3 псалом текст

В жизни царя Давида было много тяжелых испытаний и горя, но предательство родного сына стало самым мучительным временем для Давида. Именно в те минуты отчаяния и уныния он написал текст псалма 3, в котором возлагает надежды на спасение и избавления на Господа.

Текст молитвы псалом 3

На церковнославянском языке

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего

1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго.

3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

На русском языке

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

1 Господи, почему умножились теснящие меня?

2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

История написания

Трудности встречаются в жизни каждого, но жизнь царя Давида за 1000 лет до Рождества Христова была полна смертельно опасных испытаний. Родного сына царя Авессалома переманили на свою сторону предатели и враги. Этот удар был для Давида неожиданным, подкосил и без того больного царя. Ему пришлось бежать из города с небольшим количество верных людей, в то время как сын, заручившись поддержкой большей части войска, преследовал царя. В подписи к тексту псалма 3 указано, что именно об этом периоде жизни и писал Давид.

Молитва пропитана тоской и унынием, страхом за жизнь и искренней надеждой в поддержку и защиту Господа. Третий псалом относится и к псалмам-плачам, и к хвалебным песням. Если вначале описываются страдания Давида, то к концу молитва преображается, наполняется силой и твердой верой в силу Господа, в светлое будущее, которое обреет праведник.

Когда читать псалом 3?

Текст песни входит в состав Шестопсалмия, которое используется в православных вечерних службах. Разрешается читать псалом 3 на русском языке дома, но желательно вечером и в полумраке, например, при зажженных свечах перед иконами. Приглушенный свет здесь играет свою роль, олицетворяет смятение человека, оказавшегося на перепутье, молитвой он взывает к Господу, который дарует ему свет – путь к спасению.

Толкование

История, которая описывается в тексте песни, приведена во второй книге Царств, в главе 12. Псалом 3 отличается эмоционально насыщенным изложением, которое не просто повествует о событиях прошлого, но и описывает чувства царя Давида, силу его веры и преданности Богу.

Песни Псалтири состоят из стихов, разбор которых открывает общее толкование псалма 3:

  • Стих 1-3 – царь Давид говорит о своих горестях и врагах. Он был предан близкими людьми, большинство ополчилось на него, но он не оставлял веру, которую не все хотели признавать. Люди забыли о Боге, а потому перестали верить в то, что Давид Господом избран на царствование. И всё же царь не оставлял надежды и искал защиты только у Бога.
  • Стих 4-5 – просьбы и молитвы Давида были услышаны, Господь защищал и оберегал его беспрестанно. Печаль и скорбь лишали сил, но Бог был помощником, а вера — источником силы даже в трудные времена.
  • Стих 6 – дух Давида окреп, царь обрел уверенность в будущем, которую принесла ему надежда. Уповая на Господа, Давид перестал бояться врагов и расправы, здесь понимаются не только конкретные люди, но и все преграды, даже внутренняя борьба, которые встают на пути праведного.
  • Стих 7-8 – автор признает и восхваляет силу Господа. Давид возлагает надежду на свое спасение Богу, так как Он защищает весь свой народ, каждого верующего.

Толкование псалма 3 открывает главную мысль песни – даже в скорби и отчаянии нужно верить и надеяться в Господа, так как в нём единственное спасение человека.

Для чего читают Псалом 3? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 3 на русском и церковнославянском языке вы можете у нас на сайте.

Псалом 3 на русском языке

1 Господи, почему умножились теснящие меня?

2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

Псалом 3 на церковнославянском языке

1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго.

3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Псалом Давида о том, что только от Господа можно иметь спасение

Читать третий Псалом необходимо тем, кто находится в стесненных обстоятельствах. Особенно в тех случаях, когда они преданы близкими людьми. Давид бежал от своего сына Авессалома, потому что тот решил отобрать у Давида, отца своего, престол. Хотел царствовать вместо него. Предыстория тому, что Авессалом поступил так, большая. У него была сестра Фамарь, которая приходилась ему родной. Но у Давида были и другие жены, помимо их матери. И детей было много. Один из них, по имени Амнон, обесчестил Фамарь, но Давид не вынес ему жесткого приговора. Оттого Авессалом затаил обиду на Давида и решил отобрать у него царство. Давиду пришлось скрываться от собственного сына.

Он не желает сражаться с тем, кого когда-то баюкал на руках и укладывал спать. Это против его моральных устоев. Он с радостью отдал бы престол Авессалому, но незадолго до этого получил от Бога слово, что следующим правителем после него станет его самый младший сын Соломон. Что не будет правителя мудрее и богаче, чем Соломон. Авессалом же не столько хотел получить именно престол, сколько желал просто отомстить отцу за то, что тот не был достаточно строг в Амноном, который лишит его сестры девственности насильственным путем. Почему Давид так и не отважился наказать Амнона, до сих пор остается загадкой.

Детальное толкование

Третий Псалом Ветхого Завета можно поделить на 4 части:

  1. Давид сетует на то, что у него стало много врагов и тех, кто восстает на него (стихи 1-3).
  2. Давид уверен, что Бог в силе спасти его, Господь слышит его стенания (стихи 4-5).
  3. Давид знает, что Бог защищает его, поэтому он спокойно ложится спать, надеясь на своего Спасителя (стихи 6-7).
  4. Давид просит Господа заступиться за него и помочь поразить всех его врагов (стихи 8-9).

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Давид сокрушен по поводу того, что на него восстал собственный сын

Стих 1

Давид поет этот Псалом Богу, когда находится в бегах от своего сына Авессалома. Однако не нужно думать, что царь приходит к Богу только тогда, когда ему было плохо. Нет. В Библии очень много Псалмов, написанных им во времена, когда все у царя было хорошо. Давид в такие моменты своей жизни начинал благодарить Бога в песнях и прославлять Его. Делал он это еще с подросткового возраста, когда пас овец своего отца. Для него восхвалить Бога такое же привычное занятие, как вести баранов на пастбище и обратно.

Параллельные стихи из Писания:

  • 2 Цар 15:13 – к Давиду пришел вестник и сказал ему о том, что многие из его народа перешли на сторону Авессалома.
  • 2 Цар 17:22 – Давид вместе со своей семьей и подданными, которые остались ему верны, перешли реку Иордан к рассвету, чтобы не настиг их Авессалом и не убил всех тех, кто решил быть с Давидом до конца.

Стих 2

Давид осознал, что не все из его страны поддерживают и одобряют его. Нашлись те, кто захотел, чтобы правителем стал его сын Авессалом. Это стало для него ударом и предательством. Причем двойным, от подданных и от родного сына, который когда-то клялся ему в верности. Он никак не ожидал, что в его семье могут возникнуть такие разногласия.

Хотя Бог предупреждал его об этом. В то время, когда он согрешил с Вирсавией, своей нынешней женой. Он взял ее себе еще тогда, когда она была замужем за другим мужчиной. Что являлось большим грехом. Первый их совместный ребенок умер при родах и тогда Бог возвестил Давиду, что в его семье грядут распри и ссоры. С того времени прошло много лет. И вот слово Господа исполнилось в его жизни. Бог держит свое слово. Ничего, из сказанного Им, не остается тщетным, но обязательно исполняется.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 3

Многие из тех, кто перешел на сторону его сына, уверены, что в скором времени сокрушат Давида и посадят на престол Авессалома. Они полагают, что это произойдет быстро, потому что Авессалом молод, силен и имеет поддержку при дворе. Смеются над Давидом и ждут его скорейшего поражения и смерти.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 2 – В каком бы бедственном положении Давид ни находился, он уповает на Господа

Стих 4

Давид называет Бога своим щитом и славой. Щитом, потому считает, что Бог ограждает его от неприятностей и спасает от смерти. Никакое оружие не коснется Давида, потому что сам Господь является его щитом. Славой, потому что когда Давид одержит победу над своими предателями, это прославит его, но всю благодарность он воздаст Богу. Давид никогда не говорил, что всего он добился только собственными силами. Если бы не Бог, то не быть бы ему царем. Ведь именно Господь отправил своего пророка помазать Давида на царствование, когда тот был еще подростком и ничего не понимал.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 5

Давид уверен, что когда он взывает к Господу, что Тот слышит его и помогает царю. Даже находясь на Святой горе. Местонахождение Бога описано тут не в прямом смысле, потому что Господь не может находиться только в каком-то одном месте. Он вездесущ. Он везде сразу. Его личность невозможно объять и уж тем более поместить только в какую-то одну область вселенной.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 3 – Давид не боится восставшего на него народа, потому что уповает на Господа

Стих 6

Давид спокойно ложится спать и говорит Богу, что надеется на то, что Тот защити его во время сна. Что не будет нападения посреди ночи, потому что сам Бог будет защищать царя, его семью и весь народ, который отправился с ним.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 7

Со всех сторон на Давида ополчился народ, который считает, что он был несправедлив по отношению к Авессалому и слишком мягок к Амнону. Но сам Давид не видит в своем поведении несправедливости. Царь не боится протестующих и всех тек, кто принял сторону его сына. Он любит своего отпрыска и не желает ему плохого. Поэтому и сбежал, чтобы не сражаться на мечах с тем, кого сам же произвел на свет.

Параллельный стих из Писания:

  • ПС 26:3 – Давид говорит Богу, что если на него ополчится все войско, которое есть у в царстве, он не убоится его, потому что полностью доверяет Богу свою жизнь и знает, что Всевышний не позволит его умереть не в свое время.

Часть 4 – Давид призывает Бога поспешить к нему на помощь

Стих 8

Давид, несмотря на свое доверие Богу, все равно просит его помочь ему как можно скорее, потому что находится в стесненных обстоятельствах. Во время отхода с ним находится его жена Вирсавия и совсем еще маленький сын Соломон, который впоследствии сядет на царство. Побег очень сложен для всего его народа и не все города принимают царя. Но есть провинции, которые с радостью распахивают для Давида свои ворота, кормят их и помогают всем, чем могут, потому что принимают сторону своего правителя и считают, что лучшего им не сыскать.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 9

Давид уверен, что Бог благословляет весь его народ, который остался с ним и не перешел на сторону Авессалома. Он уверен, что только от Господа придет к нему спасение. Он не уповает на собственные силы, хотя за все время своего царствования победил много врагов, одержал в войнах много побед. Но в данной ситуации против него восстал его собственный сын. Он не хотел быть детоубийцей, поэтому полностью доверился Богу в надежде на то, что Господь все сделает так, как должно быть.

Параллельных стихов из Писания нет.

Краткое толкование

Истолковать третий Псалом коротко можно так:

  • Давид, убегая от преследования своего сына Авессалома, который хочет занять его престол, молится Богу.
  • Много стало тех, кто противится Давиду и восстает против него.
  • Они говорят ему, что Бог не поможет ему и победа обязательно будет за Авессаломом, потому что тот молод, красив и силен. Он больше всех из его сыновей достоин царствовать еще и потому, что является старшим сыном.
  • Но Бог идет перед Давидом как щит, чтобы обезопасить его от его же врагов, защитить и не дать случиться беде. Бог сам возносит Давида высоко, потому что сам выбрал когда-то его царем для этого мятежного народа.
  • Бог слышит каждое слово своего помазанника, знает его мысли и то, что творится в сердце у Давида. Он все держит в своих руках и в нужное время обязательно выведет Давида из этой непростой ситуации.
  • Давид спокойно ложиться спать в надежде на то, что Бог будет охранять его сон и не даст его недругам неожиданно напасть на его семью и всех подданных неожиданно ночь.
  • Давид не боится народа, потому что его защищает Тот, кто сильнее любой человеческой силы на земле.
  • Царь просит Господа восстать и сокрушить всех его предателей. Сокрушить их так, чтобы они уже не смогли больше восставать против собственного царя.
  • Бог благословляет тех, кто остался верен Давиду. Только от него они ждут спасения и избавления. Верят, что скоро вернуться в свои дома и продолжать вести прежнюю жизнь, которая была у них до бегства и всех этих серьезных политических проблем.

Третий Псалом состоит из 9 стихов и 13 предложений. Находится на странице 569 Библии синодального перевода. Исполнил третий Псалом царь Давид.

Толкование на псалмы

Пс.3:1. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

Так гласит надписание, предпоставленное псалму. Ибо псалом говорит о том, что лик пророков терпит гонение от народа еврейского. «Давид», толкуется вожделенный, а таков лик пророков. А посему, как Авессалом замыслил возмущение против отца своего, то есть, Давида; так и иудеи восставали против отцев своих пророков, не приемля Божиих повелений, но противясь им.

Пс.3:2. Господи, что ся умножиша стужающии ми?

Речение «что» употреблено вместо «весьма».

Пс.3:3. Несть спасения ему в Бозе его,

то есть, Бог его не спасет его. Ибо смотрели только на соделанный им грех, не зная покаяния его. А это ясно показывает, что псалом говорится о Давиде. Ибо восставать собственно говорится о тех, которые прежде были в подданстве, а потом предприняли войну.

Пс.3:4. Ты же, Господи, заступник мой еси.

Слова приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того, обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это, по толкованию некоторых, значит: «возносяй главу». Посему, слава праведника – Бог, на Которого уповал он; а кому слава – Бог, тот вознесет главу.

Пс.3:5. Гласом моим ко Господу воззвах.

Это изречение учит, что в трудных обстоятельствах должно прибегать не к кому иному, как только к Богу. Сперва поместил молитву, потом, после диапсалмы, благодарение за получение просимого. Теперь же обращает лице к нам, повествует, как молился и был услышан, и говорит: «гласом моиме ко Господу воззвах». Под «гласом» разуметь должно мысленное прошение ума к Богу всяческих. Ибо говорит не о вопиянии, а о молитве изрекаемой умом. Слова же: «услыша мя от горы» – сказаны согласно с общепринятым образом представления. Ибо думали, что Бог обитает в скинии, потому что оттуда даваемы были пророчественные ответы иереям. Или: «от горы святыя» – значит: с неба, каковой смысл имеют и выражения: «во святую гору Твою» (Пс. 14, 1), и: «приближитеся горам вечным» (Мих. 2, 9). Гора Божия святая может означать ту гору, с которой внемлет молящимся Бог, Единородный Божий, и о которой сказано: «будет в последния дни явлена гора Господня» (Ис. 2, 2); потому что этим изречением означается явление Господа в пришествие Его при скончании веков. Или: «от горы святыя», с небеси. И гора Божия святая есть сверхъестественное ведение Бога.

Диапсалмою называется или перемена музыкального лада, или оборот в мысли и силе слова.

Пс.3:6. Аз уснух и спах.

Говорит о сне ума, от которого впал и в грех. А сказанное: «востах», значит: сподобившись Божия пременения, стал я лучше от постигших меня зол.

Пс.3:8. Яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе.

Порази, сокруши, или поразишь. Молит Бога о скорейшем возстании или отмщении врагам. «Всуе» имеет врагов, кто не подает повода к ненависти. Зубами же грешников называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы. Или зубы грешников суть неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся; потому что помыслами как зубами пользуясь, противники нередко приближаются к нам, чтобы поядать плоти наши, то есть, порождаемое плотию. Ибо «явлена … суть дела плотская», говорит божественный Апостол (Гал. 5, 19). Говорит же Псалмопевец о зубах в переносном смысле, взяв образ с зверей, у которых крепость состоит наипаче в зубах, так что по сокрушении зубов делаются они неопасными. Ибо и убийцы и кровопийцы хуже самых кровожадных зверей, или им уподобляются.

Пс.3:9. Господне есть спасение.

«Спаси мя, Господи», – говорит Давид (Пс.3:8). Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народ. Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам, но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов. Ибо Он есть «членовныя львов» сокрушивший Господь (Пс. 57, 7); Он, или от Него, есть спасение. Не возлагаю надежды на человека, говорит Давид, но от Тебя ожидаем спасения и я, и народ Твой, вместе со мною боримый врагами.

Толкование третьего псалма

Сегодня Вашему вниманию мы предлагаем понять основные мысли и настроения третьего псалма. По мнению отцов Церкви в нем пророчески звучит глас Спасителя к Богу Отцу во время Его Крестных страданий. Не случайно он выбран первым псалмом Шестопсалмия – образа стояния христианина на Страшном Суде, потому что выражает полное упование на Господа.

Псалом 3

В начале третьего псалма имеется такое надписание о том, что псалом сложен в сложное для царя Давида время, когда ему пришлось убегать от своего сына Авессалома. Краткую историю жизни псалмопевца святого царя Давида можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте. По попущению Божию, вера и терпение царя Давида были испытываемы многократными нападениями на него со стороны многочисленных врагов. В число врагов его вступили Ахитофел, один из ближайших советников его, и даже один из его сыновей Авессалом, задумавший воцариться вместо Давида (также об этом повествуется в во Второй книге Царств (2 Цар. 15:6,12). Поэтому первый стих псалма звучит так:

Пс.3:2 Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя.
По переводу с еврейского: «Господи! как много у меня врагов!» Пророк Давид в этом случае предызобразил собой уничиженное состояние на земле Господа Иисуса Христа, Которого также окружало множество врагов. Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его, в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о его смерти. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них.

Царь Давид разумеет не одних внешних, видимых врагов своих, стужающих ему, т.е. постоянно угнетающих его, но и врагов внутренних:
— собственная плоть постоянно воюющая против закона совести и разума,
— грешный мир, во зле лежащий,
— люди, вводящие в соблазн и искушения,
— исконный враг нашего спасения дьявол, постоянно искушающий и ищущий нашей погибели.

Все эти враги Давида старались возбудить в душе его помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: «Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога». Так и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили: «Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему» (Мф. 27:43).
Но псалмопевец являет нам свою твердую веру и упование на Бога и Его милость и заступление. Он выражает это здесь словами о вознесении его головы, что означало у евреев состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица был знак печали и сетования.

Пс.3:5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.
Под горою святою разумеет здесь псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями. Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, «небесный Иерусалим» (Евр. 12:22).

Пс.3:7 «Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя».
Обратите внимание, на слово «тем». Это не опечатка («не убоюсь тех людей»). Тмами на славянском языке выражается многочисленное собрание или великое множество людей, точнее — десятки тысяч. Этот образ показывает, насколько святой царь Давид уповал на Бога и продолжает тему предыдущих псалмов – один страх должен быть ведом человеку – Страх Божий. По учению св.Феофана Затворника он составляет одну из существенных черт духа в человеке наряду с совестью и жаждой Бога.

Пс.3:8: «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси».
Слово «воскресни» (или позже в других псалмах это будет звучать – «восстань») употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи. Под зубами грешников разумеется крепость или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников — значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы. Псалмопевец просит, чтобы Бог поразил и отнял у них силу и возможность вредить ему.
Завершается псалом опять выражением уверенности в помощи Божией.

«Воззовем и все мы, христиане, воззовем по примеру псалмопевца: к Тебе, Господи, взываю всем сердцем моим. Боже, услыши мя, упование всех концев земли и странствующих далече. Запрети всем нечистым духам, да бегут от лица раба Твоего, Приими оружие и щит и восстани в помощь мою. Рцы душе моей: спасение твое есмь Аз. Да отступит от души моей дух боязни, дух уныния, дух гордыни и всякой злобы, да угаснет в ней всякое разжжение, производимое действием диавольским; да просветится дух мой, душа и тело светом видения Твоего, да пришедши в меру возраста, в век века, с ангелами и со всеми благоугодившими Тебе, прославлю всечестное и поклоняемое имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Источник: протоиерей Григорий Иванович Разумовский. Объяснение Священной книги псалмов

Каждый псалом Давида написан в результате каких-либо событий, происходящих в его жизни. Очень часто — это события тяжелые, моменты испытаний, несмотря на то, что многие песни не имеют исторического объяснения и контекста, то псалом 3 в своем начале дает понять, когда именно и при каких обстоятельствах была написана эта песнь надежда на Господа.

Несмотря на множество испытаний и трудностей в жизни, пророк Давид всегда оставался непоколебимым в одном — своей надежде на Господа. Он был преследован врагами не раз, но всегда в такие периоды, помимо псалмов-плачей, были у псалмопевца и радостные, полные надежды произведения. Псалом № 3 был написан в один из таких периодов жизни Давида. В начале самим автором указано «когда бежал от сына своего Авессалома», что дает читателям понять исторический контекст написания.

В псалме 3 Давид призывает не забывать о милости Божьей, которая неоднократно осеняла его

Сын Давида Авессалом переманил на свою сторону несколько уважаемых и могущественных людей в Израиле и поднял восстание против своего отца. Давид вынужден был бежать из города, чтобы спастись с небольшим количеством все еще преданных ему людей. Состояние царя тогда сложно представить: он болен, сын поднялся против, друг предал, ему некуда бежать, и никто не готов принять беглеца. Внешнее и внутреннее состояние Давида крайне разбитое.

Важно! Историки утверждают, что данный псалом был написан уже после бегства из Иерусалима, когда за Авессалома была большая часть войска, и царь был вынужден опасаться за свою жизнь.

Именно поэтому начало псалма отличается унылым настроением и описанием безвыходности ситуации, но уже к середине настроения автора меняется, ведь он понимает, что Господь все равно не оставил.

Другие псалмы царя Давида:

  • Псалом Давида 89
  • Псалом Давида 63
  • Псалом Давида 19

Богослов Александр Лопухин говорит, что именно Всевышний стал для беглеца источником уверенности в будущем. Так псалом превращается из плача в хвалу Господу.

Подробное описание истории, во время которой был написан данный текст изложен во второй книге Царств 12 главе. Но чтобы лучше понять автора следует вначале прочитать псалом, ниже он приведен на старославянском и русском языке, для лучшего понимания читателей.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой ecи, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил ecи вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил ecи. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

1. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

2. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня,

3. многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».

4. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

5. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

6. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

7. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

8. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

9. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

После внимательного прочтения, следует разобрать построчно:

  1. Стихи 2-4: описание скорбей автором. Он рассказывает, что подвергся заговору со стороны близких, которые ополчились против и жаждут его смерти. Он не сделал зла ни своему сыну, ни своим подданным, которые теперь обратились против и день ото дня их число растет. Он также упоминает, что многие другие начали сомневаться в избранности царя Богом, ведь он болен, бежал и имеет весьма шаткое положение среди своего народа. Но Господь слава и защита в любых искушениях и Ему он вознесет свою славу и хвалу;
  2. Стихи 5-6: Давид воззвал к Творцу всеми своими чувствами и мыслями, и Господь услышал его на Своей горе и пришел на помощь. Давид долго был в скорбях и печален духом, он не знал, что предпринять подобно спящему, но Всевышний пришел на помощь и возбудил дух;

    Псалом 3 входит в Шестопсалмие и читается на богослужении в полумраке

  3. Стих 7 уже наполнен надеждой и уверенностью. Давид уже не боится врагов, потому что уповает на Господа. Тут можно толковать текст не только конкретно на основе исторических событий, но и в духовном мире. Под врагами тут подразумевается не только Авессалом, но и все враги человека — духи злобы Поднебесной;
  4. Стихи 8-9 — это стихи уверенности в Божьей силе и защите. Автор призывает имя Господа и просит спасти жизнь. Он вспоминает случаи, когда Бог сокрушал врагов и зубы их (как место сосредоточения силы) и надеется, что Он вновь заступится за царя. Заканчивает певец утверждением, что Отец Небесный есть спасение и благословение для всех.

Важно! Псалом 3 является прекрасным примером того, как необходимо поступать людям в испытаниях и скорбях: не забывать о милости Божьей, которая неоднократно осеняла человека. Надеяться следует лишь на Творца, ибо никто не может пойти против Него.

Правила чтения

Данный текст входит в последование Шестопсалмия — молитвенные тексты, которые составляют вечернее православное богослужение. Читать псалом можно и дома в вечернее время, во время совершения молитвы, но лучше выделять время для вечерней службы. Во время нее гасят свет и в полумраке читают псалмы, источником света часто является только лампада в руках у священника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *