Сколько всего архангелов

Архангелы и их предназначение

Православие имеет свои традиции, которые образовались еще в давние века. Кто такие архангелы и каково их предназначение можно понять, если изучить Святое Писание, которое и объясняет нам как все устроено. Но, даже опытные богословы не всегда способны расшифровать библейские тексты, поэтому давайте немного обратимся к основам и постараемся разобраться, кто же такие архангелы и в чем заключаются их функции.

Архангелы в православии

Во-первых, эти персонажи являются своеобразными «руководителями» простых ангелов. Каждый архангел имеет свое имя и функции. Посмотреть изображения данных персонажей можно на иконах. Художники часто пишут архангелов, уделяя отдельное внимание каждой детали образа, например, атрибутам (копье, меч, труба).

Православная вера говорит о том, что существует семь архангелов. Почему количество данных персонажей именно такое, Библия не говорит. В текстах есть лишь упоминание о том, что это ведомо лишь самому Богу. Главным считается архангел Михаил. Кроме него есть еще Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил.

Святые архангелы призваны не только защищать человека и наставлять его на путь истинный. Каждый персонаж имеет свои функции, которые и выполняет.

Архангелы и их предназначение в православии

Для того чтобы разобраться, что делают эти персонажи, обратимся вновь к библейским текстам. Именно они рассказывают нам и о подвигах архангелов, и об их облике, и о задачах, которые они выполняют. К сожалению, в ряде библейских текстов есть определенные «нестыковки», которые не дают нам более полно описать данных святых.

  1. Михаил выражает собой все дела божьи. Он изображается в белых одеждах и с копьем или мечом в руках. Согласно текстам, именно Михаил первым восстал на Люцифера. Поэтому, он изображается в таком воинственном облике. Кроме того, на иконах он часто попирает змея или чудовище, которое олицетворяет Люцифера.
  2. Гавриил является вестником божьих судеб. На иконах он изображен с зеркалом в руке, это символ того, что святой полностью передает смысл того, что является делами и мыслями Господа.
  3. Рафаил отвечает за помощь и исцеление. Согласно приданиям именно он излечил невесту праведника Товии.
  4. Уриил озаряет ум человека. На иконах он изображается с мечом в одной руке и с огнем в другой. Он способствует изучению различных наук.
  5. Селафиил занимает пост верховного служителя молитвы.
  6. Имя Иегудиил в переводе означает Божья хвала. Он защищает человека и поощряет тех людей, кто достоин этого.
  7. Варахиил выражает благословение Господне. Он изображается в розовых одеждах.

Таким образом, становится понятно, что каждый из архангелов божьих, отвечает за выполнение определенных задач. Если человек хочет попросить помощи и защиты, следует молиться определенному святому. Существуют специальные молитвы, при помощи которых можно обратиться к архангелу.

Как правильно попросить помощи архангела?

Для того чтобы попросить защиты или чего-либо у архангелов, следует произносить специальные молитвы. Священники рекомендуют пойти в церковь, найти икону, на которой изображен святой, отвечающий за ту сферу, помощь в которой необходима и поставить свечку. При этом надо произносить специальную молитву, текст которой можно найти в святых книгах, или спросить у священника.

Некоторые люди полагают, что обращаться к архангелам можно только в определенный день недели. Но это не так. Если случилось так, что появилась необходимость попросить помощи, прочитать молитву можно в любое время. Именно так говорят священники.

Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту

Чин / Архан­гел Описа­ние День празд­но­ва­ния Упоми­на­ет­ся в Библии
Серафи­мы В пере­во­де «пла­ме­не­ю­щие», побуж­да­ют к люб­ви к Богу; (изобр. шести­кры­лы­ми). 8/21 нояб­ря Ис.6:2, 6
Херуви­мы «Многое разу­ме­ние», чрез них нис­по­сы­ла­ет­ся про­све­ще­ние; (изобр. четы­рёх­кры­лы­ми). Евр. 9:5
Престо­лы Чрез них пре­иму­ще­ствен­но про­яв­ля­ет­ся пра­во­су­дие Божие; (изобр. в виде колёс со мно­же­ством глаз на обо­дьях). Кол. 1:16
Власти Укроща­ют власть бесов­скую, отра­жа­ют иску­ше­ния. Кол. 1:16
Господ­ства Ниспо­сы­ла­ют силу к муд­ро­му управ­ле­нию зем­ным вла­стям. Кол. 1:16
Силы Укреп­ля­ют людей, дают бла­го­дать чудо­тво­ре­ний угод­ни­кам Божиим Еф. 1:21
Начала Управ­ля­ют все­лен­ной, зако­на­ми при­ро­ды; охра­ня­ют наро­ды, стра­ны. Кол. 1:16
Архан­ге­лы Являют­ся про­вод­ни­ка­ми откро­ве­ния Божия. 1Фес.4:16;
Ангелы Пристав­ле­ны для хра­не­ния каж­до­го хри­сти­а­ни­на. Быт.19:15; 32:1;Мф.13:49;18:10
Архан­ге­лы
Михаил

Евр. «кто как Бог»; Архистра­тиг (вое­на­чаль­ник); на иконе попи­ра­ет нога­ми диа­во­ла, в левой руке дер­жит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с белой хоруг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест. Постав­лен Богом над все­ми девя­тью Ангель­ски­ми чина­ми.

8/21 нояб­ря Иуд.1:9;Дан. 3:92-95
Гаври­ил «Сила Божия»; воз­ве­ща­ет людям вели­кие дела Божии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пресвя­той Деве, или со све­тя­щим­ся фона­рем в пра­вой руке и зер­ка­лом из яспи­са – в левой. 26 мар./8 апр.;13/26 июл.;8/21 ноя. Лк.1:26;Дан. 8:16
Рафаил «Исцеле­ние Божие»; цели­тель, врач Божий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим сосуд с цели­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и веду­щим пра­вою рукою Товию, несу­ще­го рыбу. 8/21 нояб­ря Тов. 3:16; 12:15
Уриил «Свет, огнь Божий»; про­све­ща­ет людей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца любо­вью к Богу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой руке обна­жён­ный меч на уровне гру­ди, а опу­щен­ной левой руке – пла­мень огнен­ный. 8/21 нояб­ря 3 Езд. 5:20
Салафи­ил «Молит­вен­ник Божий»; изо­бра­жа­ет­ся с рука­ми, молит­вен­но сло­жен­ны­ми на гру­ди. 8/21 нояб­ря 3 Езд. 5:16
Иегуди­ил «Славя­щий Бога»; покро­ви­тель мона­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Божией; изобр. дер­жа­щим в пра­вой руке золо­той венец, а в левой бич из трёх чёр­ных верё­вок с тре­мя кон­ца­ми (награ­да свя­тым и воз­да­я­ние греш­ни­кам). 8/21 нояб­ря Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
Варахи­ил «Благо­сло­ве­ние Божие»; пода­тель бла­го­сло­ве­ний и мило­сти Божией; изобр.

Несущим на гру­ди белые розы, как пред­ве­стие бла­жен­ства в Царствии Небес­ном, либо розы на одеж­де.

8/21 нояб­ря Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
Иереми­ил «Высота Божия»; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в руке весы. 8/21 ноября 3 Езд. 4:36

Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:

  • Крылья — символ быстроты и все проникновенности;
  • Посох — символ посланничества;
  • Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
  • Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
  • «Око» во лбу – символ всевидения;
  • Облик прекрасного юноши — символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.

См. также в словаре: АРХАНГЕЛ, АНГЕЛ

Празднование в честь Архангела Михаила совершается дважды в год: 21 ноября Эта дата установлена в честь Собора Архистратига Михаила и иных Небесных Сил бесплотных.

19 сентября Эта дата приурочена к чуду, которое совершил Архангел Михаил в Колоссах, развернув реку вспять и, тем самым, не допустив поругания над христианской церковью.

Надо всеми 9-ю чинами ангельскими назначен «один из главнейших князей», «Кто яко Бог» — святой Архангел Михаил, обладающий беспрецедентной божественной силой и выступающий заступником христиан и изгонителем сатаны с его падшими ангелами.

До того, как был образован зримый физический мир, Владыкой Небесным был создан иной мир, небесный, где обитают божественные творения — ангелы (что в переведении с греческого обозначает «вестники»). Посредством ангелов Владыка изрекает волю Свою. Бог сотворил ангелов по своему образу и подобию.

Он желал, чтобы с участием воли созданных ангелов проходило их совершенствование, иными словами по их свободной воле для возрастания в богоподобии. Обусловленная часть ангелов, возглавляемая первенцем создания – Денницей, не возжелала быть уподобленными Господу. Однако большая доля небесных ангелов приняла решение пойти по стези благодеяний и верности их Творцу, и изгнали неверных.

За предводительство Небесного воинства ангелов отвечал священный Архистратиг Михаил. Архистратиг — представляет собой главу воинов, а «Михаил» в переведении с древнего еврейского языка обозначает «Кто как Бог». Сие имя носит известнейший из ангелов, кто пошел по пути Блага.

Священное писание и сказания показывают именования и прочих высших архангелов:

Архангел Гавриил является благовестником Господним, который преподнес добрую весть безгрешному праведнику и пророку Захарии о появлении на свет святого Иоанна Крестителя, а позднее и Деве Марии о беспорочном зачатии Иисуса Христа. Он же многими столетиями ранее занимался поучением пророка Даниила;

Архангел Рафаил — чье имя обозначает «лекарь Божий». Он является целителем недомоганий человеческих;

Архангел Уриил — несет огонь или свет Господний. Является просветителем потемненных, упоминание о нём можно найти в книге Ездры;

Архангел Салафиил — выступает молитвенником Господним, который побуждает людей к молитве;

Архангел Иегудиил — хвалитель Господний, упрочивающий веру, работающих во славу Царю Небесному;

Архангел Варахиил — благословение Господнее; раздатель его и молящий о благодеянии Господнем для людей.

Архангел Иеремиил — возвышение Господнее. Его имя упоминалось пророком Ездрой, однако нам не открыто место служения данного духа в Божественной Иерархии.

Святой архангел Рафаил упомянул лишь о семи из вышеуказанных архангелов: «Я являюсь одним 7-ми святых ангелов, возносящих молитвы святых и всходящих во славу Господа Святого».

Если следовать учению Святой Церкви, то Небесные духи распределяют на 9 чинов, по 3 в каждой из иерархий.

В высшую иерархию, самую приближенную к святой Троице, включены:

серафимы, расположенные ближе всех к Господу. Их зрел пророк Исайя: «Круг Него находились Серафимы, у каждого из которых по 6 крыльев».
херувимы — иными словами «многое понимание или излияние премудрости». Они неисчислимы и находятся у престола Бога, просвещая разумные зеницы для боговидения;
престолы — представляют собой основу и богоносов по благодати и служению. Посредством престолов проявляется правосудие Господнее, поддерживая царей, господ и судей в произведении праведного суда.

Средняя иерархия включает в себя:

господства — они владычествуют над более низкими ангельскими чинами, направляя силу к рассудительному обладанию и правлению, поставленным от Господа властям;
силы — преисполнены духовной твердости и ниспосылают чудеса угодникам Господним, умение излечивать и предугадывать будущее, протягивают руку помощи людям в несении повиновений, упрочивая духом в терпении;
власти — обладают властью над сатаной, оберегают человека от искушений, ратифицируют добрых подвижников в божественных подвигах и трудах.

Низшая иерархия так же насчитывает 3 чина:

начала — руководствуют низшими ангелами, наставляя их; они занимаются управлением Вселенной, охраняют царства и народы, наставляют людей на службу для ближних;
архангелами именуют великих проповедников, руководителей ангелов; они несут службу для понимания воли Господней и постижения ее, передавая ееболее низким чинам, а те в свой черед — людям;

ангелы (или как их еще именуют «вестники»), направляющие людей безгрешно жить для Царя Небесного, и приставлены в охрану всякому православному христианину для поддержания его от падения, ни при каких условиях не покидают подопечного.

(греч. «начальник Ангелов»)

в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (см. Дионисий Ареопагит), это 8-й, предпоследний, ангельский чин. Слово «Архангел» в Священном Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (см. 3 Езд. 4, 36), где с этим именем выступает Ангел Иеремиил. Впоследствии это имя воспринимается новозаветными авторами (см. Иуд. 1, 9; 1 Фес. 4, 16) и христианской литературой. Кроме Архангела Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще несколько Архангелов. Первое место среди них принадлежит Архангелу Михаилу (евр. «кто как Бог»). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (см. Нав. 5, 14-15), т.к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… (Откр. 12, 7-9). В Книге пророка Даниила (Дан. 12, 1) Архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т.к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т.е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла. Еще один Архангел – Гавриил («муж Божий» или «сила Божия») (см. Дан. 8, 16; Лк.

1, 19). Архангел с этим именем известен как служитель Божественных Таин. Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении святого Иоанна Предтечи (см. Лк. 1, 19) и Деве Марии – о зачатии и рождении Иисуса Христа (см. Лк. 1, 26-38).

Имена других четырех Архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил («исцеление Божие») (см. Тов. 3, 16), Уриил («свет или огонь Божий») (3 Езд. 4, 1), Салафиил («молитва к Богу») (см. 3 Езд. 5, 16, 31) и Иеремиил («высота Божия») (см. 3 Езд. 4, 36). Два архангельских имени – Иегудиил («хвала Божия») и Варахиил («благословение Божие») – сохраняются в церковном Предании. Все эти Архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах. Поскольку по роду своего служения эти Архангелы приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *