Раджа йога

Раджа-йога

Раджа-йога – это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация (и самоанализ). В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям (как и в буддизме). Считается, что раджа-йога – это в первую очередь последние 4 ступени восьмиступенчатой аштанга-йоги Патанджали, хотя в целом она связана со всеми 8 ступенями. В буквальном переводе «раджа-йога» означает «царица среди йог», что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Именно раджа-йога считается классической йогой.

Сам термин «раджа-йога» – это ретроним, появившийся в XIV веке в связи с появлением учения физкультурной хатха-йоги (в тексте «Хатха-йога-прадипика»). До этого под йогой понималось то, что сейчас называется раджа-йогой.

Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть медитацией. Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии виджнянамайя-коши до выстраивания анандамайя-коши, на чём делается большой акцент в буддизме (развитие сострадания). Рамана Махарши, можно сказать, произвёл революцию в индуизме, указав на огромное значение самоанализа (в далёкой перспективе личностной эволюции).

«Веды – это самое прекрасное из всего. Проведение всяческих яджн – ещё лучше. Повторение мантр(джапа) – ещё лучше, чем яджны. Путь Знания (джняна-марга) – лучше джапы. Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси (рага, т.е. дуализм и привязанности). в такой следует достигать извечное Достижение-Осознание».

Даттатрея, «Йога-рахасья»(«Мистерия йоги») 3.25.

«Главные процессы хатха-йоги – это асана и пранаяма… Физические результаты – увеличенная живость, продлённая молодость, здоровье и долголетие – приносят малую пользу, если они рассматриваются нами как мизерная часть нас самих отдельно от обычной жизни, ради них самих, не используемые, не направленные на общее благо всемирной деятельности. Хатха-йога достигает больших результатов, но непомерной ценой и практически безуспешно с точки зрения достижения окончательной цели».

Пандит, «Словарь Йоги Шри Ауробиндо»

‘The chief processes of Hatha Yoga are asana and pranayama … The physical results – increased vitality, prolonged youth, health, longevity – are of small avail if they must be held by us as misers of ourselves apart from the common life for their own sake, not utilized, not thrown into the common sum of the world’s activity. Hatha yoga attains large results, but at an exorbitant price and to very little purpose’.

Pandit’s ‘Dictionary of Sri Aurobindo’s Yoga’

В медитации человек должен заложить фундамент порядка, который есть праведность – не респектабельность, не социальная мораль (нравственность), в которой никакой нравственности нет вовсе, но порядок, который приходит в результате понимания беспорядка, что является совершенно иной вещью. Беспорядок обязательно будет существовать до тех пор, пока есть конфликт, как внешний, так и внутренний.

– из книги «Медитации» Дж. Кришнамурти

Главная /Йога /

Раджа йога

Слово раджа переводится как царь. В контексте раджа-йоги оно означает царя, всегда пребывающего в состоянии просветления. Царь символизирует нечто внутри нас, находящееся за пределами нашего обычного представления о себе.

Раджа также может указывать на божественное существо или силу.

Раджа-йога с философской точки зрения часто описывается как путь к признанию существования Ишвары. В этом контексте слово царь – это Бог в аспекте Ишвары. В Ведах слово раджа применительно к Ишваре упоминается многократно.

Можно сказать, что этот царь есть в каждом из нас. Этот внутренний царь обычно скрыт от нас нашей повседневной деятельностью. Его скрывает постоянная работа ума, который мечется, увлекаемый чувствами, воспоминаниями и фантазиями. То, что скрывает этого царя – это авидья, плотная форма майи, из-за авидьи многие из нас даже не знают о его существовании.

Когда процесс обращается вспять и ум становится хозяином чувств, в уме воцаряется ясность и покой, и царь (или Пуруша) может занять место, принадлежащее ему по праву.

В «Йога сутрах» сказано, что когда в уме больше нет волнения, пуруша раскрывается и видит.

Йогу Патанджали часто прямо отождествляют с раджа-йогой. Однако во многих источниках название «раджа-йога» используется для целой группы различных путей интроспективного характера.

Система йоги Патанджали состоит из восьми шагов или ступеней, которые искатель должен по очереди осваивать на пути к самореализации.

Это очень важное предварительное состояние для достижения состояния медитации с помощью техник раджа-йоги.

Яма и нияма очищают действия индивида и делают их более благоприятными, или саттвичными. Благодаря соблюдению этих канонов рушатся колонны круговорота перерождений – раджас и тамас.

Асана помогает индивиду контролировать страстные импульсы и в то же время формирует основу для великой структуры внутреннего йогического процесса.

Пранаяма, как считает Свами Шивананда, «ставит стремящегося лицом к лицу с принципом Жизни. Управление этим жизненным принципом помогает проникнуть в его мотивирующую силу. Стремящийся начинает осознавать тот факт, что жизненная сила поддерживается желанием. Желание – это причина действий ума и колыбель вихрей сознания». Мы знаем, что ум связывает Пурушу с Пракрити, в свою очередь являясь тончайшей формой Пракрити. Если исчезает ум, то тогда исчезают и вритти, мысленные колебания, порождающие желания.

Затем йог отвращает лучи ума от внешних объектов, так как для обнаружения корня ума ему нужна вся его сила, вся мощь. Так разрывается порочный круг, так как желание лишается своего активного проявления.

И собранный в единый пучок ум направляется в корень самого ума (дхарана) и т.о. ум попадает в узду.

В современной литературе, посвященной йоге, описывается множество практик. В реальности существуют не меньше школ, каждая из которых предлагает собственный путь достижения физического и психического равновесия. Человек, который бы хотел заняться практикой, становится перед проблемой выбора той, что поможет ему раскрыть способности наиболее полной. Одной из таких систем является раджа-йога.

Раджа-йога, аштанга-йога, восьмиступенчатая или царская йога берет за основу утверждение, что человек является собственным повелителем. Он знает и управляет своими духовными и телесными силами.

Цель данной практики — полная независимость от внешних факторов, влияния среды, достижение очищения и совершенства ума. На промежуточных этапах ставятся тактические цели: развитие позитивных качеств, устранение негатива, накопление и усовершенствование праны, достижение различных состояний сознания, самадхи.

Раджа-йога — упражнения

Решив уделить время изучению упражнений по раджа-йоге которой на первый взгляд просты, не поддайтесь этому обманчивому впечатлению. Как и все остальные индуистские практики, огромное внимание в царской йоге уделяется дыханию. Умение контролировать его приходит с опытом. После занятий вы должны чувствовать усталость, когда выходите из состояния полного расслабления.

Основное упражнение на контроль дыхания заключается в том, чтобы задержка была в 4 раза дольше вдоха и 2 раза дольше выдоха.

Следующее упражнение — замедление течения своих мыслей, вплоть до способности не думать. Это дает полный отдых психике, но при этом держит ее под контролем. В итоге вы подчините бессознательные мысли своей воле.

Третье упражнение — медитация, искусство полного сосредоточения, погружения в вопрос. Медитация помогает практику царской йоги получать новую информацию о событиях, вещах и явлениях, познать их глубину и достичь нового типа сознания.

Прежде чем научиться контролировать свой разум, подчинить себе его глубины, следует научиться контролировать свое тело. Сядьте или лягте в любую удобную для вас позу и проследите за ощущениями. Запоминайте и анализируете любые неудобства, например, когда захочется почесаться или сменить позу. После нарастания дискомфорта, напряжения, появления зуда придет стадия полного расслабления.

Контролируйте мышцы конечностей. Сядьте и вытяните руку в сторону, на уровне плеча, направьте ладонь вниз. Смотрите на средний палец и не допускайте его малейшего движения. Повторяйте в течение 1 минуты.

Научитесь контролировать произвольные движения: медленно, сосредоточено вращайте большие пальцы на руках вокруг друг друга от 50 до 100 раз.

Видео о сущности Раджа-Йоги

По пути самопознания комфортнее идти с чутким и знающим проводником. У вас есть возможность увидеть своими глазами все упражнения, которые включает в себя видео по раджа-йоге включает в себя как практические упражнения пранаямы, так и теоретические основы древних знаний, учение о сознании и контроле над ним.

Вы узнаете, что для практики царской йоги не обязательно иметь богатырское здоровье, а техника доступна в любое время: на работе, отдыхе, днем и ночью, в движении или лежа.

00:00:01 Арджуна спросил: О, Высший, среди живущих. Что такое единое сознание – Брахман и что такое частичное сознание – душа? Что такое деятельность – карма, какая сила поддерживает все сущее? Кому предназначены жертвоприношения? Кто награждает за жертвоприношения и как Он определяет, что заслуживает живое существо за тот или иной поступок? Как душа, порвавшая с иллюзией, помнит Тебя в миг смерти?

00:00:48 Господь сказал: Брахман, это неуничтожимая, неизменная, Абсолютная Истина. Сознание – душа, это живое существо, деятельность – карма, это жертвоприношение, ради удовлетворения кумиров и Богов. Кармой души творят себе тела, которые состоят из грубого и тонкого вещества. Жертвенная деятельность или добрые поступки – это удовлетворение чужих чувств и исполнение долга. Все, что воспринимается чувствами, в том числе тело, иллюзия.

00:01:33 Вселенной управляют Боги во главе с Солнцем. Я единственный, кому предназначены жертвоприношения. Я сверх сознание, пронизывающее каждое существо, душу. Я побуждаю действовать, отказываться от действия и совершать жертвоприношения. Кто до последнего мгновения помнит обо Мне, тот, расставшись с иллюзорным телом, и покинув иллюзорный мир, приходит ко Мне. То, о чем живое существо думает в последний миг, уготовано ему в следующей жизни. Поэтому, повинуясь долгу воина, сражайся и помни обо Мне постоянно. Если ты исполняешь свой долг с мыслями обо Мне, то созерцаешь Меня разумом, а значит Я рядом с тобой, в этом нет сомнений.

00:02:37 О Арджуна, созерцая в сердце Лучезарную Высшую личность, йог достигает царства Всевышнего. Всевышний вездесущ, не имеет начала и конца, Он меньше точки и больше вселенной, и в тоже время имеет осязаемые очертания. От Него, как от солнца исходит сияние, которое проникает во все уголки мироздания. От Него к душе нисходит озарение принять путь преданности – бхакти. Над ним не властна иллюзия. Йог, который постоянно созерцает Лучезарную Высшую Личность и в миг смерти направляет жизненный воздух в точку между бровями, непременно попадет в царство единого вездесущего сознания.

00:03:35 Теперь Я расскажу, как добиться этого и опишу реальность, которую знатоки Вед обозначают словом ОМ. Туда попадают отшельники, избавившиеся от желаний. Чтобы оказаться там, йоги соблюдают обет безбрачия и укрощают плоть. Йог должен закрыть все врата восприятия, чтобы чувства не соприкасались с их объектами, направить жизненный воздух в точку между бровями, затем, произнеся звук ОМ, отключиться от внешнего мира и уйти во внутренний. Если в таком состоянии йог направит сознание на Меня, покидая тело, он войдет в Мою вечную обитель

00:04:29 Кого не прельщают корыстная праведность — карма и отречение — гьяна, райские удовольствия и свобода, кто всегда думает обо Мне, кто ищет личных взаимоотношений со Мной в служении, дружбе, родительской или супружеской любви, того Я с радостью жду в своей обители.
Кто однажды вернулся в мою обитель и присоединился к моим играм, тот никогда больше не родится в иллюзорном мире, пристанище смертельных мук. Все обитатели вселенной, включая её творца Брахму, вынуждены рождаться и умирать вновь и вновь, но тот, кто нашел убежище в моей обители, обретает бессмертие.

00:05:25 День Брахмы длится тысячу великих эпох, каждая из которых состоит из четырех малых эпох. Столько же длится и его ночь. Кто знает об этом, тот знает, что такое день и ночь. С наступлением дня, Брахма, очнувшись ото сна, производит на свет обитателей вселенной с их разнообразными телами, органами чувств, объектами чувств, местами обитания и всем необходимым для жизни. Когда наступает ночь, обитатели вселенной снова погружаются в тело Брахмы, другое имя которого – Не рожденный.
Все виды жизни, на которые распространяется закон, появляются на свет вначале дня Брахмы, и исчезают, с наступлением Его ночи, чтобы на следующий день родиться снова.

00:06:30 Над не рожденным Брахмой простирается стихия вечная и недоступная для восприятия чувств. Все виды жизни, включая Брахму, умирают в должный срок, но эта стихия неподвластна времени и неизменна. Эта стихия, не рожденная и неуничтожимая, провозглашена высшей целью. Найдя прибежище в этой стихии, душа не возвращается в мир иллюзии, Моя обитель – высшее пристанище души. Все живые существа находятся во мне. Я, высшая личность, пронизываю своим сознанием всю вселенную. Но соприкоснуться со Мной можно лишь обладая безусловной преданности Мне, в которой нет и тени собственной выгоды, нет отречения и желания заполучить власть над природой.

00:07:40 Без преданности не возможно войти в Мою высшую обитель, ни самостоятельно, ни с помощью других. Я расскажу тебе, в какое время йоги, оставляя тело, достигают освобождения, а праведники рождаются в лучших условиях. Приверженцы пути отречения, познавшие вечный, нетленный дух Брахман входят в него, если покидают тело в светлое время суток, при свете огня, солнца или других источников света, в течение 2-х недель, когда луна пребывает, в течении 6-ти месяцев, когда солнце движется в северном полушарии.

00:08:29 Праведник попадает в райские миры, если оставляет тело темной ночью, в течении 2-х недель убывающей луны, в течении 6-ти месяцев, когда солнце движется в южном полушарии. Однако он вынужден будет родиться на земле снова. Для обитателей вселенной, склонных к отречению или деятельности ради собственной выгоды, очерчены два пути: светлый и темный. На светлом пути, душа обретает свободу, на темном, снова рождается в материальном мире, но в лучших условиях.

О, Арджуна, зная, куда приводят светлый и темный пути, мой преданный слуга не прельщается ни одним из них.

00:09:24 Они принадлежат этому миру, в отличии от пути служения Мне, который не осквернен корыстью и желанием обрести свободу. Я советую тебе принять этот путь. Соприкоснувшись со Мной и Моим окружением, душа открывает для себя, что преданность Мне – выше райских удовольствий и свободы и отказывается от даров, которые сулят праведность, знание, жертвоприношение, подвижничество и благотворительность. Отказавшись от всего, что связано с иллюзорным миром, и плохого и хорошего, она вступает в Мою высшую обитель, которая вне добра и зла.

Упражнения медитации раджи и буддхи йоги для начинающих

Как достичь спокойствия, концентрации, избавиться от гнева с помощью раджа йоги. Какие упражнения раджа йоги подходят начинающим, разбирался «Советский спорт».

Раджа йога и буддхи йога. Что это такое

Раджа йога, которую еще называют «интеллектуальной йогой» — нацелена на работу с умом и сознанием человека. В отличие от других школ йоги здесь онсновную часть практики занимает медитация.

Основатель йоги, философ Патанджали (II век до н.э.) в своем трактате «Йога-сутры», утверждал, что посредством медитации и самоограничения, человек может достичь спокойствия, духовного равновесия и четкости мыслей. Финалом личной эволюции человека становится буддхи-йога – высшая йога, состояние, которое сам Патанджали определял, как полное слияние и гармонию с миром и свободу от всех волнений ума.

Один из популяризаторов раджа йоги – мыслитель 19-20 века Свами Вивекананда. Благодаря его лекциям раджа йога вышла за пределы Индии и стала известна во всем мире.

Парная йога для начинающих – видео асан парной йоги

Раджа йога. Медитация

Через практику медитации раджа йога предлагает человеку пройти через восемь ступеней развития:

— яма – начальный уровень: включает самоограничение, избавление от вредных привычек, которые мешают достичь ясности ума, отказ от накопительства, отказ от обжорства, привычка к честности и телесной чистоте;

— нияма – второй уровень, который призван еще больше развить в человеке самодисциплину, но вместе с ней – оптимизм и веру в собственные силы;

— асана – этот уровень раджа-йоги учит контролю ума над телом и установлению лучшей связи между ними;

— пранаяма – включение дыхательных практик раджа йоги;

— пратьяхара – практика раджа йоги, которая учит контролю над чувствами;

— дхарана – на этом этапе раджа йога учит концентрации ума;

— дхьяна – техника глубокой медитации, которая, как считали основатели раджа йоги, способна успокоить сознание, «отключить» его от всех внешних раздражителей;

— самадхи – высшее состояние в раджа йоге, просветление, понимание настоящей природы мира и соединение с ним.

Раджа йога. Упражнения

Как правило перед началом занятий раджа-йогой начинающим советуют некоторое время практиковать другие аспекты йоги, основанные на асанах – специальных положениях тела. Эти занятия помогут начинающему обрести более крепкое здоровье, мышечный тонус и начальную привычку к концентрации – все это поможет в освоении методик раджа-йоги.

Новички начинают практиковать раджа-йогу с упражнений на расслабление и сосредоточение. Для их освоения нужно принять комфортную позу (рекомендуют позу лотоса, если вы уже умеете ее выполнять и чувствуете себя в ней комфортно). Дышите глубоко и свободно. В упражнении на расслабление постарайтесь остановить внутренний поток мыслей и освободиться от них.

В упражнении на сосредоточение – постарайтесь вернуть в «эфир» те мысли, которые действительно важны, и сосредоточиться на них: любовь к миру и людям, понимание своего единства с ними, незначительность и пагубность негативных эмоции. Считают, что в упражнение на сосредоточение также помогает концентрация взгляда на каком-то предмете – это может быть цветок в вазе или пламя свечи.

Детская йога – видеоуроки упражнений

Расслабление и сосредоточение – подводящие упражнения для полноценной медитации раджа йоги, которую нужно осваивать под руководством инструктора. Но даже они способны внести в вашу жизнь положительные коррективы. Уделяйте практикам расслабления и сосредоточения 15-20 минут в день. Для достижения глубокого расслабления помогает мысленное проговаривание фраз, своеобразное программирование себя: «Я спокоен, покой вокруг меня, я чувствую себя легко и спокойно».

Раджа йога. Эффект упражнений

Считается, что раджа йогой может заниматься любой человек вне зависимости от возраста – ведь упражнения раджа йоги не требуют физической подготовки, гибкости, силы мышц (хотя, безусловно, все это пойдет только на пользу освоению техник раджа йоги).

Эффект даже от начальных упражнений раджа йоги проявляется в том, что человек становится более спокойным, дружелюбным, оптимистичным. Его сон становится лучше, появляется больше энергии. Человек учится держать эмоции под контролем, управлять гневом и раздражительностью, излечиваться от депрессии и хандры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *