Каббала наука жизни

Наука Каббала

Строго говоря, иудаизм не имеет отношения к Каббале, и поэтому о символах этой религии мы рассказали в соответствующей главе. Можно всю жизнь писать и говорить на иврите, не задумываясь о том, что на этих буквах можно как-то и что-то вычислять. Каббала — не религия. Это учение, наука, которой можно заниматься, а можно и нет, совсем как математикой.

Каббалисты уверены, что их наука — ровесница человеческой цивилизации. Согласно раввинскому преданию, Каббала была первым учением, переданным Адаму в раю архангелом Гавриилом и впоследствии передававшимся из уст в уста.

Полагают, что самая первая книга по Каббале «Тайный ангел» («Разиэль Амалах») написана Адамом.

Он получил свои знания непосредственно свыше, но не как каббалисты — вследствие учебы и волевых усилий. Первым из великих каббалистов, т. е. постигших Творца, был праотец Авраам. Он, как повествует Тора, задался вопросами о смысле бытия и удостоился раскрытия Творца, высшего мира. Накопленные им знания и методику их получения он передал последующим поколениям устно и в книге «Сэфэр Иецира». Знания о Творце, высшем мире, т. е. Каббала, передавались каббалистами устно и письменно. Каждый каббалист добавлял к накопленному опыту свою индивидуальность, но пророк Моисей подробно изложил все эти знания в книге, названной им «Тора», от слова «ор» (свет), и «ораа» (инструкция постижения света).

Каббала продолжала развиваться и после написания Пятикнижия. В период между первым и вторым храмом началось изучение Каббалы в организованных группах каббалистов. В III веке п. э. Шимон бар Йохаи иносказательно на арамейском языке написал книгу «Зогар».

Каббала как наука предлагает свой способ исследования мира, развивая дополнительные способности человека в ощущении окружающего мира. Каббала выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Современные каббалисты еврейской школы излагают в книгах и преподают свою методику исследования мироздания, получения ответа на смысл жизни, методику, которую назвали «наукой получения» — «Хохмат Каббала».

Изучать Каббалу — дело достаточно проблемное. Для изучающих существуют несколько довольно строгих табу. Так, Каббалу можно учить только после 40 лет и заниматься этим может только мужчина, выполняющий все еврейские религиозные законы. Изучающий Каббалу обязан быть женат, однако женщинам запрещено изучать Каббалу, и, прежде чем изучать тайную часть Торы, то есть Каббалу, нужно в совершенстве знать открытую часть Торы, что само по себе — задача невыполнимая для невежды. Да и для любого человека тоже: кто может сказать про себя, что в совершенстве знает Библию?

Во внешнем облике каббалиста может не быть никакой святости. Просто на определенном этапе своей жизни такой человек, по его словам, получает истинные исчерпывающие ответы на вопросы о смысле жизни. Затем этот обычный человек, изучая Каббалу, обретает дополнительное «шестое» чувство — чувство духовного, с помощью которого он способен ощущать духовный мир как непосредственную реальность, точно так же, как мы ощущаем нашу повседневную реальность, наш мир. «Высшим» тот мир называется потому, что находится за пределами наших обычных ощущений.

Каббалист видит, как из высшего мира нисходит и рождается все в нашем мире. Каббалисты полагают, что получают вполне реальную информацию, которая существует вокруг нас, но не воспринимается нами вся. По их мнению, обычный человек воспринимает только небольшой фрагмент окружающего его мироздания, то есть окружающий его мир. В то же время каббалисты полагают, что воспринимают всю картину мироздания. Свои знания они передают в книгах, написанных особым языком. Изучать эти книги следует в группе под руководством опытного каббалиста (рава) по специальной методике. Только тогда эти книги станут средством постижения истинной действительности, и в течение 35 лет (то есть ближе к 80 годам) ученик в состоянии освоить высшие ступени знания.

Точкой отправления для всей Кабаллы является еврейский алфавит. Он состоит из 22 букв, которые не случайно помещены в известном порядке. Каждая буква по своему положению соответствует числу, по форме — иероглифу и по соотношениям с другими буквами — символу. Все буквы происходят от одной — Йод следующим образом.

I. Три матери:

II. Семь двойных (названных так потому, что каждая из них имеет два произношения и выражает два смысла: один — положительный, твердый, другой — отрицательный, мягкий):

И , наконец, двенадцать простых — остальные буквы. Каждая еврейская буква передает три понятия:

Букву, то есть иероглиф.

Число, смотря по месту нахождения.

Идею.

Комбинировать еврейские буквы — значит комбинировать числа и идеи, отсюда явилось Таро (см. раздел «Трактовка карт таро»).

Всякая буква, будучи «могуществом» или известной силой, связана более или менее прямо с созидающими силами Вселенной. Так как эти силы развиваются в трех мирах — физическом, астральном и психическом, то каждая буква служит точкой отправления и прибытия для массы соотношений и соответствий. Вследствие этого комбинировать еврейские слова — значит действовать на самую вселенную; отсюда исходит употребление еврейских слов в магических обрядах.

Учение о десяти сефиротах — основа каббалистического учения. Вот что пишет об этом Элифас Леви: «Древние, заметив, что и в физике равновесие является универсальным законом и результатом кажущейся противоположности двух сил, от равновесия физического перешли к равновесию метафизическому, провозгласили, что в Боге, т. е. в живой и деятельной первопричине, необходимо признать два необходимых друг другу свойства: устойчивость и движение, необходимость и свободу, рациональный порядок и свободу воли, справедливость и любовь, а следовательно, строгость и милосердие; два эти атрибута еврейские каббалисты до некоторой степени олицетворяют под названием Гебуры (Geburah) и Хезеда (Chesed).

Над Гебурой и Хезедом расположена верховная корона — уравновешивающая сила, принцип мира или уравновешенного царства; корона эта обозначена именем Малькут в тайном и каббалистическом стихе молитвы Господней.

Но Гебура и Хезед, поддерживаемые в равновесии вверху короной и внизу царством, — два принципа, которые можно рассматривать либо абстрактно, либо в их реализации. Абстрактные или идеализированные, они получают высшее название: «Хокма» (Chocmah) — мудрость и «Бина» (Binah) — разум. Осуществленные, они называются устойчивостью и прогрессом, т. е. вечностью и победой: «Год» (Hod) и «Нетца» (Netzah).

Такова, по учению Каббалы, основа всех религий и наук, первая и неизменная идея всего существующего — тройной треугольник и круг, идея тройного, объясненная помноженным само на себя равновесием, в области идеала и осуществление этой идеи в формах. Древние соединяли главные понятия этой простой и грандиозной теологии с понятием о числах и следующим образом определяли все числа примитивной декады.

«Кетер» (Keter). Корона — уравновешивающая сила.

«Хохма» (Chochmah). Мудрость, уравновешенная в своем неизменном устройстве инициативой разума.

«Бина» (Binah). Деятельный разум, уравновешенный мудростью.

«Хезед» (Chesed). Милосердие — вторая концепция мудрости — всегда благосклонное, так как оно сильно.

«Гебура» (Geburah). Строгость, неизбежное существование которой обусловливается мудростью и добротой. Терпеть зло — значит препятствовать добру.

«Тиферет» (Tiphereth). Красота — лучезарная концепция равновесия в формах, переход от короны к царству, принцип, посредник между Творцом и творением.

«Нетца» (Netsah). Победа, т. е. вечное торжество разума и справедливости.

«Год» (Hod). Вечность побед духа над материей, деятельного над пассивным, жизни над смертью.

«Иезод» (lesod). Основание, т. е. основа всех верований и истин, — то, что мы называем в философии Абсолютом.

Так Древо сефиротов распределяется то телу божественного человека Адама Кадмона

«Мальхут» (Malchut), или «Малькут» (Malkout). Царство — вселенная; все творения, дело и зеркало Бога; доказательство существования высшего разума; точное следствие, заставляющее нас взойти к первым возможным посылкам; загадка, отгадка которой — Бог, то есть Высший и Абсолютный разум.

Эти десять основных понятий, связанных с первыми десятью буквами еврейского алфавита, одновременно обозначая и начала, и числа, представляют собой то, что учителя каббалы называют десятью сефиротами».

Согласно Каббале Неопределимый Бог приходит к определенности в 10 сефиротах, или стадиях своего смыслового саморазвертывания и соотношение этих гипостазированных атрибутов Бога в своей совокупности образует космическое тело совершенного существа — первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия (сравните это с гностическим мифом о божественном человеке).

Отрезок, равный всему творению, древние условно делили на девять частей. По аналогии с видимым с Земли мирозданием семи частям дали имена космических тел, а две оставшиеся части поделили между собой области неподвижных звезд и первоэлементов.

Схематично все деяние Бога представляет собой девять окружностей, последовательно вписанных одна в другую.

Внешнее кольцо есть Шамаим — Небесный Огонь, из которого все вышло и к которому все вернется вновь. Непосредственно за ним, вне схемы, — Эйн Соф.

Сфера 1 — это двенадцать зодиакальных гениев, которых не следует путать с двенадцатью созвездиями, образующих пояс эклиптики; сферы со 2 по 8 — семь Духовных Разумов Планет, но ни в коем случае не сами планеты; 9 — область Демиурга, сфера первоэлементов, непосредственно участвующих в создании материального мира, или, иными словами, Земля. Вся схема иллюстрирует последовательное продвижение творческого Света вплоть до возникновения первоматерии — философского камня средневековых алхимиков.

На чём основано учение каббалы?

Учение каббалы основывается на древних рукописях, самой «старшей» из которых является «Сефер Йецира» (Книга Созидания), ей порядка 4000 тысяч лет. А главной книгой каббалы, на которой базируется всё современное учение, является книга Зоар (Книга Сияния), она написана около 2000 тысяч лет назад. Согласно каббале, Библия, а точнее Ветхий Завет, представляет собой закодированное послание, в котором скрыт ключ к пониманию смысла нашего существования и мирового порядка. И Зоар выступает в качестве ключа к этому шифру.

«Земля крутится по кругу как мяч. Некоторые наверху, а некоторые внизу. И все обитатели Земли выглядят по-разному.

Различие внешнего вида населения мира напрямую зависит от различий космического воздуха и сил, которые существуют в семи основных географических зонах. И потому же – для обитателей одной части Земли светло, а другой – темно».

Зоар, Вайикра, том 14, п.141-142

Это строки из Книги Зоар, написанной в то время, когда учёным сообществом Земля считалась плоской, а о семи континентальных частях Света не было и речи. И это – лишь одна из бесчисленного множества загадок Зоара. На его страницах скрыты все тайны мироздания: от устройства Вселенной до анатомии человека. Физика, химия, медицина, астрономия, психология…

Почти две тысячи страниц арамейского текста – являются основой мудрости каббалы. Однако Зоар написан каббалистическим «языком ветвей», непонятным для рядового читателя. Каббалисты следующих поколений один за другим занимались расшифровкой сообщений Зоара. Самый ощутимый вклад в это дело внёс Рабби Ицхак Лурия (Ари) в XVI веке, поэтому часто можно услышать сочетание «лурианская каббала». Следующим важным звеном в цепочке каббалистов стал Рав Йегуда Ашлаг, который «перевел» труды Ари на доступный широкой аудитории язык. В 1922 году он открыл школу изучения каббалы, продолжением которой сегодня является Каббала Центр. Более подробно об истории каббалы и Каббала Центра здесь.

12.1.1. Суть науки Каббала

Что является основой науки Каббала

Наука Каббала представляет собой причинно-следственный порядок нисхождения Высших сил, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, связанным между собой и направленным на раскрытие Высшей управляющей силы (Творца) человеку в этом мире.

Закон общего и частного

Закон общего состоит в том, что все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию Высшей управляющей силы и полностью постичь ее.

Закон частного состоит в том, что и до достижения такого совершенного состояния всем человечеством, в каждом поколении также и отдельные личности смогут достичь такого состояния.

Множественность духовных тел, сфирот, миров

Наука Каббала изучает пути достижения человеком высшей цели — достижение тождественности Высшей силе. Вследствие этого она изучает строение и взаимосвязи множества духовных тел.

Чтобы пояснить это, возьмем для примера какое-нибудь маленькое животное, вся роль которого заключается лишь в том, чтобы прокормить самого себя и просуществовать в мире определенное время, необходимое для того, чтобы родить себе подобных, тем самым обеспечив существование своего вида. При его исследовании мы обнаружим, что оно представляет собой сложное соединение из тысячи тысяч волокон и жил, как и установлено физиологами и анатомами в результате исследований, хотя есть десятки тысяч соединений еще неизвестных человеку.

Из этого примера по аналогии можно понять то многообразие великого множества различных соединений и связей, которые нам необходимо изучить, чтобы достичь высшей цели.

Два пути: сверху-вниз и снизу-вверх

Наука Каббала разделена на два параллельных пути постижения Высшей управляющей силы. Они равны и все отличие между ними только в том, что первый путь ведет сверху-вниз до этого мира, а второй путь начинается в этом мире и поднимается снизу-вверх по тем же ступеням, которые были образованы первым путем.

По первому пути высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху-вниз. Поэтому этот путь называется в Каббале «порядок нисхождения миров, парцуфим и сфирот». А второй путь называется в Каббале «постижение Высшей силы».

Постигающий Высшую силу, обязан идти снизу-вверх тем же путем, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении Высшей силы сверху-вниз.

Полное постижение Высшей управляющей силы происходит постепенно, проявляется в ощущениях человека в течение определенного времени, в зависимости от скорости очищения постигающего от эгоизма, пока он не постигнет всех свойств всего множества ступеней, нисходящих сверху-вниз.

Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает состоящую из ступеней лестницу.

Абстрактные названия

Многие ошибочно полагают, что все названия и понятия, используемые в науке Каббала, относятся к разряду абстрактных. Это ошибочное представление возникло потому, что Каббала изучает Высший мир, находящийся вне времени и пространства, что дано узреть только овладевшему каббалистической методикой.

А поскольку лишь немногие осваивают эту науку и постигают Высший мир, то бытует мнение, что все, относящееся к Высшим мирам, является лишь абстрактными категориями, которые абсолютно оторваны от действительности.

Но в действительности все как раз наоборот: Каббала не описывает ничего, чтобы не отражало реальную действительность, постигаемую каббалистами. Железный закон всех ученых-каббалистов гласит: «Только действительное постижение описываем и только ему даем название. Все, что не постигнуто, нельзя назвать по имени и определить словами».

Постижение в Каббале означает высшую ступень в понимании. А до тех пор, пока не достигнуто абсолютно ясное осознание, такое, как будто держишь в руках, каббалисты не называют это постижением, а обозначают другими названиями: понимание, знание и т.д.

Реальность, заключенная в науке Каббала

Также и в нашей материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, существуют реальные вещи, суть которых нам не дано постичь даже в нашем воображении, как, например, такие явления, как электричество и магнетизм. Но кто скажет, что они нереальны, в то время как наши знания об их проявлениях нас абсолютно удовлетворяют и нам совершенно неважно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути. Но их названия так реальны и близки нам, будто мы действительно ощущаем их, настолько, что даже маленьким детям название «электричество» знакомо так же хорошо, как названия хлеб, сахар и т.д…

И более того, как не дано нам постичь суть Высшей управляющей силы, так в точно такой же степени не дано нам постичь суть созданных ею творений. И все материальные вещи, которые мы можем пощупать руками, мы постигаем только из знакомства с действием, которое дает нам впечатление в результате взаимодействия с ними наших органов ощущений. И это дает нам абсолютное удовлетворение, несмотря на то, что нет у нас никакого представления о сути. Также не дано нам постичь сути самих себя, а все, что известно нам о себе — всего лишь процесс действий, исходящих из твоей сути.

Поэтому все названия и термины, встречающиеся в каббалистических книгах, реальны, несмотря на то, что мы не постигаем их сути, поскольку у изучающих их возникает совершенное удовлетворение от завершенного знания, хотя это всего лишь постижение действий, рожденное в результате взаимодействия Высшей управляющей силы с постигающим ее человеком.

Однако этого совершенно достаточно и не вызывает в нас ощущения неполноценного знания, как не возникает у нас потребности в шестом пальце на руке, поскольку нам вполне достаточно пяти пальцев.

Трудность выражения Высшего постижения

Понятия Высшего мира мы не в состоянии выразить звуками или буквами нашего мира, ведь весь наш словарь является выражением ощущений в наших органов восприятия нашего мира. Тем более там, где мы должны передать словами точное знание, полученное путем обсуждения, как это принято в исследованиях этой науки, когда для передачи постигающим каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями.

Закон корня и ветви в мирах

Четыре мира, составляющие мироздание, называемые сверху-вниз Ацилут, Брия, Ецира, Асия, начиная с высшего из них мира Ацилут, и кончая нашим материальным миром Асия, имеют одинаковое, полностью совпадающее во всех деталях, строение. То есть реальность и все ее проявления, существующие в первом мире, существуют и во втором, расположенном под ним, более нижнем мире, без каких либо изменений. И так во всех последующих мирах, вплоть до этого, ощущаемого нами мира.

Нет никакого отличия между мирами, кроме как в качестве материала. Это качество материала мира и определяет высоту ступени каждого из миров, так, что материал наивысшего мира наиболее «тонок», по сравнению со всеми низшими. А материал второго мира грубее материала первого мира, но тоньше, чем на всех низших, по отношению к нему, ступенях. И такой порядок сохраняется до нашего мира, в котором материал проявлений реальности грубее и «темнее», чем во всех предшествующих мирах.

В то же время объекты и формы в каждом мире одинаковы во всех подробностях, как по количеству, так и по качеству. Это можно сравнить с печатью и ее оттиском — когда мельчайшие детали печати полностью переходят на оттиск. Так и с мирами: низший мир является оттиском высшего, по отношению к нему, мира. И все формы, существующие в высшем мире, как их количество, так и качество, полностью отпечатаны в низшем мире.

Так что нет в низшем мире ни одной детали или явления, которые не являлись отображением из высшего мира. Это называется «корнем и ветвью» и означает, что деталь, находящаяся в низшем мире, является ветвью, отображающей свой оригинал, находящийся в высшем мире и являющийся ее корнем, так как она, эта деталь, берет свое начало из высшего мира и отпечатывается в низшем.

То есть корень, называемый «судьбой», заставляет ее расти, количественно и качественно, приобретая качества, присущие оттиску с печати. И это закон корня и ветви, действующий в каждом мире, во всех проявлениях реальности по отношению к высшему миру.

Язык каббалистов — это язык ветвей

Язык ветвей означает, что он создан на основании указаний, полученных ветвями в нашем мире от их корней в высшем мире, являющихся эталоном для своих ветвей. Ведь нет ничего в низшем мире, что не брало бы свое начало и не проистекало бы из высшего мира. Корень, находящийся в высшем мире, заставляет, соответствующую ему ветвь в низшем мире, принять свою форму и приобрести свои качества.

Из связи корня с ветвью каббалисты создали словарный запас, позволяющий им говорить о духовных корнях высших миров, упоминая название низшей ветви, четко определяемой в ощущениях этого мира. И это позволяет слышащему понять высший корень, так как данная материальная ветвь ясно указывает на него, поскольку является следствием этого корня.

Так любой объект ощущаемого нами мира дает нам точное название, указывающее на его высший корень, несмотря на то, что сам корень невозможно назвать никаким словом и звуком, поскольку находится выше всякого воображения. Однако, благодаря наличию ветвей, доступных ощущениям в нашем мире, словесное выражение высших корней обрело право на существование.

Такова суть разговорного языка каббалистов, с помощью которого их высшие постижения передаются от одного к другому, от поколения к поколению, устно и письменно. И понимание друг друга является абсолютно достаточным, так как имеет такую степень точности, которая необходима для общения в исследованиях этой науки. То есть, установлены такие точные рамки, которые не позволят ошибиться, так как каждая ветвь имеет естественное определение, присущее только ей, и потому с абсолютной точностью указывает на ее духовный корень.

Передача знаний от учителя к ученику

Слова, произносимые устами учителя, не в состоянии передать никакого высшего знания, находящегося вне времени, пространства, движения. Только «язык ветвей» способен выразить соотношения ветвей и их высших корней.

Однако этот язык может понять лишь тот, кто понимает соотношения корней и ветвей.

И невозможно постичь связи корень-ветвь снизу вверх, то есть, глядя на низшие ветви, совершенно невозможно найти никакой аналогии высшим корням, или с помощью фантазии представить себе их. А наоборот, сначала надо самому постичь высшие корни и только после этого он может, глядя на ветви, ощущаемые в нашем мире, полностью понять все количество и качество соотношений между каждой ветвью и ее корнем в высшем мире.

И только после того, как узнает и хорошо поймет связи корня с ветвью, возникнет у него общий язык со своим учителем-каббалистом — «язык ветвей», и учитель сможет передать ему все нюансы своей мудрости и знание о происходящем в высших мирах — все то, что получил от своих учителей, и то, что постиг самостоятельно. Потому что теперь есть у них общий для обоих язык, и они понимают друг друга.

Но если ученик еще не понимает сам этого языка, не понимает, каким образом ветвь указывает на корень, то у учителя нет никакой возможности объяснить ему ни одного слова из высших знаний и невозможно разговаривать с ним об исследованиях Каббалы, так как нет с ним общего языка. То есть, нет другого способа передать знания Каббалы, кроме как знающему и понимающему самому.

Но как ученик сам постигнет знание языка ветвей? С помощью изучения каббалистических книг, постепенно вводящих его в ощущение высшего мира. Только после того, как постиг хотя бы самую малую ступень высшего мира, а с ее уровня постиг сверху-вниз «язык ветвей», он может уже получать знания от учителя-каббалиста, так как есть у них сейчас общий язык.

«Грубые» названия в каббале

Из вышесказанного можно понять, почему каббалисты используют такие слова, как поцелуй, половой акт, объятие, роды и пр. для выражения возвышенных идей. Ведь для объяснения этой науки невозможно пользоваться никаким другим языком в мире, кроме «языка ветвей», который точно указывает на связь каждого корня с его определенной ветвью. И потому невозможно отказаться от какой бы то ни было ветви из-за низости ее уровня и не использовать ее для описания связей в Каббале, потому что не существует в нашем мире другой ветви, которую можно взять вместо нее.

А если отказаться от использования какого-то названия, не только потеряется соответствующее ему понятие из высшего духовного мира, так как нет больше никакого слова, способного заменить его в описании этого корня, но и будет нанесен ущерб всей науке в целом. Ведь в таком случае выпадает одно звено из общей цепи науки, а поскольку все звенья переплетены друг с другом, то рушится вся наука.

Поэтому не должно вызывать удивления использование неприличных названий, так как нет свободы в их выборе, и нельзя заменить неприличное название приличным, так как обязаны каббалисты всегда точно использовать ветви, указывающие на его высший корень во всей полноте. И обязаны дать подробное толкование, сформулировав точное определение, достаточное для изучающих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *