Икона сергия радонежского

Сергий Радонежский – один из самых почитаемых православной церковью святых. Ему посвящено свыше 780 храмов, возведенных не только в нашей стране, но и за рубежом. Во многих церквях на Руси есть иконы Сергия Радонежского.

В чем заключается значение иконы Сергия Радонежского, в каких случаях обращаются к этому святому? Какие молитвы перед иконой Сергия Радонежского следует возносить?

Об этом и пойдет наш рассказ.

В чем помогает икона Сергия Радонежского?

Самым древним изображением преподобного Сергия является выполненный в 1420-е годы шитый покров, который в настоящее время хранится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры.

С икон Сергия Радонежского на нас смотрит его благородный строгий лик. На некоторых иконах приводится изображение святого в полный рост, эпизоды его жития, а также слова из его завещания:

«Внимайте себе о всем братия моя, всех молю, имейте страх Божий, чистоту душевную, любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие…»

Значение иконы Сергия Радонежского сложно переоценить. Церковнослужители говорят, что любая молитва, которая произнесена перед ней, способна творить чудеса.

В чем помогает икона Сергия Радонежского? К этому святому обращаются за советом и помощью в сложных жизненных ситуациях, просят о здравии, молят об усмирении гордыни, просветлении ума и овладении науками. Студенты обращаются с просьбами об успешной сдаче экзаменов.

Молитва перед иконой Сергия Радонежского

«О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь».

Православные христиане ведают Сергия Радонежского, как Варфоломея. Жил он с 3-го мая 1314 г. по 25-е сентября 1392 г., и был монахом церкви Русской. Преподобный Сергий стал основателем Троицкого монастыря (г. Москва), который ныне известен как Троице-Сергиева лавра, а также преобразователем монашества в Северной Руси.

Родился Варфоломей в селе Варницы возле Ростова. Отцом преподобного был боярин Кирилл, мать звали Марией. С 10 лет Сергия обучали грамоте в церковной школе. В обучении мальчик не был так успешен, как двое его братьев, за что учитель постоянно ругал его. Сергий молился со слезами на глазах, но учеба и дальше приносила огорчения для него и родителей. И тогда случилось нечто, что изменило всю жизнь святителя.

Было ему 13 лет, когда отправил отец сына искать в поле лошадей. Увидел мальчик старца-схимника, который на Ангела похож был. Стоял он на поле и молился слезно. Не испугался Варфоломей, подождал, пока тот закончит молитвы свои. Увидел старец мальчика и спросил, чего хочет тот. Сергий поклонился и с дрожью в голосе поведал о горе своем, и просил схимника, чтобы молитвы к Богу он направил с прошением об освоении мальчиком грамоты. Старец помолился и, взяв с ковчежца частицу просфоры, благословил чадо, сказав, что отныне Господь помогать ему станет в ученье. Хотел после этого уйти пророк, но Варфоломей просил посетить дом его родительский. Выслушав за трапезой рассказы родителей мальчика о чаде их, стал старец и молвил, что будет знать Сергий грамоту, и, мало того, станет великим служителем Божиим. Уходя, пророк добавил: «Будет ваш сын обителью Святой Троицы, и многие пойдут за ним, желая понимать Божественные заповеди».
Примерно в 1328 г. семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, где постаревшими родителями было принято схиму в Хотьково-Покровского храме.

История жизни Сергия Радонежского

После того, как родители Варфоломея умерли, он отправился в тот же Хотьково-Покровский монастырь, где на тот период уже находился его овдовевший брат Стефан. Желая пригнуть к «строжайшему монашеству» Варфоломей с братом основали пустынь у реки Кончуры среди Радонежского бора.

Здесь в 1335 г. была возведена церковь во имя Святой Троицы. Сегодня в месте этом стоит соборный храм с таким же названием.

Стефан слишком суровых порядков не выдержал, уехал он в московский Богоявленский монастырь, где через некоторое время стал игуменом. Варфоломей в это время принял постриг под именем Сергия, призвав некоего игумена Митрофана. Такое имя выбрал он, поскольку отмечался тот день, как день памяти мучеников Сергия и Вакха. Было тогда ему 23 года.
Образовалась здесь обитель, оформленная как Троице-Сергиев монастырь, первым игуменом был Митрофан, вторым – Сергий, с 1354 г. ставший пресвитером. Запретил он подаяние, желая, чтобы иноки жилы от труда своего. Пример он и сам подавал. Постепенно слава обители распространялась. Пустынь превратилась в богатый монастырь, поскольку многие приносили пожертвования.

Благословил митрополит Алексей, а Сергий сделал – ввел общинножительский устав, многие русские монастыри последовали примеру такому. Перед смертью митрополит Алексей хотел, чтобы Сергий стал приемником ему, но игумен отказался.
Одним современником было очень точно подмечено: «Сергий тихими и кроткими словами мог достучаться к самым загрубелым и ожесточенным сердцам». С его милостыни многие князи примирялись. Обращались к нему князи, бояре и воеводы за благословением.
В 1382 г., в дни, когда Тохтамыш наступить на Москву решил, Сергий покидает свой монастырь на определенный период, отправляясь к князю Михаилу Александровичу Тверскому под защиту.
Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергием было основано еще несколько храмов, среди которых Благовещенский монастырь, Старо-Голутвин, Высоцкий и Георгиевский монастыри. Учениками его было возведено более 40 обителей.

В «Житии» преподобного Сергия (написанном в 1417-1418 гг.) рассказывается о том, что много чудес он в своей жизни совершил, многих исцелил, а однажды воскресил святой мальчика, которого отец на руках принес к нему.

За полгода до то кончины своей, которую чудотворец предвидел, собрал он братию и благословил преподобного Никона на игуменство.25 сентября 1392 г. отошел Сергий в Царство Небесное.

Мощи преподобного в 1919 г. подвергались вскрытию. Останки святителя найдены были в виде костей, волос и одеяния монашеского, точнее, фрагментов его. В период с 1920 г. по 1946 г. находились они в лавре. С 20 апреля 1946 г. мощи переданы церкви.

Канонизация

День памяти преподобного отмечается 25 сентября (8 октября), а также в день, когда мощи его обретены были – 5(18) июля, в Соборе Радонежских святых это 19 (6) июля. Информации о том, с какого момента Сергия приписали к лику святых, не сбереглось. В 1427 г. на родине служителя Божьего возведен был Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Особую ценность для почитателей таланта писателя в мемориальном кабинете музея Валентина Распутина будут представлять редкие иконы конца XIX начала XX века. Писатель пришел к вере в зрелом возрасте, хотя основы его духовного воспитания заложила еще бабушка Мария Герасимовна, которая послужила прообразом его героинь старухи Анны и Дарьи.

Известно, что эти тринадцать домашних икон были ему особенно дороги. На одной из них запечатлен редкий образ «Преподобный Сергий перед гробами родителей – преподобного Кирилла и Марии Радонежских». Этот сюжет необычен для небольшой домашней иконы. Однако известно, что Преподобный Сергей Радонежский имел для Валентина Григорьевича особое значение, ведь писатель посвятил ему статью «Ближний свет издалека».

«Без Сергия Радонежского русская душа не полна, не окормлена до полной меры сытости, когда она может окармливать других. При всем множестве любимых и почитаемых в нашем народе святых, Сергиева святость несколько особого сложения — сложенная из русского представления о своем идеале. Тут народ сам рассудил и, приняв житие Преподобного, лучше всего отозвавшееся народному призванию, узнав в нем свой чаемый образ, направление своих трудов, он и от себя добавил ему там, где сужено было одной жизнью, и своей крови влил, чтобы не приустать ему от хождений по многим молитвам, и, веками к нему припадая, дотворил Сергия до полной свойственности, до обращения к нему из праздничного канона в постоянное излияние чувств. К Сергию народ не мог охладеть, это значило бы отказаться от самого себя. В самые тяжкие для общей нашей судьбы моменты в русском сердце слышался его участливый голос: «Не скорби, чадо»», — пишет Валентин Распутин.

Напомним, что эта работа дала название выставке, посвященной приходу писателя к православию, которая работала в 2016 году в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

Особая композиция иконы, изображающая святого возле гробниц его отца и матери, распространилась с середины XIX века. Создание подобных икон было связано с почитанием родителей преподобного Сергия в Покровском Хотьковом монастыре, где почивают их мощи. Интересно, что сцены, изображающие преподобного Сергия у гробов родителей, не встречаются в житийных иконах XVI-XIX веков.

О жизни и подвигах величайшего сына Отечества — чудотворца Сергия Радонежского издано много литературы. Это он способствовал объединению удельных княжеств в сильное государство и возрождение русской духовности.

Икона стала восемьдесят восьмым артефактом нашего спецпроекта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *