Близкие люди: это кто?

УДК 159.9 Ю. П. Кошелева

канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ; kosheleva@gmail.com

ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ ИЛИ БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК?

В статье рассматриваются ключевые понятия, входящие в категорию «отношения» — «общественные отношения», «межличностные отношения», «значимый другой», «значимые отношения», «близкие отношения» и характеристики значимых отношений — позиция, обязанность и дистанция, а также предлагается вариант их смысловых связей на основе результатов эмпирического исследования.

Ключевые слова: личность; отношение; эмоциональные отношения; межличностные отношения; значимые отношения; субъективные и объективные характеристики значимых отношений; иерархия отношений; близкие отношения; близкий человек.

Kosheleva Yu.P.

SIGNIFICANT RELATIONS: SIGNIFICANT OTHER OR LOVED ONE?

Даже тот, кто далеко, — стоит рядом, если он в твоем сердце;

Даже тот, кто стоит рядом, — далек, если твои мысли далеки от него.

Древнеиндийское изречение

В зарубежной психологии появилось понятие «значимый другой», которое стало одним из центральных для объяснения механизма формирования личности . Разрабатывая

данную тему, ряд авторов (У Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, К. Юнг, К. Роджерс) предлагали свои понятия такие, как «обобщенный другой», «социальное Я», «зеркальное Я», «маска», «персона» и др. Однако все высказанные идеи, кристаллизованные в этих понятиях, содержали ответ на вопросы: что влияет на человека в процессе его становления, что делает его собственно человеком. Термин «значимые отношения» характерен для отечественной психологии . Его эволюция связана с именами отечественных психологов — В. Н. Мясищевым, С. Я. Рубинштейном, Л. Я. Гозманом, В. Н. Куницыной, Н. В. Казариновой, В. М. Погольшей, А. В. Петровским, А. А. Кроником, Е. А. Кроник и др., и с разработкой понятий «отношения», «эмоциональные отношения», «межличностные отношения» и самим термином «значимые отношения». В отличие от зарубежных коллег советские и российские психологи делали акцент не на самой личности, на которую оказывается влияние, а на тех связях с другими людьми, которые и являются (эмоционально) значимыми для человека . Векторы зарубежных и отечественных подходов психологии к проблеме значимости оказались противоположными. В одном случае изучалась структура личности, ее внутреннее строение. Исследуемые механизмы показывали и доказывали результат такого влияния на человека. В другом случае анализировалось внешнее, преимущественно ближайшее окружение человека, которое и оказывало на него влияние. Вопрос психологов состоял в том, кто влияет на личность больше и почему. В целом же можно сказать, что оба подхода рассматривали проблему значимости — другого человека или других людей — на каждого, кто живет и действует в мире людей. Закономерно возникает вопрос: а что же предпочтительнее — значимый человек или значимый другой?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем анализ явлений, которые обозначаются данными понятиями. Сужая представления о развитии человека, остановимся лишь на его развитии с точки зрения познания им окружающего мира и его освоения. Постулатом в психологии является утверждение: человек не может существовать без других людей. Для психического развития ему нужны другие люди. В этом смысле они изначально обладают для него значением, т. е. значимы

для него. В этом смысле любой человек может быть значимым для любого другого индивида. Появится ли или нет значимость «другого» будет зависеть от «значимости отношений». Получается, что человек как субъект отношений сам их «выстраивает», определяет круг значимых для себя лиц. Сам же может и перестраивать систему своих отношений, меняя их иерархию и свои предпочтения. При этом «значимый другой» может существовать абстрактно (например, как вымышленный персонаж) или на расстоянии (как реальный, но незнакомый человек). А вот чтобы человек стал значимым, он должен попасть в систему отношений и стать субъектом этих отношений, а также у него должен быть опыт взаимодействия со значимым человеком и возможность оценки этих отношений, их «означивания». В дальнейшем мы будем разводить понятия «значимый другой» и «значимый человек», соотнося первое понятие с источником нормообразования, связанным с процессом социализации, а второе — с результатом оценки отношений с другими людьми, позволяющей объективно или субъективно выделять характеристики значимых (выделенных и оцененных как важных для человека) отношений и выстраивать иерархию значимости в системе этих отношений. В этом контексте в разное время у людей могут наблюдаться разные значимые люди и, соответственно, могут меняться предпочтения и оценки степени значимости тех или иных людей в жизни человека. Следовательно, значимые отношения, помимо содержательного компонента, включают в себя динамику отношений. Однако можно ли уловить критерии значимости отношений для человека?

Когда рассматриваешь категорию «отношения» с позиции исследователя человеческих отношений, необходимо, вслед за В. Н. Мясищевым, выделять два пласта таких отношений — общественные и межличностные . В этом контексте категория «значимость» отношений ближе к общественным отношениям, а вот в межличностные отношения попадает ближайшее окружение человека. Чтобы проверить, какой смысл вкладывается людьми в понимание значимых отношений на практическом уровне, мы провели эмпирическое исследование. В нем приняли участие 42 человека от 21 до

44 лет обоего пола (20 мужчин и 22 женщины). Первое задание включало в себя определение круга значимых лиц на основании ролевых характеристик (мать, отец, друг / подруга, парень / девушка, муж / жена и др.). Ролевые характеристики не ограничивались. Каждый участник исследования волен был выбирать те роли, которые он или она считала важными для себя. Затем оценивались характеристики отношений, которые воспринимались респондентами как значимые (например, N понимает меня; является образцом или примером для подражания и др.). Для дальнейшего исследования выбирались только три первых ранга значимых отношений, т. е. значимые для исследуемых люди, которых они поставили на первые три места (ранги могли сливаться в случае, если их место совпадало — при этом всё равно оценивались только три человека с максимальным рейтингом). Ответы респондентов обрабатывались методом контент-анализа. В результате все ответы были разбиты на три подгруппы по общим характеристикам значимых отношений: позиции, обязанности и дистанции. Остановимся на этих характеристиках подробнее. Под позицией мы понимаем все характеристики отношений, которые рассматриваются как формы психологической власти — экспертной власти, власти примера и т. д. Под обязанностью — такие отношения, которые характеризуют степень ответственности друг перед другом (например, забота, обеспечение благополучия, защиты и т. п.) и под дистанцией — характеристики отношений с точки зрения психологической близости как характеристики именно межличностных отношений включая доверие, понимание, уровни аттракции — симпатию, дружбу, любовь). Затем подсчитывался общий коэффициент (как среднее значение по трем основным характеристикам отношений) по всем ролям и по каждой в отдельности. Кроме того, в ответах респондентов оценивались когнитивный, эмоциональный (оценочный) и поведенческий аспекты оценки значимых отношений.

Результаты исследования показывают, что максимальный коэффициент (0,73) в диапазоне от 0 до 1 получает такая характеристика, как «позиция». Характеристики значимых отношений «обязанность» и «дистанция» колеблются от 0 до

0,27. Гендерные различия не наблюдаются. При этом преобладает когнитивный компонент высказываний о значимом человеке (0,54) и далее поведенческий (0,37). Следует отметить, что поведенческий компонент, в основном, приписывался значимому человеку, а не самому респонденту. Эмоциональный (оценочный) компонент высказываний о значимом человеке был минимальным. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, мы продолжили наше исследование и обнаружили, что в практической жизни люди разводят понятия значимого человека и близкого.

Мы провели дополнительное исследование, посвященное сравнению этих понятий. Приведем наиболее характерные определения.

1. Значимый человек — это «человек, мысли и / или действия которого сыграли большую роль в жизни и / или формировании личности, становлении его карьеры. Может быть кем угодно — родственником, знакомым или незнакомым (писателем, артистом, философом)».

В этом понимании понятие «значимый человек» пересекается с понятием «значимый другой».

Значимый человек — это «человек, о котором ты вспоминаешь, потому что он оставил след в твоей памяти» или «друг по разуму, наставник, учитель, тот, кто смог научить чему-то в жизни; который даже после ухода (если такое случилось) остался в памяти, и к нему сохранилось уважение».

Здесь напрямую затрагиваются вопросы социализации человека и степени влияния на него других людей.

И, наконец, значимый человек — это «человек, задающий тебе планку в жизни, на которого хочется быть похожим или соответствовать тем критериям, которые он задает. Он помогает определить верное направление в жизни и часто служит эталоном в своих действиях, установках и в целом мировоззрении. При этом он не навязывает своей воли и не беспокоится, что ты будешь есть и где спать, с кем ты дружишь и с кем спишь. Собственно его может и не волновать, существуешь ли ты или нет, но для тебя его существование очень важно и значимо, ведь он как маяк в море твоей жизни».

Данное определение в полной мере очерчивает смысловое поле понятия «значимый человек», в котором в наибольшей степени, чем в других определениях, подчеркивается субъектный характер отношений и выделяется субъект этих отношений, который и определяет важность этих отношений для себя.

2. Близкий человек как психологическое понятие не существует. В словарях русского языка термин «близкий» определяется только в двух значениях — как «кровно связанный, непосредственный» и как «не далеко отстоящий (в пространстве или во времени)». В первом своем значении он связан с родственными (кровными) отношениями, а во втором -с расстоянием или со временем. Во втором значении слово «близкий» вполне может соотноситься с понятием психологического времени и психологической близости (расстояния). Так ли это? Обратимся к результатам нашего исследования, из которых мы приводим наиболее характерные высказывания.

Близкий человек — это «человек, перед которым можно не волноваться, что ты делаешь что-то не так. Всё всегда так», или это «тот, с кем существует духовная связь. Ниточка, протянутая от души к душе, которая позволяет понимать без слов, предвидеть, прощать и т. д. Социальный статус, уровень образования, взгляды на что-либо могут при этом не совпадать. Как правило, близкие люди друг другу не мешают, не делят пространство. Это могут быть любимые (мужья, жены), друзья и знакомые, родственники».

В этом определении наблюдается принятие бытия человека вообще (в первом варианте определения) и признания бытия человека, имеющего физические характеристики — локализацию в пространстве, которая подтверждает факт присутствия человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Близкий человек — «человек из ближайшего круга людей, которому можно довериться; человек, обладающий схожими интересами и взглядами на многие вещи; человек, ради которого я готова на многое и судьба которого меня беспокоит».

Оказывается компоненты значимых отношений, связанные с такими характеристиками отношений, как «обязанность»

и «дистанция», выражаются не через понятие «значимый человек», а через термин «близкий человек». (Сходные результаты представлены и в других определениях «близкого человека», например «близкий человек — тот, кто заботится и о ком заботятся в межличностных отношениях»). Следует также отметить наличие действенного компонента в определении «близкого человека», который отсутствовал в определении значимого человека. Данные тенденции еще больше выражены в следующем определении.

Близкий человек — «это схожий по некоторым признакам, понятиям человек. Возможны близкое мировоззрение, понимание жизни или же просто схожесть интересов вкупе с обою-доудобным стилем общения. Близкий человек готов сделать что-либо конкретное для своего близкого человека, оказать помощь даже в ущерб себе. Можно говорить также о взаимных «обязательствах» между двумя близкими людьми».

Общность взглядов и мировоззрения подразумевает также включение в совместную деятельность как полноправных субъектов взаимоотношений, в которые включены не только межличностные, но и деловые (общественные) отношения. В этом контексте становится понятным и появившиеся «обязательства» друг перед другом и результаты отношений. Рассмотрим еще одно определение близкого человека.

Близкий человек — это «человек, который тебя принимает таким, какой ты есть. Обычно к близким людям относятся родственники и / или друзья. Может быть и встреченным в жизни и вошедшим в твою сферу жизни (контакт: физический, эмоциональный, взаимопонимание в мыслях и поступках). Человек, которому зачастую не надо объяснять, почему ты поступил именно так, а не иначе. Человек, с которым тепло и душевно, говоришь ли ты или молчишь. Обычно близкий человек заботится о тебе, его волнует твое здоровье, близкий круг друзей и подруг, как дела на работе и в целом твое существование для него очень важно. Также и тебя беспокоит его жизнь и здоровье». Причем такие отношение равно направлены друг на друга, т. е. предполагают как определенный уровень совместимости по разным параметрам (физический, эмоциональный и др.), так и определенную степень сработанности.

А это, как раз, и определяет отношения в малой группе — эмоциональные (межличностные) и деловые (общественные). Получается, что близкие отношения воплощают в себе в полной мере все характеристики отношений.

Таким образом, понятие «близкий человек» как психологическое оказывается более емким по содержанию, чем термин «значимый другой». «Близкие отношения» ценятся выше, чем «значимые отношения» и на операциональном уровне хорошо диагностируются и интерпретируются людьми. «Близкие отношения» включают в себя всю гамму отношений человека как на психологическом уровне, так и на социальном. Чем больше характеристик они в себе содержат, тем богаче эти отношения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать важные выводы:

1. Содержание категории «отношения» культурно специфично. Российской культуре свойственны термины «близкие отношения» и «близкий человек» в сравнении с понятиями «значимые отношения» и «значимый другой».

2. В значимых отношениях субъектом выступает человек, который сам выстраивает (или перестраивает) систему своих отношений. В близких отношениях важны субъекты этих отношений, взаимодействие которых и определяет эту систему.

3. Близкие отношения по сравнению со значимыми отношениями в большей степени «пристрастны» и отражают качество отношений между людьми.

4. Помимо родственных отношений и пространственно-временного расположения термин «близкие люди» включает в себя психологические и социальные характеристики отношений, а также их производные.

5. Деятельностный характер «близких отношений» предусматривает наличие согласованных целей, ценностей, норм поведения, а также средств и контроля, обеспечивающих «совместность» отношений.

6. «Близкие отношения» также подразумевают совместные действия и их результат.

7. А это значит, что «близкие отношения» требуют усилий и труда (деятельности) по построению взаимоотношений.

В этом смысле, если у человека нет близкого человека, то это не является характеристикой ситуации его (близкого человека) отсутствия, а становится характеристикой самого человека, который ничего не предпринимает для построения близких отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. -Дубна: Феникс : КогитоЦентр, 1998. — 224 с.

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. — СПб. : Питер, 2003. — 544 с.

4. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М. : МПСИ, МОДЭК, 2011. -400 с.

5. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. : Когито-Центр, 2015. — 672 с.

Близкие люди

1. Определение

Ближние — это те, кто нам близок. Близкие — это те, кто от нас близко.

2. Простая схема рассказа-расспроса

Как всегда, та же эвристическая схема: сюжет, контекст, отношение, смысл. Модификации следующие.

1. Сначала посмотреть, с кем я живу там, где живу. Это перекликается с описанием образа жизни, взятом в таком специальном аспекте.

2. О ком-то из близких (об одном-двух, или сколько успеется) рассказать относительно подробно. Притом речь должна идти не столько об этих людях самих по себе, сколько об отношениях с ними. Что мы с ними делаем, как взаимодействуем, какую роль они играют в нашей жизни, какую роль мы играм в их, как это происходит?

3. Как я к этому отношусь, — и, по возможности, гипотезы относительно того, как они к этому относятся.

4. Смысл взаимоотношений. Нужно сосредоточится и подумать: «Так кто он(а) мне на самом-то деле?» Например, некто полчаса рассказывает: вот моя мама, я с ней живу, я от неё завишу, она меня воспитывает, она меня кормит. А потом вдруг оказывается, что она без меня не может жить. И главное, что я ей делаю, — это я ей обеспечиваю то, без чего она не может жить, и в этом смысл отношений.

Но не стоит перегружать тему, можно просто: обнаружить список близких людей и удивиться. То есть, с кем же я реально в этой жизни живу? И как я с ними живу? («Да как же я с ним живу?!» — и как же ты с ним живешь?)

3. Ноуменально-астрологический комментарий

Тема возникла при медитации на Третий дом гороскопа. Третий дом, будучи по природе «воздушным», касается отношений.

По моему замыслу там — «близкие люди».

Отношения с близкими людьми по Третьему дому можно очертить несколькими противопоставлениями.

(1) Первое из них — Другой (Другие), или Партнер по Седьмому дому. Седьмой дом — «энкаунтер» в смысле Роджерса, встреча-вызов. Это предел, на котором сходятся внешнее и внутреннее полукружия домов. В качестве примера: не так-то легко, приведя жену (которая поначалу была «далекой возлюбленной») в дом и прожив с ней 5 (10, 15, 20 — кто больше?) лет в одном доме и в одной семье, хотя бы иногда замечать ее не только как привычного «своего человека» по Третьему дому, но и как «чудо встречи» по Седьмому.

(2) Третий дом — внизу, в области «внутреннего». Это «свои люди» («свои люди — сочтемся»), в отличие от «внешних людей», представителей социума, в Одиннадцатом доме. Многие к «своим» начинают относиться тоже во внешне-социальной манере, но это уже граничит с невротическим механизмом изоляции. С другой стороны, во многих случаях это— единственная возможность выжить. Иной раз «родной человек» — хуже незваного гостя…

(3) Еще одно важное противопоставление — Четвертый дом, где, среди прочего, живут детско-родительские отношения. Четвертый дом — это мои родители, мои корни, мои истоки. Это вертикальное отношение («Почитай отца своего и мать свою», не сказано — «люби», это было бы про Седьмой дом, а про Четвертый сказано — «почитай»). Третий дом —отношения сиблинговые, горизонтальные. В реальности, впрочем, родители редко дотягивают до действительно «родительского отношения» (которое, тем самым, остается в полубессознательном виртуале), а оказываются сиблинговыми конкурентами по детскому неблагополучию.

Названные противопоставления не указывают на предмет рассмотрения по сути, но задают ему границы. Суть предмета см. выше и ниже.

4. Психологическая суть дела

Речь идет о том типе отношений, в которых «мы» предшествует «я» . Это отношения, из которых «я» выкристаллизовывается, а не те, в которые «я» вступает.

Это «мы», куда человек обнаруживает себя уже включенным. Семья — хороший пример, но семьей тема не исчерпывается. Разного рода «коллективы» тоже относятся к теме. Во всяком случае, для московского человека маловероятно, чтобы он больше года ходил на какую-то работу и не завел там вполне «домашних» отношений. То же в походах и других «компаниях».

Отношения могут быть хорошими или плохими, близких своих человек может любить или не любить, уважать или не уважать, но изначально это те отношения, которые «есть». Человек может мечтать эти отношения изменить, но это не так просто, потому что для этого нужно менять себя, а иногда и не только себя, но и свою внешнюю ситуацию. Человек может мечтать из этих отношений вырваться (так, например, подросток мечтает уйти из родительской семьи), но часто, даже покинув ситуацию физически, человек долго несет на себе ее «отпечаток».

Это приводит нас к еще одной (впрочем, частной) теме:

5. Референтная группа

Близкие люди создают то пространство ценностей и оценок, в рамках которых человек начинает сознавать себя. Важно понять, что референтная группа, — люди, с которыми я считаюсь, чьем мнение о мире и обо мне самом для меня важно, —не столько выбирается сознательно (хотя для психотехника и это возможно), сколько складывается «сама собой» и действует без специального осознания человеком.

Референтных групп у человека обычно несколько. Мой любимый пример — Иммануил Кант, который в области философии общался с небольшим кругом серьезных людей — Платоном, Аристотелем, Локком и немногими другими, и это было для него так же естественно, как ежедневные прогулки по Кёнигсбергу и принадлежность к определенному социальному слою, каковую принадлежность он честно отрабатывал, будучи — в свободное от занятий время — весьма светским человеком.

К счастью, мне в жизни не приходилось встречать тех людей, у которых нет близких. И в контексте «близкие люди» я имею в виду не только родственников по крови, но и тех людей, которые окружают человека в жизни, и могут быть ему близкими по духу, мировоззрению и любым другим характерным особенностям. То есть, хочу сказать, что не приходилось мне встречать людей одиноких во всех понятиях этого слова, что меня действительно радует, так как считаю, что человек в полном одиночестве умирает, пусть даже не физически. Но статья моя не об этом, и данные строки – лишь предисловие к ней.

Итак, кто же они – близкие люди в нашей жизни?

По-моему, близкие люди должны служить каждому неиссякаемым источником энергии и вдохновения, пищей для раздумий, саморазвития и, естественно, положительных эмоций. А также, на собственном опыте убедилась, что близкие люди – это зеркальное отражение меня самой. И чем духовно-эмоциональное пространство между мной и моими близкими короче, тем четче мое отражение в них. Именно на этот аспект я стала обращать больше внимания в последнее время и хочу научиться одному правилу: «когда я не могу понять себя саму, мне стоит более внимательно изучать свое окружение, так как они, их отношение к жизни и, в частности, ко мне, — это я сама».

Как-то мне на глаза попалась удивительная фраза: «задавай чаще вопрос не «за что?», а «для чего?»» Часто, люди встречают проблемы вопросом: «за что мне это все?», хотя, если поменять свой вопрос на: «для чего мне это дается?», человек может сократить время на решение проблемы, быстрее осознать ошибки и пойти дальше. Практически так же обстоит дело и с теми людьми, которые встречаются нам на пути. И я верю, что каждый из моего окружения — не случайность, а цель моего дальнейшего развития. А это значит, что все те люди, с которыми у нас когда-либо завязываются отношения, даются жизнью нам для чего-то, и, прежде всего, это «чего-то» — наш опыт и познание самого себя.

Не могу здесь пройти мимо и того, что каждый человек притягивает к себе себеподобных. Ведь не зря народная мудрость гласит: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты». Так вот, если человек оказался в вашем окружении, значит он, как бы там ни было, но в чем-то является отражением вас.

Извлекать полезный опыт посредством близких

Взаимоотношения. Какими бы они ни были замечательными, всегда находятся в людях те стороны, которые мы не понимаем, а скорее принимаем. То есть, когда в другом присутствует определенное качество, «раздражающее» нас, но, при необходимости в тесном общении с данным человеком, и учитывая то, что другого изменить невозможно (каждый сам может поменяться, если того пожелает), мы просто принимаем его таковым и стараемся сглаживать углы в определенных случаях. Но что если мы начнем задавать себе вопрос, при общении с таким человеком: «для чего мне дан этот человек, и чему я могу научиться у него, учитывая все его личностные стороны?» Оказывается, проанализировав, мы поймем, что научиться мы сможем очень многому.

  1. Прежде всего, глядя, якобы, на недостатки другого, следует спросить себя о том, не наделен ли я подобными чертами?
  2. А может быть, мне необходимо научиться терпимости и принятию, а также понизить свою категоричность и т.д.?

Изучая личное окружение, всегда стоит использовать теорию относительности по отношению к себе. И даже если мы не в состоянии часто понять, отчего человек таков, каким является, мы всегда можем разобраться в том, для чего такой человек находится рядом с нами.

Как же обстоит дело с противоположной стороной медали – восхищением определенными качествами близкого нам человека или им полностью? Учитывая зеркальность, стоит заметить, что появление такого человека в нашем кругу означает, что мы сами его достойны, ведь такими же качествами, которые восхищают в других, наделены и мы сами. Но не стоит слишком подымать нос, когда в окружении больше людей, которыми хочется восхищаться, так как они даются еще и для того, чтобы не только осознать личные положительные стороны, но и чтобы узреть, что такие «превосходные» — мы не одни, вон сколько нас, а значит стоит подумать над тем: умею ли я ценить роль других уникальных и неповторимых людей в своей жизни.

И если некоторые могут подумать, что это классная идея, и пуститься на поиски тех самых людей, которыми они могли бы восхищаться, дабы созерцать в них себя великолепного, то они ошибаются, так как этот путь будет исходить из доводов разума, а не личных ощущений и внутренних духовных стремлений, последнее из которых, по-моему, как раз и является тем самым источником близких отношений. Ведь близкие люди – это не те, с кем выгодно общаться, а те, с которыми невозможно не общаться из-за силы притяжения.

Ищите свое отражение в ваших близких, изучайте себя и улучшайте. И цените общение со значимыми для вас людьми, так как с помощью их вы можете не только стать лучше, но и наблюдать успехи личного развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *