Стих читать через строчку


Иллюстрация: Нино Чакветадзе

Потрясающее стихотворение, которое обязательно нужно прочитать два раза. Почему именно два? Прочтите первый раз и поймете.

Я – часть потерянного поколения
И я отказываюсь верить, что
Я могу изменить этот мир.
Я понимаю, возможно, это шокирует вас, но
«Счастье уже внутри тебя»
– Это ложь, на самом деле.
Деньги сделают меня счастливым
И в тридцать лет я расскажу своему ребенку, что
Он – не самая важная вещь в моей жизни.
Мой босс будет знать, что
Мои принципы:
Работа
Важнее, чем
Семья
Послушайте:
С давних пор
Люди живут семьями
Но сейчас

Общество никогда не будет таким, как прежде
Эксперты говорят мне
Через тридцать лет я буду праздновать десятилетие моего развода.
Я не верю, что
Я буду жить в стране, которую сам создам.
В будущем
Уничтожение природы станет нормой.
Никто не верит, что
Мы сохраним нашу прекрасную планету.
И конечно
Мое поколение уже потеряно.
Глупо полагать, что
Есть надежда.

А теперь прочитайте стихотворение снизу вверх.

Этот «белый стих» читается в обе стороны как символ двух противоположных сюжетов развития человечества. И чтобы сценарий из первого прочтения не стал явью, нужно выбрать обратную дорогу с совершенно иными ценностями. Автор Джонатан Рид даже дал стихотворению два названия, в зависимости от того, какое именно прочтение вы имеете в виду – «Потерянное поколение» или «Есть надежда».

Джонатан Рид «Потерянное поколение»/»Есть надежда»

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения. В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения. Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.

Виды рифм

Рифмы делятся по слоговому объему на:

  • женские – ударение направлено на предпоследний от конца слог;
  • мужские – ударение исключительно на последнем слоге;
  • дактилические – ударение падает на третий от конца слог;
  • гипердактилические – ударение на четвертом слоге от конца;
  • открытые – если рифма оканчивается гласным звуком;
  • закрытые – если она оканчивается согласным звуком.

Рифмы различаются по точности созвучий (характеру звучания):

  • богатые;
  • бедные;
  • приблизительные;
  • точные;
  • ассонансы;
  • тавтологические;
  • составные;
  • неравносложные;
  • диссонансы;
  • разноударные.

Рифмы делятся по положению в стихотворении:

  • внутренние;
  • начальные;
  • конечные.

Рифмы различаются по положению в строфе:

  • перекрестные;
  • смежные;
  • опоясанные или охватные.

В отношении кратности повторов рифмы делятся на:

  • тройные;
  • парные;
  • четверные;
  • многократные.

Знаете ли вы? Стихотворения без рифмы называются белыми, а с наличием неточных рифм – «рифмоидами».

Для рифмы существует несколько поэтических приемов и терминов:

  • Панторифма – это когда рифмуются между собой все слова в строке и в последующей за ней. К примеру: рифмуем первое, второе и третье слова двух строчек.
  • Сквозная рифма – это рифма, которая проходит через все стихотворение. К примеру: одна рифма в каждой строке.
  • Эхо-рифма – это вторая строчка, которая состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Примеры некоторых рифм

Мужская рифма, которая подразумевает ударение на самом последнем слоге.
К примеру:
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Женская рифма, способная охватить те слова, чье ударение падает на предпоследний слог.
К примеру:
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
Дактилическая рифма, которая способна отвести нас еще дальше на один слог. Речь пойдет о третьем слоге с конца.
К примеру:
К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики.
Гипердактилическая – это самая сложная рифма, которая на практике встречается достаточно редко. Отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
К примеру:
Березу день расчесывает,
Березу день причесывает…
Точные и неточные рифмы.
Точную рифму сразу замечают и узнают, ею восхищаются и ее принимают. Звук точной рифмы стопроцентно совпадает и ничем не выделяются на слуху.
К примеру:
Я сегодня рано встала
И поэтому устала.
Все элементарно и предельно просто. Однако зачастую используются и неточные рифмы, в которых фонетическое созвучие лишь частично.
К примеру:
Мне сегодня вдруг не спится,
Я взяла тихонько спицы…
Казалось бы, улавливается что-то похожее, однако если составить транскрипцию, то можно увидеть, пусть и небольшое, но все же различие.
Однородная рифма относятся к одной и той же части речи. также это могут быть два имени существительных, два местоимения или два глагола. К сожалению, по непонятным причинам, подобное сочетание не особо жалуют и почему-то считают крайне примитивным.
К примеру:
Посмотри же на меня,
Хороша ль сегодня я?
Разнородная рифма подразумевает непосредственное сочетание глагола с именем существительным или же имени прилагательного с наречием и так далее. Подобных сочетаний можно изобрести очень много.
К примеру:
Ты принёс мне сегодня цветы,
Перейдем же с тобою на «ты»!
Составная рифма дополнительно задействует различные служебные части речи. Например, частицы и союзы.
К примеру:
Подойди-ка, подойди-ка,
Моя девица – гвоздика.
Тавтологическая рифма – это крайне примитивный прием, который, так или иначе, встречается в литературе. В таком случае полностью повторяется слово или же словоформа. Впрочем, если подобную рифму использовать с умом, то вполне возможно дойти и до степени шедевра.
К примеру:
Я тебя когда-то забыл,
Знаю я, что напрасно забыл…
Омонимическая рифма подразумевает под собой совпадение не только звучания, но и написания. При всем при этом слова имеют абсолютно различные значения.
К примеру:
Наш с тобою крепкий брак
Выявил сегодня брак.
Каламбурная рифма совершенно не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно довольно схожи. Данная рифма строится исключительно на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов.
К примеру:
Не дойти никак до сада.
Вот такая вот досада!
Паронимическая рифма представляет собой сочетание слов, которые сходны по звучанию только частично. Их значения тоже различны, хотя и довольно близки.
К примеру:
«Скоро вышлет ответ адресат», –
Уверял всё себя адресант.
Богатая рифма – это сочетание, в котором совпадает предударный согласный.
К примеру:
Оторвался лепесток –
Стал печальнее цветок.
Бедная рифма – это рифма, в которой согласуются только гласные и обязательно ударные звуки.
К примеру:
Я выпил сегодня вино
И жить мне стало легко.
Банальные рифмы – это нечто такое: вечность-бесконечность, любовь-кровь.
Оригинальные рифмы частенько встречаются в наши дни, поскольку каждый поэт стремится превзойти не только других авторов, но и самого себя.
Макароническая рифма представляет собой сочетание слова русского языка с неким зарубежным.
К примеру:
Неважно сколько тебе лет,
Если красишься Palette.
Абсолютная рифма включает в себя союз полностью одинаковых слов. Исключением может быть лишь ударный звук.
К примеру:
Пусть бушуют в доме грозы,
Пусть смакует сердце грёзы.
Графическая рифма – это бесполезное в поэзии явление, поскольку в ней сочетаются не звуки, а буквы. К примеру: точно – нарочно.

Виды рифмовки

Смежная рифмовка

Это самый простой и распространенный способ. В нем рифмуются каждые две строчки.
К примеру:
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.

Перекрёстная рифмовка

В данном случае первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой.
К примеру:
Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая рифмовка

Сочетает в себе первую строчку с четвертой, а вторую с третьей.
К примеру:
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.

Сплетенная рифмовка

Представляет собой самый сложный и запутанный случай. Сплетенная рифмовка встречается редко, но метко. В строфе, состоящей из шести строк, мы сочетаем их в следующем порядке: первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой
К примеру:
Никто не заставлял тебя страдать,
Качаться, словно тонкая рябина
И плакать, будто всё прошло,
Ведь нам от жизни стоит брать,
То, что даётся прямо в спину,
И то, что нам с судьбой пришло.
Пожалуй, на этой рифмовке мы подошли к концу нашего теоретического и практического монолога. Не стоит забывать о том, что стихотворение – это все же произведение искусства, поэтому продумывайте его до мелочей. А рифма – это несомненно очень важная мелочь! Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *