Как читать молитвы

Как молиться богу, чтобы он помог?

Все верующие люди возносят молитвы Господу. Но некоторые ропщут, что их просьбы не достигают его.

Грех считать, что Господь вас не слышит. Просто люди не всегда понимают, как нужно молиться Богу, чтобы он помог. Пробормотать себе под нос несколько слов явно недостаточно.

Как правильно молиться Богу в храме?

Священники, отвечая на вопрос о том, как молиться Богу, чтобы помог, советуют делать это в церкви. Здесь царит особая атмосфера, располагающая к откровенному разговору с Господом. Допустимо молиться своими словами, но лучше все же выучить хотя бы один отрывок из молитвенника. Заучивание канонической молитвы – это знак того, что вы действительно принимаете учение Христа и следуете ему. Но не стоит зубрить текст бездумно, не понимая его смысла. Его нужно прочувствовать, чтобы потом молиться искренне.

Стоит иметь в виду, что перед тем, как войти в церковь, следует перекреститься и поклониться три раза. Оказавшись внутри, зажгите свечку и поставьте перед иконой, а также подайте записку для молитвы о здравии живущих и поминании ушедших. Это делать не обязательно, но желательно.

Покидая церковь после завершения молитвы, необходимо остановиться, повернуться ко входу лицом и снова перекреститься и поклониться три раза. Так вы выражаете свою благодарность за полученную божественную благодать. И Господь обязательно заметит и услышит вас.

Как нужно молиться богу дома?

Если нет возможности посетить храм, то вознести обратиться к Небесному Отцу можно и дома. Как следует правильно молиться Богу в этом случае:

  • стоит иметь дома хотя бы одну маленькую иконку и возносить молитвы перед ней;
  • молитесь в отельной, закрытой комнате, попросите домочадцев не беспокоить вас, чтобы ничто не отвлекало от общения с Господом;
  • можно закрыть глаза, но лучше все же смотреть на лик на иконе или на зажженную церковную свечу – это поможет сконцентрироваться и проникнуться словами молитвы;
  • приступать к прочтению молитвы нужно предварительно успокоившись, можно выпить перед этим немного святой воды или окропить ею свое чело;
  • слова, обращенные к Господу, также должны идти от сердца, не стоит просто повторять заученный текст.

В какое время лучше молиться Богу?

Дома лучше читать молитвы до восхода солнца — до 4-6 часов утра. Вечером лучше успеть сделать это до 10 часов, хотя можно помолиться и ночью, церковные каноны этого не запрещают. В храме, чтобы быть услышанным, можно молиться в любое время.

Здесь вы найдете практически все, что нужно знать о молитве. Каждый может молиться, но не каждый знает, как правильно молиться. Если вы научитесь молиться правильно, то вы сможете получать больше ответов на ваши молитвы. Опубликовано на веб-портале imbf.org

Господи! Научи нас молиться (Лук.11:1)

Почему нужно молиться

Чтобы не впасть в искушение или испытание (Матф.26:41, Мар.14:38, Лук.22:40,46)

Матф.26:41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна

Чтобы избежать бедствий и опасностей последнего времени (Лук.21:36, Мар.13:33, Матф.24:20, Мар.13:18)

Лук.21:36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих и предстатьпред Сына Человеческого

Чтобы исцелиться самому или исцелился кто-то другой (Иак.5:16)

Иак.5:16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного

Бог обитает там, где молятся (Матф.21:13, Мар.11:17, Мар.11:17, Лук.19:46)

Матф.21:13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

Чтобы иметь успех при изгнании определенного рода духов (Мар.9:29, Матф.17:21)

Мар.9:29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Чтобы Бог высылал работников на жатву (Лук.10:2, Матф.9:38)

Лук.10:2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак,молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Чтобы нам было хорошо жить (1Тим.2:1-3)

1Тим.2:1-3 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,

Чтобы нам иметь потребное для жизни (Матф.7:7, Лук.11:3Матф.7:11, Лук.11:3, Лук.11:9, Иоан.14:13, Иоан.16:24)

Матф.7:11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Когда молиться

Всегда, постоянно (Лук.2:37, Лук.18:1, Рим.12:12, Еф.6:18, Фил.4:6, Кол.4:2, 1Фесс.5:17, 1Тим.2:8, 1Тим.5:5)

Кол.4:2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.

Во время трудностей и проблем (Иак.5:13)

Иак.5:13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

Во время болезни

Иак.5:15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Когда вокруг враги, ненавидящие и обижающие нас (Матф.5:44 , Лук.6:28)

Матф.5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Когда ставятся люди на служение

Деян.13:3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

Когда мы видим согрешающих братьев (сестер) (1Иоан.5:16)

1Иоан.5:16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и даст ему жизнь, согрешающему не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.

Когда мы приступаем к приему пищи для ее освящения

1Тим.4:3-5 запрещающих вступать в брак употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Кому молиться

Молиться нужно всегда Богу Отцу (Матф.6:9 , Лук.11:2, Рим.10:1, Рам.15:30, 1 Кор.11:13, 2 Кор13:7, Фил.4:6, 1 Фес. 1:2)

Матф.6:9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

Можно молиться и Господу Иисусу (Деян.1:24, Деян.7:59)

Деян.7:59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

Где молиться

Наедине в потаенном месте (Матф.6:6, Матф.14:23, Мар.6:46, Лук.6:12, Деян.10:9)

Матф.14:23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

В определенном кругу людей (Лук.9:18, Лук.9:28, Лук.11:1, Деян.1:14, Деян.4:31, Деян.6:4)

Лук.9:28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.

В собрании (церкви) (Деян.1:14, Деян.12:5 и др.)

Деян.12:5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

На всяком месте (1Тим.2:8)

1Тим.2:8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

Как молиться

В начале молитвы нужно обращаться к Отцу или Иисусу

Матф.6:9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!

да святится имя Твое;

Когда мы молимся, нужно верить (Матф.21:22 , Мар.11:24)

Матф.21:22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Бог отвечает на молитвы праведных людей (1Пет.3:12)

1Пет.3:12 потому что очи Господа к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).

На молитве нужно прощать тех, на кого мы что-то имеем

Мар.11:25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

Чтобы не было препятствий в молитвах, мужьям нужно благоразумно обращаться с женами, а женам почитать мужей.

1Пет.3:5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
1Пет.3:7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.1Пет.3:7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Нужно молиться и умом и духом (языками духа) (1Кор.14:15, Иуд.1:20)

1Кор.14:15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом

Нужно молиться искренне, а не лицемерно на показ людям (Матф.6:5, Матф.23:14)

Матф.6:5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Нужно просить на доброе

Иак.4:3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Мир Вам!

На этот вопрос я частнично ответил в своей книге «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» в главе «Молитвы в храме. Молитвенники. Молитвенный дом. Где и как правильно молиться?» .

Сегодня не редко в руках верующих христиан можно увидеть молитвенники – книжки, в которых приведены молитвы на разные случаи жизни. Утром и вечером такие верующие тоже зачастую молятся заученными словами. Многие христиане прямо заявляют, что Богу не молятся, так как не знают молитв.

Ряд богословов учит своих прихожан, что молитва «чужими» словами из молитвослова поможет верующему и благоугодна перед Богом. Ведь эти молитвы придумали мудрые духовные люди, а значит они лучше, чем те слова, которые, мы — неопытные верующие произнесем сами. Например, в книге «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» (Москва, 2002) описан процесс утренней и вечерней молитвы:

«Молитвенное правило, которое должно совершаться утром и вечером: Слава Тебе, Боже наги, слава Тебе; Царю Небесный; Трисвятое; Отче наш; Господи помилуй — 12 раз; Приидите поклонимся; Псалом 50; Символ Веры; Богородице Дево, радуйся — трижды. После этого 20 молитв: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; при каждой молитве земной поклон. Затем другие 20 таких же молитв и при каждой поясной поклон»

Библия не выставляет ни таких, ни подобных им требований. Один из учеников попросил Иисуса: «Господи! научи нас молиться» (Лук.

11:1). Христос ответил: «Когда молитесь, говорите…» и дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш…» (Матф. 6:9-13, Лук. 11:2-4). Это единственная молитва, которую верующему желательно знать наизусть. Ведь она в своей немногословности очень универсальна: раскрывает суть Бога, указывает на необходимость покаяния, признания зависимости от Господа и содержит наставление людям. Но даже эта молитва при изложении в двух Евангелиях имеет различия, которые не дают цитировать ее всем верующим одинаково дословно.

Кроме молитвы «Отче наш», Господь через Свое Слово – Библию нигде не дает примеры молитв, а говорит:

«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф. 21:22, см. также 1 Иоан. 3:22, Иак. 1:5-7).

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол 4:2, см. также Рим. 12:12, 1 Фес. 5:17).

«Молитесь друг за друга» (Иак. 5:16, см. также Кол. 4:3, 2 Фес. 3:1).

«Всякою молитвою и прошением молитесь» (Еф. 6:18).

То есть, не нужно зачитывать чужие молитвы из молитвенников, учить их наизусть, тем более на незнакомом языке, а необходимо с любовью и верой обращаться к Богу своими словами: благодарить Его, просить о чем-то, делиться радостями и чаяниями, то есть находиться в постоянном молитвенном общении со своим небесным Отцом.

Задумайтесь, как можно, например, заученное стихотворение несколько раз в подряд, несколько раз в день, каждый день на протяжении десятилетий, постоянно прочитывать от души, от всего сердца. Это просто не возможно: со временем данное произведение вы устанете декламировать с выражением и перейдете «на автомат». Также дело обстоит с молитвой. Через какое-то время, хотите вы этого или нет, заученная молитва приобретет в ваших устах формальность. А значит, молитва перестает быть молитвой. Ведь настоящая молитва – это не мантры и не заклинание, а личное обращение человека к Творцу, общение с Ним. Тому доказательство Псалмы Давида, каждый из которых является абсолютно самостоятельной молитвой – обращением патриарха к Создателю — каждая в свой период его жизни. В Священном Писании очень много и других примеров молитвенных обращений к Богу библейских героев: Моисея (см. Исх. 8:30; 32:31,32), Даниила (см. Дан. 6:10; 9:3-21), Езекии (см. 4 Цар. 20:1-3) и другие.

Признают недостатки в молитвенных устоях ряда церквей и некоторые их представители. Так протоиерей Александр Борисов (1939 г.) кандидат богословия, президент Российского библейского общества в своей книге «Побелевшие нивы» (гл. 3) пишет:

«В самом деле, при чтении уже готовых, написанных молитв внимание легко рассеивается — устами человек говорит одно, а голова его может быть занята совершенно другим. Это совершенно невозможно при свободной молитве своими словами. Впрочем, последнее настолько непривычно для нашего сознания, что даже люди, впервые вошедшие в Церковь, чаще всего говорят:

«Я и молиться-то не могу — никаких молитв не знаю». Действительно, войдя в храм, они понимают, что люди там молятся, но молятся «по книгам», уже готовыми словами, которые к тому же и разобрать бывает нелегко из-за малопонятного церковно-славянского языка и нечеткого произношения. А раз так, то у человека сразу же складывается представление о том, что иначе молиться просто невозможно. Молитва в таком случае воспринимается как некое заклинание, которое, не будучи произнесено определенными словами в определенном порядке, не будет действенным».

Не ограничиваться молитвенниками, но молиться своими словами, призывал известный богослов, епископ Феофан Затворник (1815 — 1894 гг.) в труде «Четыре слова о молитве» (слово II):

«Надо … доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что есть в ней и чего желательно ей. Ибо как из сосуда — переполненного — сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва».

Вспомните и то, что Бог в Библии называет Себя нашим Отцом (см. Матф. 7:11, Мар. 11:25, Лук. 6:36), а Иисус – другом (см. Иоан. 15:14,15, Лук. 12:4). Теперь ответьте, как будет приятней отцу: если его ребенок прибежит к нему и будет сбивчиво иногда бессвязно, но от сердца жаловаться на то, что он ударился или у него что-то не получается? Либо это дитя будет стараться высказать свою мысль папе заученными чужими цитатами? Или, представьте, каково будет другу, если вы будете делиться с ним своими переживаниями, радостями или проблемами, зачитывая сказанную кем-то речь на аналогичную тему?

Если рассуждать над учением Священного Писания, то можно сделать только один вывод: нужно молиться своей личной молитвой напрямую Творцу. И при этом, нет нужды для молитвы ходить в храм, думая, что Бог только там тебя услышит. Нужно помнить, что Создатель все слышит и видит — «Он недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27), Творец «вникает во все дела» наши (Пс. 32:15) и знает даже наши помыслы – «Бог Сердцеведец» (Деян. 1:24).

Христос перед молитвой «Отче наш» дал наставление:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:6).

Этот библейский текст очень точно показывает, что молитва является личным, тайным, интимным обращением человека к Творцу в уединенном месте. Именно так поступал апостол Петр – уединялся, чтобы помолиться: «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

Как было отмечено выше, Библия учит молиться постоянно. Это значит, что несколько раз в сутки верующий должен уединяться для молитвы, выделив для этого время. А остальной день, человек всегда должен помнить о Божьем присутствии и поддерживать с Ним молитвенное общение. Так, благодарить Бога за новый день можно только проснувшись, перед тем как встать с постели; советоваться с Ним, находясь в машине или автобусе; общаться с Создателем на рабочем месте, на пару минут закрыв глаза… Поэтому и позы для молитвы могут быть разные, как и у библейских героев, которые молились и стоя и сидя и лежа и на коленях.

Конечно, если человек никогда не молился Богу своими словами, то сложно начать. Чтобы легче было переступить этот невидимый барьер, нужно вспомнить, что Господь – Ваш Отец, Он любит Вас и желает общения с Вами. Ясно поняв это, нужно изливать свои просьбы, переживания и благодарности перед Небесным родителем. При этом нужно иметь в виду, что земные отцы могут ошибаться, иметь недостатки, так как являются людьми. Небесный же Отец совершенен, и Его любовь к нам велика и постоянна.

В произведении архимандрита Иерофея (Влахоса) “Одна ночь в пустыне Святой Горы” афонский старец дает наставления о том, как молиться о других людях Иисусовой молитвой.

Старец также обращает наше внимание на то, что при творении Иисусовой молитвы за других людей нужно избегать образов, и имя того, за кого молимся, упоминать лишь в начале, чтобы в последствии не отвлекаться от самой молитвы.

Наставления по Иисусовй молитве за других (отрывок из произведения):

— Да, старче, до сих пор мы не говорили о молитве о других. Как это делать?

— В миру, отец мой, велико неблагополучие, заблуждение, неведение Бога, которое, по словам отцов, является величайшим грехом. И наш долг — плакать и молиться. Святой Иоанн Лествичник составил слово к пастырю, точнее, к игумену, укрепляющее, однако, любого епископа и духовника, который представляет собой епископа каждой души. Там говорится, в частности, следующее. Подобно пастуху, который, когда отдыхают овцы, отпускает на свободу по загону сторожевых собак, чтобы они охраняли стадо от волков, поступает и иерей.

В час, когда христиане спят, он бодрствует, предоставляя своему уму (как сторожевой собаке) свободу и заставляя его бдеть и взывать к Богу о народе Его. Сколь многие в тот час распутничают! Сколь многие готовы покончить с собой! Сколько готовых совершить ужасные злодеяния! Сколько разочарованных и отвратившихся от добра! За них всех читайте молитву. “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих” или “раба Твоего”, если имеете в виду определенный случай.

— Хочу задать Вам вопрос. Недавно Вы говорили, что молитва должна идти без образов. Ныне же сказали, что следует молиться за всех, имеющих столь крупные проблемы. Не развивается ли в таком случае фантазия и не возникает ли причина рассеиваться уму, тогда как нужно стремиться сосредоточить его в себе и в сердце?

— Вы хорошо сделали, задав такой вопрос. Ибо разъяснение необходимо. Когда мы молимся о других, мы делаем это внешне. Т.е., желая какое-то время приносить молитву о тех, кто имеет в ней нужду, мы читаем первый раз “Господе Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих” или “раба Твоего” (и поминаем их имена), но затем произносим “раба” или “рабов Твоих” безымянно, и ум, не помышляя о них, не отвлекается. Господь знает, за кого мы молимся. Также не следует вникать в проблемы, занимающие человека, но говорить “раба Твоего”, и Бог пошлет ему Свою благодать. Если тот окажется достойным принять ее, она поможет ему в его деле. Благодать Божия, отец мой, подобна воде, которая бежит по почве, впитывается корнями и дает каждому дереву то, чего оно желает. Не это ли наблюдаем мы и за Божественной литургией? Мы молимся о всяких нуждах, и народ отвечает: “Господи, помилуй!” Поэтому, когда приходит милость Божия, она дает человеку то, в чем он имеет действительную нужду. Но молитва о других является необходимым пастырским деланием и по другой причине.

— Мне хотелось бы услышать об этом.

— Молясь о другом, мы почти тотчас получаем известие от Бога о том, какую особую нужду тот имеет, и, таким образом, можем эффективно подействовать на его спасение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *