Вампиры это миф или реальность?

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №10, 2009

Вот уже 11 лет мы публикуем исследования на тему вампиризма, которые легли в основу моей вышедшей в прошлом году в московском издательстве «Эксмо» «Книги вампиров». По просьбе многих новых читателей нашей газеты я кратко изложу основные положения вампирологии, о которых мы рассказывали много лет назад. Это важно и потому, что мы собираемся продолжить цикл статей на эту тему в будущих номерах. Итак, что же такое — вампиризм?

ПРАВДА О ВАМПИРАХ

Всем знаком по фильмам Голливуда традиционный образ вампира: он пьет кровь жертв, у него клыки, он боится солнечного света и креста. Это лишь вымысел беллетристов, но в основе его — реальные истории о вампирах, уже других и настоящих.

Три века назад Балканы и Восточную Европу поразила странная эпидемия. Хоронили человека. Его призрак являлся своим близким, просил есть, потом начинал сжимать их в объятиях (прежде всего детей) и вызывал их смерть одного за другим. Родные жаловались в местные магистраты и церковь. После долгих мытарств, когда люди были уже доведены до отчаяния, могилы возвращавшихся похороненных родственников эксгумировали, где их находили имеющими живой вид. Их казнили, после чего они больше не являлись. В ряде регионов Балкан их вообще никак не называли, кроме как «привидения». Позже оказалось, что в Турции их называют вампирами. Оттуда слово перекочевало в языки Европы. Оттуда, кстати, и пришла зараза. Медики еще той эпохи, видимо, справедливо говорили о том, что речь идет о болезни.

Лучшие умы Европы по поручению государей занимались проблемой, в эксгумациях могил вампиров принимали участие самые авторитетные персоны, посланные для проверки достоверности сообщений, приходящих к властям Австро-Венгрии отовсюду с Балкан. Появилось множество отчетов, среди них — изданная в 1749 году «Диссертация о появлениях призраков, вампиров и привидений» аббата Августина Кальме; «Медицинский доклад о вампирах», сделанный специально для австрийской императрицы Марии-Терезы архиатром Жераром Ван Свитеном (Неаполь, 1781 год); труд папы Бенуа ХIV Просперо Ламбертини «Вампиры в свете науки» (1749) и др.

Ни Церковь, ни Наука не могли объяснить явление (к тому же сопровождавшееся полтергейстом в домах жертв вампиров), поэтому официально все списали на «туземные суеверия славян и греков». Но вампиризм не исчез и продолжал существовать (уже не называемый вампиризмом) в наших деревнях даже в XX веке. Множество таких примеров я собрал в «Книге вампиров» (Эксмо, 2008), где попытался впервые за последние три века исследовать феномен научными методами.

С точки зрения современных научных представлений, вампир — это не мертвец (как полагали в эпоху Просвещения), а коматозник, похороненный по ошибке. Вторым заблуждением оказался миф о том, что вампир пьет кровь своих жертв. На самом деле, как говорилось еще в докладах той эпохи, от объятий призрака вампира на теле жертвы остаются специфические синяки — но кожа не повреждалась. Миф о крови возник из-за того, что вампира находили в гробу, наполовину заполненном кровью (с беловатыми крайне едкими, токсичными выделениями). Однако это — кровь самого вампира, а не его жертв.

Но самое удивительное мое открытие заключалось в том, что некоторые нетленные католические святые — это типичные вампиры. В книге «Не подверженные тлению» американки Джоан Кэррол Круз (1977 год) описаны 102 случая «чудесной нетленности». Один из наиболее впечатляющих случаев относится к «прекрасно сохраняющемуся и источающему кровь телу» ливанского святого Харбела Макхоуфа (РПЦ Москвы называет его святым Шарбелем и сегодня торгует в Москве его открытками, якобы излечивающими от болезней). Этот маронитский монах «умер» 24 декабря 1898 года после апоплексического удара. Во время своей жизни он соблюдал строгую телесную дисциплину: носил власяницу, спал на земле, ел раз в день (как и другие его товарищи). По традициям его монастыря в Аннае (Ливан), Харбел был похоронен в своей повседневной одежде, без гроба и, конечно, не забальзамированным.

Многие признают, что о нем бы и забыли, если бы не одно необычное явление. В течение 45 ночей после его захоронения (это обычно срок, когда происходит полное разложение тела) вокруг его могилы наблюдалось яркое свечение. Официальные лица монастыря попросили разрешение от руководителей Ордена на эксгумацию тела. Эксгумацию провели три месяца спустя в присутствии толпы жителей близлежащей деревни.

Остановлюсь, чтобы заметить: не думаю, чтобы простое свечение над могилой стало причиной для эксгумации. В вампирологии неоднократно сообщается о том, что над могилами вампиров ночью можно видеть свечение — и через 40 дней после смерти — и через 4 года. И это свечение весьма характерно, его не спутаешь с обычными кладбищенскими горениями фосфора (если таковые вообще есть). Наверняка это и привлекло к себе внимание, тем более что об этом в данном регионе должны были знать — там вампиризм и сегодня достаточно распространен. И полагаю, что были видения похороненного людям — они-то, скорее всего, более остального и склонили к эксгумации. Судя по состоянию «святого», он занимался активным вампиризмом.

Поскольку накануне проходили долгие и сильные дожди, которые затопили кладбище, святой Харбел (тогда еще не святой, а просто так) был найден плавающим в могиле, полной грязной воды. После того как тело было обмыто и переодето, было замечено, что из пор тела истекает какая-то жидкость. Ее описывали как «смесь пота и крови», то есть кровь с иной составной постепенно выходила из тела по потовым каналам, еще и со специфическим резким запахом — с неким похожим на цветочный ароматом (это распад живых аминокислот, что, кстати, тоже признак живого тела). Многие верующие считали, что это именно кровь. Истечение этой жидкости продолжалось и усиливалось, и в результате этого пришлось менять одежду два раза в неделю. Части одежды, пропитанные этой жидкостью, распространялись как святые реликвии и считались целебными (!).

И это продолжалось до июля 1927 года, когда тело поместили в деревянный гроб, выложенный цинком и с цинковой крышкой, и там находились заверенные нотариусом свидетельства об этом феномене от самых высших официальных католических лиц.

В течение последующих 23 лет гроб находился в специальном склепе в стене-молебне, поднятый на камнях для того, чтобы уберечь его от влажности. Чудо святого Харбела вызвало массовое поклонение, потоки паломников стали прибывать в Аннаю, и сегодня это продолжается даже в более массовом масштабе. В феврале 1950 года паломники заметили, что жидкость протекает через стену молебны на пол. Из-за опасения, что может возникнуть ущерб могиле, она была открыта в апреле, и опять было установлено, что тело является гибким и похожим на живое, и на нем не было абсолютно никаких следов разложения. Зато цинковый гроб и одежды Харбела были изъедены токсическими выделениями в труху (в брошюрах РПЦ эти выделения Харбела-Шарбеля называют «сукровицей»).

Как сообщает Круз, «Истечение жидкости и крови продолжалось, и окружающие предметы были покрыты ими. Беловатая жидкость истекала в таком количестве, что она, высыхая, образовывала массы белого порошка, который разбирали как реликвию паломники».

После этих известий количество паломников увеличилось до 5 тысяч в день. Его тело исследовалось каждый год, и каждый раз тело плавало в гробу в смеси крови и белой жидкости в три дюйма (около 100 литров). Однако тело уже не показывают публике с 1950 года.

И тут самое время взглянуть в архивы вампирологии. Аббат Августин Кальме в своем трактате пишет:

«В государственных докладах за 1693-1694 гг. говорится об упырях, вампирах и привидениях, которые появляются в Польше и — о чем больше сообщений — в России.

Они появляются в любое время суток и приходят пить кровь живых людей и животных — в таком большом количестве, что иногда она вытекает у них обратно через рот, нос и, чаще всего, через уши, а труп плавает в заполненном кровью гробу (курсив мой — В.Д.). …Этот упырь выходит из своей могилы, или выходит некий демон в его обличии, приходит по ночам обнимать и сжимать в объятиях с неистовой силой своих близких или друзей, потом пьет их кровь, пока они не ослабнут, доводит их до изнеможения, и, наконец, становится причиной их смерти.

Эти преследования не прекращаются со смертью одного из членов семьи; их можно остановить, лишь отрезав голову или вскрыв сердце привидению, труп которого находят в своем гробу гибким, податливым, полным, с красным лицом, хотя он уже долгое время мертв. Из их тел вытекает огромное количество крови, и некоторые смешивают ее с мукой для приготовления хлеба; и по обычаю этот хлеб едят для защиты от преследования духа, который действительно после этого больше не приходит».

Тело святого Харбела плавает в заполненном кровью гробу. В чем разница? Разницы не вижу.

А вот Кальме пишет и о свечении над могилой вампира, как у святого Харбела, и о непонятной «беловатой жидкости» — почти за 200 лет до эксгумации Харбела:

«Вампир был похоронен около трех лет назад; над его могилой было видно свечение, похожее на свет лампы, но менее яркое.

Могилу вскрыли и обнаружили человека неповрежденного и казавшегося столь же здоровым, как и любой из нас присутствовавших; волосы, ногти, зубы и глаза (последние были полузакрыты) также крепко держались на его теле, как они есть сейчас на нас, живых, и его сердце билось.

Затем его вынули из могилы; его тело не было по-настоящему гибким, но оно было целым и абсолютно неповрежденным; потом чем-то вроде металлической пики, круглой и острой, ему пронзили сердце: оттуда потекла беловатая жидкость с кровью (курсив мой — В.Д.), но кровь доминировала в ней, все это не имело никакого дурного (трупного — В.Д.) запаха; после этого ему отрубили голову топором, похожим на те, которыми пользуются на казни в Англии. Из тела потекла та же жидкость с кровью, но более обильно, чем из сердца. В конце концов, его бросили снова в могилу и засыпали негашеной известью, чтобы завершить дело наверняка. С тех пор его племянница, у которой он два раза пил кровь, стала чувствовать себя лучше.

В месте, где вампиры высасывают кровь, образуется ярко-синее пятно; но определенного места нет: иногда они пьют кровь из одного места, а иногда из другого».

Итак, вот и свечение над могилой, вот и странная беловатая жидкость. Опять-таки, в чем разница? В одном: одного коматозника зверски убили и засыпали известью, другого сделали святым. Оба — вампиры.

И в других случаях, когда речь идет несомненно о вампиризме, современные исследователи никогда не используют этот термин. Например, в знаменитом полтергейсте в селе Аскиз Республики Хакасия в 1994-95 гг., когда от него погибло несколько людей, никто не распознал типичных черт вампиризма. Исследовала явление группа ученых из Саянского филиала Сибирского научно-исследовательского центра по изучению аномальных явлений при Томском политехническом университете. Руководил группой Ю.И. Якличкин, с которым мне еще в 2002 году довелось познакомиться и обсудить именно вампирический характер этого феномена.

Вампиризм практически всегда сопровождается полтергейстом (в том числе люди постоянно видят одежду и вещи вампира, которые «движутся сами по себе»). Призрак вампира видят только те, на кого направлен «фокус его внимания». От могилы к дому вампир перемещается в виде так называемого «огненного змея» — похожего на шаровую молнию образования, которое сегодня многие путают с НЛО. Чем питается у своих жертв вампир — для поддержания сил в своем коматозном состоянии — неясно; вероятно, это какая-то гипотетическая «жизненная сила», до сих пор не открытая наукой. В среднем вампирическая кома длится несколько лет, но иногда (как у Харбела Макхоуфа и др.) — десятилетия, после чего коматозник умирает (а останки его, пропитанные токсическими выделениями, не разлагаются, а лишь усыхают). Интересно, что у животных вампиризм никогда никем не был отмечен — видимо, его природа связана только с сознанием человека (как равно полтергейст и НЛО).

Конечно, все в этом феномене остается пока странным и загадочным. Пожалуй, это вообще самое загадочное явление из всех самых загадочных. Но, как ни странно, оно — самое наиболее задокументированное аномальное явление. Мало кому известны слова Жан-Жака Руссо: «Если и была в мире история истинная и доказанная, так это история вампиров. Ничто не упущено: официальные отчеты, свидетельства титулованных лиц, хирургов, священников, судей: очевидность полная».

Очевидность — но одновременно и необъяснимость. Феномен описывается в Европе уже 900 лет: о древней эпидемии типичного вампиризма в Англии в 1190-х годах подробно говорится в хронике Вильяма Ньюбургского «История Англии» (HISTORIA RERUM ANGLICARUM), в главах 22, 23 и 24 книги

V. Как кажется, за 900 лет можно было бы если не изучить, то хотя бы признать существование этого явления. Однако не только ученые, но и многие исследователи непознанного считают этот феномен «слишком сказочным» из-за своей странности и непостижимости. Вот ведь парадокс…

ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ И ВАМПИРИЗМ

Чуть вечернею росою осыпается трава,

Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.

И не сводит у окошка с неба темного очей,

И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинных змей.

И шумит, все ближе, ближе, и над вдовьиным двором,

Над соломенною крышею рассыпается огнем.

И окно тотчас затворит чернобровая вдова;

Только слышатся в светлице поцелуи да слова…

А. А. Фет, 1847 г.

В этих стихах Фета — вся структура этого странного явления, «Огненного Змея» или «Летуна», как его называют в народе. Он — фаза вампиризма, которую вампир преодолевает «по пути от могилы к дому».

Любопытно, что этот Огненный Змей стал появляться в деревнях России, Беларуси и Украины только в период распространения эпидемии вампиризма — а именно примерно в середине XVII века. К этому времени можно отнести и знаменитый муромский «Сказ о Петре и Февронии», который начинается с описания типичного Летуна. К жене некоего князя стал наведываться Огненный Змей, который, пролетев в дом через печную трубу, оборачивался мужчиной и занимался с княжной блудом.

Явление протекает так. Умирает человек (на самом деле впадает в вампирическую кому). Его хоронят. Над могилой в скором времени отмечается странное сияние. Очевидцы видят, как со стороны кладбища в сторону деревни пролетает огненный шар размером, как правило, с футбольный мяч, оставляющий за собой многометровый странный извивающийся хвост из чего-то, напоминающего пламя. Полет бесшумный, иногда шар разбрасывает икры. Обычно шар летит с небольшой скоростью на высоте от человеческого роста и выше, до трех метров над землей. Шар залетает в печную трубу того дома, где жил похороненный человек, и там оборачивается в его призрак (в глазах только жертвы). Часто бывает, что у крыши этого дома очевидцы видят свет (подобный свету над могилой), этот свет как бы висит у края крыши или возле трубы — иногда продолжительное время. Призрак «покойника» иногда занимается любовью с вдовой (или вдовцом), а чаще сжимает родных (в первую очередь детей) в своих объятиях, а те начинают чахнуть и вскоре умирают. Все это обычно сопровождается и полтергейстом. Этого Огненного Змея в народе прозвали Летуном.

Древние поверья о Летунах существуют в российских селах с XVII века и по наши дни. Крестьяне полагали, что Огненные Змеи — это «дьяволы, которые летают и искушают женщин». В деревнях был широко распространен такой мотив рассказов: Огненный Змей (именуемый на Ярославщине огненным ужом) прилетает к девушкам и женщинам: «Рассыпается искрам над трубой, он (через трубу) появляется в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома». (М.Д. Чулков, 1786)

В.И. Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» указывает, что единого имени у этого существа нет. На Смоленщине и Рязанщине такой змей именовался — Любак, на Орловщине — Волокита, в Тамбовской губернии — Любостай. По поверьям Ярославщины и Владимирщины существует Налет, нечистая сила в виде огненной метлы «аршинов в шесть». Он часто посещает людей, тоскующих по покойнику.

Огненный змей фигурирует в фольклоре только тех регионов, где происходила эпидемия вампиризма 300-250 лет назад. В том числе, на территории Сербии и других соседних с ней стран; об этом, например, рассказывает сербский эпос о Вуке Огненном Змее. Кстати, наш постоянный персонаж народных сказок — Змей Горыныч (то есть Горящий) — это и есть Огненный Змей, Летун. Сегодня его художники и мультипликаторы рисуют именно как змея, а под именем «Горыныч» понимают его якобы способность изрыгать пламя. На самом деле это вовсе не натуральный змей, а свое прозвище он получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию. Наконец, и еще деталь: в сказках потому сей змей так и норовит в комнату красавицы залезть, что в реальности посещал вдов. То есть, сказки стали отражением реальной истории Огненного Змея, Летуна, который с изображаемым сегодня Змеем Горынычем ничего общего не имеет, а был отражением запущенного вампиризма в наших краях.

А ведь сей «Змей Горыныч» действительно крайне досаждал жителям деревень и влек смерть своих родных. Былинные мультфильмы показывают правдивую картину того, как появление «Змея Горыныча» вызывало панику у крестьян, уже знавших, что Змей влечет смерть. Да вот главного мультфильмы не показывают, что, наверно, от детей и надо прятать: что сии «Змеи Горынычи» прилетают с кладбища.

Самарский исследователь современной мифологии И. Павлович в своей работе «Огненные змеи — кто они?» пишет, что «подобные верованья сохранились и в наши дни. Так исследователи на Ярославщине за последние двенадцать лет записали 166 рассказов, затрагивающих образ Огненного Змея. Летают эти существа не быстро, извиваясь, иногда с шумом кружатся и кувыркаются. Многочисленные сообщения о встречах с этими существами приходятся на 1910-1919, 1930-1939, 1940-1949 годы».

Очевидно, что это и есть годы активности вампиризма.

«Устойчивым компонентом текстов этого типа», то есть историй про «змеев» или любвеобильных покойников, «…является мотив о том, что от такой любви женщина худеет, бледнеет, чахнет, болеет, теряет жизненные силы, становится замкнутой, молчаливой и умирает или находит способ избавиться от вредоносного любовника, — пишет этнограф Л.Н. Виноградова, первой заметившая связь между вампиризмом и «змеями». — В южнославянской традиции мотив о сексуальных связях демонических существ… соотносится прежде всего с мифическим огненным змеем и, кроме того, с вампиром — умершим мужем. По единичным свидетельствам, летающий змей мог проявлять и признаки, сближающие его с вампирами. Так, в некоторых быличках губительные для женщин последствия любовной связи объяснялись тем, что он высасывает из нее кровь, поэтому женщина бледнеет, чахнет и умирает…»

«Всего у меня таких свидетельств около сотни, — утверждает уфолог Д.Н. Казаков из Лебяжского района Кировской области. — С 1998 года я изучаю это странное явление. Вот некоторые его закономерности:

1. Появляется всегда после заката или до восхода солнца, откуда-то со стороны (не с неба);

2. Всегда одинаковые параметры;

3. За редким исключением появляется всегда над населенными пунктами. Особо тяготеют к домам вдовых, где рассыпаются искрами или ныряют в трубу. В этом случае в избе появляется умерший (много очевидцев);

4. Очень были распространены до 1960-х годов. Сейчас наблюдаются очень редко…»

Вот типичный случай из этой сотни. Летом 1945 г. женщина, отказавшаяся назвать себя, шла из с. Мелянды в дер. Чупраки:

А вот свидетельство возвращения змея на кладбище:

«В.Ф. Коновалов жил в совхозе «Гигант» под Ковровым. Поздней осенью 1953 г., когда ему было 8 лет, он направлялся в школу. Путь шел мимо деревенского кладбища. Внезапно над лесом появился розовый, неяркий шар, который благодаря имевшемуся у него хвосту был похож на «летучего змея». Шар летел медленно, и очевидец смог хорошо его рассмотреть. По размерам он был с футбольный мяч, даже немного меньше. Описав медленно дугу, шар ударился о бетонную плиту одной из могил. Произошел бесшумный взрыв с языками пламени во все стороны. Мальчик что есть духу бросился бежать к школе…» (Архив Комиссии по АЯ).

А этот рассказ о вятских «огненных змеях» записан Г.И. Поповым в деревне Муша в 1926 году; обращаю внимание читателя, что и тут (как и везде!) не используется термин «вампир»:

«В нашей деревне было. Ходил «огненный» к солдатке, а мужика-то забрали в солдаты в германскую кампанию. Она затужила, стала плакаться об нем. Стали вдруг соседи-то замечать, что она-де разговаривает по ночам незнамо с кем. Спрашивают: «Што, к тебе Коля ходит?». А она молчит, так как он не велел ей ничего говорить. Слыхали ночью-то, как она хохочет. То было с ней целых три года. Потом-то стала она немного рассказывать про Колю-то. Что он ходит ночью. Что обнимать себя разрешает небольно-то, спины у него совсем нет, есть только грудь, а там идет яма. После он ее удавил. Позвали знахарку, та и говорит, что огненный ее удавил, почто не позвали ее раньше-то. Она-де, может, и выправила бы ее, хоть и оченно трудно, дак хоть попробовала бы в бане-то выправить».

Подобных свидетельств — тысячи. Знакомство с ними заставляет уже иначе взглянуть на сказочного Змея Горыныча — сказочным он уже не кажется…

В следующих номерах газеты мы расскажем о новых исследованиях в области вампирологии.

Наши чувства первыми подскажут: что-то здесь идет не так! Поэтому слушать их и доверять себе нужно учиться с раннего детства. Хотя это и непросто. В одном из российских детских садов провели эксперимент: психолог ставил перед малышами белую и черную пирамидку и на вопрос: «Какого они цвета?» просил отвечать: «Обе белые». Затем в группу входил новый ребенок; психолог по очереди опрашивал каждого детсадовца, и те не моргнув глазом (будущие Смоктуновские, не иначе!) утверждали, что обе пирамидки белые. Когда очередь доходила до новичка, он в 99 % случаев соглашался с группой, хотя был явно растерян. Авторитет большинства подавлял его личные чувства. «Не верь глазам своим», — сказал когда-то Козьма Прутков, известный провокатор и игрок в слова. Но на самом деле доверие собственным глазам, ушам, мурашкам на коже и сигналам других органов чувств — вернейший способ оценить происходящее. А также — распознать вампира.

Новая кровь

Моя подруга ведет колонку в газете. Едкую, злободневную — все, как мы любим. После публикации в комментариях каждый раз разгорается… назовем это дискуссией. ­Хотя по форме это больше напоминает бои без правил. Роль заводил на ринге играют «тролли» — новый вид энергетических вампиров в эпоху цифровых технологий, digital-кровососы. Они придираются к словам, провоцируют, доводят до белого каления, заставляя честных людей по ту сторону экрана дрожать от возмущения и сомневаться в собственной правоте. Каждый раз, когда я вижу, как человек поддается на провокацию тролля, мне хочется крикнуть сквозь провода и волны Wi-Fi: «Эй, не ведитесь, вас же используют!» Как и другие подвиды вампира обыкновенного, сетевой тролль паразитирует на эмоциональной незащищенности других, всех тех, кто его окружает. Как разводят на деньги, мы в общем себе представляем. Развод на чувства происходит примерно так же: ты — мне, я — себе. Я, вампир, питаюсь твоей энергией, а ты, жертва, отдаешь мне последнюю эмоциональную рубашку. Совсем не вступать в энергообмен с вампиром очень сложно: иначе вы непременно нарушите какой-нибудь социальный протокол и прослывете букой — психолог Сьюзан Форвард называет это эмоциональным шантажом. Но даже если такого общения не избежать, всегда помните о своей безопасности: установите разумную дистанцию, доверяйте себе и уважайте свои интересы, не позволяя превратить себя в беспомощную жертву. Это очень важно: если вы не подставите шею, никто не сможет ­вцепиться в нее зубами.

Вампир (ст.-слав. вѫпырь, польск.wąpierz), или упырь, или вурдалак, — в низшей мифологии народов Европы мертвец, по ночам встающий из могилы или являющийся в облике летучей мыши, сосущий кровь у спящих людей, насылающий кошмары. Считается, что вампирами становились «нечистые» покойники — преступники, самоубийцы, умершие преждевременной смертью и погибшие от укусов вампиров.

Образ вампира нередок для кинематографа и художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений обычно имеют некоторые отличия от вампиров мифологических (см.Характерные черты вампиров из художественных произведений). В фольклоре термин обычно используется по отношению к кровососущему существу из восточноевропейских легенд, но часто вампирами называют и схожих созданий из других стран и культур. Аналогичный фольклорный персонаж восточных славян -Упырь. Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах,собаках и пауках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *