Стихи про северного оленя

Оленя спрашивал Олень:
— Что означает слово — лень?
Олень ответил:
— Мы, Олени,
Забыть обязаны
О лени.

Рахлис О.

*****

«Олень — ветвистые рога,
Куда ты мчишь, зовешь куда?
Где Бог — свидетель, зверь-скакун
И леса шум…
Не уноси прекрасных ног,
Я не охотник, не стрелок.
Мой зверь лесной, мой добрый зверь,
Постой, поверь…
И он ответил: — Не могу,
Я все волнуюсь, все бегу
И выстрел жду я каждый день,
Ведь я олень…
Пусть мир и солнце всё вокруг,
Но мы внезапны, как испуг,
И обретаем красоту
Лишь на лету…»

Бачурин Е.

*****

У оленя на рогах —
Все четыре сапога,
Чайник, чашки, плед диванный,
Кресло, стол, плита и ванна!
— Что случилось? Всё в порядке?
— Переезд большой, ребятки!

Егорова Е.

*****

Олененок молодой бархатные рожки
От меня умчался вскачь по лесной дорожке,
Светлым хвостиком махнул мне из-за кусточка,
Да осталась на песке от копытцев строчка.

Чупрова Н.

*****

Однажды случайно
Я в светлом лесу
Оленей встречаю
Пятнистых красу.
Олени водичку
Прозрачную пьют,
Березки-сестрички
В лесочке растут.
И травка под ветром
Качается вся:
— Привет вам, привет вам,
— Оленья семья!
Как будто в снежинках
Ребенок-олень,
Пятнистая спинка
И солнечный день.
Олени водичку
Прозрачную пьют,
А птички-синички
Им песни поют.
Однажды случайно
Ты в светлом лесу
Оленей встречаешь
Пугливых красу.

Баринова Ж.

*****

Олень

Не заснет никак Сережа,
Он разглядывает лежа
Тонконогого оленя
На лужайке вдалеке —
Тонконогого оленя
Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,
Он стоит, подняв рога,
А вокруг темнеют травы,
Расстилаются луга.

Встал Сережа на коленки,
Поглядел на потолок,
Видит — трещинки на стенке,
Удивился он и лег.

Сказал на следующий день,
Когда открыли шторы:
— Я знаю, это был олень,
Но он умчался в горы.

Агния Барто

*****

Ищет свежий ягель
Северный олень.
По пустыне снежной
Ходит целый день.

Михайлов С.

*****

Для копыт, колёс и ног
Много сделано дорог.
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути,
Где крутой звериной тропкой
Не проехать, не пройти,
Там всегда в метель и стужу
Человеку верно служит
Быстрый северный олень.

*****

Возят груз большой без лени
В тундре северной олени:
Хоть копыта и не шины, —
Выполняют роль машины.

Мармазов А.

*****

Что за странный олененок?
Он решил, что он осленок.
Повторял он целый день:
«Я осел, я не олень!»

И тогда сказала мама:
«До чего же ты упрямый!
Чуть с ума меня не свел.
Может, правда, ты осел?»

*****

Уйду за тридевять земель —
Подумал северный олень, —
Пойду туда, где хорошо,
Где светит солнце и тепло,
Где встречу добрых я друзей
И сразу станет веселей!
А-то я здесь стою один
Среди болотистых трясин.

Новицкая М.

*****

«Ох, до чего же стало лень
Носить рога!» — сказал олень.
Он взял рога и отстегнул,
Лёг и с улыбкою уснул.
Подумал я: «Рога в цене!»
Забрал их и прибил к стене.
Они бодались, но зато —
Теперь висит на них пальто!

Фрейфельд А.

*****

Вот — ленивый оленёнок,
Долговязый, неуклюжий
Он взирает удивлённо
И не пьёт воды из лужи,
Он не скачет, не играет,
И травинку не жуёт,
Лишь настойчиво толкает
Маму мордочкой в живот:
— Дай мне, мама, поскорее
Два-три литра молока!
Ведь родился на заре я —
Мне травы нельзя пока!

Егорова Е.

*****

Кто без компаса и карты
Мчится в тундре, тянет нарты
В ночь полярную и в день?
Это — северный олень.

Москаленко О.

*****

Плачет на прогулке Сеня —
По лесу ходить устал.
«Посмотри, вон два оленя! —
Папа мальчику сказал. —
Вместе вышли на опушку.
Там большой олень один,
А другой, должно быть, сын —
Рыжебока, лопоушка —
Весело так скачет
И, как ты, не плачет».
Сеня хныкать перестал,
Он не плакса, хоть мал!

Егорова Е.

*****

Ни селёдку, ни пельмени
Не приветствуют олени.
И обед для них не плох,
Если есть трава и мох.

Александрова И.

*****

Осенью, в дождливый серый день
Пробежал по городу олень.
Он летел над гулкой мостовой
Рыжим лесом пущеной стрелой

Вернись, лесной олень, по моему хотенью,
Умчи меня, олень, в свою страну оленью,
Где сосны рвутся в небо, где быль живет и небыль,
Умчи меня туда, лесной олень!

Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи-облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым…

Говорят, чудес на свете нет,
И дождями смыт оленя след.
Но я знаю — он ко мне придет,
Если верить — сказка оживет

Со мной лесной олень по моему хотенью.
И мчит меня олень в свою страну оленью,
Где сосны рвутся в небо, где быль живет и небыль,
Умчит меня туда, лесной олень.

Энтина Ю.

*****

Белый олень

Едет стрелок в зелёные луга,
В тех ли лугах осока да куга,
В тех ли лугах всё чемер да цветы,
Вешней водою низы налиты.
— Белый Олень, 3олотые Рога!
Ты не топчи заливные луга.

Прянул Олень, увидавши стрелка,
Конь богатырский шатнулся слегка,
Плёткой стрелок по Оленю стебнул,
Крепкой рукой самострел натянул,
Да опустилась на гриву рука:
Белый Олень, погубил ты стрелка!

— Ты не стебай, не стреляй, молодец,
Примешь ты скоро заветный венец,
В некое время сгожусь я тебе,
С луга к весёлой приду я избе:
Тут и забавам стрелецким конец —
Будешь ты дома сидеть, молодец.

Стану, Олень, на дворе я с утра,
Златом рогов освечу полдвора,
Сладким вином поезжан напою,
Всех особливей невесту твою:
Чтоб не мочила слезами лица,
Чтоб не боялась кольца и венца.

Иван Бунин

Добрые детские стихи про оленей и оленят:


И. Александрова
Ни селёдку, ни пельмени
Не приветствуют олени.
И обед для них не плох,
Если есть трава и мох.
Загадки про оленя
Детские стихи про олененка
Раскраски с оленями
Поделка олени

А. Мармазов
Возят груз большой без лени
В тундре северной олени:
Хоть копыта и не шины,-
Выполняют роль машины.
О. Москаленко
Кто без компаса и карты
Мчится в тундре, тянет нарты
В ночь полярную и в день?
Это – северный олень
С. Михайлов
Ищет свежий ягель
Северный олень.
По пустыне снежной
Ходит целый день.
О. Рахлис
Оленя спрашивал Олень:
— Что означает слово — лень?
Олень ответил:
— Мы, Олени,
Забыть обязаны
О лени.
А. Фрейфельд
«Ох, до чего же стало лень
Носить рога!» — сказал олень.
Он взял рога и отстегнул,
Лёг и с улыбкою уснул.
Подумал я: «Рога в цене!»
Забрал их и прибил к стене.
Они бодались, но зато —
Теперь висит на них пальто!
Ж. Баринова
Однажды случайно
Я в светлом лесу
Оленей встречаю
Пятнистых красу.
Олени водичку
Прозрачную пьют,
Березки-сестрички
В лесочке растут.
И травка под ветром
Качается вся:
-Привет вам, привет вам,
-Оленья семья!
Как будто в снежинках
Ребенок-олень,
Пятнистая спинка
И солнечный день.
Олени водичку
Прозрачную пьют,
А птички-синички
Им песни поют.
Однажды случайно
Ты в светлом лесу
Оленей встречаешь
Пугливых красу.
Е. Егорова
Плачет на прогулке Сеня –
По лесу ходить устал.
«Посмотри, вон два оленя! —
Папа мальчику сказал. —
Вместе вышли на опушку.
Там большой олень один,
А другой, должно быть, сын –
Рыжебока, лопоушка —
Весело так скачет
И, как ты, не плачет».
Сеня хныкать перестал,
Он не плакса, хоть мал!
Из Книги радуг ( http://m-p-detyam.narod.ru/)
У оленя на рогах —

Все четыре сапога,
Чайник, чашки, плед диванный,
Кресло, стол, плита и ванна!
— Что случилось? Всё в порядке?
— Переезд большой, ребятки!
***
Я сегодня рисовал
целый день оленей —
Мы смотреть на них пойдём
с папой в воскресенье.
Мой рисунок похвалил
старший брат Алёшка,
А потом нарисовал
всем оленям рожки!
***
Вот — ленивый оленёнок,
Долговязый, неуклюжий
Он взирает удивлённо
И не пьёт воды из лужи,
Он не скачет, не играет,
И травинку не жуёт,
Лишь настойчиво толкает
Маму мордочкой в живот:
— Дай мне, мама, поскорее
Два-три литра молока!
Ведь родился на заре я —
Мне травы нельзя пока!
М. Новицкая
Уйду за тридевять земель –
Подумал северный олень, –
Пойду туда, где хорошо,
Где светит солнце и тепло,
Где встречу добрых я друзей
И сразу станет веселей!
А-то я здесь стою один
Среди болотистых трясин.

Открытый урок

по творчеству Марины Цветаевой

11 класс

«Имя твоё — птица в руке»

Я счастлива жить образцово и просто:

Как солнце — как маятник — как календарь. (М. И. Цветаева)

Цель:

1.Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.А.Цветаевой.

Задачи:

1.Исследовать любовную поэзию М.Цветаевой для раскрытия внутренних переживаний поэта;

2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

3. Прививать интерес к личности поэтессы, её творчеству;

4. Развить навыки выразительного чтения.

Оборудование: Плакат поэта, фотографии из семейного альбома Марины Цветаевой, презентация, видеослайды, запись стихотворений Марины Цветаевой в исполнении Алисы Фрейндлих.

Методы и приемы: информационный, иллюстративный, творческий, выразительное чтение, беседа, слушание.

Форма урока: групповая (исследование).

Ход урока:

1.Организационный момент. (Приветствие учащихся, гостей).

2.Вступительное слово учителя. (Музыкальное исполнение учителем на гитаре отрывка стихотворения «Мне нравится…»):

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

Распущенной-и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Слово учителя:

Ребята, сегодня на уроке мы с вами попадем в удивительный мир творчества Марины Цветаевой, яркой, самобытной, неповторимой личности. Конкретно же, рассмотрим любовную лирику. Читая стихи Цветаевой, постараемся не только правильно понять все слова, которые за ними стоят, но и попытаемся проникнуть в страстную и чудесную душу поэта. Урок наш посвящен, как уже проговаривалось, любовной лирике поэта, именно «поэта», потому что сама Цветаева не одобряла слово «поэтесса» и просила называть её «поэт». Ребята, скажите, как вы понимаете слово «ЛЮБОВЬ»?

Учитель: Попробуйте высказать свои мнения. Кроме того, сформулировать свои мысли вам также помогут определения, которые вы нашли дома в словарях и статьях исследователей (учащиеся отвечают на вопрос).

Учитель: Молодцы! На мой взгляд, любовь — это чувство, созревшее из глубины души и питавшее человеческое сердце. Хочется сказать, что искренне любить человека способен только тот, кто связан с этим человеком общими интересами, мыслями, взглядами и, конечно же, чувствами.

Учитель: М.Цветаева относилась к поэзии Серебряного века. Все её последователи, друзья и знакомые восхищались ею как личностью и как автором произведений. Так что же представляет собой имя — Марина Цветаева?

Себя М.Цветаева охарактеризовала так:

«Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я — бренная пена морская «.

Учитель: Эпитет «пена морская» словно подчеркивает несокрушимость и передает ощущение вечной жизни. Попробуем охарактеризовать её несколько иначе. Смотря на портрет, попытайтесь обнаружить и внутренние и внешние черты.

Ответы учащихся:

1.Поэту дано краткое время цветения, жизни, трагически мгновенное, быстротечное, но оригинальное и яркое;

2.Она могущественная, всесильная, властная, гордая, одинокая, «одна из всех, одна на всех, одна противу всех», необычная, избранница Бога;

3.Она ветер, стихия, свобода, сверкание таланта, страсть, полёт, ритм;

4.Зеленоглазая гениальная поэтесса Марина Цветаева всю жизнь гордилась и подчеркивала «морское» происхождение своего имени, ощущала себя безгранично принадлежащей морской стихии. Многие мгновения детства и юности Марины Цветаевой дышали морем. Именно на море, в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, произошла ее встреча с мужем Сергеем Эфроном.

Учитель: Верно. Именно Сергей Эфрон, с которым она познакомилась в 1911 году, являлся единственной любовью Марины Цветаевой.

Учащийся: зачитывает стих-е, посвященное Эфрону:

Я с вызовом ношу его кольцо

Да, в вечности жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге…

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови

…В его лице я рыцарству верна,

Всем тем, кто жил и умирал без страху! —

Такие — в роковые времена —

Слагают стансы- и идут на плаху.

3 июня 1914

Учитель: Обратимся к текстам. Нами заранее было выбрано стихотворение поэта. Каждая группа работает с этим стихотворением (учащиеся озвучивают название).

Учитель: Ребята, давайте теперь обратимся к анализу стихотворения, а чтобы это сделать, прошу Вас перечитать стих-е еще раз.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый день.

Вы надо мною как большая тень,

как древний дым полярных деревень.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый час.

Но мне не надо Ваших губ и глаз.

Все началось и кончилось — без Вас.

Я что-то помню: звонкая луга,

огромный ворот, чистые снега,

унизанные звездами рога….

И от рогов — в полнебосвода — тень….

И древний дым полярных деревень….

— Я поняла: Вы северный олень.

Учитель: Каждая группа прокомментирует всё, что возможно найти в этом стих-и.

Вопросы и ответы:

1.Когда же было написано стих-е и по какому случаю? (Стихотворение было написано в по случаю …

2.Какова тема? (Тема любви);

3.Какую идею хотел передать автор? (В этом стихотворении автор хотела показать, что любовь существует ради любви. Она не ждет ответа — «все началось и кончилось без вас». Абсолютно бескорыстное любование предметом любви).

4.Теперь обратимся к лирическому герою. Как вы думаете, каков он, что чувствует? Какие затронуты переживания? Эмоции? (В качестве лирического героя выступает сама Марина Цветаева и обыкновенные люди; ………..)

5.Художественные средства выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);

6.Композиция (структура стихотворение и размер);

7.Какое сложилось впечатление (высказать свое мнение о стих-и какое оно имеет значение для истории русской литературы).

Учитель: Подведем итог. Мы поняли, что стихотворение относится к любовной теме и имеет отношение к самой Марине Цветаевой.

Учитель: Мы с вами проанализировали стихотворение. Давайте активизируем полученные навыки и попробуем составить план анализа, который в дальнейшем поможет нам анализировать поэтические произведения.

Первый пункт — Несколько слов об авторе этого стихотворения;

Второй пункт — История создания стихотворения (кому посвящено стих-е, когда оно было создано);

Третий пункт — Основная тема и идея (о чем стих-е);

Четвертый пункт — Лирический герой (чей образ описывает автор, или это сам автор стих-я);

Пятый пункт — Художественные средства выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);

Шестой пункт — Композиция (структура стихотворение и размер);

Седьмой пункт — Какое сложилось впечатление (высказать свое мнение о стих-и какое оно имеет значение для истории русской литературы).

Учитель: Настал момент перейти к другой форме работы, а именно, игровой.

Конкурс-игра — БУРИМЕ

Буриме (фр. bouts-rimes — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Буриме появились в XVII веке (изобретатель — малоизвестный французский поэт Дюло). Так, на слайде представлено по одному четверостишью. Необходимо продолжить строчки тем же четверостишием. Группы набирают очки и по окончании определяется победитель (демонстрируются стих-я:

Конкурс

«Расположи строчки в правильной последовательности»

В этом конкурсе необходимо правильно «собрать» перемешанные строчки стихотворения, для того, чтобы получился авторский текст. Правильные ответы мы проверим на слайде.

Первое стих-е:

Что ты любовь моя —

Пора бы знать.

Приди в полночный час,

Скажи, как звать.

Приди в полночный час,

В полночный бой.

Спит матушка с отцом,

Мне спать — с тобой.

Рукою стукни в дверь!

На этот стук

Спросонья скажет мать:

— Еловый сук!

И в горенку скорей!

Скорей в постель!

Тебя теснее обовью,

Чем плющ и хмель.

Второе стих-е:

Последняя встреча

О, я помню прощальные речи,

Их шептавшие помню уста.

«Только чистым даруются встречи.

Мы увидимся, будь же чиста».

Я учителю молча внимала.

Был он нежность и ласковость весь.

Он о «там» говорил, но как мало

Это «там» заменяло мне «здесь»!

Тишина посылается роком, —

Тем и вечны слова, что тихи.

Говорил он о самом глубоком,

Баратынского вспомнил стихи;

Говорил о игре отражений,

О лучах закатившихся звезд…

Я не помню его выражений,

Но улыбку я помню и жест.

Третье стих-е:

Памятью сердца — венком незабудок

Я окружила твой милый портрет.

Днем утоляет и лечит рассудок,

Вечером — нет.

Бродят шаги в опечаленной зале,

Бродят и ждут, не идут ли в ответ.

«Все заживает», мне люди сказали…

Вечером — нет.

«Актерское чтение стихотворения»

Один учащихся зачитывает подготовленное стихотворение и демонстрируют навыки выразительного чтения на публику под живую музыку (гитара).

Рефлексия: Ребята, сегодня мы с вами послушали выразительное чтение, анализировали стих-я, поиграли и насладились приятной атмосферой поэзии Марины Цветаевой. Давайте попробуем подвести итог. Но, сперва я бы хотела упомянуть название нашего открытого урока: «Имя твоё — птица в руке». Как Вы думаете, откуда возможно это название? (учащиеся отвечают, что это название стих-я). Верно! Это название известного стихотворения Марины Цветаевой, которое пропитано нежностью, уважением и дружеской любовью к поэту А.Блоку:

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —

Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим — сон глубок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *