Содержание
- Поступление в духовную семинарию
- Требования к кандидатам
- Что проверяют на экзаменах в семинарию?
- Сколько длится обучение?
- Духовные семинарии в России
- Абитуриенту
- Что это такое?
- Какие требования предъявляются к кандидатам?
- Сдача экзаменов
- Длительность обучения
- Какие духовные семинарии есть в России?
- «Традиция приема в семинарию вчерашних школьников себя изживает»
- Правила поступления и советы абитуриентам православной духовной семинарии
- Как поступить в духовную семинарию:7 документов, которые нужны
- Семинария — это учебное заведение для духовенства
- Поступить в семинарию могут православные люди с опытом церковной жизни
- Для поступления понадобится 7 основных документов и дополнительные
- Вступительные испытания состоят из собеседования и экзаменов по культуре и истории Церкви
- После семинарии можно работать в приходе, учиться в академии или избрать другой путь
- Православные духовные семинарии есть в Москве, по всей России и за границей
Поступление в духовную семинарию
Чтобы поступить в духовную семинарию Русской православной церкви, необходимо соответствовать определенным критериям. Поступить на учебу могут только мужчины, имеющие статус холостых или состоящие в первом браке.
Образование, полученное в семинарии, приравнивается к бакалавриату по европейской классификации и является высшим. Обучение для российских граждан бесплатное. Только после окончания духовной семинарии можно работать на территории России священником, помогать людям в рамках православной церкви.
Требования к кандидатам
Как поступить в семинарию, какие документы для этого необходимо предоставить и какие экзамены сдать?
Поступить в духовную семинарию может любой православный христианин в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Это должен быть обязательно воцерковленный человек. Кандидату, решившему стать студентом данного учебного заведения, необходимо:
- Иметь аттестат общего среднего образования.
- Предоставить сертификаты ЕГЭ по дисциплинам, которые заявлены конкретной семинарией в списке необходимых документов.
- Предоставить справку о состоянии здоровья.
- Иметь российский паспорт.
- Предъявить копию медицинского полиса.
- Предоставить военный билет.
- Предоставить рекомендации от священнослужителей населенного пункта, где он проживает (рекомендации должны быть обязательно заверены архиереями).
Чтобы получить рекомендацию, кандидату в студенты духовной семинарии нужно быть активным участником церковной жизни прихода, к которому он относится. Например, участвовать в послушаниях на клиросе – петь и читать. Также, если абитуриент собирается поступить в семинарию, должен помогать священнику, ухаживать за утварью в церкви, помогать преподавателям воскресных школ. Кроме того, необходимо общаться с настоятелем своего храма – это общение должно быть максимально насыщенным.
Что проверяют на экзаменах в семинарию?
Экзамены для поступления в духовную семинарию проводятся по Закону Божьему. Абитуриенты пишут сочинение на темы, связанные с историей церкви.
Кандидаты также проходят собеседование, которое проводится приемной комиссией. Задача вступительных испытаний – понять:
- Насколько человек, желающий учиться в семинарии, приобщен к церковной жизни.
- Знает ли он основные православные молитвы.
- Умеет ли читать и писать на церковнославянском языке.
- Знаком ли с библией, историей церкви.
- Знает ли церковные праздники, знаком ли с традициями православной культуры.
- Знаком ли с библейской историей (закон божий прот. Серафим Слободской).
- Может ли наизусть прочесть утренние и вечерние молитвы, тропарь и кондак своего святого; 50-й и 90-й псалмы, тропари двунадесятых праздников.
Подробную информацию о вступительных испытаниях и ЕГЭ вы можете узнать на сайте учебного заведения, в которое собираетесь поступать.
При поступлении в семинарию, большое внимание уделяется общему уровню образования абитуриента. Имеет значение начитанность кандидата и его культурное развитие. Важно, чтобы он знал историю своей страны и ведал о процессах, происходящих в мире. Играет роль также то, чем человек увлекается в свободное время. Собеседования и экзамены обычно проводятся свободно.
Духовная семинария, поступить в которую могут все желающие при соблюдении определенных условий, дает высокий уровень образования, соответствующий высшему светскому образованию в Российской Федерации.
Сколько длится обучение?
Время учебы в православной духовной семинарии составляет от 4 до 5 лет. В разных учебных заведениях устанавливаются свои сроки. Учебная программа включает в основном гуманитарные дисциплины. Обучение направлено на развитие духовных качеств учащихся, на формирование личностей, способных нести истину Закона Божьего и вдохновлять своих соотечественников на подвиги. В некоторых семинариях преподают высшую математику.
Можно поступить на заочное отделение. Тогда срок обучения будет составлять пять лет. Каждый год вносится пожертвование в сумме четырех тысяч рублей. Проживание во время сессии студенты оплачивают самостоятельно.
Духовная семинария дает своему выпускнику право претендовать на обучение в духовной Академии. Все выпускники получают направления в приходы Русской православной церкви.
Духовные семинарии в России
Сегодня на территории России работает множество семинарий Русской православной церкви, куда можно поступить, окончив 11 классов общей образовательной школы. Такие учебные заведения есть в столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге. Действуют учебные заведения на Дальнем Востоке страны, на Урале и в Сибири. Самые крупные учебные заведения этого типа в России – Московская семинария в Сергиевом посаде, Коломенская, а также другие. Множество новых семинарий было организовано в 1990 годах. Сегодня у жителей нашей страны есть возможность получить церковное образование в разных городах России.
Есть семинарии Русской православной церкви во многих странах мира, например, в США и Японии. Это дает возможность православным людям, живущим на других континентах, поступить в учебное заведение и приобщиться к духовности Русской православной церкви, получить качественное образование и стать священнослужителем.
Абитуриенту
Информация о приеме на обучение
на Отделение заочного обучения
Московской духовной академии
в 2020/2021 учебном году
Правила приема на ОЗО МДА на 2020-2021 учебный год
Направление подготовки | Профиль | Сроки приема документов | Сроки проведения вступительных испытаний |
подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций (бакалавриат) |
Практическая теология православия |
1 июня — 1 июля 2020 г. | 1 — 4 июля 2020 г. |
подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций (магистратура) |
Практическая теология православия |
1 июня — 1 июля 2020 г. | 6 — 9 июля 2020 г. |
Поступающие на Отделение заочного обучения МДА должны предоставить следующие документы:
1) документ (документы), удостоверяющий личность, гражданство (копия);
2) документ об образовании установленного образца (копия и оригинал);
3) две цветные фотографии формата 6х8 на матовой бумаге. При наличии сана – в соответствующей сану одежде.
4) рекомендация правящего архиерея или приходского священника, заверенная правящим архиереем (оригинал);
5) прошение на поступление на имя Ректора (Приложение 1 Правил приема):
6) анкета поступающего в Академию (Приложение 3 Правил приема) (оригинал);
7) автобиография (Приложение 4 Правил приема) (оригинал);
8) свидетельство о крещении (копия);
9) справка о составе семьи (оригинал), она же справка «О регистрации» по форме № 9;
10) страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (для граждан Российской Федерации), или международный страховой полис (для иностранных граждан) (копия);
11) медицинская справка по форме 086/у (оригинал);
12) военный билет или приписное свидетельство (копия первой страницы и страницы с отметкой о постановке на воинский учет);
13) удостоверение о хиротесии во чтеца (для чтецов) (копия);
14) удостоверение о рукоположении в сан священника (диакона) (для священнослужителей) (копия);
15) последний указ правящего архиерея о назначении на приход (для священнослужителей) (копия);
16) удостоверение о постриге (для монашествующих) (копия);
17) свидетельства о регистрации и венчании брака (копии);
18) лица, поступающие в Академию по заявкам канонических подразделений Русской Православной Церкви, представляют в Приемную комиссию вместе с заявлением и иными документами также рекомендацию от имени канонического подразделения, подписанную уполномоченным лицом и скрепленную печатью.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Абитуриентам Московской и Московской городской епархий, помимо рекомендации приходского священника или архиерея, требуется пройти и получить рекомендации епархиального совета, заседания которого проводится в установленные им сроки.
ВАЖНО:
В электронной версии документы НЕ ПРИНИМАЮТСЯ!
*Копии всех документов необходимо привозить с собой. Канцелярия ОЗО МДА не предоставляет услуги ксерокопирования документов.
Отсутствие какого-либо документа из вышеперечисленного списка делает невозможным поступление абитуриентов на ОЗО.
Абитуриенты, своевременно сдавшие все необходимые документы в Приёмную комиссию, вызываются на вступительные экзамены.
Вступительные экзамены на Отделении заочного обучения проходят в сроки, установленные Администрацией и утверждённые Ректором МДА. Информация о времени проведения вступительных экзаменов размещается на сайте МДА.
ОБУЧЕНИЕ НА ОТДЕЛЕНИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПЛАТНЫМ.
Абитуриенту Магистратуры
К освоению программы магистратуры Отделения заочного обучения МДА допускаются клирики Русской Православной Церкви, имеющие высшее образование любого уровня, полученное в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви, и защитившие диплом. Как исключение, к вступительным экзаменам в магистратуру, могут быть допущены и миряне мужского пола, являющиеся преподавателями духовных академий, семинарий и училищ и не имеющие высшего богословского образования.
Препятствием к поступлению на заочное отделение Магистратуры является отсутствие аттестации по предметам, изучаемым в Духовной Семинарии (включая иностранный и древние языки), а также не защищенная дипломная работа.
Для поступления на программу магистратуры Отделения заочного обучения абитуриент должен успешно сдать следующие экзамены:
- Комплексный экзамен;
- Древний язык;
- Сочинение-экспромт (письменно).
Минимальное количество баллов по каждому из испытаний – 45.
О зачислении на I курс Магистратуры сообщается после подведения итогов работы Приёмной комиссии.
Абитуриенту Бакалавриата
На бакалавриат заочного обучения Московской духовной академии принимаются клирики и миряне Русской Православной Церкви в возрасте от 20 до 50 лет, состоящие на приходском служении и не находящиеся под церковным прещением или за штатом.
Набор на бакалавриат осуществляется с учетом представительства всех епархий Русской Православной Церкви и реальных возможностей Отделения в создании учащимся необходимых благоприятных условий в период зачетных сессий.
Для поступления на программу бакалавриата Отделения заочного обучения абитуриент должен успешно сдать следующие экзамены:
- Комплексный экзамен
- Собеседование
Если отсутствуют результаты ЕГЭ :
3. Русский язык (письменно – диктант, минимальное количество баллов – 36);
4. История России (письменно – тест, минимальное количество баллов – 32).
Успешно сдавшие вступительные экзамены, по решению Приёмной комиссии зачисляются на 1 курс бакалавриата. Не набравшим проходной балл предлагается обучение на подготовительном отделении, по успешном окончании которого им будет предложено продолжить обучение на бакалавриате.
Информация о времени проведения вступительных экзаменов размещается на сайте МДА.
Документы подаются строго в указанные сроки, согласно всем требованиям «Правил приёма».
Статья 70, пункт 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Результаты единого государственного экзамена при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов».
Чтобы стать священнослужителем или просто церковным работником одного вероисповедания, веры в Бога мало. Сейчас принято всему обучаться. Поэтому все желающие могут поступить на учебу в духовную семинарию.
Что это такое?
В переводе с латинского «семинариум» означает «рассадник». Духовная семинария представляет собой учебное заведение, в котором осуществляется подготовка христианского духовенства, духовное и нравственное, культурное воспитание людей. Кроме семинарий в России действуют духовные университеты, духовные академии и институты.
Обучение в рамках духовной семинарии происходит по следующим направлениям: священнослужители, церковнослужители, регенты, иные работники церковного плана.
Как правило, духовные семинарии основываются на закрытом типе, то есть обучение в ней имеет немало сходств с интернатами и военными училищами. Здесь действует строгий распорядок дня: выделено личное время, проводятся лекции, читаются молитвы, организуются спевки, есть время для трапезы и отдыха. Каждый учащийся обязан соблюдать действующие правила, а в случае их нарушения разбирают каждую конкретную ситуацию, применяются меры наказания или исключения из духовной семинарии.
Семинарии существуют в христианстве и католицизме. Чаще всего действуют они при монастырях, поэтому разделяются на мужские и женские.
Ни один священник не может работать в церкви без семинарского образования.
Какие требования предъявляются к кандидатам?
Обучение в семинарии равносильно степени «бакалавриат» в системе профессионального образования. Образовательный процесс происходит исключительно на бюджетной основе.
Обязательное требование к поступающим – возраст. Желающий обучаться в духовной семинарии должен быть не младше 18 и не старше 35 лет.
Помимо этого, человек должен быть воцерковленным. Данный постулат означает, что индивид должен принимать активное участие в жизни церкви: бескорыстно помогать, выполнять поручения священнослужителей, ухаживать за утварью, соблюдать посты и чтить церковные праздники, нести послушания на клиросе. Немаловажно регулярное посещение церкви и беседы с настоятелем.
При поступлении в духовную семинарию потребуются следующие документы:
– паспорт;
– документ, подтверждающий факт получения образования: аттестат или диплом;
– копия полиса ОМС;
– итоги ЕГЭ (дисциплины необходимо узнавать заранее, все зависит от требований семинарии и направления);
– результаты прохождения медосмотра (справка из медучреждения);
– военный билет;
– рекомендации от священнослужителей (по возможности).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сдача экзаменов
Что оценивает приемная комиссия при поступлении и как это происходит?
Главная цель на данном этапе – выявить:
- Близость поступающего с церковной темой;
- Знаком ли человек с молитвами, понимает ли он их смысл, может ли их читать и петь;
- Изучал ли он библию, истории церкви и государства;
- Имеет ли поступающий понятие о церковных приданиях, традициях и праздниках;
- Умеет ли индивид писать на церковнославянском языке;
- Может ли человек самостоятельно в утреннее и вечернее время читать молитвы.
В некоторых духовных семинариях требуют предъявить результаты ЕГЭ. Чаще всего приходится сдавать экзамен по истории, литературе, русскому языку, обществознанию. Уточнить дисциплины можно непосредственно в учебном заведении или на его официальном сайте.
Во время вступительных испытаний оценивают уровень начитанности и образованности поступающего, его культурное и духовное развитие, чтимые им традиции и ценности, хобби.
Собеседования проводятся в свободной форме путем простой беседы педагога, члена экзаменационной комиссии и желающего учиться в семинарии.
Длительность обучения
Обучение в стенах духовной семинарии длится 4-5 лет. Сроки обучения зависят от самого учреждения, специальности и направления.
В образовательном процессе доминируют гуманитарные дисциплины. Они призваны развить духовные качества, сформировать всесторонне развитую личность, привить культуру, положительное мировоззрение. Иногда в образовательный процесс включают высшую математику.
После духовной семинарии выпускники могут отправиться на следующую ступень образования – духовную Академию.
Какие духовные семинарии есть в России?
В РФ действует множество духовных семинарий. Такие учреждения, воспитывающие нравственно и духовно расположились в Москве, Санкт-Петербурге, в Сибири и на Дальнем Востоке, на Урале.
Самым известным из них является Московская семинария в Сергиевом посаде, Коломенская семинария.
Следует отметить, что духовные семинарии получили широкое распространение не только в России, но и за ее пределами: в США, Японии, на Украине.
«Традиция приема в семинарию вчерашних школьников себя изживает»
Глава Саратовской митрополии — о том, почему взял под опеку международный православный хоровой проект, с какими чувствами вспоминает 1990-е годы и при каких условиях на месте стадиона «Динамо» можно воссоздать кафедральный собор.
К принесению Курской-Коренной иконы готовились целый год
— Ваше Высокопреосвященство, выступление международного сводного мужского хора под руководством Владимира Горбика в Саратове сопутствует принесению в вашу епархию чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Хор встречал эту святыню в Саратовской митрополии, позднее пел за Божественной литургией. Насколько весомы эти торжества для всей митрополии и для Саратова?
— Пребывание любой святыни в нашей епархии всегда очень важно и волнующе для верующих саратовцев. Дело в том, что Нижнее и Среднее Поволжье сравнительно молоды именно как российские земли. Саратов, в отличие от древних русских городов, не может похвалиться многовековой историей Православия, изобилующей примерами святости угодников Божиих. У нас нет такого количества святых и святынь, как, к примеру, в другом волжском городе — Ярославле. Поэтому любая встреча с приходящей издалека чудотворной иконой для паствы очень значима. Тем более если речь идет об одной из главных православных святынь русского зарубежья, история которой насчитывает свыше семи веков. Как известно, Курская-Коренная икона ежегодно участвует в восстановленном в Курской митрополии историческом крестном ходе к Курской-Коренной пустыни и посещает одну из епархий нашего Отечества. К тому, чтобы принять ее, мы готовились больше года.
— У проекта под руководством маэстро Горбика была предыстория — и тоже здесь же, на Саратовской земле, где три года назад тот же самый коллектив записал первый двойной альбом православных песнопений. Чем объясняется такая взаимная симпатия этого хора и вашей епархии?
— Владимир Александрович — человек для меня не посторонний, пожалуй, даже близкий. Свою регентскую деятельность он начинал, будучи еще студентом Московской государственной консерватории, на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, где я тогда был настоятелем. У нас тогда сложился вполне плодотворный тандем. Причем я был не только его работодателем — он у меня некоторое время исповедовался. Закончив консерваторию с отличием и получив различные предложения по трудоустройству, пришел посоветоваться с выбором работы. Я сказал ему, что вижу его регентом. Надо понимать, что для профессионального музыканта, даже искренне верующего, клиросное послушание за редким исключением остается побочным, вторичным направлением деятельности. Что же говорить о молодом человеке, только недавно воцерковившемся! Тем не менее после некоторых раздумий он согласился со мной и не побоялся отказаться от светской музыкальной карьеры.
В 2003 году я возглавил Саратовскую кафедру, но мы не прекратили общение. А хор Троицкого подворья высоко оценили православные американцы, совершавшие паломничество по России. Особенно им понравилось сочетание высочайшего профессионализма с прочной опорой на традицию лаврского пения, унаследованную Горбиком от архимандрита Матфея (Мормыля). Сначала они приглашали Владимира в США на мастер-классы. Потом возник сводный мужской хор. При поддержке состоятельных православных американцев, не побоявшихся вложить в это личные средства, открылся Русско-американский музыкальный институт имени Патриарха Тихона, поставивший своей задачей повышение культуры клиросного пения на приходах в США. Именно эта организация выдвинула идею записи дисков с хоровыми сочинениями из сокровищницы русской церковной музыки, которые могли бы стать миссионерскими православными проектами на Западе. Три года назад первый альбом с произведениями Павла Чеснокова был с успехом записан в Саратове. Теперь были выбраны песнопения в честь Божией Матери. К собственно записи и богослужениям добавился концерт в Саратовской государственной консерватории, на котором, кстати, присутствовала Курская-Коренная икона.
— Владыка, вы прослужили настоятелем Троицкого подворья в Москве почти 11 лет. То время не было легким для страны и для российского общества. Чем оно запомнилось вам больше всего?
— Человеческая память избирательна и хранит в основном самые добрые воспоминания. Хотя времена действительно выдались тяжелые. Как раз в тот момент, когда меня назначили настоятелем, на моей малой родине в Сухуми вспыхнула так называемая грузино-абхазская война. Мою маму эвакуировали в Сочи на военном транспорте из-под обстрела с пляжа… Подворья в Москве тогда в современном понимании не существовало: его территория представляла собой большую свалку. Постепенно мы добивались возвращения Церкви сохранившихся помещений и части бывшей территории.
Девяностые годы часто характеризуют как время распада. Это правда. Но в Церкви это десятилетие одновременно стало и временем небывалого подъема. Нашему поколению невероятно повезло, что мы начинали свое служение и возрастали в нем именно тогда. В Церковь пришло множество хороших, открытых, искренних людей — энтузиастов в самом высоком смысле слова. Они возвращались в Церковь, будто к себе домой, что невероятно воодушевляло. То было время жертвенности, примеры которой очень редко можно встретить теперь.
Духовным школам — вечернюю форму обучения
— Саратовскую кафедру вы занимаете 16 лет. Как бы вы определили основные направления своего служения здесь?
— В своих повседневных заботах я стараюсь развивать церковную жизнь в самых разных ее направлениях: строить храмы, заниматься просвещением и православным образованием. Несколько монастырей отреставрированы, несколько построены с нуля и открыты. Пожалуй, из более-менее завершенного начинания выделил бы возглавляемую мною семинарию. Конечно, нам еще есть чем заняться. Так, Преображенский мужской монастырь, до революции один из самых известных в Среднем Поволжье, еще ждет настоящих восстановительных работ. Ну а самое важное в церковной жизни — люди: пастыри и паства. Поэтому о них — мои первейшие попечения.
— Пять лет назад Саратовская семинария обрела и благоустроенный дом по улице Мичурина, и прекрасный домовый Иоанно-Богословский храм. А в одном из последних общецерковных рейтингов духовных школ это учебное заведение взлетело на верхние строчки. В чем секрет таких впечатляющих результатов?
— По моему глубокому убеждению, главная административная задача правящего архиерея — верный подбор кадров и точная их расстановка. На каждом ключевом месте должен оказаться человек, способный реализовать поставленные перед ним задачи максимально успешно. Иными критериями я предпочитаю не руководствоваться, даже стараюсь не принимать их во внимание. Конечно, я как правящий архиерей не могу погружаться в повседневные дела семинарии постоянно, поэтому особенно важна в этом смысле квалификация моих помощников — проректоров, инспекторов, ведущих курсы профессоров.
— Как прошла приемная кампания — 2019? Довольны ли вы уровнем принятых студентов, каким оказался конкурс?
— Конкурса как такового у нас уже довольно давно нет. Принимаем практически всех желающих, кроме, конечно, откровенных «двоечников». Семинарий сейчас открыто довольно много, так что в основном у нас учатся местные, саратовские ребята. Само по себе это неплохо, ведь и до революции семинарии воспитывали местные кадры для служения в своих епархиях. А вот поступающие разительно отличаются не только от абитуриентов 20-летней, но даже и 10-летней давности. Связано это в основном с тем, что молодежь практически перестала читать. Если еще в начале 2010-х годов я на собеседовании спрашивал абитуриента, какие книги тот недавно прочитал, то теперь вынужден интересоваться, какие фильмы он в последнее время смотрел, в какие игры играл, какую музыку предпочитает. Причем речь ведь идет не о ком попало — о хороших, воспитанных, более-менее церковных ребятах!
Думаю, постепенно изживает себя установка на прием в семинарию выпускников средней школы. У нынешних 17-18-летних юношей запредельный уровень инфантильности. У них не то что нет жизненной мотивации — они вообще о ней не задумываются, совершенно не представляя, что это такое! Многие из них внутренне не готовы к перспективе принятия священного сана. Конечно, пять лет обучения в семинарии не проходят бесследно. Тех, кто выдерживает наш образовательный режим, духовная школа меняет. Но значительная доля отсеивается — в некоторые годы до половины студентов. Я совершенно не гонюсь за количеством и процентами статистики! Считаю, лучше вовремя расстаться со случайным для духовной школы студентом, чем всеми правдами и неправдами дотянуть его до диплома, рукоположить и потом не знать, что с ним делать. При дальнейшем нарастании этой неприятной тенденции придется всерьез озаботиться сменой принципов нашей работы со студентами-семинаристами.
Зато, на мой взгляд, настала пора формировать условия для получения полноценного семинарского образования людьми состоявшимися, семейными. Понятно, что они не могут, бросив семью и работу, поселиться у нас в общежитии. Здесь показательна эволюция заочного сектора, которая наблюдается в последние годы. По традиции там обучалось в основном духовенство. Сейчас уже нет: подобных случаев немного, а число рукоположений среди студентов-заочников не уступает аналогичному показателю на очном отделении.
Мне самому в свое время довелось получать университетское образование на вечернем отделении. Видимо, и в духовных школах подобная форма могла бы оказаться полезной, особенно для семинарий, расположенных в крупных областных центрах. Студенты при ее реализации получают полноценное духовное образование, а администрация и ректорат имеют возможность видеть их в развитии, а не дважды в году, как студентов-заочников. Ведь ректор-архиерей обязан знать кандидатов на рукоположение не понаслышке, не по бумагам, а лично!
— Саратовский государственный университет — один из ведущих во всем Поволжье. Удается с ним взаимодействовать?
— Конечно. С самого начала у нас сложились по-человечески добрые отношения и с предыдущим ректором (ныне президентом) университета Леонидом Коссовичем, и с его преемником Алексеем Чумаченко. Наши преподаватели читают курсы на кафедрах философии, теологии и религиоведения, университетские профессора помогают в нашем образовательном процессе. Мы проводим множество совместных мероприятий. Например, Пименовские чтения, посвященные памяти возглавлявшего нашу кафедру в советские годы архиепископа Пимена (Хмелевского). Студенты университета очень активны в соцсетях и недавно в Фейсбуке создали группу «Саратов православный». Университетская церковь во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия де-факто приходская, по воскресеньям и праздникам в ней молятся горожане. Община там очень сильная и дружная, работает хороший лекторий для студентов, в будние дни устраиваются встречи с интересными людьми.
«Программа — 20»: первые результаты
— Троицкий кафедральный собор постройки 1674 года недалеко от волжской набережной — одна из визитных карточек Саратова. Он считается старейшим зданием города, а в областной свод объектов культурного наследия занесен под первым номером как памятник федерального значения. Вмещает ли он желающих молиться или, образно говоря, «трещит по швам»?
— Нет, по швам не трещит; все, кто хочет, в нем помещаются. В особо значимые дни торжественные богослужения, на которые могут приехать гости из других городов и районов, мы проводим в более просторном Покровском храме. Но вообще в Саратове с действующими храмами сейчас положение выправилось: больше нет такого, чтобы была давка или люди вынужденно молились на улице. Когда я занял эту кафедру, в новых саратовских микрорайонах вообще не было ни одного храма! За два последних года мы ввели там в эксплуатацию 19, еще один сейчас достраивается. У нас сейчас средняя нагрузка на каждый из 64 приходов составляет 11,5 тысяч человек. Это приемлемое значение.
— А как же «новый» кафедральный собор во имя святого благоверного Александра Невского, поставленный нашими предками в память победы над Наполеоном? Неужели воссоздать его нереально?
— Почему же, реально. Но дело осложняется тем, что сейчас на этом месте стоит стадион «Динамо». А ситуация со спортивными объектами в Саратове столь плачевна, что ликвидировать один из самых доступных для горожан стадионов нельзя. Поэтому непременное условие воссоздания исторического Александро-Невского кафедрального собора — перенесение стадиона «Динамо» на другую площадку в центре города. Надеюсь, со временем получится реализовать эту схему, и мы увидим воссозданный «новый» кафедральный собор. Это будет справедливо, ведь под дорожками стадиона «Динамо» покоится прах двух саратовских архиереев — захороненных в XIХ веке епископов Авраамия (Летницкого) и Евфимия (Беликова).
— Одной из задач епархии вы провозгласили восстановление полуразрушенных и запущенных дореволюционных церквей. Речь идет об архитектурных памятниках или не только?
— Практически все подобные постройки у нас обладают охранным статусом, а где его нет — мы сейчас запустили соответствующий процесс оформления документов. Пока только приступаем к этой задаче. Всего таких зданий в Саратовской области около шести десятков, в пределах нашей епархии — порядка четырех десятков. В некоторых из них идут богослужения. Где-то вокруг храма не осталось уже ничего — деревни вымерли. Есть несколько примеров, когда гибнущие храмы восстанавливают или сами приходы, или благотворители. Сейчас мы пытаемся придать этой деятельности скоординированный характер. Допустим, в селе Кутьино стоит громадный полуразрушенный собор. Рядом мы открыли маленькую, простенькую церковь, которой небольшому приходу для совершения богослужений вполне достаточно. Но храм очень красивый, и на епархиальном уровне, конечно, надо подумать, как не допустить его гибели.
— Восемь лет назад на вопрос местного журналиста об отношениях с региональной властью вы не без тонкого юмора ответили: «Единственное, что огорчает, — очень медленно решаются вопросы, связанные с теми или иными проблемами церковной жизни. Коэффициент полезного действия здесь чаще всего близок к нулю, но отношения при этом остаются очень хорошими». А как сейчас?
— К счастью, те проблемы остались в прошлом. Ключевые вопросы в нашей области помогает решать спикер Государственной Думы РФ Вячеслав Володин, за что все саратовцы ему очень благодарны. Думаю, православные верующие в этом смысле — не исключение.
Правила поступления и советы абитуриентам православной духовной семинарии
Если двадцать-тридцать лет назад на молодых людей, поступающих в православную семинарию и желающих посвятить себя служению Богу, смотрели как на неудачников, не сумевших найти себе боле достойное место в жизни, то в 2000-х годах духовное образование вновь стало престижным, а православные духовные семинарии стали открываться и по всей стране. На сегодняшний день под ведомством Русской Православной Церкви (то есть, не только на территории России) находится 48 духовных семинарий, двери которых ежегодно открыты для всех желающих, чувствующих в себе призвание стать священником либо богословом. Правда, есть и некоторые ограничения: в большинство семинарий принимаются мужчины до 35 лет, женатые первым браком, вдовцы либо холостые.
Разведенные молодые люди не имеют право бороться за право обучаться в православных семинариях и академиях, так как по умолчанию подразумевается, что после их окончания они будут рукоположены в священнослужителей; священник же разведенным быть не может. Однако, не стоит огорчаться: в жизни бывает всякое, и тем, кто уже успел совершить ошибки, предоставляется возможность получить православное образование для мирян, поступив в один из православных ВУЗов, правда, с мечтой стать священнослужителем все-таки придется распрощаться.
Экзамены и собеседование в православную семинарию
Те, кто думают, что поступить в православную семинарию очень просто, глубоко ошибаются. Так же, как и в обычный ВУЗ, в академиях и семинариях существует конкурс, и порой весьма немаленький. Поэтому за поступление придется побороться, сдав экзамены по нескольким дисциплинам, проверяющим абитуриента на знание сути православной веры. Как правило, в их перечень входит Священная история Ветхого и Нового Завета, основы православного вероучения, церковное пение, история церкви, знание богослужебного устава. Как видно, православная церковь очень скрупулезно относится не только к моральному облику, но и к запасу знаний своих будущих служителей, и поэтому всем желающим получить духовное образование в православной духовной семинарии следует начинать готовиться к этому заранее, штудируя рекомендованную литературу.
Очень многих интересует: обязательно ли после окончания православной семинарии становиться священником? Отвечаю: нет, не обязательно, в хорошей семинарии, помимо духовных дисциплин, также изучают общую историю и несколько языков, в том числе и древних, что дает выпускникам православной семинарии возможность заниматься впоследствии различной научно-исследовательской деятельностью, работая с архивными документами.
Женщина в православной семинарии: возможно ли?
Многие новообращенные православные девушки под воздействием неофитских порывов часто жалуются, что женщина в православной церкви не имеет возможности себя проявить: все духовные функции забирает на себя мужчина. Даже в женских монастырях насельницы являются, в основном, рабочей силой, монахини же допускаются лишь к мелкому прислуживанию в храме и пению на клиросе. Одним из аргументов является, в том числе, отсутствие возможности для женщины получить духовное образование в православных семинариях и духовных академиях.
На самом деле, причина этого заключается в том, что, как уже было написано выше, православные семинарии рассчитаны на подготовку священнослужителей, которыми, по тысячелетней традиции, женщины быть не могут. Однако то, что женщина не может найти свое место в церкви, не соответствует истине – на сегодняшний день православная церковь нуждается в иконописцах, педагогах, историках, вышивальщицах, поэтому при многих православных семинариях открыты курсы и высшие школы, куда принимают, в том числе, и представительниц прекрасного пола. Ну а суть православной веры девушки могут изучать, поступив на богословское отделение одного из мирских духовных ВУЗов.
С тегами: молитва религия христианство
Как поступить в духовную семинарию:7 документов, которые нужны
Вы решили стать священником — и тут возникают вопросы. Ведь духовная семинария — не обычный ВУЗ, значит, и поступают туда далеко не по результатам ЕГЭ. А тогда как поступить в духовную семинарию в Москве или другом городе? Что нужно для поступления?
Хорошо, когда есть рядом священник, способный подсказать. А если нет, придётся основательно покопаться в Интернете. Точнее, пришлось бы. Эта статья избавит Вас от ненужных усилий. Сосредоточьтесь на главном: вере, Боге, знаниях. А вся нужная для поступления информация — здесь.
Семинария — это учебное заведение для духовенства
Духовная семинария (лат. seminarium — рассадник) — это учебное заведение, которое подготавливает христианское духовенство. Помимо семинарии есть ещё:
Seminarium духовная семинария, в переводе с латинского — рассадник
- духовные университеты;
- духовные институты;
- духовные академии.
Духовные институты и университеты имеют менее жёсткие требования к абитуриентам. Среди предметов: религиоведение, культурологи, философия, искусствоведение и т.д.
Академии выпускают, помимо простого духовенства, ещё и преподавателей, и научных сотрудников для духовных университетов или школ.
Духовная семинария обучает по следующим направлениям:
- священнослужители;
- церковнослужители;
- регенты;
- другие церковные работники.
Её отличительная черта, как и академии, — не только светское, но и духовное образование.
Ещё стоит назвать такие заведения, как духовные училища. Там в течение 2 — 3 лет преподают сокращённую семинарскую программу. Сегодня большинство духовных училищ пытаются подтянуть программу до семинарского уровня.
О семинарском и академическом образовании говорит священник Владимир Хулап:
«Во время обучения в семинарии человек определяется, хочет ли он дальше заниматься наукой или будет священником или дьяконом.
Те, кто хочет идти на приход, после семинарии поступают в распоряжение своего правящего епархиального архиерея.
А студенты, желающие углубить знания, идут в академию.
Там у нас 4 отделения: библейское, где изучают Священное Писание, богословское — это история христианского богословия и философии, церковно-историческое и церковно-практическое.
На последнем изучается литургика, то есть наука о богослужении, каноническое право, педагогика, психология, социальная работа.
После двух лет обучения ребята пишут магистерские диссертации и потом могут поступать в аспирантуру».
Владимир Хулап священник
Традиционно семинария — заведение закрытого типа, поэтому она больше напоминает военное училище, чем светский ВУЗ. Есть строгое расписание дня: время лекций, молитв, спевок, приёма пищи отдыха. Случаи нарушений разбираются.
Семинарии есть и в католицизме, и в православии. Обычно они работают при монастырях и бывают либо мужскими, либо женскими (например, Рязанское епархиальное женское духовное училище).
Рязанское женское епархиал. училище
В 1853 году в Рязани было открыто первое училище для девиц духовного звания благодаря стараниям архиепископа Гавриила (Городкова).
Оно представляло собой приют для сирот и детей бедных церковно- и священнослужителей, готовило девочек к будущей семейной жизни с выпускниками мужских духовных учебных заведений. Содержалось на средства духовенства.
Семинарское обучение приравнивается к бакалавриату и считается высшим образованием. Следующее ступень — духовная академия.
Без обучения в семинарии нельзя работать православным священником.
Обучение в духовной семинарии в России бесплатное. Учащиеся получают стипендии, подрясники, пищу, обеспечены удобствами.
Форма обучения зависит от епархии. Есть очные, есть заочное бесплатное обучение.
Но не везде могут взять, например, женатых мирян с детьми. Бывает, что заочное отделение доступно только для священнослужителей.
Об этой проблеме семинарского образования рассказывает отец Максим Каскун:
Поступить в семинарию могут православные люди с опытом церковной жизни
Для обучения в православной духовной семинарии мужчинам необходимо быть либо холостыми, либо женатыми первым браком.
Жена при этом может быть только православной веры.
18 лет минимальный возраст поступления в духовную семинарию
Поступление в семинарию у католиков разрешено только холостым мужчинам и бездетным людям римско-католической веры.
Возраст поступления в такие православные учебные заведения — от восемнадцати до тридцати пяти лет.
Желающий получить семинарское образование обязательно должен быть воцерковлённым человеком. Он должен активно участвовать в жизни своего прихода. Например, нести послушания на клиросе (читать или петь).
Клирос
Клирос — это место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы.
Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию. Почти в каждом храме имеются два клироса — правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи, либо в храмовой части церкви по углам.
В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие
Поступающий в семинарию должен иметь некоторый опыт в церковной жизни, например, выполнять поручения местного священника, заботиться о церковной утвари, помогать преподавателям в воскресных школах.
Студенты Сретенской духовной семинарии
Ещё одно важное требование — регулярное духовное общение с настоятелем церковного прихода по месту жительства. Тогда будущий абитуриент получит важную для поступления справку — рекомендацию настоятеля.
Для поступления понадобится 7 основных документов и дополнительные
Будущим священникам русской православной церкви для поступления в семинарию нужно иметь следующие документы:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- аттестат среднего школьного образования;
- копия медицинского страхового полиса;
- сертификаты ЕГЭ (дисциплины различаются в зависимости от требований конкретной духовной семинарии, узнавать необходимо предварительно);
- справка о прохождении обязательной медицинской комиссии;
- военный билет;
- рекомендации от священнослужителей (лучше — от настоятеля) храма по месту жительства поступающего. Эти документы должен заверить архиерей.
В каждой семинарии свои условия поступления.
В теории это всё, что нужно, и, если с документами всё в порядке, нет препятствий для вступительных испытаний.
Но в каждой духовной семинарии могут быть свои требования (свидетельство о крещении, справка о составе семьи и т.д.), поэтому стоит сразу поинтересоваться об этом в самом учебном заведении.
Вступительные испытания состоят из собеседования и экзаменов по культуре и истории Церкви
Есть следующие вступительные испытания для поступления в духовную семинарию:
- собеседование;
- экзамены.
Собеседование — это свободная форма беседы, в которой специальная комиссия должна лучше узнать будущего ученика поближе.
Настолько он начитан, эрудирован, культурно развит. Важно не только религиозное, но и общее образование человека.
Среди прочего комиссия интересуется, чем желающий поступить увлекается в свободное время. Это немаловажный показатель.
30 молитв столько должен знать будущий семинарист чтобы пройти собеседование
Вступительные экзамены тоже проводятся свободно. Распространённая тема испытаний для абитуриентов — сочинение по истории Церкви.
Абитуриенту обязательно дают ответить на вопросы катехизиса и рассказать про основы богослужения.
В ходе испытаний особое внимание обращают на следующее:
- насколько абитуриент воцерковлён;
- может ли он не только прочесть, но осмысленно прокомментировать примерно 30 молитв;
- способен ли абитуриент прочесть тексты на церковнославянском языке;
- владеет ли кандидат на поступление церковным пением;
- каковы его знания в истории Церкви;
- насколько хорошо абитуриент знает Священное Писание;
- ориентируется ли кандидат на поступление в православных праздниках;
- разбирается ли в церковных традициях;
- способен ли желающий поступить прочесть по памяти утренние и вечерние молитвы, тропари двунадесятых праздников, а также 50-й и 90-й псалмы.
После семинарии можно работать в приходе, учиться в академии или избрать другой путь
В духовной семинарии учатся от четырёх до пяти лет. Срок зависит от традиции конкретного учебного заведения. Основная программа состоит из гуманитарных дисциплин.
Важная задача преподавателей — развить студентов не только интеллектуально, но и духовно. Это важно, чтобы священник смог выполнять свою миссионерскую функцию.
Так об этом говорит секретарь Ученого совета МДАиС, доцент, протоиерей Павел Великанов:
«Не может человек заниматься богословием, не имея собственного опыта духовной жизни, не будучи приобщен всеми сторонами своей жизни к церковной традиции.
А это сегодня невозможно нигде, кроме как в закрытом учебном заведении, какими являются семинария и академия.
И главное преимущество семинарии в том, что она позволяет сформировать целостного человека,
пополнить не только интеллектуальный багаж, но и научить студента разным сторонам жизни, которым в обычном,
пусть даже и церковном, учебном заведении, будет научиться очень сложно.
Можно говорить о разных проблемах и недостатках семинарского курса, как в плане учебы,
так и в плане воспитания, но все равно в целом он сохраняет те традиции,
в которых проходило обучение лучших поколений нынешних священнослужителей».
Павел Великанов протоиерей
Впрочем, количество дисциплин и их направления могут отличаться в зависимости от конкретной семинарии. Есть заведения, где усиленно изучают высшую математику.
Среди заочных форм обучения самая распространённая — платная. 4 тысячи рублей ежегодно. Например, вот, что говорит об условиях для заочников Иерей Владимир Язов Свято-Троицкий храм с. Нижняя Тавда:
«Длительность обучения
на заочном
секторе Тобольской
Православной
Духовной семинарии — 5 лет.
Пожертвование
за обучение — 4 тыс. р. в год,
проживание — 200р/сут.
Примерные вызовы
на сессии: октябрь — декабрь».
Владимир Язов иерей
А вот и она сама:
Тобольская духовная семинария
У Тобольской православной духовной семинарии есть официальный сайт
После обучения в духовной семинарии выпускников направляют в приходы Русской православной церкви на пару лет практики.
Но женатый выпускник и клирик своей епархии остаётся там, где и был.
После обучения в семинарии можно поступить в академию, хотя это не обязательное условие. Многие выпускники и вовсе не остаются в лоне церкви. Вот что говорит протоиерей Павел Великанов:
«Конечно, хотелось бы, чтобы человек стал священнослужителем или церковнослужителем,
но если он в семинарии понимает, что это — не его стезя,
и выбирает какую-то другую стезю, оставаясь при этом церковным человеком, — что ж, это его путь.
Невольник — не богомольник, как говорит русская пословица.
Наверное, лучше, если человек это осознает в семинарии,
чем после рукоположения он поймет, что ошибся.
Четкой статистики, сколько наших студентов не становятся священнослужителями, у нас нет.
Однако мы готовим не только священно- и церковнослужителей,
но и регентов церковных хоров,
иконописцев — тех, кто может также трудиться на благо Церкви».
Павел Великанов протоиерей
Православные духовные семинарии есть в Москве, по всей России и за границей
Существует множество семинарий по всей России, немало их и в Москве. Самая известная Московская семинария располагалась на улице Делегатской, дом 3. Но ныне этого заведения в старом виде и не прежнем месте нет. Его заменила Московская духовная академия в Сергиевом Посаде.
Что же касается именно семинарий, то примером действующего до сегодняшнего дня учебного заведения — Московская Сретенская духовная семинария. Она обучает молодых людей с 1999 года.
Здание Московской Сретенской духовной семинарии
Отличительная особенность данного заведения — участие воспитанников в деятельности обители.
Это позволяет студентам уже в году учёбы почувствовать себя полноценным членом церковной жизни, привыкнуть к тому, что ждёт их в будущем.
Многие культурные и просветительские проекты создаются с участием студентов духовной семинарии.
Ещё одно известное подобное заведение — Санкт-Петербургская духовная семинария (и академия):
Санкт-Петербургская духовная семинария
Православные семинарии есть за границей, например, в США и Японии
Также православные духовные семинарии есть и за границей: в Украине, США, Японии и т.д.