Автор произведения

Содержание

Право интеллектуальной собственности на литературное, художественное и другое произведение (авторское право)

Статья 433. Объекты авторского права

1. Объектами авторского права являются произведения, а именно:

  1. литературные и художественные произведения, в частности:
  • романы, поэмы, статьи и прочие письменные произведения; лекции, речи, проповеди и прочие устные произведения;
  • драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы,
  • хореографические, другие сценические произведения;
  • музыкальные произведения (с текстом или без текста);
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, архитектуры, скульптуры и графики;
  • фотографические произведения;
  • произведения прикладного искусства;
  • иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, которые касаются географии, топографии, архитектуры или науки;
  • переводы, адаптации, аранжировка и прочие переработки литературных или художественных произведений;
  • сборники произведений, если они по подбору или упорядочению их составных частей являются результатом интеллектуальной деятельности;
  1. компьютерные программы;
  2. компиляции данных (базы данных), если они по подбору или упорядочению их составных частей являются результатом интеллектуальной деятельности;
  3. другие произведения.

2. Произведения являются объектами авторского права без выполнения любых формальностей относительно них и независимо от их завершенности, назначения, ценности и т.п., а также способа или формы их выражения.

3. Авторское право не распространяется на идеи, процессы, методы деятельности или математические концепции как таковые.

4. Компьютерные программы охраняются как литературные произведения.

5. Компиляции данных (базы данных) или другого материала охраняются как таковые. Эта охрана не распространяется на данные или материал как таковой и не нарушает авторское право на данные или материал, который является составляющей компиляции.

Статья 434. Произведения, которые не являются объектами авторского права

1. Не являются объектами авторского права:

  1. акты органов государственной власти и органов местного самоуправления (законы, указы, постановления, решения и т.п.), а также их официальные переводы;
  2. государственные символы Украины, дензнаки, эмблемы и т.п., утвержденные органами государственной власти;
  3. сообщения о новостях дня или другие факты, которые имеют характер обычной пресс-информации;
  4. другие произведения, установленные законом.

Статья 435. Субъекты авторского права

1. Первичным субъектом авторского права является автор произведения. Из-за отсутствия доказательств обратного автором произведения считается физическое лицо, указанное обычным способом как автор на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).

2. Субъектами авторского права являются также другие физические и юридические лица, которые приобрели права на произведение согласно договору или закону.

Статья 436. Соавторство

1. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, составляет такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, любая из которых может иметь еще и самостоятельное значение. Часть произведения, созданного в соавторстве, признается имющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

2. Каждый из соавторов сохраняет свое авторское право на созданную им часть произведения, которое имеет самостоятельное значение.

3. Отношения между соавторами могут быть определены договором. В случае отсутствия такого договора авторское право на произведение осуществляется всеми соавторами совместно.

Статья 437. Возникновение авторского права

1. Авторское право возникает с момента создания произведения.

2. Лицо, которое имеет авторское право, для извещения о своих правах может использовать специальный знак, установленный законом.

Статья 438. Личные неимущественные права автора

1. Автору произведения принадлежат личные неимущественные права, установленные статьей 423 Гражданского кодекса Украины, а также право:

  1. требовать указания своего имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно;
  2. запрещать указание своего имени в связи с использованием произведения;
  3. избирать псевдоним в связи с использованием произведения;
  4. на неприкосновенность произведения.

Статья 439. Обеспечение неприкосновенности произведения

1. Автор имеет право противодействовать любому извращению, искажению или другому изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутаци автора, а также сопровождению произведения без его согласия иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и т.п..

2. В случае смерти автора неприкосновенность произведения предохраняется лицом, уполномоченной на это автором. Из-за отсутствия такого полномочия неприкосновенность произведения охраняется наследниками автора, а также другими заинтересованными лицами.

Статья 440. Имущественные права интеллектуальной собственности на произведение

1. Имущественными правами интеллектуальной собственности на произведение являются:

  1. право на использование произведения;
  2. исключительное право разрешать использование произведения;
  3. право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое использование;
  4. другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

2. Имущественные права на произведение принадлежат его автору, если другое не установлено договором или законом.

Статья 441. Использование произведения

1. Использованием произведения является его:

  1. опубликование (выпуск в мир);
  2. воспроизведение любым способом и в любой форме;
  3. перевод;
  4. переработка, адаптация, аранжировка и прочие подобные изменения;
  5. включение составной частью в сборники, базы данных, антологии, энциклопедии и т.п.;
  6. публичное исполнение;
  7. продажа, передача в найм (аренду) и т.п.;
  8. импорт его экземпляров, экземпляров его переводов, переработок и т.п..

2. Использованием произведения являются также другие действия, установленные законом.

Статья 442. Опубликование произведения (выпуск произведения в мир)

1. Произведение считается опубликованным (выпущенным в мир), если оно любым способом сообщено неопределенному кругу лиц, в том числе издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению, отображено в общедоступных электронных системах информации.

2. Произведение не может быть опубликовано, если оно нарушает права человека на тайну его личной и семейной жизни, наносит ущерб общественному порядку, здоровью и нравственности населения.

3. Никто не имеет права опубликовать произведение без согласия автора, кроме случаев, установленных Гражданским кодексом Украины и другим законом.

4. В случае смерти автора его правопреемники имеют право на опубликование произведения, если это не противоречит воли автора.

Статья 443. Использование произведения по согласию автора

1. Использование произведения осуществляется лишь по согласию автора, кроме случаев правомерного использования произведения без такого согласия, установленных Гражданским кодексом Украины и другим законом.

Статья 444. Случаи правомерного использования произведения без согласия автора

1. Произведение может быть свободно, без согласия автора и других лиц, и безвозмездно использовано любым лицом:

  1. как цитата из правомерно опубликованного произведения или как иллюстрация в изданиях, радио- и телепередачах, фонограммах и видеограммах, предназначенных для обучения, при условии соблюдения обычаев, указания источника заимствования и имени автора, если оно указано в таком источнике, и в объеме, оправданном поставленной целью;
  2. для воспроизведения в судебном и административном проведении в объеме, оправданном этой целью;
  3. в других случаях, предусмотренных законом.

2. Лицо, которое использует произведение, обязано указать имя автора произведения и источник заимствования.

Статья 445. Право автора на оплату за использование его произведения

1. Автор имеет право на оплату за использование его произведения, если другое не установлено этим Кодексом и другим законом.

Статья 446. Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение

1. Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение истекает через семьдесят лет, которые отсчитываются с 1 января года, следующего за годом смерти автора или последнего из соавторов, который пережил других соавторов, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья 447. Правовые последствия окончания срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение

1. После окончания срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение оно может свободно и безвозмездно использоваться любым лицом, за исключениями, установленными законом.

Статья 448. Право автора на часть от суммы продажи оригинала произведения

1. Автор имеет неотчуждаемое право на получение денежной суммы в размере пяти процентов от суммы каждой продажи оригинала художественного произведения или оригинала рукописи литературного произведения, следующего за отчуждением оригинала, осуществленным автором. Указанная сумма платится продавцом оригинала произведения.

2. Право, установленное частью первой этой статьи, переходит к наследникам автора произведения и наследникам этих наследников и действует до истечения срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение, установленных статьей 446 Гражданского кодекса Украины.

Просмотров: 31584

Новая редакция Ст. 1265 ГК РФ

1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Комментарий к Ст. 1265 ГК РФ

1. Право авторства и право на имя являются личными неимущественными правами автора и подпадают под понятие нематериальных благ, соответственно, к последним в полном объеме применяются положения гл. 8 ГК РФ.

Неотчуждаемость и непередаваемость права авторства и права автора на имя полностью исключает возможность написания одним лицом произведения для другого, с тем чтобы «заказчик» затем правомерно позиционировал себя как автора. Даже при наличии соглашения о таком использовании произведения ничто не препятствует автору в любой момент заявить о своем авторстве и потребовать защиты нарушенных прав.

При применении положений ст. 1265 ГК РФ следует учитывать, что понятие имени в отношении граждан РФ определяется в соответствии со ст. 19 ГК РФ (включает в себя собственно имя, а также фамилию и отчество (по общему правилу)), а в отношении иностранных граждан составные элементы имени определяются законодательством их страны. Соответственно, право на имя касается всех составляющих имени.

Автор не ограничен в осуществлении своего права на имя, в том числе и избрании псевдонима, который может представлять из себя как собственно традиционное имя, так и любой набор букв, цифр. Причины реализации автором права на имя могут быть самыми различными, от сугубо коммерческих, например избрать себе звучный псевдоним, до желания быть для публики кем-то другим и др.

Существует и весьма оригинальное, если не сказать неадекватное, понимание права на имя. Так, Георгий Чхартишвили опубликовал «Кладбищенские истории» под своим именем и псевдонимом Борис Акунин одновременно, мотивировав это тем, что над книгой работало «два человека».

2. Неизвестность имени автора имеет своим последствием невозможность для него самостоятельно отстаивать свои интересы, поскольку в этом случае имя будет раскрыто. Для обеспечения права автора на имя в части его реализации при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом законодателем установлена конструкция законного представительства (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Издатель в случае, предусмотренном п. 2 ст. 1265 ГК РФ, не обязан предоставлять доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия действовать в интересах автора. В обоснование полномочий издателя достаточно предоставления объективированной формы произведения и копии соответствующего договора, если в тексте последнего, конечно, не содержится имени автора.

3. Следует предположить, что нарушение права автора на имя образует и раскрытие издателем имени автора как при издании произведения, так и иным способом, в то время как в соответствии с заключенным договором предполагалось использование произведения под псевдонимом или анонимно, что, однако, не образует состава нарушения права на авторство.

Другой комментарий к Ст. 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации

Однако, несмотря на тесную связь, каждое из этих прав обладает собственным содержанием, раскрываемым в комментируемой статье. Право авторства — это право признаваться автором произведения.

Представляется, что содержание данного права имеет несколько аспектов. Прежде всего, это право на признание, что созданный объект есть результат творческой (а, например, не технической) деятельности данного лица. Именно поэтому он признается автором, а не редактором, корректором и т.д. Во-вторых, что этот творческий труд был приложен именно данным лицом (а не каким-нибудь другим). Поэтому мы говорим об авторстве данного лица.

Безусловно, указание на авторство происходит через указание имени автора (или его псевдонима). Отсюда тесная связь права авторства и права автора на имя. Но в отличие от права авторства, которое предполагает персонификацию творческого труда, право на имя предоставляет автору возможность определить способ своего указания или не определять вовсе. Для этого автор может использовать или разрешать использовать свое собственное имя или вымышленное имя (псевдоним) или не указывать имени вовсе, осуществляя обнародование произведения анонимно.

2. Использование произведения под именем автора означает использование его под фамилией, именем и отчеством или под фамилией и инициалами автора. Это следует из общегражданского понимания права на имя и характера указания имени автора при обнародовании произведений.

Если произведение используется с указанием только инициалов автора, это нельзя признать использованием произведения под именем автора. В литературе такая ситуация трактовалась как использование произведения под псевдонимом, учитывая, что использование инициалов имеет целью скрыть подлинное имя автора <1>. Хотя такая трактовка не в полной мере согласуется с буквальным толкованием понятия псевдонима, раскрываемого в п. 1 ст. 1265 как вымышленное имя автора (поскольку инициалы могут действительно отражать первые буквы имени, фамилии и отчества), все же следует признать, что цель использования инициалов совпадает с целью использования вымышленного имени. Затруднительно в данном случае говорить и об анонимности. Отличие псевдонима от анонима заключается в том, что автор все же хочет индивидуализировать себя, но не под собственным именем, а под другим, специально придуманным. Такую же цель автор преследует, указывая инициалы <2>. В отличие от этого в случае, когда автор не указывает никакого имени, он преследует цель противоположную — не индивидуализировать себя ни под каким именем.
———————————
<1> Серебровский В.И. Указ. соч. С. 112.

<2> Следует, однако, заметить, что иногда использование вымышленного имени или даже инициалов не оставляет сомнения относительно авторства произведения. Так, использование инициалов «К.Р.» и псевдонимов «Горький», «Бедный», «Белый», «Черный» не вызывало и не вызывает затруднений в установлении авторов произведений.

В случае столкновения двух одинаковых псевдонимов вопрос должен решаться с учетом того, кто раньше стал его использовать.

Право автора на имя предполагает: если произведение использовалось под псевдонимом или анонимно, автор может в любой момент раскрыть свою личность публике. Но до тех пор, пока автор не раскрыл своего подлинного имени, его право использовать произведение под псевдонимом или анонимно должно охраняться.

Именно с этой целью в п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что издатель в подобных случаях считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. В данном случае речь идет о представительстве в силу закона. Такое представительство отсутствует в случае, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности. Но это не исключает представительство по договору.

Такое представительство, а равно меры по охране анонимности осуществляются на основании договора с издателем. Как указано в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15, в договоре между автором и издателем указываются подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности. «Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства».

Право авторства и право автора на имя как личные неимущественные права непередаваемы и неотчуждаемы. Автор произведения не может продать или подарить свое авторство или право на свой псевдоним. Конечно, в жизни такие сделки случаются. Но с точки зрения Гражданского кодекса они ничтожны, равно как и ничтожен любой другой отказ от этих прав.

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Перед началом использования произведения или объекта смежных прав необходимо согласие правообладателя.

Авторские права, в большинстве случаев, передаются только по договору, заключенному в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет признание договора недействительным и использование будет не законным.

Перед заключением договора и передачи третьим лицам объектов интеллектуальных прав рекомендуется осуществлять РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ.

Для лицензирования интеллектуальной собственности действующее законодательство предоставляет возможность выбора между несколькими видами договоров о передаче (предоставления или уступки) авторских прав.

Три основных вида договоров передачи авторских прав и несколько дополнительных:

  • договор отчуждения или уступка авторских прав (исключительное право на произведение) в полном объеме (статья 1285 ГК РФ );
  • лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия);
  • лицензионный договор (соглашение) о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (простая, не исключительная лицензия).

Несколько специальных договоров:

  • Издательский лицензионный договор
  • Договор авторского заказа — авторский договор
  • Лицензионное соглашение с обществом по коллективному управлению правами.

При заключении лицензионного договора одна его сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) право использования произведения не в полном объеме, а только в тех пределах, которые устанавливаются лицензионным договором.Таким образом происходит передача авторских прав.

Согласно общему правилу лицензионный договор (лицензионное соглашение) должен заключаться в письменной форме.

Из этого правила сделано всего два исключения:

1) в устной форме может заключаться лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании (пункт 2 Статья 1286 ГК РФ);

2) лицензионный договор о предоставлении права использования программы ЭВМ или базы данных может заключаться в форме как «оберточная лицензия». Условия такого договора должны быть изложены на приобретаемом экземпляре программы или базы данных или на упаковке приобретаемого экземпляра.

Лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. При отсутствии указаний на безвозмездность лицензионного договора он считается возмездным (пункт 5 статьи 1235 ГК РФ).

В лицензионном договоре должна указываться территория, на которой допускается использование произведений. В случае, когда территория использования в договоре не указана, лицензиат вправе использовать произведение только на территории Российской Федерации.

В лицензионном договоре должен быть определен срок его действия. В случае, когда в договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.

Пунктом 6 статьи 1235 ГК РФ установлено, что лицензионный договор в обязательном порядке должен предусматривать:

1) предмет договора — указание на произведение, право использования которого предоставляется по договору;

2) способы использования произведения.

Кроме того, лицензионный договор продолжает действовать даже в том случае, если исключительное право на произведение переходит от одного лица к другому.

Также, согласно статье 1238 ГК РФ , лицо, получившее по лицензионному договору право использования произведения, может разрешать иным лицам использовать это произведение (заключать сублицензионные договоры), но делать это он сможет только после заключения письменного согласия с правообладателем.

Для разработки Лицензионного договора в большинстве случаях необходимо оказание юридических услуг.

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Лицензионный договор в законодательстве:

Распоряжение исключительным правом

Договор отчуждения исключительного авторского права

Лицензионный договор

Виды лицензионных договоров

Исполнение лицензионного договора

Сублицензионный договор

  • Авторский договор — неисключительная лицензия
  • Объекты охраны авторского права
  • Переход имущественных авторских прав в порядке наследования
  • Договор отчуждения исключительного права на произведение
  • Издательский лицензионный договор
  • Договор авторского заказа

Статьи и новости по теме:

30.12.2018 Что решает суд когда авторские права не зарегистрированы?

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности

27.08.2018 Родственники Эдуарда Успенского могут рассчитывать на выплаты от авторских прав

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие

24.01.2017 Авторское право в Европейском парламенте

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию

28.08.2014 Анализ мнений европейского сообщества о реформе авторских прав

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат

06.08.2014 О вреде экспериментов с исключениями и ограничениями авторских прав

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам

23.06.2014 Какие авторские произведения являются сиротскими и как их использовать?

По статистике, у многих охраняемых авторским правом произведений не найден правообладатель. При этом лицо, использующее произведение без разрешения правообладателя, идёт на риск, связанный с его вероятным появлением и обращением в суд по факту нарушения авторских и смежных прав

20.09.2013 Государство планирует выкупать авторские права для Интернета

19 сентября Михаил Абызов (министр по связям с Открытым правительством) сделал сенсационное заявление о возможности выкупа государством авторских прав «на некоторые объекты интеллектуальной собственности» для обеспечения пользователям бесплатного доступа к их лицензионным качественным копиям в Рунете

23.01.2013 Авторские права: культура копирования контента в Интернете оставляет желать лучшего

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете

10.07.2012 Авторское право может стать жертвой Интернета

Андрей Колесников, директор Координационного центра домена .Ру, выступая на селигерском форуме предположил, что звукозаписывающие лейблы отомрут за ненадобностью, а авторы и исполнители вновь станут зарабатывать исключительно концертной деятельностью

04.07.2012 Европейский суд об исчерпании прав: контент на продажу вопреки пользовательскому соглашению

Европейский суд (European Сourt of Justice) разрешил всем владельцам цифрового контента, приобретенного ими через цифровые сервисы продажи, перепродавать его

1. Статья 1257 содержит два важнейших положения о том, кто может быть признан автором произведения. Ранее уже указывалось на необходимость наличия у произведения объективной формы. Но главное — это его творческий характер.

Творческая деятельность, или творчество, представляет собой особую форму умственной работы, при которой мозг человека на основе имеющихся способностей, собственного эмоционального восприятия окружающей действительности, а равно себя самого в этой действительности и приобретенных познаний создает новые идеи, образы, формы изложения, решения различного рода задач, выражает свои чувства и настроения. Результатом творчества всегда становится нечто отличное (значительно или незначительно) по тем или иным признакам от того, что существовало ранее. При этом, что особенно важно, творчество носит строго индивидуальный характер.

Одним из результатов творческой деятельности становится произведение. С учетом того что произведение — лишь один из результатов творческой деятельности, несмотря на определение, данное в законе, следует отметить, что произведение — это такой результат творческой деятельности, который создан в сфере литературы, искусства, а также науки. Но необходимо признать, что в сфере науки произведение является не единственным результатом творческой деятельности.

С вопросом творчества связан вопрос о форме произведения. Форма произведения имеет две стороны. Первая — объективная форма, о которой уже упоминалось и которая необходима для восприятия результата творческой деятельности третьими лицами. Вторая — это форма в понимании изложения, совокупности образов и других элементов произведения, которые дают возможность судить о творческом характере произведения.

Конечно, создавая произведение, человек творит не всегда только форму. Содержание произведения также может быть оригинальным. Но для права оригинальность содержания не имеет принципиального значения. Создавал ли И.А. Крылов сюжетные линии своих басен самостоятельно или заимствовал их (например, у Эзопа) — не принципиально. Важно, что форма воплощения сюжета была оригинальной и новой. Именно в форме произведения проявляется творчество человека, способное к правовой охране.

2. Другим важным положением комментируемой статьи является установление презумпции авторства лица, указанного на оригинале или экземпляре произведения.

При этом для предоставления защиты произведению не важно, как оценят его публика и критики, оно все равно будет находиться под охраной закона.

В то же время мы полностью разделяем мнение В.И. Серебровского о том, что «общественная полезность» не является признаком произведения, но является целью, ради которой в обществе должны создаваться произведения .

Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 42.

3. Говоря о сущности произведения, нельзя не обратить внимание и еще на один момент — соотношение технического и творческого труда при создании произведения. Создание любого произведения может быть связано не только с творческим, но и с техническим трудом автора. Произведение признается таковым независимо от того, в каком соотношении находятся технический и творческий труд автора. Другими словами, минимально необходимого творческого труда для создания оригинальной формы будет достаточно для того, чтобы признать: перед нами произведение.

Но вместе с тем люди, которые участвовали только техническим трудом, не могут признаваться авторами произведения. Редакторы, корректоры и тому подобные лица выполняют важную роль в технической доработке произведения. Их труд позволяет лучше воспринимать произведение, согласовывать его с особенностями выбранной формы выражения (например, если речь идет о письменном литературном произведении, то согласовывать с правилами языка), а иногда и устранять отдельные недостатки произведения. Однако до тех пор, пока это не связано с творческим вкладом в создаваемую форму, этих лиц нельзя признать авторами. В определенных случаях творчество действительно присутствует. Например, при редакции какого-либо исторического памятника письменности. В этом случае речь идет не просто о редактировании чего-либо, а о научной и литературной творческой деятельности, результатом которой становится создание особого произведения — редакции.

Развитие техники и технологий привело к появлению таких механизмов, которые сами стали писать картины, сочинять задачи и т.д. Применительно к ним появился даже специальный термин — «искусственный разум». Но какими бы интересными и, вполне возможно, привлекающими внимание ни были такие результаты труда, это не творчество. Творчество характерно только для человека. Машины при всей их уникальности созданы людьми, и результат их труда есть не что иное, как реализация последовательности действий (алгоритмов), заложенных в них человеком.

4. И, наконец, последнее применительно к комментируемой статье: создание произведения как юридический факт по-разному оценивалось в юридической литературе: как сделка (поскольку направлено на возникновение определенных прав и обязанностей), как юридический поступок (поскольку направлено не на достижение каких-либо правовых последствий, а на создание произведения). Представляется, что в современном обществе создание произведения может быть признано и сделкой, и юридическим поступком — в зависимости от условий, связанных с созданием произведения. Так, работа по договору авторского заказа есть сделка. А создание настоящего комментария — юридический поступок.

  • 1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
  • 2. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (пункт 1 статьи 1287), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора

  • 1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
  • 2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта I статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

  • 2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
  • 3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *