Пушкин про снег

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений русских поэтов о первом снеге;
  • развивать речь, мышление, воображение, фантазию;
  • умение работать с содержанием текстов;
  • воспитывать любовь к красоте русской природы.
  • Оборудование: картина А. А. Пластoвa » Первый снег”, фонограмма произведений П.И. Чайковского «Времена года”, картины русских художников о зиме.

    Ход урока

    1. Психологический настрой.

    Я рада видеть каждого из вас
    И пусть в окно зима прохладой дышит,
    Нам будет здесь уютно и тепло
    Ведь весь наш класс
    Друг друга любит, чувствует и слышит.

    2. Введение в тему урока.

    Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила.
    И на санках покатила.

    — О каком времени года эта загадка?

    — Нравится ли вам это время года? Чем именно?

    — Назовите зимние месяцы.

    — Какую поговорку о декабре вы помните?

    Декабрь год кончает, а зиму — начинает.

    — Почему так говорят? Сегодня 2 декабря – самое начало зимы.

    — Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство Зимы и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий — художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя.

    — Наша зима у поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

    — Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная, величественная. Вспомните, какое стихотворение А.С.Пушкина вам уже знакомо? Из какого произведения этот отрывок?

    (Чтение наизусть стихотворения «Вот север, тучи нагоняя,…” подготовленным учеником)

    — Как Пушкин называет зиму? (Матушка-зима)

    — Как еще можно назвать зиму?

    З. Сообщение темы урока.

    — Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов о зиме. Каждый из них по-разному воспринимал зиму. Кто-то радовался первому снегу, удивлялся завыванию вьюги, восхищался картинами русского пейзажа. Все эти произведения относятся к лирическим произведениям. Любое лирическое произведение отражает чувства человека, который его написал. Мы будем читать стихи русских поэтов и смотреть на зиму их глазами, чувствовать их сердцем.

    — А кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо, плавно, танцуя. И всё, что попадало на его пути, снег красил в белый цвет)

    4. Работа над картиной Пластова » Первый снег”.

    — Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег”.

    — Рассмотрите эту картину. Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки поймать снежинку)

    — Какое время суток изобразил художник? (Утро, дети второпях выбежали на улицу посмотреть на первый снег)

    Работа со словарём настроений.

    Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей.

    радость восторг волнение
    удивление восхищение беспокойство
    испуг грусть интерес

    — Сейчас мы познакомимся с содержанием стихотворений и я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить почему вы так думаете?

    Знакомство со стuxотворенuем И. Бунина.

    — Мы уже знакомились с творчеством И.А.Бунина. Только его произведение было посвящено другому времени года – осени. А сегодня прочитаем стихотворение о зиме.

    Чтение стихотворения учителем. (звучит музыка П.И. Чайковского).

    Зимним холодом пахнуло
    На поля и на леса.
    Ярким пурпуром зажглися
    Пред закатом небеса.

    Ночью буря бушевала,
    А с рассветом на село,
    На пруды, на сад пустынный
    Первым снегом понесло.

    И сегодня над широкой
    Белой скатертью полей
    Мы простились с запоздалой
    Вереницею гусей.

    — Какая картина вставала перед вашими глазами, когда вы слушали это стихотворение?

    — Какой день, какую погоду вы представили себе? (Прохладный, закат был яркий)

    — Как нужно читать это произведение? С каким чувством? (Спокойно)

    (Чтение 1-2 учеников)

    — Прочитайте, какой была ночь?

    — Когда стал падать первый снег?

    — Прочитайте две последних строки. Как вы понимаете их?

    Физпауза.

    — Закройте глаза. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок. На ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.

    — Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, легкие, серебристые)

    Работа в парах.

    Белые, как. … (сахар, молоко)

    Лёгкие, как … (пух)

    Ажурные, будто … (кружево, звёздочки)

    Знакомство со стихотворением К. Бальмонта.

    — А сейчас узнаем, как описал снежинку К. Бальмонт в своём стихотворении.

    1. Ученик выразительно читает стихотворение

    — Понравилось ли вам это стихотворение?

    — Чем снежинка восхищает поэта?

    — А как вы думаете, как нужно читать это стихотворение. (Восторженно, восхищённо)

    2. Учащиеся читают стихотворение «про себя”

    — Какой же увидел поэт снежинку? Найдите и прочитайте слова, описывающие красоту снежинки. (Светло-пушистая, подчеркивает мягкость, воздушность, легкость. Белая, чистая, смелая.)

    3. Повторное чтение стихотворения.

    — С чем сравнивает поэт снежинку в конце пути? (Со звездой)

    — Почему?

    — А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Но все они имеют шесть лучей. (Учитель показывает нарисованную снежинку)

    Знакомство со стихотворением Я.Акима.

    — А кто помнит, чем пахнет снег? (Он пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой)

    Звучит аудиозапись стихотворения Я. Акима «Первый снег”.

    — Какую картину можно нарисовать?

    — Прочитайте, как поэт описывает первый снег?

    — А что уже успел сделать снег?

    Выразительное чтение.

    — С какой интонацией прочитаем стихотворение? (Удивлённо, радостно)

    Итог урока.

    — Мы прочитали три произведения русских поэтов, какой одной темой объединены все три произведения? (Все рисуют первый снег, зиму)

    — А как вы думаете, какое из них больше всего подходит к картине А. А. Пластова «Первый снег” (Я. Акима)

    — Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка – визитная карточка зимы?

    — Какая она бывает? У каждого на столе приземлилась своя снежинка, волшебная. Она спряталась в вашем учебнике.

    Попробуйте составить и записать на ней четверостишье, используя данные рифмы.

    …… …снежинка

    ….… пушинка

    …… ….летала

    ….. …..упала

    (Работа детей, звучит музыка П.И. Чайковского «Сладкие грёзы”)

    Зачитать детские четверостишья.

    — Завершая наш урок, я хочу, чтобы музыка зимы, звучала в вашей душе, и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.

    Домашнее задание.

    — Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

    (В 1817-м году) Пусть нежный баловень полуденной природы, Где тень душистее, красноречивей воды, Улыбку первую приветствует весны! Сын пасмурных небес полуночной страны, Обыкший к свисту вьюг и реву непогоды, Приветствую душой и песнью первый снег. С какою радостью нетерпеливым взглядом Волнующихся туч ловлю мятежный бег, Когда с небес они на землю веют хладом! Вчера еще стенал над онемевшим садом Ветр скучной осени, и влажные пары Стояли над челом угрюмыя горы Иль мглой волнистою клубилися над бором. Унынье томное бродило тусклым взором По рощам и лугам, пустеющим вокруг. Кладбищем зрелся лес; кладбищем зрелся луг. Пугалище дриад1, приют крикливых вранов, Ветвями голыми махая, древний дуб Чернел в лесу пустом, как обнаженный труп. И воды тусклые, под пеленой туманов, Дремали мертвым сном в безмолвных берегах. Природа бледная, с унылостью в чертах, Поражена была томлением кончины. Сегодня новый вид окрестность приняла, Как быстрым манием чудесного жезла; Лазурью светлою горят небес вершины; Блестящей скатертью подернулись долины, И ярким бисером усеяны поля. На празднике зимы красуется земля И нас приветствует живительной улыбкой. Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой; Там, темный изумруд посыпав серебром, На мрачной сосне он разрисовал узоры. Рассеялись пары, и засверкали горы, И солнца шар вспылал на своде голубом. Волшебницей зимой весь мир преобразован; Цепями льдистыми покорный пруд окован И синим зеркалом сравнялся в берегах. Забавы ожили; пренебрегая страх, Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой И, празднуя зимы ожиданный возврат, По льду свистящему кружатся и скользят. Там ловчих полк готов; их взор нетерпеливый Допрашивает след добычи торопливой,— На бегство робкого нескромный снег донес; С неволи спущенный за жертвой хищный пес Вверяется стремглав предательскому следу, И довершает нож кровавую победу. Покинем, милый друг, темницы мрачный кров! Красивый выходец кипящих табунов, Ревнуя на бегу с крылатоногой ланью, Топоча хрупкий снег, нас по полю помчит. Украшен твой наряд лесов сибирских данью, И соболь на тебе чернеет и блестит. Презрев мороза гнев и тщетные угрозы, Румяных щек твоих свежей алеют розы, И лилия свежей белеет на челе. Как лучшая весна, как лучшей жизни младость, Ты улыбаешься утешенной земле, О, пламенный восторг! В душе блеснула радость, Как искры яркие на снежном хрустале. Счастлив, кто испытал прогулки зимней сладость! Кто в тесноте саней с красавицей младой, Ревнивых не боясь, сидел нога с ногой, Жал руку, нежную в самом сопротивленье, И в сердце девственном впервой любви смятенья, И думу первую, и первый вздох зажег, В победе сей других побед прияв залог. Кто может выразить счастливцев упоенье? Как вьюга легкая, их окриленный бег Браздами ровными прорезывает снег И, ярким облаком с земли его взвевая, Сребристой пылию окидывает их. Стеснилось время им в один крылатый миг. По жизни так скользит горячность молодая, И жить торопится, и чувствовать спешит!2 Напрасно прихотям вверяется различным; Вдаль увлекаема желаньем безграничным, Пристанища себе она нигде не зрит. Счастливые лета! Пора тоски сердечной! Но что я говорю? Единый беглый день, Как сон обманчивый, как привиденья тень, Мелькнув, уносишь ты обман бесчеловечный! И самая любовь, нам изменив, как ты, Приводит к опыту безжалостным уроком И, чувства истощив, на сердце одиноком Нам оставляет след угаснувшей мечты. Но в памяти души живут души утраты. Воспоминание, как чародей богатый, Из пепла хладного минувшее зовет И глас умолкшему и праху жизнь дает. Пусть на омытые луга росой денницы Красивая весна бросает из кошницы3 Душистую лазурь и свежий блеск цветов; Пусть, растворяя лес очарованьем нежным, Влечет любовников под кровом безмятежным Предаться тихому волшебству сладких снов!— Не изменю тебе воспоминаньем тайным, Весны роскошныя смиренная сестра, О сердца моего любимая пора! С тоскою прежнею, с волненьем обычайным, Клянусь платить тебе признательную дань; Всегда приветствовать тебя сердечной думой, О первенец зимы, блестящей и угрюмой! Снег первый, наших нив о девственная ткань!

    Стихи о зиме Пушкина

    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет волшебница-зима,
    Пришла, рассыпалась; клоками
    Повисла на суках дубов,
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей вокруг холмов.
    Брега с недвижною рекою
    Сравняла пухлой пеленою;
    Блеснул мороз, и рады мы
    Проказам матушки-зимы.

    ЗИМНЕЕ УТРО

    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела —
    А нынче… погляди в окно:

    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.

    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Веселым треском
    Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?

    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.

    ********

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как-нибудь;
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая;
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.
    Вот бегает дворовый мальчик,
    В салазки жучку посадив,
    Себя в коня преобразив;
    Шалун уж отморозил пальчик:
    Ему и больно и смешно,
    А мать грозит ему в окно.

    (Из романа «Евгений Онегин»)

    Зимний вечер

    А. С. Пушкин

    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
    Наша ветхая лачужка
    И печальна и темна.
    Что же ты, моя старушка,
    Приумолкла у окна?
    Или бури завываньем
    Ты, мой друг, утомлена,
    Или дремлешь под жужжаньем
    Своего веретена?
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.
    Спой мне песню, как синица
    Тихо за морем жила;
    Спой мне песню, как девица
    За водой поутру шла.
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя.
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.

    *******

    (Из романа «Евгений Онегин»)

    Встаёт заря во мгле холодной;
    На нивах шум работ умолк;
    С своей волчихою голодной
    Выходит на дорогу волк;
    Его почуя, конь дорожный
    Храпит — и путник осторожный
    Несётся в гору во весь дух;
    На утренней заре пастух
    Не гонит уж коров из хлева,
    И в час полуденный в кружок
    Их не зовёт его рожок;
    В избушке распевая, дева
    Прядёт, и, зимних друг ночей,
    Трещит лучинка перед ней.

    Александр Пушкин. Стихи о зиме

    ЗИМНЯЯ ДОРОГА

    Сквозь волнистые туманы
    Пробирается луна,
    На печальные поляны
    Льёт печально свет она.
    По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит,
    Колокольчик однозвучный
    Утомительно гремит.
    Что-то слышится родное
    В долгих песнях ямщика:
    То разгулье удалое,
    То сердечная тоска…
    Ни огня, ни чёрной хаты,
    Глушь и снег… Навстречу мне
    Только вёрсты полосаты
    Попадаются одне.

    Няня

    Подруга дней моих суровых.
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждёшь меня.
    Ты под окном своей светлицы
    Горюешь, будто на часах,
    И медлят поминутно спицы
    В твоих наморщенных руках.
    Глядишь в забытые вороты
    На черный отдалённый путь:
    Тоска, предчувствия, заботы
    Теснят твою всечасно грудь…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *