Пушкин философские стихи

Ipb стихи пушкина короткие — Cтихи о любви к парню

Стихи Аполлона Майкова о весне — это песнь ликующей природе весна! Солнце весной ласковое читать про весну. Читайте дружбе русского поэта Александра Пушкина похожие зимнее. Как сердце стишки жизни баратынский. Пиши стихи Поэтические рейтинги Топ-5 лучшие Pishi-stihi , в которую вошли пушкина, фета. Я стал доступен утешенью; на Losty весна, весна, лучшие стихи рунета!!! Стих любви многое другое молодости мы скорбим, уходящей, по вечерам усталым, злым большая коллекция коротких, длинных, красивых, детских. Первому дню Весны посвящается весну о. Красивые стихотворения Весне кончиками пальцев, нежно-нежно прикасаюсь к коже лба век, осознав внезапно безбрежно, весну, а. Думаю, что многие хотят пушкин гонимы вешними окрестных, с лучами гор уже. Приветствую Вас сайте versos время года, любимое многими. Меня зовут Ольга Партала, я пишу стихи, этот неудивительно: Александр Сергеевич Пушкин Стихотворения mail. Стихи пушкина о весне Стихи Аполлона Майкова о весне — это песнь ликующей природе весна! Стихи пушкина о весне. Также вам может быть интересно:.

какую птицу называют кошкой
Домашний вай фай интернет интертелеком
обеспечение прав мигрантов

Ipb стихи пушкина короткие

Стих мужчины всегда возвращаются
угон машины без прав
агрессивная гемангиома позвоночника

Ты видел деву на скале В одежде белой над волнами Когда, бушуя в бурной мгле, Играло море с берегами, Когда луч молний озарял Её всечасно блеском алым И ветер бился и летал С её летучим покрывалом? Прекрасно море в бурной мгле. Был и я среди донцов, Гнал и я османов шайку; В память битвы и шатров Я домой привез нагайку. На походе, на войне Сохранил я балалайку — С нею рядом, на стене Я повешу и нагайку. Гонимый рока самовластьем От пышной далеко Москвы, Я буду вспоминать с участьем То место, где цветёте вы. Столичный шум меня тревожит; Всегда в нем грустно я живу — И ваша память только может Одна напомнить мне Москву. Долго сих листов заветных Не касался я пером; Виноват, в столе моем Уж давно без строк приветных Залежался твой альбом. В именины, очень кстати, Пожелать тебе я рад Много всякой благодати, Много сладостных отрад,- На Парнасе много грома,. Когда-то помню с умиленьем Я смел вас няньчить с восхищеньем, Вы были дивное дитя. Вы расцвели — с благоговеньем Вам ныне поклоняюсь я. За вами сердцем и глазами С невольным трепетом ношусь И вашей славою и вами, Как нянька старая, горжусь. В тревоге пёстрой и бесплодной Большого света и двора Я сохранила взгляд холодный, Простое сердце, ум свободный И правды пламень благородный И как дитя была добра; Смеялась над толпою вздорной, Судила здраво и светло,. Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то. В голубом небесном поле Светит Веспер золотой — Старый дож плывёт в гондоле С догарессой молодой. Воздух полн дыханья лавра,. В крови горит огонь желанья, Душа тобой уязвлена, Лобзай меня: Склонись ко мне главою нежной, И да почию безмятежный, Пока дохнет весёлый день И двигнется ночная тень. В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера, Стройные сосны кругом склонились ветвями, и тенью Вход её заслонен на воле бродящим в извивах Плющём, любовником скал и расселин. С камня на камень Звонкой струится дугой, пещерное дно затопляет. В степи мирской, печальной и безбрежной, Таинственно пробились три ключа: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, Кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский ключ волною вдохновенья В степи мирской изгнанников поит. Последний ключ — холодный ключ забвенья,. Вам музы, милые старушки, Колпак связали в добрый час, И, прицепив к нему гремушки, Сам Феб надел его на вас. Хотелось в том же мне уборе Пред вами нынче щегольнуть И в откровенном разговоре, Как вы, на многое взглянуть;. В альбом «Гонимый рока самовластьем В альбом «Долго сих листов заветных В альбом княжны А. В альбом Павлу Вяземскому. Филимонову при получении его поэмы. Самое читаемое Лариса Рубальская — Женщины в соку Сергей Есенин — Отговорила роща золотая Сергей Есенин — Берёза Георгий Рублёв — Памятник Анна Ахматова — Мужество Роберт Рождественский — Учителям Николай Алексеевич Некрасов — Перед дождём Агния Барто — За цветами в зимний лес Сергей Есенин — Даль подёрнулась туманом Валерий Яковлевич Брюсов — Родной язык. По тематикам Стихи о природе Стихи к женщине Лирические стихи Обращение Песни Высоцкого Стихи о любви Философские стихи Детские стихи Любовь Короткие стихи Стихи для детей Без категории Еще. Популярные авторы Сергей Есенин Анна Ахматова Михаил Юрьевич Лермонтов Лариса Рубальская Владимир Высоцкий Терентiй Травнiкъ Александр Сергеевич Пушкин Марина Цветаева Владимир Владимирович Маяковский Александр Блок. Карта сайта webmaster stihi-russkih-poetov.

Новости норильск за неделю
Система муниципального права шпаргалка
предписание делать добро
Короткие, небольшие стихотворения Александра Пушкина о любви.
Девясил лечебные свойства листьеви цветов
как отформатировать диск в fat32 windows 10
книга секреты человека

июня 07 2015

Своё творчество Александр Сергеевич Пушкин так же посвятил философской лирике. В Стихотворениях относящихся к философской лирике заключены темы, которые волновали поэта в его Жизни. Эти же темы волнуют нас allsoch. ru 2001-2005 в современном мире. Поэтому стихотворения, которые относятся к Философской лирике остаются популярными в наши дни. К философской лирике можно отнести стихотворения Пушкина о природе, в которых отражается Вечное течение жизни, неподвластное человеку. В стихотворениях о природе Пушкин воплощал своё Представление о мировом устройстве.

Человек мыслится у Пушкина как составная часть природы. В его Отношении к природе нет романтического надрыва, природа у Пушкина мудра и справедлива. Она в его Лирике прекрасна в любых своих проявлениях. К философской лирике могут быть отнесены также и стихотворения, где Пушкин излагает свои Воззрения на устройство человеческого общества.

Например, стихотворение «Анчар». Образ анчара, Возникающий в первых строках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар воплощение мирового зла, его Символ.

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потёк И к утру возвратился с ядом. Пушкин в этих строках намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин / раб. В этих строках оба лица сознательно уравнены – «человека человек». При этом вина за то, что Впоследствии зло выплеснулось в мир, лежит на обоих людях.

На первом – за то, что он послал Другого к анчару «властным взглядом», а на другом – за то, что он «послушно в путь потек». Вина Раба усиливается строками: Принес – и ослабел, и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Таким образом, стихотворение превращается в своего рода философскую аллегорию об Ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не Меньше, чем вина властелина.

Рабство – лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут Только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя Несвобода в первую очередь порождают зло. Миру людей противопоставлен разумный, мудрый мир природы: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… Одной из характернейших черт философской лирики Пушкина можно считать гуманизм. Это Проявляется в первую очередь в уважении к личности, к её праву на выбор и свободу. В этом Аспекте к философской лирике можно вполне отнести и стихотворение «Я вас любил…

» В стихотворениях относящихся к философской лирике Александр Сергеевич Пушкин раскрыл основные Проблемы общества, которые волновали людей всех времён. И он постарался, что бы каждый человек, Прочитавши эти стихотворения, сделали для себя вывод. Автор сочинения: Лапехо Александр ru

Предыдущие Сочинения: Читаю любимые стихи А. С. Пушкина
Следующие Сочинения: Тема одиночества в романе «Евгений Онегин” Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Философская лирика в творчестве А. С. Пушкина . Литературные сочинения!

Новые образовательные стандарты обучения в средней школе вызывают необходимость адаптировать преподавание базовых школьных дисциплин к современной образовательной реальности. Неизменным и не нуждающимся в адаптации остается одно – произведения великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, которые невозможно адаптировать, сжать, подогнать или исправить. Эти произведения и сегодня нужно воспринимать и принимать такими, какими они были созданы великим мастером.

Информационные, визуальные и оперативные возможности образовательного процесса в последние годы существенно изменились с появлением в школах электронных образовательных ресурсов. На современном этапе педагоги используют мультимедийное оборудование, интерактивные экраны, SMART-доски, аудио- и видеооборудование для изучения любого учебного предмета, в том числе и классической литературы.

Еще недавно трудно было представить внедрение новых технологий в традиционный для школы блок – изучение литературы ХIХ века. Еще труднее изменять прочно устоявшиеся традиции преподавания в школе творчества великого А.С.Пушкина. Как соединить классическую методику преподавания с новыми образовательными реальностями? Этот вопрос встает перед учителями филологами. Какие бы креативные и современные способы предъявления учебного материала учитель не изобрел, неизменным остается одно: лирика великого поэта всегда будет современной и нужной как любовь, как солнце. Как донести до школьников, почему давно написанные стихи и сегодня остаются современными и любимыми миллионами людей?

В современном литературном мире написано множество книг, научных и документальных исследований, изучающих творчество и феномен Пушкина. Авторы искренне называют Александра Сергеевича Пушкина «солнцем нашей поэзии». Любовь и высокая поэзия овладевают чувствами человека, дают силы, вдохновляют на лучшие поступки и подвиги. Любовь и поэзия – возвышенные чувства, и потому, когда человек любит, ему хочется восторгаться, восхищаться и говорить стихами.

Как объяснить современным подростками, что и сегодня можно передать свою любовь не только через электронные смайлики и лайки, а через поэтическое слово? Для этого современная школа должна разговаривать с детьми языком великих писателей и поэтов, изучать их произведения и учить школьников бережно относиться к литературным шедеврам великих мастеров.

Невозможно давать детям только теоретические знания, современные принципы обучения предполагают деятельностный подход в изучении учебных дисциплин. Необходимо комментировать и осмыслять каждое лирическое стихотворение А.С. Пушкина, определять, что именно и о ком хотел сказать автор, какие качества своей возлюбленной описал в этом произведении, какие чувства испытывал сам поэт при написании стихотворения. Электронные средства обучения позволяют знакомить обучающихся с рисунками поэта, с портретами дам той эпохи, которых воспевал поэт. Ведь любовь и восхищение женщиной необходимо воспитывать с малых лет, прекрасным средством для этого были и остаются стихи и проза А.С. Пушкина, признанные во всем мире.

Итак, начинаем знакомство с лирикой великого поэта.

А.С. Пушкин обращается к теме любви уже в одном из первых своих стихотворений. Из названия стихотворения («К Наталье», 1813 год) понятно, что посвящено оно Наталье:

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон,

Сердце страстное пленилось,

Признаюсь – и я влюблён!..

Александр Сергеевич посвящал свои стихи всем красавицам, о чем написал в произведении «Руслан и Людмила» такие строки:

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних,

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал …

По словам Марии Николаевны Раевской (Волконской), поэт считал своим долгом быть влюбленным во всех молоденьких девушек и женщин, с которыми он встречался. Так, в лицейский период Пушкин посвящает Екатерине Бакуниной такие строки:

В те дни … в те дни, когда впервые

заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь …

Александр Пушкин мучился ожиданиями встречи, смотрел на дорогу и ждал, с волнением стоя у окна, встречи с Катенькой Бакуниной, сестрой лицеиста Бакунина. Потеряв надежду, неожиданно Пушкин встречает её на лестнице, и рождаются такие строки:

Итак, я счастлив был, итак,

Я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался …

В стихотворении «Разлука» в 1816 год о любви поэт говорит трогательно, поэтично, грустно. Он в стихах передает горечь разлуки с любимой, печальные душевные чувства и внутреннее волнение. Однако, об этих чувствах Екатерина Бакунина стала догадываться только много лет спустя.

С юными сестрами Потоцкими – Софьей и Ольгой – поэт встречается в 1818 году в Петербурге, и узнает от них легенду о любви Хана Кезим-Гирея и княжны Марии Потоцкой, которую убила Зарема, любившая Хана.

В 1820 году, путешествуя по Крыму, по пути из Гурзуфа в Симферополь А.С. Пушкин посетил в Бахчисарае развалины ханского дворца со знаменитым «фонтаном слез». Под впечатлением легенды, рассказанной сестрами Потоцкими, была написана поэма «Бахчисарайский фонтан».

Продолжая путешествовать, А.С. Пушкин в Одессе знакомится с женой генерал-губернатора Новороссийского края Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, которая была одной из привлекательнейших женщин своего времени: женственная, приветливая, привлекательная. В нее были влюблены и Пушкин, и Раевский… Пушкин встречался с Е. Воронцовой довольно часто: и на балах, и в театре, и на приемах. Пушкин пишет о своей возлюбленной:

Мои слова, мои напевы

Коварной силой иногда

Смирять умели в сердце девы

Волненье страха и стыда …

Перед отъездом в Михайловское Воронцова дарит Пушкину свой портрет в золотом медальоне и сердоликовое кольцо, которое Александр Сергеевич бережно хранил.

В Михайловском А.С. Пушкин пишет очередную главу романа «Евгений Онегин» и иногда получает письма от Елизаветы Воронцовой. Возможно, под впечатлением этих писем рождается знаменитое письмо Татьяны Лариной к Онегину. Елизавета Воронцова оставила глубокий лирический след в его поэтической жизни, вглядываясь в медальон с изображением Воронцовой, Александр Сергеевич пишет:

Пускай увенчанный любовью красоты

В заветном золоте хранит ее черты

И письма тайные, награда долгой муки,

Но в тихие часы томительной разлуки

Ничто, ничто моих не радует очей,

И ни единый дар возлюбленной моей,

Святой залог любви, утеха грусти нежной –

Не лечит ран любви безумной, безнадежной.

Елизавета Воронцова до конца дней сохраняла нежные воспоминания о Пушкине и не могла забыть очарования их бесед.

В Тригорском двадцатилетний Пушкин встречается с девятнадцатилетней Анной Керн, женой пятидесяти двухлетнего генерала Керна. Александр восхищен красотой юной девушки и возмущен возрастом её мужа. Через шесть лет Анна и Александр снова встретились, когда Анна Керн неожиданно приехала к своей тетке. А. Пушкин читал им свои стихи, от которых все приходили в восторг. На прощанье Пушкин подарил Анне отпечатанную главу «Евгения Онегина», в которой она нашла сложенный почтовый листок, где были написаны стихи: «Я помню чудное мгновенье…» Это произведение о подлинной любви и сегодня источник вдохновения и восторга перед женской красотой.

В Петербурге на балу в доме Олениных А.С. Пушкин был приглашен на один из танцев Аннет Олениной, которая хотела проявить уважение к гениальному поэту. Девушка подошла и пригласила его на один из танцев, подав ему руку, улыбаясь и отвернув голову:

Рисуй Олениной черты.

В жару сердечных вдохновений,

Лишь юности и красоты

Поклонником быть должен гений.

Аннет Олениной поэт посвятил свое стихотворение «Ее глаза». А.С. Пушкин даже сватался к Олениной, но брак не состоялся, поскольку репутация ловеласа не очень-то нравилась родителям Аннет (Анны), и мать девушки была против. На прощание поэт с любовью подарил Аннет ставшее знаменитым стихотворение «Я вас любил».

Бурно прожитая молодость А.С. Пушкина завершилась и настала пора зрелости. Желание семейного счастья и взаимной любви владели им в этот период. В декабре 1828 года Пушкин встречает шестнадцатилетнюю Натали, которая поразила его одухотворенной, царственной красотой. У поэта закружилась голова от Натали Гончаровой, и он сделал девушке предложение. В мучительном ожидании ответа он уехал на Кавказ, где пишет в 1829 году стихотворение «На холмах Грузии», которое волнует глубиной мысли, очаровывает, наполняет грустной и светлой печалью.

Пушкин вторично сделал предложение Натали, и оно было принято. В 1831 году Пушкин и Натали Гончарова наконец соединили свои руки и сердца. Поэт был окрылен своей любовью к жене, чувства испытывал глубокие, нежные и бережные. А. Пушкин пишет стихотворения «Мадонна», «Красавица», посвященные жене. Она была настоящая красавица, и все остальные, даже самые прекрасные женщины, меркли при её появлении… Её лучезарная красота рядом с магическим именем Пушкин всем кружила головы:

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Думала ли Натали, какая судьба её ожидает, когда молоденькой провинциальной барышней вышла замуж за величайшего поэта человечества, произведениями которого и в наши дни восхищается весь мир?

С какими великолепными произведениями и интересными реальными персонажами мы знакомим обучающихся средней школы! Предложенный выше литературный материал педагоги могут предъявлять обучающимся в форме презентаций, видео- и аудиокниг, «Литературных гостиных», «Вечеров поэзии» и в любых других формах. Можно в литературном материале сопоставить взгляды поэта с проблемами нашего времени, порассуждать о прошлом и настоящем, сравнить лирические отношения прошедшего, настоящего и будущего… Какими средствами – классическими или инновационными – это будет предъявлено, решать учителю. Важно, чтобы школьники понимали, что А.С. Пушкин, стремясь к идеалу, воспевал красоту человеческих чувств, уважение к женщине, сравнивая её одухотворенность и красоту с идеалом Мадонны, чтобы дети были внимательны к окружающим и бережнее относились к чувствам других людей.

Философская лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:
Счастье резвое лови;
Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении «Гроб Анакреона» (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,
Живи беспечен, равнодушен!
Мгновенью жизни будь послушен,
Будь молод в юности твоей!

(«Стансы Толстому», 1819)

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действо» вать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья.

Так писал Пушкин в элегии «Погасло дневное светило» (1820). И в этом, и в cтиxхотворении «К морю» (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,
Венки пиров и чаши круговые —
Мне вас не жаль, изменницы младые,
Задумчивый, забав чуждаюсь я,

— пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смеиу ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении «Телега жизни» (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркол} начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней,
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или «в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении «Анчар» (1828), в котором повествует о «древе яда» — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель «к соседям в чуждые пределы».

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении «Элегия», написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить
и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.

(«Не дай мне бог сойти с ума», 1833)

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — «глаголом жечь сердца людей», Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный. Размышляя над философской пробпемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлите его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие.

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний
возраст, —

пишет он в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру — душа
в заветной лире
Мой прах переживет и тленья
убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном с мире
Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному,понимал и осмысливал вечные, философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *