Что такое часовня

Часовня и храм — чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие часовни бывают; какие правила надо в часовнях соблюдать; какие службы в них служатся. Подробно рассказываем!

Что такое часовня и чем она отличается от храма

Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей — Литургии, для которой престол необходим.

Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь — это храм, нет его — часовня.

Главная задача и суть часовни — помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.

Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории — чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.

Пример часовни, которую с храмом никак не перепутаешь. Город Обоян, Курская область фото (с) http://www.outdoors.ru/, Илга Болдарева

Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?

Построить часовню может, по сути, любой — человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.

А причин, почему не построили храм, может быть несколько:

  1. понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
  2. понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
  3. для данного места храм будет слишком большим сооружением.

Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?

Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого — причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это — тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как — литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).

Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и — просто богобоязненность и уважение к традициям.

Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться богослужения, и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?

Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.

Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью — это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.

Вот в таких случаях строятся часовни.

Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва

Какие есть правила в часовне и для ее создателей?

Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).

  1. освятить ее в честь какого-либо святого. Например, в Екатерининском парке в Москве стоит часовня в честь святых Александра Невского и Иоанна Воина. Молебны в ней служатся еженедельно и в дни памяти этих святых.
  2. на часовне должен быть воздвигнут крест. Про наличие икон внутри мы не говорим — это очевидно. Хотя, сколько их должно быть — на это никаких правил нет — всё решают возможности.

В остальном — часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций. Церковные здания — это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели. Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.

Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле

Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года

Православная часовня в Греции. Хороший пример, когда архитектура полностью созвучна времени, но не разрушает собой христианского духа.

Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью — помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное — вытекает прямым образом из этого.

Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно — по целому ряду причин.

Какие службы можно служить в часовне?

Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу — например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или — большая радость).

Реже — другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) — отсюда как раз название часовни.

В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.

Самые маленькие часовни и часовенные столбы

Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:

Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку 🙂 Очень мило и очень правильно!

Бывают совсем простые: только икона в застекленном пространстве!

Сколько часовен в Москве?

В Московской епархии сейчас в районе 80–90 часовен. Не пишем конкретно число, потому что их число постоянно меняется.

Часовни есть почти на всех вокзалах и аэропортах, в некоторых больницах, на кладбищах и на некоторых площадях.

Самые известные московские часовни — это, наверное, часовня-памятник героям Плевны возле метро «Китай Город» (многие, даже, не догадываются, что это часовня), и — часовня в честь Иверской Божией Матери — у ворот, ведущих на Красную площадь.

Часовня-памятник героям Плевны, метро Китай-Город, Москва

Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Красной площади

А вот, что было на этом месте в Советское время.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Часовня

У этого термина существуют и другие значения, см. Часовня (значения). Часовня в Соловецком монастыре

Часо́вня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь. Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах. В старообрядчестве является молельней. У католиков близким аналогом православной часовни является капелла.

Часовни могут быть возведены в местах, где есть нужда в помещении для общественной и частной молитвы (например, на кладбище, на вокзале), на исторически и духовно важном месте, на местах захоронений (часовня-усыпальница), над святыми источниками и колодцами (надкладезная часовня). Над некоторыми значимыми святыми источниками строится часовня-купель. В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается.

>Часовни: зачем их строят?

Часовни и их виды

Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ.

Часовня-памятник

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение?

Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря — это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота — 2-3 метра, площадь — 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру — ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», — говорит иерей Николай Петров.

В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. О проекте такой часовни рассказывает главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов: «На пересечении Петровского переулка и улицы Большая Дмитровка был храм Преподобного Сергия Радонежского, сейчас здесь находится дом сотрудников НКВД. Восстановить храм на этом месте невозможно. Попечитель решил, что можно построить часовню и освятить ее в честь преподобного Сергия Радонежского, а внутри поместить поминальные доски с названиями всех взорванных храмов Москвы. Мы спроектировали эту часовню. Она будет приписана к Высокопетровскому монастырю, поэтому при ее строительстве мы выдержим стилистику монастыря».

Частичка храма

Второй вид часовен — приписные к храмам. Никита Гайдуков, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ: «На планах некоторых храмов видно, что к ним сделаны пристройки-часовни. Особенно это характерно для монастырей. Эти пристройки могли быть связаны с трапезой или с погребением. Со временем они “оторвались” от храма. Например, храм стоит посреди села, а на кладбище — часовня». На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы.

Наиболее распространенная функция таких часовен — погребальная. «В любой старой больнице Москвы есть и храм, и часовня. Отпевание умерших пациентов совершали именно в часовне, — утверждает Андрей Анисимов. — Сейчас в Клину мы реставрируем такую часовню конца XIX века. В московской больнице Святителя Алексия кроме двух храмов внутри, рядом с моргом стоит часовня». Иерей Николай Петров: «Сейчас эта часовня восстанавливается, там будет храм.

Но вообще-то при отпевании Престол не нужен, поэтому и строили часовни».

Иверская часовня на Красной площади

Часовня могла быть «оторвана» от храма для осуществления каких-то других функций. Иверская часовня на Красной площади — часовня у городских ворот, приписана к Казанскому собору.

Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, — рассказывает Никита Гайдуков, — почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть — две женщины на Пасху в храм точно не попадут)».

Какие еще службы могут совершаться в часовне? «Из самого названия “часовня” следует, что там читают часы, — объясняет Никита Гайдуков. — Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. В дальних деревнях в часовне совершали чины, близкие к литургии, обедницы: читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами».

Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: “Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм. Мне очень нравятся маленькие храмы в Греции, Сербии, Черногории. В этих храмиках руки расставишь в разные стороны — и он весь заполнен. У них даже главки нет, только колоколенка с крестом.

Но обязательно есть апсида, Престол, приставленный к стене, может быть даже совмещенный в жертвенником: единая мраморная доска, правая и центральная часть — Престол, левая — жертвенник, Царские врата и вместо дьяконской двери — завеса. Иногда даже на иконы места не хватает. На острове Санторин в Греции с населением 13 тысяч человек около 400 храмов (где-то треть — католические), большинство из них частные и просто миниатюрные. Храмы эти открыты круглосуточно, есть свечной ящик, можно поставить свечку, помолиться. Местный архиерей по их традиции обязан раз в год отслужить в каждом храме. То есть человек построил храм, называл его, например, в честь особенно почитаемого им святого и перед днем памяти этого святого зовет архиерея служить на престольный праздник».

Часовня может быть отнюдь не маленькой. Одна из самых больших — храм-часовня Архангела Михаила в Филях, построенная рядом с избой, где во время Отечественной войны 1812 года проходил совет в Филях. Часовня была заложена в 1910 году и освящена в 1912-м в честь архистратига Михаила — небесного хранителя русской армии и в память полководца Михаила Кутузова. Храмом-часовней она называется потому, что с 1920 году по просьбе местных жителей часовня была превращена в храм Архангела Михаила.

Крест во дворе

Если литургия и возможность ее совершения важнее, то зачем служить молебны и строить часовни? Иерей Николай Петров поясняет: «У человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом. Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почить какого-то святого. Конечно, литургия охватывает все, но выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах — дело милости Церкви и, соответственно, священников».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «У нас есть часовня — современная интерпретация креста под сенью. Мы такие часовни строим, когда у заказчика ограничен бюджет, а он рассчитывает, что в часовне одновременно будет находиться много человек. В таком случае мы предлагаем поставить крест и сделать открытую часовню, как сень над крестом. Первую такую часовню мы поставили в воинской части. Вокруг часовни есть специальная благоустроенная площадка на небольшом возвышении, западная сторона этой площадки оформлена как солея и амвон. Слева от часовни — памятники павшим в Великую Отечественную войну, справа — в современных войнах. Часовня открыта круглые сутки, иногда приглашают священника. Вообще часовня — это хорошая церковная постройка в наше время. Многие люди хотят построить храм, но денег у них не очень много, хотя на часовню-столб или деревянный крест вполне хватает. Можно поставить дубовый крест с крышечкой, укрепить его на хорошей конструкции, повесить лампадку — все, уже место освящено. Человек идет мимо — вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим».

Я давно думал о часовне. Ещё до того, как стал священником. Предлагал моему предшественнику, тогдашнему настоятелю отцу Кириллу:
– Давай построим.
– Ещё одна стройка? Ты на храм посмотри. Того и гляди рухнет. Не до часовни.
Пройдёт ещё немного времени, я неожиданно для себя стану священником, а ещё через год меня назначат служить в нашем огромном, стоящем на отшибе деревенском храме. Десять лет мы только тем и занимались, что спасали от грозившего обрушения сперва главный купол, затем колокольню. И только потом я вернулся к своей мечте о часовне.
Пришёл на приём к главе поселковой администрации и предложил.
– Давай строить в посёлке часовню.
– Зачем? Тебе твоего храма мало?
– Выходит, что мало.
Мы давно знали друг друга и, встречаясь, могли говорить с ним откровенно.
– А на что будешь строиться? У тебя деньги есть?
– Разумеется, нет. Только деньги – не главное. Если такой храм в деревне восстановили, то часовню в городе уж как-нибудь осилим.
– Так это тебе место надо выделять.
– По идее да, надо.
– Всем чего-нибудь да надо. Тут ко мне бабушка одна приходила, – глава встал и плотнее прикрыл двери в кабинет. – Приходит и просит у меня квартиру. А я, говорит, тебе за это кое-что дам. Меня заинтриговало: что бабушка может предложить за квартиру? Так вот, – мэр перешёл на шёпот, – роется она у себя в сумке и подаёт мне баночку, самую обыкновенную жестяную, из-под конфеток монпансье. Открывает, а она… пустая! Ты понимаешь? Я ей должен предоставить квартиру, а она мне за это – пустую баночку. Понял? Пустую! Был у меня сейчас один человек. Хочет построить у нас торговый центр. И тоже землёй интересуется. А теперь сам посуди. Через год этот предприниматель мне в казну налоги понесёт, а ты чего понесёшь? Мне от твоей часовни какая польза?
– Какая, говоришь, польза? А ты сам посуди, десять лет назад я венчал твоих детей. А внуков всё нет. Вот и думай, почему их нет.
– Хочешь сказать, что в обмен за часовню я получу внука? Ты это гарантируешь?
– Нет, конечно. Кто я такой, чтобы обещать тебе внуков? Детей вымаливают. Они нам – как награда. Ты с другой стороны посмотри. Скоро выборы. Победишь ты на них или нет, никто не знает. Возможно, проиграешь. И тогда о тебе забудут. Как со временем забудут и того, кто придёт тебе на смену. Подумай, есть шанс оставить после себя добрую память.
На следующий день глава позвонил, и мы снова встретились.
– Могу предложить место под часовню. Есть у меня в загашнике одно такое. Никому не отдавал, берёг, словно понимал, что храню для чего-то очень важного. А тебе отдам, строй свою часовню. И ещё. Я сделаю всё от меня зависящее, чтобы она появилась.
После нашего разговора мэр обратился к жителям и предложил устроить общественные слушания по вопросу: нужна посёлку часовня или нет. Как водится, мнения разделились. Молодые и сильные недоумевали: зачем нам в посёлке часовня, если рядом, всего в полутора километрах, восстановлен такой замечательный храм?
Как-то мой приятель таксист вёз меня на вокзал и тоже всё интересовался, зачем нам ещё один храм? Неужто мало того, что в деревне?
Мы почти одного возраста с этим таксистом. Я ему ответил:
– Ты так говоришь, потому что сам ещё в силах и при желании в любую погоду можешь без труда преодолеть эти полтора километра. Но так будет не всегда. Попробуй сейчас поставить себя на место старого человека, и ты поймёшь, почему большинство из них поддерживают мэра.
Спустя шесть лет, минувшей осенью, когда стройка уже закончилась, мы с ним встретились. Я стоял возле часовни, мой товарищ таксист, увидев меня, подошёл и стал рядом. За эти годы он, как и я, здорово поседел, хотя выглядит ещё молодцевато. Впервые я увидел, как он перекрестился. И, перекрестившись, задумчиво произнёс:
– Чёрт его знает, может, ты и прав.
Больные и старики тогда, напротив, обрадовались и потом всё подходили ко мне и спрашивали: когда вы начнёте строить? Очень хочется дожить и увидеть собственными глазами.
Заручившись народной поддержкой, мы с главой отправились за благословением к епископу. Тот принял нас, выслушал и тут же подписал прошение.
– Раз часовня будет стоять рядом с больницей, давайте посвятим её великому врачу и святителю Луке Крымскому.
Прежде чем отпустить нас, владыка обратился к моему спутнику:
– Вижу, вы хотите меня о чём-то спросить. Какая-то проблема?
– Да, владыка. Проблема у меня, очень большая проблема. Молодые живут уже одиннадцатый год, а внуков всё нет. Сердечко пошаливает, боюсь не дождаться.
Владыка на минуту вышел из кабинета и вернулся с небольшой иконой в руках.
– Это образ Божией Матери «Троеручица». Положитесь на Бога. Потрудитесь вместе с батюшкой, и я верю, у вас обязательно появятся внуки.
Когда возвращались, глава сидел рядом со мной. Я видел, как он периодически достаёт из портфеля икону и внимательно её рассматривает.
– Не жалеешь, что согласился? Место дефицитное, почитай в центре, а взамен тебе вот – иконочка софринского производства. Простенькая, ей цена-то всего… Баночка из-под монпансье – и та больших денег стоит.
– Издеваешься? Думаешь, чиновник не человек?
– Я не об этом. Гарантий, что у тебя родятся внуки, – никаких. Даже если об этом тебе скажет сам епископ. Жизнь – прерогатива Бога, а не человека. Мы же можем Его только просить. Вспомни, владыка сказал: если будешь помогать и молиться.
– Значит, будем просить и будем помогать, – решительно ответил глава и спрятал икону обратно в портфель.
Выделение земли под строительство в центре населённого пункта и все сопутствующие согласования – было для нас делом самым трудным. Мэр оказался человеком слова и сделал всё от него зависящее.
Через девять месяцев, в день святителя Николая, у него родился внук. Никто не связал рождение ребёнка с началом строительства. Родился, и слава Богу. Только мы с главой знали, как это дитя появилось на свет.
Я уже говорил, строительство всегда упирается в деньги. Любой, кто строил дом или гараж, может подтвердить. Делая по уму, ты сперва ищешь деньги, а потом затеваешь стройку. С храмами всё наоборот. Не скажу, чтобы кто-то нам особо помогал, только стройка всё это время почти не стояла.
…Иду по дороге, возле меня останавливается большой чёрный автомобиль. Знакомый предприниматель машет рукой.
– Садись в машину. Хочу тебе кое-что сказать. Я на детский садик денег два с половиной миллиона выделил. Крышу будем ремонтировать. В этот садик сотрудники моей фирмы детей водят. Они о наших детях заботятся, а мы им за это крышу починим, правильно?
– Правильно, – говорю.
И молчу. Понимаю, что сейчас обязательно зайдёт разговор о часовне, но специально не поднимаю эту тему. Тогда мой собеседник сам начинает:
– А тебе на часовню я ни копейки не дам. Зачем она нам нужна, эта часовня? Вот ты можешь мне это объяснить?
– Мы в ней усопших отпевать будем, в том числе и твоих сотрудников. А то всё «заочно» да «заочно».
Знакомый, изменившись в лице, немедленно постучал по деревяшке на приборной доске и трижды плюнул через левое плечо.
– Я с тобой серьёзно, а ты!.. – и он выпроводил меня из автомобиля.
Потом всё равно приехал и предложил помочь.
Ещё только возводились стены будущей часовни, а молитвенники уже появились. Началось всё с бабушки Раи. Страдая зубными болями, та частенько наведывалась к стоматологу. Однажды, направляясь к врачу и проходя мимо стройки, она, перекрестившись, с чувством воскликнула:
– Святитель Лука, врач безмездный, зуб болит, мочи нет! Ты бы помог, а?
– Подхожу, – продолжает старушка, – к кабинету, а зуб-то у меня и не болит. Я разворачиваюсь и бегом. Теперь на стройке зубы лечу, помогает.
А как-то, года два назад, ко мне после службы обратилась женщина, на вид лет около сорока.
– Батюшка, имею желание сделать для вашего храма что-нибудь полезное.
– Полезное?
– Да. Может, вы иконы какие-нибудь хотите для иконостаса или вам нужно что-то отремонтировать?
– Спасибо, только нам ничего такого не нужно. Есть множество храмов, где ваша помощь придётся очень кстати. Может, вам поискать кого-то ещё?
– Ещё? Нет. Мне было велено приехать сюда к вам и предложить помощь.
– Велено? Интересно, кто же это вам велел?
– Батюшка, двадцать лет назад мы с моим мужем, будучи ещё студентами, совершили ужасный поступок. Узнав, что я беременна, решили: нам ещё рано иметь ребёнка, и сделали аборт. И всё, после этого Господь закрыл моё чрево. Вот уже двадцать лет живём в надежде, что я забеременею. Чего только не делали, всё тщетно. За эти годы оба пришли в церковь и много раз покаялись в содеянном. Побывали у всех известных старцев, просили молитв. Нас обнадёживают, время идёт, а детей нет.
Батюшка, к кому мы только не обращались. Нас знают лучшие столичные доктора, и не только московские. Проверялись. Те в один голос заявляют: со здоровьем у вас всё в порядке. А дитя нет и нет.
Муж летал на Афон за чудесными виноградинками. Я тоже подолгу жила в монастыре, молилась, работала. И снова ничего.
Одно время от отчаяния даже хотела уйти в монастырь. Развелась с мужем. Решила, что не имею права заедать ему век. Пусть найдёт себе другую женщину, и та родит ему ребёнка. Зачем страдать двоим, если хоть один может реализовать свою мечту.
Разошлись и продолжали страдать поодиночке. Через четыре года снова поженились. Оказалось, что друг без друга у нас не получается. Наверное, это любовь. Только несчастная любовь.
Наконец нам предложили сделать ЭКО, как последний и единственный шанс. Решили сделать это в Израиле. Только я постоянно сомневаюсь, соглашаться на ЭКО или нет. Прежде чем заказывать билеты и лететь в израильскую клинику, решила сходить в храм помолиться. Встала перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы и слышу – как, не знаю, но слышу, – что мне нужно приехать сюда, к вам, и предложить собранные деньги на нужды храма.
– А почему к нам? Чем мы лучше других?
– Нет, всё правильно, именно к вам. А храм ваш я знаю, у нас здесь недалеко дача.
– Теперь понятно. Только если помогать, то не храму, а часовне.
Я рассказал ей о нашей стройке. Женщина обрадовалась, сегодня имя святителя Луки на слуху. Мы договорились, что они с мужем установят козырёк над входом в часовню и оформят лестницу металлическими перилами. Наталья, так звали мою собеседницу, обрадовалась:
– Отлично! Крыльцо за нами.
– Можно будет подумать о каком-нибудь бюджетном варианте.
– Бюджетном? Нет, батюшка. Делать будем красивое кованое крыльцо. Мы так хотим.
Я не стал с ней спорить. Мы обсудили возможные варианты, и женщина уехала к себе в Москву.
Два года продолжалась наша эпопея с крыльцом. Один кузнец уволился, нашли другого, но другой сломал ногу. Кузнец поправился, но теперь не могли подобрать подходящий металл. Наконец, что-то выковали и установили. Заказчица приехала, посмотрела и велела убрать эту, как она выразилась, халтуру.
– Батюшка, делать так делать!
Но если над металлическим крыльцом можно было трудиться и пять лет, и десять, то для самой нашей благодетельницы время уходило безвозвратно. Сколько раз приезжала она к нам на службы, потом в разговорах признавалась, что вот уже знакомые врачи ставят большой жирный крест на её материнстве.
– Ругают меня: «Дура ты, мать, не поехала в Израиль! А ведь был у тебя шанс. Был!»
Помню, захожу в пустой храм и вижу Наталью, одиноко сидящую возле окошка на лавочке. Последнее время она перестала следить за собой. Могла заявиться в каком-нибудь старушечьем плаще или ботинках «прощай молодость». Раньше за ней такого не замечалось.
Я подошёл и сел рядом.
– Знаешь, я потерялась. Зачем живу, чем занимаюсь? Мне неинтересны дела нашей фирмы. Благо, муж не пристаёт с утешениями. Завтра поеду на работу только ради того, чтобы выдать людям зарплату. Я не жалею, что пожертвовала деньги на часовню. Я люблю Христа и ни о чём не жалею. Только теперь совсем не понимаю, зачем мне жить дальше. У меня сестра забеременела. Четвёртым уже. Пошла и сделала аборт. Потом – к духовнику на исповедь. А тот ей: «Что же ты наделала! Эх, родила бы дитя да сестре отдала. Мается-то она у тебя как, сердешная». Может, действительно, могла бы и отдать, а? Всё-таки родная кровь. Я бы его вырастила. Ой, что я такое говорю! Это всё от отчаяния, батюшка, не слушай меня. Поеду я.
Что я мог ей сказать? Что все эти годы наша община молилась о её разрешении от неплодства? Так от этого ей ни тепло, ни холодно. Ну и что, что молились, ребёночка-то нет.
Через несколько дней фирма по производству металлоизделий привезла нам последние недостающие детали. Обрадовавшись, я собрался звонить Наталье и вдруг получил от неё встречный звонок.
– Наташа, только что собирался тебе звонить и доложиться. Всё! Нам привезли последние пролёты.
Она молчит и вдруг:
– Батюшка, я беременна.
– Да ладно! Не может такого быть.
– Тест показал.
– Ничего он тебе не показывал. Это ошибка, недоразумение. Завтра ещё раз проверишь, – говорю, а сам чувствую, как моя грудь наполняется ликованием.
Целых девять месяцев мы снова молились, чтобы немолодая уже женщина смогла выносить плод, переживали за всякие неизбежные в таком деле осложнения. Вскоре врачи заявили, что если будущая мама носит в себе девочку, то шансов родить здорового ребёнка у неё немного. Вот если бы это был мальчик…
– Не волнуйся, – успокаивал я мамочку, – у нас обязательно родится мальчик. Иначе Господь не дал бы тебе зачать.
Кстати, все врачи, которые в курсе Наташиных проблем, разводили руками и не понимали, как вообще могло случиться то, что случилось. Так не бывает, доказывали они Наталье. А та, вернувшись к активной деятельности, до последнего дня водила машину, сама ездила оформлять договоры и решала финансовые вопросы.
После родов мы с Наташей больше не виделись. Правда, иногда она звонит и рассказывает о малыше.
– Я теперь просыпаюсь и вижу рядом с собой моего сына. И губы непроизвольно сами собой начинают складываться в улыбку. Представляешь, раньше мне, чтобы улыбнуться, нужно было с утра выпить десять чашек кофе. А сейчас улыбаюсь просто потому, что я счастлива.
Выслушав Наташины слова, я подумал: «Если кто-нибудь ещё спросит меня, зачем мы построили эту часовню, я отвечу: чтобы кто-то наконец улыбнулся от счастья».
…В этом году мы пригласим владыку и будем освящать часовню. Потом в годовщину кончины бывшего мэра соберём людей и торжественно откроем памятную табличку с его именем. Она будет висеть на стене, и любой проходящий мимо часовни, в том числе и его внук, сможет прочитать это имя.
Спросите меня, зачем? Чтобы помнили.

Этимология

Название «часовня» происходит от слова «час», «часы». Часами называются краткие службы, совершающиеся в Православной и Католических Церквях. Час в древнерусском языке означало «время». Русское слово «часовня» перешло в некоторые другие языки; так, в финском языке наряду с «Kappeli» иногда используется слово «tsasouna» с тем же значением.

В Греции часовни именуются εύκτήρια или οίκοι προσευχής — дома молитвы, у католиков — сарае или capellae, на польском kaplice, и устраиваются в домах и на открытых местах, а также дорогах и перекрестках; для служения в домовых молельнях в рыцарских замках и дворцах имелись капелланы.

История

Часовни сооружались на местах, где похоронены подвижники веры, а также на местах явления чудотворных икон и источников, и в других местах, где это уместно. Обычай строить часовни был закреплён в деяниях Трулльского собора и капитулярии Карла Великого.

Россия

Часовня в честь 900-летия основания г.Рязани.

В России часовни появились с началом распространения христианства и нередко строились на местах почитаемых язычниками деревьев, камней, источников. Со временем и источники возле новых часовен освящались и могли становиться почитаемыми. Просветитель Перми святой Стефан Пермский поставил несколько часовен, которые существуют до сих пор. Нередко благодаря отшельникам вокруг построенных ими часовен возникали известные монастыри и церкви. Так, скромная часовенка, срубленная в чаще радонежских лесов преподобным Сергием Радонежским, послужила основой для знаменитой Троице-Сергиевой лавры.

Часовня старообрядцев в Каа-Хемском районе Республики Тыва

Во время правления Петра I законодательно были ужесточены правила существования часовен, причиной чему послужили тайные богослужения, которые в них совершали старообрядцы. Так, императорские указы 1707 и 1722 годов без какого-либо ограничения требовали разобрать все часовни вне зависимости от того, старообрядческие они или нет. Однако исполнение указов осуществлялось не везде, поскольку в некоторых местах церкви были отдалены от поселений, и в этом случае часовни отчасти их заменяли. Отсюда стали поступать прошения в Святейший Правительствующий Синод, чтобы было разрешено не разбирать часовни. В 1727 году официально было разрешено восстановить прежние часовни и строить новые, но уже в 1734 году был подтверждён указ 1707 года, что влекло за собой запрет на постройку новых часовен, хотя и разрешалось не разбирать существующие. Тем не менее необходимость в месте богослужения приводила к тому, что люди строили часовни без разрешения, надеясь, что потом получится доказать, что они построены до принятия запретительных указов. Впоследствии, видимо, эта необходимость принималась властями во внимание и строители не подвергались преследованию, поскольку достаточно было, что в часовнях собирались православные, а в противном же случае здание разбиралось без каких-либо предварительных согласований. Также по большой просьбе жителей оставить часовню для моления мимо ходящих и едущих людей, Синод разрешал ставить на месте часовни столб с иконою, а просителям, желавшим построить часовню для сбора пожертвований на церковь, разрешал ставить на столе икону. В 1853 году Синод выпустил указ о том, чтобы настраивать прихожан к постройке церквей в тех местах, где они нужны, и допускать их постройку в самом простом виде, а также не препятствовать постройке часовен с той целью, чтобы в них православные причты в положенное время проводили славословия. В 1865 году Синод объявил Правительствующему сенату именной указ о том, что епархиальным архиереям предоставляется право самостоятельно разрешать постройку часовен в селениях и в городах, кроме столиц, а также окончательно разрешать все дела о самовольных постройках или перестройках часовен.

  • Часовня у Кирилло-Белозерского монастыря

  • Часовня Святого Иоанна Рыльского на станции Святой Климент Охридский в Антарктиде

  • Часовня на вершине Вендельштайна (Бавария, Германия)

  • Придорожная часовенка на Украине.
    (К. А. Трутовский)

  • Столб-часовня в Польше (А. Козакевич)

> См. также

  • Божница
  • Пареклесия
  • Каплица
  • Церковь (сооружение)

Примечания

  1. СЭС, 1981, с. 1494.
  2. 1 2 3 4 5 6 Часовни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Часовня / Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
  4. БРЭ, 2017, с. 411.

Литература

  • Васнецов Н. Часовня // Вера. Anastasis.me. — С. 143.
  • Материалы для истории деревенских святынь: Описи часовен Санкт-Петербургской епархии 1808—1816 гг. / Сост., подг. текстов и вступ. ст. Е. В. Платонова. — СПб.: Гуманитарная академия, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-93762-091-0.
  • Никольский К. Т., прот. О часовнях. — СПб., 1889.
  • Платонов Е. В. Часовни Тихвинского уезда (рубеж XIX–XX вв.). — СПб.: Гуманитарная академия, 2011. — 304 с. — 600 экз. — ISBN 978-5-93762-078-1.
  • Снегирёв И. М. Часовни в русском мире // Душеполезное чтение. — 1862. — XI.
  • Часовня // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 411. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  • Часовня // Советский энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет: А. М. Прохоров (пред.). — М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 1494. — 1600 с.

Разница между часовней и церковью

Православные церковные здания достаточно разнообразны и по архитектуре, и по назначению. Главное культовое сооружение – храм или собственно церковь как постройка. Помимо этого для молитвы верующими используются часовни. Иногда, особенно в больших городах, трудно по внешнему виду отличить это здание от небольшой церкви. На самом деле, по своему назначению они все же имеют отличия друг от друга.

Определение

Часовня – молитвенное сооружение небольшого размера без алтаря. Название происходит от ее древнего назначения. В старину такие сооружения использовались для служения часов.

Церковь – сооружение культового назначения с алтарем, предназначенное для служения Божественной Литургии и других обязательных служб церковного круга.

Сравнение

Главная часть церкви – алтарь. Он характеризует храм как сооружение культовое. В алтарной части совершается Евхаристия – главное христианское таинство. Часовни также имеют культовое значение, но в них нет алтаря. Соответственно, там не служится Литургия и не совершаются Таинства. Часовня по сравнению с церковью значительно меньше по размеру.

Форосская церковь Воскресения

Храм предназначен для совершения церковного круга богослужений. В часовнях совершают общие молитвы и требы. Часовни часто строятся при дорогах, на святых источниках, на местах явления чудотворных образов, чтобы человек имел возможность зайти и помолиться.

Реклама

У церкви есть статус. Она может быть приходским храмом или собором. Собор – главное культовое сооружение монастыря, города и даже страны. У часовен статуса нет.

При церкви есть штат духовенства и настоятель. Регулярность служб в приходских церквях определяется возможностями священников. В соборах богослужения проводятся ежедневно. При часовне штат, как правило, отсутствует. Регулярных служб там нет.

Вокруг церкви обязательно имеется ограда с воротами и узкой калиткой. Традиционно, верующие входят именно через нее, как символ тесных врат, ведущих ко спасению. Вокруг соборов не всегда имеется ограда, так как они могут входить в архитектурный ансамбль улицы или площади. Только вокруг часовен, построенных в виде маленькой церкви, можно увидеть ограду, да и то не всегда.

Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая

Традиционно, церкви строились на самых видных местах. В настоящее время этому правилу не следуют. Часовни могут находиться в очень укромных местах. Построить часовню может любой человек. Даже у себя на участке. Строительство церкви совершается лишь с благословения правящего архиерея.

Выводы TheDifference.ru

  1. В храме есть алтарь и там служится Литургия. В часовне алтаря нет, и поэтому Евхаристия там не совершается.
  2. Храм предназначен для совершения служб церковного круга богослужений. Часовня используется для общей или частной молитвы.
  3. У церкви есть статус, у часовни его нет.
  4. При церкви есть штат духовенства и настоятель, при часовне этого нет.
  5. Перед церковью есть ограда. Для часовни она не обязательна, так как не несет особой духовной нагрузки.
  6. Церкви строятся на самом видном месте и только с благословения правящего архиерея. Часовни могут располагаться в любом месте, и строить их может любой человек, не испрашивая благословения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *