Сколько лавр в России

Содержание

Разница между лаврой и монастырем

Вместе с православием из греческого языка в русский пришло много заимствованных слов. К подобным словам относятся как лавра, так и монастырь. В дословном переводе лавра значит «городская улица», а монастырь происходит от слова «монос» («один, одинокий»). В русском языке эти заимствования обозначают схожие, но не идентичные понятия. Давайте разберемся, чем отличается лавра от монастыря и в каких аспектах эти православные термины сходятся.

Возникновение монастырей

Монастырем называют религиозную общину монахов с единым уставом и единым комплексом хозяйственных, богослужебных, а порой и оборонительных построек. Монастыри появились в начале 4 века нашей эры: в 318 году написан первый устав. Основателем первого монастыря считают египетского монаха Пахомия Великого. Он велел огородить стеной находящиеся недалеко друг от друга жилища христианских отшельников и учредил для них особый распорядок дня, состоящий из разумного чередования молитв и физического труда. Устав такого монастыря, названного киновией (общинножитием), был очень строг, поэтому позже возникли монастыри другого типа – идиоритмы (особножития), условия жизни в которых были менее суровы, чем в киновиях. Монастыри и в православии, и в католичестве могут быть как мужскими, так и женскими, а вот в среде протестантов монастыри есть только у лютеран, да и то их немного.

Отличие лавры от монастыря в следующем:

  • лавра – название монастыря лишь в православии;
  • лавра – это только мужской монастырь;
  • лавра обязательно должна быть крупным монастырем и иметь особое духовное и историческое значение.

Насколько огромным должно быть это значение, говорит тот факт, что в России всего две лавры – Троице-Сергиева (Сергиев Посад, Московская область) и Александро-Невская (Санкт-Петербург). Есть лавры и в других православных странах – на Украине, в Греции, Румынии, Грузии, Сербии и даже в католической Польше! В последнем случае Супрасльская лавра расположена на востоке Польши и принадлежит Польской православной церкви.

Реклама к содержанию

Сравнение

Кроме упомянутых выше киновии и идиоритма, в православии существуют монастыри и других типов. Например, пустыни (ударение на первом слоге), из которых самая известная – Оптина пустынь в Калужской области. Несмотря на древность (основана в конце 14 века) и большую значимость для православия (пустынь во время духовных исканий посещали, например, Лев Толстой и Федор Достоевский), статуса лавры она не получила. Но имеет статус ставропигиального мужского монастыря – это значит, что подчиняется она не местной епархии, а напрямую Патриарху.

А Троице-Сергиева лавра (которая также имеет статус ставропигиального монастыря) неоднократно выполняла государствосохраняющую роль. Именно здесь Сергий Радонежский благословил Дмитрия (которого только позже назовут Донским) на Куликовскую битву. В начале 17 века лавра выдержала почти полуторагодовую осаду польскими интервентами и стала одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А в конце этого же века сюда, спасаясь от стрелецких бунтов, сбегут сначала царевна Софья, а потом и Петр Первый. И отсюда он в 1689 году уехал обратно в Москву – уже полновластным правителем Русского царства.

Таблица

В чем разница между лаврой и монастырем? Если совсем уж коротко, то лавра – это один из типов монастырей. А различия представлены в этой таблице:

Монастырь Лавра
Что собой представляет Община монахов или монахинь с комплексом богослужебных, хозяйственных, нередко и оборонительных строений Крупный мужской православный монастырь, имеющий большое духовное и историческое значение
Разновидности Различают общинножитные (киновии) и особножитные (идиоритмы) монастыри, они бывают мужскими и женскими. В православии есть и следующие типы монашеских поселений: пустыни (удаленные от основного монастыря) и скиты (обычно жилища монахов-отшельников) Разновидностей нет
Количество в России Православных монастырей в России почти восемь сотен Две лавры – Троице-Сергиева и Александро-Невская

Лавра

У этого термина существуют и другие значения, см. Лавра (значения).

Ла́вра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.

Лаврами могут называться также католические монастыри восточных традиций (прежде всего, униатские).

История

Под лаврой изначально могли пониматься как монастыри, так и крупные приходы, прихожане которых жили в одном квартале (или как бы сказали сегодня — в одном городском «микрорайоне»).

Лавры — монастыри

В IV—VI веках в Палестине лаврами именовались крупные монастыри, в которых сохранялась самостоятельная жизнь насельников (самостоятельное зарабатывание денег, ремесленничество) при наличии совместного устройства общих потребностей (организация богослужений, устройство стены от нападений кочевников-бедуинов). Такая форма устройства отличала лавры от киновий, где главным принципом было «общежитейное» устройство, подразумевавшее совместную собственность, общее распределение труда и благ. Позже лаврами назывались исторически и духовно значимые монастыри, независимо от формы жительства (киновия или идиоритм).

Лавры — кварталы

Кроме того, в Александрии IV века н. э. лаврами было принято называть городские кварталы (население которых составляло церковные приходы):

«…положение африканских пресвитеров сильно отличалось от положения их коллег на других континентах, поскольку они имели больше власти <… > В своих кварталах, отделенных друг от друга бульварами (почему они и назывались „лаврами“), пресвитеры пользовались огромной властью, как, например, Арий был реальным духовным лидером своего пресвитерства Баукалис».

Лавры Палестины

Одной из первых упоминаемых лавр была основанная святым Харитоном Фаранская лавра, на месте которой сейчас находится скит Святого Харитона. На месте другой основанной в IV веке святым Харитоном Лавры Дока находится Монастырь Искушения в городе Иерихоне. Третьей основанной святым Харитоном лаврой была разрушенная ныне Суккийская лавра.

Рядом с лаврами святого Харитона находилась разрушенная в XVI веке лавра Хузива (лавра преподобного Иоанна Хозевита).

Выходец из Фаранской лавры Евфимий Великий основал в V веке лавру святого Евфимия.

Часто лаврой называют основанный в VI веке Монастырь Феодосия Великого близ Иерусалима, однако этот монастырь являлся киновией и не мог быть лаврой, поскольку лавры в VI веке были идиоритмами. Ныне Монастырь Феодосия Великого существует как женский монастырь вблизи города Вифлеем в Палестине).

Рядом с монастырём Феодосия Великого расположена наиболее известная из доныне существующих лавр Востока, основанная святым Саввой Освященным (Лавра Саввы Освященного), прославленная пребыванием в ней святого Иоанна Дамаскина. Среди обителей, основанных в пустыне вблизи этой лавры самим преподобным Саввой и его учениками, упоминаются Новая лавра, основанная вышедшими из Великой лавры (Святого Саввы) «по неудовольствию на преподобного Савву», «недалеко от Фекуи, к югу при Фекуйском потоке», а также основанная «по своеволию одним монахом Великой лавры — Иаковом, при озере Семиустном» Лавра Семиустная (Гептастом).

В Иерихоне на месте русского подворья святого Иоанна Предтечи находилась лавра святого Кириака.

На месте разрушенной персами лавры Каламон (тростниковая лавра, лавра «Доброе пристанище», лавра-киновия) вблизи города Иерихон с XIX века находится перенесённый из другого места Монастырь Герасима Иорданского. При этом блаженный Иоанн Мосх называет лаврой также монастырь святого Герасима, говоря о расположении лавры Герасима: «около Иордана», а о лавре Каламон: «близ Иордана».

Лавра Пиргов (башен) была расположена севернее монастыря святого Герасима Иорданского. В долине Иордана располагались также лавра аввы Петра, лавра Коприта, лавра Ильинская, лавра Несклерова, лавра Пентукла.

В регионе Эль-Бира существовала основанная учеником преподобного Саввы блаженным Фирмином Фирминская лавра.

Под лаврой Марда принято считать существовавший некоторое время в крепости Масада православный монастырь.

Лавры Греции

Святая Лавра (Калавритская лавра) — древнейший монастырь Пелопоннеса, основанный в 961 году, неоднократно разрушаемый и восстанавливаемый, сыгравший значительную роль в греческой революции 1821 года. Находится в церковной юрисдикции Элладской православной церкви.

Лавры Афона

Единственной действующей лаврой Афона является Великая Лавра (лавра святого Афанасия Афонского) — первенствующий монастырь на Святой Горе Афон, основанный в 963 году как киновия, но неоднократно менявший свою форму жительства с киновии на идиоритм и обратно. Находится в непосредственной церковной юрисдикции патриарха Константинопольского.

Ранее на Афоне существовали другие лавры. В настоящее время известны две: Лавра святого Климента, располагавшаяся возле современного Иверского монастыря и лавра «Кафедра старцев».

Неофициально в разное время лаврами назывались и другие афонские монастыри.

Так, монастырь Кутлумуш назывался «Лаврой румынской земли», монастырь Зограф — болгарской лаврой, монастырь Хиландар — сербской, хиландарской или славной лаврой, Пантелеимонов монастырь — русской или пантелеимоновой лаврой.

Лавры Украины и России

В России находятся две лавры: Троице-Сергиева лавра (с 1744 года, Сергиев Посад) и Александро-Невская лавра (с 1797 года, Санкт-Петербург).

На Украине в настоящее время лаврами являются три православных монастыря: Киево-Печерская лавра (с 1598 или 1688 года, Киев), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года, Почаев), Святогорская Успенская лавра (с 2004 года, Святогорск).

На Украине существуют также грекокатолические студитские Уневская лавра (с 1898 года, Унев) и Свято-Иоанновская лавра (с 1927 года, Львов).

Лавры в других странах

На территории Грузии и частично Азербайджана существует Давидо-Гареджийская лавра, на территории Польши — Супрасльская лавра. После присоединения Грузии и Польши к Российской империи они были лишены статуса лавр, а с конца 80-х годов XX века в названии монастырей вновь употребляется слово лавра.

В Румынии находится Лавра Нямц и Секул.

В Сербии лаврами неофициально называют три монастыря — Царскую лавру, Студеницу и Высокие Дечаны.

Лавры в структуре Русской православной церкви

В Российской империи не было патриаршества, поэтому лавры подчинялись Святейшему синоду. В наши дни ставропигиальной (патриаршей) в России является только Троице-Сергиева лавра. Александро-Невская лавра подчинена митрополиту Санкт-Петербургскому, а лавры Украины — ставропигии, подчинённые митрополиту Киевскому (за исключением Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии).

Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, называются наместниками и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. С 2009 года наместники всех лавр Русской православной церкви являются архиереями.

Иногда Кицканский монастырь в Приднестровье называют Ново-Нямецкой лаврой, хотя официально монастырь такого статуса не имеет. В этом случае Нямецкая лавра в Румынии часто называется Старо-Нямецкой лаврой.

Женская лавра

Исторически лаврами были только мужские монастыри. Согласно пророчествам преподобного Серафима Саровского, Серафимо-Дивеевский монастырь станет первой женской лаврой, но будет это перед концом света.

Однако женский монастырь Жича в Сербии называется Царской лаврой. Женский Монастырь Феодосия Великого в Палестине также часто называется лаврой.

Примечания

  1. Малер А. М. Константин Великий, 2011
  2. 1 2 Обители, бывшие в пустыне Святого Града в эпоху её процветания в IV, V и VI веках, с показанием их местонахождения по древним источникам.
  3. ИЕРИХОНСКИЕ СВЯТЫНИ
  4. Кадас С. Святая гора Афон. Монастыри и их сокровища. — С. 12.
  5. Кутлумуш
  6. Прискару В. Святая гора Афон — молитвенница Вселенной. — 2015. — С. 122.
  7. Маевский В. А. Афон и его судьба. Сербский монастырь Хиландар и болгарский Зограф.
  8. На продукции монастыря и в настоящее время указывается «Святая царская сербская лавра — Монастырь Хиландар».
  9. Лавра // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  10. Лавра // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. (укр.)Свято-Іванівська Лавра (недоступная ссылка). Дата обращения 1 сентября 2017. Архивировано 2 сентября 2017 года.
  12. Монастырь Ноул Нямц.
  13. Будет в Дивееве женская лавра. Аминь.
  14. Будущее России и конец мира.
  15. Лавра преп. Феодосия Великого Киновиарха.

Почаевская лавра // Журнал Министерства народного просвещения. Часть XLV. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук. 1845. С. 2
В России существуют только четыре Лавры, из коих три напоминают собою три великие периода Государства нашего, как Великого Княжения, Царства и Империи. Но четвертую знают не все, и потому мы сочли не излишним познакомиить с нею наших читателей. Она возникла в крае отторженном Литвой от России, возникла во время гонений на Православие; она напоминает собою не блестящие эпохи Отечества, но время испытания, мужественно претерпенного сынами его под чуждой властью; она свидетельствует о их тогдашней верности к Церкви Православной. Почаевская Успенская Лавра находится в Губернии Волынской, в местечке Почаеве, в 20 верстах от Кременца, на самой границе Галиции. Прилагая к сей книжке Журнала изображение ее великолепных зданий, мы думаем, что для Читателей наших приятно будет найти здесь и известия о древности и достопамятностях этой обители.
Хотя в рукописной книге исков и документов монастырских упоминается о Памятнике монастыря Почаевского, изданном oколо 1661 года, во свидетельству которого Православные иноки впервые поселились на Почаевской горе около 1261 года; однакож за неимением достоверных свидетельств о первоначальном общежитии их на сем месте, должно на сей раз ограничиться одними позднейшими известиями. Из хранящейся в Лаврском Архиве грамоты Короля Польского Сигизмунда Августа II-го, данной в 1557 году Василию Богдановичу Гойскому, владельцу села Почаева, видно, что в этом селе уже в 1527 году существовала церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; сим письмом Сигизмунд Август II, подтверждая грамоту Сигизмунда I, данную в 1527 г., предписывает Старосте Кременецкому не посылать более в Почаев на ярмонку, в праздник Успения Божией Матери, своего наместника для сбора денег. Из Фундационной же записи Анны Гойской 1597 г., хранящейся в том же Архиве, видно, что на том месте, где основан ею в сем году монастырь, находилась издревле при горе каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1653 году, Федор в Евва Домашевские воздвигли над стопою Божией Матери большую каменную церковь во имя Св. Троицы. Обновитель же Почаевского монастыря был Николай Потоцкий, Староста Каневский: он в 1768 году перестроил, увеличил и украсил церковь, воздвигнутую Домашевскими, и сверх того оставил в пользу монастыря значительный капитал.
Три святыни составляют главное сокровище Почаевской Лавры и привлекают в нее
многочисленных богомольцев; они суть: Чудотворная икона Почаевской Божией Матери, Стопа (или след на камне) Божией Матери и мощи Преподобного Иова, Игумена Почаевской обители.
В 1559 году. Греческий Митрополит Неофит, во время путешествия своего из Константинополя, проезжая чрез Волынскую страну, остановился для отдыха в местечке Орле по усильной просьбе его владетельницы Анны Гойской, впоследствии основательницы Почаевского монастыря. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил хозяйку дома иконой Божией Матери, которая долгое время хранилась в комнате Гойской. Чудотворная сила этой иконы первоначально обнаружилась в исцелении от природной слепоты Филиппа Козинского, родного брата Анны Гойской. Испытав такое чудо на брате своем, Гойская созвала Епископов, Священников, и с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, икона Божией Матери отнесена на гору Почаевскую и поставлена в Успенской церкви (1597).
О Стопе Божией Матери сохранилось следующее народное предание, которое помещено в книге, под заглавием: «Гора Почаевская» напечатанной в 1793 г. в типографии при Почаевском монастыре. До основания Анной Гойской монастыря, когда иноки Почаевские жили еще в пещерах, один из сих монахов, взошедши на вершину горы, увидел Пресвятую Деву Марию стоящей на скале, в виде огненном. В то же самое время, это же явление Божией Матери и пред нею стоявшего монаха видел и житель села Почаева, Иоанн Босый, пасший неподалеку от горы стадо овец…

Чем отличается лавра от монастыря и пустыни. Разница между лаврой и монастырем

Лавра

ла вра , лавры, жен. (греч. laura) (церк. , ист. ). Название некоторых больших привилегированных монастырей. Киево-Печерская лавра. Троице-Сергиевская лавра.

Архитектурный словарь

Лавра

Крупный православный монастырь с особыми привилегиями, подчинявшийся непосредственно патриарху либо (после 1721 г.) Синоду. В России их было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская, Почаево-Успенская.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(греч. lavra — многолюдный монастырь) — название крупных и важных по своему положению мужских монастырей. В Русской православной церкви имелось четыре монастыря, возведенных в степень лавры Киево-Печерский (с 1688), Троице-Сергиев (с 1744), Александре-Невский (с 1797) и Почаевский Успенский (с 1833). Александро-Невский монастырь был основан в 1713 г. в память исторической победы над шведами в 1240 г., одержанной прославленным русским полководцем Древней Руси. Проект монастыря составил Д. Трезини, строительство вели Т. Швертфегер, П.-А. Трезини, М. Д. Расторгуев, завершившие единый комплекс сооружений в стиле барокко. В старейшем здании лавры — Благовещенской церкви (арх. Д. Трезини, 1725) могила великого полководца А. В. Суворова. Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор — значительное сооружение раннего классицизма (арх. И. Е. Старов, 1790). На территории б. Александро-Невской лавры находятся духовная акдемия, семинария и резиденция митрополита. Южнее р. Монастырки расположены некрополи — Лазаревское и Тихвинское кладбища.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Православие. Словарь-справочник

Лавра

(греч. «многолюдное место»)

название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V-VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (например, лавра св. Саввы Освященного). В Русской Православной Церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице-Сергиева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г.), Свято-Успенская Почаевская (монастырь с XVI в., лавра с 1833 г., действующая).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лавра

, ы , ж.

Большой мужской монастырь, находящийся в ведении Синода (Александро-Невская, Троице-Сергиева, Киево-Печерская лавра).

* Андрей, по прозвищу Езерский, Родил Ивана да Илью И в Лавре схимился Печерской . // Пушкин. Стихотворения //; Приехавший из Киева козак рассказал, что видел в Лавре монахиню . // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки // *

Православный энциклопедический словарь

Лавра

(греч. — улица, поселок) — крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две Лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Еще две Лавры: Киево-Печерская и Почаевская — находятся на территории Украины.

Словарь церковных терминов

Лавра

(греч. многолюдное место) — назв. некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V — VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений (напр. лавра св. Саввы Освященного). В Русской православной церкви лаврами являются: Киево-Печерская (монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась. Действует с 1988 г.); Троице Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с 1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская (монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции 1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г., действующая) .

Православная энциклопедия

Лавра

название крупнейших и важнейших мужских монастырей. В V–VI веках в Палестине так называли укрепленные монастыри, стены которых могли выдерживать длительную осаду. В Русской православной церкви существует несколько монастырей, которые по сей день называют лаврами: Киево-Печерская лавра (основана в XI веке), Троице-Сергиева лавра (с 1744 года), Александро-Невская лавра (с 1797 года), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года).

Энциклопедический словарь

Лавра

(греч. laura), название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721-1917 — Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев) лавры.

>Словарь Ожегова

ЛА ВРА, ы, ж. Название нек-рых крупных православных мужских монастырей.

| прил. лаврский, ая, ое.

>Словарь Ефремовой

Лавра

ж.
Название некоторых больших привилегированных православных монастырей,
находящихся в непосредственном ведении Синода.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лавра

(греч. λαύρα) — собственно часть города, населенная местность, обнесенная оградой или стеной. Еще в глубокой древности название Л. применялось и ныне применяется к многолюдным и важным монастырям. Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников-бедуинов. Так Л. назывался еще в VI в. монастырь св. Феодосия Великого († 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих Л. Востока замечательны Л. св. Саввы Освященного близ Иерусалима, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Л. св. Афанасия на Афоне. В России титул Л. усвоен монастырям: Kиeвo-Печерскому (с 1688 г.), Троице-Сергиеву, близ Москвы (с 1744 г.), Александро-Невскому в СПб. (с 1797 г.) и Почаевскому-Успенскому, в Волынской губ. (с 1833.г.). Все эти четыре Л., как и ставропигиальные монастыри, находятся в непосредственном заведывании св. синода, причем местный епархиальный архиерей состоит священно-архимандритом Л. Лица, которым вверяется непосредственное управление Л., носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.

Н. Б — в.

Словари русского языка

Лавра (греч. ????? — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей. Как правило, лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лавры Украины подчинены митрополиту Киевскому и всея Украины, за исключенем Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии. Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. Также лаврами могут называться католические монастыри восточных традиций (прежде всего греко-католические).

Лавры России и Украины

В России титул лавры присвоен следующим монастырям :

На Украине в настоящее время титул лавры имеют три монастыря:

На Украине также существует греко-католическая студитская Свято-Успенская Уневская лавра (Унев).

История

В V-VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина и лавра св. Афанасия на Афоне.

На территории Грузии существует Давидо-Гареджийская лавра, на территории Польши — Супрасльская лавра. После присоединения Грузии и Польши к Российской империи они были лишены статуса лавр, а в 90-х годах 20 века им был возвращен такой статус.

На Украине три Лавры: Киево-Печерская, монастырь, основанный в 1051 г. и ставший с 1598 г. Лаврой; Почаевская Успенская Лавра (монастырь16в., — Лавра с 1833, г. Почаев Тернопольской области) и известный с 16 в. как Святогорский Успенский монастырь, но возникший в давние века; восстановленный в 19в., вновь закрытый уже в Советские времена и вновь открытый в 20 в., — ныне (с 2004 г.) Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Сведения из прессы: В марте 2004 года Священный Синод присвоил Святогорскому монастырю статус Лавры. 25 сентября 2004 года обновленная Лавра была освящена. На освящении присутствовало около 200 высокопоставленных гостей из разных стран и духовенство высшей иерархии. От Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Лавра получила в дар икону Владимирской Божьей Матери.

Первые две Лавры широко известны верующим. Почаевская Лавра мне известна по публикациям и рассказу моей подруги, там побывавшей. Летом 2006г. обстоятельства сложились благоприятно для совершения ознакомительной поездки к почитаемым на Украине святыням: Святогорской Свято-Успенской Лавре, Борисо-Глебскому монастырю и знакомству с Православной Одессой. В планах были ещё и другие обители, но… человек предполагает, а Господь всеми его обстоятельствами располагает.

Первой в нашем списке обозначена была Святогорская Лавра, расположенная на берегу Северского Донца, что ныне находится на территории Донецкой области, получившей название «Донецкой Швейцарии» за красоту пейзажей. В 19в. обитель находилась в Изюмском уезде Харьковской губернии (в 155 верстах от Харькова, в 35 в. от Изюма и в 18в. от г. Славянска. Примечание: с 18в. 1 верста=1 066,781 метра)

Для справки: В России статус лавры имеют следующие монастыри: Троице-Сергиева Лавра (с 1744, г.Сергиев Посад); Александро-Невская Лавра (с 1797, г.Санкт-Петербург).

Лаврами в Палестине в V-VI веках именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: Лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Лавра св. Афанасия на Афоне.

С другой стороны: Лавра с греческого — людное место, городская улица, многолюдный монастырь. Лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 годов лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят, как правило, в сане не ниже архимандрита..

Всякая лавра – это монастырь. Но далеко не всякий монастырь – лавра. Скажем, в России монастырей порядка восьми сотен. А лавры всего-то две. Их и назвать совсем не трудно – Троице-Сергиева (в Сергиевом Посаде) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге).

Лавра – это непременно большой, мужской, выдающийся монастырь. Выдающийся, прежде всего, своим значением в истории и духовной жизни страны. Лавра – это огромная ответственность, твердыня, Благодать Господня.

И чтобы монастырь перерос в лавру необходима, прежде всего, воля Божья. Тогда наступит понимание и у церковных иерархов, и у мирян, и у светских властей, мол, вот же, не просто один из монастырей, тут нечто большее… Лавра!

Скажем, Свято-Троицкая Сергиева лавра существует века. Сколько там духовных подвигов совершенно, сколько спасено душ, одни только деяния преподобного Сергия Радонежского чего стоят. А статус лавры пришел к монастырю только в 1742 году. Императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ. Но лишь через два года последовало одобрение Святейшего синода.

Или взять Александро-Невскую лавру. Как монастырь она возникла в начале XVIII века. Петр Первый страстно почитал благоверного святого князя Александра Невского, велел организовать в честь того обитель. Сюда же были перевезены мощи святого из Владимира. А лаврой монастырь стал только в 1797 году, по указу Павла Первого. Зачастую Господь избирает неожиданные инструменты, для проведения своей воли.

Но это все, если говорить о России в нынешних ее границах. Есть же еще три лавры на территории современной Украины.

Старейшая из лавр русской православной церкви, разумеется, Киево-Печерская. Монастырь на склонах Днепра возник в далеком XI веке. Но статус лавры получен им в 1688 году.

Почаевская лавра (с 1833 года носит это звание) – четвертая в Российской империи. Она расположена в современной Тернопольской области. Оплот православия в землях, на которые постоянно посягают католики, униаты, разнообразные секты.

Самая же молода из лавр – Свято-Успенская Святогорская, расположенная на живописнейшем берегу Северского Донца. Лавра относится к Донецкой епархии, свой статус она получила в 2004 году с благословения патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Все упомянутые монастыри, как уже было сказано, мужские. Так уж исторически сложилось. Есть один женский монастырь, который, по пророчеству святого Серафима Саровского, станет первой женской лаврой – Серафимо-Дивеевский. Правда, произойдет это только перед самым концом света.

Вместе с православием из греческого языка в русский пришло много заимствованных слов. К подобным словам относятся как лавра, так и монастырь. В дословном переводе лавра значит «городская улица», а монастырь происходит от слова «монос» («один, одинокий»). В русском языке эти заимствования обозначают схожие, но не идентичные понятия. Давайте разберемся, чем отличается лавра от монастыря и в каких аспектах эти православные термины сходятся.

В чем разница между лаврой и монастырем? Если совсем уж коротко, то лавра – это один из типов монастырей. А различия представлены в этой таблице.

Просветимся вместе. А что такое ЛАВРА?

Я никогда не задумывалась над этим вопросом и сегодня выяснила, что

ЛАВРА — (греч . laura), название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху.

Ну а для тех кто может не знает чем отличается церковь от храма и собора, тогда вот

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») – архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа.

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

Обитатель лавры — слово из 4 букв

Определения из сканвордов слова ИНОК

  • рядовой брат в лавре
  • чернец в келье
  • «Рядовой» из кельи
  • «Рядовой» из мужского монастыря
  • (от славянского иной, одинокий) русское наименование монаха
  • аскет в кельи
  • аскет из кельи
  • аскет из лавры
  • в старинных русских текстах можно встретить слово «инорог» — так раньше называли мифического зверя единорога, а как в те времена называли человека, который живет один, без семьи
  • другое название православ. монаха
  • другое название православного монаха
  • живущий в келье
  • жилец лавры
  • житель кельи
  • затворник в лавре
  • затворник из кельи
  • кони, только наоборот
  • м. монах, чернец, черноризец; отшельник, пустыножитель. Инокиня ж. иногда инока, иночка, монахиня, черница. Иноков, инокинин, ему или ей принадлежащий. Иноческий, сану монаха свойственый, сродный. Иночество ср. монашество: состоянье инока и собират. иноческое братство. Иноковать, иночествовать, быть иноком, в сане сем. Инокожительный, назначенный для жительства иноков
  • мних
  • монах
  • монах без схимы
  • монах в лавре
  • монах в православии
  • монах в своей обители
  • монах из лавры
  • монах из православной лавры
  • монах малой схимы
  • новоначальный монах
  • обитатель кельи
  • обитатель лавры
  • одно из названий православного монаха
  • отшельник в лавре
  • подопечный игумена
  • православный монах
  • православный обитатель кельи
  • православный святой отец
  • превратите «кино» в монаха
  • савва Вишерский как монах
  • смиренный обитатель кельи
  • совершающий повечерие
  • то же, что монах
  • человек, ставший на путь монашества
  • чернец
  • рядовой в лавре
  • монах-отшельник, чернец, пустынник
  • стихотворение А. Блока
  • аскет в рясе
  • не белец, а чернец
  • чернец, что в келье жилец
  • жилец кельи
  • иоанн Нафанаил как монах
  • Ослябя, Пересвет
  • подчиненный игумена
  • молодой монах
  • затворник в келье
  • перевернутые кони
  • мешанина из слова «Нико»
  • мешанина из слова «кино»
  • кони в обратную сторону
  • анаграмма к слову «Нико»
  • другое название правосл. монаха
  • кони от конца к началу
  • чернец не белец
  • одно из названий правосл. монаха
  • кони задом наперед
  • анаграмма к слову «кони»
  • православный монах по-иному
  • монах, обитающий в лавре
  • перевёрнутые кони
  • поменяйте буквы в слове «кони»
  • поменяйте буквы в слове «кино»
  • кони задом наперёд
  • перевёртыш слова кони
  • кони — «вид сзади»
  • МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ПО ДАЛЮ
  • кони с обратной стороны

Обитатель лавры

Примеры употребления слова инок в литературе.

Мы, нижепоименованные иноки Ново-Араратского общежительного монастыря, смиренно припадаем к стопам Вашего преосвященства, моля, чтоб в премудрости своей Вы не обратили на нас своего архипастырского гнева за своеволие и дерзновенность.

О свадьбе великого князя он знал, конечно, но не предполагал, что обвенчать Симеона решится сам игумен Святого Богоявления, тот радонежский, понравившийся ему инок, так скоро возвышенный Алексием.

Книга умудренного инока из иерусалимского монастыря святого Саввы состояла из семидесяти глав, и князь долго бился над трудными словесами, осиливая в себе бурление крови, пока не уснул сном тяжелым и беспокойным после позднего чтения.

Вопрос об этих мерах продолжался и при Василии: противники их, в челе которых находился инок Вассиан Косой, т.

Много между тем было выстроено новых церквей, которые оставались без освящения вследствие нерешенного дела о том, как ходить с крестами: все священники и книжники, иноки и миряне держали сторону митрополита, за великого князя стояли только преемник Вассиана, ростовский владыка Иоасаф, родом из князей Оболенских, да чудовский архимандрит Геннадий.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *