Диалектика познания

Главная > ДИАЛЕКТИКА и ФИЛОСОФИЯ > ДИАЛЕКТИКА > Диалектика как познание

Диалектика как познание.
— 30.04 07 г.
Среди единичных значений (понимания) диалектики следует отметить, что диалектика как познание (в широком значении термина) есть постижение (не метод*, а движение познания, использующее методы), которое характеризуется тем, что противоречие всегда есть и даже культивируется, но оно решается, и происходит восхождение на новый уровень познания.
Диалектика как познание (в широком значении термина), или постижение, подразделяется на
— диалектическое постижение – высшая форма познания, в которой противоречие решается. Только диалектическое постижение является самоконструирующим себя познанием. Диалектическое постижение движется в противоречии в логическом и осуществляется не столько в мышлении, сколько уже в тождестве «субъект-объект»;
— диалектическое познание – познание, в котором господствует противоречие, происходит удерживание противоречия, и обнаруживаются взаимный переход противоположностей друг в друга и их единство. Диалектическое познание соединяет разности, установленные рассудком. Диалектическое познание включает спекулятивный подход**.
Диалектическое постижение осуществляется только в диалектических методах постижения.
Диалектическое познание осуществляется, в основном, в диалектических методах познания.
Следует также отметить, что диалектика как познание использует и диалектические технологии.
А два низших уровня познания образуются видами рассудочного познания (обычным и научным).
* Диалектические методы познания и постижения и их применение исследуются в соответствующей отрасли познания современной диалектической философии.
** В философии спекуляция – это теоретический тип знания, противостоящий эмпирическому и характеризуется рефлексивным схватыванием мыслью самой себя, но в диалектической философии спекулятивная идея схватывает теоретическое и эмпирическое как единое целое и углубляется в опытное знание.
См. «Диалектика в современной диалектической философии»,
«Гносеологический вопрос современной диалектической философии»,
а также «Науки».

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Википедия определяет диалектику, как (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждения) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлективного теоретического мышления , имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

Принципы:

принцип развития,( движение основной атрибут материи)

принцип всеобщей связи, (Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.)

принцип тождества логики и теории познания(единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество)

принцип восхождения от абстрактного к конкретному,( аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания)

принцип единства исторического и логического.( помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. )

Закон – объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики) своей все-общностью и универсальностью, т.к. они:

– охватывают все сферы окружающей действительности;

– раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

  1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические – это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

  1. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние – противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

  1. Основные и неосновные.

Основные – противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные – противоречия между другими сторонами предмета.

Суть закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество –

  1. свойство предмета – такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.
  2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов
  3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.
  4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

Суть закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания отрицания

Суть закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого

Категории диалектики – понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

– сущность и явление;

Благоев в полемике с болгарскими неокантианцами, отрицавшими возможность анализировать познавательный процесс при помощи категориального аппарата марксистской философии, отстаивал идею о том, что основанием философского учения о познании должна быть диалектико-материалистическая теория отражения.

Исходные принципы марксистской теории отражения Благоев связывал с материалистическим решением основного вопроса философии. Диалектика познания есть не что иное, как отражение объективных диалектических процессов. Благоев указывал, что диалектическая философия рассматривает предметы и их отражение в головах людей, их образы, понятия во взаимной связи, в движении, в развитии. Отражение объективной реальности – не механическое, зеркальное отражение, а творческий процесс. Мышление познает реальность в ее сущностных противоречиях. Реальность неисчерпаема, поэтому познание бесконечно, считал Благоев.

Благоев подчеркивал социальную обусловленность процесса познания, его зависимость от материального производства, общественных структур и институтов. «Идеи, имеющие значение в общественной жизни, – писал он, – определяются общественным бытием каждой данной эпохи, являются мыслительным, идеальным образом этого бытия в сознании людей». И чем многообразнее становится это последнее, «тем больше расширяется содержание мышления или тем разностороннее бывает идеология».

Значительный вклад в систематизацию основных понятий и принципов теории познания диалектического материализма внес П. Лафарг. С марксистских позиций он ставил и решал проблему абстрактных понятий и их роли в познании (в терминологии Лафарга – вопрос о происхождении отвлеченных идей). Изучая историю философии, данные других наук, он пришел к выводу о том, что абстрактные понятия прогресса, справедливости, свободы, отечества и т.д., как и аксиомы математики, не существуют сами по себе и вне опыта. «Они не предшествуют опыту, а следуют за ним. Они не порождают исторических событий, а являются следствиями социальных явлений, которые, развиваясь, создают их, преобразуют или уничтожают».

Отвергая идеалистический априоризм, Лафарг подчеркивал исторический, изменчивый характер форм познания, их тесную диалектическую связь с конкретным уровнем развития общественно-исторической практики. Практика рассматривалась Лафаргом не только как критерий истины, но и как основная движущая сила развития познания. Хотя подчас он ошибочно отождествлял понятие практики с понятием эксперимента, опыта, однако эта теоретическая нечеткость не умаляет его заслуг в деле разработки целостной концепции марксистской теории познания.

Значительный резонанс в 90-е годы приобрели идеи Лафарга о соотношении объективной и субъективной диалектики, методологического и мировоззренческого аспектов в философском учении марксизма. Материалистическая диалектика для Лафарга – не только диалектика понятий, мышления (субъективная диалектика), но и учение о развитии самой действительности (объективная диалектика). Такая постановка вопроса стимулировала разработку собственно философской проблематики марксизма, исследование диалектических закономерностей природы, истории, человеческого познания.

Исследуя вопросы марксистской гносеологии, Лафарг вслед за Энгельсом последовательно применял субъективную диалектику. В ходе анализа основных постулатов домарксистской социальной философии – идей добра, справедливости, души и т.п. – Лафарг не только раскрыл социально-историческую обусловленность их содержания, но и показал абстрактность и метафизичность гносеологических принципов философской системы, не учитывающей этих детерминант. Он детально рассмотрел в качестве одного из способов научного познания в марксизме диалектический анализ-синтез, связал с этим способом Марксову идею восхождения от абстрактного к конкретному. Любая самая отвлеченная идея, любая «вещь в себе», подчеркивает Лафарг, перестает быть непознаваемой, как только ее анализ сделает возможным обратную процедуру – ее синтез.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *