День по народному календарю

Время движется, жизнь меняется, а с ней и нравы, нормы поведения, принципы людей, осознание жизненных ценностей. Хочется верить, что не все потеряно, не все уйдет в забытье.

Мы, славяне, великая нация!

Мы по праву можем гордиться нашими предками! Мир вокруг нас создан ими. Чем мы можем отблагодарить их за данную нам возможность жить?! Риторический вопросКаждый ответит на него по- своему, а мой ответ таков: мы должны уважать и чтить то, чем жили наши предки, должны сохранить информацию для наших потомков! Этим, собственно, я и занимаюсь

Наша школа работает в направлении сохранения традиций народного творчества. На базе школы организована студия Народно-хорового пения, коллектив которой знакомится, и знакомит других учащихся, с народными традициями, обрядами, праздниками. Но наша деятельность не ограничивается рамками нашей школы, мы работаем на уровне поселка, района, города. И я, как участник данного процесса, горячо верю в правильность наших действий. Поэтому моя работа посвящена народному календарю, его обрядам и праздникам.

Русский месяцеслов-мудрость и красота.

Селяне, которые отлично чувствуют природу и знают приметы – они и живут в ладу с ней. А поэтому хорошо работают с землёй, отлично хозяйничают и получают завидные урожаи зерна и овощей, не говоря уж о ягодах и фруктах. Мало иметь хорошие семена, подготовленную землю, опытных людей, надо точно ухватить время, угадать сроки сева. Можно много потерять, если при севе не учитывать природные приметы. Недаром в народе говорят: » Как примета скажет, так и жито в закрома ляжет».

Беден человек, который не видит, не слышит, не чувствует природу; богат тот, кто вжился в нее и с любовью, по-хозяйски с ней обращается!

Народная мудрость веками передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. С появлением письменности многое было записано. Обычаи, обряды, праздники стали напрямую связываться с христианством, с православными праздниками.

Народный календарь-это кладезь народной мудрости, накопленной веками. Обращаясь к нему, мы становимся удачливее, делаем нашу жизнь богаче и краше.

Несомненно, молодому поколению есть чему поучиться у наших предков.

Исстари основным занятием восточных славян, и русских в том числе, было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса праздников, обрядов носила земледельческий характер. Календарь русского крестьянина 19 века представлял собой сложное явление, включающее в себя знания природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, установившиеся веками нормы общественной жизни и многое другое. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

На земле пахарь живет, землею кормится, с ее дыханием каждый вздох его сливается. Думает-гадает он о хлебе-урожае и теплой весной, и знойным летом, и ненастной осенью. Нет ему покоя от этой думы и в студеную зимнюю пору – когда дремлет зябкое зерно в закованной морозом земле.

Вековечна дума крестьянина об урожае, вот и присматривается он к природе, к ее замиранию и пробуждению, следит за движением солнца, появлением месяца, сиянием звезд – ведь во многом от этого зависела погода, урожайный или неурожайный год. Так возник народный земледельческий календарь, вобравший в себя приметы, наблюдения, открытия труженика-земледельца.

Праздник в народной среде представляли в образе крутящегося колеса – колеса времени. Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Первым отмечалось зимнее солнцестояние – это были дни пробуждения солнца, как говорили, «поворот солнца к лету». Это время в народе известно как «перезимье» и отмечалось в конце декабря и начале января.

Зимушка-зима, так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода. В народном сознании издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря-кузнеца, который сковывает «железными» холодами реки, ударяет по углам изб так, что трескаются бревна.

Зима представлялась сном природы, лето – бодрствованием, а весна и осень рассматривались как промежуточные стадии, «ни то ни сё»: осень-засыпание, а весна-пробуждение.

На «перезимье» существует обычай зимнего обхода дворов — «коляды». Колядовали на Руси, как правило, дети, подростки, юношество. Суть обряда, каким он дошел до нас, заключается в хождении по домам с песнями-щедровками. Колядующие обычно наряжаются в животных: козу, медведя, коня и др. Смысл обряда был в том, что колядовщики представлялись тенями умерших, предками, вышедшими из подземного мира, которые совершали доброе путешествие по земле, приносили живущим людям удачу, благополучие, достаток. Обычай наряжаться в козу связан с древним представлением о козе как символе плодородия: «где коза рогом — там жито стогом». Колядуют в России и по сей день, только не придают этому обряду такого значения; сегодня это больше забава.

Любимым развлечением молодежи на вечерках и посиделках до сих пор остаются гадания. Гадать собираются в одной избе, приносят с собой кольца, которые складывают на столе и накрывают «блюдом» — ковшом или чашкой. Затем поют или проговаривают «гадательные» — подблюдные песни, предсказывающие будущее на весь следующий год. После окончания каждой песни из-под «блюда» достают наугад чьё-нибудь кольцо, а смысл песни определяет судьбу девушки или парня, хозяина этого кольца. Чаще всего песни предвещают: девушке – скорое замужество или девичество, а парням – богатство или счастье, но нередко и беды, одиночество или разлуку.

В обрядах, играх, праздниках зимнего времени обыгрывается смерть природы и будущее её воскрешение весной. Главная идея любого традиционного зимнего народного праздника – это обновление мира через его гибель (примером тому может служить обряд сжигания Масленичной куклы).

Встречают весну в начале марта, когда прилетают первые весенние птицы – грачи. В эти дни бегают деревенские ребята к роще, занятой прошлогодними грачиными гнездами , — «грачей следить».

А за грачами прилетает и вторая весенняя птичка – жаворонок. В ознаменование их прилета пекутся «жаворонки» из теста.

В это время деревенская молодежь «разыгрывает» обряды в честь весны. По старинным народным поверьям нужно хорошо её встретить, чтобы заручиться её помощью.

Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. Песни-веснянки пели как можно громче, да так, что голоса поющих слышны были в окрестных сёлах.

Солнце – символ возродившейся весны. В апреле, по старинному преданию, солнце начинало играть на небе, радуясь победе над зимой, происходили «солнечные заигрыши». Рано по зорьке молодежь выходила на пригорки и холмы – смотреть игру солнца.

За день перед севом, на закате солнца, под предводительством «починальника» группа парней, прозванных «волочебниками», обходила дворы и пела хозяевам древние песни-благожелания. В этих волочебных песнях хозяевам предвещали богатый урожай. В конце каждой песни обязательна была просьба поднести угощение певцам и угрозы тому, кто этого не сделает.

Масленица

Вот-вот солнце совершит свой круг и начнет разгораться в весеннем равноденствии, а зима не хочет сдаваться, мороз еще кусает, холод стужу напускает, да все ж «как не мети метелица, все равно весной повеет». На масленицу, по народной примете, зима весну встречает. Встречают масленицу в феврале, а уж февраль солнце на лето воротит, рассекает зиму пополам; сам слывет бокогреем, да таким, что медведю в берлоге бок согревает.

С незапамятных времен слывет Масленица самым веселым, разгульным предвесенним праздником. Ожидая добрый урожай, труженик-земледелец начинал готовиться к предстоящим полевым работам. Празднуя Масленицу, он как бы способствовал весеннему и летнему плодородию земли, приближал весну и отодвигал в прошлое зиму, устраивал её проводы.

На Масленицу принято особенно широко веселиться и пировать, за это ее прозвали «широкой», «честной», «веселойестноювали «олучила насобенно широко веселиться и пировать, вот и прозвали ее:воды. о медведю в берлоге бок согреет. «, «затейливой», «сырной». На Масленицу принято устраивать необычайные пиршества: изобилие всяческих яств, всевозможные веселые развлечения — все это символизирует благополучие, которое мог принести с собой будущий богатый урожай. Масленичными песнями и обрядами на праздник закликали солнце. К традиционным обычаям относилось печение и поедание блинов, форма которых является «знаком» солнца.

Честной семик.

В дни «пролетья», когда весна с летом встречаются и на нивах начинают колоситься хлеба, — празднуют Семик. Чествуют и славят цветущую землю, покрывающуюся к этому времени пышной растительностью. Береза – символ расцветшей природы, ее красоты. Поэтому на праздник обязательным является украшение крестьянского дома березовыми ветками, зеленью и цветами. Буйную, молодую растительность приближают к себе, считая, что от нее получают силу и энергию.

Семик длится целую неделю. В первые дни праздника девушки ходят в рощу «завивать» березку. Там они связывают макушки нескольких молодых березок попарно между собой, под песни ходят под их сводами. На одной из берез завивают ветви в венки и по обычаю «кумятся» — по очереди целуются через венки, давая друг другу клятву в дружбе.

Купаленка – ночь маленька.

В день летнего солнцеворота солнце делает поворот на зиму. Это самый длинный день в году и самая короткая ночь.

Для земледельца-труженника день летнего солнцестояния, попадающий на 24 июня, время, когда природа раскрывает ему все свои жизненные силы. В этот переломный момент года празднуют День Ивана Купалы. Имя Купалы — издревле является олицетворением летнего плодородия, и праздник в честь его предшествует уборке хлебов.

На Купалу загораются по полям, берегам рек и холмам праздничные огни. Для зажигания купальских костров используется «живой огонь», добываемый путем трения дерева об дерево. Огонь является символическим воплощением могущественного солнца. Считается, что, перепрыгивая через купальские костры, люди очищаются перед началом жатвы, становятся здоровыми и набираются сил.

На Купалу, по народному поверью, многие травы и растения приобретают особую целебную силу. Молодежь накануне праздника с восходом солнца идет на поля и собирает травы: купаленку, медвежье ушко, богатеньку, разрыв-траву. Их кладут в изголовье кровати и загадывают на свою судьбу, так как в ночь на Купалу, считают, что сны бывают вещими.

Золотые серпы.

Начало жатвы называется «зажинками». На «зажинки», несмотря на всю тяжесть летней страды, сельские женщины выходят на ниву как на своеобразный праздник, одеваются в чистую одежду, убираются в доме. Выходя в первый раз с серпом на полосу, сжинают первую горсть ржи и делают из нее себе пояс, и, опоясавшись, говорят: «Как матушка-рожь стояла год, так моя спинушка жать бы не устала!» в начале жатвы существует так же обряд почитания первого снопа – «снопа-именинника» или «снопа-деда». Украшенный первый сноп торжественно приносят в деревню, и потом он хранится в деревне до следующего посева.

Оканчивая жатву, жнеи на сжатом поле катаются на спине и приговаривают: «Нивка, нивка, отдай мою силку! Я тебя жала, силку потеряла!»- считая, что мать-земля возвратит им потраченную силу.

Земли родной минувшие страницы.

А. Байбородин писал: «Обрядовая культура когда-то занимала большое место в жизни наших предков. Она сопровождала рождение и смерть, труд и отдых, давала выход самым сокровенным движениям души. Утрата обряда, современная его неразвитость вносит в нынешнюю жизнь унылость и пустоту». С этими словами нельзя не согласиться. Совсем нелишне и сейчас оглянуться назад, в прошлое, взять от наших пращуров то, что они создавали и отшлифовывали веками. Например, народный календарь.

Мы обязаны смотреть на народные предания как на великую ненаписанную историю нашей отчей земли, и такой взгляд давно утвердился и в научной литературе. Народная память очень бережно хранит всякие, даже незначительные, на наш взгляд, подробности.

24 марта. Антип-зубник, Заря-кукушка

Именины:Антип, Берта, Георгий, Ефим, Иван, Пионий, Софрон.

Православный календарь:День святителей Софрония, патриарха Иерусалимского, Софрония, епископа Врачанского, Евфимия, архиепископа Новгородского; священномученика Антипа.

Народные приметы:Если этот день уносит холода, то летом будет тепло. Если на поля набегут мыши – жди неурожайного года.

Народные поверья и обычаи:В этот день чтили память священномученика Антипа, целителя от разных хворей и, в первую очередь, утешителя зубной боли.

Молитва святому священномученику Антипе, епископу Пергамскому об избавлении от зубной боли.

«О целости и сохрани ты своя паству, святой Антипа, сильную заботу и чрезмерную любовь к словесным овцам своим показывая, за которых и душу свою положил. Будучи брошен в раскаленного медного быка, ты пред кончиной своей молился о всем мире, а всего более о тех, которые будут призывать тебя, моля об исцелении от разных болезней. Дар исцелять неутешимую зубную боль страдающих испроси ты у Господа, и прощение грехов их, и на будущем суде оправдание, поминающим тебя, святитель милостивый, Антипа!

С теплыми слезами из глубины сердец восклицая: умоляем тебя, святый священномученик, не призри воздыханий наших, и благодатию, данною тебе от Бога для исцеления от зубной болезни, уврачуй нас, одержимых этим нестерпимым недугом, чтобы, освободившись от страданий, радостно возделали мы совершить подвиги добра, воспевая и славя Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, теперь, и всегда, и во веки веков. Аминь».

25 марта. Фелфан-проломи наст

Именины:Семен, Феофан, Григорий.

Православный календарь:День преподобного Феофана исповедника; святителя Григория Двоеслова, папы Римского; преподобного Симеона Нового Богослова.

Народные приметы:Если на Феофана (Фелфана) туман, то будет урожай на лен и коноплю. Если на Феофана лошадь заболеет, то все лето будет болеть. Если на Феофана лед по затонам не тает, а тонет, то весь год будет тяжелым. Еще примечали, с какой стороны от муравейников начал таять снег: если с южной стороны, то лето будет коротким и холодным.

Народные поверья и обычаи:В этот день отмечался сход снежного покрова и полное оттаивание почвы. По народному поверью, на Феофана защищали лошадей от нечистой силы, болезней и от удара молнии. Считалось, что лошади от ключевой воды добреют и даже не боятся лихого глаза. С этой целью их водили к источнику и поили с серебра (погружали в воду серебряную монету или кольцо).

26 марта. Никифоров день

Именины:Александр, Никифор, Терентий, Христина.

Православный календарь:День святителя Никифора, патриарха Константинопольского; мучеников Александра, Савина, Африкана, Публия и Терентия; мученицы Христины Персидской.

Народные приметы:В этот день следили за птицами: если первым прилетел жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже, а если в этот день уже прилетели гуси, то год будет урожайным. Если гуси в воде полощутся – то скоро быть теплу. Туманы в этот день – к дождливому лету.

Народные поверья и обычаи:С Никифора весна все больше вступает в свои права, солнышко греет все сильнее, снег топит: «На Никифоров день тропинки чернеют, снег тревожится».Крестьяне ходили на речку рыбачить, так как в это время по последнему льду хорошо клюет плотва, окунь и язь.

С этого дня начинали просыпаться медведи. У наших предков медведь считался человеком-оборотнем, обросшим или одетым в звериную шкуру. У славян существует большое количество «сказаний» о превращении медведя в человека и наоборот. Известны «сказания» о сожительстве человека с медведем и рождении у такой пары потомства (сказка об Иване Медвежье Ушко).

Некоторые части медвежьего тела считались священными, пользовались особым почитанием, ибо играли особую роль в обрядах. По медвежьей лапе, например, гадали. С культом лапы связана «страшная» русская народная сказка о медведе на липовой ноге: старик отрубает у медведя лапу, приносит ее домой, старуха варит ее и поет «порочащие» медведя стихи, но медведь приходит к старикам на липовой ноге и убивает старуху.

27 марта. Федор-скотник

Именины:Михаил, Венедикт, Ростислав, Феодосий, Феогност.

Православный календарь:День преподобного Венедикта; святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского благоверного великого князя Ростислава-Михаила.

Народные приметы:На Федора-скотника мороз – и всю неделю мороз. Гром – к плодородному лету. Облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

Народные поверья и обычаи:В этот день «обихаживали» домашних животных: выводили скотину во двор, чистили и скребли ее, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия. Об этом дне говорили: «На Федора-скотника не ленись – скотинке поклонись».

Интересно, что крестьяне никогда не говорили – «домашние животные», всегда только – «скотина». За скотиной надо было ходить да смотреть, чтобы беды какой не случилось: «Скотину водить – не разиня рот ходить».Семью было трудно прокормить без коровы: «Корова на дворе – харч на столе».Большим подспорьем в хозяйстве крестьяне считали свинью: «Свинья – копилка: что в нее положишь, то и возьмешь».Су ще ст во вали и особые тайны ухода за свиньями: «Свиней скликать, глядя в окно, – в огород не полезут», «Если загонять свиней в хлев есть, то свинья поест поросят».

В этот день примечали: «Как только лещина украсит сережками, земля больше не будет промерзать, можно сеять редис, мак».

28 марта. Лесное ухоженье

Именины:Александр, Агап, Денис, Никандр.

Православный календарь:День мучеников Агапия, Дионисия, Александра.

Народные приметы:Прилет чаек – к вешнему теплу.

Если грачи летят прямо на гнездо – к дружной весне. Журавли летят низко, быстро, молча – жди скорого ненастья.

Народные поверья и обычаи:День этот назывался «Лесное ухоженье» в знак чествования леса, который был кормильцем и поильцем крестьян, давал грибы, ягоды, дичь и мясо, травы целебные и коренья полезные. А если в этот день особенно страшно воют в лесу волки, спать не дают, то избавиться от этого можно, перевернув подушку – сразу сном спокойным заснешь. Чтобы не заблудиться в лесу, произносили особый заговор.

Заговор, чтобы не заблудиться в лесу.

«Встану я (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в двери, из дверей в вороты, а из ворот в чистое поле; поклонюсь на все на четыре стороны и пойду в густой, темный лес. Приду в середину густого леса и найду тут старца старого, как лунь седого; поклонюсь ему низехонько и скажу: «Гой еси, старец, как лунь седой! Скажи ты мне всю правду-истину, где живет царь Змиулан?» «Поди ты в правую сторону к царю Змиулану: то не дуб стоит, Змиулан сидит; то не ветер шумит, Змиулан говорит». «Гой еси, царь Змиулан! Прикажи ты своим верным слугам меня (имярек) из сего леса темного вывести и направить на путь на дорогу». Будьте, мои слова, крепки и лепки, отныне до веку. Замок в роте, а ключ в воду».

29 марта. Савин день

Именины:Александр, Денис, Емельян, Иван, Павел, Роман, Юлиан, Георгий, Трофим, Савва.

Православный календарь:День мучеников Савина; Серапиона, архиепископа Новгородского.

Народные приметы:Если в этот день тепло, то вся весна будет теплой.

Народные поверья и обычаи:Про Савин день говорили: «Вешний день, что ласковое слово», Солнца хоть и нет, а вода все одно бежит». В этот день крестьяне готовили телегу к первому весеннему выезду: «На Савина сани покинь, телегу подвинь».

30 марта. Алексей Теплый

Именины:Алексей, Макар, Марин, Павел.

Православный календарь:День преподобного Алексия, человека Божия; преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца; мученицы Марины.

КРУГЛЫЙ ГОД: КАЛЕНДАРЬ СИБИРСКИХ НАРОДНЫХ ПРИМЕТ

Божье посещение …от бывшею в реке Енисее
великои вешнеи воды, …скотину водою разнесло
и довольно в анбарах и на поле
посевного хлеба потопило.
1766 г.

Цикличность уклада жизни сибиряка-землепашца, круг его работ и забот базировались на ежегодной повторяемости природных явлений. При этом периодичность и своевременность принимаемых решений во многом зависели от умения предугадывать изменения в природе, от про­гнозирования возможного урожая или неурожая. За два-три столетия жизни на сибирской земле путем кропотливых эмпирических наблюдений и сис­тематизации знаний, трудом многих поколений сибиряков был собран бо­гатейший метеорологический материал. Уникальность народного календаря состоит в сообразности природно-климатическим условиям края, его резко-кон­ти­нентальному климату.

Несмотря на то что многие приметы воспринимаются ныне несерь­езно, их цивилизационная ценность несомненна. Многие из них, несмотря на глобальные изменения климата, могут помочь сибиряку и в наше время, кроме этого, собранные по крупицам и систематизированные приметы на­родного календаря лишний раз свидетельствуют о любознательности, уме, сообразительности, наблюдательности, расчетливости и просчитанности уклада жизни старожилов.

Даты сибирского календаря народных примет
(приводятся по новому стилю)

Васильева (Новогодняя) ночь (с 13 на 14 января в XX – XXI вв.) звездиста — к урожаю ягод.

На Новый год (14 января) кить (мягкий снeг) падет — то к урожаю.

На Новый год тепло и снег — то лето теплое, дождливое.

На Новый год тепло и без снега — то к неурожаю и к болезням.

На Новый год приготовишь на стол много перемен блюд вкусных — то сытно будешь есть весь год.

На Рождество иней — к урожаю хлебов. Темная ночь — коровы будут молочны­ми, светлые — в году куры будут ноские.

Если Богоявление (Крещенье) приходится на полный месяц (Богоявление — 19 января) — к большому разливу.

На Григория (23 января) иней на стогах — к мокрому лету.


На Ефимия (2 февраля) в полдень солнце — то к ранней весне.

На Полузимицу (7 февраля) ведро — весна будет красна.

На Трифона (14 февраля) звездиста ночь — к поздней весне.

На Сретенье (15 февраля) утром снег — к урожаю ранних хлебов; в полдень снег — к урожаю средних хлебов; к вечеру — к урожаю поздних хлебов.

Какова Авдотья (14 марта), таково и лето. Если тепло и каплет с крыш — лето будет теплое.

На Василия Теплого (4 апреля) солнце в кругах — к урожаю.

На Благовещенье (7 апреля) вывешивают мокрое полотенце. Если к утру полотенце «заколеет» (замерзнет) — лето дождливое будет; если будет «волглое» (сырое) — лето будет среднее; если полотенце высохнет к утру — лето будет хорошее.

На Благовещенье взвешивали три первых куриных яйца. Если первое самое тяжелое — то к хорошему урожаю, если третье — то к плохому.

На Якова (13 мая) ясный восход солнца — будет «вёдреное» лето.

На Иова (19 мая) большая роса — к урожаю огурцов.

На Николу (22 мая) дождь — это благодать божья на весь год.

В мае кукушка закукует на «голый» лес — к неурожаю.

На Мокея (24 мая) будет мокро — лето будет мокрое; если на Мокея сухо — то лето будет сухое; туман на Мокея — к мокрому лету.

На Луку (13 июня) южный ветер — к урожаю, северо-западный ветер — к сырому лету.

На Ивана Купалу (7 июля) будет небо звездисто — много грибов будет.

На Ивана обильная роса — к урожаю огурцов.

На Самсона (10 июля) будет дождь, — до бабьего лета будет сыро, дождливо.

Коли на Петров день (12 июля) дождь — сенокос будет мокрый.

На Афанасия (18 июля) месяц на восходе «играет» — к урожаю.

До Успенья (28 июля) пахать — лишнюю копну нажать…

Коли на Серафиму-Макрину (1 августа) мокро — страда ненастная.

Макрина суха — осень сухая будет;

До Ильина (2 августа) и под кустом сохнет, а после Ильи и на кусте не сохнет.

На Анну (7 августа) утренник холодный — зима будет холодная.

На Исакия (16 августа) вихри — к крутой зиме.

Каков Средний Спас (19 августа) — таков будет и Покров (14 октября).

На Лаврентия (23 августа) смотрят в полдень на воду: коли вода тиха, то и осень будет тихая, а зима без вьюг.

11 сентября: коли журавли на юг полетели — к ранней весне.

На Семенов день (14 сентября) ясно — бабье лето теплое простоит. Лист с деревьев валится — рыба по реке тянется.

На Евстафия и Михайлу (2 октября) примечают ветры: северный — к стуже, южный — к теплой зиме, западный — к мокрой зиме, а восточный — к ясной и холодной зиме.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

На Покров нет снега (14 октября) — до Митрия (9 ноября) земля «наголе» будет.

С Матрены Зимней (22 ноября) зима встает на ноги. Иней на деревьях — к морозам.

Туман на Матрену — к частым оттепелям.

Каков Платон (1 декабря), такова и зима будет, мягкая или студе­ная.

На Андрея Первозванного (13 декабря) «наслушивают» воду: тихая вода — то зима хорошая будет, шумная вода подо льдом — то будут бури, метели.

Каков день на Миколу Зимнего (19 декабря), таков и на Миколу Вешного (22 мая) — ясный или хмурый, дождливый или теплый…

На Анну Зимнюю (22 декабря) иней на деревьях — к урожаю.

На Рождество (7 января) метель — пчелы хорошо роиться будут.

Сопоставление погоды:

«ноябрь отвечает маю»; снег — к сырости;

«декабрь отвечает июню»; мороз — к жаре;

«январь отвечает июлю»; метель — к затяжному ненастью.

«февраль отвечает августу».

Общие приметы

Снега глубоки — воды больши будут.

Студена зима — к жаркому лету.

У забоев (снежных сугробов) гребни закруглены — к урожаю.

В какой день Масленицы будет тепло (понедельник, вторник, среду и т.д.), то в тот день сеять пшеницу — урожай будет.

На Масленицу, в Прощеный день снег — к урожаю.

Если в Христову Пасху «поспихать» клюкой куриц с насеста, то они рано начнут нестись.

Обильный орех и рябина в тайге — к студеной зиме.

Если свинья осенью стаскивает в «гнездо» прутья и солому, то зима холодной будет.

Если у «забитой» скотины селезенка увеличена, то это к студеной зиме.

Если лист осенью падает с деревьев более с вершины, то к холодной зиме; если беспорядочно — то к мягкой зиме.

Если осенью лывы (лужи) замерзают чистым темным зеркалом, то зима мягкая будет. Если лед застывает «тарелками» (белыми пятнами) — то к холодной зиме.

Если снег падает на сухую землю — зима будет спокойной, морозной и ясной.

Если снег ложится на мокрую землю — зима будет метельная, слякотная и сырая.

Ранние морозы — то обязательно к студеной зиме.

Морозы в Сибири приходят трижды. Если Пасха ранняя, то третий пик морозов приходится на середину Великого поста.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Исследования

1. На основе бесед с пожилыми людьми, со старожилами и собственных наблюдений погоды положите начало ведению календаря народных примет: долгосрочных, сезонных и частных явлений природы.

2. Исследуйте степень совпадаемости примет народного календаря, общих для Европейской России и Сибири. При использовании народных примет и прогнозировании погоды учтите, что все прогнозы составляются по 5 – 10 и более приметам одновременно, в комплексе. При использовании одной-двух примет крайне велика вероятность ошибки.

II. Творчество

Изготовьте старинный народный «барометр» для прогнозирования краткосрочных изменений в природе — ясной или дождливой погоды в течение 2 – 4 ближайших дней. Для этого отпилите от ели отрезок ствола длиной 20 – 30 см с одной длинной веткой (лучше от новогодней елки). Очистите от коры и прикрепите к стене в естественном положении за ствол так, чтобы ветка слегка прилегала к стене.

«Барометр» устанавливается в тени, на стене балкона, дачного домика, на крыльце. Движение ветки вверх предскажет наступление «вёдра» (солнечной погоды), отклонение вниз — дождливой. Проградуируйте на стене по ходу ветки ваш «барометр».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *