Псалом 23 текст

Царь и пророк Давид свою жизнь посвятил служению Господу, он не только искренне верил, но и рассказывал о своей вере другим народам. Давид непрестанно восхвалял Бога и желал сделать Иерусалим его домом, однако Господь воспротивился этому. Но Давид смог перенести Ковчег Завета, посвятив этому событию несколько песен, одна из которых – псалом 23.

Текст молитвы псалом 23

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, единыя от суббот

1 Госпо́дня земля́, и исполне́ние ея́, вселе́нная и вси живу́щии на ней.

2 Той на моря́х основа́л ю есть, и на река́х угото́вал ю есть.

3 Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́?

4 Непови́нен рука́ма и чист се́рдцем, и́же не прия́т всу́е ду́шу свою, и не кля́тся ле́стию и́скреннему своему́.

5 Сей прии́мет благослове́ние от Го́спода, и ми́лостыню от Бо́га, Спа́са своего́.

6 Сей род и́щущих Го́спода, и́щущих лице́ Бо́га Иа́ковля.

7 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы.

8 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь кре́пок и си́лен, Госпо́дь си́лен в бра́ни.

9 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы.

10 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь сил, Той есть Царь сла́вы.

На русском языке

Псалом Давида, в первый день недели.

1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

4 Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему

5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.

8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

История написания

История написания псалма относится к событиям, происходившим 3000 лет назад, ещё до Рождества Христова. Перенесение Ковчега Завета стало большим и значимым праздником. Из дома Аваддарова святыня перешла на хранение в скинию, расположенную на одном из холмов Иерусалима, Сионе. В честь этого торжественного события было написано несколько хвалебных песен. Текст псалма 23 повествует о приближении ковчега, в сопровождении длинной процессии, к воротам священного города.

Когда читать псалом 23?

Издавна принято читать псалом 23 в первый день недели, что сказано и в подписи к нему. По древнему летоисчислению евреев неделя начиналась с субботы, сейчас же в церковном календаре первым днем значится воскресенье.

Во время церковных служб принято использовать тексты на старославянском языке, но дома разрешено читать псалом 23 на русском языке. Следует приглушить свет и успокоиться перед прочтением молитвы, чтобы посторонние мысли не мешали таинству обращения к Господу. Все слова и общий смысл должны быть ясны, а мысли сосредоточенны на песне.

Псалом 23 читают без интонации и негромко, но делать это нужно лишь в особое время, когда состояние души близко к содержанию текста. Песнь принято исполнять для восхваления Господа, выражения благодарности Богу за жизнь и все дарованные блага.

Толкование

Для понимания общего смысла песни следует разобрать каждый стих. Толкование псалма 23:

  • Стих 1-2 – в этих строках говорится о том, что Господь создал землю и всё, что есть на ней, а значит, всё это находится в руках Создателя и связано с ним. Даже движимая стихия воды не нарушает твердости и прочности земли Господней.
  • Стих 3-5 – автор описывает человека, достойного занять место подле Господа, который праведной жизнью и соблюдением законов Божьих заслужил милость и прощение.
  • Стих 6-7 – слова в этих стихах следует понимать как наставление перед встречей с Богом. Толкование двояко: с исторической точки зрения имеется в виду предстоящее появление в Иерусалиме Ковчега Завета, с духовной – встреча с Господом, которая ожидает всех после смерти.
  • Стих 8-10 – царь Давид спрашивает, кто же он – Господь? И сам же дает ответ на свой вопрос, восхваляя силу Господа и благодаря его за защиту еврейского народа в множественных войнах с невежественными язычниками.

Давид был крайне преданным Господу человеку. Он всегда уповал на Него и желал прославить своего Творца. Главным его желанием было — возвести дом Господу в Иерусалиме, но из-за греха прелюбодеяния Бог не позволил ему этого сделать. Все, что смог царь Давид — это перенести ковчег завета и записать несколько псалмов по этому поводу.

Другие псалмы царя Давида:

  • Псалом Давида 142: «Скажи мне, Господи, путь!»
  • Псалом 90: Живый в помощи Вышняго
  • Псалом Давида 108: отмщение врагам

Псалом 23 — это одна из песней славы, которые Давид посвятил Богу во время перемещения ковчега завета в Иерусалим.

По своему содержанию и стилю написания песня 23 очень схожа с 14-ой, поэтому исследователи полагают, что написание двух этих текстов было приурочено к одному событию — перенесение Ковчега Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион. Слова псалма «Поднимите врата ваши» говорят о том, что песня звучала уже при приближении процессии с ковчегом к воротам Иерусалима.

Перенесение Ковчега Завета из дома Аваддара в израильскую скинию На заметку! В надписании указано «в первый день недели» — это означает, что евреи пели эту песню каждый первый день недели, субботу, а по современному исчислению в воскресенье, вспоминая перемещение величайшей ценности своего народа.

Толкование псалма

Псалом описывает величие Господа Творца, который создал и созидает землю. Толкуют песню обычно по стихам:

  1. Стихи 1-2: Давид описывает создание земли, уделяя внимание тому, что Господь утвердил ее и по Его слову она стоит. Описывается создание мира, что перекликается с первыми главами Бытия. Прослеживается связь созданного с Создателем, т.е. земля и все, что на ней пребывает — принадлежит Всевышнему. При этом указывается на твердость ее положения, несмотря на окружающие ее движимые стихии (воды).
  2. Стихи 4-5: описывается тот, кто достоин быть с Господом, кто заслужил это своей невинностью. До конца не понятно, кому именно подразумевает человека, который исполняет заветы Божьи и по закону считается праведником, или слова пророческие и говорят о Иисусе Христе — единственном праведном человеке.
  3. Стихи 6-7: автор побуждает людей быть готовыми к встрече с господом. В историческом контексте — это прибытие ковчега в Иерусалим, в духовном — встреча человека с Господом во время второго пришествия или после смерти.
  4. Стихи 8-10: Давид задает вопрос людям, кто есть их Бог? И сам отвечает на него — восхваляя дела Господа и Его заступничество за евреев в битвах и сражениях с врагами-язычниками.

Касательно места «Поднимите, врата, верхи ваши» стоит сказать, что это выражение сегодня достаточно непонятно, хотя в древние времена звучало вполне естественно — ворота в древних городах были очень низкими, с поднимающимся механизмом. Они делались такими во избежание нападения и для максимальной защиты города. Поэтому Давид восклицает и призывает жителей Иерусалима поднимать верха, т.е. ворота — ведь процессия была достаточно большой, а ковчег несли на плечах левиты. Чем была почтеннее персона, проходящая в ворота, тем выше они поднимались.

Важно! Давид призывает поднять ворота максимально высока, потому что Господь — это самая почитаемая и заслуживающая максимальной славы Личность.

Правила чтения

Псалом читают во время богослужений на церковнославянском языке:

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы. В тексте 23 псалма Давид перечисляет достоинства, которыми должен обладать человек, входящий в дом Господень

Дома прихожанин может изучать Псалтирь самостоятельно на русском языке:

1 Господня земля и что наполняет ее,

вселенная и все живущее в ней.

2 Ибо Он основал ее на морях,

и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню,

или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,

кто не клялся душею своею напрасно

и не божился ложно (ближнему своему);

5 тот получит благословение от Господа

и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его,

ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

и войдет Царь славы!

8 Кто сей Царь славы? —

Господь крепкий и сильный,

Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? —

Господь сил,

Он — царь славы.

Следует сосредоточиться на тексте и приглушить свет — лучше всего зажечь свечу или лампаду у иконы Святой Троицы или Иисуса Христа. Читают текст вполголоса, без интонаций. Для лучшего понимания написанного, можно параллельно изучать толкования святых отцов на это место.

Совет! Произносить текст желательно во время особенного состояния сердца — когда оно хвалит и прославляет Господа за все, что Тот сделал жизни. Для этого можно заучить текст на память, чтобы читать его в любом месте. Псалтирь. Псалом 23

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

По надписанию псалом принадлежит Давиду, а по сходству его содержания с псалмом 14 (ср. Пс.23:3–4 с Пс. 14:1, 3) можно считать одинаковым с последним и повод написания, это перенесение Кивота Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион, когда уже процессия приближалась к узким и маленьким воротам Иерусалима, почему Давид восклицает «поднимите, врата, верхи ваши» (Пс. 23_7, 9).

Дополнение к надписанию – «в первый день недели», заимствованное из греч. Библии, указывает на время богослужебного исполнения псалма в первый день, начинающий неделю, что отвечает нашему воскресению, так как неделя заканчивалась у евреев субботой.

Господь велик: Ему принадлежит земля и все, что на ней (1–2). Вблизи Бога на Сионе может поэтому обитать тот, кто чист мыслями, делами и словами, кто ищет Его (3–5). Ворота города! Поднимите верхи ваши, чтобы сделать свободным вход Господу, Который идет через вас! Он – царь славы, сильный в брани, Он – Господь сил (6–10)!

Пс.23:1. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

Пс.23:2. ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

Так как Господь – Творец земли, то ему принадлежит как она, так и все, что ее наполняет, т. е. царство животное и растительное, мир органический и неорганический, видимый и невидимый. Он основал ее «на морях и на реках». Земля по своему объему меньше количества воды, находящейся на земном шаре. Сила Бога и Его всемогущество выражается наглядно в том факте, что земля занимает твердое и прочное положение, несмотря на то, что находится среди движущейся стихии.

Пс.23:4. Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно , –

Обитать вблизи Господа на горе Сион достоин тот, кто не совершал дурного внешнего поступка («руки неповинны»), кто чист и мыслями («сердце чисто») и кто не грешил словом: не давал ложных клятв и ложно не призывал Бога.

Пс.23:6. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

Такими, достойными обитания на Сионе, Давид считает «ищущих лица Твоего». Ближайшим образом сюда относятся евреи, как единственные носители и служители Иеговы.

Пс.23:7. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс.23:8. Кто сей Царь славы? – Го­с­по­дь крепкий и сильный, Го­с­по­дь, сильный в брани.

«Поднимите, врата, верхи ваши». Ворота в древних городах устроились очень низкими, с подъемным верхом. Они называются вечными, так как самого древнего происхождения. Процессия приближалась к Иерусалиму и состояла в несении левитами на плечах Кивота Завета, на крышке которого были украшения из херувимов. Ворота Сиона с неприподнятым верхом были недостаточны, чтобы через них мог пройти Восседающий на Херувимах Господь. Чем знатнее входящее в ворота лицо, тем беспрепятственнее должен быть и вход в них. Здесь же сейчас входит Сам «Царь славы». Этот Царь славы есть Господь сил, «сильный в брани», Тот, Кто является победителем всех народов и Кому Давид обязан взятием и горы Сион от иевусеев.

Псалом 23, как и другие песни, является частью Псалтыря. Его автор был крайне религиозным человеком и в любой ситуации, будь то счастье или горе, обращался к Господу. Псалом 23 относится к текстам, которые прославляют величие Творца. Подробнее поговорим об этой песне в этой статье.

История написания псалма 23

Большинство таких религиозных песен были написаны одним автором, а именно – иудейским царем Давидом. Каждый псалом несет в себе обращение к Богу как к Творцу всего на земле и как к защитнику, покровителю. Если внимательно рассмотреть структуру текста и попытаться понять смысл, то легко заметить, что 23 псалом имеет много общего с 14. Ученые считают, что и поводом для их написания послужило перенесение Ковчега Завета в Иерусалим. Этот текст был написан уже по окончанию гонения Давида.

Псалом 23 был написан уже по окончанию гонения Давида

Толкование и значение молитвы

Если говорить об общем значении всей песни, то она обращена к величию Господа. Прославляются его святые деяния, говорится о том, как он создал землю. Поскольку говорится в псалме о событиях, которые происходили, когда Давид уже стал царем, то главной целью песни является не просьба, а именно благодарность. Сама песнь по сравнению с другими достаточно коротка и имеет всего 10 стихов. Расскажем о них подробнее:

  • 1 и 2 стихи описывают историю создания мира. Эти части похожи на первые главы из Бытия.
  • 4 и 5 стихи говорят о том, кто достоин быть рядом с Богом. Есть несколько теорий, о чем все же говорил Давид или о ком. Одни ученые считают, что речь идет о Спасителе, другие уверены, что о простых верующих.
  • 6 и 7 стихи предупреждают людей о встрече с Господом. Они служат напоминанием, что человек в любой момент может предстать перед Богом.
  • Последние строки являются своеобразным вопросом о том, кто такой Бог.

В песне есть часть с такими словами: «Поднимите, врата, верхи ваши». Это считается неким призывом к людям, чтобы те подняли выше ворота города. Это нужно было для удобного прохода процессии в Иерусалим для перенесения ковчега.

Видео «Чтение псалма 23»

В этом видео представлена аудиозапись написанной пророком Давидом молитвы.

Как и когда читать

В храмах псалом читают на церковнославянском языке. Дома можно произносить текст и на русском.

Рекомендуется читать псалом перед иконой под светом свечи полушепотом.

В храмах молитвы читают на церковнославянском языкеДома псалмы читают на русском языкеПеред иконой зажигают свечу

Текст псалма 23 на русском языке

1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ,-

5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

8 Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы.

Как и любую другую молитву, псалом нужно читать не по холодному расчету. Если в сердце человека живет искренняя вера в то, что он произносит, то Господь всегда поможет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *