Евангелие как читать

Христос Воскресе!

Здравствуйте, Надежда.

Начнем с того, что читать Священное Писание необходимо, прежде всего, как можно чаще и внимательнее. Перед чтением помолиться, прося Господа благословить Вас на чтение Слова Его и наставить Вас в правильном понимании Слова и помочь применить Слово в жизни. Хорошо читать с толкованиями, чтобы правильно понять прочитанное. Читать стоя или сидя — как Вам удобнее, но не в коем случае лежа. Самое главное, чтобы Слово сеялось в Вашу душу.

Для больных можно и лежа. Но непременно такое чтение должно быть благоговейным и сосредоточенным: нельзя совмещать чтение Священного Писания с музыкой, телевидением, едой, разговорами. Книгу нужно соблюдать в чистоте и опрятности. Перед чтением и после него хотя бы и кратко но помолиться (можно и про себя).

Тихон Задонский учил: «Хотящему читать или слушать слово Божие с пользой духовной нужно примечать следующее:

1. Поскольку оно есть дорогой Божий дар, должно читать или слушать его с благоговением, охотой и усердием.

2. Должно слушать или читать слово Божие не для того, чтобы остроумным или словесным быть, но чтобы Бога и Христа Сына Божия и волю Его святую познать и так вечное спасение получить.

3. Скрыть его в сердце как сокровище, хранить и поучаться в нем день и ночь (Пс.1, 2) и так питать им душу, как тело — хлебом.

Ибо как светильник без масла, так и вера без слова Божия угасает.

«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).

4. Должно читать не много страниц, ибо много прочитавшему не можно все уразуметь и в памяти содержать.

5. Не смотреть на других, что они делают, но держаться единого слова Божия; ибо день ото дня вера и любовь умаляются в людях и умножаются соблазны, колеблющие сердце наше.

6. И начинать читать и оканчивать чтение подобает с молитвою. Начинающему читать или слушать можно молиться так: «открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18) или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Отверзи мой ум разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси».

7. Окончив чтение или слушание, должно благодарить милосердного Бога, что благоволил нам возжечь сей светильник истины».

К словам святителя Тихона добавим и слова преподобного Серафима Саровского:

«Очень полезно заниматься чтением Слова Божия, и в уединении прочитать всю Библию разумно. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. Евангелие и послание Апостолов должно читать , стоя пред святыми иконами, а псалмы можно читать сидя «. Сам преподобный Серафим постоянно прочитывал за неделю весь Новый Завет.

А как же нам читать Священное Писание?

Вот что советуют оптинские старцы.

Кроме церковных служб, обязательно ежедневно читать одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола, также по ряду, начиная с деяний Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса, причем последние семь глав Апокалипсиса читать по одной в сутки; тогда последняя из них читается в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинать вновь с первых глав новый круг чтения.

Из Псалтири читать по одной кафизме в сутки, начиная с первой до последней включительно.

Домашнее чтение Евангелия можно предварять следующей молитвой:

Господи, Иисусе Христе, Боже мой, словесами Божественнаго Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и грехов моих и даруй мне силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

По Вашим рекомендациям приобретаем книги Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника и пытаемся вместе с дочкой (15 лет) их читать. А вот Евангелие ещё не читали.

Что бы Вы порекомендовали подростку, девочке? С чего начать? Может быть не с Ветхого Завета, а с какого-то конкретного Евангелия? И второй вопрос: я сама сотрудник банка и было очень отрадно слушать выступление Алексея Ильича перед топменеджментом банка УралСиб. Практикуются ли такие встречи, приглашают ли Вас другие банки и корпорации?

Конечно, нужно начинать чтение Евангелия, а не Ветхого Завета. Очень многие люди, которые начали с чтения Ветхого Завета, вскоре не только отказывались, а впадали в негодование, особенно когда доходили до истории Еврейского народа, как он из Египта, завоёвывал окружающие народы, с какой жестокостью это совершалось, и сколько дальше ужасов творилось, то они вообще говорят: «Это что ж такое?! Где ж тут Бог?! Для того, чтобы правильно понимать Ветхий Завет необходимо сначала изучать Новый Завет. Вы спрашиваете, с какого Евангелия начать. Я думаю, что не с Евангелия от Иоанна, а дальше любое из остальных трёх Евангелий, от Матфея, Марка или Луки — это не имеет значение, потому что они все говорят одно и об одном. Здесь нет таких вещей, которые есть у Иоанна Богослова. Но нельзя просто так читать Евангелие, нужно обязательно читать толкования на Евангелие, хотя бы самое простое Феофилакта Болгарского, где Вы найдёте объяснение многих не всегда понятных при чтении вещей. Хорошо иметь толкование Иоанна Златоуста или толкование на послания апостола Павла святителя Феофана Затворника, толкование епископа Михаила…Я просто называю те толкования, которые открывают нам многое из того, что бывает неясно при чтении.

А в отношении банков…Я прошу за посещение банка миллион долларов, поэтому больше меня никто не приглашает. Что же делать? Искушение прямо! Пока нет таких приглашений, если будут, конечно, встретимся, поговорим. Много других приглашений, так что здесь необъятное, которого невозможно объять.

Устав Православной церкви

Сохранить в Word
Сохранить в PDF

О чтении Евангелия на часах Великим постом

Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстно́й седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстно́й седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений. Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстно́й седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность.

Учитывая сложившуюся практику, предлагаем возможные варианты распределения евангельских отрывков для чтения на великопостных часах в течение 2-й–6-й седмиц св. Четыредесятницы и для чтения на 6-й седмице Великого поста.

Порядок чтения Евангелия на великопостных часах в среду и пятницу в течение 2-й–6-й седмиц:

2-я седмица: Ср. 3-й час – Мф., зач. 1–8 (1, 1 – 4, 17). 6-й час – Мф., зач. 9–20 (4, 18 – 7, 11). 9-й час – Мф., зач. 21–34 (7, 12 – 10, 8). Пт. 3-й час – Мф., зач. 35–46 (10, 9 – 12, 30). 6-й час – Мф., зач. 47–57 (12, 30 – 14, 13). 9-й час – Мф., зач. 58–70 (14, 14 – 17, 9). 3-я седмица: Ср. 3-й чаc – Мф., зач. 71–80 (17, 10 – 20, 16). 6-й чаc – Мф., зач. 81–90 (20, 17 – 22, 22). 9-й чаc – Мф., зач. 91–103 (22, 23 – 24, 51). Пт. 3-й чаc – Мф., зач. 104–108 (25, 1 – 26, 56). 6-й чаc – Мф., зач. 109–116 (26, 57 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–12 (1, 1 – 3, 19). 4-я седмица: Ср. 3-й час – Мк., зач. 13–22 (3, 20 – 6, 7). 6-й час – Мк., зач. 23–32 (6, 7 – 8, 10). 9-й час – Мк., зач. 33–44 (8, 11 – 10, 16). Пт. 3-й час – Мк., зач. 45–55 (10, 17 – 12, 27). 6-й час – Мк., зач. 56–64 (12, 28 – 14, 42). 9-й час – Мк., зач. 65–71 (14, 43 – 16, 20). 5-я седмица: Ср. 3-й час – Лк., зач. 1–5 (1, 1 – 2, 20). 6-й час – Лк., зач. 6–15 (2, 20 – 4, 36). 9-й час – Лк., зач. 16–28 (4, 37 – 7, 1). Пт. 3-й час – Лк., зач. 29–38 (7, 1 – 8, 39). 6-й час – Лк., зач. 39–50 (8, 40 – 10, 15). 9-й час – Лк., зач. 51–62 (10, 16 – 12, 1). 6-я седмица: Ср. 3-й час – Лк., зач. 63–73 (12, 2 – 13, 35). 6-й час – Лк., зач. 74–83 (14, 1 – 17, 4). 9-й час – Лк., зач. 84–95 (17, 3 – 19, 28). Пт. 3-й час – Лк., зач. 96–107 (19, 29 – 21, 36). 6-й час – Лк., зач. 108–109 (21, 37 – 23, 1). 9-й час – Лк., зач. 110–114 (23, 2 – 24, 53).

Порядок чтения Евангелия на великопостных часах ежедневно в течение 2-й–6-й седмиц:

2-я седмица: Пн. 3-й час – Мф., зач. 1–4 (1, 1 – 2, 23). 6-й час – Мф., зач. 5–8 (3, 1 – 4, 17). 9-й час – Мф., зач. 9–11 (4, 18 – 5, 19). Вт. 3-й час – Мф., зач. 12–17 (5, 20 – 6, 21). 6-й час – Мф., зач. 18–22 (6, 22 – 7, 21). 9-й час – Мф., зач. 23–28 (7, 21 – 9, 1). Ср. 3-й час – Мф., зач. 29–34 (9, 1 – 10, 8). 6-й час – Мф., зач. 35–43 (10, 9 – 11, 30). 9-й час – Мф., зач. 44–46 (12, 1 – 12, 30). Чт. 3-й час – Мф., зач. 47–49 (12, 30 – 13, 3). 6-й час – Мф., зач. 50–54 (13, 4 – 13, 43). 9-й час – Мф., зач. 55–56 (13, 44 – 13, 58). Пт. 3-й час – Мф., зач. 57–59 (14, 1 – 14, 34). 6-й час – Мф., зач. 60–64 (14, 35 – 15, 39). 9-й час – Мф., зач. 65–70 (16, 1 – 17, 9). 3-я седмица: Пн. 3-й час – Мф., зач. 71–73 (17, 10 – 18, 4). 6-й час – Мф., зач. 74–75 (18, 1 – 18, 20). 9-й час – Мф., зач. 76–80 (18, 18 – 20, 16). Вт. 3-й час – Мф., зач. 81–82 (20, 17 – 20, 34). 6-й час – Мф., зач. 83–84 (21, 1 – 21, 22). 9-й час – Мф., зач. 85–88 (21, 23 – 21, 46). Ср. 3-й час – Мф., зач. 89–90 (22, 1 – 22, 22). 6-й час – Мф., зач. 91–93 (22, 23 – 23, 12). 9-й час – Мф., зач. 94–96 (23, 13 – 23, 39). Чт. 3-й час – Мф., зач. 97–98 (24, 1 – 24, 13). 6-й час – Мф., зач. 99 (24, 13 – 24, 28). 9-й час – Мф., зач. 100–104 (24, 27 – 25, 13). Пт. 3-й час – Мф., зач. 105–106 (25, 14 – 25, 46). 6-й час – Мф., зач. 107–109 (26, 1 – 26, 75). 9-й час – Мф., зач. 110–116 (27, 1 – 28, 20). 4-я седмица: Пн. 3-й час – Мк., зач. 1–5 (1, 1 – 1, 35). 6-й час – Мк., зач. 6–9 (1, 35 – 2, 22). 9-й час – Мк., зач. 10–12 (2, 23 – 3, 19). Вт. 3-й час – Мк., зач.

13–16 (3, 20 – 4, 23). 6-й час – Мк., зач. 17–22 (4, 24 – 6, 7). 9-й час – Мк., зач. 23–29 (6, 7 – 7, 24). Ср. 3-й час – Мк., зач. 30–32 (7, 24 – 8, 10). 6-й час – Мк., зач. 33–38 (8, 11 – 9, 9). 9-й час – Мк., зач. 39–44 (9, 10 – 10, 16). Чт. 3-й час – Мк., зач. 45–48 (10, 17 – 10, 52). 6-й час – Мк., зач. 49–51 (11, 1 – 11, 26). 9-й час – Мк., зач. 52–55 (11, 27 – 12, 27). Пт. 3-й час – Мк., зач. 56–60 (12, 28 – 13, 23). 6-й час – Мк., зач. 61–64 (13, 24 – 14, 42). 9-й час – Мк., зач. 65–71 (14, 43 – 16, 20). 5-я седмица: Пн. 3-й час – Лк., зач. 1–5 (1, 1 – 2, 20). 6-й час – Лк., зач. 6–9 (2, 20 – 3, 18). 9-й час – Лк., зач. 10–12 (3, 19 – 4, 15). Вт. 3-й час – Лк., зач. 13–15 (4, 16 – 4, 36). 6-й час – Лк., зач. 16–20 (4, 37 – 5, 32). 9-й час – Лк., зач. 21–24 (5, 33 – 6, 23). Ср. 3-й час – Лк., зач. 25–28 (6, 24 – 7, 1). 6-й час – Лк., зач. 29–32 (7, 1 – 7, 35). 9-й час – Лк., зач. 33–35 (7, 36 – 8, 15). Чт. 3-й час – Лк., зач. 36–38 (8, 16 – 8, 39). 6-й час – Лк., зач. 39–44 (8, 40 – 9, 27). 9-й час – Лк., зач. 45–48 (9, 28 – 9, 56). Пт. 3-й час – Лк., зач. 49–50 (9, 57 – 10, 15). 6-й час – Лк., зач. 51–56 (10, 16 – 11, 13). 9-й час – Лк., зач. 57–62 (11, 14 – 12, 1). 6-я седмица: Пн. 3-й час – Лк., зач. 63–68 (12, 2 – 12, 48). 6-й час – Лк., зач. 69–70 (12, 48 – 13, 9). 9-й час – Лк., зач. 71–73 (13, 10 – 13, 35). Вт. 3-й час – Лк., зач. 74–77 (14, 1 – 14, 35). 6-й час – Лк., зач. 78–80 (15, 1 – 16, 9). 9-й час – Лк., зач. 81–83 (16, 10 – 17, 4). Ср. 3-й час – Лк., зач. 84–86 (17, 3 – 17, 25). 6-й час – Лк., зач. 87–89 (17, 26 – 18, 14). 9-й час – Лк., зач. 90–95 (18, 15 – 19, 28). Чт. 3-й час – Лк., зач. 96–98 (19, 29 – 19, 48). 6-й час – Лк., зач. 99–101 (20, 1 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–103 (20, 27 – 21, 4). Пт. 3-й час – Лк., зач. 104–107 (21, 5 – 21, 36). 6-й час – Лк., зач. 108–109 (21, 37 – 23, 1). 9-й час – Лк., зач. 110–114 (23, 2 – 24, 53).

Порядок чтения Евангелия на великопостных часах только на 6-й седмице:

Пн. 3-й час – Мф., зач. 1–17 (1, 1 – 6, 21). 6-й час – Мф., зач. 18–42 (6, 22 – 11, 26). 9-й час – Мф., зач. 43–66 (11, 27 – 16, 12). Вт. 3-й час – Мф., зач. 67–83 (16, 13 – 21, 17). 6-й час – Мф., зач. 84–105 (21, 18 – 25, 30). 9-й час – Мф., зач. 106–116 (25, 31 – 28, 20). Ср. 3-й час – Мк., зач. 1–25 (1, 1 – 6, 45). 6-й час – Мк., зач. 26–51 (6, 45 – 11, 26). 9-й час – Мк., зач. 52–71 (11, 27 – 16, 20). Чт. 3-й час – Лк., зач. 1–16 (1, 1 – 4, 44). 6-й час – Лк., зач. 17–38 (5, 1 – 8, 39). 9-й час – Лк., зач. 39–62 (8, 40 –12, 1). Пт. 3-й час – Лк., зач. 63–82 (12, 2 – 16, 18). 6-й час – Лк., зач. 83–105 (16, 19 – 21, 11). 9-й час – Лк., зач. 106–114 (21, 12 – 24, 53).

Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны за 4 дня:

1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53).

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:

Понедельник На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12). На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20). На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). Вторник На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39). На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18). Среда На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53). На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36). На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32).

Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:

Евангельские чтения начинаются на часах 3 и 9 после Богородична часа, а на часе 6 – после паримии и прокимна 2-го. Всего евангельских чтений 9.

Когда полагается чтение нового евангелиста, то после Богородична часа следует возглас «И о сподобитися нам…» Когда же следует второе или третье чтение того же евангелиста, то этот возглас не произносится, но только «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия…»

Понедельник На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25). На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46). На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13). Вторник На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13). На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30). На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38). Среда На 3-м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42). На 6-м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18). На 9-м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *