Стихи про этикет для детей

Содержание

Стихи на тему: Этикет для детей 6-7 лет

Тематическая подборка стихотворений «Будьте вежливы»

* * *

Хорошо живут у Феди

Куклы, зайцы и медведи,

Все у них в порядке:

Прибраны кроватки,

Чисто вымыто в углах,

Ни пылинки на столах.

Все, как надо, сложено,

На место положено.

Ешьте, дети, не спеша,

Каша очень хороша.

Ешьте все до дна.

Ведь на самом дне она

Самая хорошая.

А теперь, велят часы,

Мойте руки и носы.

Невеличка-маленька,

Белоличка Галенька

Умывается сама,

Одевается сама.

Вежливый поступок

Было лето,

Пели птички…

Павлик ехал

В электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки

В дверь вошли.

Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял:

«Иностранки!

Это видно по осанке!

Может быть, они туристки!

В первый раз у нас в стране!

И с трудом он по-английски

Произнес: «Позвольте мне

Пригласить вас на скамью!

Ну, а сам я постою..!»

Было лето,

Пели птички…

Две девчонки в электричке

Сели около окна.

— Между прочим,

Мы москвички, —

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

— Как же так!

Значит, я

Попал впросак!! –

И теперь не пьет,

Не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!

А. Барто

Докладчик

Выступал докладчик юный,

Говорил он о труде,

Он доказывал с трибуны:

— Нужен труд всегда, везде!

Нам велит трудиться школа,

Учит этому отряд…

— Подними бумажки с пола! –

Крикнул кто-то из ребят.

Но тут докладчик морщится:

— На это есть уборщица!

А. Барто

Чудесный вирус

Ребята, потише!

Послушайте лучше,

Какой был со мной

Удивительный случай!

Однажды я нес

Чемоданы с вокзала,

Но сдали силенки —

Не те, что бывало!

Ну, думаю, сяду

Сейчас по дороге:

Откуда на улице

Ждать мне подмоги?..

И вдруг отовсюду

Бегом и вприпрыжку

Гурьбою ко мне

Повалили мальчишки;

Их сотня за сотней

Дружно спешила,

Наверное, все,

Сколько в городе было.

Они извинились,

Что поздно хватились,

За все чемоданы

Мои ухватились.

Они мне повсюду

Дорогу давали,

В метро и в трамваях

Места уступали…

Я спрашивал: «Братцы,

Чего это ради?»

Они отвечали:

«Пожалуйста, дядя!»

Вокруг то и дело

Звучали красиво

Слова «Извините»,

«Позвольте», «Спасибо».

Меня же,

Сменяясь в пути понемногу,

Буквально несли

На руках всю дорогу…

Я так волновался,

Что съел два обеда,

Я ночью стучался

В квартиру соседа,

И срочно с постели

его поднимая

Я все рассказал,

ничего не скрывая.

Сосед удивился:

«Вы разве не знали?!

Да вы же, дружок,

От событий отстали!

Ведь это известно всему

уже миру —

Детей охватил уважения вирус!

Они теперь все —

Превосходные люди,

И так, очевидно, всегда уже будет».

Мол, вот — это дети!

Не то, что когда-то…

И с этим же вас

Поздравляем, ребята!

Е. Чеповецкий

Маленькое словечко

Есть одно такое слово,

Для тебя оно не ново.

Это слово — как репей

Очень злой и колкий,

В сотни раз оно острей,

Чем игла на елке.

Это слово точно ерш

Или еж колючий.

Без перчаток не возьмешь.

И не пробуй лучше.

Это слово точно пасть

У зубастой щуки.

Щуке в пасть рукой попасть —

Нет опасней штуки.

Это слово — «Я».

Оно

Хоть и мало ростом,

Но известно всем давно:

«Я» лишь с виду просто.

Знай же: нет страшней беды, —

Я сказать обязан,

Если с этим словом ты

Дружбой крепкой связан,

Если ты твердишь в ответ:

-Я! я! я! и только, —

Сколько ты узнаешь бед

И несчастий сколько!

От тебя друзья уйдут,

И уйдут подружки,

Ночью встанут, убегут

Книжки и игрушки.

Перестань твердить: «Я! Я!»

Перестань хвалиться,

И увидишь — у ребят

Просветлеют лица.

Плохо, если ты один,

И скажу по чести:

«Я» должно быть позади,

«Мы» — на первом месте.

В. Луке

По дороге в класс

Спешил Никита на урок.

Шел, не сбавляя шага.

Вдруг на него рычит щенок,

Кудлатая дворняга.

Никита — взрослый! Он не трус!

Но шла Танюша рядом,

Она сказала: — Ой, боюсь! —

И слезы сразу градом.

Но тут ее Никита спас,

Он проявил отвагу,

Сказал: — Иди спокойно в класс! –

Его Танюша по пути

Благодарит за смелость.

Еще разок ее спасти

Никите захотелось.

-Ты потеряешься в лесу,

А я приду — тебя спасу! —

Он предложил Танюше.

— Ну нет! — ответила она. —

Я не пойду гулять одна.

Со мной пойдут подружки.

-Ты можешь в речке утонуть!

Вот утони когда-нибудь! —

Ей предложил Никита.

— Не дам тебе пойти ко дну.

— Я и сама не утону! —

Она в ответ сердито.

Она его не поняла…

Но ведь не в этом дело!

Он всю дорогу до угла

Спасал Танюшу смело.

В мечтах ее от волка спас…

Но тут пришли ребята в класс.

А. Барто

В театре

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре в раздевалке

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится по сцене —

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени —

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то…

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

А. Барто

Любочка

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Крутится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

— У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду.

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота! —

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну, садись! — вздыхает та.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

А. Барто

Я лишний

Окапывали вишни.

Сергей сказал: — Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят —

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

— Ну нет, теперь ты лишний! —

Ребята говорят.

Перестарался

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

— Что с тобой!? — вскричала мать. —

Заболел, сыночек?..

— Я забыл тебе сказать:

«Мама, доброй ночи».

С. Погореловский

Попробуй-ка сам!

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого —

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе — цветок,

Его листья повисли.

Грустит он… О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться,

Эй, дождик, полей!..

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!..

И ты обернулся

Ретивым конем —

Галопом сестренка

Помчалась на нем!

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы, заботы.

«Вернусь, —

Хорошо бы пошить, почитать…

Да надо

С уборкой возиться опять».

И ты совершаешь веселое чудо —

Пол засверкал,

Просияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

— Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

С. Погореловский

Я да я

Кто спешит к столу присесть?

-Я.

Кто спешит варенье съесть?

-Я.

А посуду мыть кто будет?

Ты проси об этом Люду.

Почему все я да я!

Г. Бойко

Урок вежливости

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

— В гостях, медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старших уважай.

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу до дома провожай.

Так мишку лет пяти-шести

Учили как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям —

Лисицам и медведям.

Знакомым место уступал,

Снимал перед ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не нужно нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но видно воспитатели

Напрасно время тратили.

С. Маршак

СТИХОВОСПИТАНИЕ: ЭТИКЕТ ДЕТЯМ

Что такое ЭТИКЕТ?

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

Что такое этикет?
Что такое этикет?

Это можно,
Это нет…
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что не дурно.

(А. Степанов)

Урок вежливости
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести :
– В гостях, медведь,
нельзя реветь,
Нельзя грубить и чванится.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старость уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал, куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
(С. Маршак)

Приветствия

(А. Усачёв)

Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

(Н. Красильников)

Прощание
Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

(А. Кондратьев)
Случай на охоте

Охотник шагал на охоту с утра.
«Ни пуха, – сказал я ему, – ни пера».
Забыв про охоту на уток,
Он бегал за мной трое суток.
Подумай сперва о последствиях,
Когда произносишь приветствия.

(А. Усачёв)
Мужское приветствие

Распевают в честь женщины гимны
И устраивают салют…
Но важнее, если мужчины
Для приветствия дамы – встают!
Можно женщину встретить цветами
Или даже ударить в тамтам…
Но важнее, если мы с вами
Будем стоя приветствовать дам!

(А. Усачёв)
О рукопожатии

С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам…
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.

***
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме…
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!

(А. Усачёв)

Главное правило вежливости
У Змея Горыныча
Три голоВЫ –
И нужно к нему
Обращаться на ВЫ.
Тяни-Толкай
С двумя голоВАМИ:
На ВЫ его звать
Мы обязаны с ВАМИ.
И только одна голова
У соВЫ.
Но надо и к ней
Обращаться на ВЫ.
На ВЫ обращаться
Советую ВАМ
И к людям, и к птицам,
К тюленям и льВАМ!
Но есть господа,
Что полны простоты
И знают одно обращение:
ТЫ.
Они незнакомы
С просТЫми слоВАМИ.
С такими слоВАМИ
Как ВЫ, ВАС и ВАМИ.
Подобны их головы
ТЫкВАМ!
И лезут они с громким
«ТЫ» к ВАМ…
Но ВЫ даже к ним
Обращайтесь на ВЫ…
Поскольку их много на свете,
УВЫ!

(А. Усачёв)
Рано или поздно

Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно…
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!

(А. Усачёв)
Незваная компания

На День рождения пингвин
Позвал пингвина-друга.
А друг явился не один –
Привёз он маму с юга…
А на хвосте пришла жена,
Причём явилась не одна:
Её подруга с мужем
Пришли на званый ужин.
Ещё привёз на вечер друг
Детей различных десять штук…
Был довод очень веским –
Оставить дома не с кем!
Ввалился чей-то брат с женой:
Что делать дома в выходной?!
Привёл соседку с внучкой
И с бультерьером Жучкой.
Гостей набилось столько в дом,
Что раскололась льдина…
И наш хозяин в дом потом
Не приглашал пингвина.

(А. Усачёв)
Пугало

Наряжалось пугало
В нашем огороде:
Одевалось пугало
По последней моде.
Новая тельняшка
И обрывок майки,
Да пёстрая рубашка
Торчит из-под фуфайки.
Под трусами красными
Видны штаны с лампасами,
А поверх жилета
Два галстука надето.
Одна нога – в калоше,
Другая носит валенок,
Да кепочка в горошек
На голову напялена.
И одето здорово!
И обуто круто!
Только не зовут его
В гости почему-то.
Обзывают пугало
Чучелом в народе…
Хоть одето пугало
По последней моде!

(А. Усачёв)

Если вы собрались в гости…

Если вы собрались в гости,
А собака – у ворот,
Колбасы собаке бросьте,
Или с сыром бутерброд.
Киньте ей сардельку в миску,
Можно свежую сосиску,
После парочки котлет
Предложите ей паштет.
Подложите псу тушёнку,
Ножку курицы, печёнку,
Наконец кидайте фарш
И в ворота смело – марш!
А собака зарычала –
Начинайте всё сначала:
Если вы собрались в гости…

(А. Усачёв)

Приглашение улитке
Послал я приглашения:
«Сегодня, ровно в шесть,
С ужасным нетерпением
Вас жду на День рождения…
Пирог клубничный есть!».
Друзья явились точно в срок:
Был съеден праздничный пирог
И выпиты напитки.
Пришли жираф и носорог,
Влетели сразу семь сорок…
Лишь не было улитки.
Она вползла через три дня
С букетом незабудок:
«Мой друг! Прошу простить меня –
Я шла к вам трое суток…
И вам вручить букет спешу.
Спасибо! До свидания!
Но в следующий раз прошу
Позвать меня ЗАРАНЕЕ!».

(А. Усачёв)
Кот и собака

Как-то позвал в День рожденья Антон
Витьку с собакой
И Катьку с котом.
Сесть не успели гости за стол,
Как разговор всем знакомый пошёл…
Пёс зарычал: «Ненавижу котов!
Я их гонять днём и ночью готов».
Кот прошипел: «Презираю овчарок…
Тоже мне, в гости явился, подарок!».
Фыркнули разом – и тут же сцепились:
Блюдца упали, чашки разбились,
Ваза с цветами летит со стола…
Но и вода их разлить не могла.
В общем, нескучно прошёл День рожденья:
Гости стирали с одежды варенье
И с потолка соскребали салат…
Бедный хозяин! А кто виноват?
Можно звать в гости
Компанию всякую,
Только не вместе
Кошку с собакою!

(А. Усачёв)
Незнакомые насекомые

К Божьей коровке пришли насекомые
Между собою не очень знакомые.
Шмель рядом с Мухой уселся неловко –
Их не представила Божья коровка.
Рад поболтать бы Кузнечик с Жуком,
Только Кузнечик с Жуком незнаком.
В полном молчанье уселись на лавки
Две малолетние Стрекозявки.
Рядом пристроился мрачный Сверчок,
Выпил нектару стакан – и молчок.
Пышно хозяйка уставила стол,
Но разговор у букашек не шёл:
Молча все гости напились, наелись,
И разошлись, расползлись, разлетелись.
Очень неловко бывает общаться,
Если не знаешь, как обращаться!
***
Вы сильно устали иль самую малость –
Советую вам при гостях не зевать:
Усталость, зевалость, и засыпалость
Хозяин воспитанный должен скрывать.
Гостям, безусловно, покажется странным,
Когда он начнёт обниматься с диваном
И вдруг захрапит среди мягких подушек,
Забыв про любимых друзей и подружек.
Гостей проводи. А тогда уж – в кровать…
И можешь зевать, и зевать, и зевать!
***
Если хозяин гостей уважает,
Значит, хозяин гостей провожает:
Кого-то – до двери,
Кого – до дороги…
Но не прощайтесь ни с кем на пороге!
Это не правило этикета,
А просто такая дурная примета.

(А. Усачёв)
Каменный цветок

Богата хозяйка Медной горы:
В покоях её золотые ковры,
Хрустальные люстры, алмазные арки…
Какие, представьте, нужны ей подарки,
Если у этой хозяйки гора
Полна малахита и серебра?!
Всё было богатой хозяйке не мило.
Но в гости пришёл бедный мастер Данила:
С поклоном явившись в роскошный чертог,
Вручил малахитовый скромный цветок.
Был встречен по-царски юноша бедный,
Хотя он принёс не алмазный букет.
История эта стала легендой…
Такие творит чудеса этикет!
***
Надеюсь, читатель умный поймёт:
Подарок и другу, и маме
Дороже не тот, что дороже…
А тот,
Что сделан своими руками!

(А. Усачёв)

Людоед и этикет

Учит крошку-людоеда
Папа-людоед:
Если хочешь съесть соседа –
Вспомни этикет.
Не кидайся, как на кость,
На гостей в квартире:
Если в дом заходит гость –
Улыбайся шире!
Пусть соседу будет сто
Или стукнет десять,
Помоги им снять пальто
И на гвоздь повесить.
Да не гостя, а пальто!
Есть в прихожей – ни за что!
Людоед здоровый
Кушает в столовой.
И запомни с юных лет,
Что вещают предки:
Нет обеда, если нет
На столе салфетки.
И красиво не забудь
Разложить приборы,
А не то про нас пойдут
Слухи, разговоры.
На обед придут бомжи
Или королева…
Ножик справа положи,
Ну а вилку слева.
Это твёрдо изучи.
Ну а где же ложка?
И на папу не рычи…
Повторяю, крошка:
Что в тарелке ни лежит –
Яд или отрава –
Вилку слева положи,
Нож и ложку справа.
Вот теперь ты можешь сесть
И прилично гостя съесть…
Чтобы быть упитанным,
Нужно быть воспитанным!

(А. Усачёв)
Морская история

Мальчик Володя
В гостях заскучал:
Стул под собою
Качал и качал.
Он представлял,
Что он храбрый моряк…
Плыл он по морю
И с палубы – бряк.
Скажем точнее – со стула свалился:
Ну и компотом при этом облился.
Вот что случилось с маленьким Вовой.
Случай, конечно, это не новый:
Такое и с волком морским приключается,
Если он долго на стуле качается!

(А. Усачёв)
Не перебивай!

Дед Мороз пришёл к нам в сад.
Дед Мороз позвал ребят.
Борода бела, как вата,
И с подарками мешок.
Дед Мороз сказал: – Ребята!
Ну-ка, кто прочтёт стишок?
Мы в саду стихи учили:
Я учил, и брат учил.
Мы немедленно вскочили –
Я вскочил, и он вскочил.
– Уронили мишку на пол!
– Раз, два, три, четыре, пять…
– Оторвали мишке лапу.
– Вышел зайчик погулять.
– Вдруг охотник выбегает,
– Всё равно его не брошу,
– Прямо в зайчика стреляет,
– Потому что он хороший!
И покуда мы читали
Эти грустные стихи,
Все ребята хохотали:
– Ха-ха-ха и хи-хи-хи.
А у дедушки от смеха
Отвалилась борода.
Так от нас он и уехал.
Вот какая ерунда!

(А. Усачёв)
Случай на лестнице

На бал шагал маркиз один
Фамилии известной.
Шагал, конечно, не один,
А с дамою прелестной.
Он гордо перед ней шагал,
Расталкивая слуг.
И тут у милой дамы вдруг
Отклеился каблук.
И неприятнейший сюрприз
Каблук поднёс прелестнице:
Она катилась сверху вниз
По длинной-длинной лестнице.
– Мадам, куда? – кричал маркиз,
За дамою сбегая вниз…
Но, оказавшись рядом,
Был встречен злобным взглядом:
– Вы недостойный кавалер!
Какого чёрта ради
Вы впереди шагали, сэр,
А не шагали сзади?
Кто от паденья даму
Не может удержать,
Тот недостоин даму
На бал сопровождать!
Краснея помидором
И нос повесив вниз,
Был вынужден с позором
Уехать прочь маркиз.

(А. Усачёв)

О вреде шарканья

Древние люди
Вели себя умно,
Так как повсюду
Ходили бесшумно.
А если б шумели
Они при ходьбе,
Оленя в лесу
Не добыли себе.
И мамонт от них убежал бы,
И лось –
И вымереть с голоду
Людям пришлось!

(А. Усачёв)

Чудесное слово

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

(В. Юсупов)
Главное правило
Бывают игры с пешками,
Бывают игры с шашками,
С бочонками и кеглями,
Мячами и пятнашками.
Бывают игры с фишками,
Бывают игры с клюшками,
Ракетками и всякими
Другими финтифлюшками.
Бывают игры разные,
А правило одно.
Должно быть это правило
Во всем соблюдено:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ,
ВРЕДНИЧАТЬ
И ТОПАТЬ НОГАМИ,
ЕСЛИ ПРОИГРАЛ!

(Г. Дядина)

Гостеприимство
Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру –
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать —
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый коготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
(О. Григорьев)

Усачёв, текст, 2008

© ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008

Предисловие

Крошка-сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
– Что такое
хорошо,
И что такое
плохо?
В. Маяковский

Этикет – это наука, которую человек начинает постигать в раннем детстве. Ребенок еще не умеет читать и писать, а его уже учат:

• Перед едой надо мыть руки.

• Брать без спроса чужие вещи нехорошо.

• Топать ногами на бабушку некрасиво.

Так поступают только невоспитанные мальчики и девочки!

Однако этикет нельзя выучить правильно, если сами учителя не соблюдают правил хорошего тона. Сколько ни говори: «Не топай ногами на бабушку!» – если дедушка так поступает, в голове у ребёнка отложится совершенно противоположное. Поэтому взрослым надо знать правила так же как и детям…

Для себя я назвал книгу «Таблица Уважения», потому что Этикет – правила поведения в обществе – основывается на Уважении людей друг к другу и взаимной вежливости.

Правил этикета очень много – им никак не уместиться в этой небольшой книжке. Но знать все правила нормальному человеку совершенно необязательно. Достаточно помнить, что все они происходят из одной древней истины: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Вот и всё!

С уважением, Андрей Усачев

Что такое этикет?

Что такое этикет —
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Приветствие и знакомство

1. Приветствие – это знак уважения. Первыми здороваются младшие со старшими и мужчины с женщинами.


Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!».

Охотник шагал на охоту с утра.
«Ни пуха, – сказал я ему, – ни пера».
Забыв про охоту на уток,
Он бегал за мной трое суток.
Подумай сперва о последствиях,
Когда произносишь приветствия.

2. Здороваясь, мужчина должен встать. Женщина встает, только чтобы поприветствовать даму, которая значительно её старше.

Распевают в честь женщины гимны
И устраивают салют…
Но важнее, если мужчины
Для приветствия дамы – встают!
Можно женщину встретить цветами
Или даже ударить в тамтам…
Но мужчина воспитанный встанет,
Чтобы стоя приветствовать дам!

3. Рукопожатие – тоже приветствие. Первой при встрече подаёт руку женщина или тот, кто старше.

С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам…
Но при этом руку
Не трясите слишком!
И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.

Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме…
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!

4. Представляя друг другу незнакомых людей, называйте сначала мужчин, а затем женщин или сначала младших, а потом старших.
5. К незнакомым людям или старшим по возрасту принято обращаться на «вы».

Часто ли родители задумываются над тем, как их чадо ведет себя за столом? В семьях нередко можно увидеть такую картину: малыш отказывается от еды, капризничает, пачкает одежду, или громко смеется, разговаривает с полным ртом, требует, чтобы его покормили. Такое поведение вызывает неодобрение окружающих, однако родители больше обеспокоены отказом малыша от еды, чем его неправильным поведением. Чаще всего они оправдывают отсутствие манер у ребенка тем, что он еще слишком мал. Вот подрастет, тогда и научится этикету. Между тем, правила поведения за столом доступны даже самым маленьким ребятишкам. Родители могут легко обучить им своего ребенка, и тогда не придется краснеть за него, где бы они не оказались: в гостях, кафе, дома. Главное, надо помнить, что навыки формируются и закрепляются в поведении только при их постоянном повторении. Поэтому этикет должен присутствовать в жизни ребенка постоянно.

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 — 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

  • Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.
  • Правильная посадка за столом. Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами. А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.
  • Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами. А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами. Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.
  • Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.
  • Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед — неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!

Застольные правила дошколятам!

Что в себя включают правила застольного этикета для маленьких детей? Родителям нужно самим их хорошо знать и растолковать ребенку. А запомнить и выучить помогут картинки, которые можно нарисовать всем вместе, подписав веселыми стихами:

  1. За столом сиди прямо, руки держи на столе, локти на стол не клади («Не упирайся в стол локтями и спину прямо ты держи»).
  2. Не кричи, не разговаривай и не пой во время еды, особенно с полным ртом.
  3. Играть с едой и столовыми приборами нельзя!
  4. Некрасиво с шумом дуть на еду или прихлебывать суп, ешь с закрытым ртом.
  5. Хлеб бери только рукой («Рукой также можно брать пирог и глазированный сырок»).
  6. Жидкое блюдо ешь ложкой, а твердое — вилкой («Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу»).
  7. Если пользуешься ножом, то вилка должна быть в левой руке, а нож — в правой.
  8. Не играй с ножом, он нужен только для того, чтобы отрезать кусочки еды.
  9. Из общего блюда бери тот кусок, который лежит ближе. Если блюдо находится далеко, попроси соседа помочь положить еду на твою тарелку («За едою не тянись, а к соседу обратись»).
  10. Вытирай лицо и руки после еды салфеткой.
  11. Не забывай благодарить за обед! Ведь мама старалась приготовить все вкусно.
  12. Не спеши выскакивать из-за стола и отвлекать всех от еды. Дождись, пока закончится обед.

Как легко и быстро научить этикету детей?

Каждый специалист скажет, что лучшим приемом обучения дошколят является игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. Навыки этикета могут прекрасно формироваться в игровой форме. Для этого используются любые виды игр: сюжетные, дидактические, подвижные. Важно, чтобы они решали задачу ознакомления ребятишек с нормами этикета и правилами поведения за столом.

Сюжетные игры

Такие виды игр всегда привлекают дошколят, так как своими сюжетами отображают ситуации повседневной жизни детей. Их можно организовать в любых условиях: на даче, во время прогулки, дома. Главное, сюжетные игрушки должны быть в достаточном количестве в игровом уголке ребенка: игрушечная посуда, кукольная мебель, кукольные персонажи.

«Накормим куклу»

Популярные сюжетные игры по типу «Накормим игрушку» нравятся детям всех возрастов и легко проводятся в домашних условиях. Для подобных игровых действий используются самые обычные игрушки, которые есть у каждого ребенка: кукольная (или детская) мебель, посуда (игрушечная или пластиковая), любимая игрушка ребенка (куклы, мишки, зайки). Взрослый предлагает малышу сюжеты: «Давай устроим нашим куклам праздничный обед», «Сегодня у мишки день рождения, давай пригласим на чаепитие его друзей». По всем правилам сервировки накрывается стол: скатерть, столовые приборы, тарелочки, вазочка с цветами, салфетки. Все принадлежности раскладываются малышом под руководством взрослого, который исправляет ошибки и рассказывает, как правильно раскладывать столовые приборы (вилка — слева от тарелки, нож — справа), какие тарелки нужны для первого блюда, второго, для десерта. Затем приходят «гости», ребенок рассаживает всех за столом и угощает. Взрослый может взять на себя роль какого-либо гостя (зайчика) и действовать за него, чтобы разнообразить сюжет, вносить разные ситуации: забывает, для чего нужна вилка, тянется за конфеткой через весь стол, широко расставляет локти на столе и мешает другим персонажам.

«Путешествие»

Распространенная игра в детском саду, которую легко организовать в домашних условиях, привлекая к участию всех домашних. Такое развлечение не только помогает решить задачу формирования этикета, но и разнообразить семейный досуг, сблизить взрослых и детей. Для игровых действий устраивается поезд из стульчиков, стоящих в ряд. Можно подготовить билеты с номерами мест, что поможет повторить знания о цифрах. Затем игроки рассаживаются по местам, и «поезд» отправляется в путь. Ведущий (взрослый) рассказывает, что путешественники видят по дороге (можно прикрепить к стенам картинки с пейзажами, составить «Эйфелевую башню» из кубиков, зоопарк из экзотических животных: обезьянок, тигров, попугаев). На одной из остановок путешественники могут отправиться в кафе, чтобы перекусить. Здесь основная роль принадлежит ребенку, который сервирует столы для обеда.

«Магазин посуды»

Взрослый вместе с ребенком обустраивает «магазин», в котором продается разнообразная посуда (можно использовать игрушечную или пластиковую посуду). Можно предложить разыграть сюжеты: «Скоро праздник, нужно купить новую посуду и столовые приборы для гостей», «Маленькие мишки-шалунишки разбили столовую посуду, нужно помочь им купить посуду для обеда».

Дидактические игры

Обучающие (дидактические) игры могут быть словесными, настольно-печатными, предметными. Они прекрасно подходят для того чтобы закрепить правила поведения за столом. Сейчас в продаже есть много дидактических игр на разные темя, но можно и самим подобрать дидактический материал, чтобы поиграть с крохой дома.

«Назови правильно овощ»

Действие разыгрывается с помощью мяча. Игрок ловит мяч, который ему бросает ведущий. Ведущий называет блюдо, состоящее из овощей. Ребенок должен правильно назвать овощ, который входит в состав блюда. Например, борщ — (капуста, морковка, картошка, петрушка, лук); салат — (помидор, огурец, лук, перец). По такому же типу в игре можно использовать название других блюд. Игра полезна тем, что помогает вспомнить блюда, которые дошколята видят на столе во время еды. Когда все ингредиенты блюда названы, ведущий просит сказать, какими столовыми приборами блюдо едят: суп, кашу — ложкой, котлету — ножом и вилкой, салат — вилкой.

«Медведи обедают» (по мотивам сказки «Три медведя»)

В игре закрепляется название, использование столовых приборов и посуды, правила поведения за столом для детей. Особенно полезна такая сказка — игра для совсем маленьких ребяток, которые только начинают изучать правила этикета за столом. Взрослый рассказывает малышу сказку и при помощи картинок объясняет, как накрыт стол у медведей, спрашивает, правильно ли ведет себя девочка, какие манеры у маленького медвежонка, есть ли ребятки, которые так же себя ведут. Хорошо подойдут для такой игры иллюстрации Ю. Васнецова, Н. Устинова, В. Лебедева, где очень четко изображена сервировка стола. Если родители умеют рисовать, можно подготовить картинки, где не хватает столовых приборов, или с блюдами, которые нужно есть вилкой. Ребенку предлагается вспомнить, чем едят салат, котлету, подрисовать недостающие предметы: вилку, нож.

«Скатерть — самобранка»

Для игры нужно подготовить большие картинки, изображающие стол, и маленькие карточки с нарисованными столовыми приборами и посудой. В игре принимают участие старшие дети, которые хорошо знакомы с сервировкой стола в разные периоды питания: завтрак, обед, полдник, ужин. Ведущий предлагает из стопки картинок вытаскивать маленькую карточку и помещать ее на тот «стол», где требуется изображенный предмет: для обеда — глубокая и мелкая тарелки, ложка, вилка, нож, салфетка, чашка, хлебница; для полдника — стаканчик или чашечка с блюдцем и маленькая ложка, салфетка и т. д.

«Четвертый лишний»

Игра хорошо знакома дошколятам, так как часто используется в обучающих целях при ознакомлении с математическими представлениями, окружающим миром. Взрослый готовит рисунки с изображением четырех предметов: трех — посуды и одного — другой группы, например, тарелка, вилка, ложка, стул; чайник, кубик, ложка, стакан и т. д. Целью такой игры является закрепление знаний о столовых приборах и посуде. В продаже широко представлены такие игры для маленьких деток. Играть в них можно по вечерам, на даче, во время прогулки, так как карточки не занимают много места.

«Что чем едят»

Еще одна подобная игра, которая тоже помогает организовать досуг ребенка и в то же время закрепить застольный этикет. Нужно подготовить карточки с изображением блюда и столовых приборов или приобрести игровой материал в магазине. Материал можно варьировать, например, в первом варианте — подобрать карточки с изображением продуктов, которые едят руками, блюд, для которых нужны только вилки; вилки и ножи; во втором — взрослый готовит игровой ряд заведомо делая ошибки.

Стихи и загадки про этикет

Хорошо помогают закрепить знания дошколят об этикете чтение детских книжек, заучивание веселых стишков, загадки и потешки. Их можно читать во время прогулки, подготовки к обеду, по вечерам. Интересны будут детям книжки В. Дмитриевой «1000 уроков этикета», А. Усачева «15 правил этикета», Г. Шалаевой «Школа вежливости». Лучше, если короткие стишки взрослый будет читать наизусть.

Для малышей

Перед едой
Руки вымоем … (водой).

Ровно, прямо мы сидим,
Если за столом … (едим).

Что мы скажем бабушке
За вкусные оладушки? (Спасибо)

Руки вымой, не ленись
Лишь потом за стол (садись).

На колени, детка,
Положи (салфетку).

Для второго, помни тоже,
Вилку надо взять и (ножик).

Суп, конечно же прольешь,
Если из тарелки пьешь.
Наклони ее немножко,
Доедай свой супчик (ложкой).

Для старших дошколят

Стихи Юрия Чичева

Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, — ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь – еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!

Не хватай еду руками –
Будет очень стыдно маме.
Этикет добавит тут:
Только хлеб рукой берут.
Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть –
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед –
Поблагодари в ответ.

Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.

Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся –
Это не качели.

Что же нам сказать на это?
Кто не знает этикета
И не соблюдает, тот
Невоспитанным слывёт.

Советы родителям

  1. Не ограничивайтесь только назидательными словами о пользе этикета. Приучайте малыша проявлять свои хорошие манеры и знания постоянно, в повседневной жизни. Например, можно привлечь кроху к сервировке стола для обеда (поставить хлебницу, тарелки, разложить ложки). Вспомните, как малыш правильно вел себя в гостях, похвалите его. Обсуждайте примеры из жизни детей, как положительные, так и отрицательные. Можно запечатлеть на камеру красиво сервированный стол, правильно сидящего за столом ребенка, чтобы потом вместе рассмотреть фотографии или видео и обсудить их.
  2. Чаще используйте просмотр детских фильмов, мультиков со сценами этикета. Спросите, у кого из героев хорошие манеры, а кто показал себя невоспитанным. Можно посмеяться над неуклюжестью персонажей, зарисовать и исправить на рисунке ошибки.

  3. Не надо забывать, что пример для родителей будет самым лучшим уроком для малышей. Ведь в детстве чадо всегда подражает своим любимым маме и папе. Поэтому манеры родителей отразятся в поведении малышей.
  4. Воспитанность, привычка правильно вести себя в обществе, хорошие манеры, знание этикета обязательно помогут дошколятам стать успешными в дальнейшей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *