Святая Ирина великомученица

18 мая. Святая великомученица Ирина

Елизавета Басова


Святая великомученица Ирина
День памяти: 5/18 мая
Святая великомученица Ирина родилась славянкой в конце I века. До крещения она носила имя Пенелопа и была дочерью Ликиния, правителя города Магеддона в Македонии.
Отец построил для нее отдельный роскошный дворец, где Пенелопа жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами.
Ежедневно к Пенелопе приходил наставник по имени Апелиан и обучал ее наукам. Он был христианином и во время учения говорил девице о Христе Спасителе и наставил ее христианскому учению, и христианским добродетелям.
Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил Пенелопу чудесным образом: к ней в окно прилетали одна задругой три птицы — голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы — смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь — благодать Божию, получаемую в Крещении; орел — знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, — принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения.
В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. Ирина уверовала во Христа и приняла Крещение от апостола Тимофея, ученика апостола Павла. Желая посвятить свою жизнь Богу она отказалась от замужества.
Ирина стала убеждать своих родителей принять христианскую веру. Мать была довольна обращению дочери ко Христу и отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Святая Ирина отказалась и разгневанный Ликиний велел связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони бросились на правителя и вырвали ему плечо, а самого Ликиния затоптали.
Тогда святую деву развязали, и по ее молитве Ликиний в присутствии очевидцев встал невредимый, со здоровой рукой и плечом. Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа, числом около 3000 человек, уверовал во Христа и отрекся от языческих богов.
Оставив управление областью, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обращала их на путь спасения. Она жила в доме своего учителя Апелиана.
Седекия, новый правитель области, призвал Апелиана и спросил об образе жизни Ирины. Апелиан ответил, что Ирина, как и другие христиане, живет в строгом воздержании, в непрестанной молитве и чтении Божественных книг.
Седекия призвал к себе святую и начал убеждать ее прекратить проповедь о Христе и принести жертву богам. Святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед правителем, не устрашившись его угроз и готовясь достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию Седекии она была брошена в ров, наполненный змеями и гадами.
Десять дней пробыла во рву святая и осталась невредима, ибо Ангел Господень сохранил ее и приносил ей пищу. Седекия приписал это чудо волшебству и предал святую страшным пыткам: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой и не причиняли вреда телу святой девы. Наконец четвертая пила обагрила тело мученицы кровью.
Седекия со смехом сказал мученице: «Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет». Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром и полился сильный дождь. Видя такое знамение с неба, многие уверовали во Христа Спасителя. Седекия не вразумился явным проявлением силы Божией и предал святую новым пыткам, но Господь сохранил ее невредимой.
Наконец народ возмутился, глядя на страдания невинной девы, восстал против Седекии и изгнал его. Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес все в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение идолам.
Всего святой Ириной было обращено свыше 10 000 язычников. Из своего родного города Мигдонии святая перешла в город Каллиполь и там продолжала проповедовать о Христе. Правитель города по имени Вавадон подверг мученицу новым казням, но, увидев, что святая остается невредимой, вразумился и уверовал во Христа. Вместе с ним уверовало большое число язычников, которые все приняли святое Крещение от апостола Тимофея.
Когда Господь указал Ирине день ее кончины, она удалилась в одну горную пещеру около города Ефеса, вход которой по ее просьбе, был завален камнями. На четвертый день ее знакомые вернулись к пещере и, открыв ее, не нашли в ней тела святой Ирины. Все поняли, что она была взята Господом на Небо.
Память святой Ирины очень чтилась в древней Византии. В Царьграде в память святой Ирины было построено несколько великолепных храмов.
Тропарь мученицы Ирины
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Ирина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Кондак
мученицы Ирины
глас 4
Девства добротами преиспещренна, дево,/ страдальчеством была еси краснейшая, Ирино,/ кровьми твоими истекшими обагрена,/ прелесть же низложившая безбожия.// Сего ради и прияла еси почести победы рукою Создателя твоего.
Храм великомученицы Ирины (Троицы Живоначальной) в Покровском
(Богоявленское благочиние Москвы) был построен в 1800 году на месте старой деревянной церкви на правом берегу реки Яузы. Однокупольное здание выполнено в классическом стиле и состоит из классической ротонды самого храма, колокольни и трех престолов — Троицы, Ирины и Екатерины. Трехъярусная колокольня долгое время была одной из высочайших построек, возвышавшихся над Яузой.
Храм был закрыт в 1927-м году церковь была обезглавлена, колокольня снесена.

В годы советской власти здесь располагался клуб, потом заводской склад.
Храм возвращен верующим в 1992 году.
Престолы: Троицы Живоначальной и Великомученицы Екатерины
Расписание: по субботам, воскресениям и праздничным дням — Литургия в 8 ч., всенощное бдение в 17 ч.
Телефон: 261-75-40
Адрес: Ирининский 2-й пер., 7
Проезд: М. «Бауманская», тролл. 22, 25.
Духовенство: Настоятель — иерей Андрей Григорьев.
Милые девушки, крещеные в честь святой великомученицы Ирины, в воскресение 17 мая накануне дня Ее памяти, в свои имянины, сходите в храм, вспомните свое крещение!
Святая великомученица Ирина моли Бога о нас.

Также 18 мая день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»
http://proza.ru/2008/10/20/441

© Copyright: Елизавета Басова, 2009
Свидетельство о публикации №209050801101

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Елизавета Басова

Рецензии

Написать рецензию

Лизушка… Как же хорошо — про Ирину…
У моей внучки Лизы крёстная Ирина… вот сегодня только вернулась из-под Москвы (в монастыре там была).
Это моё настоящее имя: Фотиния.
С православной любовью и просьбою ваших святых молитв
Светлана
Светлана Захарченко 12.10.2009 01:24 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Добавила в записочку о здравии: р.Божиих Фотинию и Ирину.
Храни Вас Господи!
Елизавета Басова 12.10.2009 01:30 Заявить о нарушении

Ну и славно!
Ангела Хранителя Вам на ночь!
Светлана Захарченко 12.10.2009 01:31 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Елизавета Басова

Сотрудница одной из московских компаний рассказала, что однажды на корпоративном выезде в ресторан, к удивлению всех присутствующих, шеф вдруг предстал перед персоналом в весьма непривычном виде: одетый в костюм трансвестита, он вел себя соответствующим образом и призывал ошеломленных подчиненных быть раскованнее. Переход к формальным отношениям в рабочее время, оказался для сотрудников психологически совсем не прост…

Конечно, это единичный случай, скорее исключение из правил, но все-таки факт. Мы задались вопросом, а существуют ли какие-либо стандарты поведения для сотрудников и, особенно, для руководителей на корпоративных мероприятиях? Однако, поговорив с рядом HR-ов крупных компаний и специалистами event-агентств, нам удалось выяснить не так уж много — в основном, все ссылаются на общие нормы поведения и особенности корпоративной культуры каждой отдельно взятой компании. Многое также, по словам экспертов, зависит от формата самого мероприятия, его имиджевой составляющей и склада характера первого лица компании.

«Руководители довольно часто переходят на неформальное общение с сотрудниками на корпоративных вечеринках, — говорит Татьяна Дворникова, директор по работе с корпоративными клиентами компании Event Factory, — и это абсолютно нормально, поскольку такое общение является одной из основных целей проведения любого event»а, и сами топ-менеджеры часто хотят просто развлекаться вместе со всеми». С таким мнением согласен и Сергей Лысаченко, управляющий партнер компании Next Event: «Конечно, необходимо иметь чувство меры, но в принципе вечеринки для того и организуются, чтобы сплотить команду и дать сотрудникам возможность пообщаться в неформальной обстановке между собой и с руководством. Разумеется, дистанция сокращается, и определенные вольности допустимы, но не стоит доходить до дружеского похлопывания босса о спине…».

Впрочем, в некоторых компаниях, где практикуется политика «открытых дверей» и руководители стремятся полностью демократизировать свой образ, может доходить и до дружеских похлопываний и свободного изъяснения на русском нелитературном. Но в большинстве компаний подобные формы общения все-таки не является нормой поведения. Не одобряют их и HR-менеджеры: «Топ-менеджеры не должны переходить определенные границы, — комментирует Юлия Шаркова, специалист по внутрикорпоративным коммуникациям компании «Вымпелком», — и уж точно должны избегать панибратства. Конечно, общение может быть неформальным, но в таких рамках, чтобы сотрудники потом не чувствовали себя стесненными. Я считаю, что руководитель ни в коем случае не должен ставить сотрудников в неловкое положение».

Более того, некоторые специалисты еще более строги к определению норм поведения руководителей на корпоративных праздниках: «Для руководителей существуют достаточно жесткие рамки, за пределы которых выходить на вечеринках категорически нельзя, — говорит Мария Ульянова, директор по персоналу компании Corbina Telecom. —

Им требуется гораздо более сильный контроль над собой, чем остальным сотрудникам, и очень многого они не могут себе позволить. Неадекватное поведение руководителя может негативно сказаться на последующей работе его подчиненных и на авторитете самого топ-менеджера». По мнению Анны Чернобровкиной, HR-директора компании «Видео Интернешнл» , переходить на дружеский стиль общения с сотрудниками допустимо для руководителей, но обсуждать какие-либо скользкие темы, которые никогда не были бы подняты в рабочей обстановке, нельзя ни топ-менеджеру, ни его подчиненным.

Что касается одежды, то в этом вопросе также многое зависит от формата проводимого мероприятия. Учитывая вошедшие в моду концептуальные вечеринки и бал-маскарады, зачастую изначально предполагается, что все сотрудники будут одеты в необычные костюмы, соответствующие тематике праздника. Сергей Лысаченко рассказал, что, когда его компания устраивала ковбойский event для одной организации, то все, в том числе и топ-менеджмент, явились в джинсах, клетчатых рубашках и ковбойских шляпах. «Я считаю, что в таких случаях руководитель даже обязан одеться в заданном концептуальном стиле, — отмечает г-н Лысаченко. — Однако если это официальный прием, то руководитель все-таки должен быть одет в хороший костюм, подавая тем самым пример другим сотрудникам, чтобы у них уж точно не возникло желания надеть джинсы и кроссовки». Конечно, если речь идет о торжественной вечеринке, то HR-ы компании, как правило, уведомляют сотрудников, что их ждут в костюмах и вечерних платьях, и надеть в этом случае любимый свитер или удобные зимние ботинки вряд ли будет показателем лояльности сотрудника к компании. «На Новый год мы всегда предупреждаем персонал, что на празднике мы ждем их празднично одетыми, — говорит Елена Петрова, директор по работе с персоналом компании DHL, — но дальше уже, конечно, каждый решает для себя, хотя все-таки совсем неформальная одежда допустима только на мероприятиях соответствующего формата».

Однако у некоторых HR-ов есть и более мягкие требования к выбору одежды для корпоративных вечеринок. Мария Ульянова и Анна Чернобровкина утверждают, что в ряде случаев неформальный стиль даже необходим для руководителей, поскольку вечеринка, как правило, и устраивается с целью дать возможность сотрудникам раскрепоститься, и формальные костюмы только усложняют эту, и без того непростую задачу. Татьяна Дворникова приводит пример, когда руководитель компании пришел на корпоративную вечеринку в кожаной куртке с бахромой. Хотя, разумеется, все эксперты сходятся во мнении, что подобный эпатаж не должен касаться официальных приемов, особенно когда на них присутствуют клиенты и пресса.

Особо тонкий вопрос – спиртное. Без него не обходиться ни одно мероприятие, и пока в большинстве случаев не удается избежать и его излишнего употребления частью сотрудников, а то и всем коллективом.

Однако, по мнению организаторов корпоративных event»ов, с развитием культуры праздников банальные внутрикорпоративные «попойки» все чаще уступают место интересным вечеринкам, где общее веселье не превращается в неконтролируемый разгул. По словам Татьяны Дворниковой, многие компании сейчас вообще изначально ограничивают количество спиртного или просят ограничить стол винами, убрав из меню крепкие спиртные напитки. «Алкогольных излишеств на корпоративных мероприятиях не должно быть в принципе, — говорит Сергей Лысаченко, — поскольку это свидетельствует о низкой корпоративной культуре в целом в компании. Топ-менеджера же подобные возлияния характеризуют его как плохого руководителя. Бывают случаи, когда руководитель идет на это осознанно, желая увидеть «истинное лицо» своих подчиненных. Но это уже граничит с провокацией…».

Возвращаясь непосредственно к этике поведения руководителей, то в ряде компаний существует практика разделения вечеринки на две зоны: VIP и для всех остальных сотрудников. Как правило, в VIP-зону поставляют более дорогие, а иногда и эксклюзивные напитки, корректируют меню и программу. Или изначально менеджеры, которые ответственны за организацию корпоративных праздников, при разработке программы с субподрядчиками исходят в первую очередь из вкусов и пожеланий первого лица компании.

Разделение на зоны делается в основном с целью дать руководителям возможность расслабиться, чувствуя себя в «своем кругу». По словам Сергея Лысаченко, в таких случаях действуют уже несколько иные этические законы, поскольку речь идет уже не об имидже компании, а об имидже каждого отдельно взятого топ-менеджера. HR-специалисты по-разному оценивают такое отделение руководства от остальной части компании. Юлия Шаркова отмечает, что это создает двойственную ситуацию для сотрудников, и в целом является неправильной тенденцией. Мария Ульянова также высказалась против подобного разделения, мотивируя свое мнение тем, что это раздражает сотрудников и вообще отрицательно сказывается на климате и взаимодействии внутри команды. Более сдержанно относится к выделению VIP-ов на корпоративных вечеринках Елена Петрова: «Здесь все зависит от компании. Если руководство не хочет общаться с остальными сотрудниками, то осуждать я их за это не буду. У них есть на это определенные причины. Это больше вопрос корпоративной культуры, чем каких-то этических норм». Приблизительно также рассуждает и Анна Чернобровкина: «Многое зависит от личности первого лица компании. Бывает, что руководитель предпочитает держать жесткую дистанцию, и ему не нужна обратная связь. Однако, это, скорее, касается не очень технологичных бизнесов, потому что когда в компании работает много специалистов высокой квалификации, то такой стиль поведения контрпродуктивен».

Конечно, нестандартные случаи поведения руководителей — не редкость на корпоративных мероприятиях. По воспоминаниям наших экспертов, были и ситуации чрезмерного употребления алкоголя, активного пения и танцев, появления перед сотрудниками в весьма откровенной одежде (разумеется, речь идет о топ-менеджерах – дамах), и неожиданного выскакивания на сцену с целью присоединиться к музыкальному коллективу. Все бывает… И среди топ-менеджмента, и среди рядовых сотрудников.

Влечет ли это за собой какие-то последствия? Общее мнение HR-профессионалов можно резюмировать, как отсутствие каких бы то ни было серьезных неприятностей для сотрудников, проявивших себя на вечеринке не с лучшей стороны. «Конечно, если кто-то напился до невменяемого состояния, начал приставать к женщинам или полез в драку с охраной, я делаю для себя определенные выводы, — говорит Елена Петрова, но такие оценки все-таки очень условны». «Я скорее оцениваю эффективность своей работы, — подчеркивает Мария Ульянова, — то есть насколько мне удалось провести мероприятие, на котором все хорошо отдохнули. Конечно, какие-то негативные моменты в поведении сотрудников я беру на заметку». А вот Анна Чернобровкина говорит, что о ее оценках в ходе корпоративных праздников задают ей вопросы сами сотрудники, но сама она называет подобные оценивающие элементы своей работы подменой цели мероприятия, «ведь я сама их организую именно для того, что помочь людям снять стресс и наладить коммуникации в команде».

На фоне столь спокойных российских вечеринок, разбавленных лишь редкими не слишком эпатажными выходками сотрудников, западные нравы выглядят не в пример свободнее, нарушая устойчивые стереотипы широкой русской души, не знающей меры ни в печали, ни в веселье. Британская газета The Telegraph, по результатам проведенного ею исследования, опубликовала следующую статистику: 6% гостей наблюдали, как на корпоративных праздниках были уволены их коллеги. 8%, не дожидаясь этого, сами подали заявление об уходе. 37% опрошенных, видимо, не желающих ни увольняться, ни быть уволенными, под любыми предлогами хотели бы отказаться от посещения корпоративной вечеринки. Зато оставшаяся часть веселилась на славу: 20% флиртовали с коллегами, каждый шестой оскорблял шефа, а каждый двадцатый бросался тортом. И, несмотря на все это буйство, 19% сообщили, что вечеринка прошла бы еще лучше, не будь на ней босса. Примечательно, что никто из упомянутых выше не счел для себя нужным вести себя на корпоративных праздниках должным образом…

Впрочем, британский опрос-то был анонимным…

И в качестве вывода несколько простых, но достаточно универсальных правил поведения на корпоративных вечеринках, которые могут служить залогом хорошего праздника и ничем не омраченных впечатлений после него:

  • Не отказываться от посещения праздника без исключительных причин. Даже если личные обстоятельства кажутся вам важными, их поймут не все коллеги и руководители.

    Именно в результате таких отказов создается впечатление нелояльности к компании, корпоративным ценностям и начальству.

  • Не злоупотреблять свободным стилем одежды. Шокирующий внешний вид на подобных мероприятиях привлекает внимание, но, увы, в отрицательном смысле. Корпоративные праздники – это не состязание в глубине декольте или интенсивности одеколона. Намного лучше продемонстрировать свой хороший вкус.
  • Не обсуждать без надобности вопросы бизнеса. Умению отключаться на корпоративных вечеринках от повседневных рабочих проблем следует учиться – это не так просто, как кажется на первый взгляд. Так что придется приложить некоторые усилия, чтобы не прослыть среди сослуживцев и начальства занудой.
  • Не говорить о повышении зарплаты или карьерном росте. Собственно говоря, это – самая распространенная ошибка, особенно среди молодых сотрудников. Впечатление вседозволенности, неформальный контакт с руководством и алкоголь подталкивают многих к решению личных проблем, что гарантированно приводит к противоположным результатам.
  • Не злоупотреблять алкоголем. Смысл этого правила вряд ли стоит объяснять. В дополнение к известным причинам отметим, что для делового имиджа значительно полезнее пить минеральную воду, чем нечто более крепкое.

(Память 18 сентября)

Спасо-Зеленогорский общежительный монастырь находиться при селе Зеленые Горы, Нижегородского уезда, близ речки Пасмуровки, в 35 верстах от г. Арзамаса. На месте, где теперь женская обитель, первоначально был мужской Спасо-Белогорский монастырь, основанный в половине XVII столетия иноком Ионою. После введения штатов, упразднен. Но, по милости Божией, с 1800 года на месте бывшего монастыря зачалась и постепенно образовалась женская община. Восстановление древней обители близко связано с именем преподобного Серафима Саровского. В годы монастырского послушания преподобный Серафим почти каждогодно посещал Зеленогорскую ярмарку для закупки меду, воску, овчин и других необходимых для Саровской пустыни предметов. Бывая там, он не мог не заметить полуразрушенной монастырской ограды с ветхим деревянным храмом, оставшимся от упраздненной обители. Не раз он обходил это место и скорбел о запустении его… Однажды во время такого посещения преподобный Серафим заметил в углу монастырской ограды небольшую келью, в которой некто уединился для спасения души. Радостно приветствовал Преподобный поселившихся здесь подвижниц и благословил их. Он прозревал уже грядущее возрождение древней обители, которое мало-помалу и осуществилось, при его помощи, трудами новых насельниц этого зарождавшегося гнезда отшельниц.

С 1800 года здесь стали жить пять женщин-вдов и девиц, полюбивших уединение и богомыслие, преданных молитве и труду. Жизнь этих первых насельниц, по сказанию современников, отличалась необыкновенную простотою и слагалась по укладу келейной монастырской жизни. Не имея собственных средств, убогие сестры первоначально жили подаяниями Христа ради. Саровский старец, преп. Серафим содействовал им своими благодатными молитвами, советами, наставлениями, материальною и иною разного рода помощью до самой блаженной кончины своей. Руководимая и вспомоществуемая преп. Серафимом с первых дней своего существования, юная богадельная общинка на Зеленых Горах скоро скрепла, стала расти и устрояться в иноческую женскую обитель. Число насельниц увеличилось в ограде монастырской стали вырастать и другие кельи. В 1893 году Зеленогорская община преобразована в общежительный монастырь 3-го класса. Таким образом, на месте древнего мужского монастыря возникла женская обитель. В монастырской же ограде, близ храма, находится и могила одной выдающейся по своей духовной жизни сестры Зеленогорской обители Ирины Лазаревой, возлюбленной духовной дочери преподобного Серафима Саровского.

Местное предание сохраняет память о ней, как о замечательной по своей святой жизни старице. Их хранящегося в монастыре рукописного жизнеописания старицы Ирины Лазаревой известно, что она – дочь крестьянина деревни Муратовки, Сергачевского уезда Нижегородской губернии и родилась в первых годах XIX ст. На втором году от рождения она лишилась матери, которая была убита грозою в Ильин день, и поступила на попечение мачехи, женщины сварливого характера, а спустя еще некоторое время потеряла и отца. С этого времени началась для Ирины тяжелая жизнь. Мачеха сильно не взлюбила свою падчерицу и всячески старалась выразить ей свое нерасположение… Двенадцати лет от роду Ирина вступила в брак с сыном одного крестьянина своей деревни, но тотчас же после брака удалилась в лес, где и скрывалась до поступления ее мужа в рекруты. Выходя только тайно на работу в помощь любимой свекрови. Начало своих иноческих подвигов она полагала в Киеве, при мощах святых угодников, поступив в число сестер Фроловского женского монастыря. Там она трудилась девять лет, неся разного рода налагаемые на нее послушания: носила воду, караулила сады, пекла и продавала просфоры и т.д. По истечении девяти лет, Ирина перешла в Дивеевскую женскую общину, в Ардатовском уезде, находившуюся тогда под непосредственным покровительством и руководством Саровскго старца, преподобного Серафима. Своим беспрекословным повиновением и точнейшим выполнением налагаемых на нее послушаний она обратила на себя особенное внимание блаженного Старца, который называл ее единственной совею духовной дочерью…После шестилетнего пребывания в Серафимо-Дивеевской обители Ирина, по благословению отца Серафима, перешла в Зеленогорскую общину, где и подвизалась до своей кончины в особой убогой кельи. Беспрерывно находясь в труде, она глубочайшим смирением и своим неизменно веселым настроением, с каким исполняла все возлагавшиеся на нее работы, воодушевляла к трудам и прочих сестер обители, мирян же особенно увещевала быть милостивыми. Кроме келейных и общественных молитв, Ирина, неся крест юродства, целые ночи в летнее и зимнее время посвящала молитвенному подвигу, находя неизъяснимую усладу в непрестанной сокровенной молитве и располагая к ней инокинь: ее видели на молитве и в башне, и в колодце, и под церковью, ив других потаенных местах. Благочестивая старица Ирина, перенеся немало горя от неразумных на своем веку, тихо скончалась за молитвою, будучи почти ста лет от роду24.

18 мая – День Святой великомученицы Ирины Македонской

Опубликовано: 18.05.2018

Дата рождения святой Ирины неизвестна, предположительно она появилась на свет в конце первого века нашей эры (или в начале второго). Девочка была необычайно красива, поэтому отец (правитель Мигдонии Лициний) дал ей имя Пенелопа. В столичном городе Магедоне (предположительно город находился на территории Македонии) была построена башня, облицованная золотом. В ней Пенелопа должна была жить до тех пор, пока не выйдет замуж. Наставником и учителем девочки был старец Апеллиан (Ампелиан), втайне исповедовавший христианство. Он обучал Пенелопу наукам и приобщил её к тайнам христианской религии.

Когда отроковице исполнилось двенадцать лет, Лициний решил выдать её замуж. Но незадолго до свадьбы случилось знамение – в окно залетел голубь с веткой оливы, следом за голубем орёл с цветком в клюве, а затем ворон. Ворон принёс змею. Апеллиан растолковал случившееся – девочке суждено стать невестой Небесного Царя и претерпеть во имя любви к нему страдания на земле. Пенелопа не сразу поверила своему учителю и обратилась к языческим божествам с просьбой объяснить знамение. Но идолы не дали ответа. Тогда Пенелопа стала молиться Иисусу. В ту же ночь ей приснился сон – явился Ангел и сказал, что примет она крещение от Тимофея (ученика апостола Павла) и станет невестой Христа. И отворил Ангел стену башни, и явился Тимофей. Девочка была обращена в христианство с именем Ирина.

На следующий день великомученица явилась к отцу и рассказала о своём предназначении. Лициний, будучи язычником, посчитал это детской фантазией и стал принуждать её к браку. Но Ирина оставалась непреклонной. Разгневанный отец приказал бросить непослушную дочь под ноги диким лошадям. Но девочка осталась невредима, а один из коней сбил с ног самого Лициния и стал его топтать. Правитель умер, а одна его рука была почти оторвана от тела. Ирина воскресила отца и вернула ему здоровье. После этого Лициний и все, кто были свидетелями чуда (около трёх тысяч человек), уверовали в истинного Бога. Став христианином, Лициний оставил свою должность.

Власть перешла к Седекии, ненавидящему христиан. Он призвал Ирину Македонскую к себе и приказал отречься от Иисуса Христа. Святая отказалась. В наказание её бросили в ров с ядовитыми змеями. Ирина находилась там десять дней и осталась жива, а на одиннадцатый день спустился с небес ангел и умертвил всех гадов. Тогда Седекия приказал распилить девушку. Две пилы сломались, а когда палачи взяли третью – случилась страшная буря и народ в ужасе побежал с площади. Но Седекия не внял голосу разума и приказал привязать великомученицу к колесу мельницы. Мельница превратилась в камень. Жители города изгнали жестокого правителя из города. Седекия не вынес позора и через неделю умер. Его сын, по имени Саввах, собрал войско, чтобы отомстить за отца и разрушить город. Ирина вышла навстречу врагам из городских ворот и стала молиться Христу. Господь ослепил нападавших. Саввах умолял святую вернуть ему зрение, обещая не воевать с магедонянами. Ирина сжалилась над несчастными и исцелила их. Саввах действительно не тронул жителей города, но Ирине повелел принести жертву языческим идолам. Святая отказалась и её заключили в темницу. Семь дней она провела в заточении, но только укрепилась в вере. Тогда Саввах приказал своим слугам вбить девушке в пятки гвозди, на плечи положить мешок с камнями и надеть на шею узду. В таком виде мученицу заставили бежать по городским улицам. Но Бог и в этот раз прекратил муки – разверзлась земля и поглотила Савваха и его нечестивых слуг. Три года святая проповедовала в Магедоне и обращала людей в истинную веру. Многих больных и увечных она исцелила.

Затем, повинуясь Господней воле, Ирина отправилась в Каллиник (Каплиополь). И там она творила чудеса, и множество людей обратила в христианство. Городом правил Нумериан. По его приказу Ирину схватили и должны были казнить лютой казнью.

На городской площади поставили трёх железных волов и раскалили их добела. Ирину Македонскую поочерёдно помещали внутрь этих волов, но она даже не обожглась. А Нумериан умер. По словам биографа, сто тысяч человек в этот день стали христианами.

Правители соседних городов стали считать Ирину главной угрозой для своей власти. И один из них, Саворий, приказал обезглавить её. Убили святую недалеко от города Месемврия, но Господь воскресил девушку и в течение семидесяти дней она проповедовала в городе, а затем была перенесена ангелами в Эфес.

Ирина знала, когда окончится её земная жизнь. Перед смертью она вышла из города и нашла в его окрестностях пещеру. В этой пещере она легла в гроб и умерла. Через четыре дня гроб открыли, но тела там не нашли. Мощи святой были обретены в Италии в средние века. Они находились в храме города Лечче. В настоящее время частицы мощей хранятся в монастыре Вронда на осторове Самос, на Кипре (Киккский монастырь), на Патмосе (монастырь Иоанна Богослова) и в одном их венецианских монастырей. Ирину Македонскую просят о защите от злых людей и исцелении от болезней. В Греции её почитают как покровительницу полиции.

Память святой великомученицы Ирины отмечается 18 мая по новому стилю.

МОЛИТВЫ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ИРИНЕ МАКЕДОНСКОЙ

О многострадальная и преславная Ирино, невесто Христова всехвальная, угоднице Божия! Ты предстоиши у Престола Пресвятыя Троицы и наслаждаешися неизреченнаго блаженства. Призри убо милостивно на нас, приносящих ти хвалебное пение сие, испроси нам милость, отпущение грехов у Преблагаго Господа, вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елико восхощеши, испросити у Него можеши. Темже убо смиренно припадаем к тебе и просим: умилостиви Владыку неба и земли, да подаст нам дух твоея ревности ко хранению святых Его заповедей, яко да возможем земное поприще в добродетельном житии проводити, райских селений унаследовати и тамо с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, Ирина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко милостив, спаси душы наша.
Кондак, глас 4:
Девства добротами преиспещренна дево, страдальчеством была еси краснейшая Ирино, кровми твоими истекшими обагрена, прелесть же низложившая безбожия: сего ради и прияла еси почести победы, рукою Создателя твоего.

Величание
Величаем тя, страстотерпице Христова Ирино, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

МОЛИ ГОСПОДА О НАС, СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ИРИНА!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *