Молитва тихону задонскому

Память: 19 июля / 1 августа, 13 / 26 августа (Представление и второе обретение мощей)

Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, автор известных сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Правила монашеского жития», «Наставления обратившимся от суетного мира», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Об истинном христианстве» и многих других. Миссионер и искоренитель языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и любовью к пастве. Обладал даром прозорливости и чудотворения. Очень быстро после кончины приобрел всенародную любовь и добрую славу чудотворца и защитника христиан. На официальном открытии его мощей в крохотный Задонск собралось до 300 тыс. богомольцев!

Святитель Тихон – небесный покровитель монахов и церковного клира, миссионеров и катехизаторов, студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о даровании кротости и незлобия, аскетических подвигах, об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизма и наркомании, душевного помешательства и беснования. Немалому количеству людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и возможность ходить, к нему также обращаются за помощью в крайней нужде и нищете.

Молитва святителю Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому

О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в давнем твоем прославлении: веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго; потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих (имена), да уврачует Своею благодатию неисцеленныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Молитва общая святителям Митрофану и Тихону, Воронежским чудотворцам

О велицыи угодницы Божии, крепцыи наши заступницы и молитвенницы, всехвальнии святителие Христови и чудотворцы Митрофане и Тихоне! Услышите нас, к вам припадающих и с верою вас призывающих. Поминайте нас у Престола Вседержителя и молитеся о нас непрестанно ко Христу, Богу нашему, дадеся бо вам благодать молитися за ны. Умолите предстательством вашим Всемилостиваго Бога нашего, да подаст Он Церкви Святей мир, пастырем ея — силу и ревность подвизатися о спасении людей и всем нам — дар, коемуждо потребен: веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, да сохранит нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла; юным и младенцем да дарует благое в вере возрастание, старым и немощным — утешение и подкрепление, болящим — исцеление, сиротам и вдовицам — милость и заступление, заблуждшим — исправление, бедствующим — благовременную помощь. Не посрамите нас во уповании нашем, споспешествуйте, яко отцы чадолюбивии, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управите в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Небеснаго сподобитися, идеже вы ныне водворяетеся со Ангелы и всеми святыми, прославляюще Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва святителю Тихону Задонскому:

  • Молитва святителю Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому. Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, миссионер и искоренитель языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и любовью к пастве.

    Обладал даром прозорливости и чудотворения. Святитель Тихон Задонский – небесный покровитель монахов и церковного клира, миссионеров и катехизаторов, студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о даровании кротости и незлобия, аскетических подвигах, об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизма и наркомании, душевного помешательства и беснования. Немалому количеству людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и возможность ходить, к нему также обращаются за помощью в крайней нужде и нищете

>Акафист святителю Тихону Задонскому:

  • Акафист святителю Тихону Задонскому

>Канон святителю Тихону Задонскому:

  • Канон святителю Тихону Задонскому

>Житийная и научно-историческая литература о святителе Тихоне Задонском:

  • Святитель Тихон Задонский — Православие.Ru

>Труды святителя Тихона Задонского:

Святитель Тихон Задонский. Часть 1

Елена Пытьева

«Богом моим прейду стену»(Пс. 17), по молитвам святителя Тихона Задонского.
В 1861 году к открытию святых мощей святителя Тихона Задонского поблагодарить его за молитвенную помощь в Задонск прибыло около 300000 паломников.
Часть 1.
Я давно с большим почтением и любовью отношусь к святителю Тихону Задонскому, великому светильнику и печальнику земли русской.
У каждого христианина есть свои святые, с которыми у него, каким-то образом, складываются особые отношения, к которым он чаще всего обращается, испытывая особое чувство любви и почитания. С годами их становится все больше, ибо Господь показывает и прославляет своих угодников, ведя христианина по тернистому пути Веры.
Я вспоминаю свою первую встречу со святителем Тихоном.
Это было давно, когда мы еще жили на даче. Этот период моей жизни я бы назвала самым сложным и тяжелым, полным испытаний и искушений, предательств и полного ко мне равнодушия со стороны моих близких и родных, бесконечных падений и взлетов. Причем падений было куда больше. И вставать , и снова идти вперед по жизни становилось все сложнее.
Именно тогда, в какой то момент моих бесконечных страданий, то ли усталость, то ли сильные переживания по поводу старшей дочери в очередной раз сокрушили мой дух. Я находилась в каком-то душевном оцепенении, в каком-то духовном вакууме, в полном внутреннем одиночестве. Я металась. Мои молитвы мне казались пустыми и бесплодными.
По соседству жила одна благочестивая женщина. Увидев меня в таком состоянии, она протянула мне маленький пузыречек:
-Вот масло от мощей святителя Тихона Задонского. Помажь им крестообразно лоб и область сердца. Он- великий помощник!
Я тут же сделала, как она мне сказала. И- о, чудо! Мое состояние настолько быстро и разительно изменилось, что не заметить этого было невозможно. В этот же день мне стало легко и радостно на душе. От моего уныния не осталось и следа. Это дало мне сил трудиться , не покладая рук, вести огромное хозяйство, поднимать двоих своих младших детей и, в то время, двоих внуков. Это заставило меня с большим почтением и огромной любовью относится к этому святому.
Я помню рассказы моей приятельницы Лиды, теперь уже монахини, о Тихоне Задонском. Лида страдала унынием. В то время она часто паломничала вместе со схимонахом Михаилом. Его теперь уж нет в живых. Царствие Небесное Вам, Батюшка!
Это он был организатором и вдохновителем тех многочисленных паломнических поездок. Отец Михаил, уже в годах преклонных, жил у Лидии. Он был гоним, даже монахи прогоняли его часто из монастыря. Я хорошо его помню. Самой выдающейся чертой его было смирение. Он никогда никого не осуждал. И за все благодарил Бога. Стоял он на службах всегда возле одной и той же иконы Свято- Даниловского монастыря, иконы святого Максима Грека. Той, что находится в Свято- Троицком соборе. И просил милостыню. За что часто был оскорбляем и даже избиваем местными нищими.
Лида часто посещала в то время Свято- Даниловский Монастырь и часто видела батюшку Михаила. Однажды она оказалась свидетельницей того, как его выгнали из монастырской трапезной, отказав в еде. Лида сжалилась и взяла его к себе жить. Мы с ней тогда часто давали приют странникам и нищим.
Когда мы молимся великим светильникам Христовой Веры, мы часто не помним или просто не знаем, что практически все они испытывали страшные гонения и страшные лишения, были поругаемы всеми и служителями церкви, в частности. Ведь и великий святитель Тихон Задонский терпел издевательства самих же монахов Задонского монастыря. Они издевались и смеялись над ним, обзывая его святошею, кадили ему «лаптями». Они злопыхали, говоря ему о том, КАК он мог бы жить! Епископ называется! Ведь он ушел из епископства по собственному желанию.
А теперь МИР стоит перед ним на коленях!
Так вот: » Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстояньи».
Есенин С.А.
Высочайшее пред Богом добродетель была у отца Михаила. СМИРЕНИЕ!
Ту милостыню, что он собирал, он раздавал нуждающимся.Подвиг отца Михаила был не виден нам, мирянам. Живя у Лидии, он помог ей избавиться от многих терзавших ее страстей. Прямо клюкой, с которой он постоянно ходил, отгонял от нее лиц мужского пола. Тем самым избавляя ее от блуда, который так терзал ее.
Лидия, возвращаясь из своих поездок с отцом Михаилом, часто рассказывала мне о святителе Тихоне Задонском. Однажды мне удалось вывести ее из многодневного тяготившего ее уныния одним упоминанием об этом великом светильнике. Я мысленно провела ее по местам их паломничества. И когда мы дошли, просто в воспоминаниях, до пребывания ее у мощей святителя Тихона, она преобразилась на моих глазах. Ее лицо стало светлым. И не понадобились никакие уколы антидепрессантов, на которые она имела благословение священника и назначение лечащего врача. Я, как врач, знала цену этим уколам. С Божией помощью, мы обошлись без них. По молитвам святителя Тихона. Он всегда помогал ей преодолевать этот порок, которым при жизни страдал и сам.
Меня давно стало тянуть к мощам святителя Тихона Задонского. Он явно звал меня и ждал.
Еще в Дивеево, у преподобного отца нашего Серафима Саровского, разговорившись с паломниками, я выразила горячее желание поехать в Задонск, к Тихону.
После окончания МГЛУ, вслед за поездкой во вдохновенную Анапу, где всю последнюю неделю я провела за богослужением в храме Онуфрия Великого, я начала ездить в Лавру, к преподобному Сергию ,игумену Радонежскому. Ездила одна. По вторникам.
С неких пор я осознала, что эти поездки к святым угодникам мне жизненно необходимы. Они наполняют меня «водою живою», они питают мою душу и сокрушенный дух, что без них я просто «мертва есть». После них я снова возвращаюсь к своим повседневным занятиям, но возвращаюсь уже другой, живой, ощущая себя в «полноте бытия».Ибо жизнь вне молитвы, вне Христа- уродлива, суетна и бессмысленна.
Но, по- прежнему меня угнетала мысль, что я ни на йоту не приблизилась к Богу. Просьбы оставались такими же бытовыми: помоги в этом, сделай то-то, сплошное дай- дай-дай.
А что мы-то даем Богу? НИ ОДНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ! Сплошные грехи и пороки! Смирение? Да вы что! Одна сплошная гордыня! И вытекающие из нее всем так хорошо известные пороки: памятозлобие, тщеславие, гневливость, раздражительность.
Как же быть? Все вокруг ко мне несправедливы!
И тут стремление поехать к отцу нашему Тихону стало просто непреодолимым. Неожиданно в разговоре с моей постоянной спутницей и коллегой по ВУЗу Галиной я сказала:
-ВСЕ!Я не хочу больше так жить! Я хочу к Тихону! Все -сплошная суета, страх, бестолковые попытки, метания, бессмысленные действа! Я должна что-то понять! Поеду просить помощи у Тихона!
-Лена, ну ты всегда так много занималась! Это -твой стиль жизни! Нам надо готовиться к сдаче экзаменов! Что с тобой? Потом времени не будет!
-Галя! Я больше не хочу так жить и не буду! Сплошная суета! Сплошная бессмыслица!

Столько стараний! Страданий! Во имя чего? Зачем?
Галка как-то сразу замолчала и со мной согласилась:
-Хорошо. Поедем к Тихону, если ты так хочешь.
Всю организацию нашей совместной поездки она взяла на себя.
И действительно- все необыкновенным образом управилось. Как?
Сейчас расскажу.
27.06.2016.

© Copyright: Елена Пытьева, 2016
Свидетельство о публикации №216062701079

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Елена Пытьева

Рецензии

Написать рецензию

Очень интересно! Зачиталась!
«У каждого христианина есть свои святые…» согласна с Вами, Леночка на все 100%.
С теплом,
Екатерина Колючкина 08.07.2016 23:13 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Сегодня ,после Матроны,наварила борща,сделала оладьи из кабачков(по особому рецепту),перемыла все полы.Ожила,стало быть.Люблю много работать.Святая Матрона Московская-дивная помощница!
А у Вас,Катюша,многому учусь!Вы меня очень всегда согреваете!Вы-просто расчудесная и детская!
С любовью
Елена Пытьева 09.07.2016 00:49 Заявить о нарушении

Я бы уже умерла, если бы спала по 3-4 часа!))))
Екатерина Колючкина 09.07.2016 10:20 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Елена Пытьева

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724—1783), через год после иноческого пострига (1758) стал архимандритом тверского Желтикова, затем Отроча монастырей и рек­тором Тверской семинарии. В 1763 г. святитель был поставлен на Воронежскую кафедру, где за­нимался просвещением народа, монашества и духовенства, церковным строительством, обраще­нием старообрядцев; боролся с язычеством. Его служение в Воронеже длилось четыре года и семь месяцев. «Почти непонятно, как у одного человека сил доставало для такой многообразной дея­тельности, принесшей столько благотворных действий для целого края!», — писал биограф свя­тителя1. После ухода на покой в 1767 г. святитель Тихон до конца жизни подвизался в Задонском Богородицком монастыре.

В 1779 г. удалился в затвор. Его имущество умещалось в котомке, но ке-лия, где святитель предавался богомыслито и писал духовные наставления, была заполнена кни­гами. «Истинная молитва от размышления бывает, того ради молитву с размышлением и начи­нать и творить должно», — писал он. Погребен святитель в 1783 г. под алтарем соборного храма. В 1826 г. было издано полное собрание его творений, составившее 16 томов. При сооружении в 1846 г. нового собора был открыт склеп: кирпичи от ветхости обвалились, повредив гроб, но ар­хиерейское облачение оказалось целым, мощи — нетленными. Архиепископ Воронежский Ан­тоний писал в письме обер-прокурору Синода графу Н.А. Протасову: «не могу пред вами скрыть того неземного восторга, которым исполнена была душа моя при виде нетленного тела преосвя­щенного Тихона»2. При гробе совершались исцеления. В 1861 г. состоялось прославление святого и торжественное открытие мощей3.

Иконописание синодального периода связано с развитием особого жанра — портрета духов­ного лица. Портреты епископа Тихона создавались при его жизни, но художникам приходилось писать святителя незаметно для него, например, во время трапезы у помещика или губернатора. Одно из наиболее ранних изображений — «Образ святого Тихона епископа, нового чудотворца За­донского» — было создано по видению прапорщика Якова Машонова около 1788 г., задолго до ка­нонизации, за что почитатель был осужден церковным и светским судом. В 1846 г. проводилось первое открытие мощей святителя Тихона, оказавшихся нетленными, тогда же было написано изображение со святых мощей, поскольку выяснилось, что «главного самого не имеем, то есть верного изображения свт. Тихона»4. В 1861 г., при втором открытии мощей, в Задонск из Ельца привезли несколько изображений Тихона. Прижизненный портрет, созданный около 1764 г., по­даренный святителем другу, елецкому купцу Козьме Игнатьевичу Студеникину, был признан наи­более точным в передаче его облика. В дальнейшем иконы святителя Тихона — в архиерейской мантии, клобуке, с жезлом в левой руке — писались с этого образца, утвержденного Святейшим Синодом к канонизации святого.

Икона из ГИМ — овальной формы, написана на перламутреs и обрамлена тонким кольцом по­золоченной оправы. Темный силуэт святителя ясно читается на мягко сияющем всеми оттенками радуги перламутре, покрытом лаком, благодаря чему поверхность со временем приобрела теплый золотистый тон. По краям, уходящим в глубину, художник пригасил сияние краской. Подробно на­писанные им светлые части изображения (лик, благословляющие персты) выступают вперед, при­обретая объем на фоне темного силуэта.

Для изображения лика художник выбрал наиболее вы­пуклую часть ассиметричной пластины. Вокруг главы святого, благодаря бликующей поверхности раковины, образуется радужное сияние. Художник использует естественное, постоянно меняю­щееся от светового луча сияние перламутра вокруг главы святителя, не ограничивая его нимбом, а помещая фигуру в подвижное сияющее пространство, подобно тому, как в древности делали византийские мозаичисты, меняя направление золотых кусочков смальты вокруг изображения. Полупрозрачно, сохраняя свечение фона, он пишет панагию и синюю мантию с источниками — красными и белыми полосами, символизирующими струи источников божественной мудрости. Аристократизм облика святителя сочетается с кроткой нежностью и вниманием во взгляде. Удли­ненные пропорции, маленькие изящные руки с тонкими пальцами придают образу некоторую хрупкость, но вместе с тем служат художнику для выражения тонкой внутренней организации, высокой духовной жизни подвижника. «Ничем невозмутимая кротость, благодушное терпение всякого рода лишений, искушений, огорчений, строгость к себе и отеческое снисхождение к не­мощам других, живое и сердечное сочувствие ко всем нуждающимся и скорбящим, — все в нем наставляло на стезю заповедей Господних», — говорил в Слове на открытии мощей святителя Ти­хона митрополит Исидор в 1861 г.6

Житие святителя Тихона Задонского

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу.

Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище. В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку. Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию. Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание.

Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка. Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.

Монашество

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород – по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем – 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург — председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона.

Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.

Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.

Мечта юности

Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни – постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде – в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой. Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье.

Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения. В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен – прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности. Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет.

Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.

Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее). Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.

Свет веры

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим.

Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность.

Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды – «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *