Стихи ауди

Близится осень — любимая пора поэтов. Только не для известной новосибирской поэтессы Кати Хлебниковой. Специально для «АиФ-Новосибирск» она рассказала, почему не верит в вдохновение, как воплощается любовь в стихотворных строках и почему в нашем городе слово поэзия – что-то из области фантастики.

— Когда ты написала своё первое стихотворение? О чём оно было?

— Первые стихи сочинила в очень раннем возрасте. Я тогда толком и писать не умела. У родителей есть записи, где в возрасте 4-5 лет я пыталась что-то рифмовать. Удивительно, но сейчас мои дети делают то же самое. Если я не знала каких-то слов в рифму, то придумывала ритм. И до сих пор считаю, что рифма, конечно, очень важна, но самое главное в стихотворении – это ритм. Без ритма рассыпается абсолютно всё, даже любая самая гениальная рифма.

У меня в школе был преподаватель по литературе – такой румянощёкий и рыжий молодой человек. Он мне очень нравился, и на фоне своей влюблённости я начала очень много писать. Как-то раз я отдала ему тетрадку со своими стихами. При нашей следующей встрече он сказал, что когда я вырасту и стану известным поэтом, он будет читать меня. Это были мои первые осознанные стихи и первая рецензия на них от профессионала.

— А писала ты о любви?

— Тогда чаще писала о войне. Меня очень трогала эта тема. Тут вот какой интересный момент: поэт может какое-то слово деформировать и создать новое. Оно рифмуется, обретает смысл, но в «Википедии» его никогда не найдёшь. К слову в стихотворении, которое я сочиняла, у меня была рифма «похоронка». Будучи ребёнком, я не представляла, что есть такое слово. Я рассказала маме о своей рифме, а она мне сказала: «Знаешь, Катюш, такого слова нет». И я его зачеркнула. А через много лет, когда узнала, что это слово существует, взяла стихотворение в «новую жизнь». Я к тому, что слова других людей, особенно тех, чьей оценки ты ждёшь, очень влияют на тебя. Нет смысла кого-то спрашивать. Надо просто делать так, как ты чувствуешь.

— Ну и всё-таки, доминирующей темой в твоих произведениях является любовь. Почему именно она?

— Я так чувствую. Не просто ведь себе говорю: «Так, сегодня мне на злобу дня нужно написать это, это или это». Я сажусь и придумываю историю, либо она приходит ко мне сама. Вообще вся наша жизнь – о любви, даже война о любви. Я не делю любовь на гендерные вещи, любовь – она абсолютная. Всё, что ты делаешь, всё, о чём ты говоришь – всё об этом чувстве. У меня есть и политические произведения, но они тоже о любви. Я люблю писать на эротические темы, но, конечно, в лирическом обличье. Это должно быть красиво, высоко. Мне кажется, что я отлично чувствую женщин, поэтому у меня много стихов от мужского лица. И все мои герои допускают ошибки. Я нарочито это делаю, потому что понимаю: это дойдёт до ушей. Самое важное для меня – чтобы человек в произведении узнал себя. Вуалировать и писать в форме, где всё нежно и красиво – не мой стиль. Мне хочется показать человека грязным, но хочется обнажить и другую его сторону.

— Что для тебя поэзия?

— С технической точки зрения всё просто: я люблю ассонансные рифмы (где гласные совпадают, а согласные – нет). У меня даже есть такое развлечение: я пишу на листке рифмы для того, чтобы потренировать мозг и просто позабавиться. Пишу произведения чаще всего с конца. Я понимаю, чем я хочу закончить произведение, а только потом уже прописываю его серединку и начало. Приступаю к произведению, когда точно знаю, что хочу сказать. О ямбах и хореях, если честно, когда пишу, не задумываюсь.

— А с ментальной точки зрения?

— У меня было достаточно тяжёлое детство, поэтому поэзия для меня была неким углом, который приводил и приводит душевное состояние в баланс. Когда тебе кажется, что ты зашёл в тупик, ты садишься, пишешь, и как-то всё удивительным образом меняется. Если тебе хорошо и радостно, ты можешь сделать то же самое. Поэзия – лучший друг. У меня есть тетрадка, которая исписана уже вдоль и поперёк. В неё я вносила стихи, какие-то рифмы. И эти вещи сбывались. Думаю, что мысли и надежды человека, которые он искренне вкладывает в бумагу, отправляются наверх и гипертрофируются в исполнение желаний.

— Когда ты решила показать своё творчество широкой публике?

— Я публикуюсь с относительно недавних времён. Всё началось в 2016 году. Я решила участвовать в сибирском конкурсе поэзии. Одним из условий конкурса было прочтение любого стихотворения, которое нужно было опубликовать в своём профиле в Инстаграме. Я решила прочитать авторское. И получила огромный отклик! Мою публикацию начали комментировать, писать мне в директ, репостить. После этого мой товарищ, который владеет сетью ресторанов, предложил мне сделать вечер. Я тогда ещё ему сказала, мол, слушай, ну а кто на него придёт. Он всё равно настоял на своём. И в первый раз пришло 40 человек, во второй раз 70, а потом 230. После удачных вечеров в Сибири, я начала ездить на Дальний Восток. На одном из таких выступлений ко мне подошла представитель из Азербайджана и предложила там сделать концерт. Дела пошли в гору, и я поняла, что мне не стоит останавливаться на достигнутом, а продолжать покорять новые вершины.

— Как раз о вершинах: осенью 2019 года ты победила в Евразийском литературном фестивале. Как это было?

— Я не верила, что прошла в финал. Мне пришло письмо на почту, в котором говорилось, что я в шорт-листе. Тогда я понимала, что шорт-лист – это уже моя победа. Но мне предложили приехать на награждение лично. Я прилетаю в Брюссель с ощущением того, что я слишком амбициозно настроена, потому что номинанты на премию имеют в своём арсенале уже штук 20-40 выпущенных книг. У меня возникло ощущение литературной инвалидности: 3 года назад я начала публиковаться, заявлять о том, что я, оказывается, — поэт (смеётся). А тут – серьёзный круг лиц с филологическим образованием, большим опытом. Но когда я вышла читать свои стихи, в зале повисла абсолютная тишина, и я поняла, что делаю своё дело неплохо. После этого выступления мои коллеги начали воспринимать меня по-другому: подходить ко мне, знакомиться. Тут финал, все сидим за столиками. Объявляют 3-е место, 2-е. Я понимаю, что это не я, значит, уже можно есть салат (смеётся). А тут — 1-е место – и звучит моё имя. Я вылетаю на сцену абсолютно неосознанно. Это было как в тумане. Присутствия на сцене вообще не помню.

— А как эта победа отразилась на тебе и твоём творчестве?

— Я перестала писать. Просто взяла и перестала писать стихи. Они у меня не получались, я сидела и думала: «О Боже, какой же я бездарь. Всё, что я делаю, — абсолютная бессмыслица». Произошло эмоциональное выгорание. Были даже такие моменты, когда я пыталась оправдать свою победу. Говорила себе, что просто не было достойных претендентов. Это было ужасно, потому что в моей номинации были гениальные поэты. Потом потихонечку начала вливаться обратно в эту историю. Тут вопрос больше к неуверенности в себе, а не к таланту.

— Были в жизни ещё такие моменты, когда покидало вдохновение?

— Я во вдохновение, как таковое, не верю. «Нет вдохновения» – это отговорка всех людей, которые находятся под влиянием госпожи лени. Я верю в созидание, а не во вдохновение. Нужно брать и создавать, а не ждать чего-то сомнительного, чего-то такого, над чем ты не имеешь власти. Верю в энергию. Просидишь 3 часа в кафе, проглядишь в окно – и обязательно что-нибудь напишется. Миллиард историй происходит вокруг тебя.

— То есть, любишь наблюдать?

-Я обожаю наблюдать за людьми! Это моя самая любимая штука. Нравится «залипнуть» в какой-нибудь паре, особенно в паре подростков. Так интересно смотреть на то, как они бравируют свои комплексы.

— Для тебя это своеобразная муза?

-У меня есть понятие энергии, а не музы. Я стопроцентный синестет: мне важно что-нибудь где-нибудь увидеть, и ниточка событий в моей голове разматывается сразу сама собой. И вот придумаешь себе огромный сюжет, а из этого сюжета появляется стихотворение. Некрасиво называть такое вдохновением, потому что это большой труд ума. Эмоции ещё важны.

— А есть ещё места, кроме кафе, где получаешь прилив энергии?

— На океане. В горах. Если говорить о местах в Сибири, то у моей семьи есть дача в Ордынке, куда я иногда приезжаю. Но во всех этих местах мне необходимо быть одной. Конечно, место, безусловно, важно, но самое важное – состояние. Такое состояние, чтобы никого не было рядом. Только тогда я наполняюсь энергией, а моя душа и мой разум приходят в баланс. Потом уже этот баланс я несу в свои стихи. Я заряжаюсь, когда пишу одна. Это можно назвать одиночеством в физическом понимании.

— Без чего ты не можешь представить свою жизнь?

— Семья. Это самое дорогое, что у меня есть. Если опустить отношения с семьёй, то я не смогла бы жить без музыки. Я люблю Стинга, но в то же время могу послушать какую-нибудь российскую попсу и зарядиться энергией.

— Как музыка влияет на твои произведения?

— Музыкальные произведения часто толкают меня на новые стихи. Тут опять же речь о синестетике: слышишь музыку, и сразу придумывается сюжет. Как-то раз Новосибирский режиссёр Павел Южаков был на моём выступлении, после чего сказал: «В твоих произведениях удивительная музыка». Он разгадал меня, потому что любое стихотворение пишется под партитуру (нотная запись музыкального произведения, — Прим. автора). Я раньше была связана с музыкой: занималась вокалом, играла на фортепиано, но не особо это ценила. Когда начала разбирать свои произведения, стала откровенничать сама с собой, я поняла: стихи и музыка – неразрывные вещи.

— Кому ты благодарна за ту, кем ты сейчас являешься?

— Опять же своей семье. Мне очень с ними повезло! Они удивительные. Они позволяют делать мне то, что я хочу. Хотя раньше я была ярым противником браков, совместных проживаний и всего остального. Мне казалось, что это настоящий высоченный забор. А еще большую часть своей жизни я доказывала, наверное, своим родителям, что я – стоящий ребёнок. Потом же просто начала делать то, что хочу, пошла своей дорогой. И тут помогли многие обстоятельства, многие люди. Помогли именно в моменте, это очень важно. Всё складывается как пирамида.

— Что ты чувствуешь, когда выходишь читать стихи на публику?

— Я чувствую себя на своём месте. Во мне есть, конечно, тревога перед тем, как выйти на сцену. Но это совершенно иная тревога: физическая, а не умственная. Когда выхожу на сцену, я понимаю, что это моё призвание, моё ремесло.

— Как ты думаешь, можно ли мотивировать себя на творчество?

— Мотивировать? Я вообще не люблю всякие мотивации, не люблю тренинги, всяких коучеров, которые пытаются тебя на что-то смотивировать. Это всё искусственно. Я не верю в такую мотивацию, когда тебе, например, нужно написать книгу за 10 тысяч долларов. Читатель/зритель очень разборчивый. Никогда заранее замотивированная, а в следствие и искусственно созданная вещь, не вызовет отклика. Но есть другая мотивация, которая рождается не из мысли «Мне нужно сделать это», а из естественного желания. Вот, например, полученные знания могут тебя мотивировать (опять же я не говорю про тренинги, я говорю про книги), умные и интересные люди, с которыми ты общаешься.

— Какие тренды сейчас наметились в современной поэзии? Следуешь ли ты им?

-Мне импонирует стиль нового тренда – это саркастическое положение дел. Супер всё высмеять и показать нас неопрятными и невежественными людьми. Мне не нравится тренд, когда слова нарочито пишут с ошибками. Также мне не нравится прямая рифма: когда слово рифмуется со словом. Ещё не симпатизирует политический вектор в поэзии. Использование английских слов в произведениях – тоже новый тренд. Почему нет, я тоже иногда так делаю. Ну и, конечно же, мне нравится Гомер – на нём вообще стоит всё. Сейчас вообще каждый 25-й начинает говорить, что он – поэт. Мне кажется, так нельзя делать. Всё-таки, ты можешь назвать себя поэтом, когда имеешь какое-никакое литературное прошлое.

— А в Новосибирске много поэтов? Какая она – тусовка местных лириков?

— Я знаю 3-4 людей в Новосибирске, которые заявляют, что они – поэты. А тусовки, как таковой, нет. Причём я не понимаю, почему эту историю не поддерживают власти. Департамент культуры признаёт только писателей «в годах», которых мы почему-то всё равно знать не знаем, они нигде не выступают. Однако, когда я, например, читаю стихи около Победы или в Первомайском сквере, собирается большая толпа людей. То есть, потребность в этом есть, и на себя кто-то должен взять эту миссию. Мы пытались сделать в том году своеобразный «открытый микрофон», но ничего не получилось. Поэтому культуру нужно воспитывать, и этим должен заниматься департамент культуры, а не какие-то отдельные люди, которые очень любят литературу. Массовость и информативность всей этой истории должны делать те, у кого есть рычаги.

Дарья Пономаренко

«Тополиный пух», «Отчего так в России берёзы шумят», «Самоволочка», «Потому что нельзя быть красивой такой», «Главное, что ты есть у меня» — эти песни на слуху у многих. Слова к ним написал житель Хорошёвского района поэт Михаил Андреев.

Строки появляются во время прогулки

Фото из личного архива

— Михаил Васильевич, вы ведь родились в Томской области. Как давно переехали в Москву и поселились в Северном округе?

— Лет четырнадцать назад, когда сын пошёл в 9-й класс. В Москве он окончил школу №1409. Я живу недалеко от Чапаевского парка и от парка «Ходынское поле», часто здесь гуляю, занимаюсь спортом. Нередко именно в парке приходят в голову строки, которые потом становятся песнями.

— С кем из композиторов в основном сотрудничаете?

— Сейчас, например, работаю с композитором Игорем Матвиенко. Он невероятно умный человек, очень любит русский язык и очень тонко его чувствует. Как-то ехали на его машине, остановились на светофоре, и вдруг он говорит: «Михаил, а смотри, как душевно, как красиво звучит вторая буква «н» в слове «деревянный».

— Когда-то поэтов-песенников не воспринимали всерьёз. Сейчас всё изменилось. Наверное, написать текст для песни, чтобы она стала хитом, очень непросто?

— В этой работе множество тонкостей. Надо оставлять пространство для музыки. Поэзия и музыка — две капризные дамы, порой соперничающие и противоречащие друг другу, надо уметь их подружить. Мне это с Божией помощью удаётся. Одна только группа «Любэ» поёт около 30 песен на мои слова, в числе исполнителей — «Иванушки International», «Корни», «Фабрика», София Ротару, Надежда Кадышева, Стас Михайлов, Вячеслав Добрынин… Песни на мои слова звучат и в кино, например в фильмах «А зори здесь тихие…» (реж. Ренат Давлетьяров, 2015. — Авт.), «Последний янычар». Выходят у меня книги и с серьёзной поэзией.

Помог Иосиф Бродский

— Когда вы начали писать стихи?

— Первые попытки были, когда ещё в школу не ходил, мы тогда жили в деревне, в 300 километрах от Томска. Летом косили траву, и этот монотонный труд на природе помогал рождать образы, вселял вдохновение. Я видел, как «трава на цыпочки встаёт, чтобы раньше всех увидеть солнце» (цитата из песни «Эх, Москва», которую исполняет группа «Любэ». — Авт.). После школы решил заняться серьёзным делом и поступил в Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, но продолжал писать. Стихи печатали, а я почему-то испытывал неловкость, ведь они были о природе, не про БАМ. Но Римма Казакова и другие мэтры поэзии хвалили, говорили, что в моей поэзии есть глубина.

Как-то меня вместе с другими поэтами опубликовали в «Литературной газете». Потом узнал, что на моё творчество обратил внимание Иосиф Бродский. Добрые люди посоветовали послать ему стихи и дали адрес. Трудно передать чувства, когда я обнаружил в почтовом ящике ответное письмо Бродского, оно было в виде предисловия к книге. Шли девяностые годы, и письмо пришло в самый трудный для меня период. Иосиф Бродский помог мне выпрямить спину.

— Вы дружите с лидером группы «Любэ» Николаем Расторгуевым?

— Коля — дорогой, близкий мне по духу человек. Когда я переехал в Москву, мы стали плотнее общаться. Он не обыкновенно знающий, начитанный. Иногда он звонит и начинает читать мне мои стихи. Бывает, что уже и я о них забыл, а он помнит, смакует строки. Два раза Коля приезжал ко мне в Томск с сыном, когда тот был ещё маленьким. Сына, кстати, тоже Колей зовут. Он говорил: «Хочу показать ему Сибирь». Мы ездили по тайге на снегоходах, парились в настоящей сибирской бане.

Фото из личного архива

Не поел, зато стих написал

— Наверное, вас часто спрашивают, почему вы написали «Тополиный пух, жара, июль», ведь у нас тополиный пух появляется в июне…

— И сам не могу точно сказать, почему так получилось. На этот вопрос всем по-разному отвечаю. На самом деле июль хорошо рифмуется со словом «поцелуй». А потом на моей родине, в Томске, тополиный пух появляется позже, в июле он лежит пушистыми «сугробами» у бортиков тротуаров и его поджигают пацаны.

Фото из личного архива

— Песню «Отчего так в России берёзы шумят» невозможно слушать равнодушно. Как у вас рождались эти строки?

— Утром, почувствовав прилив вдохновения, я написал несколько первых строк, а потом подумал, что в России про берёзы много написано, и решил пойти пообедать в кафе. Спустился по лестнице, и вдруг в голове словно выстрелило: «А на сердце опять горячо, горячо и опять, и опять без ответа. А листочек с берёзки упал на плечо, он, как я, оторвался от веток». Вот оно! Я тихонечко, всё время, повторяя эти слова, не поворачиваясь, спиной поднялся на свой этаж, открыл дверь и тут же записал. А дальше пошло-поехало. Я просто горел этими строками. По-моему, в этот день я так и не поел.

Первый слушатель — жена

— Было время, когда к поэтам относились как к рок-звёздам: послушать Евтушенко, Вознесенского, Рождественского приходило огромное количество людей. Как вы думаете, сегодня такое возможно?

— Это было другое время, из-за ограниченного доступа к информации их слова впитывали с жадностью. Поэта воспринимали как воплощение чего-то сильного, эмоционального, справедливого, дерзкого, честного. Но и сейчас подобное возможно. В прошлом году в Кремлёвском дворце прошёл творческий вечер, посвящённый моему юбилею. Шеститысячный зал был полон. Увидев это, Игорь Матвиенко произнёс: «Люди пришли послушать русского поэта!» Концерт длился три с половиной часа.

Фото из личного архива

— Кто первый слушатель ваших стихотворений?

— Жена Наталия. Она всегда внимательно слушает и делает очень точные замечания.

— Чем занимается сын?

— Кирилл окончил финансовый университет и занимается бизнесом. Есть внук Мирон, ему два года. Рад, что сын и его жена Нелли считают, что самое главное в жизни — семья.

— У вас есть замечательные строки «травы клонятся, как будто молятся». А вы человек верующий?

— Да, конечно. Я знаю, что Бог благословляет творчество. Когда напишу песню, всегда за это благодарю Господа.

— Поэтарий

Один из наиболее масштабных поэтических проектов был создан усилиями Михаила Татарского, Дмитрия Ерохина и Данила Иванова. «Поэтарий» объединяет наибольшее число поэтов и даже разбит на пять уникальных по жанру мероприятий, которые проводятся еженедельно в разных московских кафе. «Литбрют» — это кабацкая байка, где в стихотворной форме изложены веселые истории из жизни, вход свободный. «Чистилище» — вечер критики для молодых поэтов. Те, кто его пройдут, могут выступить на сцене «Цеха Поэтов». Билет стоит 100 руб. «Цех поэтов» — это десять лучших авторов, которые представят публике свои стихи в кафе «Цурцум» (4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6). «Poetary play» — представляет собой состязание поэтов реалистов и представителей авангардного течения, победителя выбирает аудитория. Проходит в центре Artplay (Нижняя Сыромятническая, 10). Стоимость билета 100 руб. И самое любимое поэтами мероприятие — «Jackpoet». На нем сумма, полученная за входные билеты, распределяется между тремя лучшими чтецами. Вход 200 руб.

— Салонъ изящных искусств

Лана Сергеева является одной из первых отечественных поэтесс, которая решила противопоставить высокую культуру плоским телевизионным шоу. С этой целью она создала проект «Салонъ изящных искусств», в который попали авторы, способные максимально ярко озвучить собственные произведения. Выступления проходят в двухстороннем формате. Любой желающий может критиковать поэтов или обсудить с ними темы искусства. Успешно проходит в кафе «Чай и Кофский» с марта 2013 года. Билет стоит 200 руб.

Адрес: Чистопрудный бульвар, 1, кафе «Чай и Кофский»

— Мужской голос

Поэты Иван Куприянов, Алексей Шмелев и музыкант Виталий Веникеев организовали проект «Мужской голос» в сентябре 2011 года с целью соединить талантливых мужчин-стихотворцев в один большой творческий коллектив. По их мнению, искусство должно рождаться в среде единомышленников. За годы существования проект развился достаточно сильно и стал одним из наиболее интересных поэтических мероприятий Москвы. В основной состав помимо организаторов входят Алексей Вдовин, Арс-Пегас и Константин Потапов. Выступления проводятся в театрализованной форме. Билет обойдется в 300-500 руб.

Адрес: Земляной Вал, 76/21, Театр на Таганке

— Слово за слово

Михаил Безликий и Рита Саар создали первый в Москве батл поэтов. Первый состоялся в декабре 2010 года. Молодые авторы выходят на сцену и читают свои произведения, а коллегия судей, в которую входят известные критики и литературоведы, выбирает лучших. Между словестными дуэлями предусмотрены музыкальные и танцевальные паузы, а также свои номера покажут стендаперы. Событие проходит каждую среду в клубе «Zavtra». Вход 250 руб.

Адрес: Сретенка, 26/1

— Литпоны

Идея создать пространство для совместного времяпрепровождения деятелей искусства принадлежит Арс-Пегасу. В 2009 году он впервые собрал вместе представителей музыки, поэзии, литературы и драматургии, чтобы познакомить их друг с другом. На «Литературных Понедельниках у Арса-Пегаса» родилось множество интересных проектов, а для начинающих это шанс обзавестись своей аудиторией. Проводятся каждый понедельник в арт-кафе «С утра». Вход 300 руб.

Адрес: ул. Тверская, 12, стр. 8

— Чтецы

Еще в 2009 году Сергей Соколовский в родном Екатеринбурге организовал необычный проект, который давал возможность представителям всех направлений литературы и музыки заявить о себе. С 2012 «Чтецы» стали с периодичностью раз в месяц проводится и в Москве. В программе принимают участие как поэты-литераторы, так и музыканты. Каких-либо ограничений проект не предусматривает, единственное условие — продукт должен быть качественным. Проходит в театре и клубе «Мастерская». Вход свободный.

Адрес: Театральный проезд, 3

Стихи Ларисы Патраковой из книг «Держись Горы», «И коснулась звезды…» и «Немного больно. Ощущенье счастья…» были записаны осенью 2013 года.

Лариса Патракова в Сборной Воздушного Замка Cлушать в mp3 (или скачать):

«Бог спел меня. Одним протяжным звуком…»

«По самой кромке бытия…»

«Обыденная жизнь стола…»

«Смеется вечность над моим добром…»

«Моей души расширенная память…»

«Жизнь поэта – мера пребыванья…»

«Когда от меня не останется снов…»

«Вся жизнь моя – от дельты до истока…»

«Не удалось себя продать…»

«Я кланялась, от Аз до Ять…»

Патракова 1

«В который раз в дорогу соберусь…»

«Накорми коня, и попоною…»

«Рать поставлена на выруб…»

«Дети тащат Россию, связав свои крылья в канаты…»

«В открытых окнах по ночам…»

«И пьёшь, как музыку. Пять-шесть утра…»

«Давно мы не улавливаем суть…»

«Декабрь в деревне темен и суров…»

«И землю целую ступнями босыми…»

«За туманами деревню узнаешь…»

«Осознавая Родину как сон…»

«Когда мрак мой станет, как полдень…»

«Когда мой сон, как старый ствол, иссушен…»

«Стучу в дубовые врата…»

«Ах ты Родина, земля обетованная…»

Патракова 2

«Всем существом упав в мое запястье…»

«Июль – месяц великих трав…»

«В том месте, где земля избыток сил…»

«И я, живой сосуд из старых глин…»

«Так держится вода над нами…»

«Сочился свет из трав, камней, цветов…»

«Живая слышимость луны…»

«В меня спустился певчий царь…»

«Орган сосновый был неукротим…»

Почти пародия

«Плакали и пели франжипани …»

Патракова 3

«На смолистых золотых ступенях…»

«Есть младший брат, есть дерево, есть птица…»

«Я исчерпала собственные сны…»

«Липы тень свою чертили…»

«Почему-то именно январь…»

Блоку

Смеялся Пушкин

Патракова 4

«Под высокое небо, в холодок подорожников…»

«Больно: осколки живого солнца…»

«И отчее слово в чужих, неумелых ладонях…»

«Я обнимаю ночь. Непониманьем…»

«Известно мне: все тайны, все миры…»

«Просто ушли вперед…»

«У прошлого нам хлеба не украсть…»

Ты выбрал время?

«Не суди, приятель, другого…»

«Мы видим общий беспробудный сон…»

«А крайний – Бог. К нему одни вопросы…»

Патракова 5

«Час ночи. Я не сплю. В меня…»

«Одолевая ночь – чернее боли…»

«В расплавленном на солнце шоколаде…»

«Так недоступно зеленые сны столетий…»

«Эту бездну в себе я измерила собственным словом…»

«Да не случится вам сбежать с горы…»

«Стеклянный сон разбился – не собрать…»

«Бессонницы священное число…»

«Выгуливая память в зеркалах…»

«В клочья карты старых обещаний…»

«Меня измучила история…»

«Большие деревья сквозь ночь растут…»

Патракова 6

«Не я кричала в тишине ночной…»

«Что делать с этой музыкой? Обрушит…»

«Случилось чудо в январе…»

«Что надобно тебе?» – она спросила…»

«Ничего не хочу! И богатства не надо…»

«Веду гремящий вал своих стихов…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *