Зикр

Зикр суфиев — стадии

Во время зикра участники проходят через 3 стадии осознания себя:

  • Молитва произносится голосом. И важно, чтоб слова подкреплялись намерением сердца.

    Потому что без этого компонента зикр превращается в бессмыслицу. На этом этапе еще идет разделение между закиром (исполнитель, напоминающий), зикром (напоминание) и закуром (поминаемый или Бог). Задача исполнителя вселить Бога в свое сердце и тогда произнесение молитв становится непроизвольным и естественным.

  • Постепенно зикр становится сердечным. Аль-Газали писал: «на его языке не остаётся и следа слов». Органом зикра становится сердце человека. Сначала это делается с усилием, но потом сердце само как цветок распускается в произнесении молитв. Не требуется слов и мыслей — зикр пульсирует по телу, постепенно наполняя божественным все присутствие человека.

  • На этой стадии человек полностью становится единым с произносимым, он и есть зикр. Стираются границы между исполнителем, молитвой и Богом. Суфий ощущает единство индивидуального и Божественного. Иллюзия множественности растворяется как дым. Это состояние считается особенно ценным для внутренних осознаний и исцеления. Его сравнивают с состоянием ихтан — благодеяние.

Зикр чеченский

Практика повторения священных формул существует во многих религиях, в том числе и чеченской, само слово зикр взято из Корана, где оно часто встречается. Зикр джахри (джали) означает поминание вслух, а зикр хафи это мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях общины. Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Аллаха» (ла илаха илла-Алаху). Читая чеченский зикр следует помнить, что его продолжительность всегда должна быть нечётной, например: 101, 1001 и т. п.

Согласно Ибн ‘Ата’ Аллаху, большинство из них различали три стадии зикра (поминания). Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап чеченского поминального зикра пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца.

Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана ‘ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

«Зикр (араб. ذکر‎‎ «поминание») в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации».

По материалам ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *