Спас нерукотворный

Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ

Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году.

Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т.н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы.

16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нем забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи».

Евагрий Схоластик упоминает его в «Церковной истории» и называет образ «богозданной иконой».

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

См. также

Использованные материалы

  • «Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа», страница православного церковного календаря изд-ва Московской Патриархии:
  • Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Глава II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери, М., 2008, стр. 25 — 27

Примеры употребления слова нерукотворный в литературе.

Но нам, молодым, веселым, умеренно выпивающим и живущим у черта на рогах, эти опасения Букина казались смешными, а грядущие нерукотворные моря в подъездах — по колено!

Нерукотворные облики носятся, как листья бумаги под вихрем, потому так нужно привыкать к мысли, что все неистребимо.

Персидская империя, Александр и Диадохи серебряная грудь и чрево из меди 70-ая седмина Антиох Епифан и его гонения, прообраз Антихриста ноги истукана из железа и глины Конец беззакония и явление Царства вечной правды Царство Божие нерукотворный камень, который разбивает истукана и наполняет всю землю.

Денег у него с собою, конечно, не было, и, чтобы тот его не узнал, он мигом зачесал себе волосы вперед из-за ушей, что придало ему вид назареянина, смахивающего не то на образ нерукотворного Спаса, не то на лохматого кабальеро, налепил на один глаз пластырь и начал говорить со мной по-итальянски.

Онежскому Петр Первый с батальонами Преображенского полка, на Кижском острове стояла старая, высоченная одноглавая шатровая церковь Спаса Нерукотворного.

Как тот, кто из Кроации, быть может, 103 Придя узреть нерукотворный Лик.

Когда Петр выехал из Вологды через Кириллов в Заонежье к оружейным заводам и марциальным водам, вологодский бургомистр Сидор Овсяников пришел в келью к епископу Павлу, сняв с себя верхнюю одежду и палаш, подошел под благословение, затем грузно сел в резное кресло, повздыхал и, уставившись на большеглазого нерукотворного спасителя, перекрестился: — Слава богу, спровадили его величество.

Послы царские встретились с Иисусом, но так как Ему недосужно было идти с ними к Авгарю, то Он, умывшись, взял полотенце и приложил к лицу Своему, и так, нерукотворно, запечатлелся образ Спасителя, сохраняемый в Эдессе и поныне.

Завтра Спас Нерукотворный пойдет из Кремля в Донской монастырь крестным великим ходом, а Пречистая выйдет Ему навстречу в святых воротах.

Вася Рубан, принаряженный ради такого дня, раздавал в толпе листки со своими стихами: Нерукотворная здесь Росская гора, Вняв гласу божию из уст Екатерины, Прешла во град Петров чрез невские пучины И пала под стопы Великого Петра.

Возникновение подобных нерукотворных скульптур геологи пытались объяснить результатами таяния ледника: над вмороженным в лед каменным столбом оказывается валун, после стаивания льда он, дескать, опускается и остается на вершине столба.

Позднее, уже в Москве, где торжества продолжались, Царь встречался с официальными представителями российского дворянства, депутация которых поднесла Государю торжественный стяг с изображением с одной стороны Нерукотворного Спаса, а с другой — Георгия Победоносца.

Три остальные года своей жизни Мавра Исаевна, живя в совершенном одиночестве, посвятила на то, чтобы, никогда не умевши рисовать, при своих слабых, старческих глазах, вышивать мельчайшим пунктиром нерукотворный образ спасителя, который и послала в Петербург с такой надписью: Брату моего покойного государя!

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Меж домом графа Аракчеева и домом Дельвига, барона, как между Было и Не стало — нерукотворная черта.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Вторая половина XII в.

7. Спас . На обороте — Прославление креста

Середина XII века. Владимиро-Суздальская Русь.

Голова Спаса заключена в круглый нимб с перекрестьем, вписанный в квадрат доски. Большие округлые глаза подняты влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Раздвоенная борода и длинные свисающие усы написаны тонкими темно-коричневыми линиями по зеленовато-серой рефти. Черно-коричневые волосы с прядью на лбу украшены золотыми линиями. Вохрение по оливковому санкирю темно-желтое, мягкого тона, с еле заметными следами подрумянки. На губах, веках и описи носа — киноварь. Нимб, фон и поля золотисто-охряные. Перекрестье нимба — тона слоновой кости, со следами изображения драгоценных камней (по пяти на каждом конце). В верхних углах на фоне фрагменты древних букв IC ХС.

Прославление . По сторонам голгофского коричневого восьмиконечного креста, с терновым венцом на перекрестье — поклоняющиеся архангелы с орудиями страстей. Слева Михаил с копьем в руке, справа — Гавриил с тростью. Выше — краснокрылые серафимы с рипидами в руках, темно-оливковые херувимы и олицетворения солнца и луны — профильные головы в круглых клеймах — желтом (надпись: сълонце) и красном (надпись: луна). Живопись выполнена энергичными мазками в широкой, свободной манере. Колорит построен на сочетании темных красок (коричневой и оливковой), блеклых (светло-синей и коричневато-розовой) и ярких (красной, желтой и белой). Вохрение по зеленому санкирю с резкими белильными бликами и яркой подрумянкой. Фон белый, с черными и красными надписями. Поля темно-зеленые с орнаментом в виде кружков, звездочек и полосок. В немногочисленных надписях не проявляются особенности новгородского языка: «шестъкрилатии хьровими», «монгъоцити серафимъ».

На лицевой стороне доска с ковчегом. Паволока, левкас, яичная темпера. Оборот без ковчега и паволоки, с тонкой подгрунтовкой. Шпонки набивные по верхнему и нижнему торцам. 77 x 71.

На лицевой стороне (в левом нижнем углу) и на обороте (у верхнего края) — красные сургучные гербовые печати московского Успенского собора.

Находилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Раскрыта в Комиссии в 1919 году.

Поступила из ГИМ в 1930 году.

5. Спас Нерукотворный, оборот — Поклонение Кресту

Вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва .

Из Успенского собора в Московском Кремле. Новгородское происхождение иконы не вызывает никаких сомнений. В пользу этого свидетельствуют и ярко выраженные новгородизмы в надписях на оборотной стороне иконы (замена буквы ч буквой ц), и схожесть ангелов с ангелами в куполе и апсиде Нередицы (Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. С предисловием Н. П. Сычева. Л., 1925, табл. IV, VI и XXVIII), и воспроизведение композиции лицевой стороны иконы (а частично и ее оборотной стороны) в заставке новгородской рукописи 1262 года (Лобковский Пролог в московском Историческом музее, Хлуд. 187, л. 1). Как установил Г. И. Вздорнов, икона происходит из новгородской деревянной церкви св. Образа, возведенной Внездом Нездиничем в 1191 году. Сохранность хорошая. Тип Спаса Нерукотворного точно следует византийской традиции (см.: Грабар А. Н. Нерукотворенный Спас Ланского собора. Прага, 1931). «Прославление креста» встречается уже на серебряном блюде VI века в Эрмитаже (Volbach F. Frühchristliche Kunst. München, 1958, Abb. 245, S. 91). На московской иконе крест украшен терновым венцом, в руках ангелов — копье и трость. Это символы мучения Христа. Крест возвышается над черной Адамовой пещерой. По сторонам перекрестья — солнце и луна. Наверху представлены два херувима и два серафима с рипидами в руках. Для иконографии см.: Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб., 1904, с. 22, 285–301; Grabar A. Martyrium, II. Paris, 1946, p. 275–290. Была ли икона с самого начала двусторонней или изображение на оборотной стороне было добавлено позднее — решить трудно.

Литература:

  • Древнерусская живопись 1958. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 20.
  • Onasch 1961. Onasch K. Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1961. — S. 347-348, Taf. 10.
  • Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 7, стр. 66-68, илл. 26.
  • Лазарев 1969. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись = Novgorodian icon-painting. — М.: Искусство, 1969. — Стр.10-11, №8.
  • Живопись домонгольской Руси 1974. Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 101-107, кат. № 23.
  • Onasch 1977. Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 6.
  • Алпатов 1978. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №38, стр. 299.
  • ИРИ 1979-81. История русского искусства: . В 2-х т. — М.: Изобразительное искусство, 1979–81. — Том 1, стр. 35, илл. 30.
  • Новгородская икона 1983. Новгородская икона XII–XVII веков. — Л.: Аврора, 1983. — № 10, стр. 280.
  • Лазарев 1986. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Стр. 112, табл. 371.
  • ГТГ 1995. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 8, стр. 50-54.
  • Бетин 2000. Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 35, 164, № 5.
  • Жизнь Христа 2001. Жизнь Христа в произведениях живописи. — М.: Галарт : Аст-Пресс, 2001. — Стр. 15.
  • Русская иконопись 2003. Русская иконопись. Большая коллекция. — М.: Белый город, 2003. — Илл. 29.
  • Иконопись ГТГ 2006. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 32-33, илл.
  • Иконы Успенского собора 2007. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Прил. 2, кат. № 3, стр. 221-223.
  • Eastmond 2013. Eastmond A. The glory of Byzantium and early Christendom. — London: Phaidon Press Limited, 2013. — Pp. 232-233, cat. 222.

№32 (689)

Вопрос–ответ:»Существуют ли исторические свидетельства о Нерукотворном образе Христа?»

Михаил, г. Пермь

Спаситель оставил нам по Себе святой Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении , страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого», – сказано на VI Вселенском Соборе.

Этот образ, утверждает Священное Предание, появился еще при земной жизни Господа и теперь известен под названием Нерукотворного Спаса.

Первое прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом: Христос умыв Лицо, отерся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его Лик.

В книгах Нового Завета упоминания об этом событии нет, память о нем зафиксирована в свидетельствах историков Церкви и в литургическом Предании.

История отсылает нас ко временам правления в сирийском городе Едессе царя Авгаря, тело которого было поражено проказой. Страдая от болезни, он, слышавший о чудесных исцелениях, творимых Христом, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него, как сшедшего с небес Бога.

Он приглашал Господа прибыть в свою столицу Едессу, предлагал Ему свою резиденцию для проповеди слова Божия, просил даровать ему исцеление и разделить с ним царство.

Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит к Отцу Своему и по Воскресении Своем обещал послать к нему одного из учеников, который его исцелит.

Тогда Авгарь послал своего художника написать Лик Иисуса Христа, но тот не в силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от Лика Спасителя.

По Своему человеколюбию Господь, чтобы не опечалить князя, умыл руки, омочил Лицо, приложил к нему плат, и запечатленный образ на убрусе (плате), принесенный к Авгарю, дал сначала частичное исцеление, а после Крещения, совершенного апостолом Фаддеем, проказа и вовсе исчезла. Сам образ стал очень почитаем в Едессе.

Св.ап. Фаддей, один из 70 апостолов, при посещении правителя Авгаря написал следующие слова: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится».

Плат был прибит на негниющую доску и помещен над городскими вратами. Жители города считали убрус великой святыней. Когда один из правителей после Авгаря вернулся к язычеству, образ в нише городской стены пришлось заложить камнями, чтобы не допустить его поругания. Со временем место его было совершенно забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлавию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого Лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус. Этим Преданием объясняется появление иконы «Спас на чрепии». После этого чудесного обретения и общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

Нерукотворной образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года. Константинопольский император Роман Лакапин в 944 году смог добиться выдачи этого образа и торжественно перенес его в Константинополь, где он находился до 1204 года. Затем икону захватили крестоносцы, но корабль, на котором они везли похищенный образ, утонул во время крушения на море и подлинник оказался потерян.

Почитаемый плат в иконографии именуется Нерукотворенным образом.

Молитва пред Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоего, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати Лица Твоего, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *