Техника медитации

Материал из Buddha World.

М: В чем заключается техника медитации дза дзен? На чем надо концентрироваться, на чем не надо, как расслабляться? Ведь концентрироваться на потоке мыслей, которые проходят в голове, очень сложно, тогда как концентрироваться на теле, на дыхании – легче.

А: Давайте начнем с азов. Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы о технике медитации, для начала надо выпрямить спину, закрыть глаза, и попробовать выполнить такое задание: 30 секунд ни о чем не думать. Все, время пошло.

Теперь давайте поговорим с вами, не выходя из этого состояния. И из этого состояния скажите, получилось ни о чем не думать?

М: Нет. Я попробовала сосредоточиться на дыхании, а не на мыслях. А потом поняла, что это сосредоточение на дыхании тоже есть мысль, определенный контроль. И тогда я попробовала не следить и за дыханием. И тут я подумала, что я уже очень много думаю. Это была одна из очередных мыслей, которая родилась в голове.

А: Теперь так же закройте глаза, продолжая ни о чем не думать. Почувствуйте, как ваше лицо напряжено. Чувствуете, как пульсируют зрачки? Почувствуйте, как много у вас контроля за собой. Вы «держите» лицо, контролируете его. Бессознательно, но очень четко. В нем очень много зон напряжения.

М: Тогда для меня медитацию надо начинать с контроля над телом, и не только над лицом. Наверное, я интуитивно почувствовала, потому что начала с дыхания.

А: Да, в дзенских монастырях такая предварительная работа была совершенно ни к чему, потому что там сама по себе атмосфера глубочайшей тишины и покоя, сосредоточенности. Там этого не требуется. Такая предварительная работа требуется нам, городским жителям, которые погружены в пучину ужасной суеты. И вот мы «держим» наше лицо, как защитную маску, мы постоянно держим оборону, привыкнув к ней и не замечая ее. И этот контроль очень тесно связан именно с ментальным шумом. Интенсивность ментального шума и интенсивность контроля, как это ни парадоксально звучит, это компенсаторные вещи, уравновешивающие друг друга…

И именно здесь находится первая ловушка медитации дза-дзен. Потому что многие начинают практиковать медитацию именно как контроль за ментальным шумом, не понимая того, что подливают масло в огонь. А восточные авторы об этой ловушке умалчивают. Это более чем странно, но, видимо, у них считается, что если человек сам это преодолел то это в сто раз полезнее, чем если об этом сказать…

М: Вы говорили, что в медитации не должно быть контроля. Это должно быть наблюдением за ментальным шумом. Но у меня не ментальный шум, у меня лавина мыслей.

А: Это и есть ментальный шум.

М: Если я их не начинаю контролировать, то через какое-то время я чувствую, что улетела мыслями так далеко… Какая там медитация! Я уже столько проблем решила в своей жизни за эти тридцать секунд.

А: Совершенно верно. И поэтому, казалось бы, такое простое по форме упражнение – сидеть и ни о чем не думать – превращается в нечто сложное. Это первый шаг на пути истинной медитации, который мы делаем. Техника медитации сплошь пронизана таким нюансами, не зная которых можно сильно навредить.

Для того чтобы достичь этой тишины, просто сказать себе «стоп» недостаточно.

М: Что же надо делать?

А: Разбираться. Разбирательство с этим и есть не что иное, как медитация. Итак, просто сидеть и ни о чем не думать не получается. Есть ментальный шум, источником происхождения которого является очень большое количество контроля. И когда вы немного побудете в дза-дзен, вы почувствуете, каким образом это взаимосвязано не теоретически, а на глубинном, нутряном уровне. И есть возможность идти дальше. Вы не можете удержаться в тишине тридцать секунд. А один миг можете?

М: Миг, наверное, могу. Может быть, даже два мига.

А: Более того, вы сможете это делать до тех пор, пока колокольчик, который я держу в своей руке, будет затихать.

М: Но я буду слышать этот звук и каким-то образом соотносить свое безмыслие с этим звуком. А разве это не контроль?

А: Да, это контроль. Но уже более тонкий. А что в вас видит этот ментальный шум? Что в вас начинает различать столь тонкие грани, границы и градации этого шума и его отсутствия? И его взаимодействия с контролем? В вас это видит нечто, отличное от этого контроля. Назовем ту часть вас, которая это наблюдает, «наблюдателем».

И снова будем практиковать дза-дзен. Уже 5 минут.

Сильно изменилось состояние?

М: Есть такое слово – «умиротворение». У меня, я думаю, состояние головокружения и тошноты вызвали состояния, когда не было этого контроля. Моему организму это настолько непривычно.

А: Совершенно верно. Для сознания нужна определенность, оно не может терпеть неопределенности.

М: Наверное, мой организм настолько привык к состоянию контроля, что состояние без контроля – это для сознания состояние неопределенности. Может быть, в этот момент энергетика по-другому работает? Мы наполняемся чем-то другим, и пока я не в состоянии ни принять этого, ни работать с этим. Очень тяжело.

А: Тяжело, потому что непривычно, а организму и психике – легко.

М: Потом – да. Но в тот момент, когда все поплыло, тут же накатывает страх. Я вся скуксилась, собралась и вернулась в прошлое состояние.

А: Это еще одна удивительная иллюзия, в которой пребывает обыденное сознание. Оно считает, что остановить ментальный шум очень легко, пока не сталкивается с этим. И в то же время наше сознание уверено, что когда оно находится в каком-то состоянии аффекта, то сделать с этим что-либо практически невозможно, что ситуация не поддается контролю. А на самом деле успокоиться очень легко. Достаточно сосредоточиться на дыхании или подержать ладони на лице.

М: Люди, видимо, интуитивно сразу хватаются за лицо, если происходит что-либо страшное.

А: Да, только они это делают неправильно. Поэтому толку очень мало. Они усиливают это напряжение в своем хватании, потому что они воспринимают это как жест отчаяния, тем самым только добавляя отчаяния в свое состояние. Так же как курение, оно же может быть сакральным актом. Объединение с духом огня: Я своим дыханием даю жизнь огню. Это очень сильная медитация. И индейцы ее используют именно как медитативную настройку. А мы курим совершенно бессмысленно, вдыхаем канцерогены. Поэтому они могут курить сколько угодно, им вреда для здоровья от этого не будет. А вот когда глотаешь дым в суете… Это гораздо важнее, чем химический состав этого дыма.

Дальнейший путь погружения в глубины и таинства дза-дзен без каких-то целенаправленных установок и знаний невозможен. И, конечно, практика, практика, практика. Банкэй*, например, не имея учителя, добился просветления через медитацию дза-дзен, просто потому что он сидел в нем сутками напролет. И в какой-то момент он настолько сильно от этого устал, что у него просто «сломалось» эго от перегрузки. Такое иногда бывает: когда очень сильно устаешь, доводишь себя до полного изнеможения, вдруг совершенно неожиданно для самого себя начинаешь присутствовать в каждом движении, сознание становится ясным. Почему? На поддержание механизмов защиты эго также как и на все другие функции организма требуется энергия, а когда она заканчивается, то мы оказываемся гораздо более адекватными, чем когда мы свежие и отдохнувшие.

Вернемся к технике медитации. Итак, созерцая ментальный шум, его не остановить. Но первый шаг на пути его остановки – это ослабление контроля через глубокое расслабление. Следующий шаг в достижении цели медитации уже делается исходя из того, что мы только что проработали.

Но в чем состоит цель медитации? Цель очень простая на первый взгляд: вырастить миг ментальной тишины до размеров минут, потом часов, дней, в конце концов всей жизни. И вот здесь, в этом месте возникает вторая ловушка, с которой сталкиваются все адепты, практикующие медитацию, все без исключения. Они пытаются просто тупо расширить этот миг. Каким-то образом продлить его.

М: А как его можно «тупо» расширить?

А: Не думая и не думая, и еще не думая. Кстати говоря, в книге «Смерти вопреки»** описывается перевертыш такой практики. Там пишется, что таким образом можно достичь ментальной тишины и покоя, но люди, которые достигают ее таким образом, очень отличаются от тех, кто достигает их по-настоящему. Это состояние подобно состоянию сна без сновидений.

Для того, чтобы сдвинуться с этой мертвой точки, нам необходимо более тщательно изучить этот миг тишины и понять, каково его основное свойство и почему это свойство столь мимолетно, и мы не можем его удержать дольше. Это вторая ступень на пути овладения техникой медитации. Путь поисков ответа на этот вопрос достаточно длинный и изощренный и у некоторых адептов, особенно занимающихся без наставников, он может занять годы. Та пустота и отсутствие мыслей, которые возникают в этот краткий миг, вовсе не являются просто пустотой, паузой, как мы обычно наивно полагаем. Эта пустота заполнена, и заполнена до максимума. И именно эта заполненность не позволяла ментальному шуму возобновить свой привычный гремящий поток. Чем же она заполнена? Не чем иным, как присутствием внутри самого себя. Чтобы вам стало понятнее, я просто переформулирую цель медитации, и теперь, на втором этапе, она будет звучать иначе. Если на первом этапе она звучала как высвобождение от ментального шума, то на втором этапе ментальный шум перестает быть в фокусе поставленной перед нами задачи. Как это ни поразительно звучит, но именно попытка высвободиться от ментального шума (во вторую очередь после контроля) и способствует его возобновлению: мы все время его непроизвольно ждем. И этим ожиданием мы его и провоцируем на то, чтобы он вновь появился.

Что такое ментальный шум и его остановка понимали даже дети в возрасте девяти лет. Так что с этого возраста люди вполне могут начать практиковать медтиацию, если у них будет очень большое желание.

М: Вы говорили, что ребенок полностью растворен в ментальном шуме. Он его контролирует или нет?

А: Нет. Ментальный шум его контролирует. Он ментальный шум не контролирует никак. Он не осознает его присутствия. И если взрослому человеку, если он не деградировал (некоторые люди в пожилом возрасте тоже не в состоянии это понять), это можно как-то объяснить, то маленькому ребенку этого не объяснить в принципе. Он не в состоянии понять, что в нем это течение происходит.

Итак, меняем цель медитации. Чтобы ее поменять, мы должны обнаружить, что, во-первых, ментальный шум – это не все, что у нас есть тогда, когда мы его созерцаем.

Что помимо ментального шума есть еще и точка покоя, которую этот ментальный шум не затрагивает (которой у детей действительно практически нет, и именно поэтому дети не могут в принципе отличить себя от ментального шума). Итак, есть точка покоя, которую этот ментальный шум не затрагивает. Что же это за точка? Ответ на этот вопрос открывает врата к следующему уровню занятий медитацией. Потому что ответом на этот вопрос является тот простой факт, что мы не отождествлены с ментальным шумом в той степени и в той мере, в какой мы себя от него отличаем. А мы себя отличаем от ментального шума, как это ни поразительно звучит, в той степени, в которой мы его созерцаем. Это парадоксально только на первый взгляд. Но задумайтесь, ведь в обычном состоянии вы не замечаете этого ментального шума. Хотя в обычном состоянии его ничуть не меньше, а даже больше.

М: Получается, что в обычном состоянии мы от него не отделены, так же как ребенок.

А: Да. Но ребенок в принципе не может через это перейти, а мы можем. Мы не отождествлены с ментальным шумом и мы не являемся им (то есть у нас есть точка покоя, не несущаяся вслед за этим гремящим потоком) тем местом, которым мы его созерцаем. Именно парадоксальность этого вывода служила и продолжает служить препятствием для начинающих адептов дза-дзен.

А: Так вот, в нас есть нечто, что созерцает ментальный шум, что им не является и в нем не растворено. Потому что оно в таком случае не могло бы отличать себя от ментального шума, а следовательно, оно не могло бы отличить и выделить этот ментальный шум как отдельный объект, чего не могут сделать маленькие дети, алкоголики, очень пожилые люди со склонностью к маразму. И если вы можете находиться на первой ступени медитации, следовательно, вы можешь понять то, о чем я говорю. Мы видим этот гремящий поток той частью нас, которая им не является.

М: А что порождает этот ментальный поток?

А: Это самый важный и самый главный вопрос, без ответа на который невозможно правильное выполнение медитации. На телесном уровне это те или иные очаги напряжения. Но на ментальном уровне это нечто другое. Самый большой парадокс заключается в том, что ментальный шум является порождением уменьшения полноты нашего присутствия в самих себе. Это самая большая тайна техники медитации дза-дзен и это золотой ключик к той дверце, которая ведет к просветлению.

Итак, когда мы присутствуем в самих себе в максимальной полноте (в своем максимуме представляющее собой состояние просветленного), то именно это присутствие уничтожает полностью, без всякого следа, самый мощный ментальный поток. А когда мы из присутствия выпадаем, начинаем отсутствовать, он сразу же появляется. И чем в большей степени мы отсутствуем, тем в большей степени усиливается ментальный шум. И когда мы, наконец, совсем перестаем присутствовать, он полностью нами овладевает. Мы перестаем его от себя отличать, и полностью в него вовлечены. Соответственно обратный путь таков: первая ступень – мы начинаем различать ментальный шум, мы его созерцаем. Но самое главное, чего мы таким образом добиваемся – мы устанавливаем некую точку, отличную от него. И эта точка и есть наблюдатель. Вторая ступень – мы пытаемся оказаться в той точке, откуда мы наблюдаем свой ментальный шум, в том месте, которое называется наблюдателем. Мы наблюдаем за тем, как он наблюдает. Процедура наблюдения за наблюдателем и есть совершенно обвальный, катастрофический, мощнейший из всего возможного путь к расширению сознания, почти мгновенный, бах! – и все. Потому что это и есть структура акта самосознания. Того самого, в котором «Я полагает самого себя в самом себе через самого себя». Именно в этом и заключается главный секрет техники медитации, по крайней мере, на данном этапе.

Как снять стресс? Медитация против стресса! Как правильно медитировать? Приемы медитации

Постоянная усталость, нервозность, раздражительность, повышенная тревожность и стресс крадут у Вашей жизни час за часом, заставляя стареть быстрее. Когда Вы нервничаете, переживаете или переутомляетесь, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны: адреналин и норадреналин. Ваши кровеносные сосуды сужаются, резко подскакивает артериальное давление. В организме — хаос и паника.

Именно стресс разрушает организм изнутри. И хотя пластическая хирургия научилась вполне успешно имитировать молодость, выглядеть молодо и быть молодой на самом деле — далеко не одно и то же.

Лицо без морщин, обезображенное гримасой страдания, боли или скуки, не имеет ничего общего с молодостью. Беззаботность, душевное равновесие, легкость характера, веселый взгляд — эти украшения юного личика связаны не только с отсутствием жизненного опыта но прежде всего с физическим состоянием организма.

Мы не всегда можем приспособиться к стрессам, убрать причины, вызывающие их. Но многое можем сделать, чтобы защитить себя от стрессов. Природа подарила нам прекрасную возможность расправляться с переживаниями и невзгодами — релаксацию.

Чтобы успокоиться, многие начинают курить, пить алкогольные напитки, кофе или чай. А для того чтобы заснуть, принимают транквилизаторы, от которых истощается мозг, а вместо здорового сна приходят беспокойные мысли.

Когда мозг теряет способность перезаряжать свои естественные аккумуляторы в соответствии с требованиями жизни, он перестает функционировать нормально.

Нам нужен доступ к источнику энергии, интеллекта, творческих способностей и гармонии. Мы можем получить его методом психологической релаксации, то есть медитации.

Что такое медитация? Это система духовных практик, которая позволит Вам взять на себя ответственность за содержание своих мыслей. Медитация создает в нас центр тишины и спокойствия. Из этого центра мы сможем отстраненно наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений.

Слово «медитация» происходит от латинского «medi-tari» — движимый к центру. Именно это, по-видимому, происходит во время медитации. Без напряжения, не прилагая никаких усилий, Вы оказываетесь в самом центре себя. У Вас появляется такое ощущение, будто Вы находитесь на неком возвышении, с которого ясно и отчетливо видите происходящее, можете осознать, что для Вас по-настоящему важно, способны сохранить спокойствие в кризисной ситуации и т. д.

Зачем надо медитировать? Чтобы снять нервное напряжение, а также чтобы справиться с навязчивыми мыслями.

Как правильно медитировать? Приемы медитации

Существует множество различных приемов медитации. Нет какой-то одной «правильной» техники: каждая имеет свои достоинства. Лучше всего медитировать один раз в день, в одно и то же время, идеально — утром, до начала повседневных забот. Для медитации требуется от пятнадцати минут до одного часа.

Пятнадцать минут ежедневно дадут Вам больше, чем часовые медитации дважды в неделю. Не существует «правильной» продолжительности медитирования. При некотором навыке Вы сами будете знать, когда Вам нора закончить медитацию — будет это через десять минут или через сорок.

Теперь о позе. Индийцы предпочитают позу «лотоса», японцы сидят на пятках. Для них эти позы хороши, поскольку усвоены еще в детстве.

Нам же эти позы могут показаться трудными, а вызываемая ими физическая боль будет отвлекать и препятствовать медитации. Не позволяйте никому морочить Вам голову, понуждая к мучительной имитации чужой культуры. Можно заниматься медитацией по утрам в пустой комнате, сидя в кресле, пока домашние спят.

Единственное правило: на чем бы Вы ни сидели, держите спину прямо. Это не означает, что Вы должны полностью выпрямить позвоночник, — не получится, поскольку он имеет естественные изгибы. Не горбитесь. Сядьте удобно. Ноги на полу. Кисти рук лежат свободно на коленях или, если предпочитаете, лежат так, чтобы соприкасались большие и указательные пальцы, — так делают на Востоке.

Итак, чтобы начать медитацию:
1. Примите медитативную позу.
2. Держите спину прямо.
3. Настройтесь на то, чтобы отложить на время все эмоции и проблемы.
4. Закройте глаза.
5. Оставьте любые суждения, ожидания и фантазии по поводу Вашей медитации.
6. Расслабьте мышцы лица.
7. Отрегулируйте дыхание. Дышите через обе ноздри и считайте, сколько тактов счета требуется Вам для вдоха. Затем — сколько для выдоха. Под действием вдыхаемого воздуха Ваш живот должен выпятиться, а грудь расширится. Побудьте в неподвилености несколько мгновений и лишь потом начинайте выпускать воздух. Пусть Ваше дыхание будет легким и неслышным.

Когда почувствуете, что дыхание стало ровным, приступайте к медитации.

Приемы медитации — созерцание предмета

Выберите какой-нибудь предмет. Это может быть небольшая статуэтка, чашка, веточка, камень, пламя свечи, кучка песка, коробка спичек, в общем все, что угодно.

Сосредоточьте на этом предмете все свое внимание. Смотрите на него так поглощенно, как если бы Вы никогда раньше ничего подобного не видели. Затем закройте глаза и, если возможно, прикоснитесь к нему. После этого снова всматривайтесь в Ваш предмет.

Каждый раз, когда Вы замечаете, что внимание уходит в сторону, отмечайте это и мягко возвращайте внимание к предмету.

Не таращьте глаза, просто смотрите, осторожно расслабьте мышцы глаз. И не забудьте о легкой улыбке. Через некоторое время Вы обнаружите, что почти вошли в жизнь предмета и Ваше сознание слилось с ним.

Приемы медитации — счет дыхания

Глубоко и ровно дыша, считайте циклы дыхания. «Дыхание — раз. Дыхание — два» и т. д. Говорите себе «дыхание» при вдохе, а счет — при выдохе.

В одном из медитативных методов предлагается использовать восходящий ряд чисел. Однако при этом может возникнуть искушение достичь определенного числа и помешать Вам. Фиксация на цели, которую предстоит достичь в будущем, действует разрушительно на переживание медитации в настоящем.

Вероятно, лучше считать до определенного числа — пяти или десяти (число десять используется учителями дзен), а затем начинать вновь с единицы.

Если Вы обнаружите, что думаете о чем-то, не относящемся к счету, мягко напомните себе о стоящей перед Вами задаче и возвращайтесь к счету.

Приемы медитации — осознаваемое дыхание

Вы наблюдаете и описываете свое дыхание, отмечаете его фазы. «Я дышу медленно. Мой живот выпячивается, грудь расширяется. Пауза. Теперь выдох» и т. д. Не вмешивайтесь в свой дыхательный процесс, не пытайтесь изменить свое дыхание, а просто наблюдайте за ним. Плывите по течению. Обращайте особое внимание на паузы — ту, что следует за вдохом, и ту, которая возникает после выдоха. В эти моменты Вы ближе всего к своему центру.

По преданию, Будда сказал, если Вы в состоянии осознавать свое дыхание в течение одного часа, Вы достигнете просветления. (Имеется в виду, что Ваше осознавание не упустит ни одного вдоха или выдоха!)

Если в голову забредет посторонняя мысль, не надо с ней бороться — впустите ее, придумайте ей какое-то обозначение, образно говоря, повесьте на нее бирку и отложите эту мысль на полку, где при желании сможете ее найти после медитации.

Некоторые отвлекающие мысли будут чрезвычайно соблазнительными, но Вы не должны попадаться на удочку. Это в Ваших силах! Однако, если Вас постигнет какое-то изумительное озарение или Вы вдруг найдете решение мучающей Вас долгое время проблемы, вполне допустимо прервать медитацию, чтобы додумать новую мысль. Уверяю Вас, среди отвлекающих мыслей подобные откровения будут встречаться не часто.

Если Вы еще не пробовали медитировать, надеюсь, прочитанное вдохновит Вас на это. Помните, Вы отвечаете за выбор места и времени, а также концентрацию внимания и воли на выполнении задания. Остальное произойдет само собой.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна

Медитация с использованием мантры

Мантра — это определенные звуковые сочетания, которые многократно произносятся во время медитации. Для того чтобы не допускать появление ненужных мыслей, внимание концентрируется на мантрах.

Различные школы придают разное значение важности выбора той или иной мантры. Однако многочисленные исследования подтвердили, что случайно выбранные слова и звуки так же эффективны, как и специальные мантры. Поэтому вы можете выбрать любое слово с благоприятной энергетикой, которое вас привлекает: «мир», «гармония», «тишина», «покой» и т.п. Или использовать специальные мантры. К типичным восточным мантрам можно отнести «Ом» (вариант — «Аум») — «я есть», «Са-хам» — «я — она», «Со-хам» — «я — он».

Во процессе медитации таким способом произносить мантру можно как вслух, так и про себя. Однако помните, что это не должно вызывать у вас никакого напряжения, поэтому если вы делаете это вслух — не произносите мантру слишком громко или слишком энергично. Через 5-10 минут постепенно переходите на произнесение мантры шепотом или вовсе про себя. Ритм и темп ее произнесения так же должны быть комфортными — со временем вы выработаете для себя наиболее оптимальный вариант. При появлении мыслей спокойно переключите внимание на мантру.

Медитация с концентрацией на предмете

Суть этого способа медитации в разглядывании какого-либо предмета без словесного размышления о нем, без комментариев и оценок.

Выберите какой-нибудь небольшой предмет, который вам по душе. Лучше, если он будет природного происхождения (камень, кусок дерева), однако это не принципиально — подойдут и другие предметы, например, свеча, коробок спичек. Избегайте цветов, так как у многих людей концентрация на них не получается вследствие того, что появляется много мыслей. Так же следует избегать таких символов, как, например, крест.

Возьмите предмет в руки и начинайте его рассматривать, замечая все малейшие детали. Смотрите на него так, словно видите его впервые. Подводите руку ближе к глазам и отдаляйте от них, поворачивайте предмет, касайтесь его, стараясь составить его представление с помощью не только зрения, но и осязания. Иногда вы будете замечать, что ваше внимание рассеивается, или ощущения норовят определиться в слова. Это неизбежно, но каждый раз, как только вы это заметили — возвращайте внимание к предмету и снова беспристрастно рассматривайте его.

Возможно, что тело отреагирует усталостью на это упражнение, может казаться, что оно стало тяжелее или легче. Неожиданно могут возникнуть проблески интуиции. Возможно, покажется, что предмет стал изменяться в весе, размере, форме. Может произойти много интересных явлений, однако, не забывайте, что цель медитации не в них, а в тренировке мозга, в умении концентрироваться только на чем-то одном.

Медитация с концентрацией на собственных ощущениях

Эта медитация отличается от других тем, что отсутствует какой-либо предмет концентрации внимания, в его роли выступают ваши собственные ощущения. Вы учитесь наблюдать за собственными ощущениями со стороны и не воспринимать происходящее во вне как положительное или отрицательное.

Как правило, любое событие, происходящее вокруг, вызывает какую-либо реакцию в человеке. Если звуки, запахи, ситуации нам приятны — они вызывают приятные ощущения, мы начинаем их желать, если неприятны — неприятные, порой появляется даже отвращение.

Это упражнение позволяет вырваться из плена шаблонных реакций и взять под контроль собственные ощущения. Благодаря ему, вы сможете научиться просто наблюдать свои реакции вместо того, чтобы выражать их. Этим вы избавите себя и своих близких от ненужных стрессов, которые вызывают отрицательные ощущения.

Так же важно то, что медитировать таким способом можно не только специально подготавливаясь, но и в любое другое время: в транспорте, дома, на улице и т.д. Он понятен и возможен для любого человека. Именно по этой причине такой способ медитации лег в основу статьи «Много проблем? Неправда!».

Итак, примите удобную позу, закройте глаза и сконцентрируйте внимание на окружающих звуках. Старайтесь заметить каждый из них, каждому уделяйте одинаковое внимание. Когда в голову приходят мысли, не прогоняйте их, но наблюдайте за ними как бы со стороны, как и звукам, не давая никакой оценки или комментариев, не останавливайтесь на них, позвольте им блуждать без помех. Очень важно в этом упражнении осознать, что ваш разум порождает мысли, и что вы можете отделить их от себя, стать их сторонним наблюдателем. Уделите внимание всему, что появляется в сознании: запахам, настроению, ощущениям тела, звукам, воспоминаниям и т.д.

Выберите любой способ, который вам больше по душе и начинайте освоение этой практики. Кроме времени, которое вы специально отводите для медитации, не забывайте так же и о медитации в повседневной жизни.

Достижение результата потребует терпения. Удовлетворение от занятий медитацией приходит не сразу, все зависит от индивидуальных особенностей. У одних оно появляется уже через несколько дней, у других — через несколько месяцев или даже лет. Но, так или иначе, это не пройдет зря и ваше терпение будет вознаграждено.

Православная Церковь категорически против занятий медитацией!

Наша страничка

Интересно, что учёные добрались до изучения влияния медитации на мозг человека, и выяснили: она лучшим образом сказывается на его состоянии. Медитация способствует активизации мозговых клеток, уплотнению тех отделов, которые отвечают за память, контроль, восприятие, повышает способность человека к обучению. При этом во время медитации одновременно снижается плотность отделов мозга, которые отвечают за депрессивное и стрессовое состояние, соответственно, и склонность человека к этим неприятным состояниям. А самое интересное открытие учёного мира состоит в том, что медитация оказывает значительное влияние на человеческие гены — регулярные и успешные практики улучшают генетику и качество молекул человеческого организма.
Особенно благотворно влияет ненаправленная медитация, то есть не когда человек стремится сосредоточить своё внимание на чём-то одном, а просто старается расслабиться, наблюдая за потоком своих мыслей как бы со стороны.

В свете таких полезных открытий хочется привести в пример несколько медитативных техник, которые быстро научат вас расслабляться, отвлекаться от дурных мыслей и сосредотачивать свою жизнь только в позитивном русле.

Помните, что для начала нужно подготовить своё тело и душу к тому, что сейчас вы будете расслабляться. Для этого есть три несложных способа: можно считать от 1 до 21 трижды, либо считать от 20 до 1 один раз, либо короткое время концентрироваться на своём дыхании, про себя повторяя «вдох-выдох». Каждый выбирает тот вариант, который ему по душе. А если вы уже не первый месяц практикуете медитацию, у вас вообще может отпасть необходимость вхождения в неё, потому как вы научитесь входить в практику буквально за секунды.
1. Вдох — выдох…
С одной стороны, этот вид медитации очень прост: ваша задача — сосредоточиться на собственном дыхании, стараться глубже проникать в каждый вдох и выдох. С другой же — это самая эффективная медитация, которая учит погружаться в иной мир, иное пространство, нежели та муторная и проблематичная жизнь, в которой постоянно пребывает большинство из нас. Дышать старайтесь носом, впуская воздух до самого живота — по-другому это называется брюшным дыханием. Во время дыхания старайтесь прочувствовать каждый вдох и каждый выдох, что происходит при этом с внутренними органами — как подымаются грудь и живот, как воздух проходит по носовым пазухам, затем опускается в глотку и трахею, какой он температуры и так далее. Практикуйте данный вид медитации столько, сколько вам не надоедает. Постепенно время можете увеличивать.
2. Улыбнись!
На первый взгляд, такой вид медитации может показаться странным и несерьёзным. Однако, при ближайшем рассмотрении и первой попытке её осуществления становится ясно, что она действительно работает. Чаще всего человек пребывает в серьёзном, порой даже слишком хмуром состоянии, особенно это относится к пессимистам, которые видят жизнь, мягко говоря, в нерадужных тонах. Поэтому каждому в такой ситуации не помешает улыбнуться. Старайтесь улыбаться постепенно и искренне, не натягивайте улыбку, а старайтесь своими мыслями сделать так, чтобы она сама проявилась на вашем лице. Лучшая улыбка — мягкая, спокойная и при этом лучезарная.
3. Одно слово.
Можно медитировать мантрой, состоящей из одного слова. Выберите то слово, которое вам в данный момент больше всего близко, нравится, по душе. Например, любовь, счастье, благоразумие, вера, радость… В течение пары минут повторяйте это слово про себя — можете менять интервал между словами, скорость произнесения, делать перерывы между мантрами. Главное — чтобы был эффект погружения глубоко в суть этого слова, какой вы её понимаете.
4.

Я прогуливаюсь.
Эту практику хорошо делать во время спокойной и неторопливой ходьбы, когда вы вышли прогуляться в парк или лес. Идеальным местом является загородная природа, где тишина, поют птицы, слышны естественные звуки природной жизни. Во время гуляния осознайте самого себя: прочувствуйте части своего тела, что с ним происходит во время движения. Обратите внимание на движения ступней, коленей, бёдер, рук, локтей, груди, ритмичность дыхание. Если получится, вы сможете мысленно увидеть себя со стороны — это будет тем явственнее, чем более точно вы воспроизведёте образ себя идущего.
5. Любимая музыка.
Некоторым людям очень хорошо подходит данный тип медитации. Задача — включить любимую мелодию и внимательно её прослушивать. Можно заменить её звуками природы — шум волн, пение птиц, лесные переливы… Попробуйте разобрать мелодию на составные части: услышьте все инструменты, которые использованы при её создании. Если это звуки природы, можете даже представлять воочию, как могут выглядеть навеваемые образы. И при этом расслабляйтесь.
6. Моё тело.
Здесь нужно занять удобное для себя положение тела — скорее всего, это может быть поза сидя или лёжа, в которой вы будете исследовать своё тело по кусочкам, по частям. Начните с головы, после чего постепенно передвигайтесь ниже к шее, плечам, рукам, груди, затем осознайте солнечное сплетение, брюшную область, живот, потом осознайте таз, бёдра, колени, лодыжки, щиколотки, ступни… Если придумаете, можете, изучать тело ещё более подробно. При желании двигайтесь потом в обратном направлении — от ног к голове.
7. Шумы вокруг.
Это несколько ненаправленная медитация. Здесь вашей задачей будет тщательное прослушивание звуков, которые вас окружают в данный момент. Прислушайтесь к каждому из них, осознайте их. Наверняка, некоторые из этих шумов вы услышите впервые в жизни, потому как на что-то незначительное обычно мы внимания не обращаем.
8. Три вздоха.
Если вы находитесь в напряжённом, нервозном состоянии, вам поможет медитация с тремя глубокими вздохами. Нужно закрыть глаза, сделать как можно более глубокий вдох, сделать паузу и затем также медленно выдохнуть. После того, как откроете глаза, увидите, что вокруг вас всё изменилось в положительную сторону, хотя на самом деле это вы поменялись!
Вот такие нехитрые медитации, надеюсь, помогут вам в освоении науки быть гармоничным и уравновешенным человеком, который сам творит свою реальность, а значит — меняет мир и людей вокруг к лучшему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *