Осенний ветер

«На грани» – песня группы «Кипелов» из альбома «Жить Вопреки». Текст композиции написан Валерием Кипеловым в соавторстве с Маргаритой Пушкиной, автор музыки – Валерий Кипелов. Произведение стало вторым синглом с пластинки. Песня «На Грани» Кипелова издавалась также на одноимённом макси-сингле, релиз которого состоялся 19 февраля 2009 года.

Кипелов – На грани – слушать

Кипелов – На грани – текст песни

Гонит ветер осенний листвы отзвеневшую медь,
Замолчала душа и не хочет ни плакать, ни петь.
Выход ищут слова, оставляя на чистом листе след,
Воскрешая из памяти отзвуки прожитых лет.

Перекрестки миров открываются с боем часов,
Слышишь ты голоса и тревожные звуки шагов,
О бетонные стены домов разбивается твой крик,
От желания уйти до желания остаться лишь миг.

Снова будет плыть за рассветом рассвет.
Сколько еще будет жить в тебе мир, которого нет?
И молчанье в ответ,
Лишь молчанье в ответ.

Где предел, за которым все можно понять и прозреть?
Жизнь бросала тебя, и слепая не трогала смерть.
Так захочется встать в перекрестье лучей в круге света,
Чтобы ввысь подняла, закружила небес глубина.

Гонит ветер осенний листвы умирающей медь,
Замолчала душа и не хочет ни плакать, ни петь.
О бетонные стены домов разбивается твой крик,
От желания уйти до желания остаться лишь миг.

Другие песни группы

  • Матричный Бог
  • Я свободен
  • Черная звезда

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи


ПОДЕЛИТЬСЯ
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»
* * *
ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя
Осень

Для детей 4-5 лет
1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
Объясните значение слова «листопад». Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «исчезают цветы».
7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — …
    Дождь — …
    Ветер — …

8. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
9. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 лист, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 туча, 2 …, 3…, 4…, 5…

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Осень. По утрам морозы.
    В рощах желтый листопад.
    Листья около березы
    Золотым ковром лежат.
    (Е. Головин)
    Миновало лето,
    Осень наступила.
    На полях и рощах
    Пусто и уныло.
    Птички улетели,
    Стали дни короче,
    Солнышка не видно,
    Темны, темны ночи.
    (А. Плещеев)
    Осень наступила,
    Высохли цветы,
    И глядят уныло
    Голые кусты.
    Туча небо кроет,
    Солнце не блестит,
    Ветер в поле воет,
    Дождик моросит.

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Дождик с самого утра,
    Птицам в дальний путь пора,
    Громко ветер завывает,
    Это все когда бывает?
    (Осенью)
    Летом вырастают, а осенью опадают.
    (Листья)
    Шумит он в поле и в лесу,
    А в дом не попадает.
    И никуда я не иду,
    Покуда он гуляет.
    (Дождь)

14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».
15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
Для детей 5-7 лет
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — …
    Дождь — …
    Ветер — …

9. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
10. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 лист, 2 …, 3…, 4…, 5…
    1 туча, 2 …, 3…, 4…, 5…

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

    — Лето — со снопами, осень- с пирогами.
    — В ноябре зима с осенью борется.
    — Холоден сентябрь, да сыт.

14. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Опустел скворечник, улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят…
    Видно, тоже в Африку улететь хотят.
    (И. Токмакова)
    Осень
    Скучная картина! Тучи без конца,
    Дождик так и льется, лужи у крыльца.
    Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
    Еще просит сердце света и тепла.
    (А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
    (Осенью)
    Летом вырастают, а осенью опадают.
    (Листья)
    Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
    И бормочет и поет, убаюкивает?
    (Дождь)

Б) Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

    Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
    Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

15. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

    Какая погода осенью?
    Какой идет дождик осенью?
    Где завяли цветы?
    Листья опадают откуда?
    Какие птицы улетели? Куда?
    Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

    Осень.
    Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?
16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
См. также:
Золотая осень (кладовая материалов)
Логопедические домашние задания на другие недели
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 10 октября 2007 г.
Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь
01.10.2007, 21:31
галина
Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена
мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна
Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара
мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна
Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена
Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана
Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия
Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

Часть 1

Холодный осенний ветер пронизывал до костей, нещадно бил по лицу и трепал волосы.Оля поежилась, судорожно вдыхая пропитанный влагой вечерний воздух. Она уже порядком продрогла, долгое время находясь на улице в домашней одежде. Солнце село, и уже начинало темнеть, но домой девушка сегодня вряд ли попадет. Пьяный в хлам отец в очередной раз приволок домой новую пассию и выгнал дочь, чтобы не мешалась лишний раз. И это происходило очень часто, почти каждую неделю с тех пор, как мама умерла от неизлечимой болезни. И каждый раз, когда замерзшая и заплаканная Оля под утро возвращалась домой, протрезвевший отец слезно извинялся, просил прощения, обещал, что подобного больше не будет. А потом все повторялось вновь. Однажды Оля слишком замерзла в одну из таких ночей и месяц пролежала в больнице с воспалением легких. Все это время одумавшийся отец каждый день бегал к ней, носил подарки, говорил, что бросил пить, чуть ли ни на коленях вымаливал прощение. Оля простила. А через два дня после ее возвращения домой, все повторилось вновь.

Девушка уже не знала, что делать дальше, она готова была выть от безысходности. И вот сейчас, стоя на крыше высокого дома и глядя на засыпающий где-то внизу город, она прокручивала в памяти слова отца и решала сделать ли всего один, но такой важный, решающий шаг. Шаг в темную пустоту, ожидающую у ее ног и готовую поймать в любой момент. Нет, с тем, что суицид – единственный выход, она уже окончательно определилась, но способ ухода из жизни еще не подобрала. Но вот… Просто сделать всего один шаг в эту пустоту. Секунду ветер засвистит в ушах, а потом все кончится. И не будет больше холодных бессонных ночей на улице, не будет бессмысленных извинений, не будет голода, из-за того, что отец пропивал деньги, и на еду не хватало, ничего не будет. Всего только один шаг и… На секунду девушка остановилась. А что если кто-нибудь вот просто так прийдет и остановит ее, а потом изменит каким-нибудь чудом всю ее жизнь? Мимолетная мечта была настолько смешной и жалкой, что заставила Олю мрачно усмехнуться. Никто не прийдет. Никогда. И ничего не измениться чудом, потому что чудес не бывает, и она в этом уже убедилась.

Девушка вздохнула и окинула прощальным взглядом сумеречный город.

– Могу я вам чем-то помочь? – за ее спиной послышался голос.

От неожиданности Оля вздрогнула и чуть не свалилась с крыши, но ее тут же схватили за шиворот, словно котенка, и поставили на ноги. Девушка обернулась и посмотрела на своего неожиданного спасителя. Это был парень, на вид никак не больше двадцати лет, может даже и меньше, у него были черные, как смоль волосы, убранные в низкий хвост и перевязанные сзади странной белой лентой. Одет он был совершенно обычно. Но даже в темноте незнакомец показался Оле слишком бледным, впрочем, значение этому она не придала.

– Т-ты кто? – спросила она, еще не окончательно отойдя от шока.

– Меня зовут Белиар, – сказал незнакомец, склоняя голову и изучающе глядя на девушку. – а вообще-то я – дьявол, и пришел предложить тебе контракт.

– Ты что, шутишь что-ли? – Оля была до крайности ошарашена этим заявлением.

– Какие могут быть шутки, – улыбнулся парень, – Ты же мечтала, о том, чтобы кто-нибудь изменил твою жизнь.Что же теперь, откажешься? Такой шанс не каждому выпадает.

– Я знаю… – Оля опустила голову, – демоны приходят в минуты отчаяния, чтобы воспользоваться слабостью и заполучить душу. Я мечтала не о таком!

– Ну, если заключишь со мной контракт, изменишь все и будешь жить долго и счастливо, после смерти попадешь в ад. А если спрыгнешь с крыши то прямо сейчас попадешь в ад, как самоубийца. Настаивать я не буду. Выбор за тобой.

Демон смотрел на девушку внимательно и чуть прищурившись, так что под его взглядом она чувствовала себя беззащитной. Уговаривать он умел.

– Что я могу пожелать? – сдавшись, спросила Оля.

– Все что угодно, но будь аккуратнее, желание только одно, потому что заплатить ты можешь только один раз.

– Естественно, душа то одна, – фыркнула девушка.

– Так ты согласна? И это несмотря на то, что тебя ожидает Преисподняя, перед смертью ты скорее всего раскаешься в содеянном, и все такое?

– Согласна. – твердо ответила Оля. Демон прав, такой шанс не каждому выпадает, к тому же у нее то он вообще единственный. Последняя надежда на лучшую жизнь.

– Тогда, прошу, – Белиар взял девушку за руку, и они тут же оказались в просторном мраморном коридоре.– Осторожно, скользко. – предупредил демон, но было уже поздно, потому что Оля, не удержавшись на ногах, начала падать.

Но упасть ей не дали. Дьявол ловко подхватил ее за руку и со вздохом поставил на ноги.

– Предупредил же – скользко. Полы девятого круга вообще словно лед.

– Девятого круга?! Подожди-ка, мы что в самом сердце ада?

– Нет, как ты могла такое подумать, мы в самом сердце карнавала в Рио-де-Жанейро. – с совершенно серьезным видом сказал Белиар, все еще поддерживая Олю за руку. – А где, по-твоему мы будем контракт заключать? Или испугалась? Еще не поздно все вернуть.

– Не надо ничего возвращать, – поспешно сказала девушка и пошла за дьяволом по коридору, прикладывая как можно больше усилий, чтобы не упасть.

До них эхом доносились страшно искаженные и оттого еще более пугающие завывания, душераздирающие крики и диковатый смех, заставляющие Олю содрогаться от ужаса. Неужели такое и ее ожидает?

– Не обращай внимания,– сказал Белиар, заметив смятение девушки, – это они просто развлекаются, праздник же.

– Праздник?

– Угу, Геенна находиться в полной боевой готовности, и скоро мы начнем наступление.– демон чуть улыбнулся.

– Так просто разглашаешь такие важные секреты?

– Это уже не для кого не секрет, – фыркнул Белиар, – А вот мы и пришли.

Демон открыл перед Олей тяжелую дверь с фигурной лепниной по краям, пропуская в комнату.

– Спальня? – недоверчиво спросила девушка, оглядываясь на демона.

– Предпочитаю решать мелкие дела в неформальной обстановке, так думается легче, – передернул плечами тот.

Оля переступила через порог, Белиар вошел следом. Тяжелая дверь за ними захлопнулась.

Часть 2

Комната была светлая и теплая, страха совершенно не внушала, что не могло не радовать. А еще она была пропитана каким-то ненавязчивым сладким ароматом, действующим странно успокаивающе.

Белиар не спеша подошел к низенькому столику с ножками в форме лап животных, расположенному в дальнем углу комнаты, и достал откуда-то из ящика лист бумаги и перьевую ручку.

– Вот здесь, – демон помахал листочком перед Олей, – напишешь свое желание и все условия его исполнения.

Девушка взяла у Белиара лист и потянулась за ручкой, но он спокойно опустил ее руку.

– Не торопись, обдумай хорошенько все, что будешь писать, чтобы потом не говорила, что я такой злой и противный, обманул бедную девушку. Спешить не куда, да я и не задержу тебя долго, подпишем договор, и пойдешь домой. Поэтому не волнуйся и сосредоточься на главном.

Оля кивнула. Белиар положил ручку на стол и отошел. Думать девушке было особо не о чем, она еще по пути сюда определилась со своим желанием, хотя… Она уже давно с ним определилась, но исполнить его было некому. А теперь Оля точно знала, что будет просить у дьявола. Поэтому отведенное ей время она решила потратить на то, чтобы получше

рассмотреть хозяина комнаты, черкавшего что-то в своей книге. На вид он был словно обычный человек, только очень бледный и с заостренными ушами, да и глаза у него были какого-то странного цвета, что-то сроднее с бургундским вином, они несомненно притягивали, хотя смотрели холодно и спокойно, без малейшего намека на симпатию или сожаление. Чисто деловой подход…

Белиар неожиданно поднял глаза и встретился взглядом с Олей.

– Закончила? – равнодушно спросил он.

– Д-да…– девушка быстро схватила ручку и написала на листке всего одно предложение, которое так давно вертелось на языке, которое она, давясь слезами, повторяла про себя каждую ночь, которое ни на миг не вылетало из головы. Это ее самое заветное желание. Точнее и быть не может.


Ветер уговаривает…Ветер ели слышно уговаривает листья. Уговаривает листья забыть то что было, и забыть тех кто был…И отпустить эту память, а может и боль…А может это и не боль, а просто осколки счастья?
Ветер убаюкивает листья, шепчет им о просторе, о бескрайнем небе, о бесконечной свободе
Ветер осенний, и он хочет кружить листья, кружить воспоминания, рвать с прошлым летом, с прошедшей весной…И его шепот быстро перестает быть нежным. И улетает…А листья вдруг срываются за ним. И они летят вместе, в эту бескрайнюю свободу неба. Листья кружатся, кружатся, кружатся, и начинает казаться, что можно действительно оторваться от прошлого, от потерь, и отпустив дерева стать самим ветром.. Листья падают,сами становясь прошлым…И на мокрой земле под ногами прохожих, уже тоскуют о ветре… А ветер уже уговаривает кого-то…Забыть все и улететь в небо…

Серия сообщений » МОЯ осень»:Осень мое время… Часть 1 — Стихи Светланы Ковалевой…
Часть 2 — С осенью!

Часть 4 — Немножко осеннее, неуловимое.
Часть 5 — Все о ней же…О моей осени…
Часть 6 — Ветер осени…
Часть 7 — Проза Натальи Куликовой.
Часть 8 — Стихи осенние…

Интересные стихи про осенний ветер:

***
Кто-то ходит у ворот –
То заденет ветку,
То травинки соберёт
И подбросит кверху.

То начнёт рябину гнуть
У забитой дачи,
Вот на лужу взялся дуть,
Как на чай горячий.

И не мёрзнет без пальто
В зябкий синий вечер.
Этот кто-то – он никто,
Он – осенний ветер.

Л. Дербенев

Осенний ветер, буйный брат!
Кой-где на ветке поздний лист
Сияньем месячным оснежен.
И ветра полуночный свист
Разгулен, жалобен и нежен.

Взметай, крути сухую пыль,
Шуми в деревьях, бейся в ставни!
Твоя бродяжья злая быль
Старинной сказки своенравней.

Ты, вольный, мчишься без дорог.
То в лес шарахнешься сослепа,
То, завизжав, рванешь замок
На старых, ржавых петлях склепа.

Осенний ветер, буйный брат!
Твой злобный вой, как голос друга.
И я, как ты, умчаться рад,
Залиться бешеною вьюгой.

Но я устал, но я без сил,
Я сердца мук не успокою.
Я только в парк окно открыл
И тихо-тихо вторю вою.

С. Киссин

***
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева –
Скоро бал, прощальный вечер…
Уж вальсирует листва.

Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха –
Громче музыка в сто крат!

Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже росы,
Слаще запах поздних роз.

Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.

Н. Самоний

***
Что случилось с клёнами?
Закивали кронами.
А высокие дубы
Будто встали на дыбы.

И орешник сам не свой —
Шелестит густой листвой.
И чуть слышно
Шепчет ясень:
— Не согласен…
Не согласен…

Есть у деревьев голоса?
Нет, просто ветер начался,
Зашумели ветви
На осеннем ветре.

Агния Барто

***
Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает.
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.

Валентин Берестов

***
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена,
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый,
Красный, разноцветный,
Старый лист газетный.
Солнечно, ведрено,
Ветрено, ветрено!

Ирина Токмакова

***
«Фью… фью… фью… — свистит осенний ветер –
Скучно одному на белом свете».
Лезет ветер в каждую трубу
И стучит заслонкой «Бу-бу-бу!»

В чистом поле холодно былинке.
У нее ни шубы, ни перинки.
Яблоня в саду загоревала.
Холодно и ей без покрывала.

Ночью туча пролетела низко.
Прыгнула с нее парашютистка.
А потом другие – друг на друга!
И пошла, и закрутила вьюга.

Евгения Трутнева

***
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.

Только замрет, припадет и послушает,—
Снова взмахнет, а за ним
Лес загудит, затрепещет,— и сыплются
Листья дождем золотым.

Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах…
Пусть же погибнет все мертвое, слабое
И возвратится во прах!

Иван Бунин

Листья
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!

Федор Тютчев

***
Злой осенний ветерок
У куста сорвал листок .
Долго с листиком вертелся.
Над деревьями кружил,
А потом мне на колени
Желтый листик положил.
Тронул холодом лицо:
«Получите письмецо!
Это вам прислала Осень,
И еще охапку желтых,
Красных,
Разных писем
Бросил.

Е. Авдиенко

Осенний ветер
Дождик. Тучи над землёю
Беспрерывной чередой.
Под кустом грустит сухое
Опустевшее гнездо.

Ветер крутится и мчится –
Вихрем листья, шум и стон,
Может, в бурю превратиться
В этот раз задумал он?

Утихает дождь под вечер.
Бродят сны в саду ночном.
И, клубком свернувшись, ветер
Крепко спит в гнезде пустом.

Н. Зверковская

Приближение осени
Постепенно холодает
И короче стали дни.
Лето быстро убегает,
Стаей птиц, мелькнув вдали.

Уж рябины покраснели,
Стала жухлою трава,
На деревьях появилась
Ярко-желтая листва.

По утру туман клубится,
Неподвижный и седой,
А к полудню солнце греет
Будто летом в жаркий зной.

Но едва подует ветер
И осенняя листва
Замелькает в ярком танце
Будто искры от костра.

И. Бутримова

Осень
Осенние денечки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые,
Вон листочки красные.
Соберем в кошелку
Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам «спасибо»!

О. Высотская

Осенний ветер
Ветер бурю поднимает,
День швырнув к ногам;
Листья стаей улетают
К низким облакам.
Взвились жёлтою стеною,
Смерчем закружив,
Тянут в воздух за собою,
Мир заполонив.
Лишь один прервал круженье:
Осени огонь
О зиме предупрежденьем
Вдруг обжёг ладонь.
Задержав его немного
В вихре остальных,
Отпускаю вновь в дорогу —
Догоняй своих!

Ольга Багаева

Осень
Снова срывает ветер
Лодочки-листья с ив,
Паутинки бабьего лета
Печально в рекУ обронив.
Серой, понурой стаей
По небу ползут облака,
Гуси кричат, улетая,
Без них загрустила река.
Плачет туман на рассвете,
Вянет,желтея, трава.
И лишь не тоскует о лете
Ветер-сорвиголова.
Осень
Воет, воет за окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.

Руки тянутся к теплу,
Стекла запотели.
На стене и на полу
Заплясали тени.

Собирайтесь у меня
Слушать сказку У огня!

Я. Аким

***
Плачет осень горькими слезами,
Отмывая пыль с больших дорог.
Пёс дворовый с добрыми глазами
От дождя и ветра весь промок.

Ветер рвёт осин дрожащих платья,
Увлекая листья в перепляс.
Осень, словно ряженая сватья,
Всех на свадьбы приглашает нас

Т. Лаврова

Осень
Расправив широкие крылья,
Над желтым простором полей
Плывет в небесах эскадрилья
Спешащих на юг журавлей.

Осенний старательный ветер
Листву по дорогам разнес,
И в город вчера на рассвете
Отправлен последний обоз.

М. Исаковский

***
Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!

Н. Минский

***
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая это пора:
Пришла к нам опять Чудо-Осень.

М. Сидорова

еще читают:
◦ стихи о прогулке осенью
◦ стих про наступающую осень

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *