Уровень самооценки тест

Подруга вышла замуж и регулярно постит в Инстаграм фотки с отдыха, шоппинга, из дорогих ресторанов.

Мужчина дарит ей цветы и милые подарки без повода, а в ваших отношениях почему-то все не так. Вы не чувствуете себя любимой и единственной.

Не спешите во всем обвинять мужчину. Есть и менее очевидные причины проблем в отношениях – низкая самооценка и нелюбовь к себе.

Эти состояния отравляют жизнь женщины, не дают ей построить крепкую семью, самореализоваться, найти общий язык с людьми.

Для кого эта статья?

Для женщин, которые недовольны своими отношениями, но не знают, как это изменить. Которые считают, что другие – умнее, успешнее, красивее.

Из этой статьи вы узнаете:

  • В чем разница между самооценкой и самоценностью?
  • Почему низкая самооценка мешает женщине жить?
  • 10 признаков заниженной самооценки
  • Тест на уровень самооценки
  • Любовь и самоценность
  • Любовь к себе: практикум от психолога Аллы Пилипюк
  • Как научиться любить себя? Как повысить самооценку?
  • Чему учит «Путь Женщины”? Курс в новую, счастливую жизнь

В чем разница между самооценкой и самоценностью, и почему это важно?

Самооценка – это все, что вы знаете на данный момент о себе со слов других людей.

Первые люди, которые оценивают ваши действия – это родители. Они формируют фундамент вашей самооценки.

Если в детстве вам говорили «Вот посмотри на Яночку, отличница, а ты?» или «Машенька хорошая, послушная девочка, а в кого ты такая разгильдяйка?» – вы недополучили признания от мамы и папы.

Вы идете в садик, школу, университет, на работу…

Вы родились в единственном экземпляре. В своей физической форме (даже если вы ее не принимаете), со своими талантами и способностями. Именно осознание своей неповторимости – это самоценность.

Когда вы понимаете, что я такая одна, больше не будет никаких оценочных критериев, обидных сравнений и комплексов. Вы обретете внутреннюю гармонию и спокойствие.

В этом и заключается принципиальная разница: самооценка – это убеждение, которое формируется под воздействием других людей, самоценность – ваши личные выводы о себе, своей роли и уникальности в этом мире.

Почему низкая самооценка мешает женщине жить?

«Я неудачница», «У меня ничего не получится», «Везет же Маринке, она от природы худенькая. А кому я нужна?» Это самые явные признаки низкой самооценки.

Человек заперт в тюрьме собственных возможностей. Его комплексы, внутренние установки и блоки не позволяют наслаждаться жизнью и полностью раскрыться в отношениях.

Что влияет на самооценку? Давайте почитаем и посчитаем. Можете для самопроверки посчитать, сколько пунктов находило отклик в вашей жизни. К примеру, Если вас в детстве сравнивали с другими и критиковали, мысленно ставьте + за этот пункт.

Детские травмы

Чаще всего самооценку «убивают» родители в попытках помочь стать лучшей версией себя. К сожалению, не все методы работают хорошо.

  • Сравнение. «У тебя все в семье с золотой медалью были. Ты нас подводишь!», «Послушай, как твоя сестричка на скрипке играет. Что ж у тебя не выходит!». В любом возрасте девочке, девушке, женщине важно знать, что ее любят и принимают такой, какая она есть. Она не биоробот, не идеальная модель человека. Если же родители пытаются вылепить из нее кого-то другого, прививают мысль, что кто-то – лучше, совершеннее, она теряет веру в свои силы.
  • Унижение. Представим ситуацию: родители развелись, а маленькая Оля осталась жить с мамой. Мама, подсознательно обиженная на отца, иногда во время ссор говорит: «Такая же упертая, как папашка твой», «Ты посмотри на ее нос. Ну копия отца!» Ребенок вырос с огромным комплексом вины и никакие уговоры не помогают поднять уверенность в себе.
  • Критика. У Ани была строгая мама. Она искренне считала, что если ребенка баловать – ничего путного из него не вырастет. Она заставляла дочь несколько раз переписывать домашние задания (чтобы ни одной помарки) и часто отчитывала. Аня ни разу не слышала от мамы «Ты молодец» или «У тебя все получится». Она выросла перфекционисткой, трудоголиком и одинокой женщиной.
  • Высмеивание. «Ну разве эти каракули похожи на рыбку? У тебя откуда руки растут?» – насмешливо говорил папа первокласснице Насте. Ребенка часто высмеивали, и Настя даже привыкла к такому обращению Настя научилась носить защитную броню от насмешек и издевательств, но к мужчинам доверие потеряла навсегда. Поэтому и личная жизнь у нее не ладится.

Влияние общества

В мире много желающих сломать вам самооценку: в детском саду, школе, университете, на работе. Давайте смоделируем пару ситуаций.

  • В детском саду девочка Даша отказалась делиться игрушками. Воспитательница назвала ее жадиной, посмеялась, а другие дети перестали с ней общаться. Даша стала изгоем. Взрослый человек, чья задача – не допустить появления конфликта, сам его спровоцировал. А у ребенка появилось чувство вины и собственной ущербности.
  • Таня росла в небогатой семье, поэтому о брендовых вещах и последнем Айфоне могла только мечтать. Родители посовещались и решили отдать ее в лучший лицей, чтобы дать хотя бы достойное образование. Только на фоне одноклассников Таня выглядела серой мышкой. В ней росла обида на родителей и уверенность в том, что она материальных благ недостойна.

Важно! Наша самооценка формируется на протяжении жизни. Девушка, которая выросла в семье, где она была «маленькой принцессой», может столкнуться с предательством, клеветой, манипуляциями и утратить веру в себя и окружающих. И точно также нелюбимый ребенок может побороть свои комплексы и осознать свою самоценность.

Навязанные идеалы

Instagram — ярмарка тщеславия. Ретушированные лица, отфотошопленные фотографии, красочные посты – все создано для того, чтобы продемонстрировать: смотрите, как классно я живу. Недостоверная информация, которой так хочется верить.

Человек с нормальной самооценкой легко фильтрует получаемую информацию, а вот с заниженной это делать сложнее. Девочка-подросток с неидеальной кожей, насмотревшись фоток сверстниц, у которых кожа будто фарфоровая, начинает сомневаться в своей привлекательности.

Взрослая женщина, листая фото известных блоггеров, теряет веру в себя. Ставьте плюс, если у вас было или есть такое.

Особенности восприятия

Из одной и той же ситуации каждый человек извлечет свой урок. В зависимости от своего характера, типа мышления, темперамента.

Начались проблемы с мужем: недомолвки, скандалы, недоверие. Одна женщина будет читать умные книги, посещать тренинги, настаивать на посещении психолога. А другая – просто опустит руки.

На работе урезали зарплату. Кто-то рискнет и уйдет работать в другую компанию, где ее как специалиста оценят по достоинству, а кто-то – побоится потерять маленькую, но стабильную зарплату, пожертвует своим развитием и реализацией.

Каждая ситуация, когда мы уворачиваемся, закрываем глаза, перекладываем ответственность, уходим – это удар по самооценке.

И чем чаще это происходит – тем быстрее вы теряете свое настоящее «я». Остается лишь сомневающаяся, неуверенная в себе женщина, которая потеряла контроль над своей жизнью.

По каким пунктам есть совпадения? Вот и основные причины ваших сомнений, неуверенности, неудач.

Заниженная самооценка влияет на жизнь. И очень плохо, когда девушка сама не осознает, что с самооценкой у нее большие проблемы..

10 признаков заниженной самооценки

  1. Негативное отношение к себе. Женщина смотрит в зеркало и не видит, что у нее выразительные глаза или красивые волосы. Она замечает морщинки, целлюлит, неидеальную форму груди и прочие мелочи. Мечтает быть красивее, умнее, решительнее, родиться другим человеком.
  2. Привычка сравнивать. А вот кто-то, у кого-то… В детстве такую программу привили родители, и теперь подсознательно девушка считает себя хуже других.
  3. Важно мнение социума. В первую очередь женщина думает «А что обо мне подумают люди?». Она очень боится позора, осуждения, сама культивирует комплекс вины.
  4. Частые жалобы: «Я неудачница», «Мне так не везет в жизни», «У меня не получится».
  5. Нерешительность, неумение принимать решения. Если есть возможность – женщина с удовольствием переложит ответственность за свою жизнь на другого. К примеру, на мужчину. И потом будет винить его во всех неудачах.
  6. Повышенная ранимость. Любая критика воспринимается как оскорбление и выбивает почву из-под ног.
  7. Женщины с низкой самооценкой трудно сходятся с мужчинами. Слишком велик страх, что не поймут, обидят, не оценят. Бессознательно такие дамы могут выбирать себе партнеров-потребителей, считая себя недостойными нормальных отношений.
  8. Высокие требования к себе и разочарование, если планка оказалась слишком высокой. Выраженный перфекционизм.
  9. У таких людей две крайности в поведении: либо серая незаметная мышка, либо показательное выступление. Дама может вести себя высокомерно, цедить слова сквозь зубы, фамильярничать, но за этой маской скрывается неуверенность в себе.
  10. Высокая тревожность. Такие люди склонны переживать по пустякам и грызть себя за малейшую провинность.

Пройдите тест на самооценку и узнайте, все ли в порядке с вашим восприятием?

Самооценка – это один из кирпичиков, из которых складывается осознание собственной самоценности. Но есть и другие.

Любовь и самоценность

Кто-то мечтает о модельной фигуре, кто-то – о решительном характере, но факт остается фактом – часто мы не любим себя такими, какие мы есть.

Но разве нас учили любить себя?

В советском обществе поощрялся коллективизм, в женщине видели лишь винтик большой машины, но не уникальную личность с богатым внутренним миром.

Девочку учили соответствовать ожиданиям, быть правильной, подстраиваться и не отрываться от коллектива.

Но любовь к себе – это не эгоизм, а принятие своей личности безо всяких условий. Она не зависит от состояний, в которых мы находимся, возраста или количества купюр в кошельке.

Совет. Даже если что-то не получается, даже если окружающие настойчиво хотят «убить» вашу самооценку, нужно любить себя. Не доказывать людям, что вы лучше их, но осознавать свою значимость в этом мире.

Что дает женщине любовь к себе?

  • Гармонию с собой и миром.
  • Ощущение легкости, с которым она идет по жизни.
  • Уверенность в своих силах.
  • Умение радоваться и чувствовать себя счастливой.
  • Она притягивает достойных мужчин.
  • Самопознание: непрерывный путь к себе настоящей.
  • Она не нуждается в сравнениях, потому что точно знает, что она – уникальна.

Именно любовь к себе помогает поднять самооценку, побороть родительские программы, комплексы и построить нормальные отношения с мужчиной.

Любовь к себе: практикум от психолога Аллы Пилипюк

Есть простая практика, которая даст возможность оценить, понять и прочувствовать, как вы относитесь к самой себе. Она покажет уровень любви к себе.

Представьте: в ваших руках волшебная палочка, вы оказались в ювелирном магазине. Вы неспешно ходите, рассматриваете драгоценности. Перед вами стоит задача: выбрать самое дорогое кольцо с бриллиантом. И вы ищете его, мысленно представляете, как это происходит.

Находите глазами то, что вам нравится больше всего. Смотрите, чтобы цифра на ценнике была с максимальным количеством нулей.

А теперь попробуйте отследить, что вы чувствуете, когда стоите перед этим кольцом. Нужно ли мне его примерить? Мне страшно, неудобно, стыдно, неловко, я недостойна, такие украшения не для меня.

Представьте, что кольцо уже у вас на пальце. Прислушайтесь к своим чувствам, ведь это самый дорогой бриллиант магазина!

И вдруг к прилавку подходит шикарный мужчина и тихонько на ушко говорит вам: «Дорогая, это тебе!”. А теперь проанализируйте свои эмоции: что у вас происходит в душе? У большинства будет шок, ведь как такое могло случиться? Потом может возникнуть ощущение «я этого не достойна”. Часто появляется страх, сомнение, ведь «это все не для меня”.

Если вам тяжело принять дар (неважно, почему вам преподнесли это кольцо, просто потому что вы – ценность), то ни один мужчина на свете не способен привнести это в вашу жизнь. Мы говорим о любви к себе, о принятии себя.

В ответ этому мужчине скажите такие слова: «Я не могу принять твой дар, потому что у меня (и расскажите о своих недостатках – ноги не слишком длинные, есть лишний жирок, нос большой и так далее).

Мне мама и папа говорили, что это не для меня. Я не могу принять кольцо, потому что сама не верю, что я этого достойна, что такая вещь может мне принадлежать”.

Просто проговорите это и представьте его реакцию. Можете даже его мысленно спросить: «А что ты чувствуешь ко мне сейчас после того, как я вернула твой подарок?” И послушайте, что он вам ответит.

  • Если он расстроится, спросите «Что тебя так огорчило?” и послушайте первый ответ в голове. Что бы сказал этот мужчина.
  • Он может чувствовать шок. Ведь мужчина вас видит прекрасной, а вы себя такой не ощущаете.

Но потом мы упорно ожидаем подарков и задаем вопрос: «А что сделать, чтобы партнер дарил мне что-то, хорошо ко мне относился?”

Эта простая техника призвана показать, что причина вовсе не в мужчине. Проблема в содержании внутри нас, в отношении к самой себе. И чтобы решиться изменить себя и действительно стать бриллиантом для мужчины, нужно иметь смелость заглянуть в свою душу. Поверьте, вам откроется много нового.

Не всегда хочется признавать, что все эти страхи, комплексы, блоки, негативные установки действительно внутри вас! И чтобы стать уверенной в себе, достичь этой самоценности – ее нужно нарастить. Важно прийти в состояние «Я достойна”.

Чтобы в этом магазине, надевая кольцо на палец, получая дорогой подарок, вы не задавали себе вопроса «А за что это?”.

Отвечая на вопрос, как полюбить себя, можно сказать: примите себя. Такой, какая вы есть. Примите тот факт, что вы – уникальная единица в этом мире и вам положено все самое лучшее.

Это может быть трудно. Ведь если бы вы выросли в пространстве, в котором мама говорила своей дочке «Ты у меня королева, принцесса”, а отец говорил бы, что «Рядом с тобой будет только достойный мужчина: сильный, надежный, успешный”, то и вы выросли бы со святой верой, что вам в жизни это положено. И вас было бы трудно переубедить в том, что это не так.

И вся информация, которую заложили в ваше подсознание, о том, что вам можно и нельзя в этой жизни – и будет уровнем любви к себе.

Уровнем вашего позволения иметь все самое лучшее и красивое. И это серьезная проблема, с которой нужно работать.

Как научиться любить себя?

1. Любить себя просто так

Позвольте себе эту роскошь. Ваша любовь не должна основываться на том, какая у вас машина или в каком магазине вы одеваетесь.

Это ошибка любить себя только ухоженной и красивой и бояться смотреть в зеркало, если вы заболели.

Чтобы полюбить себя вам не нужны причины. Вы – не просто набор случайных генов, вы – уникальны, и на всей планете Земля больше нет такой женщины.

Тогда и для мужчины вы будете единственной и неповторимой. Ведь если вы сами не считаете себя ценной и прекрасной, почему требуете этого от него?

2. Простите свои ошибки

Людям свойственно ошибаться, а потом осуждать, ненавидеть и презирать себя за то, что было сделано в прошлом. Воспринимайте это как опыт.

Если что-то получается не так, как вам хотелось – делайте правильные выводы. Не «вчера я облажалась на совещании», а «я приобрела ценный опыт импровизации».

Каждый человек ошибается и это нормально. Вы же не робот, чтобы жить по программе.

3. Не сотвори себе кумира

Эта бесконечная гонка за идеалами – кратчайший путь к депрессии. Примите тот факт, что все люди разные. Они не лучше и не хуже вас, просто живут по-другому, выглядят иначе, у них своя точка зрения на происходящее.

Вы смотрите на свою подругу, которая путешествует, имеет собственный бизнес и удачно вышла замуж и невольно сравниваете со своей жизненной ситуацией.

Вы не сможете быть тем, кем не являетесь, прожить чужую жизнь.

4. Уважайте свое тело и разум

Очень легко махнуть рукой, сказать «у меня никогда не будет модельной фигуры, зачем тогда стараться?» и ощущать растущую ненависть к своему отражению.

Первый шаг к принятию своего тела – выбор здорового образа жизни. Изменить систему питания, ходить в зал, бросить вредные привычки.

Смотреть в зеркало и видеть, как жирок превращается в мышцы, фигура становится более стройной. И ваш мужчина заметит и оценит эти изменения. Ведь отношения тоже страдают из-за ваших комплексов. И у вас есть отличный способ их наладить.

Не программируйте свое сознание на негатив, занимайтесь саморазвитием. Найдите хобби, читайте книги, смотрите познавательные видео.

5. Выстраивайте границы

Терпят невнимание, грубость, унижение от партнера, потому что думают: я это заслужила.

Это не так: каждая женщина рождена, чтобы стать счастливой. Многие жалуются: сначала все было хорошо, он дарил цветы и подарки, делал сюрпризы, был таким романтиком, но потом все сошло на «нет».

Наверное, виновата рутина, быт? Далеко не всегда. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

  • Мужчина приносит женщине огромный букет цветов. Просто так, без повода. Но в глубине души он хочет видеть, что ей приятно, что она благодарна за такой сюрприз. Но получает противоположную реакцию: «Ну что ты, это слишком дорого! Зачем столько потратил, могли бы на отдых отложить». Вместо того, чтобы сказать простое «спасибо», дама читает спутнику лекцию по экономике! А позже будет жаловаться подруге, что муж ее разлюбил, перестал дарить цветы и подарки.
  • Девушка знакомится с парнем. Он делает ей комплимент: «Ты такая красивая». Искренний, кстати. И вместо того, чтобы улыбнуться и поблагодарить, девушка говорит: «Да ладно, я же видела себя в зеркале. С детства ненавижу свой нос, да и губы хотелось бы подкачать». Она видит в своей внешности только недостатки и никакие уговоры мужчины не заставят ее чувствовать себя королевой.
  • Мужчина сказал обидную вещь. Сгоряча, в ходе очередной ссоры. А женщина промолчала. Сделала вид, что не услышала. Потом новый скандал – и новое оскорбление. И снова дама стерпела. Пренебрежительное отношение становится нормой. Потому что женщина не установила границы, допустила развитие подобной ситуации.

Получается, что женщина, которая не ценит и не любит себя, собственными руками разрушает отношения. Она умалчивает, если ее что-то не устраивает, никому не верит, не считает себя достойной усилий мужчины, не стремится к большему.

6. Помните о своих положительных качествах

Особо недоверчивым рекомендуем выписать свои лучшие стороны на листочек и повесить над кроватью. И по утрам читать как мантру.

Справиться с непринятием внешности поможет анализ перед зеркалом. Только искать вы будете не недостатки, а достоинства:

  • красивые ноги;
  • нежная улыбка;
  • большие глаза;
  • нежная кожа;
  • милые ямочки на щеках.

Даже мелочи очень важны. Помните, что вам не нужно быть суперидеальным человеком. Нужно быть собой. Тогда вы будете уверены в том, что ваш мужчина любит не образ, который вы создали искусственно, не маску, за которой прячется ваше настоящее «я».

Он будет любить вас – со всеми веснушками, родинками, складочками и шероховатостями. И они будут казаться ему милыми.

Иногда трудно побороть себя и измениться. Хочется опустить руки и сдаться. На помощь приходят эксперты Фаза Роста, которые разработали суперкурс для женщин, которые хотят быть счастливыми.

Чему учит «Путь Женщины”? Курс в новую, счастливую жизнь

Курс «Путь Женщины» направлен на то, чтобы помочь каждой женщине раскрыться, осознать свое предназначение и обрести счастье в отношениях. Вы сможете:

  • Избавиться от комплексов, блоков, негативных установок.
  • Больше узнать о мужской и женской психологии.
  • Перестать наступать на одни и те же грабли и разобраться в причинах неудач.
  • Привлечь достойного мужчину, для которого будете всегда на первом месте.
  • Реанимировать отношения, вывести их на новый уровень.
  • Проработать свое внутреннее состояние, стать счастливой, спокойной, уверенной. Научитесь любить и принимать себя.

Да, Путь не будет простым и придется приложить усилия, но результат того стоит. Вас ждут:

  • Телесные и психологические практики.
  • Подробные видеолекции.
  • Общение с экспертами, в ходе которого вы получите ответы на самые острые вопросы.
  • Практические задания.
  • Медитации.
  • Постоянная психологическая поддержка менторов и других участниц.

Алла Пилипюк, Фаза Роста

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказы­вает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни при­тязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может дос­тичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоце­нивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистич­ным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач сред­ней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способно­сти и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереали­стично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «со­циальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и само­уважением, человек избегает социальной активности и трудных, от­ветственных дел и целей.

Примечание для экспериментатора: 1) размеры таблиц 10х3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1х1 см; 2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте — 8 секунд для искусст­венного создания ситуации неудачи.

Цель:

  • Формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;
  • Предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов;
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других.

Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.

  1. Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
  2. Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
  3. Нравится ли товарищам общаться с тобой?
  4. Какие роли тебе дают ребята?
  5. Какую роль ты сам себе выбрал?
  6. Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
  7. Что такое, по-вашему, самооценка?

Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.

От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.

Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики «Лесенка”, «Какой Я?”.

Методика «Лесенка»

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика «Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа «да” оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю” или «иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Протокол методики «Какой я”

№ п/п Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

Хороший
Добрый
Умный
Аккуратный
Послушный
Внимательный
Вежливый
Умелый (способный)
Трудолюбивый
Честный

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да” на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда”, «честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Для учащихся 5-7 классов можно предложить следующие методики для определения самооценки

Самооценка «Опросник»

Отвечаем на вопросы: «да” (+), «нет” (-)

  1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
  2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
  3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
  4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
  5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
  6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
  7. Вам трудно сказать себе «нет”, даже если ваше желание неосуществимо?
  8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
  9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
  10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?

Обработка результатов:

Подсчитайте количество «да” (+).

6-7 положительных ответов (+) — завышенная самооценка;

3-5 (+) — адекватная (правильная);

2-1 (+) — заниженная.

Изучение общей самооценки

Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да” (+), «нет”(-), «не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно также способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество согласий («да”) под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 — о средней самооценке

Результат от +4 до +10 — высокой самооценке.

Для учащихся 10-11 классов можно рекомендовать

Самосознание (самооценка)

Самосознание — открытие своего «Я”, приводящее к формированию «Я-образа”, «Я-концепции”.

Самооценка — более или менее конкретное проявление самосознания, оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).

Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная — завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.

Шкала самооценки личности

Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов.

Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя — наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье,

2) умственные способности,

3) характер,

4) авторитет у сверстников,

5) умение многое делать своими руками, умелые руки,

6) внешность,

7) уверенность в себе.

На каждой линии написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

Итак: «-” — уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.

«X” — такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).

Например, на линии «здоровье” нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя — абсолютно здорового.

Задание

Далее изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.

При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной точкой.

Порядок проведения

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом или группой учащихся, — так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая”, «я это не способен”, отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Обработка результатов:

Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье” рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

I этап

По каждой из шести шкал («ум”, «способности”, «характер”, «авторитет у сверстников”, «умелые руки”, «внешность”, «уверенность в себе”) определяются:

а) уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы («О”) до знака «X”;

б) высота самооценки — от «О” до знака «-”;

в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «X” до «-”; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

II этап

Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

III этап

Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «X” (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильно дифференцированное, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие — очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использовано вами лишь для ориентировки.

IY этап

Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценкам или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.

«Как у тебя с самооценкой?”

Очень часто — 4 балла

Часто — 3 балла

Иногда — 2 балла

Редко — 1 балл

Никогда — 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от меня очень многого.
  9. Чувствую себя скованным.
  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в безопасности.
  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Подсчитать сумму баллов.

30 баллов — ты недооцениваешь себя.

10-30 баллов — правильная (адекватная) самооценка

10 и ниже — завышенная самооценка.

Литература:

Как Вы оцениваете себя по отношению к окружающим людям? Вы лучше других? Хуже? Почему именно такой «диагноз» Вы себе поставили? Как Вы думаете, насколько реалистичной является Ваша самооценка? Может быть она слишком завышена, или занижена? Чтобы разобраться в этих вопросах Вы можете прямо сейчас пройти Тест-Экспресс: «Диагностика уровня самооценки». Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги, авторучка и минут 5 времени. Реалистичная самооценка – один из факторов душевного равновесия и высоких достижений. Узнайте свой уровень самооценки.
Для того, чтобы быть максимально эффективным в достижении своих целей важно реально оценивать свои сильные и слабые стороны. Низкая самооценка – скорее всего, приведет к тому, чтобы Вы будете проявлять пассивность в ситуациях, когда нужно действовать. Завышенная самооценка, так же может привести к неудаче — Вы можете взять на себя слишком много и не справиться с задачей.

Инструкция: отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния по шкале.

«Очень часто» – 4 балла;

«Часто» – 3 балла;

«Иногда» – 2 балла;

«Редко» – 1 балл;

«Никогда» – 0 баллов.

Тестовое задание:

1. Я часто волнуюсь понапрасну.

2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3. Я боюсь выглядеть глупцом.

4. Я беспокоюсь за свое будущее.

5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6. Как жаль, что многие не понимают меня.

7. Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.

8. Люди ждут от меня очень многого.

9. Чувствую себя скованным.

10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

13. Я не чувствую себя в безопасности.

14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка и интерпретация результатов теста: чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл.

Интерпретация теста:

10 баллов и менее – завышенный уровень.

11-29 баллов – средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей.

Более 29 – заниженный уровень.

Как видите математика здесь простая. И что Вы думаете о результатах тестирования? Узнали ли Вы о себе что-то новое? Как Вы думаете, как Ваш уровень самооценки влияет на отношения с окружающими и на нашу жизнь в целом? Нужно ли Вам что-то менять в отношениях с собой любимым (или нелюбимым)?

Назначение теста

Исследование самооценки личности.

Вариант I
Инструкция к тесту

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

I. Межличностные отношения, общение.

  1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
  2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
  3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
  4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
  5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
  6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
  7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
  8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
  9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
  10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
  11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
  12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
  13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
  14. Общительность – способность легко входить в общение.
  15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
  16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
  17. Откровенность – открытость, доступность для людей.
  18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
  19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
  20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение

  1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
  2. Гордость – чувство собственного достоинства.
  3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
  4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
  5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
  6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
  7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
  8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
  9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
  10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
  11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
  12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
  13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
  14. Настойчивость – упорство в достижении целей.
  15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
  16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
  17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
  18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
  19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
  20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность

  1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
  2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
  3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
  4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
  5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
  6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
  7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
  8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
  9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
  10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
  11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
  12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
  13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
  14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
  15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
  16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
  17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
  18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
  19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
  20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

  1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
  2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
  3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.
  4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
  5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
  6. Нежность – проявление любви, ласки.
  7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
  8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
  9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
  10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
  11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
  12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
  13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
  14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
  15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
  16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
  17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
  18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
  19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
  20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап II

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка результатов теста

Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

С = ( Р / И ) * 100%.

Уровни самооценки
Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
Мужчины
0-10 11–34 35-45 46-54 55-63 64-66 67
Женщины
0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69
Вариант 2

Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Образец бланка к тесту
Идеал Я d=Идеал – Я d2 Σd2
1 2 3 4 5
1 1
2 2
20 20

В колонке №3 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке (Идеал) стоит на 1 ранговом месте, а во второй (Я) – на 7; d будет равно 1-7=-6; такое качество как «принципиальность» и в первой, и во второй колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «равнодушие» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а во второй – на 2. В этом случае d будет равно 20-2=18 и т. д.

В колонке №4 нужно подсчитать d2по каждому качеству.

В колонке №5 подсчитывается сумма d2, то есть:

Σd2 = d12 + d22 + d32 + … + d202;

Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

R = 1 – 6Σd2/(n3 – n), где

  • n – количество сравниваемых пар

В случае n=20 формула приобретает следующий вид:

R = 1 – 0,00075Σd2

Значения R будут находится в пределах .

Интерпретация результатов теста

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

I. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.

II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *