Вас рифма к слову

Цикл уроков подготовлен учителем русского языка и литературы МКОУ «СОШ№9» г. Благодарного Луценко Т.В.

Цикл уроков по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.

Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости. Задача учителя-словесника научить детей слышать эти голоса, сделать мир литературы живым, осязаемым.

Урок 1. Тема: «Картины жизни русского барства. Дубровский и Троекуров».

Цели урока: 1) познакомиться с содержанием произведения; 2) прояснить мотивировку поступков героев; 3) формирование навыка сравнительного анализа образов героев, выразительного чтения; 4) развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; 5) активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности; 6) воспитывать культуру связной речи; 7) воспитание толерантности, умения общаться.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.

Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель В. П. Нащокин, знавший некоего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, лишился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Писатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к подлинной действительности.

Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

II. Беседа по роману.

-С кем знакомимся мы в 1-ой главе?

(С Кирила Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским).

-Кого можно назвать «большим барином старых времён»?

(Кирилу Петровича Троекурова).

-Обратимся к тексту. Что говорит автор об сходстве и различии этих героев?

Записи в тетради.

Сходство

Различия

Троекуров

Ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Дубровский

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

— Запомним это слово отчасти. Найдём в тексте их авторские характеристики.(Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира).

-Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев?

(Различий).

-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Заглянем в «Словарь русских личных имён» (индивидуальное задание одному из учеников даётся заранее).

-Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к роману. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?

(«В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»).

-И опять оговорка: «в некотором отношении». Попробуем разобраться. Что мы узнаём из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям? Каковы взаимоотношения Кирила Петровича и Маши?

(С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли»).

-Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается.

В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми». Как это характеризует Троекурова?

(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).

-Сходные тема, идея, мотивы прозвучат в повести И. А. Бунина «Суходол», творчество которого будет изучаться в старших классах (на полях в тетрадях учащиеся делают запись И. А. Бунин «Суходол», подобная методика опережающего обучения помогает учащимся вдумчиво и осмысленно входить в мир литературы, сопоставлять и обобщать знания, полученные на протяжении семи лет обучения).

-Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился. А как перенёс потерю жены Андрей Гаврилович? Обратимся к 6-ой главе, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. Пушкин –мастер детали, они помогают раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние, на какие детали обращает наше внимание автор?

(В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви).

-Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?

(Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья).

-Примечательно слово «семейственное». Где ещё в романе встречалось вам это слово?

(гл. 3) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь).

-Похожи ли эти семьи?

(Оговорка автора – «в некотором отношении» — верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут).

III. Домашнее задание.

  1. Дочитать роман «Дубровский»; 2) выполнить задание по группам: 1-ая группа: рассмотреть взаимоотношения помещиков и слуг; 2 группа: проследить возникновение и развитие ссоры (завязка повести); 3 группа: дать характеристику Владимира Дубровского; какова роль пейзажа в романе; 4 группа: проследить развитие сюжета и фабулы романа; 5 группа: о чём же повесть «Дубровский» (тема, проблематика)? Почему повесть осталась незавершённой?

Уроки 2-3. Тема: «Нравственная проблематика романа «Дубровский».

Цели уроков: 1) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов; 2) развивать умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; 3) совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; 4) работать над выразительным чтением; 5) воспитывать культуру связной речи; 6) совершенствовать умение выражать свое мнение.

Ход уроков.

На следующих двух уроках класс работает по группам.

Работа I группы.

-Как автор характеризует дворовых Троекурова?

(гл. 1) («…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство).

-Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

(Покровские мужики воруют лес у Андрея Гавриловича).

-Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны. Что нового узнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?

(л. 3) («…у него (Троекурова) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо сдерёт. Нет, дай Бог здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»).

В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты встал с постели, — говорила ему Егоровна, — на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете, кто мог бы сказать такие слова?

(Только очень близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински).

-Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, вспомним слово «семейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях. Подобные отношения между господином и слугой мы сможем наблюдать в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» между Петрушей Гринёвым и Савеличем (учащиеся делают на полях в тетради пометки «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Савелич»)

Работа II группы.

-Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? Обратите внимание на выражение внутренних переживаний героя и найдите авторские оценки этого состояния.

(гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения… «, «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).

-Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?

(«…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»).

-Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?

(Завистью).

-А что такое «зависть»? Обратимся к словарю В. И. Даля: «Зависть – досада по чужом добре или благе». И в той словарной статье приведена поговорка: «Лихоманка и зависть – Иродовы сёстры». Но не только завистью было вызвано его язвительное замечание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый, смелый.

-Обидел ли он своими словами Троекурова?

(Нет, реакции не последовало).

-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?

(Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»).

-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?

(Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги).

-Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?

(Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича).

-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?

(Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто не думал).

-Как дальше развиваются события?

(Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания).

— Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно».

Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте?

(Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей).

-А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться?

Как показал автор Троекурова после охоты?

(«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»).

-Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?

(Соседи, доносившие всё в искажённом виде, сплетни тоже сыграли свою роль).

-Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?

(Отнять имение).

Пересказ сцен «Троекуров и Шабашкин», «Суд».

-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?

(Сломить гордость Андрея Гавриловича).

-Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?

(Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал).

-Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?

(Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце).

-Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову?
(Кирила Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично. Пушкин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал в начале романа).

Работа III группы.

-Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Петербурге, а какие – в Кистенёвке?

(Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистенёвку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского).

-С какой целью автор даёт в пятой главе описание осеннего пейзажа?

(Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж даётся в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течёт, и ручей течёт. Не случаен именно осенний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни. Такое аллегорическое сравнение мы встретим при описании пейзажа и у Льва Толстого) (на полях тетради учащиеся записывают: Л. Толстой «Война и мир»).

-Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?

(гл. 6) (Портрет матери, её письма – всё это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы «враг его семейства» надругался над этим).

-Каков Дубровский в роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками?

(Нет).

-О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?

(От Анны Савишны Глобовой. Ей он является как генерал, который возвращает деньги, украденные её приказчиком).

-В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?

(В роли учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побоявшегося остаться наедине с разъярённым медведем).

-Когда мы узнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?

(В 10-ой главе, когда он отомстил Антону Пафнутьичу за лжесвидетельство в пользу Троекурова).

Работа IV группы.

-Зачем же Пушкин в 8-10 главах отказался от последовательного изложения событий?

(Чтобы заинтриговать читателя).

-Сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле».

Записи в тетради. В романе: гл. 8 – Дефорж и медведь; гл. 9 – обед у Троекурова; гл. 10 – Спицын и Дефорж; гл. 11 – встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: встреча Дубровского с Дефоржем – гл. 11; Дефорж и медведь – гл. 8; обед у Троекурова – гл. 9; Спицын и Дефорж – гл. 10.

Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные.

До сих пор говоря о произведении, о событиях, описываемых в нём, мы использовали такой термин, как сюжет. Сегодня мы познакомимся с новым термином – фабула. Чем же они отличаются? Поможет нам «Краткий словарь литературоведческих терминов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева» (М., 1978): «Фабула – от лат. сказание, рассказ, предание. Может употребляться в том же смысле, что и сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность событий, а под фабулой – тот порядок, в котором о них повествуется». Итак, история дворянина Островского, рассказанная Пушкину его другом П. В. Нащокиным, явилась фабулой, на основе которой строился сюжет повести «Дубровский». Фабула, таким образом, средство достижения авторской цели.

Несовпадение фабулы и сюжета мы встретим и у М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» (запись на полях в тетради: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

В 11-ой главе А. С. Пушкин рассказывает о встрече на почтовой станции Владимира и француза Дефоржа. Мы уже читали повесть «Станционный смотритель». Кого напоминает вам смотритель из повести «Дубровский»: Самсона Вырина или героя стихотворения П. Вяземского «Станция», слова из которого взяты эпиграфом к повести «Станционный смотритель»: «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор»?

Работа V группы.

-Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

-Как вы понимаете слова: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (гл. 3) и слова из гл. 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича… есть героиня нашей повести»?

(Настоящими героями повести А. С. Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть – о любви).

-Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?

(гл. 3, 12, 15).

-Как относится Маша к Дубровскому?

(гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она ещё не была влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в её сердце»; гл. 14: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал её как плаха, как могила… «Нет, нет, повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).

Обратим внимание на этот ряд: умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так думают о любимом человеке?

И ещё одна цитата из 16-ой главы: «Главное для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».

Брак с князем Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дубровскому. Почему после венчания Маша отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему никаких чувств?

-Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпизода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей.

(Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони…»).

-Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»?

(Он появляется перед Машей в полумаске, это ещё одна роль, роль благородного спасителя).

-В каком произведении А. С. Пушкина мы встречались с мотивом маскарада, переодевания?

(В повести «Барышня-крестьянка»).

-На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

-Работа над романом не была завершена А. С. Пушкиным. Если I часть была написана за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над повестью. В черновиках писателя сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…» Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?

(Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака).

-Давайте ещё раз обратимся к «Словарю русских личных имён». Что значит имя Владимир?
(Владимир – владеющий миром).

-И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А прочитав повесть «Капитанская дочка», мы поймём и отношение Пушкина к бунту.

Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с тою ролью, которая выпала на его долю.

Подведение итогов.

Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана). Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев.

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:

(Князь Верейский) —Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка .

Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина».

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

Домашнее задание. Написать сочинение. Темы сочинений: «Отцы и дети в повести А. С. Пушкина «Дубровский», «Значимые имена героев повести», Смысл названия повести», «Дубровский» — повесть о любви», «Пейзаж в повести А. С Пушкина «Дубровский».

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

1 Философское понимание природы Урок 18

2 План 1. Философское понимание природы. 2. Представление о природе в античной и средневековой философии. 3. Представление о природе в эпоху Возрождения и Нового времени. 4. Представление о природе в философии Новейшего времени.

3 Человеческое общество – часть природы В организме человека протекают природные химические, биологические и другие процессы Организм человека Естественная основа социальной деятельности человека в области производства, политики, науки, культуры

4 Происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму Природные закономерности, прежде всего биологические, выступают как биосоциальные Удовлетворение природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода происходит в социальной форме

5 У каждого народа имеется своя «кухня» Построенное жилище отвечает определённым эстетическим критериям

6 Потребность в продолжении рода удовлетворяется с помощью социально организованного семейного общения

7 Природа Естественная основа существования и развития общества

8 Многие свои потребности люди удовлетворяют за счёт природы, прежде всего внешней природной среды Обмен веществ между человеком и природой Необходимое условие существования человека и общества

9 Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с природой

10 Органическая связь человека и природы заставляет учитывать природные факторы в развитии общества Природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления

11 Вечные философские вопросы Вопросы, которые волновали философов древности, Нового времени и современных философов Выяснение взаимодействия человека и природы Отношение человека и общества к космосу, Вселенной

12 В различные исторические эпохи люди по-разному понимали природу и имели к ней различное отношение

13 Природа В широком смысле Это всё, что существует во Вселенной В узком смысле Совокупность естественных условий существования человека и общества, всё многообразие материальных и духовных тел и процессов

14 Природа Неживая природа Живая природа

15 Уровни неживой природы 1Субмикроэлементарный 2Микроэлементарный 3Ядерный 4Атомарный 5Молекулярный 6Макротела 7Планеты 8 Системы планет 9Галактики 10 Системы галактик 11Метагалактики 12 Вселенная, мир в целом

16 Уровни живой природы 1Доклеточный 2Клеточный 3 Многоклеточные организмы 4Виды 5Популяции 6Биоценозы 7Биосфера

17 Представления о природе в античной философии Первые подходы к истолкованию природы развивали мыслители, которые появились в ионийском городе Милет на малоазийском побережье Средиземного моря. Эта школа называется милетской школой.

18 Милетская философия первой поставила научно значимый вопрос о вечной первоматерии, из которой происходят и в которую возвращаются все вещи Объектом исследования милетских философов была природа Назовите представителей милетской школы философии.

19 Фалес Милетский до н.э. Первоначалом мира, из которого рождается всё многообразие вещей, является вода

20 Изречения Фалеса Древнее всего сущего – Бог, ибо он не рождён Прекраснее всего – мир, ибо он сотворение Бога Больше всего – пространство, ибо оно объемлет всё Быстрее всего – ум, ибо он обегает всё

21 Анаксимандр /540 до н.э. Основой мира считал некое вещество, которое невозможно определить ни как воду, ни как что-либо другое. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего тепла и холода Апейрон

22 Анаксимен 585 – 525 до н.э. Первоосновой всего является … Разрежаясь, он становится огнём, сгущаясь – превращается в ветер, затем – в облако, делается водой, потом землёй, камнями и другими веществами Воздух

23 В античной философии появилось слово «космос», которое переводилось как «вселенная» Космос – это мир, представлявшийся древнегреческим философам в качестве упорядоченного единства Первоначально такое единство мыслилось как то же самое, что порядок, устроение

24 Пифагор до н.э. Впервые мир назвал Космосом Пифагор, который обратил внимание на царящие в нём порядок и гармонию. По учению Пифагора, небесные тела «звучат» через определённые интервалы времени, образуя гармонию сфер, и эту гармонию мы воспринимаем только потому, что она воздействует на нас непрерывно.

25 В античной философии сложилась так называемая атомистика – учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших составных частиц Левкипп до н.э. Демокрит до н.э. Назовите представителей школы атомистов.

26 Представление о природе в средневековой философии В Средние века распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом Истинное бытие Бог Природа Далеко не совершенное отражение божественного мира, стоящее ниже Бога

27 Фома Аквинский Средневековый философ Учение о природе выводилось из признания мысли о творении мира Богом. Понимание основ природы питала вера в божественные начала природы.

28 Представление о природе в эпоху Возрождения В философии эпохи Возрождения природный и божественный миры сливаются воедино Пантеизм Учение о том, что всё есть Бог Представители пантеизма обожествили Вселенную, создали культ природы, признали бесконечность Вселенной и неисчислимое множество её миров

29 Представители пантеизма Джордано Бруно Известный итальянский естествоиспытатель и философ Джордано Бруно, соединяя достижения различных конкретных наук, создал гениальное пантеистическое мировоззрение. Он проповедовал его с поэтической силой и воодушевлением.

30 Основные положения пантеистического мировоззрения Д.Бруно Вселенная есть Бог Вселенная бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое

31 Представление о природе в Новое время Начиная с XVII века постепенно утверждается научное понимание природы и в ряде наук формулируются её законы (астрономия, механика, математика) Исаак Ньютон Английский физик, математик Иоганн Кеплер Немецкий математик, астроном Философия и наука призывают прочитать великую «Книгу природы», раскрыть её смыслы и тайны

32 Представление о природе в философии Нового времени Природный мир сотворён Богом, но существует по своим естественным законам Деизм

33 Представление о природе в философии Нового времени Природа материальна и познаваема Человек должен познать законы природы и покорить её, заставить служить себе и своим интересам

34 Представление о природе в Новейшее время В Новейшее время укрепилось утилитарное, потребительское отношение к природе Человек был убеждён, что он – царь, хозяин, господин природы, а она его служанка Это привело к бездумному, хищническому, варварскому отношению к природе

35 Природа с точки зрения философии и науки Мир природы Это тесное единство живого и неживого, органического и неорганического

Тире между подлежащим и сказуемым

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

  • существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;
  • инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;
  • числительным и существительным, например: Четыре – четное число;
  • существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится, если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.

УПРАЖНЕНИЕ

  1. Грушницкий _ юнкер (Лермонтов).
  2. А вы _ не охотник? (Тургенев).
  3. Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев).
  4. Рацеи разводить _ болтать пустое (Островский).
  5. Пруд _ как блестящая сталь (Фет).
  6. Они _ какие-то помещики (Достоевский).
  7. Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров).
  8. Его цель _ сделаться героем романа (Лермонтов).
  9. Дальние проводы _ лишние слезы (Островский).
  10. Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин).
  11. Невежда без души _ зверь (Фонвизин).
  12. Вы _ студент? (Достоевский).
  13. Мать от радости прослезилась, а отец _ хоть бы что!
  14. Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).
  15. Вспомните, что автор «Симфонии» _ юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что «все мы летим куда-то»; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый).
  16. Отец его _ военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый).
  17. И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове ! (Бунин).
  18. И это все, что было в моей жизни, а остальное _ ненужный сон (Бунин).
  19. По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он _ не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов).
  20. Это чувство _ не обида, нет, а сожаление (По Чехову).
  21. — Мне вот кажется, что счастливые люди _ это не молодые, а пьяные, — продолжала она шептать. (Горький).
  22. — Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).
  23. Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов.
  24. Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов).
  25. Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский).
  26. Талант у него _ дай бог каждому.
  27. Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).
  28. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе _ это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига (Чехов).
  29. Цель моя _ победить эту многоголовую гидру (Чехов).
  30. Театр _ это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов).
  31. Сам Ефим _ пальца в рот не клади (Шукшин).
  32. Неправда, равнодушие _ это паралич души, преждевременная смерть (Чехов).
  33. Когда он вернулся домой, она, уже одетая и причесанная, сидела у окна и с озабоченным лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала, и он подумал, что питье кофе _ не такое уж замечательное событие, чтобы из-за него стоило делать озабоченное лицо, и что напрасно она потратила время на модную прическу, так как нравиться тут некому и не для чего (Тургенев).
  34. Нигилист _ это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).
  35. Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за богатого старика выйти, по мнению моему, _ дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное (Тургенев).
  36. Я хочу только сказать, что аристократизм _ принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев).
  37. Боже мой, я _ секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я _ секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, _ это быть членом земской управы! (Чехов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *