Духовная семинария поступление

Содержание

Поступление в духовную семинарию

Чтобы поступить в духовную семинарию Русской православной церкви, необходимо соответствовать определенным критериям. Поступить на учебу могут только мужчины, имеющие статус холостых или состоящие в первом браке.

Образование, полученное в семинарии, приравнивается к бакалавриату по европейской классификации и является высшим. Обучение для российских граждан бесплатное. Только после окончания духовной семинарии можно работать на территории России священником, помогать людям в рамках православной церкви.

Требования к кандидатам

Как поступить в семинарию, какие документы для этого необходимо предоставить и какие экзамены сдать?

Поступить в духовную семинарию может любой православный христианин в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Это должен быть обязательно воцерковленный человек. Кандидату, решившему стать студентом данного учебного заведения, необходимо:

  1. Иметь аттестат общего среднего образования.
  2. Предоставить сертификаты ЕГЭ по дисциплинам, которые заявлены конкретной семинарией в списке необходимых документов.
  3. Предоставить справку о состоянии здоровья.
  4. Иметь российский паспорт.
  5. Предъявить копию медицинского полиса.
  6. Предоставить военный билет.
  7. Предоставить рекомендации от священнослужителей населенного пункта, где он проживает (рекомендации должны быть обязательно заверены архиереями).

Чтобы получить рекомендацию, кандидату в студенты духовной семинарии нужно быть активным участником церковной жизни прихода, к которому он относится. Например, участвовать в послушаниях на клиросе – петь и читать. Также, если абитуриент собирается поступить в семинарию, должен помогать священнику, ухаживать за утварью в церкви, помогать преподавателям воскресных школ. Кроме того, необходимо общаться с настоятелем своего храма – это общение должно быть максимально насыщенным.

Что проверяют на экзаменах в семинарию?

Экзамены для поступления в духовную семинарию проводятся по Закону Божьему. Абитуриенты пишут сочинение на темы, связанные с историей церкви.

Кандидаты также проходят собеседование, которое проводится приемной комиссией. Задача вступительных испытаний – понять:

  1. Насколько человек, желающий учиться в семинарии, приобщен к церковной жизни.
  2. Знает ли он основные православные молитвы.
  3. Умеет ли читать и писать на церковнославянском языке.
  4. Знаком ли с библией, историей церкви.
  5. Знает ли церковные праздники, знаком ли с традициями православной культуры.
  6. Знаком ли с библейской историей (закон божий прот. Серафим Слободской).
  7. Может ли наизусть прочесть утренние и вечерние молитвы, тропарь и кондак своего святого; 50-й и 90-й псалмы, тропари двунадесятых праздников.

Подробную информацию о вступительных испытаниях и ЕГЭ вы можете узнать на сайте учебного заведения, в которое собираетесь поступать.

При поступлении в семинарию, большое внимание уделяется общему уровню образования абитуриента. Имеет значение начитанность кандидата и его культурное развитие. Важно, чтобы он знал историю своей страны и ведал о процессах, происходящих в мире. Играет роль также то, чем человек увлекается в свободное время. Собеседования и экзамены обычно проводятся свободно.

Духовная семинария, поступить в которую могут все желающие при соблюдении определенных условий, дает высокий уровень образования, соответствующий высшему светскому образованию в Российской Федерации.

Сколько длится обучение?

Время учебы в православной духовной семинарии составляет от 4 до 5 лет. В разных учебных заведениях устанавливаются свои сроки. Учебная программа включает в основном гуманитарные дисциплины. Обучение направлено на развитие духовных качеств учащихся, на формирование личностей, способных нести истину Закона Божьего и вдохновлять своих соотечественников на подвиги. В некоторых семинариях преподают высшую математику.

Можно поступить на заочное отделение. Тогда срок обучения будет составлять пять лет. Каждый год вносится пожертвование в сумме четырех тысяч рублей. Проживание во время сессии студенты оплачивают самостоятельно.

Духовная семинария дает своему выпускнику право претендовать на обучение в духовной Академии. Все выпускники получают направления в приходы Русской православной церкви.

Духовные семинарии в России

Сегодня на территории России работает множество семинарий Русской православной церкви, куда можно поступить, окончив 11 классов общей образовательной школы. Такие учебные заведения есть в столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге. Действуют учебные заведения на Дальнем Востоке страны, на Урале и в Сибири. Самые крупные учебные заведения этого типа в России – Московская семинария в Сергиевом посаде, Коломенская, а также другие. Множество новых семинарий было организовано в 1990 годах. Сегодня у жителей нашей страны есть возможность получить церковное образование в разных городах России.

Есть семинарии Русской православной церкви во многих странах мира, например, в США и Японии. Это дает возможность православным людям, живущим на других континентах, поступить в учебное заведение и приобщиться к духовности Русской православной церкви, получить качественное образование и стать священнослужителем.

Абитуриенту

Информация о приеме на обучение
на Отделение заочного обучения
Московской духовной академии
в 2020/2021 учебном году

Правила приема на ОЗО МДА на 2020-2021 учебный год

Направление подготовки Профиль Сроки приема документов Сроки проведения
вступительных испытаний
подготовка служителей и
религиозного персонала религиозных организаций
(бакалавриат)
Практическая теология
православия
1 июня — 1 июля 2020 г. 1 — 4 июля 2020 г.
подготовка служителей и
религиозного персонала религиозных организаций
(магистратура)
Практическая теология
православия
1 июня — 1 июля 2020 г. 6 — 9 июля 2020 г.

Поступающие на Отделение заочного обучения МДА должны предоставить следующие документы:

1) документ (документы), удостоверяющий личность, гражданство (копия);
2) документ об образовании установленного образца (копия и оригинал);
3) две цветные фотографии формата 6х8 на матовой бумаге. При наличии сана – в соответствующей сану одежде.
4) рекомендация правящего архиерея или приходского священника, заверенная правящим архиереем (оригинал);
5) прошение на поступление на имя Ректора (Приложение 1 Правил приема):

  • Прошение на бакалавриат
  • Прошение на магистратуру

6) анкета поступающего в Академию (Приложение 3 Правил приема) (оригинал);
7) автобиография (Приложение 4 Правил приема) (оригинал);
8) свидетельство о крещении (копия);
9) справка о составе семьи (оригинал), она же справка «О регистрации» по форме № 9;
10) страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (для граждан Российской Федерации), или международный страховой полис (для иностранных граждан) (копия);
11) медицинская справка по форме 086/у (оригинал);
12) военный билет или приписное свидетельство (копия первой страницы и страницы с отметкой о постановке на воинский учет);
13) удостоверение о хиротесии во чтеца (для чтецов) (копия);
14) удостоверение о рукоположении в сан священника (диакона) (для священнослужителей) (копия);
15) последний указ правящего архиерея о назначении на приход (для священнослужителей) (копия);
16) удостоверение о постриге (для монашествующих) (копия);
17) свидетельства о регистрации и венчании брака (копии);
18) лица, поступающие в Академию по заявкам канонических подразделений Русской Православной Церкви, представляют в Приемную комиссию вместе с заявлением и иными документами также рекомендацию от имени канонического подразделения, подписанную уполномоченным лицом и скрепленную печатью.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Абитуриентам Московской и Московской городской епархий, помимо рекомендации приходского священника или архиерея, требуется пройти и получить рекомендации епархиального совета, заседания которого проводится в установленные им сроки.

ВАЖНО:

В электронной версии документы НЕ ПРИНИМАЮТСЯ!

*Копии всех документов необходимо привозить с собой. Канцелярия ОЗО МДА не предоставляет услуги ксерокопирования документов.

Отсутствие какого-либо документа из вышеперечисленного списка делает невозможным поступление абитуриентов на ОЗО.

Абитуриенты, своевременно сдавшие все необходимые документы в Приёмную комиссию, вызываются на вступительные экзамены.

Вступительные экзамены на Отделении заочного обучения проходят в сроки, установленные Администрацией и утверждённые Ректором МДА. Информация о времени проведения вступительных экзаменов размещается на сайте МДА.

ОБУЧЕНИЕ НА ОТДЕЛЕНИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПЛАТНЫМ.

Абитуриенту Магистратуры

К освоению программы магистратуры Отделения заочного обучения МДА допускаются клирики Русской Православной Церкви, имеющие высшее образование любого уровня, полученное в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви, и защитившие диплом. Как исключение, к вступительным экзаменам в магистратуру, могут быть допущены и миряне мужского пола, являющиеся преподавателями духовных академий, семинарий и училищ и не имеющие высшего богословского образования.

Препятствием к поступлению на заочное отделение Магистратуры является отсутствие аттестации по предметам, изучаемым в Духовной Семинарии (включая иностранный и древние языки), а также не защищенная дипломная работа.

Для поступления на программу магистратуры Отделения заочного обучения абитуриент должен успешно сдать следующие экзамены:

  • Комплексный экзамен;
  • Древний язык;
  • Сочинение-экспромт (письменно).

Минимальное количество баллов по каждому из испытаний – 45.

О зачислении на I курс Магистратуры сообщается после подведения итогов работы Приёмной комиссии.

Абитуриенту Бакалавриата

На бакалавриат заочного обучения Московской духовной академии принимаются клирики и миряне Русской Православной Церкви в возрасте от 20 до 50 лет, состоящие на приходском служении и не находящиеся под церковным прещением или за штатом.

Набор на бакалавриат осуществляется с учетом представительства всех епархий Русской Православной Церкви и реальных возможностей Отделения в создании учащимся необходимых благоприятных условий в период зачетных сессий.

Для поступления на программу бакалавриата Отделения заочного обучения абитуриент должен успешно сдать следующие экзамены:

  1. Комплексный экзамен
  2. Собеседование

Если отсутствуют результаты ЕГЭ :

3. Русский язык (письменно – диктант, минимальное количество баллов – 36);
4. История России (письменно – тест, минимальное количество баллов – 32).

Успешно сдавшие вступительные экзамены, по решению Приёмной комиссии зачисляются на 1 курс бакалавриата. Не набравшим проходной балл предлагается обучение на подготовительном отделении, по успешном окончании которого им будет предложено продолжить обучение на бакалавриате.

Информация о времени проведения вступительных экзаменов размещается на сайте МДА.

Документы подаются строго в указанные сроки, согласно всем требованиям «Правил приёма».

Статья 70, пункт 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Результаты единого государственного экзамена при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов».

Чтобы стать священнослужителем или просто церковным работником одного вероисповедания, веры в Бога мало. Сейчас принято всему обучаться. Поэтому все желающие могут поступить на учебу в духовную семинарию.

Что это такое?

В переводе с латинского «семинариум» означает «рассадник». Духовная семинария представляет собой учебное заведение, в котором осуществляется подготовка христианского духовенства, духовное и нравственное, культурное воспитание людей. Кроме семинарий в России действуют духовные университеты, духовные академии и институты.

Обучение в рамках духовной семинарии происходит по следующим направлениям: священнослужители, церковнослужители, регенты, иные работники церковного плана.

Как правило, духовные семинарии основываются на закрытом типе, то есть обучение в ней имеет немало сходств с интернатами и военными училищами. Здесь действует строгий распорядок дня: выделено личное время, проводятся лекции, читаются молитвы, организуются спевки, есть время для трапезы и отдыха. Каждый учащийся обязан соблюдать действующие правила, а в случае их нарушения разбирают каждую конкретную ситуацию, применяются меры наказания или исключения из духовной семинарии.

Семинарии существуют в христианстве и католицизме. Чаще всего действуют они при монастырях, поэтому разделяются на мужские и женские.

Ни один священник не может работать в церкви без семинарского образования.

Какие требования предъявляются к кандидатам?

Обучение в семинарии равносильно степени «бакалавриат» в системе профессионального образования. Образовательный процесс происходит исключительно на бюджетной основе.

Обязательное требование к поступающим – возраст. Желающий обучаться в духовной семинарии должен быть не младше 18 и не старше 35 лет.

Помимо этого, человек должен быть воцерковленным. Данный постулат означает, что индивид должен принимать активное участие в жизни церкви: бескорыстно помогать, выполнять поручения священнослужителей, ухаживать за утварью, соблюдать посты и чтить церковные праздники, нести послушания на клиросе. Немаловажно регулярное посещение церкви и беседы с настоятелем.

При поступлении в духовную семинарию потребуются следующие документы:

– паспорт;

– документ, подтверждающий факт получения образования: аттестат или диплом;

– копия полиса ОМС;

– итоги ЕГЭ (дисциплины необходимо узнавать заранее, все зависит от требований семинарии и направления);

– результаты прохождения медосмотра (справка из медучреждения);

– военный билет;

– рекомендации от священнослужителей (по возможности).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сдача экзаменов

Что оценивает приемная комиссия при поступлении и как это происходит?

Главная цель на данном этапе – выявить:

  • Близость поступающего с церковной темой;
  • Знаком ли человек с молитвами, понимает ли он их смысл, может ли их читать и петь;
  • Изучал ли он библию, истории церкви и государства;
  • Имеет ли поступающий понятие о церковных приданиях, традициях и праздниках;
  • Умеет ли индивид писать на церковнославянском языке;
  • Может ли человек самостоятельно в утреннее и вечернее время читать молитвы.

В некоторых духовных семинариях требуют предъявить результаты ЕГЭ. Чаще всего приходится сдавать экзамен по истории, литературе, русскому языку, обществознанию. Уточнить дисциплины можно непосредственно в учебном заведении или на его официальном сайте.

Во время вступительных испытаний оценивают уровень начитанности и образованности поступающего, его культурное и духовное развитие, чтимые им традиции и ценности, хобби.

Собеседования проводятся в свободной форме путем простой беседы педагога, члена экзаменационной комиссии и желающего учиться в семинарии.

Длительность обучения

Обучение в стенах духовной семинарии длится 4-5 лет. Сроки обучения зависят от самого учреждения, специальности и направления.

В образовательном процессе доминируют гуманитарные дисциплины. Они призваны развить духовные качества, сформировать всесторонне развитую личность, привить культуру, положительное мировоззрение. Иногда в образовательный процесс включают высшую математику.

После духовной семинарии выпускники могут отправиться на следующую ступень образования – духовную Академию.

Какие духовные семинарии есть в России?

В РФ действует множество духовных семинарий. Такие учреждения, воспитывающие нравственно и духовно расположились в Москве, Санкт-Петербурге, в Сибири и на Дальнем Востоке, на Урале.

Самым известным из них является Московская семинария в Сергиевом посаде, Коломенская семинария.

Следует отметить, что духовные семинарии получили широкое распространение не только в России, но и за ее пределами: в США, Японии, на Украине.

«Традиция приема в семинарию вчерашних школьников себя изживает»

Глава Саратовской митрополии — о том, почему взял под опеку международный православный хоровой проект, с какими чувствами вспоминает 1990-е годы и при каких условиях на месте стадиона «Динамо» можно воссоздать кафед­ральный собор.

К принесению Курской-Коренной иконы готовились целый год

— Ваше Высокопреосвященство, выступление международного сводного мужского хора под руководством Владимира Горбика в Саратове сопутствует принесению в вашу епархию чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Хор встречал эту святыню в Саратовской митрополии, позднее пел за Божественной литургией. Насколько весомы эти торжества для всей митрополии и для Саратова?

— Пребывание любой святыни в нашей епархии всегда очень важно и волнующе для веру­ющих саратовцев. Дело в том, что Нижнее и Среднее Поволжье сравнительно молоды именно как российские земли. Саратов, в отличие от древних русских городов, не может похвалиться многовековой историей Православия, изобилующей примерами святости угодников Божиих. У нас нет такого количества святых и святынь, как, к примеру, в другом волжском городе — Ярославле. Поэтому любая встреча с приходящей издалека чудотворной иконой для паствы очень значима. Тем более если речь идет об одной из главных православных святынь русского зарубежья, история которой насчитывает свыше семи веков. Как известно, Курская-Коренная икона ежегодно участвует в восстановленном в Курской митрополии историческом крестном ходе к Курской-Коренной пустыни и посещает одну из епархий нашего Отечества. К тому, чтобы принять ее, мы готовились больше года.

— У проекта под руководством маэстро Горбика была предыстория — и тоже здесь же, на Саратовской земле, где три года назад тот же самый коллектив записал первый двойной альбом православных песнопений. Чем объясняется такая взаимная симпатия этого хора и вашей епархии?

— Владимир Александрович — человек для меня не посторонний, пожалуй, даже близкий. Свою регентскую деятельность он начинал, будучи еще студентом Московской государственной консерватории, на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, где я тогда был настоятелем. У нас тогда сложился вполне плодотворный тандем. Причем я был не только его работодателем — он у меня некоторое время исповедовался. Закончив консерваторию с отличием и получив различные предложения по трудоустройству, пришел посоветоваться с выбором работы. Я сказал ему, что вижу его регентом. Надо понимать, что для профессионального музыканта, даже искренне верующего, клиросное послушание за редким исключением остается побочным, вторичным направлением деятельности. Что же говорить о молодом человеке, только недавно воцеркови­вшемся! Тем не менее после некоторых раздумий он согласился со мной и не побоялся отказаться от светской музыкальной карьеры.

В 2003 году я возглавил Саратовскую кафедру, но мы не прекратили общение. А хор Троицкого подворья высоко оценили православные американцы, совершавшие паломничество по России. Особенно им понравилось сочетание высочайшего профессионализма с прочной опорой на традицию лаврского пения, унаследованную Горбиком от архимандрита Матфея (Мормыля). Сначала они приглашали Владимира в США на мастер-классы. Потом возник сводный мужской хор. При поддержке состоятельных православных американцев, не побоявшихся вложить в это личные средства, открылся Русско-американский музыкальный институт имени Патриарха Тихона, поставивший своей задачей повышение культуры клиросного пения на приходах в США. Именно эта организация выдвинула идею записи дисков с хоровыми сочинениями из сокровищницы русской церковной музыки, которые могли бы стать миссионерскими православными проектами на Западе. Три года назад первый альбом с произведениями Павла Чеснокова был с успехом записан в Саратове. Теперь были выбраны песнопения в честь Божией Матери. К собственно записи и богослужениям добавился концерт в Саратовской государственной консерватории, на котором, кстати, присутствовала Курская-Коренная икона.

— Владыка, вы прослужили настоятелем Троицкого подворья в Москве почти 11 лет. То время не было легким для страны и для российского общества. Чем оно запомнилось вам больше всего?

— Человеческая память избирательна и хранит в основном самые добрые воспоминания. ­Хотя времена действительно выдались тяжелые. Как раз в тот момент, когда меня назначили настоятелем, на моей малой родине в Сухуми вспыхнула так называемая грузино-абхазская война. Мою маму эвакуировали в Сочи на военном транспорте из-под обстрела с пляжа… Подворья в Москве тогда в современном понимании не существовало: его территория представляла собой большую свалку. Постепенно мы добивались возвращения Церкви сохранившихся помещений и части бывшей территории.

Девяностые годы часто характеризуют как время распада. Это правда. Но в Церкви это десятилетие одновременно стало и временем небывалого подъема. Нашему поколению невероятно повезло, что мы начинали свое служение и возрастали в нем именно тогда. В Церковь пришло множество хороших, открытых, искренних людей — энтузиастов в самом высоком смысле слова. Они возвращались в Церковь, будто к себе домой, что невероятно воодушевляло. То было время жертвенности, примеры которой очень редко можно встретить теперь.

Духовным школам — вечернюю форму обучения

— Саратовскую кафедру вы занимаете 16 лет. Как бы вы определили основные направления своего служения здесь?

— В своих повседневных заботах я стараюсь развивать церковную жизнь в самых разных ее направлениях: строить храмы, заниматься просвещением и православным образованием. Несколько монастырей отреставрированы, несколько построены с нуля и открыты. Пожалуй, из более-менее завершенного начинания выделил бы возглавляемую мною семинарию. Конечно, нам еще есть чем заняться. Так, Преображенский мужской монастырь, до революции один из самых известных в Среднем Поволжье, еще ждет настоящих восстановительных работ. Ну а самое важное в церковной жизни — люди: пастыри и паства. Поэтому о них — мои первейшие попечения.

— Пять лет назад Саратовская семинария обрела и благоустроенный дом по улице Мичурина, и прекрасный домовый Иоанно-Богословский храм. А в одном из последних общецерковных рейтингов духовных школ это учебное заведение взлетело на верхние строчки. В чем секрет таких впечатляющих результатов?

— По моему глубокому убеждению, главная административная задача правящего архиерея — верный подбор кадров и точная их расстановка. На каждом ключевом месте должен оказаться человек, способный реализовать поставленные перед ним задачи максимально успешно. Иными критериями я предпочитаю не руководство­ваться, даже стараюсь не принимать их во внимание. Конечно, я как правящий архиерей не могу погружаться в повседневные дела семинарии постоянно, поэтому особенно важна в этом смысле квалификация моих помощников — проректоров, инспекторов, ведущих курсы профессоров.

— Как прошла приемная кампания — 2019? Довольны ли вы уровнем принятых студентов, каким оказался конкурс?

— Конкурса как такового у нас уже довольно давно нет. Принимаем практически всех жела­ющих, кроме, конечно, откровенных «двоечников». Семинарий сейчас открыто довольно много, так что в основном у нас учатся местные, саратовские ребята. Само по себе это неплохо, ведь и до революции семинарии воспитывали местные кадры для служения в своих епархиях. А вот поступающие разительно отличаются не только от абитуриентов 20-летней, но даже и 10-летней давности. Связано это в основном с тем, что молодежь практически перестала читать. Если еще в начале 2010-х годов я на собеседовании спрашивал абитуриента, какие книги тот недавно прочитал, то теперь вынужден интересоваться, какие фильмы он в последнее время смотрел, в какие игры играл, какую музыку предпочитает. Причем речь ведь идет не о ком попало — о хороших, воспитанных, более-менее церковных ребятах!

Думаю, постепенно изживает себя установка на прием в семинарию выпускников средней школы. У нынешних 17-18-летних юношей запредельный уровень инфантильности. У них не то что нет жизненной мотивации — они вообще о ней не задумываются, совершенно не представляя, что это такое! Многие из них внутренне не готовы к перспективе принятия священного сана. Конечно, пять лет обучения в семинарии не проходят бесследно. Тех, кто выдерживает наш образовательный режим, духовная школа меняет. Но значительная доля отсеивается — в некоторые годы до половины студентов. Я совершенно не гонюсь за количеством и процентами статистики! Считаю, лучше вовремя расстаться со случайным для духовной школы студентом, чем всеми правдами и неправдами дотянуть его до диплома, рукоположить и потом не знать, что с ним делать. При дальнейшем нарастании этой неприятной тенденции придется всерьез озаботиться сменой принципов нашей работы со студентами-семинаристами.

Зато, на мой взгляд, настала пора формировать условия для получения полноценного семинарского образования людьми состоявшимися, семейными. Понятно, что они не могут, бросив семью и работу, поселиться у нас в общежитии. Здесь показательна эволюция заочного сектора, которая наблюдается в последние годы. По традиции там обучалось в основном духовенство. Сейчас уже нет: подобных случаев немного, а число рукоположений среди студентов-заочников не уступает аналогичному показателю на очном отделении.

Мне самому в свое время довелось получать университетское образование на вечернем отделении. Видимо, и в духовных школах подобная форма могла бы оказаться полезной, особенно для семинарий, расположенных в крупных областных центрах. Студенты при ее реализации получают полноценное духовное образование, а администрация и ректорат имеют возможность видеть их в развитии, а не дважды в году, как студентов-заочников. Ведь ректор-архиерей обязан знать кандидатов на рукоположение не понаслышке, не по бумагам, а лично!

— Саратовский государственный университет — один из ведущих во всем Поволжье. Удается с ним взаимодействовать?

— Конечно. С самого начала у нас сложились по-человечески добрые отношения и с предыдущим ректором (ныне президентом) университета Леонидом Коссовичем, и с его преемником Алексеем Чумаченко. Наши преподаватели читают курсы на кафедрах философии, теологии и религиоведения, университетские профессора помогают в нашем образовательном процессе. Мы проводим множество совместных мероприятий. Например, Пименовские чтения, посвященные памяти возглавлявшего нашу кафедру в советские годы архиепископа Пимена (Хмелевского). Студенты университета очень активны в соцсетях и недавно в Фейсбуке создали группу «Саратов православный». Университетская церковь во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия де-факто приходская, по воскресеньям и праздникам в ней молятся горожане. Община там очень сильная и дружная, работает хороший лекторий для студентов, в будние дни устраиваются встречи с интересными людьми.

«Программа —  20»: первые результаты

— Троицкий кафедральный собор постройки 1674 года недалеко от волжской набережной — одна из визитных карточек Саратова. Он считается старейшим зданием города, а в областной свод объектов культурного наследия занесен под первым номером как памятник федерального значения. Вмещает ли он желающих молиться или, образно говоря, «трещит по швам»?

— Нет, по швам не трещит; все, кто хочет, в нем помещаются. В особо значимые дни торжест­венные богослужения, на которые могут приехать гости из других городов и районов, мы проводим в более просторном Покровском храме. Но вообще в Саратове с действующими храмами сейчас положение выправилось: больше нет такого, чтобы была давка или люди вынужденно молились на улице. Когда я занял эту кафедру, в новых саратовских микрорайонах вообще не было ни одного храма! За два последних года мы ввели там в эксплуатацию 19, еще один сейчас достраивается. У нас сейчас средняя нагрузка на каждый из 64 приходов составляет 11,5 тысяч человек. Это приемлемое значение.

— А как же «новый» кафедральный собор во имя святого благоверного Александра Невского, поставленный нашими предками в память победы над Наполеоном? Неужели воссоздать его нереально?

— Почему же, реально. Но дело осложняется тем, что сейчас на этом месте стоит стадион «Динамо». А ситуация со спортивными объектами в Саратове столь плачевна, что ликвидировать один из самых доступных для горожан стади­онов нельзя. Поэтому непременное условие воссоздания исторического Александро-Невского кафедрального собора — перенесение стадиона «Динамо» на другую площадку в центре города. Надеюсь, со временем получится реализовать эту схему, и мы увидим воссозданный «новый» кафед­ральный собор. Это будет справедливо, ведь под дорожками стадиона «Динамо» покоится прах двух саратовских архиереев — захороненных в XIХ веке епископов Авраамия (Летницкого) и Евфимия (Беликова).

— Одной из задач епархии вы провозгласили восстановление полуразрушенных и запущенных дореволюционных церквей. Речь идет об архитектурных памятниках или не только?

— Практически все подобные постройки у нас обладают охранным статусом, а где его нет — мы сейчас запустили соответствующий процесс оформления документов. Пока только приступаем к этой задаче. Всего таких зданий в Саратовской области около шести десятков, в пределах нашей епархии — порядка четырех десятков. В некоторых из них идут богослужения. Где-то вокруг храма не осталось уже ничего — деревни вымерли. Есть несколько примеров, когда гибнущие храмы восстанавливают или сами приходы, или благотворители. Сейчас мы пытаемся придать этой деятельности скоординированный характер. Допустим, в селе Кутьино стоит громадный полуразрушенный собор. Рядом мы открыли маленькую, простенькую церковь, которой небольшому приходу для совершения богослужений вполне достаточно. Но храм очень красивый, и на епархиальном уровне, конечно, надо подумать, как не допустить его гибели.

— Восемь лет назад на вопрос местного журналиста об отношениях с региональной властью вы не без тонкого юмора ответили: «Единственное, что огорчает, — очень медленно решаются вопросы, связанные с теми или иными проблемами церковной жизни. Коэффициент полезного действия здесь чаще всего близок к нулю, но отношения при этом остаются очень хорошими». А как сейчас?

— К счастью, те проблемы остались в прошлом. Ключевые вопросы в нашей области помогает решать спикер Государственной Думы РФ Вячеслав Володин, за что все саратовцы ему очень благодарны. Думаю, православные верующие в этом смысле — не исключение.

Правила поступления и советы абитуриентам православной духовной семинарии

Если двадцать-тридцать лет назад на молодых людей, поступающих в православную семинарию и желающих посвятить себя служению Богу, смотрели как на неудачников, не сумевших найти себе боле достойное место в жизни, то в 2000-х годах духовное образование вновь стало престижным, а православные духовные семинарии стали открываться и по всей стране. На сегодняшний день под ведомством Русской Православной Церкви (то есть, не только на территории России) находится 48 духовных семинарий, двери которых ежегодно открыты для всех желающих, чувствующих в себе призвание стать священником либо богословом. Правда, есть и некоторые ограничения: в большинство семинарий принимаются мужчины до 35 лет, женатые первым браком, вдовцы либо холостые.

Разведенные молодые люди не имеют право бороться за право обучаться в православных семинариях и академиях, так как по умолчанию подразумевается, что после их окончания они будут рукоположены в священнослужителей; священник же разведенным быть не может. Однако, не стоит огорчаться: в жизни бывает всякое, и тем, кто уже успел совершить ошибки, предоставляется возможность получить православное образование для мирян, поступив в один из православных ВУЗов, правда, с мечтой стать священнослужителем все-таки придется распрощаться.

Экзамены и собеседование в православную семинарию

Те, кто думают, что поступить в православную семинарию очень просто, глубоко ошибаются. Так же, как и в обычный ВУЗ, в академиях и семинариях существует конкурс, и порой весьма немаленький. Поэтому за поступление придется побороться, сдав экзамены по нескольким дисциплинам, проверяющим абитуриента на знание сути православной веры. Как правило, в их перечень входит Священная история Ветхого и Нового Завета, основы православного вероучения, церковное пение, история церкви, знание богослужебного устава. Как видно, православная церковь очень скрупулезно относится не только к моральному облику, но и к запасу знаний своих будущих служителей, и поэтому всем желающим получить духовное образование в православной духовной семинарии следует начинать готовиться к этому заранее, штудируя рекомендованную литературу.

Очень многих интересует: обязательно ли после окончания православной семинарии становиться священником? Отвечаю: нет, не обязательно, в хорошей семинарии, помимо духовных дисциплин, также изучают общую историю и несколько языков, в том числе и древних, что дает выпускникам православной семинарии возможность заниматься впоследствии различной научно-исследовательской деятельностью, работая с архивными документами.

Женщина в православной семинарии: возможно ли?

Многие новообращенные православные девушки под воздействием неофитских порывов часто жалуются, что женщина в православной церкви не имеет возможности себя проявить: все духовные функции забирает на себя мужчина. Даже в женских монастырях насельницы являются, в основном, рабочей силой, монахини же допускаются лишь к мелкому прислуживанию в храме и пению на клиросе. Одним из аргументов является, в том числе, отсутствие возможности для женщины получить духовное образование в православных семинариях и духовных академиях.

На самом деле, причина этого заключается в том, что, как уже было написано выше, православные семинарии рассчитаны на подготовку священнослужителей, которыми, по тысячелетней традиции, женщины быть не могут. Однако то, что женщина не может найти свое место в церкви, не соответствует истине – на сегодняшний день православная церковь нуждается в иконописцах, педагогах, историках, вышивальщицах, поэтому при многих православных семинариях открыты курсы и высшие школы, куда принимают, в том числе, и представительниц прекрасного пола. Ну а суть православной веры девушки могут изучать, поступив на богословское отделение одного из мирских духовных ВУЗов.

С тегами: молитва религия христианство

Как поступить в духовную семинарию:7 документов, которые нужны

Скачать эту статью

Вы решили стать священником — и тут возникают вопросы. Ведь духовная семинария — не обычный ВУЗ, значит, и поступают туда далеко не по результатам ЕГЭ. А тогда как поступить в духовную семинарию в Москве или другом городе? Что нужно для поступления?

Хорошо, когда есть рядом священник, способный подсказать. А если нет, придётся основательно покопаться в Интернете. Точнее, пришлось бы. Эта статья избавит Вас от ненужных усилий. Сосредоточьтесь на главном: вере, Боге, знаниях. А вся нужная для поступления информация — здесь.

Семинария — это учебное заведение для духовенства

Духовная семинария (лат. seminarium — рассадник) — это учебное заведение, которое подготавливает христианское духовенство. Помимо семинарии есть ещё:

Seminarium духовная семинария, в переводе с латинского — рассадник

  • духовные университеты;
  • духовные институты;
  • духовные академии.

Духовные институты и университеты имеют менее жёсткие требования к абитуриентам. Среди предметов: религиоведение, культурологи, философия, искусствоведение и т.д.

Академии выпускают, помимо простого духовенства, ещё и преподавателей, и научных сотрудников для духовных университетов или школ.

Духовная семинария обучает по следующим направлениям:

  • священнослужители;
  • церковнослужители;
  • регенты;
  • другие церковные работники.

Её отличительная черта, как и академии, — не только светское, но и духовное образование.

Ещё стоит назвать такие заведения, как духовные училища. Там в течение 2 — 3 лет преподают сокращённую семинарскую программу. Сегодня большинство духовных училищ пытаются подтянуть программу до семинарского уровня.

О семинарском и академическом образовании говорит священник Владимир Хулап:

«Во время обучения в семинарии человек определяется, хочет ли он дальше заниматься наукой или будет священником или дьяконом.

Те, кто хочет идти на приход, после семинарии поступают в распоряжение своего правящего епархиального архиерея.

А студенты, желающие углубить знания, идут в академию.

Там у нас 4 отделения: библейское, где изучают Священное Писание, богословское — это история христианского богословия и философии, церковно-историческое и церковно-практическое.

На последнем изучается литургика, то есть наука о богослужении, каноническое право, педагогика, психология, социальная работа.

После двух лет обучения ребята пишут магистерские диссертации и потом могут поступать в аспирантуру».

Владимир Хулап священник

Традиционно семинария — заведение закрытого типа, поэтому она больше напоминает военное училище, чем светский ВУЗ. Есть строгое расписание дня: время лекций, молитв, спевок, приёма пищи отдыха. Случаи нарушений разбираются.

Семинарии есть и в католицизме, и в православии. Обычно они работают при монастырях и бывают либо мужскими, либо женскими (например, Рязанское епархиальное женское духовное училище).

Рязанское женское епархиал. училище

В 1853 году в Рязани было открыто первое училище для девиц духовного звания благодаря стараниям архиепископа Гавриила (Городкова).

Оно представляло собой приют для сирот и детей бедных церковно- и священнослужителей, готовило девочек к будущей семейной жизни с выпускниками мужских духовных учебных заведений. Содержалось на средства духовенства.

Семинарское обучение приравнивается к бакалавриату и считается высшим образованием. Следующее ступень — духовная академия.

Без обучения в семинарии нельзя работать православным священником.

Обучение в духовной семинарии в России бесплатное. Учащиеся получают стипендии, подрясники, пищу, обеспечены удобствами.

Форма обучения зависит от епархии. Есть очные, есть заочное бесплатное обучение.

Но не везде могут взять, например, женатых мирян с детьми. Бывает, что заочное отделение доступно только для священнослужителей.

Об этой проблеме семинарского образования рассказывает отец Максим Каскун:

Поступить в семинарию могут православные люди с опытом церковной жизни

Для обучения в православной духовной семинарии мужчинам необходимо быть либо холостыми, либо женатыми первым браком.

Жена при этом может быть только православной веры.

18 лет минимальный возраст поступления в духовную семинарию

Поступление в семинарию у католиков разрешено только холостым мужчинам и бездетным людям римско-католической веры.

Возраст поступления в такие православные учебные заведения — от восемнадцати до тридцати пяти лет.

Желающий получить семинарское образование обязательно должен быть воцерковлённым человеком. Он должен активно участвовать в жизни своего прихода. Например, нести послушания на клиросе (читать или петь).

Клирос

Клирос — это место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы.

Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию. Почти в каждом храме имеются два клироса — правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи, либо в храмовой части церкви по углам.

В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие

Поступающий в семинарию должен иметь некоторый опыт в церковной жизни, например, выполнять поручения местного священника, заботиться о церковной утвари, помогать преподавателям в воскресных школах.

Студенты Сретенской духовной семинарии

Ещё одно важное требование — регулярное духовное общение с настоятелем церковного прихода по месту жительства. Тогда будущий абитуриент получит важную для поступления справку — рекомендацию настоятеля.

Для поступления понадобится 7 основных документов и дополнительные

Будущим священникам русской православной церкви для поступления в семинарию нужно иметь следующие документы:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • аттестат среднего школьного образования;
  • копия медицинского страхового полиса;
  • сертификаты ЕГЭ (дисциплины различаются в зависимости от требований конкретной духовной семинарии, узнавать необходимо предварительно);
  • справка о прохождении обязательной медицинской комиссии;
  • военный билет;
  • рекомендации от священнослужителей (лучше — от настоятеля) храма по месту жительства поступающего. Эти документы должен заверить архиерей.

В каждой семинарии свои условия поступления.

В теории это всё, что нужно, и, если с документами всё в порядке, нет препятствий для вступительных испытаний.

Но в каждой духовной семинарии могут быть свои требования (свидетельство о крещении, справка о составе семьи и т.д.), поэтому стоит сразу поинтересоваться об этом в самом учебном заведении.

Вступительные испытания состоят из собеседования и экзаменов по культуре и истории Церкви

Есть следующие вступительные испытания для поступления в духовную семинарию:

  • собеседование;
  • экзамены.

Собеседование — это свободная форма беседы, в которой специальная комиссия должна лучше узнать будущего ученика поближе.

Настолько он начитан, эрудирован, культурно развит. Важно не только религиозное, но и общее образование человека.

Среди прочего комиссия интересуется, чем желающий поступить увлекается в свободное время. Это немаловажный показатель.

30 молитв столько должен знать будущий семинарист чтобы пройти собеседование

Вступительные экзамены тоже проводятся свободно. Распространённая тема испытаний для абитуриентов — сочинение по истории Церкви.

Абитуриенту обязательно дают ответить на вопросы катехизиса и рассказать про основы богослужения.

В ходе испытаний особое внимание обращают на следующее:

  • насколько абитуриент воцерковлён;
  • может ли он не только прочесть, но осмысленно прокомментировать примерно 30 молитв;
  • способен ли абитуриент прочесть тексты на церковнославянском языке;
  • владеет ли кандидат на поступление церковным пением;
  • каковы его знания в истории Церкви;
  • насколько хорошо абитуриент знает Священное Писание;
  • ориентируется ли кандидат на поступление в православных праздниках;
  • разбирается ли в церковных традициях;
  • способен ли желающий поступить прочесть по памяти утренние и вечерние молитвы, тропари двунадесятых праздников, а также 50-й и 90-й псалмы.

После семинарии можно работать в приходе, учиться в академии или избрать другой путь

В духовной семинарии учатся от четырёх до пяти лет. Срок зависит от традиции конкретного учебного заведения. Основная программа состоит из гуманитарных дисциплин.

Важная задача преподавателей — развить студентов не только интеллектуально, но и духовно. Это важно, чтобы священник смог выполнять свою миссионерскую функцию.

Так об этом говорит секретарь Ученого совета МДАиС, доцент, протоиерей Павел Великанов:

«Не может человек заниматься богословием, не имея собственного опыта духовной жизни, не будучи приобщен всеми сторонами своей жизни к церковной традиции.

А это сегодня невозможно нигде, кроме как в закрытом учебном заведении, какими являются семинария и академия.

И главное преимущество семинарии в том, что она позволяет сформировать целостного человека,

пополнить не только интеллектуальный багаж, но и научить студента разным сторонам жизни, которым в обычном,

пусть даже и церковном, учебном заведении, будет научиться очень сложно.

Можно говорить о разных проблемах и недостатках семинарского курса, как в плане учебы,

так и в плане воспитания, но все равно в целом он сохраняет те традиции,

в которых проходило обучение лучших поколений нынешних священнослужителей».

Павел Великанов протоиерей

Впрочем, количество дисциплин и их направления могут отличаться в зависимости от конкретной семинарии. Есть заведения, где усиленно изучают высшую математику.

Среди заочных форм обучения самая распространённая — платная. 4 тысячи рублей ежегодно. Например, вот, что говорит об условиях для заочников Иерей Владимир Язов Свято-Троицкий храм с. Нижняя Тавда:

«Длительность обучения

на заочном

секторе Тобольской

Православной

Духовной семинарии — 5 лет.

Пожертвование

за обучение — 4 тыс. р. в год,

проживание — 200р/сут.

Примерные вызовы

на сессии: октябрь — декабрь».

Владимир Язов иерей

А вот и она сама:

Тобольская духовная семинария

У Тобольской православной духовной семинарии есть официальный сайт

После обучения в духовной семинарии выпускников направляют в приходы Русской православной церкви на пару лет практики.

Но женатый выпускник и клирик своей епархии остаётся там, где и был.

После обучения в семинарии можно поступить в академию, хотя это не обязательное условие. Многие выпускники и вовсе не остаются в лоне церкви. Вот что говорит протоиерей Павел Великанов:

«Конечно, хотелось бы, чтобы человек стал священнослужителем или церковнослужителем,

но если он в семинарии понимает, что это — не его стезя,

и выбирает какую-то другую стезю, оставаясь при этом церковным человеком, — что ж, это его путь.

Невольник — не богомольник, как говорит русская пословица.

Наверное, лучше, если человек это осознает в семинарии,

чем после рукоположения он поймет, что ошибся.

Четкой статистики, сколько наших студентов не становятся священнослужителями, у нас нет.

Однако мы готовим не только священно- и церковнослужителей,

но и регентов церковных хоров,

иконописцев — тех, кто может также трудиться на благо Церкви».

Павел Великанов протоиерей

Православные духовные семинарии есть в Москве, по всей России и за границей

Существует множество семинарий по всей России, немало их и в Москве. Самая известная Московская семинария располагалась на улице Делегатской, дом 3. Но ныне этого заведения в старом виде и не прежнем месте нет. Его заменила Московская духовная академия в Сергиевом Посаде.

Что же касается именно семинарий, то примером действующего до сегодняшнего дня учебного заведения — Московская Сретенская духовная семинария. Она обучает молодых людей с 1999 года.

Здание Московской Сретенской духовной семинарии

Отличительная особенность данного заведения — участие воспитанников в деятельности обители.

Это позволяет студентам уже в году учёбы почувствовать себя полноценным членом церковной жизни, привыкнуть к тому, что ждёт их в будущем.

Многие культурные и просветительские проекты создаются с участием студентов духовной семинарии.

Ещё одно известное подобное заведение — Санкт-Петербургская духовная семинария (и академия):

Санкт-Петербургская духовная семинария

Православные семинарии есть за границей, например, в США и Японии

Также православные духовные семинарии есть и за границей: в Украине, США, Японии и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *