Что нельзя делать перед?

Время до

1. В последние дни перед прохождением аттестации обращайте внимание на свои сны: часто снится то, что мало учил и плохо знаешь, а также то, как ты отвечаешь преподавателю и не помнишь или не знаешь материал. Это знак, указывающий на то, что данный материал необходимо повторить и почитать дополнительную литературу.

2. Что нельзя делать перед экзаменом, так это накануне мыть голову и мыться самому. Считается, что таким образом ты «смываешь» полученные знания, «освобождаешь голову» от них. Парням, по аналогии, нельзя бриться.

3. Для того чтобы тебе сопутствовала удача, студенческая примета советует: нельзя много смеяться и веселиться в это время. Безудержное веселье не только сбивает рабочий настрой, но и отводит от тебя везение. Вспомним хотя бы народную мудрость: «Сделал дело – гуляй смело».

Рекомендуем: Народные суеверия: хорошие и плохие

4. В последний вечер перед экзаменом нужно выйти на прогулку. Этим вы не только поможете организму восстановить силы, но и сумеете получить хорошую подсказку об исходе экзамена. Если дорогу перебежит рыжая кошка – все сложится благополучно. Если первый встречный – мужчина, да еще в хорошем настроении и с большими сумками, – сдать экзамен или написать тест не составит проблемы.

Важные знаки

В этот ответственный день нужно встать с хорошим настроением и уверенностью в том, что материал усвоен и для сдачи экзамена нужно лишь продемонстрировать свои знания. Обязательно наденьте свою любимую «удачную» одежду. Пусть она будет не такая стильная, но ради успеха можно этим поступиться.

Девушкам не рекомендуется наносить макияж и делать замысловатые прически – предстоит проверка знаний, а не вечеринка. Да и преподаватель, увидев «расфуфыренную» студентку, подумает, что она больше думает о своей внешности, чем о знаниях. Психологическое восприятие человека тоже своего рода примета.

Обувь должна быть закрытой, обязательно положите под пятку монетку достоинством 5 рублей. Вопрос, под правую и левую, каждый решает индивидуально. Хорошо сдать экзамен поможет любой талисман, амулет, оберег. Это может быть зодиакальный камень, приносящий удачу, фенечка, брелок, красная нитка на руке и т.д.

Рекомендуем: Какие знаки сулят счастье?

Выберите ту вещь, которая приносит удачу именно вам. Если вы хотите пойти с любимым колечком, обязательно подуйте в него, перед тем как надеть. Когда идете на испытание в колледж или университет, обращайте внимание на все происходящее вокруг. Счастливые приметы в этот день поднимут настроение и добавят уверенности в себе. Солнечная погода, улыбающиеся люди, знакомые, желающие тебе «ни пуха, ни пера».

Кстати, об этой фразе.

Смысл ее – в пожелании легко пройти испытание, но чтобы сдать экзамен на «отлично», важно несколько раз повторить в ответ: «К черту». Этот многократно повторенный ответ служит оберегом, приметой на удачу.

Твой час настал, экзаменатор ждет ответа

Что дальше? Сработает ли примета? Поможет или не пройдет?

  • Берите билет – третий от левого края, левой рукой, не правой. Эта примета помогала во все времена, поможет и вам.
  • Во время подготовки или ответа старайтесь прикоснуться к своему амулету-оберегу или просто держите его в руках. Светлая энергия «помощника» сделает свое дело.
  • Зачетку, подавая экзаменатору, не открывайте на нужной странице. Если, конечно, он сам не попросит об этом. Считается, что таким образом вы предвосхищаете события.
  • Отвечайте уверенно, спокойно, не перескакивая от одного к другому. Если чувствуете, что плохо знаете ответ на вопрос, попросите время подумать или попытайтесь задать преподавателю вопросы, чтобы нащупать верное направление и подтолкнуть себя к ответу. Только не переусердствуйте в этом.
  • Существует и такая примета: если вы пишете «шпаргалки», но не пользуетесь ими, успех обеспечен. Этот феномен объясняется просто. Когда пишешь, то зрительно запоминаешь материал, а когда он потребуется – такое восприятие поможет.

Тема примет не будет раскрыта полностью, если не упомянуть плохие приметы перед экзаменом. К ним относятся: перебежавшая дорогу черная кошка, карканье ворон, дождливая погода. Намокнуть во время дождя, забыть зачетку или встретить человека с пустыми ведрами, сумками – также сулит неудачный исход экзаменационной процедуры.

Закончить рассказ о необходимых приметах для успешной сдачи экзамена хочется следующим. Если вы готовились, занимались в течение семестра, уверены в своих знаниях – приметы лишний раз подскажут, что оценка за экзамен будет высокой. Ни пуха, ни пера! Елизавета Петрова

Как активизировать мозг перед экзаменом

ЭКСПЕРТЫ:

Константин Анохин,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН;

Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

«Виагра для мозга»

Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, которые помогут выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие). По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко не безобидны: могут вызвать сердечно-сосудистые осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.

Ноотропы — препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».

Сегодня ведется активный поиск препаратов, которые могли быть направленно стимулировать память.

Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых вещества, обладающих мягким когнитивным эффектом. Но… «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца еще не понятен, — говорит Константин Анохин. — Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости от них. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков».

В любом случае ноотропы — не одноразовая «скорая помощь» накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты — раздражительность, перепады настроения…). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие» в медицине (пока) не существует.

Ночь перед экзаменов

Вечером накануне экзамена физиологи советуют отдыхать. Конечно, не гулять до утра на дискотеке — но расслабиться, встретиться с друзьями, а главное, как следует выспаться. Это очень важно: именно во время сна происходит закрепление информации в памяти и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение. Активированные за день нервные окончания ночью перестраиваются, растут и укрепляются, а с ними укрепляется и память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменами бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации вам потребуется ночь на ее «созревание».

БАДы. Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты… Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные — гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие, однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с медицинскими препаратами, — говорит Марьяна Безруких. — Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

Диета вундеркиндов

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга во многом зависит от того, что мы едим.

Жиры. Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты омега-3 (ALA, EPA и DHA). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот омега-3 — от 300 до 1000 мг.

Другой важный компонент — белки. Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин — важнейшие аминокислоты, необходимые мозгу. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю. Кроме того, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.

Важный показатель — количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000–6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC — Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80–100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.

Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.

Для работы мозга важны два фосфолипида — лецитин и холин. Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425–550 мг/день.

Повторять!

У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.

Если надо запомнить текст:

  • первый раз мысленно повторите новую информацию сразу после запоминания;
  • второй раз — через 15–20 минут;
  • третий — через 6–8 часов (обязательно в тот же день);
  • четвертый — на следующий день.

Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):

  • второе повторение — через 40–60 минут;
  • третье — через 3–4 часа (в день запоминания);
  • четвертое — в течение следующего дня.

Пожалуй, самый важный нутриент для умственной деятельности — глюкоза, то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза — главное его «топливо», и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час.

Школьники, которые не завтракают, хуже учатся: недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого перечня довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, — утверждает Марьяна Безруких. — Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».

Как выстроить график подготовки

Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.

Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40–45 минут.

После этого необходим 10-15-минутный перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв — время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку…

Не обязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка даже помогают сосредоточиться, — замечает Марьяна Безруких. — Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому совет родителям: не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий и не очень ритмичный».

После 3–4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше. Пообедать и… как минимум час-полтора погулять! «Сэкономить на прогулке — значит, украсть это время у самого себя, — говорит Марьяна Безруких. — Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».

Вернувшись, можно снова сесть заниматься — еще один 3–3,5-часовой блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют… закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше — отдыхать. Конечно, желания не всегда совпадают с возможностями, и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», — утверждает Марьяна Безруких.

Запоминание информации, как любую работу, надо планировать. Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад). Зная это, распределяем материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

Как лучше запоминать

«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, — говорит Марьяна Безруких. — Нужно выделять главные мысли. Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект — выделяет для себя основные пункты».

Что любит наша память

Информация легче запоминается, если:
1) она интересна, спорна или неожиданна;
2) эмоционально окрашена;
3) наложена на уже имеющиеся знания;
4) подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды — в планетарии, а не по учебнику);
5) запоминание происходит в процессе какого-то физического действия (при ходьбе или даже просто стоя запоминается лучше).Чтобы запомнить, обязательно надо повторить изученное хотя бы раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты — то есть результат своей осмысленной проработки.

Поможет и мнемотехника — набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп — 1917-911-1204-495, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию — например, 1917 — год Октябрьской революции, 911 — телефон службы спасения, 1204 — день и месяц первого полета в космос, 495 — код Москвы — то информация запомнится быстро и надолго.
«Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму… — говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. — Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».

Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», — уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции — тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки — дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, но зато не наносят вреда», — соглашается Константин Анохин.

Выводы

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают, как скорая помощь: начинать нужно заранее.
2. Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом — время для сна, а не для последних попыток хоть что-то выучить.
3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

До выпускных экзаменов остался месяц. Как провести это время с пользой и не надорваться? Михаил Пекар, старший вице-президент по образовательным программам учебного центра MAXIMUM, делится советами для учителей и учеников.

Интересно, помнит ли каждый учитель себя в выпускном классе? Чтобы понять своих учеников и помочь им, стоило бы вспомнить — эмоции и переживания, надежды, чувство огромной ответственности… Постоянный стресс влечет за собой ухудшение памяти, потерю уверенности в себе, апатию, бессонницу. Главная задача учителя в последний месяц перед экзаменом — помочь будущему выпускнику обрести уверенность в себе. Делимся методикой работы с учениками, проверенной на собственном опыте.

1. Создать комфортную обстановку

В последний месяц перед экзаменом страх может стать настолько сильным, что вызовет у учеников позицию мнимого равнодушия: «За эти дни уже ничего не изменить, лучше совсем не ходить на занятия». И прогулы в это время действительно учащаются в среднем на 30 процентов! Чтобы этого не произошло, стоит сделать уроки действительно полезными: например, попросить составить таблицу, в которой каждый укажет свои сильные и слабые стороны, а также темы, требующие повторения. На основе этого следует распланировать дальнейшие уроки и дать личные рекомендации.

Ученики, во-первых, увидят, что преподаватель старается им помочь, во-вторых, почувствуют себя уверенней после дополнительно разобранной и закрепленной темы, в-третьих — повысится их уровень ответственности, ведь мнение высказали они сами.

2. Провести пробный экзамен за месяц до настоящего

Проводя экзамен, нужно сделать его максимально похожим на реальный: отобрать телефоны, выпускать в уборную только под присмотром, следить за временем и использовать настоящие бланки. Если нет возможности провести это в школе, стоит централизованно отправить учеников в специальные центры, проводящие подобные симуляции. Это поможет выпускникам не растеряться в незнакомой обстановке, а для преподавателя станет дополнительным способом анализа заданий и тем, на которые стоит обратить внимание.

3. Не пытаться повторить всё

К концу обучения вся программа уже пройдена, теперь нужно точечно ориентироваться на проблемные темы. Даже если досконально пройтись всего по трем или четырем заданиям, это даст дополнительные баллы на ЕГЭ. Подтянуть — можно, но далеко не весь материал, а одну, в лучшем случае — несколько тем. Не стоит перегружать ученика задачами — это приведет только к путанице в голове, а также к усталости и лишним переживаниям. На ЕГЭ предстоит показать результат одиннадцати лет, а не тридцати последних дней учебы, поэтому нужно объективно оценивать возможности школьников.

4. Не давить на учеников

Ни в коем случае не следует давить на выпускников, запугивать их, расписывать печальные перспективы в случае низких баллов или заставлять заниматься сверх меры, прорешивая сборники. Даже если остался один месяц, это не значит, что нужно бросить все силы на подготовку.

5. Сконцентрироваться на личном подходе

Необходимо показать школьникам, что вы знаете про них все и готовы помочь и поддержать. Не стоит пренебрегать личным общением: возможно, нужно выделить время на одном из последних занятий и около десяти минут побеседовать с каждым. Такая моральная поддержка может оказать мотивирующий и успокаивающий эффект. Например, можно даже предложить выпускникам позвонить вам вечером перед экзаменом, если они будут волноваться, и им захочется поговорить.

6. Провести консультацию за несколько недель до конца учебы

За несколько недель до окончания учебы полезно провести семинар для снятия напряжения. Например, в дружелюбной обстановке предложить ребятам отвлечься непосредственно от предмета и обсудить, что же такое стресс, почему он появляется, как справиться с ним до экзамена и непосредственно во время его. Как известно, врага нужно знать в лицо, чтобы уметь с ним бороться! А стресс — один из главнейших противников как сильных, так и слабых выпускников.

7. Научить школьников распределять свое время

Не стоит в последний месяц ударяться в крайности: «Я все равно уже ничего не выучу, слишком поздно, даже и пытаться не буду» или «Я должен выучить все за последний месяц, поэтому не стану спать ночами, гулять, отдыхать, есть — а только учиться!» Первая ведет к потере бесценного времени, за которое можно реально поднять свой балл, сконцентрировавшись на определенных заданиях/блоках. Вторая оставит выпускника без сил в день экзамена, с путаницей в голове и помутненным от бесконечного труда, недосыпа и однотипной деятельности разумом. Эйнштейн нашел разгадку теории относительности во время прогулки — напомните об этом выпускникам. Расскажите, как распланировать день: определенное время посвятить учебе, после — заняться любимым делом, например, посмотреть сериал (но только одну серию!), съесть мороженое, отправиться на небольшую прогулку. И с новыми силами заняться подготовкой к экзамену. Доказано, что для достижения высоких результатов необходимо менять вид деятельности.

8. В последний день перед экзаменом заниматься учебой не стоит

За сутки действительно выучить ничего невозможно. А что же делать? Посвятить это время своим любимым делам: заняться спортом, хорошенько отдохнуть, почитать интересную книгу, набраться сил перед предстоящим марафонским рывком. Обязательно нужно лечь пораньше и выспаться, чтобы прийти на ЕГЭ бодрым, спокойным и полным сил, недосып ухудшает мозговую деятельность, приводит к нервным расстройствам. Расскажите об этом ученикам и, если потребуется, донесите до родителей, чтобы они не давили на подростков, принуждая учиться без перерыва.

Главное в этот непростой период для учителя — стать наставником, показать ученикам, что он всегда готов помочь и выслушать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *