Цели и задачи урока:
Оборудование: картина А. А. Пластoвa » Первый снег”, фонограмма произведений П.И. Чайковского «Времена года”, картины русских художников о зиме.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
2. Введение в тему урока.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках покатила.
— О каком времени года эта загадка?
— Нравится ли вам это время года? Чем именно?
— Назовите зимние месяцы.
— Какую поговорку о декабре вы помните?
Декабрь год кончает, а зиму — начинает.
— Почему так говорят? Сегодня 2 декабря – самое начало зимы.
— Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство Зимы и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий — художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя.
— Наша зима у поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.
— Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная. Вспомните, какое стихотворение А.С.Пушкина вам уже знакомо? Из какого произведения этот отрывок?
(Чтение наизусть стихотворения «Вот север, тучи нагоняя,…” подготовленным учеником)
— Как Пушкин называет зиму? (Матушка-зима)
— Как еще можно назвать зиму?
З. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов о зиме. Каждый из них по-разному воспринимал зиму. Кто-то радовался первому снегу, удивлялся завыванию вьюги, восхищался картинами русского пейзажа. Все эти произведения относятся к лирическим произведениям. Любое лирическое произведение отражает чувства человека, который его написал. Мы будем читать стихи русских поэтов и смотреть на зиму их глазами, чувствовать их сердцем.
— А кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо, плавно, танцуя. И всё, что попадало на его пути, снег красил в белый цвет)
4. Работа над картиной Пластова » Первый снег”.
— Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег”.
— Рассмотрите эту картину. Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки поймать снежинку)
— Какое время суток изобразил художник? (Утро, дети второпях выбежали на улицу посмотреть на первый снег)
Работа со словарём настроений.
Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей.
радость | восторг | волнение | ||
удивление | восхищение | беспокойство | ||
испуг | грусть | интерес |
— Сейчас мы познакомимся с содержанием стихотворений и я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить почему вы так думаете?
Знакомство со стuxотворенuем И. Бунина.
— Мы уже знакомились с творчеством И.А.Бунина. Только его произведение было посвящено другому времени года – осени. А сегодня прочитаем стихотворение о зиме.
Чтение стихотворения учителем. (звучит музыка П.И. Чайковского).
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
— Какая картина вставала перед вашими глазами, когда вы слушали это стихотворение?
— Какой день, какую погоду вы представили себе? (Прохладный, закат был яркий)
— Как нужно читать это произведение? С каким чувством? (Спокойно)
(Чтение 1-2 учеников)
— Прочитайте, какой была ночь?
— Когда стал падать первый снег?
— Прочитайте две последних строки. Как вы понимаете их?
Физпауза.
— Закройте глаза. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок. На ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.
— Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, легкие, серебристые)
Работа в парах.
Белые, как. … (сахар, молоко)
Лёгкие, как … (пух)
Ажурные, будто … (кружево, звёздочки)
Знакомство со стихотворением К. Бальмонта.
— А сейчас узнаем, как описал снежинку К. Бальмонт в своём стихотворении.
1. Ученик выразительно читает стихотворение
— Понравилось ли вам это стихотворение?
— Чем снежинка восхищает поэта?
— А как вы думаете, как нужно читать это стихотворение. (Восторженно, восхищённо)
2. Учащиеся читают стихотворение «про себя”
— Какой же увидел поэт снежинку? Найдите и прочитайте слова, описывающие красоту снежинки. (Светло-пушистая, подчеркивает мягкость, воздушность, легкость. Белая, чистая, смелая.)
3. Повторное чтение стихотворения.
— С чем сравнивает поэт снежинку в конце пути? (Со звездой)
— Почему?
— А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Но все они имеют шесть лучей. (Учитель показывает нарисованную снежинку)
Знакомство со стихотворением Я.Акима.
— А кто помнит, чем пахнет снег? (Он пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой)
Звучит аудиозапись стихотворения Я. Акима «Первый снег”.
— Какую картину можно нарисовать?
— Прочитайте, как поэт описывает первый снег?
— А что уже успел сделать снег?
Выразительное чтение.
— С какой интонацией прочитаем стихотворение? (Удивлённо, радостно)
Итог урока.
— Мы прочитали три произведения русских поэтов, какой одной темой объединены все три произведения? (Все рисуют первый снег, зиму)
— А как вы думаете, какое из них больше всего подходит к картине А. А. Пластова «Первый снег” (Я. Акима)
— Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка – визитная карточка зимы?
— Какая она бывает? У каждого на столе приземлилась своя снежинка, волшебная. Она спряталась в вашем учебнике.
Попробуйте составить и записать на ней четверостишье, используя данные рифмы.
…… …снежинка
….… пушинка
…… ….летала
….. …..упала
(Работа детей, звучит музыка П.И. Чайковского «Сладкие грёзы”)
Зачитать детские четверостишья.
— Завершая наш урок, я хочу, чтобы музыка зимы, звучала в вашей душе, и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.
Домашнее задание.
— Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
(В 1817-м году) Пусть нежный баловень полуденной природы, Где тень душистее, красноречивей воды, Улыбку первую приветствует весны! Сын пасмурных небес полуночной страны, Обыкший к свисту вьюг и реву непогоды, Приветствую душой и песнью первый снег. С какою радостью нетерпеливым взглядом Волнующихся туч ловлю мятежный бег, Когда с небес они на землю веют хладом! Вчера еще стенал над онемевшим садом Ветр скучной осени, и влажные пары Стояли над челом угрюмыя горы Иль мглой волнистою клубилися над бором. Унынье томное бродило тусклым взором По рощам и лугам, пустеющим вокруг. Кладбищем зрелся лес; кладбищем зрелся луг. Пугалище дриад1, приют крикливых вранов, Ветвями голыми махая, древний дуб Чернел в лесу пустом, как обнаженный труп. И воды тусклые, под пеленой туманов, Дремали мертвым сном в безмолвных берегах. Природа бледная, с унылостью в чертах, Поражена была томлением кончины. Сегодня новый вид окрестность приняла, Как быстрым манием чудесного жезла; Лазурью светлою горят небес вершины; Блестящей скатертью подернулись долины, И ярким бисером усеяны поля. На празднике зимы красуется земля И нас приветствует живительной улыбкой. Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой; Там, темный изумруд посыпав серебром, На мрачной сосне он разрисовал узоры. Рассеялись пары, и засверкали горы, И солнца шар вспылал на своде голубом. Волшебницей зимой весь мир преобразован; Цепями льдистыми покорный пруд окован И синим зеркалом сравнялся в берегах. Забавы ожили; пренебрегая страх, Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой И, празднуя зимы ожиданный возврат, По льду свистящему кружатся и скользят. Там ловчих полк готов; их взор нетерпеливый Допрашивает след добычи торопливой,— На бегство робкого нескромный снег донес; С неволи спущенный за жертвой хищный пес Вверяется стремглав предательскому следу, И довершает нож кровавую победу. Покинем, милый друг, темницы мрачный кров! Красивый выходец кипящих табунов, Ревнуя на бегу с крылатоногой ланью, Топоча хрупкий снег, нас по полю помчит. Украшен твой наряд лесов сибирских данью, И соболь на тебе чернеет и блестит. Презрев мороза гнев и тщетные угрозы, Румяных щек твоих свежей алеют розы, И лилия свежей белеет на челе. Как лучшая весна, как лучшей жизни младость, Ты улыбаешься утешенной земле, О, пламенный восторг! В душе блеснула радость, Как искры яркие на снежном хрустале. Счастлив, кто испытал прогулки зимней сладость! Кто в тесноте саней с красавицей младой, Ревнивых не боясь, сидел нога с ногой, Жал руку, нежную в самом сопротивленье, И в сердце девственном впервой любви смятенья, И думу первую, и первый вздох зажег, В победе сей других побед прияв залог. Кто может выразить счастливцев упоенье? Как вьюга легкая, их окриленный бег Браздами ровными прорезывает снег И, ярким облаком с земли его взвевая, Сребристой пылию окидывает их. Стеснилось время им в один крылатый миг. По жизни так скользит горячность молодая, И жить торопится, и чувствовать спешит!2 Напрасно прихотям вверяется различным; Вдаль увлекаема желаньем безграничным, Пристанища себе она нигде не зрит. Счастливые лета! Пора тоски сердечной! Но что я говорю? Единый беглый день, Как сон обманчивый, как привиденья тень, Мелькнув, уносишь ты обман бесчеловечный! И самая любовь, нам изменив, как ты, Приводит к опыту безжалостным уроком И, чувства истощив, на сердце одиноком Нам оставляет след угаснувшей мечты. Но в памяти души живут души утраты. Воспоминание, как чародей богатый, Из пепла хладного минувшее зовет И глас умолкшему и праху жизнь дает. Пусть на омытые луга росой денницы Красивая весна бросает из кошницы3 Душистую лазурь и свежий блеск цветов; Пусть, растворяя лес очарованьем нежным, Влечет любовников под кровом безмятежным Предаться тихому волшебству сладких снов!— Не изменю тебе воспоминаньем тайным, Весны роскошныя смиренная сестра, О сердца моего любимая пора! С тоскою прежнею, с волненьем обычайным, Клянусь платить тебе признательную дань; Всегда приветствовать тебя сердечной думой, О первенец зимы, блестящей и угрюмой! Снег первый, наших нив о девственная ткань!
Стихи о зиме Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
********
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
(Из романа «Евгений Онегин»)
Зимний вечер
А. С. Пушкин
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
*******
(Из романа «Евгений Онегин»)
Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несётся в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовёт его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Александр Пушкин. Стихи о зиме
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Няня
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдалённый путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…