Какие причины привели к разделению церквей

Церковный раскол 1054 года — кратко

Церковный раскол 1054 года часто называют Великой Схизмой. Сами участники тех событий не осознавали, насколько великие последствия будет для Европы и мира. Европа разделилась на католиков и православных, это повлекло за собой некоторые культурные, ценностные, а позже и политические отличия. В статье описан ход церковного раскола 1054 года, а также анализируются причины и последствия этих событий.

События перед расколом

Истоки конфликта следует искать в 395 году, когда Римская империя, ставшая к тому времени христианской страной, распалась на две части: Западную Римскую империю и Византию. И хоть Рим был заметно слабее Константинополя в политическом плане, Папа Римский оставался главой церкви. А значит, и Рим был религиозным центром. В IX столетии произошла Фотиева схизма: Константинопольским патриархом был избран Фокий, но при этом его не признал Папа, так как считал, что назначение патриарха прошло не в соответствии с правилами. Настоящая же причина кроется в желании Папы распространить свое влияние на Балканы, так как в случае непризнания Фокия он мог легко утвердить там своих епископов. В этом конфликте византийский император поддержал Фокия, что усиливало спор и делало его еще и политическим.

Причины и поводы к расколу

На притяжении IX-X веков частыми были споры относительно некоторых обрядов и религиозных тонкостей. Именно это давало повод для конфликта и как следствие – для раскола.

Основные поводы для раскола

  • Статус Святого Духа. В Риме утверждали, что Святой Дух происходит только от Бога Отца, а вот в Константинополе, что от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Чистилище. Сторонники константинопольского патриарха вообще не признавали существование понятие «чистилища». Либо ад, либо рай, промежуточного места не дано.

Кроме того, было еще масса споров относительно того, как причащаться (например, каким хлебом), какой должна быть одежда для священников и т.д. Но главные причины для раскола были вовсе не в догмах, спор был вызван политической обстановкой.

Основные причины раскола

  1. Спор между константинопольским патриархом и Папой относительно главенства в церковном мире.
  2. Нежелание императора Византии подчиняться Папе Римскому.
  3. Стремление обеих религиозных центров распространить свое влияние на народы, еще не принявшие христианство. Как следствие, конфликт был также связан с землей и деньгами.

Ход раскола

В 1053 году в Константинополе закрыли все церкви, подчинявшиеся Риму. Повод – в них проводили службу по неправильным обрядам. Папа Римский Лев IX отправил в столицу Византии своих послов для урегулирования конфликта. В итоге Папы была отправлено послание с обоснованием закрытия церквей и категорический отказ их открытия. Вскоре послов Папы Римского отлучили от церкви. Через год, в 1054 году в Константинополь прибыли послы Папы Римского, вошли в Собор Святой Софии и положили грамоту, которой отлучали от церкви патриарха. Сторонников патриарха назвали «схизматиками», то есть теми, кто расколол церковь. Себя же назвали «католиками», то есть сторонниками «вселенской церкви».

Дальнейшие различия между католичеством и православием

  1. Статус центра. У католиков существует только один глава церкви. У православных же несколько патриархов. Кроме того, со временем возникали местные православные церкви: российская, грузинская, украинская.
  2. Роль церкви в политических делах. Все средневековье между королями и Папами был конфликт за право главенства в западном мире. В православных же странах было все однообразно: монарх считался выше патриарха.
  3. Календарь. После принятия в 16 веке нового Григорианского календаря, все католические страны перешли на новое летоисчисление. Православная же церковь до сегодняшнего дня использует юлианский календарь.
  4. Правила прихожан. Во время службы в православных храмах прихожане должны отстоять мессу, в то время как католикам разрешено сесть на скамейки.
  5. Причастие. Православным необходимо смотреть в глаза священнику во время исповеди. Католики же располагаются за ширмой, поэтому священник не видит, кто именно к нему пришел.
  6. Влияние на язык. Для Папы Римского обязательным было использование католическими странами латыни, а вот константинопольский патриарх разрешал использовать свое письмо.

После раскола увеличилось отличие между некоторыми народами Европы. Ярким примером являются славянские народы: те, кто перешел под главенство Рима взяли за основу латынь и латинский алфавит. Многие православные страны стали развивать свое письмо на основе кириллицы.

Причины разделения Церквей на Западную и Восточную

Для всех Церквей Востока и Запада первенство, признанное за Римской Церковью, проистекало, с одной стороны, из того, что она была Церковью бывшей столицы империи, а с другой — из того, что она была прославлена проповедью и мученичеством двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Но это первенство отнюдь не означало, что Римская Церковь является резиденцией централизованного управления Вселенской Церковью.

Начиная со второй половины IV века, Римская Церковь и ее епископ требуют себе главенствующей власти, которая делала бы ее руководящим органом правления Вселенской Церковью. Согласно римской доктрине, это первенство основано на ясно выраженной воле Христа, который, по их мнению, наделил этой властью Петра, сказав ему: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Папа Римский считал себя уже не просто преемником Петра, признаваемого с тех пор первым епископом Рима, но и его викарием, в котором как бы продолжает жить первоверховный апостол и через него править Вселенской Церковью.

Собственно догматические, организационные и богослужебные различия никогда не были подлинными причинами церковных конфликтов и раскола между церквами, однако именно они неизменно выдвигались при каждом столкновении как идейные обоснования взаимных претензий. Настоящие причины противостояния лежали в социально-политической плоскости и заключались в различии путей развития стран Западной и Восточной Европы, борьбе за власть и влияние, а тем самым за доходы церкви.

В 11 веке произошёл окончательный раскол Церквей (1053-1054гг). Причиной того стали, главным образом, вероучительные факторы, касающиеся различных представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам.

Шаг к борьбе в 1053г был сделан со стороны Константинопольской Церкви. Михаил Керуларий закрыл римские монастыри в Константинополе, а в Италию отправил послание, в котором изобличил некоторые отступления Западной Церкви от Восточной. В послании он заклинал западных священников и папу исправиться, и исправить народ Божий. В ответ Керуларию было тоже послано письмо, где Константинопольская Церковь была подвержена всякому порицанию и унижению. Рим выставлял себя по отношению к Константинополю, как отец к блудному сыну. Только Римский папа имеет все полномочия, потому что он — главный наместник Божий, и место ему было уготовлено высшими силами, и никто не смеет попрекать его власть. Лев говорит Керуларию, что он не только папа, но ещё и первосвященник, царь.

В видах уничижения Константинопольской Церкви, папа указывает, как много было еретиков в Восточной Церкви вообще, в частности на кафедре Константинополя. С особым гневом говорит папа как о еретиках, так и о тех Константинопольских патриархах, которые не были послушны папскому голосу, как хотелось того папам, и которые отвечали на притязания Рима с достоинством и осознанием правоты своих действий. Римский папа находит, что Константинопольская Церковь обязана Римской своим иерархическим возвышением.

Однако не столько эти обвинения, сколько необузданное, высокомерное и безрассудное поведение папских делегатов послужило поводом к печальной катастрофе, разделившей две Церкви до враждебности.

Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *