уже сегодня вечером, чтобы покинуть наше заведение завтра рано утром. Ибо как может человек желать заняться богословием, тем, от чего зависит вечное счастье и горе человечества, если с самого начала он должен сказать себе: «Нельзя точно знать, что такое духовная истина. Возможно, мне всю жизнь придется плыть по волнам сомнения»?

Но, благодарение Богу, все обстоит не так. По Своей великой милости Бог лучше позаботился о нас, бедных людях. Он устроил все таким образом, что, по благодати Его, делая определенные шаги в верном направлении, мы сможем разобраться в богословии с успехом и даже с большой легкостью. Как? Кроме того, что все учения христианской церкви ясно открыты для нас в Слове Божием, есть учение, лежащее в основе всех остальных. Если человек до конца разобрался в нем, он не сможет уже заблуждаться в других. И даже если слабость в редких случаях заставит его ошибиться, то, получив соответствующее наставление, он быстро вернется к ясности понимания.

Что же это за учение? Это учение об оправдании, учение о том, что никто не может быть оправдан и спасен своими собственными делами, но исключительно благодатью ради Христа. Само Святое Писание говорит, что все христианское учение сосредоточено в одном этом учении. В своем первом письме коринфянам , желая кратко обобщить все проповедуемые им учения, Павел пишет: «А мы проповедуем Христа распятого», и во второй главе продолжает: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» . Тем самым апостол заявляет, что Христос Распятый есть наша праведность и наше спасение. В этом, если можно так выразиться, содержится все, от малого до великого, вся суть христианского вероучения. Все остальные учения либо ведут к этому учению, либо непосредственно вытекают из него. Например, веруя в то, что мы обретаем спасение и праведность не собственными усилиями, но исключительно по благодати ради Христа, человек будет правильно учить всему, что касается личности и дел Христа. В частности, он верит, что Христос, истинный Бог, рожденный от Отца в вечности, и истинный человек, рожденный от девы Марии, приобрел для нас праведность и спасение Своей жизнью, страданиями и смертью во искупление наших грехов. Тот, кто верит, что мы спасаемся исключительно верой по благодати ради Христа, будет правильно учить тому, что касается средств благодати. Он верит, в частности, что благодать, обретенная Христом, предлагается и навеки даруется человеку только через таинства и проповедь Евангелия, чтобы они могли быть восприняты верой.

Всякий верующий в оправдание по вере ради Христа будет правильно учить тому, что связано с обращением. Он, в частности, верит, что обращение, в буквальном и исключительном смысле, зависит от благодати Божией во Христе, и никоим образом – от его собственного поведения, то есть добрых дел отдельного человека. Всякий же, твердо придерживающийся артикула об обращении, имеет также верные убеждения в отношении церкви. Он верит, в частности, что церковь – это сообщество верующих, которые знают, благодаря Христу, что имеют милостивого Бога на небесах. Посему, желая по благодати Божией с легкостью разбираться в богословии и оставаться в свете истины, столкнувшись с неопределенностью, вы должны всем сердцем стремиться к постижению артикула об оправдании. Придя к его правильному пониманию, вы сможете стать достойными служителями лютеранской церкви.

Чтобы дать вам соответствующее понятие об этом важнейшем христианском учении, мы будем держать его в центре внимания наших вечерних встреч в этом учебном году. Отправной точкой для нас будут служить цитаты из произведений Лютера и других ортодоксальных учителей. Собрание этих цитат вы найдете в опубликованном труде, озаглавленном «Лютеранское учение об оправдании. Труд, подготовленный для заседаний Евангелического лютеранского синода Миссури, Огайо и других штатов Западного округа на 1859-й год; Эдисон, графство Дю Паж, штат Иллинойс; сопровождается соответствующим протоколом обычной процедуры происходившего». Учение об оправдании рассматривается по следующим трем пунктам:

1. Каким образом произошло так, что истинное учение об оправдании было вверено только Евангелической лютеранской церкви;

2. Как осознание этого зачастую было утрачено даже в Евангелической лютеранской церкви; и

3. Как и какими средствами можно пробудить это утраченное осознание.

I. Как случилось, что истинное учение об оправдании было вверено только Евангелической лютеранской церкви.

В начале пункта I учение об оправдании рассматривается отдельно, как наиболее важное учение Божественного Откровения, находящееся в центре христианского вероучения. Артикул IV «Апологии Аугсбургского Исповедания», наряду с другими вещами, говорит об оправдании следующее:

«Но, поскольку в этом противоречии затрагивается основная тема христианского учения, которая, если ее правиль­но понимать, освещает и усиливает славу Христову и приносит столь необходимое и обильнейшее утешение богобоязненным сердцам, мы просим Его Императорское Величество выслушать с терпением наше мнение по вопросам такой важности».

Первое, что подчеркивает Апология, – это тот факт, что учение об оправдании является основной темой христианского учения. Именно данный артикул отличает христианскую религию от всех других так называемых религий. «Противоречие», здесь упомянутое, существовало, разумеется, между Лютером и католической церковью того времени.

Чему же учит католическая церковь в отношении оправдания? В сущности, она учит, что нам необходимо пытаться собственными делами привести в движение благодать Божию. Если человеку не удается это сделать, а удается это немногим, необходимо обратиться за помощью к делам других, а именно, так называемых Святых. Итак, до Реформации католическая церковь учила, что грешники должны оправдываться и получать спасение посредством человеческих усилий. Именно в этом католическая церковь отпала от христианства.

Сколько же религий в мире? Если вам когда-нибудь зададут вопрос: «Сколько в мире существенно отличающихся друг от друга религий?», единственно правильным ответом будет: «Две, всего две и не больше». Одна учит, что человеку необходимо обрести спасение и заслужить лучшую жизнь после смерти собственными стремлениями и усилиями, короче говоря, посредством своих собственных усилий. Другая учит, что человеческие дела не являются составным элементом в вопросе спасения. Человек оправдывается и спасается исключительно делами другого, то есть делами Христа. Эта последняя и есть истинная христианская религия. Первая же включает в себя все языческие религии, вне зависимости от многообразия их имен. Именно по этой причине «Апология Аугсбургского Исповедания» называет артикул об оправдании основной темой христианского учения. Посему отвергающий этот артикул отвергает все христианство, и предающий этот артикул предает христианство.

Второй пункт, затронутый в «Апологии», состоит в том, что именно учение об оправдании обеспечивает ясное и правильное понимание всего Священного Писания. Священное Писание говорит, что главное в его содержании – учение об оправдании. Вспомним отрывок из Деяний 10:43: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Выражаясь иначе, все пророки учат, что мы должны быть оправданы верой во Христа, а не собственными делами. Побуждая иудеев изучать Священное Писание, Господь Христос сам говорил: «они свидетельствуют обо мне» , – а именно, как о единственном Спасителе человечества, который один может спасти нас через веру в Него. Поэтому, пока человек не вникнет в учение об оправдании, Писание останется для него книгой за семью печатями. Он не сумеет понять его, даже если выучит наизусть. Такие люди читали, конечно, что необходимо верить в Христа. Читали они и о том, что дети Божии должны жить благочестиво, однако потом подумали про себя: «Это христианство очень похоже на языческие религии и мирские философии». Последователи Конфуция заявляют, что необходимо верить в Конфуция и соблюдать особые предписанные им ритуалы, чтобы попасть в рай. Мусульмане утверждают, что для спасения необходимо верить в Магомета, почитая его как последнего из пророков, и следуя правилам, изложенным в Коране.

Но ведь в христианской религии все обстоит так же. Из Библии мы знаем, что человек должен верить в Христа и вести себя определенным образом. Некоторые согласны даже признать за Библией превосходство ее нравственной системы по сравнению с другими религиями. Разумеется, Библия отличается от писаний всех других религий более высокой нравственностью. Библия не только учит, что неправедные слова, мысли и чувства являются грехом перед Богом, но и объясняет, что для Бога даже состояние, в котором мы рождаемся, греховно и достойно осуждения. Однако, даже с учетом этого, главное отличие Библии состоит в другом. Proprium Священного Писания – в том, что, в соответствии с ним, мы не в силах обрести оправдание и спасение благодаря собственной нравственности. Вместо этого мы должны принять их как дар благодати, заслуженной страданиями и смертью Христа, и не имеющей ничего общего с нашей личностью, поведением или делами. Повторяю, тот, кто не признает это главным в Библии, не в состоянии понять Священное Писание. Для него оно остается закрытой книгой. Именно в этом смысле «Апология» заявляет: «ко­то­рое осо­бым об­ра­зом слу­жит яс­но­му и пра­виль­но­му по­ни­ма­нию всех Свя­щен­ных Пи­са­ний» и «од­но от­кры­ва­ет дверь во всю Биб­лию».

Далее в «Апологии» говорится о том, что именно через учение об оправдании мы приходим к должному познанию Христа. Всякий, кто не понимает учение об оправдании, не может правильно постичь Христа. В связи с этим пунктом нам противоречат рационалисты: «Именно мы понимаем Христа правильно. Ведь мы извлекли из христианской религии самую Его сущность». Однако, когда мы спрашиваем их: «Что же вы в действительности знаете о Христе?», – они отвечают: «Конечно, мы знаем о Христе все, – что он был чрезвычайно добродетельным человеком, самым мудрым и добродетельным изо всех, кто когда-либо жил. Всякий, кто следует добродетельному примеру этого мудреца из Назарета, обязательно попадет на небеса». Все это, однако, нельзя назвать познанием Христа. Никогда не существовало такого Христа, который, будучи всего лишь, – хотя и высшим, – человеческим существом, своим образом жизни указал нам путь на небеса. Рационалисты не исповедуют Христа, но отрекаются от Него.

Кроме того, нам противостоят римские католики, утверждающие, что именно они по-настоящему знают Христа. Человеку неопытному все у католиков может показаться вполне христианским. Ни у какого другого религиозного сообщества нет такого количества крестов на церквях. Если это возможно, они готовы водрузить полдюжины крестов на каждую церковь. Кроме того, у католиков множество картин с изображением сердца Христа. Однако, даже имея многочисленные кресты на своих церквях, католики не знают распятого Христа. И сколько бы они ни разглядывали такие картины, они не знают сердца Христа. Они воображают, что сердце Христа необходимо сначала расположить к грешникам через заступничество девы Марии и святых. Однако такого Христа нет.

А еще есть синергисты. Они заявляют: «Мы действительно спасены благодатью ради Христа». Тем не менее, для них окончательный фактор, решающий элемент обращения и спасения заключается в каждом отдельном человеке. Благодать Божия доводит их только до определенной точки. Попадая в эту точку и принимая правильное решение, они достигают спасения. Следовательно, в соответствии с учением синергистов, обращение и спасение, в конце концов, находятся в руках самого человека. Это, однако, не является верным пониманием Христа. Нет такого Христа, который заслужил бы для нас только половину или три четверти спасения. Нет, Христос спасает нас полностью, а не только по большей части. Только те, кто твердо придерживаются этого, правильно понимают Христа. Наше обращение и спасение происходят исключительно по благодати Божией ради Христа. Мы можем, тем не менее, помешать своему обращению и отринуть от себя спасение; однако мы не можем сами принять решение о своем спасении. Нужное решение всегда определяет благодать. Есть только два основания нашего спасения, а именно, благодать Божия и заслуги Христа. Нет третьего основания, такого, как хорошее поведение или добрые дела, которое можно было бы добавить к этим двум.

И в заключение: согласно «Апологии», только благодаря правильному учению об оправдании наша совесть может иметь постоянное и надежное утешение. Никто не имеет уверенности в прощении грехов без веры в то, что его грехи прощены по благодати ради Христа. Кто-то может, конечно, возразить, что большинство людей не верит в это учение, однако не выказывает признаков отчаяния. На это мы отвечаем: «Действительно, но только потому, что для таких людей пробуждение совести еще не наступило. Они все еще блуждают, полагаясь на плоть. Они еще не слышали грома, раздавшегося с Синая».

Всякий человек, перед которым сверкнула молния с Синая, должен осознать, как он выглядит в глазах Бога, то есть – как грешник, судимый и осужденный Богом. Его совесть никогда не найдет покоя, пока он не постигнет учение об оправдании, учение о том, что грешник, вне какой-либо зависимости от своих дел, оправдывается и спасается благодатью ради Христа. Именно к пониманию этого пришел Лютер. Несмотря на то, что в глазах мира он был достойным человеком, тем не менее, его охватило отчаяние. Пораженный в самое сердце законом Божиим, он поддался бы этому отчаянию, если бы старший монах не счел нужным напомнить ему: «Есть и прощение грехов». Иными словами, Бог прощает грехи свободно, по благодати Своей ради Христа. По мере того, как эти слова эхом отдавались в ушах Лютера, а действие Духа Святого укоренялось в его сердце, он обрел покой через познание истинного учения об оправдании.

Перевод с латинского: «Какое из этих мнений истинно, может определить лишь какой-нибудь бог; большой вопрос в том, какое из них наиболее вероятно». Примечание: эта и все последующие сноски сделаны переводчиком с немецкого.

В немецком первоисточнике заголовок звучит следующим образом: «Die lutherische Lehre von der Rechtfertigung. Ein Referat abgestattet fuer die Sitzungen der deutschen evangelisch-lutherischen Synode von Missouri, Ohio u. anderen Staaten Westlichen Distrikts im Jahre 1859 zu Addison, du Page County, Ill., nebst dem Protokoll der ueber dasselbe gepflogenen Verhandlungen «. Автором документа является К.Ф.В. Вальтер, основатель лютеранской церкви Синода Миссури.

Следует отметить, что вышесказанное является единственным местом в лекциях об оправдании, где Пипер использует заголовки или ссылается на текст документа, составленного Вальтером.

лат. Черта, особенность.

Рукопись перевода книги Пипера можно читать на нашем сайте в формате PDF.

Вернуться в каталог неизданных произведений

Вернуться в каталог электронных изданий в формате PDF

Самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, это то, чтобы мы чтили Его как Бога: чтобы все свое упование возложили только на Него, чтобы мы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Ему.

Грех человека состоит как раз в том, что он на такое не способен, что он больше думает о себе, чем о Боге, что его сердце не принадлежит целиком и полностью Господу. Грех — это не отдельные поступки, а отдаленность человека от Бога, в обращенности человека к себе самому.
В большинстве религий, и во многих христианских Церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере стать угодным Богу, должен работать над собой, что грех должен быть преодолен внутренними силами человека. Из-за таких призывов человек снова и снова обращается к самому себе. Спасение становится его делом. Он уповает, по крайней мере, отчасти на себя самого. И поэтому он не может все свое упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким обра¬зом, чем благочестивее и религиознее человек, тем больше он полагается на свои собственные силы, и тем дальше он от Бога. Это замкнутый круг. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями, действительно, становится лучше, он все равно, тем самым, отдаляется от Бога. И эта трагедия неизбежна, потому что человек так устроен. Все вокруг учит нас, что, если мы хотим чего-то достичь, к этому нужно приложить усилия, нужно что-то изменить в себе. В лютеранском учении это называется законом. Исполняя закон внешне, человек может выглядеть очень праведным, но так как эта праведность достигается за счет усилий самого человека, то она уводит его от Бога, и потому такая праведность это порождение греха.
Выход из этого замкнутого круга дал нам Сам Бог в Иисусе Христе: через Его смерть и Воскресение Бог простил нас, принял нас. Принял без всяких условий, раз и навсегда. Рассказ об этом называется Евангелием. Евангелие полностью переворачивает привычное мировоззрение . Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасен. Спасен без всяких заслуг. Своим спасением он обязан только Самому Богу. Свое спасение и все самое лучшее и самое великое человек теперь видит не в себе, а только в Боге. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Хри¬ста, отказ от того, чтобы самому спасать себя, — полное доверие Богу. Верующий оказывается праведным именно тогда, когда отказывается от достижения своей праведности и принимает то, что он, такой какой он есть, праведный или неправедный — принят Богом. Словно бы без оглядки бросается человек в раскрытые объятия Бога, уже не думая о себе. Это праведность Евангелия, пра¬ведность веры. Праведность, основанная не на собственных достижениях и поступках, а только на прощении Бога. Верующий не спрашивает себя: «А дос¬таточно ли я сделал для своего спасения, искренне ли я покаялся в грехах, твердо ли я верю?». Верующий думает только о Христе, о том, что сделал Он.
Верить — значит понимать, что ничто из того, что внутри меня не может стать причиной моего спасения.
Верить значит: среди всех сомнений и искушений смотреть вне себя, — на распятого Христа и только на Него.
Это и есть исполнение того, что требует Бог: целиком и полностью уповать на Него, быть сосре¬доточенным только на Нем, только в Нем, а не в себе самом искать спасения. Поэтому только вера (а не дела, не работа над собой) спасительна. Вернее: не сама вера, а то, во что мы верим — Бог, как Он открылся нам в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.
Вокруг этого центрального утверждения (исповедания), этой радикальной сосредоточенности на Иисусе Христе и формируется все остальное вероучение лютеранской Церкви, при этом оно сохраняет боль¬шинство традиционных догм христианства.

ЛЮТЕРАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Не искать собственных заслуг, но, признав свою беспомощность перед грехом, полностью довериться Богу — верить. Из-за своей греховности человеку такое очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходимо снова и снова возвещать ему Евангелие, обращая его взгляд вне себя — на крест Иисуса Христа. Снова и снова человеку нужно провозглашать данное ему от Бога прощение. Снова и снова напоминать, что не он сам спасает себя, что его спасение — заслуга единственно Христа. В этом и есть главный смысл лютеранского богослужения. Весь ход богослужения и все устройство каждого церковного здания подчинено этой цели.
Рассказ (возвещение) о спасении осуще¬ствляется в разных формах, прежде всего — в проповеди.
Поэтому в каждой церкви стоит кафедра, с которой пастор или проповедник читает свою проповедь. Проповедь — это возвещение Евангелия в живой и сво¬бодной форме, ориентирующееся на актуальную ситуацию верующих, доступное и понятное им. Поэтому проповедь и является центром лютеранского богослужения.
Второй центр — это Таинство Причастия (Евха¬ристии), которое совершается на лютеранских богослу¬жениях регулярно (в некоторых общинах каждую неделю или даже чаще). Алтарь, стоящий в каждой церкви, явля¬ется столом для этой священной трапезы. Таинство При¬частия для лютеран является таким же Словом прощения, «сказанным» в особо материальной форме. Принимая в Причастии хлеб и вино, собравшиеся вкушают Тело и Кровь Христовы. Это значит, что сама Божья любовь ма-териальным, ощутимым образом прикасается к ним, что они в буквальном смысле принимают в себя провозгла¬шенное Богом в смерти Иисуса Христа прощение. Поэто¬му на алтаре, как правило, стоит освещенное свечами распятие, напоминающее о крестной смерти Спасителя. Также на алтаре лежит Библия, которая является древ-нейшим и авторитетнейшим свидетельством о Христе.
Алтарь открыт (к нему может подойти каждый: взрослый и ребенок, женщина и мужчина): Христос призывает на Свою трапезу всех; всех зовет Он услышать и вкусить Слово спасения. К Причастию в лютеранской Церкви обычно приглашаются все христиане, неза¬висимо от их принадлежности к той или иной Церкви, если они признают, что в этом Таинстве они принимают Тело и Кровь Христовы.
Нередко в церкви можно увидеть доску с цифрами. Это номера песнопений из специальных сборников, которые находятся в руках у прихожан. На каждом богослужении, как правило, звучит несколько церковных песнопений. Эти песнопения написаны христианами различных времен и народов. Это свидетельства их веры, их молитвы и их исповедания, к которым своим пением присоединяемся сегодня и мы.
В лютеранской церкви во время богослужения принято сидеть на скамьях или стульях, чтобы ничто не мешало сосредоточенному восприятию проповеди. Под-ниматься со скамей или опускаться на колени принято только во время молитвы или в особо важные и торжественные моменты литургии.
Часто после проповеди собираются денежные пожертвования на общинные или благотворительные нужды.
Ведет богослужение обычно рукоположенный пастор или проповедник. Однако он не обладает какой-то особой «благодатью», он не отличается от остальных ве¬рующих. Пастор — это получивший соответствующее образование человек, которому от имени Церкви официально поручено осуществлять публичную проповедь Евангелия и преподание Таинств.
Сосредоточенность на многообразном провоз¬глашении Евангелия (рассказе о прощении и спасении, которые Бог дарует человеку), открытость, простота, скромность и вместе с тем бережное сохранение древних традиций христианской Церкви — вот главные черты лютеранского богослужения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483-1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. Его учили в монастыре, что только тот спасется, кто сможет искренне и глубоко покаяться в сво¬их грехах перед Богом. Лютер неизменно спрашивал себя: «А откуда мне знать, что мое покаяние доста¬точно искренно и глубоко, откуда мне знать достаточно ли я сделал для своего спасения?». В конце концов, его ответом стало: «Я не знаю, достаточно ли мое покаяние, я не знаю, достоин ли я спасения. Ско¬рее всего, нет. Но я знаю одно: Христос умер за меня. Могу ли я сомневаться в силе Его Жертвы? Только на нее, а не на себя, буду я уповать». Это открытие потрясло и вдохновило многих из его современников. Внутри западной средневековой Цер¬кви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и про¬поведь. Так начинается Реформация. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви, какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы, свободно звучала пропо¬ведь Евангелия. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранской Церкви.

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ
Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с предста¬вителями Православия.
Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхеффер, Рудольф Бультман — вот лишь некоторые знаменитые имена. Каждый из них был убежденным лютеранином.
Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи свя¬зывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.
Уже в шестнадцатом веке лютеране появляются в России. До Октябрьской революции 1917 года лютеранство было второй по числу верующих Церковью в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви был сам император Российской Империи. В советское время лютеранская Церковь на территории России была практически полностью уничтожена. Лишь немногочисленные разрозненные общины сумели уцелеть.
Сегодня происходит сложный и трудоемкий процесс возрождения лютеранской Церкви в России и поиска ею новых путей проповеди Евангелия в совершенно новой для нее ситуации современного мира.
Евангелическо-лютеранская Церковь — это собрание людей, глубоко затронутых событием жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Лишь в этом событии они видят основу и центр своей духовной жизни.
Евангелическо-лютеранская Церковь — это сообщество людей, которые сознают всю глубину своей вины перед Богом, всю свою греховность, но в то же время дерзновенно уповают на любовь Бога и Его прощение.
Евангелическо-лютеранская Церковь — это традиционная Церковь, признающая и принима¬ющая основные христианские вероучения:
— о троичности Бога
— о Божественности Иисуса Христа
— о необходимости Таинств (Крещения и Причастия).
Но, в то же время, это Церковь, постоянно стремящаяся к новому осмыслению древних истин, не боящаяся размышлять о богословских проблемах, ставить новые, порой «неудобные» вопросы и искать на них свои ответы.
Евангелическо-лютеранская Церковь признает истинность других христианских Церквей, возвещающих Иисуса Христа, открыта к диалогу с ними и готова учиться у них.
В своем учении, богослужении и обычаях Евангелическо-лютеранская Церковь ориентируется на формы и традиции, выработанные на протяжении тысячелетий в западном христианстве.
Члены Евангелическо-лютеранской Церкви -это не фанатики, а обыкновенные люди, не замыкающиеся исключительно в своем кругу, а готовые к общению. Люди живущие нормальной повседневной жизнью, умеющие ценить радости окружающего мира и не отказывающиеся от них.

Кем был Мартин Лютер?

Мартин Лютер родился в 1483 года в г. Айслебене. В 1505 г. он вступил в монастырь августинцев в г. Эрфурте. Лютер был верующим христианином и закаленным в диспутах теологом. Постепенно он начал сомневаться в учении церкви. Как можно купить спасение души за деньги? Почему слово папы важнее Библии? В 1517 г. Лютер, будучи уже профессором теологии, опубликовал 95 тезисов с критикой католической церкви. В начале 1521 г. он был отлучен от церкви и должен был официально отречься от своих сочинений на рейхстаге в г. Вормсе в присутствии императора Карла V. Лютер продемонстрировал непреклонность. В те времена, благодаря изобретению книгопечатания, он стал настоящим автором бестселлеров. Скрываясь от преследования в замке Вартбурга, он перевел на немецкий язык Новый Завет. Народ и князья приняли его вероучение. Непростым было отношение Лютера к иудеям: сначала он надеялся, что их удастся «обратить», но под конец жизни он стал пламенным антисемитом. В 1525 г. Лютер женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. Скончался он в 1546 г. в Айслебене.

Что означает Реформация?

Реформация представляла собой движение за обновление церкви, которое охватило почти всю Европу и расколола христианство на протестантов и католиков. Разлом прошел по всем странам: в Германии, Скандинавии, Прибалтике распространилось учение Лютера, а в других странах действовали другие реформаторы – Жан Кальвин (Франция/Швейцария) и Ульрих Цвингли (Швейцария), чьи учения повлияли на возникновение так называемых реформированных конфессий. В Англии возникло англиканство, т.е. национальная протестантская церковь. Общей чертой всех протестантов было отторжение тогдашнего папизма, ориентация на Библию и «учение о благодати». Согласно этой доктрине, человек может стяжать спасение только через Божественную благодать, а не добрыми делами. Важной вехой Реформации стала публикация 95 тезисов ­Мартина Лютера в 1517 г. В них он обрушивался, прежде всего, на церковную торговлю индульгенциями. Лютер считал, что вместо того, чтобы стремиться купить отпущение грехов за деньги, верующий должен стремиться к внутреннему ­покаянию. В последующем конфликт между старой церковью и обновленцами разгорелся еще больше. В итоге новые конфессии отделились от католицизма. Отныне через Европу прошла конфессиональная граница. Это разделение вызвало Тридцатилетнюю войну (1618–1648) и породило практически два разных населения внутри Европы, ведь межконфессиональные браки были скорее исключением. Некоторые историки и социологи даже полагают, что протестантский менталитет способствовал динамичному развитию ­современной экономики и тем самым оставил католическую Европу далеко позади.

В чем отличие от католицизма?

Протестанты выступают против традиционной церкви с причтом. Их ­мишенью становится не только католическая иерархия с папой во главе. Протестанты вообще выступают с идеей «священства всех верующих»: это означает, что каждый крещеный человек непосредственно связан с Богом и не нуждается в посредничестве со стороны священника. В XX века католицизм частично воспринял это учение. Высшим авторитетом для протестанта является слово Иисуса, воплощенное в Библии, тогда как в католицизме оно заслонялось папой и соборами. Еще одно отличие – это число таинств. В католической церкви насчитывается семь таинств: крещение, конфирмация (миропомазание), Евхаристия (причастие), покаяние, елеопомазание больных, священство, брак. У протестантов остаются только крещение и Евхаристия. Значение Евхаристии тоже разное: у католиков хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христовы, а у лютеран в ней просто присутствует Иисус. Реформированная церковь признает Евхаристию лишь как память о жертвенной смерти Христа.

Как Реформация изменила Германию?

Реформация повлияла на Германию в двух отношениях: во-первых, страна распалась на два конфессиональных лагеря, в то время как во многих других странах утвердилась либо одна, либо другая конфессия. Разделение на проте­стантов и католиков надолго предопределило историю Германии. Во-вторых, протестантизм вызвал серьезные трансформации как в духовной, так и практической сфере. Так, лютеровский перевод Библии способствовал формированию единого литературного языка. Благодаря ему во всех протестантских регионах возник культ чтения. Поскольку современное образование зави­село, прежде всего, от чтения, протестантские земли имели определенные преимущества в плане образования, что чувствовалось вплоть до XX в. В изобразительном искусстве дело обстояло иначе. Католицизм был культурой образа, а в лютеранских церквах образы не имели большого значения, в реформатской же церкви исчезли вовсе. Немалым было влияние Лютера и в области музыки: он сам сочинял церковные песно­пения и великолепные протестантские хоралы. Неоднозначной оказалась связь протестантизма с (политической) свободой. Самой издаваемой книгой в Германии XVI в. было сочинение Лю­тера «О свободе христианина». В нем говорится о религиозной свободе. Когда немецкие крестьяне поднялись на борьбу за свободу и начали ссылаться на Лютера, он резко осудил их действия. И все-таки от Лютера и других реформаторов тянутся нити к идее современной политической свободы. Они нападали на папизм, ссылаясь на Библию как высший авторитет. Но вместе с тем они обрушивались и на светских правителей. С другой стороны, лютеранская церковь развивалась в тесной связи с владетельными князьями, так что некоторые исследователи возводят к Лютеру якобы типично немецкий менталитет подданного.

Какой резонанс вызвала Реформация в других странах?

Сначала Реформация распространилась по Северной Европе, а Юг, Польша и Литва оставались преимущественно католическими. Протестантизм распространился по миру из Европы. Сейчас в разных странах мира ­протестантизм исповедуют около 400 млн. человек. Соединенные Штаты Америки формировались под сильным воздействием различных евангелических деноминаций – баптистов, адвентистов, квакеров. Их влияние проникало не только в быт, но и в экономические отношения. Радикальные протестанты вроде евангеликан до сих пор выдвигают требования предельно консервативной политики. В настоящее время евангеликане проявляют активность даже в традиционно католических странах Южной Америки. Во многих государствах Субсахарной Африки проживает многочисленное протестантское население, которое берет свое начало в европейском колониальном движении. На юге континента это такие страны, как ЮАР и Зимбабве, на востоке – Танзания и Уганда, на западе – Гана. Из азиатских стран сравнительно много протестантов в Южной Корее.

Как отмечается юбилей?

Евангелическая церковь в Германии объявила целое юбилейное десятилетие, «Лютеровскую декаду». Она началась в 2008 г. Ежегодно в фокус внимания попадает какая-то одна определенная тема, например, «Образ и Библия» (2015), «Реформация и политика» (2014), «Реформация и музыка» (2012). 31 октября 2017 года по всей Германии пройдут торжества в честь Реформации. По случаю юбилея проходят и различные мероприятия и выставки. Отдельно следует назвать три общенациональные национальные выставки, объединенные общей вывеской «Реформация в полную силу» и освещающие различные аспекты этого исторического события. Выставка в Берлине посвящена глобальному резонансу Реформации («Эффект Лютера»), в Виттенберге – влиянию молодого Лютера на людей («Лютер! 95 ценностей – 95 людей»), в Айзенахе – меняющемуся представлению немцев о Реформаторе («Лютер и немцы»).

ЛЮТЕРАНСТВО – одно из основных направлений протестантизма, воплотившее в церковной практике учение М.Лютера. Единственным священным (богодухновенным) источником вероучения лютеранство провозглашает «апостольские и пророческие» книги Ветхого и Нового Заветов в специфической интерпретации Лютера и его последователей (прежде всего Ф.Меланхтона). Всякое посредничество церкви в деле спасения («оправдания») отвергаются: спасают не добрые дела и подвиги благочестия, а только личная вера (sola fide) в искупительную жертву Иисуса Христа, которая даруется не по заслугам человека, но по абсолютно свободной воле Бога как проявление его безграничной справедливости и милосердия. Лютеранство отвергает чистилище, заупокойные молитвы, монашество, поклонение святым и их мощам, иконам; из семи таинств церковных оставлены лишь крещение и причащение, истолкованные в свете sola fide: как традиционные церковные обряды. Провозглашая равенство всех верующих перед Богом, лютеранство отвергает институт священства и церковную иерархию, но постепенно вырабатывает все более строгую процедуру посвящения в пасторы (ординаты), влияние которых в церкви неуклонно возрастает. Многолетняя борьба между лютеранством и Римом завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555), закрепившим право князей определять религию подданных по принципу «чья земля, того и вера». Лютеранская церковь действует в соответствии с сформулированным Лютером разграничением сферы Евангелия, имеющей дело с религиозной сущностью человека, и сферы закона, регулирующего мирскую жизнь общества. Лютеране признают, что управление церковью в конечном счете подчинено светской власти, но она не может вмешиваться в духовную жизнь подданных. Лютеране наряду с Библией считают священной «Книгу согласия», в которую вошли «Большой» и «Малый катехизис» Лютера. В наст. время в мире насчитывается ок. 80 млн лютеран, преимущественно в Германии и соседних странах (Австрия, Венгрия, Франция, Скандинавские страны), а также в Северной Америке, Эстонии, Литве и др. странах. В России число последователей Лютера невелико.

См. лит. к ст. Лютер М.

Л.Н.Митрохин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *